какую роль выполняют воинские ритуалы в жизни военнослужащих

4.15. Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации.

4.15. Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации.

В формировании облика воина-патриота важную роль игра­ют воинские ритуалы.

Воинские ритуалы — это торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл и содержание тра­диций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества; особая форма социального общения, в кото­рой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нрав­ственные идеалы.

Ритуалы возникают на основе народного опыта, в кото­ром на первый план выступает наглядно-чувственная эстети­ческая сторона. Испытывая воздействие политики, права, нравственности и других институтов, ритуалы не поглоща­ются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настро­ение, общественное мнение и в определенной степени на дру­гие формы общественного сознания.

Ритуал принятия военной клятвы на верность царю и Оте­честву впервые закреплен в русском воинском «Уставе рат­ных, пушечных и других дел, касающихся до военной нау­ки» (1607 г.). «Каждый военный человек, — говорилось в нем, — должен приводиться к крестному целованию — при­носить присягу, верно служить и всем в послушании и поко­рении быть».

Запись, по которой служилый человек приносил клятву в присутствии священника, называлась крестоцеловалъной или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом ис­полнения данных обязательств.

Разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала письменные гарантии какого- либо лица, в том числе родственника, за рекрутируемого. Та­ким образом, устанавливалась моральная ответственность дающего клятву перед своим поручителем.

Во времена Петра I воины клялись «служить верно и по­слушно; во всем поступать так, как честному, верному, по­слушному, храброму и неторопливому солдату быть надле­жит». По воинскому уставу присяга приносилась «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми дву­мя большими перстами». Обязательным было целование Евангелия. Присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания, или присяжные листы.

Ритуал принятия военной присяги периодически изменял­ся, но в основе своей сохранился до 1917 г. Рекрут всегда клялся, что он будет «служить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству».

После 1917 г. принятие военной присяги инициировалось самими красноармейцами. Например, в отрядах Красной гвар­дии Замоскворецкого района Москвы принималась присяга следующего содержания: «Я, нижеподписавшийся, обязуюсь беспрекословно исполнять все распоряжения Совета Народных Комиссаров и лиц, поставленных им, строго сохранять дисци­плину во время исполнения служебных обязанностей, беспре­кословно подчиняться приказаниям товарищей инструкторов- командиров, назначенных Советами, бережно относиться ко всем предметам обмундирования, снаряжения и вооружения, помня, что это все наше народное достояние. ».

Тексты первых «красных присяг» были неодинаковы, но смысл — един: сражаться за дело революции мужественно и стойко, до последней капли крови.

В апреле 1918 г. был утвержден общий для всей армии текст присяги под названием «Формула торжественного обе­щания».

В марте 1922 г. ВЦИК принял постановление о приведе­нии к присяге всего личного состава армии и флота. В этом постановлении говорилось, что революционное торжествен­ное обещание («красная присяга») должно стать для каждого гражданина, принимающего на себя высокое звание воина Красной армии, «торжественным выражением обязательств перед рабоче-крестьянской Республикой Советов и ее прави­тельством». Был установлен единый день приведения бойцов к присяге — 1 мая, а также одинаковый порядок ее приня­тия. Присяга принималась коллективно, в строю. Предста­витель центральной или местной власти, уполномоченный для приведения к присяге, кратко разъяснял ее сущность и громко зачитывал текст. Военнослужащие повторяли вслух каждое слово.

Этот порядок существовал до 1939 г., когда Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст военной при­сяги в соответствии с принятой в 1936 г. Конституцией СССР. Одновременно было утверждено и новое Положение о поряд­ке принятия присяги. С этого времени воины армии и флота принимают военную присягу индивидуально и скрепляют ее собственноручной подписью.

В последующее время в текст присяги вносились некото­рые изменения, но смысл ее оставался прежним.

