какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя тарковский ночной дождь

15. Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя? 16. В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского? (ЕГЭ по литературе)

Природа является распространенным и ключевым образом в русской литературе.

В данном стихотворении дождь олицетворяет слезы девушки, которая «так мало на земле жила». Лирический герой повествует нам о случайной встрече с героиней, о близкой любви друг к другу. Читая последние строчки, мы понимаем, что главного героя терзают воспоминания о времени, проведенном с девушкой, он говорит:«И дождь всю ночь стучит о крышу,/Как и тогда стучал всю ночь» — мгновения прошлого пробегают в голове героя все снова и снова.

Капли дождя проносятся сквозь время, напоминая персонажу о той ночи.

Так образ дождя — это грусть и тоска, которая не покидает лирического героя, и каждый раз в его памяти всплывает образ девушки, погружающий в состояние уныния и печали.

Многие поэты русской литературы используют символ природы, как воплощение прекрасного и по-настоящему красивого.

В стихотворении А. Блока «Осенний вечер так печален…» образ осеннего вечера наводит мысли о грусти и печали так же, как и дождь в стихотворении А. Тарковского «Ночной дождь». Такая немного мрачная атмосфера дает почву для размышлений о любви и смысле жизни, воспоминания о даже самых приятных моментах заставляют грустить, так как этого может больше не повториться. Лирический герой говорит: «И стынет всё в бесстрастьи бледных снов» — он повествует, как мне кажется, о том, что все события остаются в прошлом и их никогда не вернуть, все уходит безвозвратно в сон, постепенно становясь печальными или светлыми воспоминаниями. Образ святой ночи в стихотворении Ф. Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла» погружает читателя и лирического героя в долгие размышления, так же, как и в стихотворении «Ночной дождь», ощущая с одной стороны спокойные и умиротворенные чувства, с другой тревожные и печальные. Слова «В душе своей, как в бездне, погружен» подтверждают то, что герой наполнен глубокими размышлениями. Образ ночи позволяет читателю проникнуться атмосферой стихотворения еще больше, как бы попадая в мир главного героя и переживая все чувства, которые доносит до нас поэт.

И Ф. Тютчев, и А. Тарковский, и А. Блок используют различные образы природы в стихотворениях, чтобы погрузить читателя ещё больше, проводя параллели между чувствами и символами, такими как дождь, ночь вечер.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

15. Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя? 16. Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением А. А. Блока? (ЕГЭ по литературе)

15. Рассмотрим, какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя.

Во-первых, автор показывает тесную связь природы и человеческих чувств. Писатель создал образ дождя, благодаря которому появилась радуга — предвестница «близости любви» лирических героев. В первых двух строфах лирический субъект с теплотой говорит о природном явлении, потому что оно напрямую связано с их знакомством: «Мы встретились в ненастный день…».

Во-вторых, в финале стихотворения настроение меняется на печальное: лирическое «я» возвращается в действительность, в дождливую ночь, где лирической героини уже давно нет: «Так мало на земле жила».

А. А. Тарковский раскрывает внутренний мир и показывает чувства лирического субъекта, вспоминающего о своей возлюбленной:

Я голос твой далёкий слышу,

Друг другу нам нельзя помочь…

Таким образом, в произведении «Ночной дождь» автор создал неоднозначный образ природного явления, приносящего как радость, так и печаль лирическому герою.

16. Рассмотрим, кто из отечественных поэтов обращался к теме русской истории.

Во-первых, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» автор говорит о битве 1812 года. Как и в произведении А. А. Блока, поэт рассказывает о великом сражении, произошедшем между Францией и Россией. Автор говорит о переломной битве, определившей исход всей Первой мировой войны: «Изведал враг в тот день немало…». Однако, в отличие от «На поле Куликовом» А. А. Блока, в стихотворении

М. Ю. Лермонтова, поэт создал образы двух лирических героев, один из которых рассказывает другому об историческом событии, которое наблюдал в прошлом собственными глазами: «Мы долго молча отступали…».

Во-вторых, в произведении А. А. Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» автор говорит о революции 1912 года. Как и в «На поле Куликовом» А. А. Блока, в стихотворении поэт размышляет о тяжелых днях, которые пришлось пережить как лирическому «я», так и России в целом. Автор связывает страдания лирического субъекта и тему отечественной истории:

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Однако, в отличие от А. А. Блока, А. А. Ахматова написала «Не с теми я, кто бросил землю…» во время событий, о которых говорит в произведении. Лирическая героиня не уехала за границу во время революции, а осталась переживать все вместе с родиной:

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

Таким образом, во многих произведениях отечественной литературы звучит тема русской истории, но каждый поэт раскрывает её по-разному.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

15. Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя? «Ночной дождь» Тарковского (ЕГЭ по литературе)

Образ дождя играет важную роль в раскрытии основной мысли стихотворения, так как помогает передать эмоции возлюбленных. Например, автор, чтобы передать близость и любовь лирического героя к избраннице, использует определённые художественные средства, называя каплю дождя «радугой в тумане». Сам лирический герой говорит, что эта радуга поведала возлюбленной о его тёплых чувствах: «Поведали тебе заране / О близости любви моей».

Также дождевые капли сравниваются со слезами, которые текут по лицу лирический героини: «Как слёзы, капли дождевые/Светились на лице твоём». Так образ дождя помогает передать взволнованное и печальное настроение двух людей, которые не могут быть вместе.

Основную мысль произведения о том, что влюблённые не могут быть вместе, также раскрывают символы, одним из которых является дождь. Лирический герой сравнивает себя и возлюбленную с «каплями дождевыми», которые, несмотря на то, что летели рядом «из света в тень», так и не смогли воссоединиться. Стучащий всю ночь дождь также напоминает лирическому герою встречу с возлюбленной, которая случилось «по воле случая» в «ненастный день». Но влюблённым, так же как и двум каплям воды не суждено быть вместе долгое время, поэтому одинокому лирическому герою остаётся только утешать себя воспоминаниями о прошедших днях.

Таким образом, автор использует образ дождя не только чтобы передать эмоции возлюбленных, но и чтобы подробнее описать их встречу и чувства.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя тарковский ночной дождь

Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

То были капли дождевые,

Летящие из света в тень.

По воле случая впервые

Мы встретились в ненастный день,

И только радуги в тумане

Вокруг неярких фонарей

Поведали тебе заране

О близости любви моей,

О том, что лето миновало,

Что жизнь тревожна и светла,

И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.

Как слёзы, капли дождевые

Светились на лице твоём,

А я ещё не знал, какие

Безумства мы переживём.

Я голос твой далёкий слышу,

Друг другу нам нельзя помочь,

И дождь всю ночь стучит о крышу,

Как и тогда стучал всю ночь.

Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении?

Образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении, обозначается термином «лирический герой».

Ответ: лирический герой.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

В третьей строфе стихотворения используются следующие художественные средства:

1) повтор: жила — жила, мало — мало (примеры лексического повтора);

2) звукопись: повторяются звуки О, Ж,Ч;

3) инверсия — непривычный порядок слов в предложении:

И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.

Разве нет инверсии??

(О том, что лето миновало,/ Что жизнь тре­вож­на и светла)

Как раз в приведённом Вами фрагменте прямой порядок слов: подлежащее + сказуемое.

«О том, что лето миновало,

Что жизнь тревожна и светла. » это ведь не анафора, а повтор. 1 строчка начинается с » о том», а вторая с «Что». Анафора-единоначатие.

В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?

Стихотворение А. Тарковского можно сопоставить со стихами А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, для которых природа – это тоже отражение внутренней жизни человека, его мыслей и чувств.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью»:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас

Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка − вот почему в любовной лирике часто возникают картины природы.

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Во второй строфе стихотворения для создания художественного образа используется ______, а в четвертой&#8239 — ______.

Во второй строфе стихотворения для создания художественного образа используется олицетворение, а в четвертой — сравнение.

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Какие грани любовного чувства нашли отражение в стихотворении А. Тарковского?

10.2. Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

10.1. Любовь многолика: она может быть созидающей, может разрушать, способна воскресить из пепла и ранить в самое сердце. В стихотворении А.

Тарковского звучит тревога — лирический герой во власти смутных предчувствий:

Как слёзы, капли дождевые

Светились на лице твоём,

А я ещё не знал, какие

Безумства мы переживём.

Страх за судьбу любимой омрачает чувство:

И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.

Любовь в восприятии лирического героя Тарковского — самое большое потрясение в жизни человека.

10.2. Образ дождя — образ грусти, приближающихся неясных перемен. Неслучайно капли дождя сравниваются поэтом со слезами на лице возлюбленной. Это тоже предвестник чего-то нехорошего, смутно предчувствуемого, но ещё не различимого. Тарковский следует русской поэтической традиции: в его стихотворениях природа одухотворена, состояние природы перекликается с переживаниями лирического героя. Герой во власти смутных предчувствий, и в такт его грусти звуки дождя:

Я голос твой далёкий слышу,

Друг другу нам нельзя помочь,

И дождь всю ночь стучит о крышу,

Как и тогда стучал всю ночь.

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Источник

Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя тарковский ночной дождь

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Какие грани любовного чувства нашли отражение в стихотворении А. Тарковского?

10.2. Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

То были капли дождевые,

Летящие из света в тень.

По воле случая впервые

Мы встретились в ненастный день,

И только радуги в тумане

Вокруг неярких фонарей

Поведали тебе заране

О близости любви моей,

О том, что лето миновало,

Что жизнь тревожна и светла,

И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.

Как слёзы, капли дождевые

Светились на лице твоём,

А я ещё не знал, какие

Безумства мы переживём.

Я голос твой далёкий слышу,

Друг другу нам нельзя помочь,

И дождь всю ночь стучит о крышу,

Как и тогда стучал всю ночь.

Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении?

Образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении, обозначается термином «лирический герой».

Ответ: лирический герой.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

В третьей строфе стихотворения используются следующие художественные средства:

1) повтор: жила — жила, мало — мало (примеры лексического повтора);

2) звукопись: повторяются звуки О, Ж,Ч;

3) инверсия — непривычный порядок слов в предложении:

И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.

Разве нет инверсии??

(О том, что лето миновало,/ Что жизнь тре­вож­на и светла)

Как раз в приведённом Вами фрагменте прямой порядок слов: подлежащее + сказуемое.

«О том, что лето миновало,

Что жизнь тревожна и светла. » это ведь не анафора, а повтор. 1 строчка начинается с » о том», а вторая с «Что». Анафора-единоначатие.

Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?

Стихотворение А. Тарковского можно сопоставить со стихами А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, для которых природа – это тоже отражение внутренней жизни человека, его мыслей и чувств.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью»:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас

Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка − вот почему в любовной лирике часто возникают картины природы.

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Во второй строфе стихотворения для создания художественного образа используется ______, а в четвертой&#8239 — ______.

Во второй строфе стихотворения для создания художественного образа используется олицетворение, а в четвертой — сравнение.

10.1. Любовь многолика: она может быть созидающей, может разрушать, способна воскресить из пепла и ранить в самое сердце. В стихотворении А.

Тарковского звучит тревога — лирический герой во власти смутных предчувствий:

Как слёзы, капли дождевые

Светились на лице твоём,

А я ещё не знал, какие

Безумства мы переживём.

Страх за судьбу любимой омрачает чувство:

И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.

Любовь в восприятии лирического героя Тарковского — самое большое потрясение в жизни человека.

10.2. Образ дождя — образ грусти, приближающихся неясных перемен. Неслучайно капли дождя сравниваются поэтом со слезами на лице возлюбленной. Это тоже предвестник чего-то нехорошего, смутно предчувствуемого, но ещё не различимого. Тарковский следует русской поэтической традиции: в его стихотворениях природа одухотворена, состояние природы перекликается с переживаниями лирического героя. Герой во власти смутных предчувствий, и в такт его грусти звуки дождя:

Я голос твой далёкий слышу,

Друг другу нам нельзя помочь,

И дождь всю ночь стучит о крышу,

Как и тогда стучал всю ночь.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0
Максимальный балл6

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0
Максимальный балл6