какую роль выполнял леонардо при дворе медичи
Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения
2 мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека, имя которого знают все без исключения. Величайший представитель Итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Он прожил всего 67 лет – не так много по нынешним меркам, но тогда это был преклонный возраст.
Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.
Сын нотариуса и подмастерье художника
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.
Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.
Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.
Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.
Жизнь в Милане: становление гения
Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.
Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.
Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.
Изобретения да Винчи
Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.
Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.
Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.
Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.
Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.
Танк, подлодка, пулемет
Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.
Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.
Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.
В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.
Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это – устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Сначала натягивается веревкой рычаг, в специальный мешочек кладется камень, а затем натяжение обрывается и камень улетает к противнику. Но, в отличие от традиционного онагра эспрингаль не получил в армиях позднего Средневековья серьезного распространения. При всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.
Друг французского короля
Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.
Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.
Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись:
Глава 4 ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Следующим этапом, который может пролить свет на личность Леонардо, по идее, должны были бы стать его юность и первые годы самостоятельной жизни и творчества. Но именно об этом времени сохранилось очень мало документальных свидетельств, которые очень помогли бы осознать суть перемен, произошедших в душе молодого гения. Правда, нельзя не признать, что те из немногих данных, которыми мы все-таки располагаем, весьма впечатляют и даже несколько шокируют.
Леонардо да Винчи было официально предъявлено обвинение в гомосексуализме. Однако на суд не явился ни один человек: ни свидетели, ни потерпевший.
Итак, для укрепления своей власти «веселая семейка» установила рядом с Палаццо Веккио ящик, тут же прозванный в народе тамбуро (барабан). В этот ящик любой желающий мог опустить анонимный донос, причем анонимки в основном касались провинностей по так называемым «гражданским» делам. Для доносов по делам уголовным существовала другая инстанция. Итак, одно из двух документальных свидетельств о Леонардо да Винчи этого периода было вынуто из тамбуро 8 апреля 1476 года. Леонардо двадцать четыре года. Документ гласит:
Необходимо пояснить, что наказание за доказанный факт мужеложства в люто католической Флоренции можно было схлопотать весьма суровое. Уже не говоря о том, что даже недоказанное деяние такого рода могло закрыть двери домов всех приличных работодателей в городе и окрестностях. Наклонности такого рода были нередки в то время, но на них смотрели «сквозь пальцы» только в том случае, если количество денег превышало влияние общественного мнения в несколько раз. К слову, те же представители клана Медичи оставили по себе в веках память такого рода, что гомосексуализм покажется невинной забавой. Однако семью да Винчи правители города недолюбливали, хотя и не вступали в открытые конфликты, поэтому в анонимное обвинение власти вцепились с радостью. Выло «проведено расследование» и назначен день суда.
За спиной Леонардо да Винчи выступали весьма могущественные силы, обладающие реальной (!) властью.
Предположим, что семья да Винчи, будучи довольно состоятельной, попыталась решить проблему исключительно с помощью взятки, данной всем участникам этой нелицеприятной истории: «пострадавшему», его родственникам и прочим участникам судебного процесса. Пусть. Но для того, чтобы вычислить за весьма короткий срок таинственных и априори неизвестных (по причине анонимности доноса) свидетелей и вручить им сумму, значительно превышающую ту, которую им уже заплатили за дачу показаний в суде, нужны гораздо более значительные возможности, чем просто наличие денег. Пусть даже очень большого количество денег. Речь идет уже скорее о возможности воспользоваться весьма мощными связями и суметь повлиять на принципы законности в провинции.
Напомню, речь идет о семье потомственных нотариусов. Людей, безусловно, состоятельных, но совершенно не конкурентоспособных (по крайней мере по официальной версии) отмороженным от безнаказанности членам семьи Медичи, установивших пресловутый «барабан» на центральной площади. И если даже предположить, что инициаторами обвинения против Леонардо выступала не эта сомнительной репутации семья, то все равно это было сделано человеком, как минимум уверенным, что его донос встретит поддержку у власть имущих. Совершенно логичным на этом фоне будет предположение, что семья да Винчи, сумевшая так оперативно и с максимальной эффективностью подавить скандальное обвинение в зародыше, обладала весьма весомыми возможностями управлять процессом судопроизводства в насквозь коррумпированной Тоскане. Это означает, что в распоряжении этой загадочной семьи имелись средства (и не только финансовые), превосходящие или по крайней мере не уступающие по влиянию даже мере власти хозяев города.
Леонардо да Винчи «отмазали» и от суда и от следствия по столь пикантному делу, поскольку он был частью налаженного и хорошо отрегулированного механизма могущественной организации масонов.
Что же касается дела, которое вызвало такое волнение среди аристократических семей славного города Тосканы, о мужеложстве среди мастеровых и подмастерьев почтенных мастерских, я вызван был засвидетельствовать подлинность донесения, выбранного из ящика, поставленного на главной площади города. Подлинность этого донесения была неоспорима. Донесение было не подписано подлинным именем, но составлено по предписанной форме с указанием о предоставлении свидетелей содомского греха. Имена свидетелей тоже не были подписаны. В свидетельстве было указано, что их рассказ может быть представлен власти, когда будет происходить суд. Мне было поручено произвести дознание в меру моей власти и привлечь к ответственности подлежащих осуждению. Но выполнить долг свой я был не в силах. И нет в том моей вины, и ответ мой держать мне перед судом Божьим. Представлены мне были не смирение и покорность, но противление и ярость. В замену выполнения своего долга перед правителями и Богом увидел я неблагодарность этих правителей, которые отозвали меня от моих обязанностей и хулили меня за честное исполнение моего долга. Сказано было мне правителями, чтоб не доискивался я до истины, а слушал веление власть имущих. Чему я покорно и последовал. Теперь держать мне ответ только перед- Господом нашим.
Ничего себе исповедь. В ней, конечно, нет прямых указаний и конкретных имен, но, видно, «арбитр» был не совсем конченый человек и такое понятие, как «совесть», было ему, в принципе, не чуждо. Ну да что теперь говорить. Этот человек уже давно предстал перед судом, которому он доверял гораздо больше, чем суду человеческому. Так что за документальными подтверждениями подтасовки фактов на означенном судебном процессе дело не стало, даже несмотря на то, что прошло уже более шести веков. В свете приведенных доказательств можно с уверенностью утверждать, что, выражаясь современным языком, молодого и совершившего оплошность Леонардо попросту «отмазали», причем не только от суда, но и от следствия по столь пикантному делу. Можно только предполагать, какова была степень влияния его таинственного покровителя, который так быстро (всего за день) разобрался со всемогущим кланом Медичи, представлявшим сторону обвинения.
Применим ставшую уже привычной для нас элементарную логику и согласимся с утверждением, что потомок рядового (пусть и весьма зажиточного) нотариуса не мог быть удостоен таких чрезмерных хлопот. Значит, речь идет не столько о ценности личности Леонардо как таковой, а еще и о значимости его как части налаженного и хорошо отрегулированного механизма какой-то организации. В свете этого предположения становится даже не очень важно, действительно ли Леонардо совершил то, в чем ему было предъявлено обвинение. Вот как раз это-то и навсегда останется нам неизвестно. В принципе, совершенно не обязательно, что были подлинные основания для такого (на первый взгляд) конкретного доноса с именами участников. Вся эта гнусная история вполне могла быть сфабрикована противниками семьи да Винчи с целью или просто опорочить, или даже на продолжительное время избавиться от молодого человека. Правда, при таком раскладе придется признать, что ценность сына мэтра Пьеро да Винчи как члена тайной организации была прекрасно известна инициатору доноса. Можно сделать и еще одно предположение, мне, кстати, оно представляется наиболее вероятным.
Допустим, что члены клана Медичи были хорошо осведомлены о наличии в Тоскане представителей мощной тайной организации. При той мере власти и разветвленной шпионской сети, которой обладали фактические правители Флоренции, сомнительно, чтобы они не получили информацию о нахождении на их территории представителей могущественных потенциальных противников. А скорее всего, Медичи просто знади об этом наверняка. Масоны вообще и по сию пору отличаются одной удивительной способностью. О них как бы знают все и всё, но при этом не знает никто и ничего.
Семья Медичи просто «подставила» Леонардо, чтобы проверить его ценность для масонской организации.
Сохранился отрывок одного документа, написанного одним из младших членов семьи Медичи. К сожалению, имя этого человека установить не удалось, но совершенно очевидно, что это один из их родственников по крови, так как автор весьма вольно обсуждает дела семьи. Отрывок датирован 20 апреля 1476 года и явно является частью целого письма, предназначенного, судя по всему, близкому человеку.
На протяжении десяти лет Леонардо фактически «ничего не делал», он просто накапливал опыт и знания, а все его расходы спонсировались организацией масонов.
Впрочем, такое положение вещей совершенно не расстраивало молодого художника. Он с удовольствием таскался по городу и его окрестностям с альбомом для зарисовок и бумагами для записи своих наблюдений. Именно в эти годы он и заложил основу для одного из своих трактатов, который принес ему спустя века славу родоначальника ботаники. В этот же период его жизни были сделаны записи, которые он впоследствии использовал в своих работах по геологии, гидравлике и картографии.
Мне кажется, задаваться вопросом: «На какие же средства он существовал все эти годы?» не стоит. Это настолько очевидно, что не требует даже дополнительных размышлений, чтобы «вычислить» предполагаемого «спонсора». Понятно, из какого источника поступали средства, в частности на открытие собственной мастерской, что было далеко не дешевым удовольствием.
Леонардо да Винчи практически не получил никакого образования, более того, он никогда не учился далее в начальной школе. Свои знания он получал из совершенно другого источника.
Десятилетие, с двадцати до тридцати лет, в жизни Леонардо да Винчи не отмечено никакими особенными свершениями или серьезными работами. Не написано ни одной картины, не осталось ни одной датированной этим временем отдельной записи. Все материалы, которые он собрал в долине Арно, Леонардо просто использовал в своих более поздних работах. Такое впечатление, что своей главной задачей в этот период он считал процесс накопления опыта и знаний, которые впоследствии и легли в основу всех его гениальных идей.
Отдельно необходимо отметить еще один важный факт, который выглядел бы весьма странно, если бы не объяснялся очень просто в свете нашей теории о причастности к развитию и поддержанию талантов Леонардо флорентийского филиала масонской организации. Леонардо да Винчи практически не получил никакого образования. По крайне мере он всегда признавался, что не посещал никаких школ или отдельных учителей, совершенно не делая из этого тайны. Только изредка он огрызался на тех «ученых мужей», которые уже в зрелости упрекали его в отсутствии хотя бы элементарных навыков, получаемых в светских школах того времени.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Карусель Сыпятся снежные звезды Кружит зимы карусель Зацеловала шальная Нас озорница метел.
—Ссылки
—Рубрики
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Точная дата его рождения лишь сравнительно недавно установлена на основании документа, найденного в государственном Архиве Флоренции. А именно, дневник деда Леонардо, Антонио да Винчи, содержит следующую запись:
«1452 года родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу в 3-м часу ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро де Бартоломеи да Винчи» (Дальше в документе перечислены кумовья: пять мужчин и пять женщин). Так как счет ночных часов велся от захода солнца, то время рождения приходится примерно на 22 ч. 30 м.
Город Винчи на карте Италии
Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи.
О матери его, Катерине, ничего не известно. Известно только, что вскоре после его рождения она вышла замуж за местного жителя Антонио по прозванию Аккат-табрига («спорщик»), арендовавшего небольшой кирпичный завод (fornaio) в нескольких километрах от Винчи, в 1449—1453 гг.
Ничем не подтверждается указание автора анонимной биографии, написанной в 1520—1540 гг., что мать Леонардо была «хорошей крови». Нет данных и о том, что Катерина была крестьянка.
Дом, где жил Леонардо с отцом Пьеро да Антонио
Молодой двадцатипятилетний отец в год рождения сына женился на Альбиере Амадори. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо, который был старше его на 16 лет и, живя в Винчи, уделял ему немало времени.
Город Винчи, 60-е годы ХХ века
Сер Пьеро переселился со своей семьей во Флоренцию около 1464 г. Здесь он вскоре потерял свою жену и. женился вторично
В 1466 г. четырнадцатилетний Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Вероккьо (1436—1488). Во Флоренции сложились его интересы, были накоплены его первые знания.
Флоренция того времени была большим промышленным городом, в котором получили широкое развитие различные отрасли промышленной техники. Мастерские ювелиров, живописцев, скульпторов стали своего рода лабораториями, где проводились разнообразные технические эксперименты.
Показательна в этом отношении сорокалетняя дружба знаменитого скульптора и архитектора Филиппо Брунеллески (1377—1446) с математиком, астрономом и медиком Паоло даль Поццо Тосканелли (1397—1482). По свидетельству Вазари, Тосканелли обучал Брунеллески математике.
Пейзаж долины реки Арно
5 августа 1473
Чернила, карандаш, бумага
19 x 28.5 см (7.48 x 11.22 дюймов)
Галлерея Уфици, Флоренция, Италия
Хотя Верроккио, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил ему нарисовать полностью фигуру. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о том, что появился новый гений. Верроккио, согласно изложению Вазари, был ошеломлен, так как воочию столкнулся с явлением, пришедшим из неведомого будущего. Однако не только ангелом возвестил о себе Леонардо — он сделал это также с помощью изображения заднего фона «Крещения», в котором туманная, таинственная глубина предвосхищает то удивительное, что будет создано им в «Моне Лизе» и в «Мадонне с младенцем и святой Анной».
Роберт Уоллэйс. «Мир Леонардо»
Когда Андреа дель Верроккио писал на дереве образ с изображением св. Иоанна, крестящего Христа, Леонардо сделал на нем ангела, держащего одежды, и, хотя был еще юным, выполнил его так, что ангел Леонардо оказался много лучше фигур Верроккио, и это послужило причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении.
Леонардо сложился как художник да, вероятно, в значительной мере и как ученый в мастерской Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом.
Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда не упоминал с своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет. Подмастерьем Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы.
Андреа дель Вероккьо (Верроккио), Леонардо да Винчи «Крещение Христа»