какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона

РИТОРИКА ЦИЦЕРОНА

какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. картинка какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона фото. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона видео. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. картинка какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона фото. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона видео. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. картинка какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона фото. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона видео. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. картинка какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона фото. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона видео. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона.

какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. картинка какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона фото. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона видео. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона.

какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. картинка какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона фото. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона видео. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона.

В теории познания Цицерон рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.

Какие же условия для развития ораторского мастерства главные? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения (практика). Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее Цицерон постарался синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства.

какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. картинка какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона фото. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона видео. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона.

Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора.

Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи.

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь „ от мысли к звучащему публичному слову».

Источник

28. Риторика Древнего Рима. Какой вклад внёс Цицерон в развитие теории и практики красноречия?

Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особенного расцвета во время могущества Римской республики. Во II в. до Р.Х. в Риме существовали грамматические школы для мальчиков, проходивших курс гуманитарной подготовки, чтобы в будущем посвятить себя деятельности политического или судебного оратора. Обучение строилось в несколько этапов: в школе литератора обучали чтению; в школе грамматиста – письму; а на высшей ступени – в школе ритора – прививали навыки красноречия, осваивали теорию, упражнялись в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы, общественной жизни.

Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Цицерон придерживается установившейся в античном мире классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса. В соответствии с древними традициями риторику делили на пять частей: «Изобретение мыслей», «Расположение мыслей», «Украшение мыслей», «Напоминание», и «Произнесение речи». Четвертый и пятый разделы иногда объединяли, называя их «подготовкой речи».

Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей, изложить сущность дела, установить спорный вопрос, подкрепить свое положение, опровергнуть мнение противника, в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть противника.

В чем видел Цицерон красоту речи? В ее свежести, благородстве, страстности, логичности, причем, по его мнению, «цветы слов и мыслей» должны распределяться в речи «с разбором». Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерно яркими красками речь не доставляют длительного удовольствия, пресыщают и раздражают слушателей.

29. Развитие риторики в Средние века.

Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения. Средневековое ораторское искусство восприняло основные нормы античной риторики и формальной логики, опыт древних ораторов.

На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы и проповедники – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий (блаженный Августин), Фома Аквинский – его труды легли в основу гомиолетики – теории церковного красноречия (не убеждение, а внушение, красивость и напыщенность) и другие.

Университетская лексика (XIII в.). С появлением средневековых университетов в 11-12 веках зарождается университетское красноречие. Оно было шагом вперед по сравнению с богословской риторикой, обращено к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания, но все еще слишком много схоластики.

Источник

Риторика Цицерона

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 01:22, реферат

Краткое описание

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие

Оглавление
Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.docx

Министерство образования и науки, молодежи и спорта

Донецкий национальный университет

На тему: «Риторика Цицерона»

студентки 3 курса Преподаватель:

группы 0601 к Литвиненко А.Н.

Список использованных источников………………………………………………16

«Кажется, для меня не существует ничего более прекрасного,

как умение силой слова владеть толпой слушателей,

получить их сердца, направлять их волю куда захочешь

История римского красноречия сохранила немало имен, но среди них лишь некоторые принадлежат выдающимся оратором. Одним из таких был Марк Туллий Цицерон.

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличия реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.

2. «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор»

Самый ранний трактат «Риторика» был написан Цицероном еще в юношестве (83 г. до н.э. ). Его трактат в 3 книгах «Об ораторе» (55 г. до н.э. ) до настоящего времени служит учебным пособием судебной риторики. К 46 г. до н.э. относится книга «Брут» по истории ораторского искусства. Из трактатов по философии права особое значение имеют 6 книг «О государстве» (53 г. до н.э. ), 6 книг «О законах» (51 г. до н.э. ), 3 книги «Об обязанностях» (44 г. до н.э. ). В 46–45 г.г. до н.э. были написаны философские трактаты «О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О старости», «О дружбе», религиозно-философские сочинения «О природе богов», «О дивинации», «О судьбе» и др. Из несохранившихся сочинений известны его труды «О гражданском праве», «Об авгурах», «О славе», «О философии», «Об укреплении государства» и т. д.[3]

Известный римлянин М.Т.Цицерон написал три трактата об ораторском искусстве, в которых он учит разумно логично и правильно строить речь. Но в одном месте он оговаривается : «для оратора ничего нет более важного при произнесении речи, чем расположить к себе слушателя и так его возбудить, чтобы он был руководим больше неким душевным порывом и волнением, чем советом и разумом. Люди ведь гораздо чаще руководствуются в своих решениях ненавистью, или любовью, или надеждой, или боязнью, или заблуждением, или другим каким либо душевным движением, чем справедливостью, или предписанием, или каким-нибудь правовым установлением, или судебным решением, или законами.»

