какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает

Система школ (по Я.А. Коменскому)

В педагогическом сочинении, в «Великой дидактике», Я.А. Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации, в разработке системы школ, содержания обучения и его организации (Система школ (по Я.А. Коменскому) представлена в таблице 6.2.).

Он делит жизнь подрастающего поколения на четыре шестерки.:

Большая заслуга Я.А. Коменского заключается в том, что для каждой из этих ступеней он разработал содержание, организацию образования.

Первой ступенью воспитания и первоначального образования для детей от рождения до 6 лет должна быть мате­ринская школа.Это воспитание ребенка в семье под руководством матери. Подробное изложение этого процесса представлено в сочинении «Материнская школа». Фактически этой книгой Я.А. Коменский заложил основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Он видел главную задачу в развитии органов чувств, в обо­гащении представлений детей об окружающем мире, в развитии речи и развитии руки, чему способствуют элементарные трудовые навыки, ручные умения. Кроме того, в этот период воспитываются по­чтительность к старшим, послушание, справедливость в поступ­ках, правдивость, вежливость, приветливость и другие качества подрастающего человека.

Вторая ступень обучения, по Я.А. Коменскому, – возраст от 6 до 12 лет. Для детей этого возраста должна быть со­здана школа родного языка.Надо, считал Я.А. Коменский, «чтобы во всяком благоустроенном человеческом общежитии (будь то город, местечко или деревня) была устроена школа для совместного вос­питания юношества». В этой школе обучение было на родном языке. И в этом заслуга Я.А. Коменского, его отступление от традиции Средневековья – вести обучение на латинском языке.

Третья ступень обучения – это латинская школа, которая предназначалась для юношей с 12 до 18 лет, проявивших склонность к занятию наукой. Здесь главенствовал латинский язык и изучались реальные предметы – математика, физика. А венчали весь курс обучения риторика и диалектика. Для этого типа школ и предназначался учебник Коменского «Открытая дверь языков».

Завершающей, четвертой ступенью образования должна быть Академия, и хотя в учении Я.А. Коменского нет детального указания о содержании и организации обучения в этот период, можно предположить, что оно отражало особенности образования в средневековых университетах.

Таким образом, Я.А. Коменский разработал школьную систему, стремясь преодолеть средневековую ограниченность образования, опираясь на гуманистические требования к его организации.

Система школ (по Я.А. Коменскому)[10]

Годы жизниВозрастной периодСтупень образованияЗадачи и содержание образования
От 0 до 6 лет (весна)детствоМатеринская школаДошкольное семейное воспитание, основополагающим моментом которого является физическое развитие ребенка, а также развитие внешних чувств и представлений об окружающем мире
От 6 до 12 лет (лето)отрочествоШкола родного языкаРазвитие речи детей, умение читать, писать, считать, измерять, знание катехизиса, пение
От 12 до 16 лет (осень)юностьШкола латинского языкаОзнакомление с «семью свободными искусствами», физикой, историей, географией, этикой и латинским, греческим, родным и новыми языками, с ремеслами
От 16 до 18 лет (зима)возмужалостьАкадемияОбучение в университете

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 14381 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом. Учение Я. А. Коменского о материнской школе

какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. картинка какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает фото. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает видео. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. Бабарико Жанна Сергеевна
Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом. Учение Я. А. Коменского о материнской школе

Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом.

Я. А. Коменский, учение о материнской школе

Выполнила Бабарико Ж. С.

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 41»

1. Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом

2. Я. А. Коменский, учение о материнской школе

Список использованной литературы

Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития. Педагогика как довольно самостоятельная наука имеет свой объект и предмет изучения.

Ребенок рождается наделенным биологической наследственной программой развития. Он имеет определенное анатомо-физиологическое строение, свойственное человеку, ряд безусловных и быстро формирующихся условных рефлексов, позволяющих ему жить и удовлет-ворять органические потребности, также потребности в движении, общении, познании. Мозг ребенка, благодаря своему строению, обладает неограниченными возможностями познания мира. Однако наследственная программа, биологические факторы недостаточны для того, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе. По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т. д.

Воспитание и образование – единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверстников и взрослых, такой жизни и деятельности, которая приносила бы радость, удовлетворение, пользу как ребенку, так и его родителям и обществу. Поиск такой системы образования и воспитания – цель педагогики.

Воспитание и образование не остаются неизменными в различные эпохи. С изменением общества меняются содержание этих процессов, цели и методы. Поэтому мы говорим о воспитании и образовании как об исторической категории. С усложнением жизни человечества усложняется процесс воспитания и образования.

Прогресс в педагогике был бы невозможен, если бы она опиралась только на житейскую мудрость, интуицию, догадку. Логика общественного развития неизбежно должна была привести к формированию педагогической теории

1. Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом

Первый ДС появился в Америке в 1855 г. Он был создан эмигрантами – немцами. К концу 19 в. значительно выросло количество садов, они создавались для детей из бедных слоев населения, где женщины были заняты в промышленном производстве. В Америке не было и до сих пор нет единой государственной системы воспитания детей. Как полагают американские специалисты работа в этом направлении ведется медленно и во многом неудовлетворительно.

Система образования в США децентрализованная, здесь нет единых для всей страны учебных программ или стандартов. Дело в том, что вопросы образования не освещены в Конституции США, а это значит, что они находятся в сфере управления правительства штатов. Дошкольное образование в США не является обязательным. Родители могут отдать детей в возрасте 3-5 лет в любое воспитательное учреждение.

Дошкольное образование в Америке включает 2 ступени: ясли (Nursery school) и детский сад (Preschool) и осуществляется в дошкольных учреждениях. В ясли принимаются дети с 3-4 лет, они проходят обучение основам чтения, счета, рисованию и музыке. Kindergarten – это нулевой класс, в котором малышей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, основам математики, занятиям творчеством.

В основной массе дошкольные заведения – частные. Оплата в них обычно составляет 1200-1600 долларов в месяц, хотя все зависит от престижности заведения, качества программ воспитания и обучения, количества воспитателей и пакета предоставляемых услуг, ну и конечно от возраста ребенка и от количества часов, которое он проводит в саду. Есть также программы дотаций, например, Head Start – сады для людей с невысокими доходами. Тогда оплата может быть снижена до 400 долларов в месяц, а может быть и вовсе бесплатной.

Про очереди в детские сады в Америке слышали только в русскоязычных домах по скайпу. Обычно свободно можно выбрать само заведение из многих близлежащих и за месяц- два договориться, чтобы ребенка записали в группу. Не понравилось – можно в любой момент перейти в другой детский сад. Здание может быть отдельно стоящим, но чаще это несколько комнат первого этажа высотного здания или частный дом, который открывает свои двери для малышей на несколько часов в день.

Младенцы находятся отдельно от более взрослых детей. На одного взрослого – 3 ребенка. В возрасте старше 2-х лет это соотношение уже 1 к 8 – максимум к 12. Группы по 8-максимум 12 человек часто разного года рождения в ведомстве у одного воспитателя, а то и двух – причем одновременно. Дети одной группы весь день находятся в одной комнате – в ней они занимаются, играют, кушают и спят.

Для сна предусмотрены мягкие матрасики, на которых ребенок может при желании отдохнуть, полежать или вздремнуть. В американских детских садах нет четко установленного времени для сна, кроваток с постельным бельем, возможности раздеться. Зато, если это необходимо малышу, и он стал клевать носом – ему не только сказку почитают и за ручку подержат, но и рядом полежат. Время сна ребенок определяет сам, воспитатели ему могут в этом только помочь, если видят, что он перевозбужден.

При всей моде американцев на здоровое питание,им и не пахнет, причем и в прямом и в переносном смысле: нет в детском саду знакомого каждому русскому запаха манной каши. Никто не стоит над душой, провоцируя отпустить играть только после того, как тарелка будет пуста.

2. Я. А. Коменский, учение о материнской школе

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет.

Хотя он был человеком верующим, но его мировоззрение содержало и элементы стихийного материализма. Он отвергал церковные вымыслы о греховности человека. Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии. Коменский подчеркивал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека».

Основываясь на принципе природосообразности, который он понимал как универсальность, всеобщность законов развития природы и человека, Коменский разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития человека (детство, отрочество, юность, возмужалость, он уделил особое внимание первому из них, который длится 6 лет.

Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный физический рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, семье, руководимые мудрыми матерями, обладающими педагогическими способностями и любящими своих воспитанников.

Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом развитии детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности. Предложил опирающиеся на народный опыт и современную медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т. д.

Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.

Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.

С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.

Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста.

Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и прочее. Различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие.

Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».

Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.

Я. А. Коменский был убежден, что дети являются драгоценнейшим даром Божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, к ним нужно относиться с величайшей заботливостью. Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества: вера и благочестие, добрые нравы, знание языков и наук.

Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями. Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.

Я восхищена учением о «Материнской школе» Я. А. Коменского, как трепетно он относится к детям в период детства, который длится 6 лет. Я солидарна с ним в убеждении о том, что младшие дети должны воспитываться в материнских школах (в наше время они преобразовались в детские сады, под руководством мудрых матерей, обладающих педагогическими способностями и любящих своих воспитанников. Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества: вера и благочестие, добрые нравы, знание языков и наук.

Изучив учение о «Материнской школе» Я. А. Коменского я поняла, что в ежедневной суете мы,часто того не замечая, не уделяем должного внимания самому дорогому,что у нас есть,что даровал нам сам Бог- нашим любимым детям. Я рада, что открыла для себя этот «Бесценный путеводитель в воспитании и образовании детей».

Список использованной литературы:

1. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.

2. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 2000.

3. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.

5. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. : Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 2010.

Дошкольное образование за рубежом — в Великобритании Дошкольное образование за рубежом (Великобритания) Длительное время в Великобритании функционировали заведения общественного досмотра детей.

Классный час «Чтение — лучшее учение» для 5–6 класса Чтение – лучшее учение Час общения в 5-А кл. Составил классный руководитель Сокольникова Л. А. Цели и задачи: воспитывать любовь к книге.

Презентация «Природа — важнейшее средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость,.

Основы методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста 1. Основы методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. 1.1. Задачи и содержание физического развития и воспитания.

Отчет «Краткий анализ работы за летний-оздоровительный период 2018 год в подготовительной к школе группе» Отчет Краткий анализ работы за летний оздоровительный период 2018 год в подготовительной к школе группе № 1 Воспитатели: Жаппасбаева Г. А.

Поэтический час для 1 класса ко Дню матери «С любовью материнской мир прекрасен» Поэтический час «С любовью материнской мир прекрасен» (ко Дню матери) для 1 класса Цели: Формирование чувства уважение и.

Проект «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» ПРОЕКТ «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» «Сначала было слово, а потом действие».

Значение дошкольного воспитания для развития личности дошкольника Значение дошкольного воспитания на развитие личности ребенка. Подготовила: воспитатель высшей категории Клынина Вера Николаевна. МДОУ ЦРР.

Источник

Педагогическая система Каменского

какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. картинка какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает фото. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает видео. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. картинка какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает фото. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает видео. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. картинка какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает фото. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает видео. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. картинка какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает фото. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает видео. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает.

какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. картинка какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает фото. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает видео. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает.

какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. картинка какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает фото. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает видео. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает.

Возрастная периодизация.

Система школ и содержание обучения.

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

— детство — от рождения до 6 лет включительно,

— отрочество — от 6 до 12 лет,

— юность — от 12 до 18 лет,

— возмужалость — от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и разви­тием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображе­ния с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уров­нем развития мышления («понимания и суждения») и возмужа­лость— развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский на­мечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руко­водством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой об­щине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для воз­мужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия.

Каждая следующая ступень является продолжением предыду­щей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический прин­цип единой школы.

Для каждой ступени (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа, учитывая природные особенности детей, должна дать детям до шестилетнего возраста первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети должны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что называется небом, солн­цем, луной, звездами и где они восходят и заходят. Дети получают также первоначальные сведения по географии (гора, долина, река, селение, город и пр.).

Коменский советует приучать детей уже в раннем детстве к хозяйству и труду, для чего их надо знакомить с предметами до­машнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям.

Большая заслуга Коменского заключалась в том, что он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа».

Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности. В те времена начальная школа имела двух, трехлетний курс обучения и ограничивалась лишь заучиванием молитв, обучением чтению, письму и элементарному счету.

Огромная заслуга Коменского заключается в том, что он поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, подчеркнув, что это — школа родного языка (тогда как церковные школы, находившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям книжном латинском языке), расширив содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными зна­ниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда. Конечно, большое место он уделял преподаванию религии.

Содержание обучения в латинской школе (гимназии) Коменский заимствовал из обычного круга учебных предметов средней школы того времени: это «семь свободных искусств». Но к этим наукам схоластической школы того времени он добавлял новые учебные предметы: физику (как в то время называлось естествознание), географию, историю. В гимназии изучались латинский, греческий, родной и один из новых языков.

Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук — естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики, так как при такой последовательности красота речи будет сочетаться с ее содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии в школьной системе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. картинка какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает фото. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает видео. какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую школу для детей до 6 лет коменский я а предлагает.

Устанавливая эту необычную для того времени последователь­ность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений — из сенсуализма — и был для своего времени новато­ром, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук. (В конце XVIII века стали одновременно преподаваться разнообразные учебные предметы. Современные учебные планы являются дальнейшим развитием этого принципа.)

В академии Коменский предусматривает обычные факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский.

Дидактические взгляды Коменского. Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги-гуманисты, например Томас Мор, характеризуя обучение на острове «Утопия». Книги, как рукопис­ные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский.

Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному вос­приятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое пра­вило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое— слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо пред­меты сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словес­ного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невоз­можности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому вре­мени некоторый практический опыт наглядного обучения, приме­нил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

Призывая к опытному изучению реального мира, Коменский бичевал схоластическое обучение, которое вбивало «в головы юно­шей смесь из слов, изречений, мнений», призывал к «выходу из схоластических лабиринтов» (так озаглавлена одна из его работ).

Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наи­зусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ученики с помо­щью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указы­вал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые система­тизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо распола­гать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку,

Таккак ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподава­ния, сообщением основного без излишних деталей.

Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения уча­щимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закла­дывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала. Сообщив новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный им ученик изложил, повторил то, что было сказано им; вызывает и другого ученика сделать то же. Благодаря такому упражнению и повторению учитель ясно видит, что осталось непонятым уче­никами из его изложения. Повторенное несколько раз прочно за­поминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет раз-питие умения выразить то, что усвоил, да и самое усвоение ста­новится более отчетливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.

«Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле», — говорит Коменский, давая правила, по которым следует организовать упражнения. «Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить—упражняясь в речи, петь — упражняясь в пении, умозаключениям — упражняясь в умозаключениях, и т. д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа». Для правильного обучения навыкам надо учащимся дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при черчении и т. п.) по­казать на деле, а не только рассказать, как инструменты упо­треблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполне­ния целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и сло­ги, затем слова, наконец фразы), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Показав учащимся образец для подражания, учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впослед­ствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на пра­вила. При обучении надо сочетать синтез с анализом.

Коменский стремился возможно сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

«У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении», — писал он.

Понятие природосообразности воспитания. Через все педагогические сочинения Коменского, в особенности же через его главное сочинение — «Великую дидактику», красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сооб­разоваться с природой.

Принцип природосообразности воспитания, начиная от Коменского, будет неоднократно встречаться в педагогических системах; XVIII и XIX веков, причем каждый из крупных теоретиков педа­гогики (Коменский, Руссо, Песталоцци, Дистервег и др.) пони­мает этот принцип несколько различно.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире рас­тений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие-повсюду проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы. Следует отличать правильные дидактические соображения Коменского от формы, в которой они изложены.

Коменский пришел к своим глубоким обобщениям в области воспитания и обучения из наблюдений над жизнью общества и со­стоянием воспитания, из педагогического опыта. На основе его личной учительской деятельности и передового педагогического опыта эпохи родились и оформились у него глубокие теоретические мысли, какие мы находим в «Великой дидактике». Под этот педагогический опыт он подвел философское обоснование. Раньше каж­дое педагогическое положение обосновывали религиозными до­водами, обычно цитатами из так называемого священного писания.

Коменский, не отказываясь вовсе от этого старого способа, вводит наряду с ним новый прием аргументации, навеянный эпохой Возрождения, — ссылки на природу и пытается сформулировать общие закономерности («основоположения») природы и воспитания.

Говоря о законах («основоположениях») природы, он считал природу созданием провидения. Эта историческая ограниченность свойственна была, впрочем, почти всем ученым того времени, даже открывшим действительные законы в различных областях природы, опровергающие церковное учение.

Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы у Коменского при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и неко­торых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные особенности детей.

Организация школьного обучения. Классно-урочная система. Коменский установил понятие школьного года с его де­лением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организа­цию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 ча­сов в латинской школе), теоретически разработал классно-уроч­ную систему учебных занятий и практически применил ее.

В школах тогда прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с ученика­ми. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом.

Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового ма­териала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.

Учебники, составленные Коменским. Коменский высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно пол­ный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего ненужными деталями от главного. Материал в учебнике должен быть расположен систематически и изложен доступным детям, ясным, простым языком.

Из составленных Коменским учебников особенно широкую известность получили два: «Открытая дверь языков и всех наук» (1631) и «Мир чувственных вещей в картинках» (1658).

В первом из этих учебников Коменский, подобрав в соответствии с высказанными им дидактическими принципами ряд постепен­но грамматически усложняющихся предложений (фраз), одновре­менно дает и учебник языка, и книгу, знакомящую ребенка с до­ступными ему знаниями из разных областей.

Второй учебник («Мир чувственных вещей в картинках») представляет собой своего рода иллюстрированную детскую энцикло­педию первоначальных знаний. В 150 кратких статьях, каждая их которых снабжена рисунком, даются сведения о природе (вселен­ная, сведения по географии, о растениях, животных, человеческом теле), о деятельности человека (ремесла, сельское хозяйство, транспорт, культура и пр.), об общественной жизни (государственмое управление, суд). В то же время с большим педагогическим мастерством обогащается речь учащихся: учебник давал знания по родному и латинскому языкам.

Книга эта была переведена на многие языки и в течение более 150 лет служила хорошим учебником для первоначального обуче­ния. Во второй половине XVIII века она с некоторыми переделка­ми была несколько раз под разными заглавиями («Видимый свет», «Зрелище вселенные») издана в России. Великий немецкий поэт Гёте в начале XIX века вспоминал о ней как об образцовой учеб­ной книге, по которой он обучался сам.

Нравственное воспитание. Дисциплина. Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспита­нием.

Следуя Платону и Аристотелю, Коменский основными, «кардинальными» добродетелями считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Истинное суждение о вещах — основа до­бродетели, поэтому мудрость является руководительницей добродетельной жизни. Умеренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всем меру, никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения. Мужество — это добродетель, включающая такие чер­ты, как самообладание, выносливость, готовность принести поль­зу, когда того требуют время и обстоятельства, выполнение долга. Кроме этих главных добродетелей, Коменский советовал разви­вать у детей скромность, послушание, благожелательность к дру­гим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

Средствами нравственного воспитания Коменский считал:

— пример родителёй, учителей, товарищей;

— наставления, беседы с детьми;

— упражнения детей в нравственном поведении (в частности, при воспитании мужества);

— борьбу с распущенностью, с ленью, необ­думанностью, недисциплинированностью.

Большое значение в про­цессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

Указывая на большое значение дисциплины, Коменский ссы­лался на чешскую пословицу: «Школа без дисциплины, что мель­ница без воды». Большая заслуга Коменского заключается в том, что он выступил против отупляющей палочной дисциплины средневековой школы рекомендовал гуманный подход к детям, но вместе с тем требовал, чтобы учитель поддерживал среди учащихся должную дисциплину. Следует поддерживать дисциплину пре­имущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением», — писал он.

Коменский протестовал против телесных, наказаний детей. «Я решительно стою за то, что розги и палка, эти орудия рабства, совершенно не подходящие для людей свободных, совсем не долж­ны иметь места в школах, должны быть изгнаны из них». Од­нако двойственность его сказалась и в вопросах о телесных наказаниях: ОН решительно отвергал их применение за плохие успехи и учении, но сохранял в том случае, если ученик допустил бого­хульство или строптивость.

В небольшом сочинении «Законы хорошо организованной школы» Коменский дал много ценных указаний, сформулированных в виде кратких правил, касающихся правильной организации школь­ного режима, управления школой, обязанностей учителей, поведе­ния учащихся.

Правила подробно устанавливают порядок и приемы учета знаний учащихся:

— декурионы ежедневно проверяют знания всех учащихся;

— учитель на каждом уроке проверяет знания, вызывая нескольких учеников;

— ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся путем испытаний.

В конце каждой четвер­ти устраиваются также испытания, а по окончании учебного го­да — переводные экзамены из класса в класс.

Учащиеся обязаны приходить в школу без опоздания и зани­мать в классе установленное место. В случае отсутствия учащихся по уважительным причинам родители обязаны известить об этом дежурного для доклада учителю. На уроках учащиеся обязаны внимательно слушать объяснения учителя. Вне школы учащиеся также должны вести себя скромно и пристойно. Коменский писал: «Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убе­дительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеством должна иметь место кроткость без легкомыслия, при взысканиях — порицание без язвительности, при наказаниях — строгость без свирепости».

Роль учителя и требования к нему. Коменский при­давал большое значение учителю, считая должность учителя очень почетной, «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Это был новый, прогрессивный взгляд на учителя, так как раньше профессия учителя, особенно начальной школы, не пользовалась уважением. Коменский требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – сам учитель понял,какуюважную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства.

Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. «Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников своим примером». Одним из важнейших качеств учителя Коменский, соответственно своему миро­воззрению, считал религиозность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *