какую смазку можно использовать для шрусов
Смазка ШРУС — что это и какую смазку выбрать?
В большинстве автомобилей используется ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) разных типов, для которых требуются смазки с определенными свойствами. Об этом и пойдет речь.
Основные виды ШРУСов:
Шариковые ШРУСы передают крутящий момент, обладают большим углом поворота. Поэтому, шарниры данного типа в большинстве случаев применяются в качестве наружных шарниров. Но, такая конструкция шарнира не допускает осевых перемещений, поэтому не применяется на внутренних ШРУСах. Для компенсации осевых перемещений применяются шарниры Типа трипод и шариковые с осевым перемещением.
Данный ШРУС, компенсирует осевые перемещения и называется шарнир-трипод. В его корпусе находится трехлучевая вилка с роликами на игольчатых подшипниках. Благодаря этой конструкции, трипод обеспечивает как угловые перемещения, так и осевые, при которых ролики перемещаются по направляющим канавкам корпуса при поворотах или иных колебаниях подвески. Из-за особенностей конструкции, их часто применяют в качестве внутренних ШРУСов приводов колес.
3. Шарикового типа с осевым перемещением.
В качестве внутренних ШРУСов также применяют и шариковые шарниры с определенной конструктивной особенностью канавок, позволяющей осевые смещения, при поворотах или иных колебаниях подвески.
Самые распространенные ошибки, встречающиеся при использовании смазки:
1. Использование литола-24 или графитной смазки.
2. Самая распространенная — Использование в триподах смазки, которые предназначены только для шариковых шарниров.
Поэтому очень важно отличать смазки для шариковых ШРУС и триподов!
Для современных шариковых ШРУСов используется консистентная литиевая смазка консистенции NLGI 2, чаще всего на основе минеральных масел с содержанием дисульфида молибдена в качестве антифрикционной присадки. Из-за черного цвета ее можно спутать с графитной смазкой. На упаковке таких смазок обычно указывается индекс «М».
Для триподов использовать смазку, описанную выше нельзя. Для них можно использовать только специальные мягкие смазки, консистенции NLGI 1 или NLGI 1.5, без твердых добавок. Смазки с твердыми частицами дисульфида молибдена, типа ШРУС-4 и аналогичные, в триподах применять нельзя! Обычно, на упаковке смазок для триподов, их применимость указана фразами типа «Tripod», «Для игольчатых подшипников», «Для триподов» и т.д.
ШРУС-М – это специальная пластичная смазка, содержащая дисульфид молибдена, антиокислительную и противозадирную присадки. Смазка предназначена для использования в узлах, работающих при повышенных нагрузках.
Применяется для смазывания шарниров равных угловых скоростей автомобилей, подшипников сцепления, места посадки заднего тормозного барабана, крестовин карданных сочленений и других механизмов, работающих при высоких нагрузках.
В качестве бонуса – всем покупателям с Драйва СКИДКА 10% на весь ассортимент. При оформлении заказа нужно указать промокод: drive2
Буем рады видеть Вас среди наших покупателей!
Бесплатные звонки по России: 8-800-333-92-93
УЗНАЙ ВСЕ ПРО СМАЗКИ ДЛЯ ШРУСов!
Внутренний и внешний ШРУС — в чем разница внутреннего (игольчатого или триподного) и внешнего (шарикового) узла, и какой должна быть смазка?
Триподный (игольчатый) ШРУС – содержит игольчатый подшипник, что НЕ допускает в смазках наличие твердых присадок.
Внешний (шариковый) ШРУС — содержит шариковый подшипник, что ДОПУСКАЕТ в содержании смазки твердых присадок, и более густую консистенцию.
Триподные ШРУСы пользуются растущей популярностью из-за:
1) обеспечения большей свободы перемещения полуоси в пространстве
2) способности выдерживать большие нагрузки
3) относительной простоты конструкции и дешевизны в производстве.
ТРЕБОВАНИЯ К СМАЗКАМ триподных (игольчатых) ШРУСов
>>> Смазка для внутреннего ШРУСа не должна содержать присадок и твердых частиц, чтобы не блокировать работу игольчатых элементов
>>> Должна иметь меньшую консистенцию, чтобы легко проникать в микро зазоры между игольчатыми элементами (класс консистенции по NLGI 1)
>>> Обладать высокими значениями трибологических параметров (должна хорошо сопротивляться трению)
>>> Быть устойчивой к воздействию воды (тест на смываемость струей воды с пластины при 38 С, не более 10%)
>>> Должна быть рассчитана на весь срок службы ШРУСа (степень восстановления структуры смазки после нагрева до 140 С).
ПРИЧИНЫ ПОЛОМКИ ШРУСа
80% использование неподходящей смазки из ремкомплекта
10% криворукость механика
8% экстремальная эксплуатация узла
2% производственный брак
А ВЫ ОБРАЩАЛИ ВНИМАНИЕ НА СМАЗКУ ИЗ РЕМКОМПЛЕКТА?
Подробнее об отличиях смазок из ремкомплекта для внешнего (ШАРИКОВОГО) ШРУСа, экспресс тест качества смазок, увеличение срока службы ШРУСа и много другое здесь.
Смазка ШРУС
Смазка для ШРУСа обеспечивает нормальную работу шарнира равных угловых скоростей, снижает уровень трения, повышает КПД механизма и предотвращает появление коррозии на поверхности отдельных деталей шарнира. Многих водителей интересует естественный вопрос — какую смазку использовать для ШРУСа? Мы собрали для вас информацию и сравнительные характеристики представленных в магазинах смазок, которую и предлагаем вашему вниманию. Еще в материале дана практическая информация по их применению, а также отзывы и личный опыт использования 6-ти популярных смазок некоторыми автовладельцами.
Что такое ШРУС, его функции и виды
Перед тем как перейти к разговору непосредственно о смазках, остановимся подробнее на ШРУСах. Это будет полезно для того, чтобы выяснить, какими свойствами должна обладать смазка для “гранаты”, как в простонародье называют ШРУС, и какой состав использовать в том или ином случае. Задача шарнира — передача крутящего момента от одной оси к другой при условии, что они находятся под углом друг к другу. Это значение может быть до 70°.
В процессе их эволюции были изобретены такие типы ШРУСов:
Особенностью любого шарнира угловых скоростей являются высокие ударные нагрузки. Они возникают при трогании машины, преодолении ею подъемов, езде по неровной дороге и так далее. С помощью специальных смазок ШРУС все негативные последствия удается нейтрализовать.
Свойства смазок для шарниров равных угловых скоростей
В связи со сложными условиями эксплуатации упомянутых шарниров, смазка ШРУСа призвана защищать механизм от негативных факторов и обеспечивать:
На основании перечисленных выше требований смазка для наружного или внутреннего ШРУСа должна обладать следующими характеристиками:
Таким образом, характеристики смазки для ШРУС должны в полной степени отвечать приведенному списку. В настоящее время промышленностью выпускается несколько видов таких составов.
Типы смазок для ШРУС
Смазки выпускаются на основе различных химических составов. Перечислим и охарактеризуем используемые в настоящее время типы.
Смазка LM47 для ШРУС с дисульфидом молибдена
Литиевые смазки ШРУС
Это наиболее старые смазки, которые начали использоваться сразу же после изобретения самого шарнира. Они основаны на литиевом мыле и различных загустителях. В зависимости от используемого базового масла смазки могут иметь цвет от светло желтого до светло коричневого. Они хорошо подходят для использования при средних и высоких температурах. Однако при низкой температуре теряют свою вязкость, поэтому уровень защиты механизма значительно снижается. Возможно даже постукивание шарниров при больших морозах.
Смазка ШРУС с молибденом
С развитием технологий использование литиевых смазок стало во многом неэффективно. Поэтому химической промышленностью были разработаны более современные смазки на основе литиевого мыла, однако с добавлением дисульфида молибдена. Что касается смазочных свойств, то они приблизительно такие же, как и у литиевых аналогов. Однако особенностью молибденовых смазок является их высокие антикоррозионные свойства. Это стало возможным благодаря использованию в их составе солей металлов, которые заменили часть кислот. Такие составы абсолютно безопасны для резины и пластика, из которых производятся некоторые детали ШРУСа, в частности, пыльник.
Существенным недостатком смазки на молибденовой основе является их боязнь влаги. То есть, при попадании под пыльник даже незначительного ее количества, смазка с молибденом превращается в абразив с вытекающими последствиями (повреждения внутренних частей ШРУСа). Поэтому при использовании молибденовой смазки необходимо регулярно проверять состояние пыльников на корпусе ШРУСа, то есть его герметичность.
Популярными продуктами из этой серии в нашей стране являются смазки «ШРУС-4», LM47 и другие. Об их преимуществах, недостатках, а также сравнительных характеристиках мы поговорим ниже.
Бариевая смазка ШРБ-4
Бариевые смазки
Этот тип смазок на сегодняшний день является самым современным и технологичным. Смазки обладают отличными эксплуатационными характеристиками, химической устойчивостью, не боятся влаги и не взаимодействуют с полимерами. Их можно использовать в качестве смазки для наружного и внутреннего ШРУСа (трипода).
Недостатком бариевых смазок является снижение их свойств при отрицательных температурах. Поэтому замену рекомендуется проводить после каждой зимы. Кроме этого, в связи со сложностью и технологичностью производства, цена бариевых смазок выше, чем у литиевых или молибденовых аналогов. Популярной отечественной смазкой такого вида является ШРБ-4.
Какие смазки использовать не следует
ШРУС — механизм, который работает в сложных условиях. Поэтому для его смазки нельзя использовать любые попавшиеся под руку составы. В частности, ШРУСы нельзя смазывать:
Использование смазок при низких температурах
По отзывам автовладельцев, живущих в условиях крайнего севера или приближенных к ним, неплохо себя зарекомендовали отечественная смазка “ШРУС-4” и RAVENOL Mehrzweckfett mit MoS-2. Однако выбора смазок мы коснемся чуть позже.
Замена смазки в ШРУСах
Процедура замены смазки в шарнирах равных угловых скоростей, как правило, не вызывает сложностей даже у неопытных автолюбителей. В первую очередь вам необходимо будет снять ШРУС с вашего автомобиля. Последовательность действий будет напрямую зависеть от конструкции и устройства машины. Поэтому невозможно дать конкретных рекомендаций. Также следует знать, что шарниры бывают внутренними и внешними. Принцип их работы кардинально отличается. Не вдаваясь в подробности конструкций стоит сказать, что основой внешнего ШРУСа являются шарики, а основой внутреннего ШРУСа (трипода) — ролики, или игольчатые подшипники. Внутренний ШРУС допускает большие осевые перемещения. Для смазки внутренних и наружных шарниров используют разные смазки. Пример замены проведем на трипоидном ШРУСе, как наиболее популярном варианте.
Когда ШРУС окажется у вас в руках, то непосредственная процедура по замене выполняется в соответствии со следующим алгоритмом:
Уровень смазки для ШРУСа в «стакане»
Замена смазки на наружном ШРУСе ВАЗ 2108-2115
Замена смазки на внутреннем ШРУСе
Как видите, процедура замены несложная, и с ней может справиться любой автовладелец, владеющий элементарными навыками слесарных работ. Основной вопрос, на который необходимо ответить прежде чем выполнять эту процедуру — какая смазка ШРУС лучше и почему? В следующем разделе попытаемся ответить на него.
Применение смазок для ШРУСов
В связи с различием конструкции внутренних и наружных шарниров равных угловых скоростей технологи рекомендуют использовать для них разные смазки. В частности, для внутренних ШРУСов используются следующие марки смазок:
Смазки для внутренних ШРУСов
Для наружных ШРУСов рекомендуются следующие марки смазок:
Смазка для наружных ШРУСов
Лучшая смазка для ШРУСов
Мы нашли в интернете отзывы реальных потребителей о распространенных смазках для ШРУСов, после чего проанализировали их. Надеемся, что эта информация будет полезной для вас и поможет ответить на вопрос — какую смазку лучше использовать для ШРУС. Отзывы представлены в виде таблиц, последовательность упоминания говорит об их популярности, от более к менее популярным. Таким образом получился ТОП 5 лучших смазок для ШРУСа:
Отечественная смазка ШРУС-4
Положительные отзывы | Отрицательные отзывы |
Ну в целом товар нормальный, советую. Тюбик удобный, как от крема для рук, выдавливается смазка легко, не имеет никакого специфического запаха. | Все эти смазки LM 47 Langzeitfett,Castrol MS/3,Valvoline Moly Fortified MP Grease и куча-куча других подобных-суть есть полнейший аналог нашей российско-советской смазки ШРУС-4, которой завалены прилавки всех магазинов и который благодаря массовому производству стоит копейки. Я бы никогда не купил ни одну из этих импортных смазок, так как это явный «оверпрайсед». |
Качественная смазка, проверенный производитель, отлично смазывает детали. По сравнению со смазками которыми раньше пользовался, приятно был удивлен данной смазкой. |
Положительные отзывы | Отрицательные отзывы |
Вполне нормальная такая минеральная смазка для наружных ball type CVJ для не слишком суровых зим. Наличие твердых добавок в виде MoS2 и графита в наружных Рцеппах/Бирфильдах является обязательным, но вот что касается количества 3 или 5 процентов, не думаю чтобы это каким-то серьезным образом влияло на условия работы узла и определяло его долговечность. | ШРУС-4, как мне кажется, не хуже будет. |
Хорошо переносит низкую температуру. Использовал в своей Тойоте. Пока со ШРУСОМ проблем нет. |
Положительные отзывы | Отрицательные отзывы |
Смазку использовал, когда пыльник порвало, 20000 км полет нормальный. | Сегодня эта смазка вовсю продается в инет-магазинах. Кто-то наивно купился на безграмотную рекламу данной смазки… Какой-то будет результат ее применения. Появился вот еще один рекламный материал призванный побудить розничных покупателей ( то есть нас с Вами ) к ее покупке и применению в дорогостоящих узлах наших авто. |
А я уже затарился смазкой для замены пыльников… не оригинальная смазка из наборов вообще доверия не внушает. |
Положительные отзывы | Отрицательные отзывы |
Самая лучшая на сегодня смазка для ШРУС и подшипников. После применения и пробега первых 200 км реально снижается шум подшипников. Рекомендую! | Не верю я в эти басни… Лучше буду копить деньги на хорошие ШРУСы. |
Ничего плохого в этой смазке нет. ТО что она не навредит это точно. Но и ждать от нее невозможного не надо. Если не восстановить, то остановит износ. Доказано. | Еще много-много тысяч человек верят в то, что ХАДО вылечит их подшипники и шарниры… все зарастет и восстановится… Эти люди бегут в магазин за смазкой. а потом в магазин за новым узлом… При этом им в голову усиленно втирают: ну. 50/50, что поможет… И человек продолжает эксперименты за свои деньги. |
Положительные отзывы | Отрицательные отзывы |
Покупал по совету друга. Он приехал из Америки, там тоже такую используют. Только говорит, что она там стоит дешевле. Вообщем набил ШРУС, пока все ок. | Не найдено. |
Нормальное ощущение. Брал потому что высокотемпературная. Страховался. После замены отъездил уже 50 тыс. Скрипов-стуков не замечено. |
Заключение
Проводите процедуру по замене смазки шарнира равных угловых скоростей в соответствии с регламентом, установленным производителем вашего автомобиля. Помните, что гораздо дешевле купить смазку для ШРУСа, чем выполнять ремонт или замену самого шарнира вследствие его повреждения. Поэтому не пренебрегайте этим. Что касается выбора определенной марки, то советуем вам не гнаться за мнимой выгодой и не покупать дешевые смазки. Как правило, за разумные деньги вполне можно купить качественный продукт. Надеемся, что приведенная выше информация была для вас полезной, и теперь вы примете правильное решение, какую лучше использовать смазку в ШРУСе вашего авто.
Чем лучше смазывать ШРУС
Переднеприводные автомобили имеют массу преимуществ — в большинстве случаев они оказываются более лёгкими и простыми в производстве, а также отличаются лучшей проходимостью на скользкой дороге. Однако у них есть и некоторые недостатки, к примеру, использование ШРУСа в системе привода не только обеспечивает равномерное прямолинейное движение, но и становится причиной достаточно быстрого износа компонентов трансмиссии. Для повышения надёжности этих деталей пришлось разработать специальную смазку, которая несколько улучшила ситуацию и повысила надёжность машин с передним приводом. Однако впоследствии появилось множество видов смазывающих материалов, что создало путаницу и стало причиной возникновения некоторых неудобств для автомобилистов. Чтобы устранить их, мы дадим ответ на вопрос, какая смазка для ШРУСов лучше.
ШРУСы в автомобиле требуют периодичного смазывания
Какие задачи стоят перед смазкой?
Любому автомобилисту известно, что применяющиеся в узлах машины смазки служат не только для уменьшения трения и предотвращения преждевременного износа металлических компонентов. Она также должна уменьшить нагрузку, приходящуюся на детали, что обеспечит их свободное вращение и позволит транспортному средству беспрепятственно двигаться вперёд. Если говорить о смазках для ШРУСа, то, помимо защиты от трения, они также уменьшают затраты топлива и трансмиссионные потери автомобиля.
Второе важнейшее свойства смазки заключается в предотвращении распространения коррозии. Не секрет, что большинство поломок металлических деталей становится следствием полостной коррозии, которую также называют питтингом или крекинг-коррозией. В этом случае в ШРУСах образуются полости, называемые раковинами — при этом теряется эффективность передачи крутящего момента и появляется неприятный стук, который становится отчётливо заметным при повороте руля. Смазка призвана предотвратить распространение коррозионных процессов в ШРУСах, чтобы обеспечить их долговечность и уберечь автомобилиста от лишних затрат.
Кроме того, смазки должны быть щадящими в отношении органических и синтетических полимеров. Для защиты ШРУСа всегда применяются резиновые либо пластиковые пыльники, которые предотвращают попадание загрязняющих веществ извне. Смазка не должна растворять материал, из которого они изготавливаются.
Разновидности смазки
За долгие годы существования переднеприводных и полноприводных автомобилей были созданы десятки разновидностей составов для ШРУСов. Практически все они эффективно справляются с трением и снижением нагрузок, приходящихся на детали трансмиссии. Однако многие из них проявляют агрессивные свойства в отношении полимерных соединений либо не способны бороться с полостной коррозией. В сравнение смазок для ШРУСов мы включим только те составы, которые соответствуют всем предъявляемым к ним требованиям.
Литиевые смазки
Наиболее популярная смазка для трансмиссии и других деталей, подвергающихся очень высоким нагрузкам, производится на основе вспененного раствора лития в органической кислоте. Она представляет собой желтоватый консистентный состав большой вязкости, который при низкой температуре становится ещё более густым и с трудом намазывается на детали. Литиевые составы для ШРУСов хорошо справляются с трением и способны в несколько десятков раз уменьшать нагрузки, которые приходятся на компоненты приводного механизма.
Также стоит отметить их высокие консервационные свойства — литиевые смазки для ШРУСа защищают металлические детали от влаги, нейтрализуют случайно попавшую внутрь пыль и другие загрязняющие вещества. Однако далеко не все составы на основе лития способны бороться с питтингом ШРУСов — поэтому специалисты рекомендуют проверять узлы приводной системы уже после 50–60 тысяч километров пробега. Одним из немногих исключений является отечественная смазка Литол-24 — российские производители автомобилей допускают её замену в ШРУСах через 100 тысяч километров.
Литиевые составы устойчивы к большинству типов полимерных покрытий, которые используются в производстве пыльников ШРУСов. Однако некоторые производители автомобилей используют современные высокопрочные пластики на органической основе для изготовления таких защитных компонентов — они могут растворяться Литолом и его аналогами. В таком случае следует обратить внимание на инструкцию по эксплуатации транспортного средства — в ней сказано, какую смазку лучше применять для защиты ШРУСов от износа.
В настоящее время отечественные производители остаются мировыми лидерами по выпуску литиевых средств для ШРУСов. Большинство зарубежных компаний отказываются от них по причине появления новых технологий, способных обеспечить лучшую защиту для компонентов трансмиссии, подвергающихся высоким нагрузкам. Однако на рынке по-прежнему встречается литиевая смазка для ШРУСов следующих брендов:
Смазки на основе дисульфида молибдена
Несмотря на высокую эффективность средств для ШРУСов на литиевой основе, специалисты сосредоточились на поиске нового решения, которое идеально подходило бы для всех автомобилей. Результатом их изысканий стали смазки нового поколения, в которые добавлялось такое соединение, как дисульфид молибдена. Главным отличием таких составов для ШРУСов стала повышенная устойчивость к коррозии. Отчёты специалистов, проводивших ресурсные испытания, гласили, что даже спустя 100 тысяч километров пробега ШРУСы не проявляют признаков серьёзного износа. Однако вечной такая смазка не является — даже в идеальных условиях эксплуатации её рекомендуют менять каждые 90–100 тысяч километров либо через 5 лет после первичной набивки узла.
Эффективность борьбы с трением у материалов для ШРУСов на основе дисульфида молибдена была столь же высокой, как и у литиевых аналогов. Кроме того, уменьшение содержания органических кислот, замещённых солью металла, привело к снижению агрессивности по отношению к любым полимерным поверхностям. Смазки для ШРУСов на основе дисульфида молибдена можно использовать практически во всех современных автомобилях — такая рекомендация даётся производителями.
Однако у средств на основе дисульфида молибдена есть один значительный минус — она боится попадания влаги внутрь ШРУСа при нарушении герметичности пыльника. Последствием такого незначительного повреждения может быть полная потеря смазкой своих свойств, что станет причиной разрушения узла. Поэтому при использовании смазок из такой группы лучше внимательно проверять состояние пыльников каждый месяц, а также после езды по бездорожью либо после сильных ударов, пришедшихся на переднюю часть днища автомобиля.
Чтобы понять, какая смазка с дисульфидом молибдена лучше, не нужно обращать внимание на стоимость подобной продукции. Очень часто оказывается, что достаточно дешёвый вариант обладает лучшей эффективностью в борьбе с трением и полостной коррозией. Хорошим примером являются отечественные смазки, которые выпускаются под общим названием ШРУС-4 — они содержат достаточно большое количество дисульфида молибдена и эффективно защищают компоненты трансмиссии от любых внешних воздействий. Из зарубежных аналогов можно порекомендовать составы для ШРУСов следующих производителей:
Бариевые смазки
В последнее время было создано немало альтернативных смазок, которые предназначаются для защиты ШРУСов от износа и разнообразных внешних воздействий. Однако большинство из них не получили широкого распространения в силу малой эффективности или высокой стоимости таких средств. Исключением стала только бариевая смазка, которая может служить реальной альтернативой материалам на основе лития и дисульфида молибдена.
Главным её преимуществом является повышенная устойчивость к воздействию влаги — к примеру, после разрыва пыльника ШРУСа менять бариевую смазку вовсе не обязательно, если в ней не накопилось большое количество загрязняющих материалов. Кроме того, бариевый состав способен бороться со всеми видами коррозии, предотвращая преждевременную поломку ШРУСов даже при эксплуатации автомобиля в особенно агрессивных условиях. Преимуществом составов на основе бария можно назвать и полностью нейтральный химический состав по отношению к любым полимерам — она не разрушает пыльники и не способствует потере эластичности различных уплотнений.
Конечно, такие средства для ШРУСов пока слабо распространены в силу их дороговизны и сложности изготовления. К примеру, единственным отечественным изделием на основе бария является смазка ШРБ-4. Вместо неё можно приобрести смазки для ШРУСов зарубежных производителей, однако в этом случае придётся приготовиться к большим расходам. Также существенным минусом описанного смазочного материала является малая устойчивость к низким температурам — поэтому при активной эксплуатации автомобиля рекомендуется заменить смазку в ШРУСах и провести их комплексную диагностику.
Какую смазку применять не следует?
Очень часто владельцы машин становятся жертвой маркетинговых ходов продавцов автомобильных товаров — они утверждают, что именно их продукция станет гарантией надёжности и безопасности транспортного средства, хотя в реальности складывается полностью противоположная ситуация. К примеру, не следует использовать для защиты ШРУСов графитовую смазку, поскольку она предназначена для защиты подшипников и других подвижных соединений электромоторов. Перед покупкой графитовой смазки стоит понимать, что срок службы ШРУСов с ней будет составлять не более 20–25 тысяч километров. Особенно внимательным стоит быть, заказывая замену смазки в гаражном сервисе — в них часто практикуется применение некачественных или несоответствующих всем требованиям материалов.
Кроме того, не следует приобретать углеводородные средства, включая технический вазелин, несмотря на то, что их упаковка может содержать сведения о возможности обработки ШРУСа. Причина этого заключается в консервационном характере углеводородных составов. Они отлично выдерживают воздействие влаги, не допускают коррозии и повреждения посторонними загрязнителями, однако начинают разрушаться уже после достижения температуры 45 градусов. Понятно, что в таких высоконагруженных узлах трансмиссии, как ШРУСы, температура будет намного большей, что приведёт к полному вымыванию смазки уже через несколько километров пути. Применение технического вазелина и других углеводородных средств для защиты ШРУСов может привести только к их поломке спустя очень небольшой промежуток времени.
Также быстрому разрушению ШРУСа могут способствовать консистентные составы, созданные на основе натрия или кальция. Они применяются при сборке различных компонентов автомобилей, включая подшипники, подвижные соединения, приводные тросики, однако совершенно не подходят для работы в высоконагруженных узлах, примером которых являются ШРУСы переднеприводной машины. Худшим последствием их применения может стать ускоренное распространение коррозии — результат не заставит себя долго ждать и уже через 15–30 тысяч километров ШРУСы станут полностью непригодными к дальнейшей эксплуатации. Среди смазок, содержащих минеральные компоненты, и запрещённых к применению в трансмиссии автомобиля, можно также назвать составы на основе железа и цинка.
Правила замены смазки в ШРУСах
Чтобы получить доступ к ШРУСам, придётся предварительно разобрать ходовую часть автомобиля. Вам необходимо будет снять шаровые опоры и тяги, которые поддерживают ШРУСы, если таковые имеются в автомобиле. Перед тем как вытягивать деталь, внимательно осмотрите переднюю подвеску — вполне возможно, что в ней есть ещё какие-либо детали, которые повредят ШРУСы при попытке их извлечения. После этого нужно снять стяжки, которыми удерживается внутренняя часть ШРУСа и отвести стойки амортизаторов — достаточно будет приложить немного усилий, чтобы деталь оказалась у вас в руках.
Понадобится разборка ходовой части
Чтобы запрессовать смазку в ШРУСы, нужно будет разделить их на внутренние и внешние части. Вначале займёмся смазкой внутреннего ШРУСа, который также называют триподом за счёт применения оригинальной конструкции с тремя опорами. Потянув за стопорное кольцо, отделяем приводной механизм от корпуса внутреннего ШРУСа. Будьте внимательны, чтобы избежать повреждения узла при установке после смазки, вам потребуется нанести на корпус и опоры небольшие насечки, которые в процессе сборки придётся совместить между собой. Прежде чем наносить новую смазку, нужно будет извлечь старый материал вместе с накопленной в нём грязью — для этого рационально использовать пару плотных тряпок и бумажные обтирочные салфетки, которые используются при мойке автомобиля.
Теперь стоит заняться внешним ШРУСом — для того, чтобы извлечь из него шарики, необходимо будет сильно нажать на сепаратор с одной стороны, а если он не поддаётся, то сделать несколько ударов молотком через деревяшку. Доставая звёздочку и сепаратор, аналогичным образом отметьте их положение на корпусе, а также запомните, в какой очерёдности устанавливались шарики. Наружный ШРУС также необходимо будет очистить от старой смазки и, при необходимости, тщательно вымыть специальным средством. Не используйте обычное мыло и автошампуни — оставшись на стенках корпуса, они могут вступить в реакцию со смазкой и нарушить её свойства.
Когда все детали будут очищены от старой смазки и вымыты, ещё раз аккуратно вытрите их сухой бумажной салфеткой и начинайте процедуру сборки. Вначале необходимо наполнить оба корпуса ШРУСов смазкой примерно на одну треть и установить внутренние компоненты. Проверьте, чтобы они сохраняли подвижность и начинайте наполнение. Будьте внимательны — наружный ШРУС нужно наполнить смазкой таким образом, чтобы она слегка выступала за его пределы, а во внутренний её нужно немного недолить, чтобы до края оставалось 3–5 миллиметров. После этого продолжайте сборку узлов приводной системы в обратном порядке, не забывая совмещать метки на внутренних компонентах ШРУСов и их корпусах. Перед монтажом пыльников положите в них немного смазки и аккуратно распределите её, чтобы она равномерно покрывала внутреннюю поверхность.
Периодичность замены любой смазки в нормальных условиях составляет 80–100 тысяч километров, что позволяет добиться идеальной сохранности ШРУСов автомобиля. Однако специалисты рекомендуют уменьшить этот пробег до 60 тысяч километров, если автомобиль эксплуатируется в жёстких условиях, водитель предпочитает активный стиль вождения либо участвует в спортивных соревнованиях. Аналогичное правило используется и для внедорожников, которые достаточно часто используются по прямому назначению, причём их владельцам рекомендовано почаще проверять состояние пыльников, поскольку их разрыв может стать причиной серьёзной поломки. Если автомобиль проходит в течение года достаточно малое расстояние, рекомендуется заменить смазку в ШРУСах через 4–5 лет, поскольку к этому времени она полностью потеряет свои свойства. Также смазку положено менять в том случае, если машина стоит больше 8–9 месяцев без движения или эксплуатируется эпизодически в течение полутора лет — подобным образом удаётся избежать старения смазывающего материала в ШРУСах, которое может привести к ускоренному износу узла.
Как подобрать смазку?
На сегодняшний день оптимальным вариантом для смазки ШРУСов являются составы, содержащие дисульфид молибдена — они обеспечивают надёжную защиту от коррозии, а также способны существенно уменьшать трение в трансмиссии автомобиля. Стоит также знать, что смазки, содержащие натрий и кальций, цинковые, графитовые, железосодержащие, углеводородные составы не могут использоваться для защиты ШРУСов — они наносят им значительный вред и способствуют ускоренному износу. В любом случае перед приобретением конкретного смазывающего средства вам необходимо будет изучить инструкцию по эксплуатации автомобиля, чтобы найти в ней рекомендации производителя. Если говорить о брендах изготовителей смазки, лучше отдавать предпочтение таким компаниям, как BP, Texaco, ESSO, Liqui Moly, Mobil. Однако отечественные смазки ШРУС-4, Литол, Фиол, ШРБ-4 и их аналоги практически не уступают продукции названных выше производителей по основным свойствам.