В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности. Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46 г.).

Цицерон не только производил сильное впечатление на слушателей своими речами, он и писал сочинения по теории красноречия. Главные его трактаты — это «Об ораторе», «Брут» и «Оратор». В них отражен опыт нескольких десятков лет, проведенных Цицероном в сенате, суде, на форуме. Это не учебники по риторике. Автор осмысляет развитие красноречия, его место в обществе, его соотношение с философией и другими явлениями культуры. Трактат «Об ораторе» характеризует идеального оратора. Он написан в форме диалога, которая обусловливает дискуссию. Сторонник практического красноречия Марк Антоний утверждает, что говорящему достаточно ясно изложить свой предмет. Полемизирующий с ним Красс полагает, что оратор должен разбираться и в риторической теории, и в художественной литературе, истории, философии и психологии. Цицерон — сторонник последнего мнения.

Два других трактата «Брут» и «Оратор» посвящены одному из убийц Цезаря Марку Юнию Бруту. Цицерон любил этого юношу старинного рода, прекрасно образованного, аскетических установок, твердой воли и трезвого ума, хотя Брут был другом ненавистного оратору Цезаря и сторонником нелюбимого им аттикизма[4]. Трактат «Брут» — диалог, в нем участвуют Брут, Аттик и сам Цицерон. Однако это не живая беседа, произведение скорее можно назвать лекцией Цицерона, в которой излагается история римской риторики. Здесь есть, как мы уже упоминали, и полемические мысли: Цицерон критикует аттикизм (Brut. 63—70; 283—200; 283—291). Написав это сочинение, Цицерон отправил его Бруту, который был в то время наместником Цизальпинской Галлии. Последний ответил, прося подробнее разъяснить некоторые положения или, возможно, с чем-то не соглашаясь.

Тогда Цицерон написал сочинение «Оратор». Это как бы длинное письмо Бруту: обращаясь к нему, оратор разъясняет свое мнение. Он говорит о требованиях к совершенному оратору, его образованности и подчеркивает, что идеальный оратор должен выполнить три задачи: доказать свои положения (docere), доставить слушателям удовольствие (delectare) и взволновать их (movere). Желая этого достигнуть, он должен уметь пользоваться тремя главными разновидностями стиля: низкий стиль (genus humile) подходит для убеждения; умеренный (genus modicum) оказывает эстетическое воздействие, а патетическая сила высокого стиля (genus grande) воздействует на чувства и волю (Or. 1—32; 61—139). В этом сочинении Цицерон также пишет о словесном выражении (сочетании слов, особенностях лексики — Or. 140—162) и о ритмике языка (Or. 169—237).

Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона—Лициннем Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн.

В трактате «Брут», посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Содержание этого сочинении раскрывается в другом его наименовании—«О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат получил в эпоху Возрождения. Цель его— доказать превосходство римских ораторов перед греческими.

Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора Лисия,— эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает себя выдающимся римским оратором.

Источник

Цицерон «Оратор». Вклад Цицерона в риторику

Роль ораторского слова в античном Риме. Биография Марка Туллия Цицерона. Его взгляды на искусство красноречия. Образ идеального оратора, требования, предъявляемые к речи. Взаимоотношение риторики и других наук. Тема философского образования в трактате.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления13.04.2016
Размер файла32,6 K

какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. картинка какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона фото. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона видео. какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи марка туллия цицерона.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский институт управления и экономики»

на тему: Цицерон «Оратор». Вклад Цицерона в риторику

по дисциплине: Риторика

Тамгина Дарья Олеговна

1. Биография Марка Туллия Цицерона

2. Риторика Цицерона

3. Трактат Цицерона «Оратор»

Список используемой литературы

Ораторское слово в античном Риме обладало огромной движущей силой. Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, сенате и суде, где практически мог выступить каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимым условием для римского гражданина, желавшего участвовать в управлении государством.

Наряду с общественно-политическими причинами, стимулировавшими развитие красноречия в республиканском Риме и определившими его характер, другим важным обстоятельством, воздействовавшим на его развитие, было греческое влияние, особенно усилившееся после установления господства Рима над эллинистическим миром. Процесс усвоения и переработки греческой культуры в Риме проходил в борьбе эллинистических и римских тенденций внутри римского общества, путем преодоления чуждых Риму тенденций в греческой культуре.

Возникнув на национально-римской почве (язык законов, дебаты в суде, сенате, народном собрании), римское красноречие окончательно развилось и сформировалось под воздействием греческого ораторского искусства, с помощью греческой риторической науки. Наивысшего развития римское ораторское искусство достигло в последнем веке республики. Его блестящим представителем был Марк Туллий Цицерон. Цицерон был самым крупным и вместе с тем последним представителем римского классического красноречия, достигшего в его лице совершенства, а также живой связи с интересами римского общества.

красноречие оратор риторика цицерон

1. Биография Марка Туллия Цицерона

2. Риторика Цицерона

В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличения реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.

Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики Сульпиций и Котт и менее значительные лица.

Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. В этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской речи: «Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы воспламенять сердца людей гневом, или ненавистью, или скорбью, а от этих порывов вновь обращать к кротости и жалости? Но достичь этого красноречием может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться».

Какие же условия для оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения (практика). Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее Цицерон старается синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства.

И в других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. Всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву как к части ораторского образования и воспитания. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Красе, действующее лицо диалога, предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.

Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора.

Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи. Однако Антоний, герой диалога, говоря о видах красноречия, указывает, что нецелесообразно к судебному и политическому красноречию приравнивать малопрактическое хвалебное красноречие. Как видим, Цицерон в некоторых случаях ставит дискуссионные вопросы и не дает на них четкие ответы. Это мнение может выразить одно действующее лицо, другие же могут с ним соглашаться или не соглашаться.

Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону. Он останавливается на типах доказательств и их применении.

Автор рассуждает о страстях, возбуждаемых речью. Раздел о возбуждении страстей изложен им подробно, ибо практически большая часть речей ораторов, и в частности его самого, строилась с учетом воздействия на психику слушателей, но теоретически идеи воздействия не были обобщены. Цицерон показывает превосходство психологического подхода к красноречию.

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь « от мысли к звучащему публичному слову». Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

3. Трактат Цицерона «Оратор»

Там этот образ идеального оратора появлялся лишь мимолетно в речи философствующего Красса; здесь он стал центром всего произведения. Цицерон без конца подчеркивает идеальное совершенство рисуемого образа, разъясняет его как платоновскую идею красноречия, несовершенными подобиями которой являются все земные ораторы (8-10, 101), напоминает сентенцию Антония: «я видел многих ораторов речистых, но ни одного красноречивого»: вот о таком воплощении истинного красноречия и будет идти речь. Этот идеал недостижим, поэтому все дидактические наставления полностью исключаются из трактата: «мы не будем давать никаких наставлений, но попытаемся обрисовать вид и облик совершенного красноречия и рассказать не о том, какими средствами оно достигается, а о том, каким оно нам представляется» пусть видно будет, что я говорю не как учитель, а как ценитель». Именно этот недостижимый идеал есть цель и стимул развития красноречия.

Однако содержание «Оратора» не вполне соответствует этой схеме: одни разделы для целей Цицерона мало существенны, и он их касается лишь мимоходом, другие, напротив, исключительно важны в его споре с аттицистами, и он их разрабатывает с непропорциональной подробностью. Это заставляет его вносить многие коррективы в традиционный план, и в результате возникает композиция совершенно своеобразная, не находящая соответствия ни в каком другом произведении Цицерона.

«Оратор» Цицерона явственно разделяется на пять частей. Эти пять частей представляют собой пять ступеней, пять уровней последовательного углубления в предмет.

Третья часть, о словесном выражении, снабжена своим маленьким введением. На стыке третьей и четвертой частей вдвинуто отступление: к лицу ли государственному деятелю рассуждать о риторике, углубляясь в такие мелкие технические подробности? И, наконец, пятая часть, о ритме, опять вводится особым вступлением, своеобразной апологией ритма, за которой даже следует отдельный план последующего изложения. Так, в пять приемов совершается постепенное раскрытие темы трактата: автор быстро разделывается с вопросами, мало его занимающими, чтобы переходить к вопросам все более и более важным и, наконец, углубиться в тему ораторского ритма, подробный разбор которой служит венцом сочинения. При этом вопросы, занимающие автора неотступно, возникают, повторяясь, на нескольких уровнях исследования: так, о философском образовании и о трех стилях красноречия подробно говорится дважды: в разделе вступительном и в разделе о словесном выражении.

Собственно, для него оно является ключом ко всей эстетике «Оратора»: как умопостигаемый идеал един в своей отвлеченности от всего земного, так уместность определяет его реальный облик в конкретных земных обстоятельствах. Такое философское осмысление понятия уместности было делом стоиков, в особенности Панэтия; вместе со стоицизмом оно входило в практическую философию Цицерона и нашло наиболее полное выражение в его позднейшем трактате «Об обязанностях». В дошедшей до нас античной риторической литературе сближение трех задач и трех стилей красноречия встречается здесь в первый раз: может быть, оно было введено самим Цицероном, может быть, почерпнуто из какой-нибудь не получившей распространения теории эллинистических риторов.

Во всяком случае, для Цицерона этот ход был выигрышным. Так как речь, по общему признанию, должна отвечать всем трем стоящим перед красноречием задачам, то идеальный оратор должен владеть всеми тремя стилями, применяя то один, то другой, в зависимости от содержания. Примеры такого использования всех трех стилей Цицерон приводит из Демосфеновой речи о венке и из собственных речей. Имя Демосфена служит для него залогом «аттичности», и он не устает повторять, что только это господство над всеми ораторскими средствами и есть настоящий аттицизм. Римские ораторы, притязающие на это имя, ограничивают себя одним лишь простым стилем, вместо всемогущего Демосфена берут за образец одностороннего Лисия и тем бесконечно суживают свое понятие об аттическом красноречии. Более того, Цицерон отказывает аттицистам даже в совершенном владении этим простым стилем.

Осуждая римских аттицистов, Цицерон заботится и о том, чтобы отмежеваться от крайностей традиционного пышного стиля, заклейменного прозвищем «азианства». Действительно, многое в речах Цицерона, особенно в ранних, легко могло навлечь упреки в азианской вычурности и претенциозности. Чтобы избежать этого, Цицерон еще в «Бруте» отрекся от своей ранней стилистической манеры, описав, как в своих занятиях на Родосе он избавился от всех юношеских излишеств и вернулся в Рим «не только более опытным, но почти переродившимся». В «Ораторе» он повторяет это отречение, что не мешает ему, однако, приводить примеры из своих ранних речей в качестве образцов. Более того, говоря о различии аттического и азианского красноречия, он заботливо ограничивает термин «азианский» его географическим значением, отрицая применимость этого термина даже к родосскому красноречию: он не хочет, чтобы точный термин стал безответственной кличкой.

Параллельно теме словесного выражения в «Ораторе» развивается другая тема, непосредственно со спором об аттицизме не связанная, но для Цицерона неизбежная при характеристике идеального оратора: тема философского образования. Он перечисляет философские проблемы, знакомство с которыми необходимо для оратора, вновь требует от оратора познаний в области истории и права, вновь ссылается на предания о том, что Перикл учился у Анаксагора, а Демосфен у Платона и, наконец, апеллирует к собственному опыту: «если я оратор, то сделали меня оратором не риторские школы, а просторы Академии». В произведении, обращенном к Бруту, эти рассуждения играют особую роль: они должны напомнить Бруту о философских интересах, роднящих его с Цицероном (Брут усердно изучал ту академическую философию, приверженцем которой считал себя Цицерон), и этим привлечь его к Цицерону от аттицистов.

Это место подготовлено другим, незадолго до него расположенным, где Цицерон цитирует примеры из своих речей и заявляет: «Ни в одном роде нет такого ораторского достоинства, которого бы не было в наших речах, пусть не в совершенном виде, но хотя бы в виде попытки или наброска». В нашем месте Цицерон восхваляет себя уже почти без оговорок: «Нет такого средства возбудить или успокоить душу слушателя, какого бы я не испробовал; я сказал бы, что достиг в этом совершенства, если бы не боялся показаться заносчивым. «.

В Греции аттицисты стояли явно на позициях аномализма: образцом для них были не теоретические правила, а практическое словоупотребление аттических классиков. В Риме не было своих древних классиков, и поэтому ораторы, занятые выработкой норм латинского языка, могли обращаться или к практике современной разговорной речи образованного общества, или к теории грамматического единообразия. По первому пути, пути вкуса, как мы знаем, пошел Цицерон; по второму пути, пути науки, пошли аттицисты, чуткие, как всегда, к ученой эллинистической моде. Здесь союзником аттицистов оказался такой крупнейший писатель и оратор, как Юлий Цезарь; манифестом римского аналогизма стало не дошедшее до нас сочинение Цезаря «Об аналогии», написанное в 53 г. и посвященное Цицерону.

Собственно, таким же отступлением, почти «трактатом в трактате», выглядит и рассуждение о ритме, занимающее в «Ораторе» так много места. Дело в том, что из всех риторических новшеств Цицерона самым значительным (или, во всяком случае, самым заметным для современников) была именно ритмизация фраз, забота о благозвучии интонационных каденций. Аскетический вкус аттицистов должен был этим более всего возмущаться; и, действительно, Брут в своих письмах к Цицерону просил у него о ритме особых разъяснений. Цицерон охотно откликнулся: он гордился своим новаторством и чувствовал себя в безопасности, так как мог здесь ссылаться и на Аристотеля, и на Феофраста, и на Исократа. Правда, теория ритма в изложении Цицерона получилась не очень стройной и ясной.

Вводя ритм в латинскую речь, Цицерон руководствовался скорее собственным слухом, чем греческими наставлениями, и поэтому теоретическое осмысление своей же практики давалось ему нелегко. Исследователи, много труда положившие на изучение ритма в речах Цицерона, свидетельствуют, что утверждения «Оратора» не всегда совпадают с действительными предпочтениями Цицерона. Особенно это обнаруживается там, где Цицерон приводит примеры ритмической речи и вынужден пускаться в натяжки, чтобы связать их со своей теорией. Сбивчивым получается и порядок изложения: план всего раздела о ритме, намеченный Цицероном, оказывается недостаточным, а план главного подраздела о сущности ритма, оказывается не выдержанным.

Современному читателю разобраться в рассуждениях Цицерона о ритме еще труднее потому, что нашему уху уже недоступно непосредственное ощущение ритма долгих и кратких латинских слогов, и реальная выразительность цицероновских ритмов остается для нас скрытой. Однако общий смысл раздела не вызывает сомнений. Ритм в человеческой речи заложен природой, ощущается слухом, различается вкусом, и поскольку речь есть произведение искусства, обращенное ко всем слушателям, а не произведение науки, рассчитанное лишь на знатоков, постольку она должна использовать и это средство выразительности. Таков основной тезис Цицерона. Тема ритма становится образцово-показательным аргументом в полемике против аттицистов, и в этой своей функции успешно завершает трактат победоносным выпадом: «я, поборник ритма, могу по первому требованию без труда говорить неритмически; а мои противники, ниспровергатели ритма, смогут ли они так же легко заговорить ритмически? Вряд ли; а если это так, то и вся их теория, весь их аттицизм есть не самосознание таланта, а прикрытие бездарности».

Осторожного Цицерона это должно было очень встревожить; со своей обычной мнительностью он забеспокоился, что слишком перегнул палку, и в «Ораторе» он торопится упомянуть, что «Катон» им написан только в угоду просьбам Брута. Рядом с пылкими похвалами административной мудрости и учености Брута это выглядит просьбой о заступничестве, обращенной к любимцу и наместнику Цезаря. Так и было это понято современниками. Понятно, что при таких обстоятельствах Цицерон не хотел раздражать Цезаря никакими политическими намеками в своем трактате и сосредоточился только на риторической тематике.

красноречие оратор риторика цицерон

Как ни странно, этот особый характер посмертной славы сумел предугадать один из его современников, который про Цицерона сказал так: «Его триумф и лавры достойнее триумфа и лавров полководца, ибо расширивший пределы римского духа предпочтителен тому, кто расширил пределы римского господства». Современником, сказавшим эти слова, был Юлий Цезарь. Наиболее важным является вклад Цицерона в разработку и совершенствование приемов риторической обработки текста.

Список используемой литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История риторики и ее теории, описание некоторых из них. Риторика Платона и Аристотеля, их сравнительная характеристика и особенности, факторы развития. Ораторское искусство в Древнем Риме, его место и значение в обществе. Риторика Цицерона, ее отличия.

курсовая работа [27,5 K], добавлен 10.01.2011

Сущность ораторского искусства, его основные роды и виды. Тема, цель и жанр выступления, методика подготовки и проведения речи. Главные правила искусства выразительного слова. Технологии академического красноречия. Значение жестов в устном выступлении.

учебное пособие [541,0 K], добавлен 03.03.2014

реферат [25,2 K], добавлен 22.05.2004

История развития демократии и влияние философской мысли на развитие в Древней Греции. Исследования Платоном данной проблемы, направления и особенности, критика. Этапы и предпосылки развития демократии в древнем Риме, сущность и содержание идей Цицерона.

курсовая работа [51,2 K], добавлен 18.08.2014

Розгляд i аналіз державно-правових явищ, форми державного правління. Держава, де влада народу найбільша, може існувати свобода. Твори Цицерона «Про державу» розглядаєть державно-правові явища, походження, форми держави, які виділяли античні філософи.

анализ книги [11,8 K], добавлен 08.11.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *