какую роль выполняет государство в рыночной экономике
Раздел 1. Общие основы экономического развития
Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.
Оглавление
1.6.1. Экономические законы рыночной экономики
Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.
Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.
Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.
Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:
где: М – количество необходимых для обращения денег;
PQ – сумма цен проданных товаров;
v – скорость оборота денежной единицы.
И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.
Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики
Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).
Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.
Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.
Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).
Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка
Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.
1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы
Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).
В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).
Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).
Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).
Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.
Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:
Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).
Рынок товаров и услуг
Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.
Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.
Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.
Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.
Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.
3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.
Функции государства в рыночной экономике
Разделы: Экономика
Цель данной статьи.
Я веду экономику в школе, начиная с 1992 года. Именно тогда в школьный курс был включен новый предмет «основы рыночной экономики». Можно представить себе, какие трудности были с литературой по данному предмету! Основным учебником в те годы для многих учителей стал учебник Райзберга, который впоследствии был подвергнут острой критике.
Каждому соревнованию нужен судья. Экономике тоже.
Зачастую одно меткое выражение способно отразить целую экономическую эпоху. Так было в XIX –м веке, когда говорили: « Пусть все движется, мир сам себя отрегулирует ».
Это предложение характеризует роль государства в экономике. Хотя государство и выпустило законы, регулировавшие, например, право на собственность, договорное право и право предпринимательской деятельности, но в дальнейшее развитие экономики государство не вмешивалось, и все шло своим чередом.
На первых порах этот так называемый экономический либерализм привел к небывалому подъему в Германии, Англии, Франции и США. Индустриализация дала многим людям работу, привела к небывалому подъему мировой торговли, она подняла покупательную способность населения.
Только позднее обнаружились недостатки этого принципа ( laissez-faire prinzips). Производились огромные массы промышленных и индустриальных товаров. Если не находился покупатель, фабрику закрывали, люди теряли работу. Государство наблюдало.
Если два друга-предпринимателя почувствовали угрозу конкуренции со стороны третьего, то они отказывались от конкуренции. Они быстро создавали картель, конкурент оставался за бортом и выходил из игры.
В современной экономике государство не должно быть гостем. Оно должно сформулировать рамочные условия и заботиться о том, чтобы они соблюдались. Государству постоянно нужно следить за работой рыночной экономики. Оно гарантирует соблюдение законов и создает условия для конкуренции. Оно следит за социальным равновесием, ограничивает одностороннюю власть и издает предписания для охраны наших естественных основ жизни.
В игре между властью и безвластием в экономике государству отводится роль судьи. До тех пор, пока все идет честно, судья не вмешивается. Стоит только кому-нибудь нарушить игру – нарушение штрафуется либо предупреждением, а то и удалением с поля.
Функции государства в рыночной экономике
Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.
Права собственности лежат в основе «правил игры», принятых в каждом обществе, и определяют хозяйственные отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями и государственными институтами и учреждениями, однако сами по себе рынки не устанавливают и не поддерживают юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Их определяет и гарантирует государство.
Если права собственности и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники опасаются за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.
Обеспечение рыночной конкуренции.
Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах с рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. Одним из первых законов, имеющих антимонопольную направленность, был положивший начало антитрестовскому законодательству закон Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся в 1914,1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран антимонопольные законы были приняты в 30-е годы XX века. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в России в 1991 году. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
Государство играет важную роль в решении вопросов, связанных с внешними эффектами, нейтрализация которых не подвластна ценовому механизму рынка. Внешние эффекты – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды и т.п.). Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение и т.п.).
Примером внешних издержек может служить деятельность фирмы по ремонту и очистке водного транспорта, в технологии производства которой используется много воды.
Внешняя экономическая выгода также может быть неподвластна людям, принимающим решения. Предположим, районная поликлиника проводит профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, которым сделали прививку, но и другим жителям района, для которых снизится риск заболевания. Именно государство организует и финансирует подобные мероприятия, поскольку людям свойственно учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов.
Примером положительного внешнего эффекта может служить строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность контролировать сток воды для живущих, ниже по течению реки, а также образует живописное водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха. Примером положительного внешнего эффекта может служить и возможность получения отдельным человеком дополнительного образования. Применяя полученные знания, человек может повысить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом.
Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный — издержками третьего лица.
