какую скорость вентилятора ставить на видеокарту
Cкорость кулера видюхи
01 Aug 2020 в 16:01
01 Aug 2020 в 16:01 #1
Крч ни в чем не шарю, поэтому спрашиваю у вас. Крч во всех обзорах говорят что моя карта(gigabyte 1660super) должна греться примерно не больше 65 градусов. В овердроче же на фулах с масштабом прорисовки в 150% она греется до 70-72 при 60%, в 3 ведьмаке на азпредельных без волос 68 вроде макс, хотя это без битв и не в городе(хз повышается ли от такого температура). Наскок я понял частично такие температуры повышенные из-за того что у меня душноватый корпус. Я хотел бы поставить кулера на 65 хотяб для таких игр, но чет начитался что шибко ставить большие % кулеров это плохо и кулера полетят быстро, наскок эт правда и какие максимальные натсройки скорости желательны?
01 Aug 2020 в 16:05 #2
в чём собственно вопрос? Мб у тебя в хате 30градусов, корпус без продува, тогда температуры не удивляют, а так видеокарта сама регулирует скорсть вращения, не парься
01 Aug 2020 в 16:06 #3
Сделай андервольт через афтербернер и темература будет как раз, у меня тоже 1660S
01 Aug 2020 в 16:10 #4
в чём собственно вопрос? Мб у тебя в хате 30градусов, корпус без продува, тогда температуры не удивляют, а так видеокарта сама регулирует скорсть вращения, не парься
да я знаю что регулирует на авто, ток как она это делает, я лучше перед запуском игры буду ставить заранее заготовленную скорость и будет норм
Сделай андервольт через афтербернер и темература будет как раз, у меня тоже 1660S
я понял примерно ничего
01 Aug 2020 в 16:12 #5
я понял примерно ничего
Ниогда не пользовался афтербернером? Если гайд по этому делу легко найти, самый просто способ снизить температуру
01 Aug 2020 в 16:14 #6
Ниогда не пользовался афтербернером? Если гайд по этому делу легко найти, самый просто способ снизить температуру
01 Aug 2020 в 16:30 #7
Через Ctrl+F попадаешь в кривую частот, выбираешь желаемую точку частоты/вольтажа и выравниваешь в линию
Ну и проверяешь стабильность в игрушках, можешь пробовать такие же настройки как у меня
01 Aug 2020 в 16:47 #8
Через Ctrl+F попадаешь в кривую частот, выбираешь желаемую точку частоты/вольтажа и выравниваешь в линию
Ну и проверяешь стабильность в игрушках, можешь пробовать такие же настройки как у меня
и долго у тя так все стоит?
01 Aug 2020 в 16:49 #9
и долго у тя так все стоит?
Уже пару месяцев, проблем нет, я просто хотел чтобы обороты кулеров пониже были
01 Aug 2020 в 17:57 #10
Крч ни в чем не шарю, поэтому спрашиваю у вас. Крч во всех обзорах говорят что моя карта(gigabyte 1660super) должна греться примерно не больше 65 градусов. В овердроче же на фулах с масштабом прорисовки в 150% она греется до 70-72 при 60%, в 3 ведьмаке на азпредельных без волос 68 вроде макс, хотя это без битв и не в городе(хз повышается ли от такого температура). Наскок я понял частично такие температуры повышенные из-за того что у меня душноватый корпус. Я хотел бы поставить кулера на 65 хотяб для таких игр, но чет начитался что шибко ставить большие % кулеров это плохо и кулера полетят быстро, наскок эт правда и какие максимальные натсройки скорости желательны?
Пфф,72 максимум градуса это еще вполне нормальная температура для видяхи,учитывая,что корпус у тебя скорее всего железный гроб,в котором видяшке душно,плюс в комнате градусов 25-30.Насчет кулеров-можешь спокойно ставить 60+ % оборотов в том же афтербернере,ничего страшного не случиться,проверено мною на не одной видяхе разных вендоров.Но даже если допустить фантастическое и невероятное,что вентиляторы сломаються года так через 2-3,то купишь на том же алике или других барахолках вентиляторы для своей 1660с,стоят они 200-300 гривен(что-то около 500-600 рублей),ну или отреставрируешь их если еще возможно(смажешь их,почистишь от пыли/комков грязи(да-да,они иногда бывают и там)).Ну а так вообще фигово,да, постоянно обороты на одном уровне держать,например при интернет-серфинге или просто при просмотре фильма с компа высокие обороты и нафиг не нужны,если уж и хочешь выкрутить обороты кулеров,то делай это в тех играх,которые сильно нагружают твою видяху,потом сбрасывай обороты на дефолтные,ну или как посоветовали выше заандервольт видеокарту(понизь напругу на ядро.Это можно сделать в том же афтербернере)
Охлаждение видеокарты — как это работает
Содержание
Содержание
Будь то топовое игровое решение или простая офисная затычка, при работе видеокарта будет неминуемо нагреваться. А перегрев может привести к уменьшению производительности или вовсе к ее поломке. Чтобы исключить такой вариант событий, производители предусмотрели множество разновидностей систем охлаждения видеокарты, которые могут обуздать один из самых горячих компонентов ПК.
Конструктивные особенности
Комплектующим ПК при работе свойственно нагреваться, выделяя при этом немалое количество тепла. Особенно это касается видеокарты, которая наряду с процессором является самым тепловыделяющим элементом системы. Свойственный этим двум деталям «горячий характер» непосредственно отразился на схожих методах их охлаждения. Самый распространенный тип охлаждения реализован по принципу передачи тепла от компонентов радиатору, с которого оно рассеивается с помощью вентиляторов. Такой тип охлаждения имеет несколько видов реализации: с помощью тепловых трубок, испарительных камер или совмещающий эти два вида.
Медные тепловые трубки на примере RTX 2060
Тепловые трубки представляют собой металлические трубки, по которым отводится тепло от чипа. Чаще всего изготавливаются из меди, иногда внешний слой покрыт никелем, придавая изделию благородный вид серебра. Трубки наполняются дистиллированной водой или любыми другими жидкостями, которые имеют низкую температуру кипения. Как правило, они впаяны в подложку системы охлаждения и контактируют с графическим процессором через медное основание. Также они могут иметь непосредственный контакт с чипом в зависимости от модели.
При нагреве жидкость в трубке закипает и превращается в пар. Он перемещается в более холодную область трубки, где конденсируется и образует жидкость. Этот цикл повторяется постоянно. Таким образом, тепло от чипа переносится в верхнюю часть трубки, а большое количество ребер радиатора позволяет увеличить площадь для рассеивания тепла.
Испарительная камера, покрывающая полностью печатную плату на примере RTX 2080
Испарительные камеры являются более эффективным продолжением эволюции тепловых трубок. Они так же используют принцип испарения жидкости в трубке, но с некоторыми нюансами. Камеры реализованы в виде плоских трубок, которые одновременно являются и теплотрубками, и теплосъемником. За счет многослойной и плоской конструкции ускоряются процессы преобразования жидкости в пар, и увеличивается площадь для отвода тепла. В связи с этим тепло рассеивается по конструкции более равномерно, нежели в обычных теплотрубках. Дополнительным охлаждающим элементом выступают ребра радиатора, как и в случае тепловых трубок. Схожий по сути, но с другим принципом реализации метод используется в системах жидкостного охлаждения. Жидкость не испаряется, а циркулирует в замкнутом круге. С помощью насоса-помпы жидкость под давлением забирает тепло от теплосъемника и передает его на радиатор, который рассеивает его за счет своей площади и вентиляторов.
Реализация охлаждения: без вентиляторов, с одним, двумя или тремя
Можно встретить большое количество разных вариаций систем охлаждения видеокарт: без вентилятора, с одним вентилятором, двумя или даже тремя. Аппетиты видеокарт непреклонно растут, а за большим энергопотреблением идет большее тепловыделение, которое нужно как-то отводить. Самым простым решениям видеокарт, которые не имеют мощного чипа, достаточно простого радиатора без вентилятора.
Но если рассматривать даже самые начальные игровые и рабочие версии, то тут уже без вентилятора не обойтись.
Наглядный пример: поставим рядом вентилятор размером 92 мм и 120 мм, какой из них с меньшим шумом отведет большее количество воздуха? Конечно же, более крупная версия. А если их будет сразу несколько? Результат будет еще лучше. Схожий принцип работает и в системах охлаждения. Условные два вентилятора на более низких оборотах смогут отвести тот же объем воздуха, что и один вентилятор на повышенных оборотах, который в свою очередь будет намного шумнее в работе. Но, как в любом правиле, тут есть свои исключения.
Не редки случаи, когда одновентиляторная модель имеет в своем распоряжении несколько тепловых трубок, а версия с двумя вентиляторами — всего одну. В таких случаях выбор далеко не очевиден, и правило «Чем больше вентиляторов, тем лучше» может не работать.
Обилие вариаций с разным количеством вентиляторов и размером системы охлаждения обусловлено большой конкуренцией среди производителей. По сути, производителям достается лишь печатная плата от Nvidia или Amd, и им приходится находить все новые и новые решения, чтобы превзойти конкурентов в плане охлаждения. На вентиляторах появляются различные зазубрины, выемки или меняется форма лопастей — все для большего ускорения воздушного потока и увеличения эффективности охлаждения.
В трехвентиляторных моделях сохраняется тот же принцип работы. Крайние вентиляторы крутятся в одном направлении, а центральный в противоположном.
Как правило, трехвентиляторные системы встречаются в самых прожорливых экземплярах карт. У них есть массивный радиатор, покрывающий всю печатную плату. Хотя вы можете найти мощную систему охлаждения даже в видеокартах из среднего сегмента. Тогда она будет работать абсолютно тихо.
Радиальные и осевые вентиляторы
Турбинная реализация системы охлаждения на примере GTX 1080 TI
Главным компонентом системы охлаждения в виде турбины является один радиальный вентилятор. У него нет привычных больших лопастей, вместо них лопатки спиральной формы. Воздух засасывается внутрь ротора и за счет центробежной силы направляется в выходные отверстия у разъемов видеокарты. Внешний кожух системы охлаждения имеет закрытую форму, являясь своеобразной направляющей для воздушного потока. Холодный воздух засасывается внутрь, проходит через радиатор и выбрасывается прямиком наружу корпуса, не задерживаясь внутри ПК. Модели с турбиной были доступнее, но гораздо шумнее.
Традиционная реализация системы охлаждения на примере 5700 XT
Традиционные осевые вентиляторы используются повсеместно. Они не прихотливы, легко изготавливаются, и их может быть до 2-3 штук в одной видеокарте. Осевые вентиляторы не так капризны к кожуху системы охлаждения и при желании даже могут обходиться и без него. В связи с этим они дают производителям большое поле для экспериментов с охлаждением. Можно поместить массивную систему с множеством ребер радиатора, рассеяв тепло с помощью более крупных вентиляторов в количестве нескольких штук. Подавляющее большинство классических систем охлаждения имеют крупные вырезы или вовсе укороченный кожух. Холодный воздух, поступивший от вентиляторов, попадает на радиатор и рассеивается во всех доступных направлениях. При стандартном расположении видеокарты большая часть воздуха, выходящего из системы охлаждения, остается в корпусе, сталкивается с боковой стенкой и поднимается вверх.
Регулировка оборотов видеокарт и пассивный режим: как работает нынешнее поколение видеокарт
В современных поколениях видеокарт все меньше остается моделей с активной системой охлаждения, то есть с постоянно вращающимися вентиляторами, которые увеличивают обороты при повышении температуры. На смену приходит пассивный режим. Суть в полном отключении вентиляторов при низкой нагрузке на видеокарту или низком энергопотреблении. Это позволяет при бытовых задачах избавиться от шума и достичь почти эталонной тишины при легких задачах ПК.
Включаются вентиляторы только при достижении определенной температуры, в среднем
50 градусов, в зависимости от модели. У такой реализации есть и обратная сторона. При некоторых условиях скачки температуры могут быть волнообразны, что заставляет вентиляторы быстро раскручиваться и останавливаться с большой частотой, издавая при этом паразитные шумы. При таком варианте событий потребуется настройка оборотов вентиляторов. У каждого из крупных брендов есть свой собственный софт для настройки видеокарты. В него входит настройка разгона, оборотов и подсветки, если она имеется. А также отображение главных технических данных модели. Достаточно пару раз поэкспериментировать, выставив в графике нужные сочетания скорости вентилятора/температуры и сохранить приемлемые значения.
Если вас не устраивает комплектный софт вашей видеокарты, можно воспользоваться удобной и распространенной программой MSI Afterburner. Она имеет широкий функционал и является бесплатной. Пассивный режим работы вентиляторов можно и вовсе отключить, настроив постоянную работу вентиляторов, но с низкими оборотами при малой нагрузке.
Руководство по раскрытию потенциала и тонкой настройке воздушного охлаждения персональных компьютеров
реклама
К сожалению простого и универсального рецепта, куда и как прикрутить вентиляторы не существует, аэродинамические процессы внутри корпуса проходят довольно сложные, к тому же сильно отличаются в зависимости от конфигурации и так просто на коленке их не рассчитать. Информация ниже может оказаться полезной не только для оптимизации охлаждения в готовом компьютере, но и при выборе нового корпуса.
п.3 Вопреки распространенному представлению, в корпусе нет четко выраженных потоков воздуха, работа любых вентиляторов внутри, прежде всего приводит к образованию областей низкого и высокого давления. Движение воздуха обусловлено его стремлением заполнить области с низким давлением (равно как покинуть области с высоким) и происходит это по пути наименьшего сопротивления. Сопротивление в свою очередь определяется влиянием соседних областей высокого и низкого давления, а также расстоянием до вентиляционных отверстий и их площадью. Рассмотрим эти процессы подробнее на примере стандартной двухвентиляторной видеокарты:
реклама
реклама
п.4 Отдельное внимание следует уделить влиянию близрасположенных вентиляторов друг на друга, ведь это влияние может зачастую оказывать негативный эффект на их производительность. В качестве утрированного примера можно представить два одинаковых вентилятора, которые сложили бутербродом, направив в разные стороны. Они будут крутиться и шуметь, но при этом выполнять нулевую работу по перемещению воздуха. Естественно таких ситуаций в реальных сценариях использования не встречается, однако частичное проявление довольно распространено. Ниже приведен такой пример:
Аналогичные явления можно наблюдать и при вдуве, если один вентилятор установлен на передней панели, а другой на дне. А также с блоком питания, расположенным вентилятором вверх и видеокартой в нижних слотах, с неминуемым ростом температуры обоих компонентов. При перпендикулярной ориентации вентиляторов потери не столь критичны, но нужно учитывать, что во-первых, результирующая производительность будет ниже объема воздуха, который оба могут прокачать по отдельности. Во-вторых, желательно настраивать их на равную производительность, иначе более слабый вентилятор рискует оказаться в роли вентиляционного отверстия для другого, пропуская воздух в обратную сторону, что сводит смысл его применения на нет.
реклама
п.6 Дополнения и примечания:
2) При преобладании выдувающих вентиляторов, герметизировать в первую очередь нужно вредную перфорацию на крыше и задней стенке. При нагнетающих ровно наоборот.
3) Видеокарты нереференсного дизайна с традиционными вентиляторами формируют вертикальное движение воздуха, поэтому если увлекаться нагнетающими вентиляторами в верхней половине корпуса, они могут вступить в конфликт с СО видеокарты.
4) Чем слабее СО видеокарты, тем больший процент тепла будет рассеиваться пассивным образом с обратной стороны печатной платы. И тут могут подсобить завихрения от нагнетающих вентиляторов, но с учетом предыдущего пункта, работает это только с референсными турбинами.
5) Тягу через панель выводов материнской платы, при отрицательном давлении полностью не устранить, однако у современных плат в том месте установлен кожух, который направляет воздух через радиатор VRM, помогая его охлаждению.
Особенности охлаждения видеокарты внутри корпуса
Купил дорогой продуваемый корпус, дорогую водянку и вентиляторы, а видеокарта греется до 80-90 градусов! Часто приходится такое слышать. Почему и отчего такое бывает?
реклама
Безусловно, дело может быть в самой видеокарте. Износ, брак, особенности СО и т.д. Однако, оставим эти причины в стороне, представим себе, что видеокарта гарантированно «в порядке». У соседнего соседа в той же игре этот экземпляр греется на 20 градусов меньше. Правда, у него другой корпус. Мелочь, да? Отнюдь!
Есть у них такой график в каждом обзоре, называется «Case Torture. GPU Temperature». Если копнуть вглубь времен и собрать антикварную коллекцию этих графиков и научиться понимать их язык, то они расскажут о великих тайнах дымящихся видеокарт 21 века!
реклама
Теперь пару слов о методике Gamersnexus.net.
Вот что говорит Стив Бёрк о своей методике тестирования:
Перед нагрузочным тестированием мы собираем результаты простоя в течение десяти минут. Термический бенчмаркинг проводится в течение 1400 секунд (23 минуты), период, который мы определили достаточным для достижения устойчивости. Данные за определенный период времени объединяются и иногда собираются в диаграммы, если это интересно или уместно. Нагрузочное тестирование проводится с одновременным использованием стресс-тестов Prime95 LFFT и Kombustor «FurMark». Тестирование полностью автоматизировано с использованием собственных сценариев и выполняется с идеальной точностью при каждом запуске.
реклама
Принято, зафиксировано. Итак, наше желание – найти некий унифицированный ключ, некую таблетку, в одно мгновение решающую проблему охлаждения видеокарты внутри корпуса.
На самом деле, gamersnexus.net уже исследовал отчасти близкую тему. Исследование называлось «Стандартизованные вентиляторы в тестах корпусов» и что-то там еще касалось шумовых характеристик. Они вынимали стоковые вентиляторы из нескольких корпусов и ставили взамен такой набор: 2 Noctua NF-A14 на передний вдув и 1 Noctua NF-F12 на задний выхлоп. Измеряли по своей неизменной методике и сравнивали со стоковым набором вентилятовов. Температуры CPU, GPU и шум. В нашей коллекции есть оттуда данные по GPU, разумеется:
реклама
Три корпуса из семи показали, что стоковый комплект вентиляторов лучше охлаждает видеокарту, чем «стандартный комплект» из 2+1 Noctua. NZXT H500 с двумя выдувными вентиляторами в стоке имеет классическую схему отрицательного давления воздуха, а видеокарта снабжается воздухом сзади, со стороны слотов расширения. Fractal Design Define s2 Vision rgb в стоковом виде берет количеством вентиляторов, а также задним 140мм против 120мм у Noctua. Asus ROG Strix Helios в стоке немного лучше за счет тех же количественно-размерных причин, к тому же заднего выдувного 120 мм явно мало для внутренних просторов корпуса.
Для общего направления интересно взглянуть на сравнительную таблицу, в которую встраивается каждый новый тестируемый корпус:
Тут мы видим среди лидеров: корпуса с нижним притоком воздуха (SL600M, LianLi 011 Dynamic, Raven RV02), старые корпуса с боковым вентилятором прямо напротив видеокарты (HAF X, DIYPC Zondda-O), корпуса огромного размера (Be Quiet DBPro 900 rev2, Cosmos C700M, Asus Helios), лишь некоторые продуваемые корпуса (CM H500, H500M, Silverstone RL06, PM01, Phanteks p400), причем не на первых местах. Интересно вот что – если LianLi 011 в стеклянной модификации «Dynamic» находится в группе лидеров, то сетчатая модификация «Air» ближе к хвосту. Продуваемому корпусу Silverstone RL 06 для попадания в тройку требуются повышенные обороты всех 4х вентиляторов, а Fractal Meshify C в стоке безнадежно идет в группе аутсайдеров.
Казалось бы, что может быть проще? Если не хочешь пылесосный нижний приток, то покупай большой кейс с продуваемой передней панелью. Но не всё так просто. Например, вот результаты Fractal Define 7:
Этот корпус дает бесспорный акустический комфорт, но передняя панель глухая с дверцей. Как ни странно, видеокарта чувствует себя в нём одинаково, независимо от открытия дверцы.
Или так, практически безрезультатные эксперименты (shroud intake):
Получается, нет ничего эффективней размера и нижнего потока? Не совсем. Если поток спереди достаточно продуман и поддержан задним выхлопом, то он изначально сделает mid-tower достойным конкурентом full-tower’у:
А небольшой размер корпуса может даже сыграть на руку охлаждению видеокарты. Просто нЕчему и нЕгде создавать турбулентность. Особенно при небольшой длине (глубине) корпуса:
Однако, все эти выводы больше похожи на версии, слишком частные и пригодные к применению лишь в рамках одной-двух линеек корпусов. Даже в рамках одной модели, небольшая модификация может превратить любой корпус в нечто неузнаваемое по поведению воздушных потоков:
Вот эта, последняя диаграмма наглядно показывает многофакторность нашего вопроса. Часть экспертов попытались максимально упростить проблему, как в этом широко известном видео:
Тем не менее, в интересах охлаждения GPU, панацея не найдена, абсолютное знание не добыто. Только отдельные тезисы, которые вроде как надо учитывать при выборе корпуса и конфигурации вентиляторов:
Дополнительная сложность в том, что горячие карты бывают не только дорогими, но и дешевыми.
Если мы купим rtx2080ti, то 300-400$ на крупный корпус у нас найдутся, без сомнений. А тот, кто едва насобирал на rx5700 без X, желает купить корпус подешевле. Берем NZXT H500 в стоке и каждый день собираем пыль?
А впрочем, всё это мелочи жизни. Главное, чтобы у владельца видеокарты всегда было 36,6!)