какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес
Профессиональное самоопределение личности
Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.
Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.
Сущность профессионального самоопределения
Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.
У профессионального самоопределения есть ряд функций:
Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.
Она включает следующие компоненты:
Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.
Профессиональное самоопределение учащихся
Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.
В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.
Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.
Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.
Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.
Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.
Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте
Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.
В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:
Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.
Культура профессионального самоопределения личности
Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.
Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.
Проблема профессионального самоопределения личности
Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.
Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.
Развитие личности и профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.
А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.
Факторы профессионального самоопределения личности
В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:
Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:
Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.
Этапы профессионального самоопределения личности
Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:
Пятый этап — спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.
Вывод
Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.
Для определения сферы своей будущей занятости необходимо учитывать не только свои позиции, потребности и интересы, но и состояние здоровья, подготовленность, способности, психологическую устойчивость и т.д. Помимо прочего, все это необходимо соотносить с требованиями специальности, конкретных функций и трудовых постов.
Профессиональное самоопределение представляет собой форму личностного выбора, включающая в себя процессы поиска и получения профессии. Является довольно сложным, многоэтапным процессом, состоящий из целого ряда процедур:
В психологии, в связи этими аспектами следует рассматривать профессиональное самоопределение как вид деятельности человека, которая направлена на постижение природы профессий, осмысление собственных интересов и возможностей, на заложение фундамента своих профессиональных планов согласно выбранной деятельности. Этот термин предлагает выработать человеку собственную позицию в таких ситуациях, в которых характеризуется неопределенность в большей степени.
Особенности профессионального самоопределения
Под самоопределением личности в психологии понимают также формирование личностью отношения к профессиональному труду, в понимании смысла в труде. В течение жизни личность постоянно меняется, развивается, соответственно и самоопределение человека меняется по мере развития личности. Оно осуществляется в течение долгих лет работы, т.к. личность всегда рефлексирует, занимается переосмысливанием себя в профессии, в жизни и самоутверждением в профессии. Иногда у человека возникает чувство отрешенности, отягощения профессией, пропадает удовлетворение своей работой. Часто происходит вынужденная смена специальности или места работы.
Необходимость в этом процессе возникает из-за многих событий:
Процессуальная модель Пряжникова
Этот термин определяет обособленное, индивидуальное отношение личности к профессиям в целом, и к каждой отдельной из них. Профессиональное самоопределение личности является сложным, многоплановым, поэтапным процессом. Н.С. Пряжников разработал процессуальную модель, согласно которой в нее входят такие аспекты:
Самоопределение бывает различных типов, исходя из специфики выбранной деятельности:
Классификация по Климову
Влияние обстоятельств на выбор профессии
Ясно, что при выборе профессии существует еще целый ряд обстоятельств. Их тоже нужно учитывать при оценивании условий по формированию позиции к подбору профессии и предсказании его успешности:
Помимо этого, возможны и другие варианты собственных профессиональных планов, определяющих степень готовности личности выбрать профессию:
Важность профориентационной работы
Успешность профориентационной работы как гаранта, обеспечивающего самоопределение в выборе профессии или ее смене, проявляется не сразу. Причина кроется в и индивидуальных особенностях человека, и во внешних обстоятельствах жизни.
Психолого-педагогическое обеспечение профориентационной работы с обучающимися учитывает следующие условия и показатели:
Психолого-педагогическое обеспечение профориентационной работы с молодыми специалистами включает:
В психологии профессиональное самоопределение личности следует считать сложной деятельностью, основу которой составляет знание мира профессий в целом и в частности, осознание своих интересов и специальных правовых требований конкретной профессии, а также перспектив и возможностей развития при ее выборе. Самому справиться с задачей удается не всегда и тогда он обращается к консультанту за помощью. В таком случае профессиональное самоопределение является совместной деятельностью профконсультанта и человека, подбирающего профессию.
Задача профконсультанта заключается в организации деятельности подбирающего профессию: передачи ему информации и инструмента с целью познания профессии, его классификации и знакомства с некоторыми интересующими его профессиями для активации желания к обдумыванию, познанию, осмыслению собственных возможностей и интересов, построению личных профессиональных планов.
Психологическое профессиографирование
Успешное выполнение таких задач осуществимо лишь с помощью психологического профессиографирования. Индивидуальное профконсультирование, профессиональное просвещение и информирование различных категорий граждан, которые ориентируются в выборе профессии или меняют ее, нуждаются в профессиографическом обеспечении как профориентируемого, так и профконсультанта.
Психологическая профессиография дает возможность «увидеть» психологическое многообразие типов, видов деятельности. Она раскрывает особенности конкретных профессий со стороны их организации, требований, социальной значимости, предъявляемых к знаниям и умениям, к специальным способностям, к активизации личностных качеств, к индивидуально-типологическим возможностям индивида, а также способностью их развития в работе. Только она способна выявлять те аспекты профессионального труда, в которых предъявляются специфические требования к личностным качествам и стремлениям человека.
Психологическая профессиография раскрывает особенности взаимосвязей человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности, обусловленной предметом, средствами и условиями труда.
Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес
Установи часы правильно
§ 8. Выявление склонности к профессии
«Каждый выбирает для себя»
Каждый выбирает для себя:
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку,
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы,
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе…
Для правильного выбора профессии необходимо знать требования, которые предъявляются профессией к человеку, а также учитывать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Для самореализации в профессиональном плане огромное значение имеют интересы, склонности и способности личности.
Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет.
Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении.
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним.
Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности «хочу делать».
Склонности проявляются либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких – либо вещей, предметов.
Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:
Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.
Конечно, профессию нужно выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.
Способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности.
Способности можно разделить на 2 вида: общие и специальные.
Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности
Специальные способности – это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук.
Ведущие свойства специальных способностей
Высший уровень развития способностей :
Способности развиваются, но для их развития нужно время и терпение. Однако можно определить уровень развития технических способностей, необходимых во многих практических профессиях, где предмет труда — «техника».
Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.
Актуальным на данный момент является Движение WorldSkills International (WSI) зародилось в послевоенные годы в Испании (1947 год), когда миру катастрофически не хватало квалифицированных рабочих рук. Первые чемпионаты проводились с целью популяризации рабочих профессий и повышения их престижа. Сегодня это эффективный инструмент подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных производств.
WorldSkills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
Worldskills – центр совершенствования и развития навыков мастерства. Благодаря международному сотрудничеству и развитию связей между производствами, правительствами, организациями и институтами мы показываем преимущества и необходимость в квалифицированных специалистах через проведение соревнований, организацию совместных проектов и обмена опытом. Мы подчеркиваем важность профессиональной подготовки и обучения для молодежи, промышленности и общества, помогаем молодым специалистам стать лучшими в выбранной ими профессии. Основанная в 1950 году WorldSkills – международная организация, продвигающая профессиональное, техническое и ориентированное на сферу услуг образование и обучение. Мы повышаем стандарты профессиональной подготовки в 78 странах – членах WorldSkills, работая с молодежью, педагогами, правительствами и производствами, создавая трудовые ресурсы и рабочие таланты сегодня, чтобы помочь в трудоустройстве в будущем. WorldSkills объединяет молодежь, производства и педагогов, чтобы научить молодых людей профессиональному мастерству и показать им, как стать лучшими в выбранной ими специальности. От традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности и сферы услуг при поддержке партнеров, производств, правительства, волонтеров и учебных заведений WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального мастерства во всем мире. На сегодняшний день это известное во всем мире и крупнейшее соревнование, в котором задействованы молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве участников и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники – в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания.
Чемпионат – это многогранное событие, где встречаются руководители государственных органов и образовательных учреждений, представители промышленности и общественных организаций, место, где обсуждаются самые важные и актуальные вопросы, связанные с профессиональным мастерством. Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в различных странах и являются важнейшим событием в области повышения профессиональной подготовки и совершенствования мастерства, всесторонне отражающим все направления от промышленности до сферы услуг. Конкурсантами являются победители национальных чемпионатов профессионального мастерства стран – членов WorldSkills. Они демонстрируют как уровень своей технической подготовки, так и индивидуальные и коллективные качества, решая поставленные перед ними задачи, которые они изучают и/или выполняют на своем рабочем месте. Их успех или провал говорит не только об их личных профессиональных качествах, но и об уровне профессиональной подготовки в той стране, которую они представляют, и общем уровне качества услуг на родине участников.
В чемпионатах WorldSkills компетенции объединены в 6 тематических блоков: строительная сфера, ИТ, промышленное производство, обслуживание гражданского транспорта, сфера услуг, творчество и дизайн.
Проверяем свои знания
1. Задание : проанализируйте нижеперечисленные примеры и определите, в каких случаях речь идет о способностях, в каких нет:
Ответ : Способности – это № ______________
2. Задание : соотнесите названия и определения специальных способностей.
А. Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания.
Б. Способности к литературной деятельности, овладение языками.
В. Творческое воображение, образное мышление.
Г. Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми.
Д. Умение логически мыслить, анализировать, обобщать.
Е. Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.
Ответ : 1___; 2___; 3___; 4___; 5___; 6___.
Урок «Интересы и склонности в профессиональном выборе»
Класс: 9
План теоретического и практического занятия
Для учащихся 9 класса по курсу “Я и профессия”.
Цели:
учебные:
а) раскрыть суть понятий «интерес», «профессиональный интерес», «склонности»;
б) научить осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей.
развивающие:
а) помочь учащимся сделать вывод о том, что работа должна нравиться человеку, приносить радость («я хочу»); это мне по силам («я могу»).
б) развивать логическое мышление, умение делать выводы.
воспитательные:
а) способствовать формированию у учащихся профессионального и жизненного самоопределения;
б) воспитывать культуру общения.
Изучив материал данной темы, учащиеся смогут:
— делать вывод о том, что человеку должна нравиться выбранная им профессия;
— давать определения понятиям «интересы», «склонности»;
— выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний с элементами тренинга.
Вид занятия: слайд-лекция с элементами тренинга.
Методы обучения: объяснение, беседа, упражнения, диагностические методики.
Количество часов на тему: 3 часа.
Оснащение: конспект, доска, презентация, рабочие тетради для учащихся.
Ход урока
1. Организационный этап
— Приветствие, проверка готовности учащихся.
2. Актуализация знаний
2. Какие бывают планы?
3. Для чего мы составляем планы?
4. Что такое жизненный план?
5. Что такое профессиональный план?
6. Почему необходимо продумать все этапы профессионального плана?
Правильно выбрать профессию очень важно для каждого человека. Это позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, материально обеспечить себя и свою семью. А успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.
Вопрос учащимся:
— Что необходимо еще для того, чтобы сделать правильный профессиональный выбор?
Анализируя ответы, учитель подводит учащихся к выводу о том, что будущая работа должна приносить человеку радость и удовлетворение.
Вопрос к учащимся:
А для того, чтобы работа приносила человеку удовлетворение, радость, что надо учитывать при выборе профессии?
(Интересы, склонности, способности, состояние здоровья надо учитывать при выборе профессии).
3. Курс «Я и профессия»
Цель курса:
4. Изложение новой темы: Интересы и склонности в профессиональном выборе
Объяснение
Для того, чтобы иметь четкий профессиональный план, мы должны учитывать три фактора (рассказ о трех факторах).
Как ни парадоксально, именно с «хочу» всё и начинается. Желание рождает мечту. Композитор Людвиг ван Бетховен был глухим, Джон Мильтон – английский поэт был слепым, но они бессмертны, потому что умели не только мечтать, но и претворять свои мечты в жизнь.
Определить свои интересы и склонности – цель нашего урока.
— Так что же такое «интерес»?
Ребята, на доске я написала слово интерес, назовите к нему ассоциации.
Схема (метод «паутины» для примера)
Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. («хочу знать»). (Записывают в тетрадь).
Интересы бывают различными по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды), по широте (разносторонние или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия.
Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей.
«У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», — стыдил отец своего сына Чарльза Дарвина (в будущем – это известный английский натуралист, путешественник, ученый).
Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. (ТВ – передачи, куда приглашаются дети с самыми разными интересами).
Вопрос к учащимся:
Кто влияет в первую очередь на формирование ваших интересов в детстве? (На формирование интересов влияют окружающая среда, в первую очередь родители).
В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность, о чем мы с вами будем говорить дальше.
Вопрос к учащимся:
Может ли человек развивать свои интересы? (чтение специальной литературы, подготовка докладов, выступления с исследовательскими работами, экскурсии, которые проводятся для вас в учебные заведения СПО и т.д.)
Вопрос к учащимся:
Каковы ваши любимые занятия? Чем бы вы хотели заниматься в будущем?
Я предлагаю вам выполнить упражнение на выявление ваших интересов.
5. Практическая работа №2
Упражнение «Интерес – профессия»
Цель: сейчас мы с вами попробуем определить максимально широкое поле ваших интересов.
Инструкция:
Это упражнение выполняется письменно и самостоятельно каждым участником. Ваша задача на основе имеющихся у вас интересов, знаний заполнить следующую таблицу. Для этого:
Что мне интересно знать или делать?
Увлечение, интересное дело
В какой профессии я могу реализовать свой интерес?
Что мне нужно для получения этой профессии?
Реалистичность варианта
(заслушать ответы учащихся).
6. Вы знаете, ребята, разные интересы, даже те, которые на первый взгляд могут казаться нам глупыми, даже порой смешными, могут найти свое применение в необычных профессиях.
Итак, какие же это профессии?
Самые интересные вакансии в мире.
1. Профессиональный соня (для научных целей изучения сна). Они также могут тестировать матрацы. Зарплата – 1,3-2 тыс. долларов в месяц.
2. Смотритель тропического острова
34-летний Бен Саутхолл из английского города Питерсфилд был выбран из 35000 заявителей со всего мира для того, чтобы. плавать, отдыхать и исследовать остров Гамильтон — один из островов Большого Барьерного рифа близ Австралии, а затем писать о своих ощущениях в блоге. За шесть месяцев такой работы по контракту ему полагается заработная плата в размере 111000 долларов, а также проживание в трехкомнатной вилле, в комплекте к которой идет еще и бассейн.
3. Сторож в замок с привидениями
4. Обниматель панд
За то, что ты целый день гладишь пушистых милых панд в зоопарке Китайского научно-исследовательского центра (провинция Сычуань), тебе готовы платить 32 тысячи долларов. Обнимателю должно быть не более 22 лет, ему нужно знать базовую информацию о пандах, описывать их.
«Работа мечты в России».
5. Испытатель диванов
Задания: просмотр фильмов в разных позах, занятия йогой и т.д.
Главная задача: оценить достоинства дивана, выявить недостатки и отправить конструкторам замечания.
6. Дегустатор шоколада
Ежедневно: 9 тортов, 14 пирожных, 11 десертов и это еще неполный список сладких обязанностей.
Главный конкурс: узнать точный состав представленного десерта, на котором срезаются. Вакансия пока свободна.
7. Тестирование – методика «Профиль»
Инструкция: раздать тесты и бланки для ответов.
Обработка результатов и объяснение результатов.
8. Объяснение нового материала
Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое?
Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.
Интересы и склонности человека в какой-либо области знаний или практической деятельности не всегда переходят в профессиональные. Они становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека.
9. Закрепление нового материала
Вопросы:
1. Почему так важно учитывать собственные интересы и склонности в профессиональном выборе?
2. Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как? Обратимся к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера. ». К тому эпизоду, где Тома заставляют красить забор. Вспомните, какой выход из положения он нашел?
10. Проведение тестирования по опроснику склонностей Йовайши
Инструкция: работа с бланками, обсуждение результатов.
11. Проведение игры «Рука судьбы»
Ведущий: А теперь мы с вами поиграем в игру, которая покажет нам какие могут быть последствия при случайном выборе профессий. Игра называется «Рука судьбы».
Напишите на отдельных листочках профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
12. Заключительная беседа
Примерные вопросы ведущего:
Какие чувства вы испытывали при зачитывании перечня случайно выбранных профессий?
Совпали ли случайно выбранные профессии с вашими желаниями и способностями?
Заключительное слово ведущего: Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Всегда должны выполняться три условия:
13. Правила выбора профессии
Есть, ребята, правила выбора профессии. Они необычные, на первый взгляд, но мы должны их знать, когда выбираем профессию. Я называю каждое правило, а вы объясняете его смысл.
1) Правило супермаркета
Супермаркет – большой магазин. В нем у покупателя всегда есть варианты выбора, а, значит, возможность купить самый подходящий товар. А в лавочке или киоске – нет.
Жизнь предлагает вам множество вариантов профессиональной карьеры. Но некоторые школьники торопливо, не подумав как следует, выбирают только один вариант, а остальные отбрасывают: «Это не для меня!» И в результате оказываются как в лавочке, без выбора.
Не спешите уходить из «супермаркета», у вас еще есть время попривередничать, поперебирать варианты.
2) Правило переселения на Луну
Если вы просто, для собственного удовольствия любуетесь Луной, то вам все равно, как устроена ее обратная сторона. Но если вы собрались переселиться на Луну, выбрали ее для жительства, то полезно выяснить, что же творится на темной стороне.
У всего есть светлая и темная, положительная и отрицательная сторона, «+» и «-». Выбирая, всегда проясняйте для себя как достоинства, так и недостатки каждого варианта.
3) Правило обладателя бинокля
Если вы стоите на развилке дорог, а на шее у вас – бинокль, то глупо не посмотреть в него. Вы увидите то, что не видно невооруженным взглядом, и лучше поймете, что вас ожидает в пути и в конце каждой из дорог.
Если вы стоите перед различными вариантами карьеры, а ваш мозг может заглянуть вдаль лучше всякого бинокля, не поленитесь, проверьте последствия каждого выбора, последствия ближние (чем каждый вариант обернется через 1-3 года) и последствия дальние (через 10-15 лет).
У шахматистов это называется «просчитать ходы». Гроссмейстер просчитывает на 20 ходов вперед – и выигрывает. Новичок – на 2-3 и проигрывает.
4) Правило покупки лошади у цыгана
В прежние времена на сельских ярмарках всегда можно было встретить веселых цыган, торговавших лошадьми. Подойдет к такому цыгану глупый крестьянин, позарившись на дешевизну. Стоит столбом, любуется на лошадь, цыгана заслушался, уши развесил, в уме экономию подсчитывает. И оглянуться не успеет, как и деньги отдал цыгану, и тот растворился в толпе. В руке уздечка. Потянул за нее, а лошадь – батюшки! – хромая. И плешивая к тому же. И хвост приклеен.А разве ж так умный покупает? Он десять раз лошадь обойдет, и в зубы заглянет, и копыта проверит, и за гриву дернет. И так отойдет, посмотрит, и эдак, присядет, прищурится. Этот уж не обманется. Всесторонний подход!
Смотреть односторонне, когда выбираешь карьеру, тоже дело рискованное. Жизнь, конечно, не цыган, но пустые многолетние хлопоты купить запросто можно.
5) Правило занудного ювелира
Ювелиры – люди богатые. А почему? Потому что занудные. Потому что бриллианты не на глаз оценивают, а очень тщательно взвешивают. На очень тонких весах. Иначе – прогоришь.
Выбирая из нескольких вариантов профессий, полезно хоть на час стать вот таким занудным ювелиром. А весы у вас есть – ваши ум и сердце.
6) Правило идущего в Киев
Допустим, вам хочется в Киев. Допустим, вы не знаете, как туда попасть. Что вам делать? Спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. И слушайте, слушайте, слушайте, слушайте. Язык до Киева доведет.
Чем больше вы будете расспрашивать учителей, родственников, знакомых, тем яснее поймете, чего вы хотите и что можете получить.
Вывод: Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами, чтобы не получилось так как у рабочих в одной притче, (притча «Шартрский собор») тогда на работу человек будет приходить с радостью.
Рефлексия
Подведение итогов занятия: ответы на вопросы учащихся, выставление оценок