Деятельность предприятия, порождающая отрицательный внешний эффект, ведет к издержкам третьего лица и в то же время приносит определенные выгоды этому предприятию. Например, собственник сталелитейного завода, не вкладывающий средства в очистное оборудование, экономит, на издержках производства стали. Это позволяет снизить цену на сталь и получить важное преимущество в конкурентной борьбе. В этом случае государство обязано защитить интересы третьих лиц за счет ограничения неоправданных преимуществ, сталелитейного завода. Оно должно принять закон об охране окружающей среды, на основе которого оштрафовать фирмы, допускающие отрицательные внешние эффекты, а полученные средства использовать для финансирования программ, направленных на решение экологических проблем. Одновременно у фирм, допускающих отрицательные внешние эффекты, появляется стимул вложить средства в очистные сооружения, чтобы избежать штрафных санкций.
Государство может также ввести дополнительный налог на прибыль предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использовать полученные средства для очистки водоемов или, наоборот, выплачивать дотации производителям образовательных услуг или обучающимся либо и тем и другим, чтобы сделать образование более доступным для большинства граждан.
Предоставление общественных товаров и услуг.
Но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.
Так, например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования, не желающих или не способных платить. Потребление общественного блага одним человеком не исключает возможности одновременного использования его другими. Например, освещение улиц служит благом для водителей транспорта; польза от уличных фонарей, получаемая водителями, не уменьшается оттого, что они освещают дорогу пешеходам.
Нельзя выделить определенные доли услуг маяка или пожарных для каждого отдельного потребителя.
Блага, подобные национальной обороне, свету маяка или системе защиты от радиации, не могут предоставляться обществу отдельными частными компаниями уже в силу того, что эти компании откажутся производить услуги, за которые никто не будет платить. В то же время отдельные потребители не станут платить за товары и услуги, которыми можно пользоваться бесплатно.
Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.
Необходимо отметить, что в ряде случаев непросто отделить общественные блага от частных. Есть немало видов услуг, имеющих признаки и тех, и других. К их числу относятся услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, обучающиеся в одном классе, посетители музеев и кинотеатров и т.д. С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу неисключаемости их потребления. Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц с низкими доходами. Политика государства в отношении таких услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, как правило, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства. Так, в конце 80-х гг. из государственных источников покрывалось 13,8% расходов в частной системе образования США.
Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
Рынок не является идеальным механизмом и лишь в определенной мере способен обеспечить эффективное распределение ресурсов и создать саморегулирующуюся систему, в которой каждый занимает свою нишу. Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей следствием такие отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. В этом случае государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ.
Государство имеет возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в противоречие. Например, попытки снизить уровень безработицы могут закончиться ростом цен. Экономисты спорят, может ли государство обеспечить экономическую стабильность и не лучше ли предоставить решение этой задачи рынку. Некоторые считают даже, что попытки по стабилизации экономики иногда приводят совершенно к противоположному эффекту. Тем не менее, полная занятость (т.е. поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования.
Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-экономической поддержки.
Цель многих правительственных программ – перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории.
Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ.
Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.
Целью данных программ, является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал.
Рыночный механизм не в соответствии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование и медицинскую помощь. Рыночная экономика вознаграждает тех, чей более производительный труд создает больший «кусок экономического пирога». Люди, обладающие большим количеством ресурсов или более производительными ресурсами, как правило, больше зарабатывают, потому что больше производят. Это значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли (если вообще распределяет) среди людей, неспособных внести вклад в национальное производство. В результате такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты оказываются без достаточных социально экономических гарантий.
Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.
Участие в хозяйственной деятельности.
Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между теми товарами и услугами, которые обеспечивает государство, и теми, которые производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.
Вторая причина – наличие внешних факторов ( экстерналий ), издержек или выгод которые получают или несут лица, не участвующих в сделках обмена.
Третья причина вмешательства государства – его неспособность обеспечить население общественными благами- товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.
Четвертая причина – дифференциация доходов населения и возникающая при этом проблема бедности, становится бедой для всего общества.
Список использованной литературы:
П. Хейне. Экономический образ мышления. М. Изд-во «Дело» 1991.
П. Самуэльсон. Экономика. М. НПО «Алгон» 1992.
Л.Л.Любимов. Н.А.Раннева. Основы экономических знаний. М. «Вита-Пресс» 1997.
И.В.Липсиц. Экономика. М. «Вита-Пресс» 1997.
С.И.Иванов. Основы экономических знаний. М. «Вита-Пресс» 2004.
Лекции «Государство в рыночной экономике»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Госуда рство в рыночной экономике
Государство в рыночной экономике – это система управления государством рыночной экономикой страны, построенная на необходимости вмешательства государственного регулирования в процесс функционирования рыночной экономики.
Роль государства в рыночной экономике
Основным управляющим институтом всех жизнедеятельных сфер общества есть государство. Именно государственными законами регламентируется деятельность всех функционирующих нынешних систем хозяйствования. Государство является как одним из субъектов осуществления рыночной экономики, так и управляющим институтом.
Институт государственного управления предполагает специфику, позволяющую занимать государству особое положение в системе субъектов рыночных отношений. Это положение можно определить исходя из наличия таких признаков:
1) Суверенность. Государственная власть является независимой в среде международных отношений и никому не подчиняется в пределах отдельно взятого государства. Она сосредотачивает в своих руках абсолютно все сферы управления.
3) Существование системы налогообложения. Никто из субъектов рыночных отношений, кроме государства, не имеет права устанавливать законы, регламентирующие круг налогоплательщиков, размеры и сроки выплат различных видов налогов и взносов. При чем налоги обязаны выплачивать не только субъекты коммерческих рыночных отношений, но и граждане, не задействованные в системе продажи товаров и оказания услуг, хоть они и являются в некоторой степени регуляторами рынка.
4) Государство есть субъектом, который регулирует все сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц.
Задачи и функции государства в рыночной экономике
В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству.
Государство – форма существования общества, форма его организации, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления. Роль государства в сфере экономики возрастает по мере ее развития и усложнения. Но отношение к этой роли в разные исторические периоды и со стороны разных экономических школ никогда не было однозначным.
На заре товарного хозяйства в 17 в. меркантилисты отводили государству большую роль в сфере защиты национальных экономических интересов в международной торговле, в сфере обеспечения экономического порядка и социаль6ной справедливости.
По мере развития капитализма в 18 – 19 вв. отношение к государству менялось, и его экономические функции были низведены до роли «ночного сторожа частной собственности». Классики политической экономии полагали, что рыночный механизм является наилучшим регулятором экономики, а так называемая «невидимая рука» обеспечивает рациональное распределение ресурсов и доходов и гармонию интересов участников рынка.
Но углубляющиеся кризисные явления в экономике опровергали тезис о безупречности рыночного механизма как регулятора. В начале ХХ в. все более очевидной становилась необходимость государственного вмешательства в экономику. Даже последователи классических воззрений на роль государства в экономике вынуждены были это признать.
В современных условиях роль государства еще более возрастает. Это обусловлено тем, что рыночный механизм в развитой экономической системе уже не способен справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов.
Задача государства заключается в том, чтобы, сохраняя все положительные стороны действия рыночного механизма, дополнить его работу. Более подробно задачи государства раскрываются в присущих ему функциях.
Можно выделить следующие основные функции государства:
1. Создание правовой основы для функционирования механизма. Главным условием рыночного механизма выступает свобода принятия экономических решений всеми субъектами рынка. Государство обеспечивает правовую защиту как производителей, так и потребителей:
• прежде всего должно быть гарантировано право частной собственности;
• большое значение имеет правовое ограничение монополизма;
• важная роль в сфере экономического законодательства принадлежит защите прав потребителей;
• немаловажное значение имеет правовая регламентация всевозможных сделок, направленная на соблюдение прав всех участников.
Государство не только провозглашает права, но и обеспечивает их реализацию, создавая действенную судебную систему.
2. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий всем слоям общества. Особенно это касается неимущей части населения.
3. Производство общественных благ (общественных товаров и услуг). Государство финансирует расходы на оборону, охрану общественного порядка, строительство и содержание дорог, городских улиц, городское освещение, содержание зон отдыха и т.п. Данная функция в определенной мере была присуща государству даже на самых ранних ступенях его развития. Однако в настоящее время круг таких благ и услуг значительно расширяется, особое значение приобретает деятельность государства по нейтрализации отрицательных внешних эффектов.
Выполнение государством данной функции возможно двумя способами: либо государство организует собственное производство (государственные предприятия), либо за счет государственных средств финансирует их производство на негосударственных предприятиях (например, государственные заказы на производство товаров, необходимых для содержания вооруженных сил).
4. Стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления в экономике, спад производства, снизить безработицу и инфляцию.
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства в экономику, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов к государственной деятельности.
Значение государства в рыночных экономических отношениях
Но не всегда такое вмешательство приветствуется субъектами рыночной экономике в лице частных предпринимателей различных масштабов. Чтобы как-то сгладить это вмешательство и сделает его менее болезненным для жизнедеятельности фирм, компаний, организаций, делаются попытки подобрать наиболее приемлемые инструменты вмешательства. Речь идет об оптимизации изданных законов (в частности налоговых), внесении поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые рыночные условия.
Функции государства в рыночной экономике
Государство имеет некоторые функции, которые как раз и определяют его роль в экономической системе и определяют сферы деятельности государственных структур.
Функция поощрения развития технологий о расширения производства.
Прогностическая. Заключается в планировании, прогнозировании и предусмотрении появления некоторых тенденций в сфере коммерческих отношений, которые могут быть нежелательными для отечественного производства и потянуть за собой убытки и снижение рыночной статистики.
Функция стабилизации. Государство принимает меры для того, чтобы уравновесить баланс финансовых потоков, организовать новые рабочие места, надежные условия для функционирования предприятий и т. д.
Функция регулирования. Регулирует при помощи задействования определенных механизмов и инструментов общественные отношения.
Данная функция является основополагающей, так как из неё истекают условия деятельности и регулирования всех остальных функций и сфер жизни. Эта функция является своеобразным правовым институтом, который уравновешивает правовые конфликты между субъектами управления.
Наличие такой функции обеспечивает гарантии безопасного функционирования производственного процесса в материально – техническом аспекте. Она необходима для создания удовлетворительных условий для производства с целью получения в итоговом варианте продукции высокого качества. В понятие обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер входит поставка соответствующего сырья для производства, обеспечение фирм необходимыми ресурсами: сырьем, рабочей силой, технологической составляющей, образовательными аспектами и т. д.;
Особенностью данной функции есть то, что она имеет в себе две составляющие:
Такие операции необходимы для качественного функционирования всей экономической системы страны. Ресурсы и доходы распределяются с целью избежания распространения монопольных тенденций на отечественном рынке (антимонопольная политика государства).
Функция обеспечения добросовестной конкуренции
Для обеспечения добросовестной конкуренции государством предпринимается ряд мер, направленных на урегулирование коммерческих запросов субъектов рыночной экономики, создание равных условий для нормального функционирования каждого из них. Это определяет атмосферу качественной конкуренции с целью повышения уровня обслуживания и производимых для рынка товаров.
Существует для определения приоритетных направлений функционирования отечественного рынка.
Является объемной за структурой и предусматривает множество аспектов. Эта функция преследует такие цели:
свести к минимуму все негативные последствия, которые возникают в процессе осуществления рыночной деятельности;
регулирование основ правового поля, в котором функционирует рыночная система;
обеспечить социальную защиту объектов управления.
Регулирование рыночной экономики государством осуществляется путем задействования различных государственных механизмов.
Социально-экономические цели государственного регулирования
Государственное регулирование экономики предполагает постановку и достижение определенных целей. Мировая история свидетельствует, что развитие общества – это одновременное решение множества разнообразных задач. Чтобы справиться со всем комплексом проблем, необходимо их осознание и четкое их структурирование. На глобальном уровне следует выявить основную, высшую цель развития экономики. В любой стране она должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества.
Обеспечение свободы трактуется весьма неоднозначно. Много здесь зависит от интересов отдельных групп и слоев общества. Объективное содержание данного понятия определить достаточно трудно, так как это и философская, и социальная, и экономическая категория. Зависимость здесь такова: чем выше ценится в обществе свобода отдельного человека, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве. Вот почему возникло такое мнение, что любое вмешательство государства в ход развития рыночной экономики (даже в форме предоставления помощи) является ограничением экономической свободы. Реальная степень свободы в экономике выступает результатом политического компромисса, который складывается в каждый текущий отрезок времени.
В Казахстане представление об экономической свободе пока отличается от сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой. В какой-то мере это связано с общественно-политическими традициями, с менталитетом населения (общественной психологией). Казахстан всегда отличался высокой степенью государственной централизации, и эта ориентация была многократно усилена в период господства общегосударственного хозяйствования.
Проблема обеспечения правового порядка, правовой обоснованности того или иного экономического решения также связана с наличием разных интересов. Правовая обеспеченность считается достаточной, как правило, тогда, когда экономическая политика способствует интересу данного субъекта. В связи с этим стратегия регулирования должна быть такой, чтобы принимаемые меры по всей возможности соответствовали представлениям разных общественных групп о законности.
Практическое достижение правового порядка связано, прежде всего, с наличием права на собственность и ее защиту, и на заключение хозяйственных договоров. Здесь уместно напомнить слова А.Смита о том, что торговля и производственная деятельность редко могут расцветать в государстве, где «не существует определенной степени доверия к правовой надежности, которую должно обеспечить государство».
Рассмотрев главные цели государственного регулирования, обратимся к совокупности соподчиненных с ними практически ориентированных целей. В экономической литературе обычно выделяют 4 прикладные цели:
экономический рост (ее обеспечение связывается с увеличением ВНП)
полная занятость (достижение максимально возможного в долгосрочном плане стабильного использования дееспособного населения). Принято считать, что состояние полной занятости достигается уже тогда, когда степень безработицы (отношение численности не имеющих работы к численности трудоспособного населения) составляет от 1,5 до 4%.
внешнеэкономическое равновесие (чем более высоким уровнем развития характеризуется экономика страны, тем более восприимчивым оно становится для внешнеэкономических связей).
Таким образом, экономическая политика государства – прежде всего достаточно широкий спектр целей, между которыми существует иерархическая соподчиненность. В современной теории эту систему целей именуют «пирамидой целей».
Применительно к условиям Казахстана последовательность достижения целей может отличаться от западных стран в силу недостаточной зрелости рыночных отношений. В настоящее время правительство исходит из необходимости социально-экономической стабилизации и обеспечения устойчивого экономического роста, что позволит нашей республике войти в число 50-ти конкурентоспособных мировых держав.
Субъекты и объекты государственного регулирования экономики
Решение вышеприведенных целей под силу только самому государству и только оно является гарантом и носителем интересов всего общества. Поэтому главным и единственным субъектом государственного регулирования является государство в лице своих управленческих органов.
Объектами регулирования в широком смысле является вся национальная экономика в совокупности со всеми ее отраслями и сферами и всеми происходящими в ней экономическими процессами. Однако каждый конкретный исторический этап движения экономики проявляет свои «слабые звенья» или «узкие места», которые могут выступить конкретными объектами регулирования.
Допуская известную условность, можно представить экономику как в вертикальном, так и в горизонтальном разрезах. В вертикальном разрезе могут быть представлены отрасли и сферы материального и нематериального производства со всем многообразием субъектов, функционирующих в них. В горизонтальном – все экономические процессы и явления, охватывающие всю экономику – формирование и распределение доходов, финансовые, кредитные, денежные процессы и отношения, инфляция, безработица, монополизация, инвестиции и другие (рис 1).
Экономика: отрасли и сферы (вертикальный срез)
Экономика: экономические процессы и явления (горизонтальный срез)
отрасли материального производства
уровень занятости и безработицы
инфляция и денежное обращение
монополистические тенденции и конкурентная среда
регионы и территории
Состояние и «вертикальных» и «горизонтальных» объектов может определяться действием и саморегулирующихся рыночных механизмов, и системой сознательно направленных государственно-административных мер.
В вертикальном разрезе может формироваться неоптимальная структура общественного производства, усиленное развитие одних, техническое и экономическое отставание других отраслей, таких как социальная, демографическая сферы, неконкурентоспособные и не обеспечивающие достаточной прибыли, но необходимые для нужд страны отрасли и производства, такие как производство общественных товаров, оборона, правопорядок, наука, охрана памятников культуры и т.д.
В горизонтальном аспекте так же произойдут негативные последствия – неравномерное распределение доходов, резкая дифференциация общества, инфляция и расстройство финансовой системы, сокращение конкурентной среды и т.д.
Вся трудность ГРЭ состоит в том, чтобы, во-первых, найти оптимальную меру соотношения рыночных и государственных рычагов воздействия на объект, тогда как сам объект регулирования изменчив, непостоянен и преходящ; и во-вторых, своевременно и правильно определить в этом двигающемся развивающемся организме, каковым является экономика, то «больное и слабое звено», которое затрудняет его движение, и помочь ему сознательно выработанными государственными мерами.
Экономические функции государства
Экономическая роль государства в любом обществе реализуется через совокупность конкретных функций. Как и роль государства, так и выполняемые им функции бывают разными не только в разных моделях взаимоотношений государства и экономики, но и разными в рамках одной модели, но с различными конкретно-историческими условиями разных стран.
Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, в которых более или менее успешно функционирует смешанная экономика, экономическая роль государства в них может быть представлена следующими важнейшими функциями:
-разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой базы и социального климата;
обеспечение свободы предпринимательства;
перераспределение доходов и богатства с целью обеспечения социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней групп населения;
корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национальной экономики в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями;
стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры;
осуществление предпринимательской деятельности в сферах, где это невыгодно частному капиталу;
контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы;
обеспечение охраны окружающей среды, регулирование использования не воспроизводимых природных ресурсов.
Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной системы, а с другой – корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.
Несовершенства государственного регулирования экономики.
Дискуссионность и неоднозначность понимания места и роли государства в организации экономической жизни общества во многом обусловлены определенными недостатками, выявленными российскими экономистами, в самом процессе гос. регулирования:
наличие определенных административных издержек по организации и осуществлению регулирования;
сужение сферы действия рыночных отношений, ведущих к наиболее эффективному использованию производственных ресурсов;
нарушение принципов рыночного установления связей между хозяйствующими субъектами.
Западные экономисты видят недостатки государственного регулирования в гораздо больших масштабах. Они отмечают 4 причины систематической несостоятельности государства:
Недостаточная информированность государства о последствиях своей деятельности (борьба с алкоголизмом привела в итоге к вырубке ценнейших сортов винограда и, как следствие, утеряны рецепты производства редчайших вин…)
Ограниченный контроль над бюрократией. Действенность любого законодательства, реализация практических шагов по регулированию любого экономического явления зависит от профессиональной грамотности чиновников.
Ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора.
Ограничения, налагаемые политическими процессами. Государственная деятельность затрагивает многих, но решения принимаются ограниченным кругом лиц.
1Методологические основы государственного регулирования экономики
Составная часть стратегии, направленной на повышение эффективности экономики – признание соответствующей роли государства, что должно найти свое отражение в определении методологии, методов, способов, посредством которых оно может дополнять рынки.
Методология включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуру и место данной науки в общей системе знаний.
На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования. Это формально-логический, диалектический и др.
Формально-логический метод имеет различные приемы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, проблемы, гипотеза, доказательство.
Основными приемами диалектического метода является переход от абстрактного к конкретному и единству аллегорического и логического.
Системный метод появился в ХХ веке. Распространение системного метода исследования сопровождалось бурным развитием экономико-математического моделирования.
Большое значение для методологии регулирования имеет формирование отношений между государством и рынком, основанных на преодолении противоречий, а также механизмов взаимодействия и разграничения функции между рынком и государством. Методология закрепляет этот механизм в организационно-методических документах: методических указаниях, положениях, рекомендациях, показателях и способах их обоснования.
Составной частью методологии регулирования является методика, представляющая собой совокупность конкретных способов и приемов: экономических, технико-экономических и экономико-математических расчетов, необходимых для разработки механизмов ГРЭ с сочетанием рыночной самоорганизацией.
При ГРЭ решающим методологическим соображением является учет двух главных принципов их обоснования, игнорирование которых обрекает на провал даже самые благие концептуальные ориентиры. Это принципы последовательности и системности рекомендуемых мероприятий.
Методы прямого и косвенного государственного регулирования экономических процессов
Для рационального применения совокупности методов воздействия на экономику необходимо знание сущности и специфики каждого из них, их объективно предопределенной соподчиненности. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов соответствующей классификации. Прежде всего, различаются методы прямого и косвенного влияния.
Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства (налоги, юридические нормы по амортизационным отчислениям, бюджетные процедуры по государственным инвестициям…). Прямые методы имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата.
К методам прямого государственного воздействия относятся:
а) определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
б) государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
в) государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
г) нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
д) правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
е) лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
Метод косвенного государственного регулирования экономических процессов. К ним относятся:
а) налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот;
б) регулирование цен, их уровня и соотношений;
в) платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
г) таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.
При косвенном воздействии государство создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной политики (косвенные налоги, пошлины, предоставление информации).
В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть подразделены на действия, направленные на:
стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями;
обеспечение возможно максимальной занятости;
поддержку уровня цен для обеспечения рентабельности предприятий;
стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы.
Стоит отметить еще одну из классификаций методов ГРЭ. Критерий подхода – организационно-институциональный. Данный перечень включает административные, экономические и институциональные методы.
Административные методы – совокупность административных рычагов, охватывающих действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры. Они подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.
Экономические меры – это те меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. (в частности, на совокупный спрос и предложение, на степень централизации капитала, на социальные и структурные аспекты экономики). К числу экономических мер относят финансовую и денежно-кредитную политику, программирование и прогнозирование.
Институциональные методы – система организационно-оформленных действий. Это действия, связанные с относительно длительно существующими явлениями, например, «институт права», «институт собственности»… Проявлениями институционализма может считаться следующее:
формирование исполнительных структур государственной власти непосредственная задача которых – реализация целей правительства;
создание и сохранение объектов гос. собственности;
поддержка исследовательских центров, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат;
правовая и информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов;
соучастие в экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам.
Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют: метод экономических группировок, метод экстраполяции, бюджетный метод (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств).
— Метод экономических группировок широко используется в государственном регулировании. Группировки позволяют сложные по своему составу совокупности распределить на группы, однородные по какому-либо существенному признаку. Анализ чаще всего осуществляется с помощью структурных, динамичных и структурно-динамичных группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких. Так, для характеристика уровня жизни населения берут группировки населения по денежным доходам на душу населения, прожиточному минимуму в среднем на душу населения, числу больничных коек на 10000 населения и т.п.
Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Точность этого метода тем больше, чем меньше период, в отношении которого метод применяется.
Бюджетный метод представляет собой обследования бюджетов домашних хозяйств, где ведется статистическое наблюдение за уровнем жизни населения.
Материалы обследования являются основой для получения данных о распределении и дифференциации населения по уровню материального благосостояния, потребления, денежных расходов и т.д. Они представляют важную информацию для характеристики структуры потребительских расходов в семьях различного состава, характеризуют дифференциацию населения по уровню располагаемых ресурсов, позволяют определить динамику изменения потребительского спроса в домашних хозяйствах, находящихся в городской и сельской местностях.
Материалы обследования бюджетов широко используются статистикой в различных экономических расчетах: индексов потребительских цен, национального дохода, при исчислении реальных доходов населения и др.
К специальным методам государственного регулирования экономики относят: балансовый, программно-целевой, нормативный.
— Балансовый метод – один из важных при определении народнохозяйственных пропорций, увязки отдельных частей государственного плана в целое.
В современных условиях данные межотраслевых балансов могут быть использованы для разработки прогнозов отраслевой структуры экономики, выявления роли отдельных факторов, например, зависимости экономики от энергоснабжения или изменения цен на энергоносители, прогнозирования на основе региональных балансов объемов ввоза и вывоза продукции за пределы региона и т.д.
— Нормативный метод применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами, например, совместно с программно-целевым методом определяются количественные показатели целей и необходимые ресурсы для достижения этих целей. Нормативный метод используется для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов, определения норматива оборотных средств, норм амортизационных отчислений и др. Метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами (параметрами), при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов.
— Программно-целевой метод может использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется значимостью, невозможностью решения ее другими методами, образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода. Для применения программно-целевого метода важно обоснование выбора проблем. В широком смысле программно-целевой метод представляет собой осуществление и углубление комплексного подхода к решению проблемы.
Экономические нормативы являются важными регуляторами развития экономики в целом и отдельных социально-экономических процессов. К ним относятся:
различного вида налоги на имущество, на доходы, на добычу полезных ископаемых, на товары и услуги, таможенные пошлины и т.д.;
финансовые нормативы – трансферты, отчисления в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т.д.;
банковские нормативы – нормативы обязательных резервных отчислений, учетная ставка и др.
Важное место среди экономических нормативов занимают финансовые нормы и нормативы. в финансовом планировании это- показатели, отражающие минимальные, средние или максимально предельные величины, регулирующие образование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Финансовые нормативы предназначены для рационального регулирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств целевого назначения. Применение их способствует связи производства и финансовых показателей, обеспечению сбалансированности бюджета