Текст ныне действующей военной присяги утвержден Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Военная присяга

«Я (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на вер­ность своему Отечеству — Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Феде­рации, строго выполнять требования воинских уставов, при­казы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Принятие присяги — событие не обычное, не рядовое. По­говорите с любым военнослужащим, и он вспомнит день и час, когда давал клятву на верность Родине.

Известный писатель Валентин Пикуль принимал присягу четырнадцатилетним юнгой в декабре 1942 г. на Соловках. Через 45 лет он так описывал этот день: «Это было огромней­шим событием в нашей жизни, оставившим в ней глубокий след. Сегодня смотришь иной раз по телевизору, как прини­мают присягу. Родители приезжают, оркестр исполняет праздничный туш. Ничего этого у нас не было. Застывший лес, шинель, ботинки разваливаются, руки без перчаток. И вот берешь рукавом шинели винтовку ледяную, промерз­шую, и даешь присягу. Вроде буднично, не романтично, даже грубо как-то. Но все это было нами до глубины души прочув­ствовано. Присяга давалась в сложных условиях, и никакой папа, никакая мама, никакая бабушка не смотрели в этот момент на нас. Мы были наедине друг с другом — мы и при­сяга. И хором, я помню, мы ее не читали. Каждый произно­сил присягу сам. И этой, единственной в жизни, клятве мы верны по сей день».

Затем он отдает команду «Вольно» и приказывает коман­дирам подразделений приступить к торжественному меро­приятию. Командиры подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к присяге. Каждый из них читает вслух перед строем текст присяги, после чего собственноручно расписывается в специальном списке (акте) и становится на свое место в строю.

По окончании церемонии оркестр исполняет Государствен­ный гимн.В военном билете военнослужащего делается отметка: «К во­енной присяге приведен (число, месяц, год)».

Приведение к военной присяге может проводиться в исто­рических местах, у братских могил героев, павших за свобо­ду и независимость Родины.

День приведения к военной присяге является для данной части праздничным.

Выполнение требований военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом его совести и чести.

Нарушение присяги всегда считалось преступлением и строго каралось законом. Уголовной или другой ответственности за отказ давать присягу в российском законодательстве не предусмотрено. Однако за нарушение уставов и приказов командиров ( что юридически может рассматриваться как нарушение присяги) полагается дисциплинарное или даже уголовное наказание как за военное преступление.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под воинскими ритуалами

2. Как развивалась церемония принятия военной присяги в истории Вооруженных сил России?

3. Какова роль военной присяги в воинской службе?

4. Как звучит текст современной военной присяги?

5. Предусмотрены ли наказания за отказ дать присягу или за нарушение присяги?

Источник

Роль воинских ритуалов в жизни российских воинов

План-Конспект

Тема: «Роль воинских ритуалов в жизни российских воинов».

Воплощение благородных идеалов и целей

В формировании облика воина-патриота важную роль играют воинские ритуалы — торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Это особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувственная сторона.

Испытывая воздействие политики, права, нравственности и т. д., ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания. Обычно, ритуалы принято подразделять на гражданские, бытовые, религиозные и воинские.

Воинский ритуал — это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений:

Уточним, что такое разделение достаточно условное, ибо элементы одного и того же ритуала могут присутствовать во многих сферах воинской деятельности. Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.

Основные воинские ритуалы

Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является отдание воинской чести, или, как говорили в старину, ритуал «чинопочитания» — воинское приветствие. В древние времена и в раннем средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.

В конце XVII – начале XVIII в. в целях воспитания у воинов чувства уважения к командирам и начальникам Петр I ввел в жизнь войск ритуал воинского приветствия – «Отдание комплимента». Комплимент отдавался сниманием шляпы, ружьем, шпагой и знаменем, иногда поклоном. Воинское приветствие предусматривалось в следующих случаях: на смотре, на экзерцициях (учебных тренировках), при встрече с генералитетом и в некоторых других случаях.

Ритуал воинского приветствия живет века. Приветствовать – значить подтвердить свою верность воинскому братству. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации имеется специальный раздел «Воинское приветствие» В нем отмечается, что приветствие обязательно во всех сферах деятельности и является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения. Всегда большое значение в воинском воспитании играл ритуал приведения к военной присяге. С давних пор он проходил в торжественной обстановке — в церкви или на соборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами и штандартами под музыку оркестров.

За его своевременное и точное выполнение, учет воинов приведенных к Военной присяге, а также сохранение списков приведенных к Военной присяге, несет ответственность командир воинской части. Он своим приказом объявляет время приведения к Военной присяге. В назначенное время воинская часть выстраивается при Боевом Знамени и Государственном Флаге Российской Федерации. Воины приводящиеся к присяге находятся в первых шеренгах. Командир произносит разъяснительную речь, после чего каждый воин выходя из строя читает слова священной клятвы и скрепляет ее собственноручной подписью.

После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем. День принятия Военной присяги является нерабочим днем для части и проводится как праздничный день. Современные уставы предусматривают воинские ритуалы, совершаемые при вручении частям и кораблям боевого знамени, упоминании на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений, во время годового праздника воинской части или корабля, общих батальонных и полковых проверок, при встрече официальных государственных лиц и прямых начальников, открытии памятников, возложении венков к памятникам и могилам воинов, отдании воинских почестей при погребении. Заметим, что воинские ритуалы постоянно развиваются и совершенствуются. Меняется их форма и содержание.

В нынешних уставах Вооруженных Сил России закреплены ритуалы, которые сложились в частях и подразделениях Вооруженных Сил в последнее время. В их числе – распределение прибывшего пополнения по подразделениям. Прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения деловых качеств каждого солдата (матроса) и с учетом состояния его здоровья, профессии, характеристики и др.

История возникновения триумфального прохождения войск уходит в далекое прошлое. Так, еще в Древнем Риме проводились так называемые триумфы — торжественные смотры войск и их прохождение в честь одержанных побед. Подобные церемонии существовали и в Древнерусском государстве. Благополучное возвращение войск из похода превращалось на Руси в общенародный праздник. Ритуал требовал, чтобы победители «становились на костях» побежденных и «ударяли в трубы». Яркими деталями, носившими символический характер, являлись следующие действия: въезд князя с дружиной и пленными, прославление победителей, «отпевание» врагов, которые сопровождались музыкой и песнями.

При Петре I за основу ритуалов был взят опыт Римской империи. Широкое распространение получили триумфальные шествия в честь достигнутых побед. К началу XX века установилась довольно стройная система подготовки и проведения парадов. Они делились на церковные и строевые. Строевые условно подразделялись на три части: построение войск; встреча лица, принимающего парад, объезд частей; прохождение церемониальным маршем. Навсегда останутся в народной памяти парад 1941 г. с уходящими с Красной площади на фронт подразделениями и Парад Победы 1945 года.

Первый в истории салют был дан 21 декабря 1709 г., когда русское войско во главе с Петром I вступило в Москву после Полтавской битвы. Салютами Россия приветствовала героев-моряков Гангута, русских воинов, взявших Берлин в 1760 г., суворовских «чудо-богатырей»… Особое значение они приобрели в годы Великой Отечественной войны. Первый салют в городе Москве был произведен 5 августа 1943 г. в честь освобождения советскими войсками городов Орел и Белгород. Всего в годы войны было произведено 354 торжественных артиллерийских салюта в честь советских войск, одержавших крупные победы. И сегодня, когда небо расцвечивается яркими цветами разрывов, воздух оглашается радостным «Ура!».

Этот ритуал, как и многие другие, вызывает подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем. Огромное значение в воинских ритуалах всегда имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов, она является наиболее устойчивым.

Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Музыка — один из самых действенных компонентов художественного оформления воинских ритуалов. В период боевых действий она помогала бойцам выстоять, вселяла силу и бодрость духа, не давала ожесточиться, омертветь душой. В свое время А.В. Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию… С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!» В мирное время ее роль не менее важна. Она вносит в ритуалы особенную торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих.

Особое место в системе российских воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. Например, при выносе Боевого Знамени, в ритуалах торжественных встреч исполняется «Встречный марш» – более быстрый по темпу, чем строевой или походный. Он настраивает на эмоциональное восприятие ритуала, создает торжественную обстановку.

Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. При исполнении песни в строю каждый воин особенно остро чувствует себя частицей воинского коллектива. «Солдат без песни, что без ружья», – говорил А.В. Суворов.

Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. Музыка звучит при принятии Военной присяги, выносе Боевого Знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, во время других торжественных церемоний. Наряду с использованием символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогают сделать ритуал настоящим явлением искусства.

У нынешних воинских ритуалов – славная история. Они заряжали энергией, силой, духом не одно поколение российских воинов. И сегодня воинские ритуалы способствуют духовной мобилизации вооруженных защитников Отечества, их нравственному и эстетическому воспитанию.

Источник

Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации

История традиций, обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов уходит своими корнями в глубь веков и оказывает огромное влияние на общество, особенно на военную службу Опора на славные традиции Российских Вооруженных Сил позволяет поднять на новый качественный уровень весь процесс обучения войск и сил флота, вдохнуть свежие силы в работу по воспитанию высоких морально-психологических и боевых качеств защитников Отечества.

Военные традиции и ритуалы всегда играли и играют важную роль в становлении и развитии Вооруженных Сил России. Они в значительной степени служили важной предпосылкой блестящих побед в сражениях Русской армии и флота, во многом определяли облик Российской армии и ее личного состава.

Термин «традиция» (от лат. traditio — передача) характеризует устойчивый, передающийся из поколения в поколение социальный опыт в виде привычек, норм поведения, обычаев, идей, сохраняющийся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции как устойчивые явления общественной жизни распространяются на все ее сферы. В военной области функционируют воинские традиции, под которыми понимаются исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение идеи, правила, обычаи, нормы поведения, связанные с выполнением боевых задач, воинской службой, с обучением личного состава, с бытом военнослужащих. Они выступают важным средством воспитания и обучения военнослужащих.

Закреплению и распространению воинских традиций служат воинские ритуалы — исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Обряды и церемонии являются составными компонентами системы ритуалов. Основным признаком, характерным для воинских ритуалов, являются эмоциональное воздействие, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал — это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление, создающее необходимое настроение, эмоционально-психологическое воздействие на людей. С помощью воинских традиций и ритуалов осуществляется связь между прошлым и настоящим, старшее поколение передает молодому свой практический опыт, взгляды и представления, нормы поведения, свои чувства.

Воинские традиции и ритуалы охватывают три основные сферы воинской деятельности: боевые традиции; традиции обучения и воспитания; традиции воинского быта (см. схему).

какую роль выполняют воинские ритуалы в жизни военнослужащих. картинка какую роль выполняют воинские ритуалы в жизни военнослужащих. какую роль выполняют воинские ритуалы в жизни военнослужащих фото. какую роль выполняют воинские ритуалы в жизни военнослужащих видео. какую роль выполняют воинские ритуалы в жизни военнослужащих смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль выполняют воинские ритуалы в жизни военнослужащих.

Значительное влияние на состояние и подготовку войск оказывают традиции воинского быта — уклад и организация повседневной жизни войск, которые связаны с удовлетворением насущных материальных и культурных потребностей воинов.

Особое место в системе традиций и ритуалов в Российской армии принадлежит полковым традициям, способствующим проведению полковых праздников, поддержанию чести мундира полка, проводам убывающих из полка офицеров, встречам и приему молодого пополнения, уважительному отошению к героям-однополчанам, деятельности полковых офицерских собраний и многому другому.

Перечисленные воинские традиции и ритуалы, охватывающие основные сферы деятельности войск, — участие в боевых операциях, процессе обучения и воспитания, воинский быт — не изолированы друг от друга. Они тесно взаимосвязаны и переплетены. Умелая опора на их воспитательный потенциал позволит целенаправленно вести работу по формированию морально-боевых и нравственных качеств защитников Отечества.

Воинские традиции и ритуалы Российских Вооруженных Сил находятся в постоянном развитии. Этому способствуют самые различные условия: исторические условия жизни; способ комплектования вооруженных сил; общественно-политический характер государства; уровень развития военного дела; национальные качества личного состава; характер войн, которые велись Российским государством.

Воинское ремесло на Руси всегда было делом почетным и многотрудным. Воин должен быть храбр, быстр и решителен, вынослив в походах, искусен в ратном мастерстве. Именно здесь, в княжеских дружинах зародился обряд испытаний воина, оформившийся впоследствии в ритуал посвящения в воины. В ритуал посвящения входил и обряд клятвы на верность князю. В это время на первый план выступали такие качества воина, как его преданность князю, стойкость, неподкупность, готовность к подвигу. Формированию таких качеств способствовали весьма распространенные наказы родителей, односельчан, поучения великих людей, в которых давались советы, говорилось о нормах поведения воина. Так, в «Наставлении отца к сыну» говорилось: «Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди, и роду своему честь добудешь и себе доброе имя. Что мешает лучше быть, чем перед князем умереть доведется.

Окружающая среда и военные походы формировали воинов-защитников родной земли. В условиях, когда еще не сложилось специальное военное законодательство, регламентирующее военную службу и поведение воина в бою, военные испытания рождали традиции патриотизма, стойкости, товарищества, взаимовыручки и победы в бою. Летопись и литературные источники подтверждают, что еще в Древней Руси начинают складываться традиции почитания стяга, хоругви как воинской святыни, с особой торжественностью проходили ритуалы чествования победителей, захоронения с воинскими почестями и религиозными обычаями погибших в боях ратников и князей.

Петру ( принадлежит заслуга создания русского военно-морского флота и формирования флотских традиций и ритуалов, которые начали складываться в ходе морских походов и сражений со шведами. Особое значение в этом имел Морской устав 1720 г., в котором обоснованно излагались славные традиции русских моряков: действовать в морских сражениях с максимальной самоотверженностью; кораблям категорически запрещалось спускать перед любым противником флаги, самовольно выходить из боя, а в случае невозможности защитить судно, вменялось сжигать его. Храбрость экипажа в морской баталии являлась незыблемым правилом поведения.

Важное место в оценке героизма, подвигов воинов на полях сражений в признании заслуг русского воинства имела традиция боевых награждений. При Петре I начали чеканить специальные медали, которыми награждались участники сражений в память о победах, одержанных над неприятелем. Таких медалей в то время было выбито около двадцати. К примеру, участники первой победы над шведами в море были награждены медалью с надписью «Небываемое бывает». В 1714 г. серебряными медалями были награждены солдаты пехотных полков и матросы за победу в морском бою у мыса Гангут, в котором русский галерный флот разгромил шведскую эскадру.

Ритуалы вручения наград воинам играли важную роль в их воспитании. Аналогичным по содержанию и значимости был ритуал награждения воинских частей за мужество и храбрость личного состава в боях памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были стяги, штандарты, серебряные оркестровые трубы.

В Русской армии во все времена высоко ценилась традиция верности боевому знамени. В Древней Руси знамена назывались стягами и служили местом сбора войск. Во время сражения стягами подавались сигналы войскам. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский — геройством. С начала XVI века слово «стяг» постепенно стало заменяться словом «знамя». Роль и значение знамен особенно высоко поднял Петр I. Они становятся подлинным символом воинской чести, доблести и славы. Была разработана единообразная форма знамени, его расцветка и рисунок. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим позором и преступлением. Русская военная история знает немало подвигов, совершенных офицерами и солдатами, отстаивающими честь своих знамен.

Особое место в истории Отечества занимает период социалистического развития страны. Воины Красной армии и Флота продолжали следовать героическим традициям своих славных предков. С особой силой это проявилось в годы Великой Отечественной войны, которые стали новым этапом в развитии традиций массового героизма воинов. Такой любви к Родине, духовной стойкости, героизма и мужества, которые проявили воины армии и флота, защищая свою страну в годы Великой Отечественной войны, история еще не знала. Об этом свидетельствуют примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Новороссийска, мужества и героизма воинов в сражении на Курской дуге, при освобождении Украины и Белоруссии, в битве за Берлин.

В тяжелейших условиях оборонительных боев наши воины проявили себя настоящими патриотами и на деле показали высокие морально-боевые и нравственные качества. «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!» — так были сформулированы требования к воинам в приказах народного комиссара обороны. Эти лозунги на разных фронтах трансформировались в конкретные задачи частей и соединений. Так, во время обороны Москвы по всей стране пронесся призыв: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». В период Сталинградской битвы основным лозунгом был «За Волгой для нас земли нет». История хранит примеры верности воинскому долгу. Высшим проявлением стойкости воинов в боях стал подвиг 28 панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневная оборона Дома Павлова в Сталинграде и множество других.

На волне массового героизма родилась гвардия, ставшая олицетворением мужественного служения 62 Родине. Первыми гвардейскими соединениями стали в боях под Ельней 100-, 127-, 153- и 161-я дивизии. Святое чувство патриотизма, любви к Родине, проявившееся в годы войны, стало источником многих морально-боевых качеств советских людей. Среди них: верность воинскому долгу и военной присяге, мужество и стойкость, героизм и воинское мастерство, инициатива и самопожертвование.

В этом году мы отметили 60-летие Великой Победы над фашистской Германией. Из многих парадов, состоявшихся в Москве, наш народ выделяет два легендарных. Один из них — парад советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда фашистские полчища стояли у стен столицы и Гитлер на весь мир объявил, что он в этот день будет проводить парад своих войск на Красной площади. Не удалось. Прямо на фронт уходили советские войска с Красной площади. Ноябрьский парад 1941 г. стал предшественником парада Победы. Враг был разбит под Москвой, под Ленинградом и в Сталинграде. Знамя Победы водружено над рейхстагом. 24 июня 1945 г. в Москве состоялся исторический Парад Победы, в ходе которого фашистские знамена, захваченные в боях, были повержены к подножию Мавзолея как символ краха фашизма.

В 1972 году был учрежден Вымпел министра обороны СССР, которым награждались части, корабли, соединения за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении заданий советского правительства и министра обороны.

Этот ритуал, с некоторыми особенностями, широко используется в Российских Вооруженных Силах и в настоящее время. Кроме того, в некоторых воинских частях поднимают Вымпел в честь лучшей смены, лучшего боевого расчета (экипажа). Прочно вошел в практику отдельных частей и другой ритуал — торжественное вручение номерам дежурных смен и расчетов памятных лент «100 (200,300) суток боевого дежурства».

В Сухопутных войсках прочно закрепились такие традиции, как: смело вступать в бой с превосходящим по силе противником; беречь и защищать командира в бою; проявлять отвагу и смелость в бою; выполнять наиболее ответственные задачи, связанные с риском для жизни и т.д.

В Военно-Морском Флоте каждый матрос в своей флотской службе свято чтит свои традиции. Среди них такие, как: бороться за живучесть корабля до последней возможности; гибнувший корабль последним покидает командир; отдавать воинские почести при прохождении мест героических подвигов отечественных моряков; не спускать флаг корабля перед противником ни при каких обстоятельствах, предпочитая гибель сдаче в плен.

В Российских Вооруженных Силах идет определенный поиск возможностей для оживления старых традиций нравственного характера, связанных с православной религией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *