какую роль в процессе познания по локку играет разум

Практическая работа 8. Занятие 8 Обучающийся Микин Константин Александрович Преподаватель Хомутова Дарья Сергеевна

Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Основы философии

Практическое занятие №8

Обучающийся Микин Константин Александрович

Хомутова Дарья Сергеевна

Задание 1: Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: «…ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?»

Ответьте на вопросы:
а) Как называется данная теория?
б) Кто был ее автором?
в) Какой смысл вкладывается в «припоминание»?
г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска?

а) идеализм
б) Платон
в) идеи витают на небе и их души там наблюдают, потом при рождении душа вселяется в тело, и когда человеку приходит идея — это душа припоминает то, что уже видела на небе раньше
г) это часть исторической эволюции научного познания

Задание 2: Проанализируйте высказывание Леонардо да Винчи:

«Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы… Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира?»

Ответьте на вопросы:
а) Что считает Леонардо главным способом познания?
б) Является ли выбранный Леонардо путь познания философским, научным или, может быть, это иной путь познания? Поясните свой ответ.

Задание 3: Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона «Знание — сила».

Ответьте на вопросы:
а) Какие перспективы он раскрывает перед человечеством?
б) Какое отношение к природе формирует данный лозунг?
в) Не является ли владение знанием одной из причин экологической катастрофы?

Высказывание Ф.Бэкона обусловлено провозглашенной им целью науки в увеличении власти человека над природой и его предложением реформы научных методов в очищении разума от заблуждений (идолов или призраков), обращения к опыту и обработке этого опыта посредством индукции, основу которой должен составлять эксперимент. Это высказывание актуально тогда, когда человек обладает знанием по быстрому и конкретному отысканию знаний (информации) в любой области и плодотворному их применению.

Знания приводят к огромным достижениям в практической сфере и изменениям в материальном мире. Но это ведет за собой несостоятельность увидеть мир в целом. Кроме этого, знание способствует изменению и духовного мира. И именно тот, кто создает эти истины и обладает силой. Истина творится силой. Сила — и есть истина. Но получение этих сил требует немало усилий. Кроме того, важно, чтобы знания оказались в нужных руках.

Задание 4: И. Кант замечал в «Критике чистого разума»:

«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание».

Ответьте на вопрос:

Правильна ли эта точка зрения? Обоснуйте свой ответ.

В работах Канта “критического периода” про-блемы теории познания, этики и вопросы о це-лесообразности в природе были рассмотрены как взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Это, прежде всего, относится к постановке теоретико-познавательных проблем, нашедших свое завершение, согласно кантовской концеп-ции, в эстетике.

В анализе процесса познания Кант особо выделил понятийное мышление (“мышление есть познание через понятия”), указывая, что, помимо созерцания, существует лишь один способ познания, а именно познание через поня-тия, не интуитивное, а дискурсивное. В “Критике Чистого разума” на вопрос о том, что такое ис-тина, Кант ответил следующим образом: истина возможна лишь в форме предмета, то есть как соответствие рассудка (самой формы всеобщ-ности и необходимости) и чувства (эмпириче-ского многообразия ощущений, возникающих в априорных формах времени и пространства).

Задание 5: «Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое. Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем «разумом»…

Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до звезд, ведет нас по просторам мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам…

Но разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображениям приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…» (Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избр. произв. Т. 1. М., 1960. С. 659. С. 660)

Ответьте на вопросы:
а) Какое направление в гносеологии представлено в данном суждении?
б) Какую роль в процессе познания, по Локку, играет разум?
в) В чем ограниченность человеческого разума в процессе познания?

Познаваемость мира означает, что мы можем иметь определённые достоверные знания о нём. Ограниченность разума означает, что мы не можем знать всё: познаваемый мир бесконечен. Ограниченность разума означает также, что он не может самостоятельно (т. е. человек не может только одним лишь разумом) дать окончательный ответ на некоторые вопросы

Задание 6: «Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное. Познай самого себя — это абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значение только самопознания, направленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значение познания того, что подлинно в человеке, подлинно в себе и для себя, — познание самой сущности как духа…

Всякая деятельность духа есть поэтому постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя» (Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. С. 6, 7).

Ответьте на вопросы:
а) Какая форма гносеологии представлена в данном суждении?
б) Корректно ли сократовский принцип «познай самого себя» расширять до «познания самой сущности как духа»?

Источник

Какую роль в процессе познания по локку играет разум

какую роль в процессе познания по локку играет разум. картинка какую роль в процессе познания по локку играет разум. какую роль в процессе познания по локку играет разум фото. какую роль в процессе познания по локку играет разум видео. какую роль в процессе познания по локку играет разум смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в процессе познания по локку играет разум.

какую роль в процессе познания по локку играет разум. картинка какую роль в процессе познания по локку играет разум. какую роль в процессе познания по локку играет разум фото. какую роль в процессе познания по локку играет разум видео. какую роль в процессе познания по локку играет разум смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в процессе познания по локку играет разум.

Юлия Кузьменко запись закреплена

Жизнь и научное наследие Дж. Локка

Джон Локк родился в 1632 г. в семье адвоката. Окончил Оксфордский университет. В 1658 г. получил степень магистра. Самостоятельно изучал медицину, анатомию, физиологию, физику. Участвовал в политической деятельности, выступал за создание парламентарной монархии. Во время поездки во Францию знакомится с картезианством. Умер в 1704 г.
Основные работы Дж. Локка: «Опыт о человеческом разумении» (Хрестоматия 6.10), которую он писал около 20 лет и опубликовал в 1690 г.; «Письма о веротерпимости» (1691); «Мысли о воспитании» (1693) и др.

Теория опытного познания Локка и интроспективное понимание сознания

Локк выделяет 3 уровня познания:

Чувственное познание, являясь исходным моментом познавательного процесса, в то же время оценивается как недостаточно надежное. Наиболее достоверное знание обеспечивается интуитивным познанием, представляющим собой явление непосредственной очевидности. Истина здесь воспринимается «непосредственно». Этот род познания, согласно Локку, «самый ясный и достоверный из всех, на какие способен слабый человеческий ум… здесь нет места для колебаний, сомнений или проверок, так как сама душа наполняется непосредственно ясным светом понимания. От интуиции зависит достоверность и очевидность нашего познания…».
Таким образом, в истории психологии Дж. Локк занимает особое место. Он является создателем сенсуалистической теории познания. В его работах опровергаются учение о врожденных истинах, преодолевается дуализм чувственного и рационального. Введенное им понимание рефлексии как единственного и достоверного знания о душевной деятельности определяет его место как родоначальника интроспективной эмпирической психологии. Локк стоит у истоков ассоциативной психологии. Его работы стали переходным звеном между Декартом и эпохой Просвещения.

Источник

Конспект Джон Локк Опыт о человеческом разумении. Книга вторая

«Опыт о человеческом разумении» Джона Локка посвящен эмпирической теории познания. По мнению Локка, разум – самая возвышенная способность души, а пользование им приносит наслаждение более сильное, чем пользование другой способностью.
Целью работы является исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. В основе метода Локка лежат 3 составляющих:

Трактат состоит из четырех книг. Вторая книга посвящена теории происхождения идей из чувственного опыта. Под понятием идея Локк подразумевает все, что является объектом мышления, чем занята душа во время мышления; все то, что ум воспринял в себя и чем он может затем оперировать. Исходным материалом знания являются простые идеи. Нет врожденных идеи или первоначальных знаков – разум получает идеи из опыта, направленного на внешние предметы (чувства, ощущения) или внутренние действия разума (рефлексия, деятельность ума).
Во второй книге Локк рассматривает особенности двух способов получения идей; поднимает вопросы о том, может ли душа мыслить постоянно и приходят ли идеи во сне; исследует простые и сложные идеи, деятельность ума, модусы, виды идей (ясные и смутные, отчетливые и путанные, реальные и фантастические, адекватные и неадекватные, истинные и ложные); рассуждает о теории пространства и времени и применяет её к описанию идей.
В ответ на сочинение Локка Лейбниц написал работу «новые опыты о человеческом разумении», где рассматривает те же вопросы, но с совершенно другой точки зрения.
Таким образом, чувственная теория познания Локка и интеллектуальная теория познания Лейбница оставались основными концепциями до переосмысления их Кантом.

Источник

Гносеология Локка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Философские воззрения Дж. Локка

Гносеология – это научная дисциплина, изучающая процесс познания человеком мира и самого себя.

Джоном Локком По данной теме мы уже выполнили реферат Сенсуализм Джона Локка подробнее (1632-1704 гг.) был обоснован принцип материалистического сенсуализма, то есть происхождения любого знания из чувственного восприятия внешнего мира. Главный труд Локка «Опыт о человеческом разуме», в котором он рассматривал вопрос о методах познания, тесно связанный с вопросом теории познания. Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее критиковал учение Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее о врожденности идей. Он доказывал, что в качестве единственного источника идей можно рассматривать опыт. При этом Локк различал опыт внутренний и внешний и соответственно выделял два опытных источника человеческих идей: рефлексию и ощущение. Идеи от ощущения возникают в ситуации, когда на органы чувств воздействуют вещи, находящиеся вне человека. Идеи рефлексии формируются в том случае, если ум рассматривает внутреннее состояние и деятельности человеческой души. Через идеи ощущения человек воспринимает качество вещей. Такие идеи Локк разделяет на два класса: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств.

Локк сыграл значимую роль в создании метафизического метода. Важное значение для теории познания имеет учение о языке, которое было описано Локком в труде «Опыт о человеческом разуме». У Локка с этим учением связана теория абстракции. Слова представляются чувственными знаками, необходимыми людям для общения. Выделяют два типа знания:

Учение о государстве содержит идею о том, что человеку в естественном состоянии принадлежит свобода и собственность, которую он приобрел посредством своего труда. Государство возникает тогда, когда свободные люди отказываются от природного права самозащиты, от права наказывать преступников, предоставляя это право обществу в целом.

В целом материалистическая философия Локка основана на том, что источником ощущений является внешний мир, который существует вне зависимости от сознания.

Особенности гносеологии Локка

Готовые работы на аналогичную тему

Локк был представителем эмпирической линии английской философии, которая началась Фр. Бэконом, и к которой можно отнести Т. Гоббса. Главное внимание Локк уделял проблематике познания. Уже в первой части своего «Опыта о человеческом разуме» он выдвинул идею о том, что предпосылка исследования любых разнообразнейших проблем – это изучение способностей собственного познания человека, то есть выяснение уровня того, что может быть им достигнуто, где его границы, а также каким путем оно получает информацию о внешнем мире.

Несмотря на то, что философские идеи Дж. Локка проецировались на его труды, которые он посвящал общественной проблематике, между этими двумя тематическими областями отсутствует такая тесная взаимосвязь, как в творчестве Гоббса, где ею образована содержательная и формальная единая система. На социально-политически воззрения Локка оказывает воздействие его способ мышления, то есть метод ведения заключений, который он рассматривал в «Опыте…».

Философским и гносеологическим идеям Локка характерно подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии. Гегелем По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее подчеркивалось, что Локк указывал на то, что общее и мышление вообще, базируется на чувственно воспринимаемых объектах, указывая, что общее и истину человек черпает из опыта. Локк приблизился к эмпиризму Бэкона По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Бэкона подробнее в своем признании первостепенности чувственного метода познания.

Человеческая мысль, то есть душа, в соответствии со взглядами Локка, была лишена любой врожденной идеи, понятия, принципа или чего-то подобного. Он считал, что душа – чистый лист бумаги. Только опыт, через чувственное познание, может заполнить этот лист письменами. Все идеи и понятия могут проистекать только из опыта. Базируясь на данных медицины, детской психологии, этнографии, Локк демонстрировал, что если бы идеи были врожденными, то они были бы доступны для детей, идиотов и дикарей. Однако, имеющиеся на тот момент факты наблюдения за детьми и душевнобольными людьми свидетельствовали о том, что на самом деле, понятие о Боге и душе, добре и зле, не осознаются ими, то есть не даются человеку при рождении.

Особенно ярко Локк проиллюстрировал несостоятельность теории врожденных идей на базе снов. По Локку, сны состоят из идей бодрствующего человека, которые соединяются между собой специфическими связями. Сами же идеи не могут сформироваться раньше, чем органы чувств дадут им информацию. Если бы не было другого способа объяснить наши знания, мог бы сгодиться и этот.

Локк понимал опыт, в первую очередь, в качестве воздействия предметов окружающего мира на человека и его органы чувств. Поэтому для Локка ощущение – основа любого познания.

Источник

Какую роль в процессе познания по локку играет разум

Джон Локк – выдающийся английский философ и педагог.

Философское учение Локка воплотило в себе основные черты философии Нового времени: противостояние схоластике, ориентированность знания на связь с практикой. Целью его философии является человек и его практическая жизнь, что нашло своё выражение в локковских концепциях воспитания и социального устройства общества. Назначение философии он видел в выработке средств для достижения человеком счастья. Локк разработал основанный на чувственных восприятиях метод познания и систематизировал эмпиризм Нового времени.

Основные философские труды Джона Локка

Философия познания

Главным орудием познания Локк считает разум, который «ставит человека выше остальных чувствующих существ». Предмет философии английский мыслитель видит прежде всего в исследовании закономерностей человеческого разумения. Определить возможности человеческого разума, и, соответственно, определить те области, которые выступают в качестве естественных пределов человеческого познания в силу самой его структуры, значит направить усилия человека на решение реальных проблем, связанных с практикой.

В своём фундаментальном философском труде «Опыт о человеческом разумении» Локк исследует вопрос о том, как далеко может простираться познавательная способность человека и каковы её реальные границы. Он ставит проблему происхождения идей и понятий, посредством которых человек приходит к познанию вещей.

Задача заключается в установлении основы достоверности познания. С этой целью Локк анализирует основные источники человеческих представлений, к которым относит чувственные восприятия и мышление. Для него важно установить, как разумные начала познания соотносятся с чувственными началами.

Единственным объектом человеческого мышления является идея. В отличие от Декарта, стоявшего на позиции «врождённости идей», Локк утверждает, что все без исключения идеи, понятия и принципы (как частные, так и общие), которые находим в человеческом уме, берут своё начало в опыте, а в качестве одного из важнейших источников их служат чувственные впечатления. Такая познавательная установка получила название сенсуализма, хотя, сразу отметим, что в отношении философии Локка этот термин может применяться лишь до известных пределов. Дело в том, что Локк не приписывает чувственному восприятию, как таковому, непосредственную истинность; также он не склонен выводить всё человеческое знание только из чувственных восприятий: наряду с внешним опытом в качестве равноправного в познании им признаётся и внутренний опыт.

Практически вся долокковская философия считала для себя очевидным то, что общие идеи и понятия (такие как: Бог, человек, материальное тело, движение и пр.), равно как и общие теоретические суждения (напр., закон причинности) и практические принципы (напр., заповедь любви к Богу) суть первоначальные сочетания представлений, которые являются непосредственной принадлежностью души, на том основании, по которому общее никогда не может быть предметом опыта. Локк отвергает эту точку зрения, считая общее знание не первичным, а, напротив, производным, логически выводимым из частных утверждений путём размышления.

Фундаментальная для всей эмпирической философии мысль о том, что опыт суть неотделимый предел всякого возможного познания, закрепляется Локком в следующих положениях:

Давая ответ на вопрос о том, почему в уме человека нет врождённых идей, Локк критикует концепцию «всеобщего согласия», служившею отправной точкой для сторонников мнения о «присутствии в разуме предшествующего [опыту] знания от момента его существования». Основные аргументы, выдвигаемые Локком, здесь такие: 1) в действительности мнимого «всеобщего согласия» не существует (это видно на примере маленьких детей, умственно отсталых взрослых людей и культурно отсталых народов); 2) «всеобщее согласие» людей по определённым идеям и принципам (если его всё же допустить) не обязательно проистекает из фактора «врождённости», его можно объяснить, показав, что существует другой, практический способ добиться этого.

Итак, наше познание может простираться так далеко, насколько это позволяет нам опыт.

Как уже было сказано, Локк не отождествляет опыт целиком с чувственным восприятием, но трактует данное понятие гораздо шире. В соответствии с его концепцией, к опыту относится всё то, из чего человеческий разум, изначально подобный «неисписанному листу бумаги», черпает всё своё содержание. Опыт состоит из внешнего и внутреннего: 1) мы чувствуем материальные объекты или же 2) воспринимаем деятельность нашего ума, движение наших мыслей.

От способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств происходят ощущения – первый источник большинства наших идей (протяжённости, плотности, движения, цвета, вкуса, звука и пр.). Восприятие деятельности нашего разума порождает второй источник наших идей – внутренне чувство, или рефлексию. Рефлексией Локк называет то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Внутренний опыт разума над самим собой возможен лишь в том случае, если разум извне побуждается к ряду действий, которые сами собой образуют первое содержание его знания. Признавая факт разнородности физического и психического опыта, Локк утверждает первичность функции способности ощущений, дающей толчок ко всякой разумной деятельности.

Таким образом, все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Внешние вещи доставляют уму идеи чувственных качеств, которые все суть вызываемые в нас вещами различные восприятия, а ум снабжает нас идеями своей собственной деятельности, связанной с мышлением, рассуждениями, желаниями и т.п.

Сами идеи как содержания мышления человека («то, чем может быть занята душа во время мышления») разделяются Локком на два вида: на идеи простые и идеи сложные.

Всякая простая идея содержит в себе только одно единообразное представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные другие идеи. Простые идеи служат материалом всего нашего знания; они образуются посредством ощущений и размышлений. От соединения ощущения с рефлексией возникают простые идеи чувственной рефлексии, например, удовольствия, боли, силы и др.

Чувства сначала дают толчок к рождению единичных идей, и, по мере того, как разум осваивается с ними, они помещаются в памяти. Всякая находящаяся в разуме идея является или наличным восприятием, или вызываемая памятью она может вновь им стать. Идея, которая никогда не была воспринята разумом посредством ощущений и размышлений, не может быть обнаружена в нём.

Соответственно, сложные идеи возникают, когда простые идеи обретают более высокий уровень за счёт действий человеческого разума. Действия, в которых ум проявляет свои способности, это: 1) соединение нескольких простых идей в одну сложную; 2) сведение вместе двух идей (простых или сложных) и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; 3) абстрагирование, т.е. обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в реальной действительности и получать общие идеи.

Локковская теория абстракции продолжает традиции, сложившиеся до него в средневековом номинализме и английском эмпиризме. Наши представления сохраняются при помощи памяти, но далее абстрагирующее мышление образует из них понятия, которые не имеют непосредственно соответствующего им предмета и представляют собой отвлечённые представления, образованные при помощи словесного знака. Общий характер этих представлений, идей или понятий заключается в том, что они могут быть применимы к многообразию единичных вещей. Такой общей идей будет, например, идея «человек», которая применима к множеству единичных людей. Таким образом, абстракция, или общее понятие – это, по Локку, сумма общих, присущих разным предметам и объектам свойств.

Локк обращает внимание на то, что в языке, по причине особой его сущности, лежит не только источник понятий и представлений, но и источник наших заблуждений. Поэтому Локк считает главной задачей философской науки о языке отделение логического элемента языка, речи от психологического и исторического. Он рекомендует прежде всего освободить содержание каждого понятия от побочных мыслей, прикрепившихся к нему в силу общих и личных обстоятельств. Это по его мысли должно в конечном итоге привести к созданию нового философского языка.

Локк задаётся вопросом: в каких отношениях чувственные восприятия адекватно представляют характер вещей? Отвечая на него, он разрабатывает теорию первичных и вторичных качеств вещей.

Первичные качества – это свойства самих вещей и их пространственно-временные характеристики: плотность, протяжённость, форма, движение, покой и др. Эти качества объективны в том смысле, что соответствующие им идеи разума, по мнению Локка, отображают реальность предметов, существующих вне нас.

Вторичные качества, представляющие собой комбинации первичных качеств, например, вкус, цвет, запах и пр., имеют субъективный характер. Они не отражают объективных свойств самих вещей, они лишь возникают на их основе.

Локк показывает, как субъективное с неизбежностью привносится в познание и в сам человеческий разум через чувственные восприятия (ощущения).

Наше познание, говорит Локк, реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей. Получая простые идеи, душа пассивна. Однако, имея их, она получает возможность совершать над ними различные действия: комбинировать их друг с другом, отделять некоторые идеи от остальных, образовывать сложные идеи и прочее, т.е. всё то, что представляет собой существо человеческого познания. Соответственно, познание понимается Локком как восприятие связи и соответствия либо, напротив, несоответствия и несовместимости любых наших идей. Где есть это восприятие, там есть и познание.

Локк выделяет различные виды познания – интуитивное, демонстративное и чувственное (сенситивное). Интуиция открывает нас истину в актах, когда ум воспринимает отношения двух идей непосредственно через них самих без вмешательства других идей. В случае с демонстративным познанием ум воспринимает соответствие или несоответствие идей при посредстве других идей, которые сами являются очевидными, т.е. интуитивными, в рассуждении. Демонстративное познание зависит от доказательств. Чувственное познание даёт познание существования единичных вещей. Так как чувственное познание не простирается дальше существования вещей, данных нашим чувствам в каждый момент, то оно намного ограниченнее предыдущих. Для каждой ступени познания (интуитивное, демонстративное и чувственное) существуют особые степени и критерии очевидности и достоверности знания. Интуитивное познание выступает как главный вид познания.

Все свои идеи и положения, к которым разум приходит в процессе познания, он выражает в словах и высказываниях. У Локка находим представление об истине, которое можно определить как имманентное: для человека истина заключается в согласии представлений не с вещами, но друг с другом. Истина не что иное, как правильное сочетание представлений. В этом смысле она не связана напрямую с каким-либо единичным представлением, но возникает лишь там, где человек подводит под определённые законы содержания первичных представлений и ставит их в связь друг с другом.

К числу основных воззрений Локка принадлежит его убеждение, что наше мышление даже в самых неоспоримых своих выводах не обладает никаким ручательством за их тождественность с действительностью. Всеобъемлющая полнота познания – эта цель, всегда вожделенная для человека, является для него изначально недостижимой в силу его собственной сущности. Скептицизм Локка выражается в следующем виде: мы, вследствие психологической законосообразности, должны представлять себе мир так, как мы это делаем, даже в том случае, если бы он был совершенно иным. Поэтому для него является очевидным, что истиной трудно обладать, и что разумный человек будет придерживаться своих взглядов, сохраняя некоторую долю сомнения.

Говоря о пределах человеческого познания, Локк выделяет объективные и субъективные факторы, ограничивающие его возможности. К субъективным факторам можно отнести ограниченность наших органов чувств и, следовательно, предполагаемую на этой основе неполноту наших восприятий, а в соответствии с его структурой (роль первичных и вторичных качеств) и до некоторой степени неточность наших представлений. К объективным факторам он относит устройство мира, где находим бесконечность макро и микро миров, недоступных для наших чувственных восприятий. Однако, несмотря на несовершенство человеческого познания в силу самой его структуры, человеку доступны те знания, которые, при правильном подходе к процессу познания, тем не менее, постоянно совершенствуются и вполне оправдывают себя практически, принося ему несомненную пользу в его жизни. «У нас не будет причин жаловаться на ограниченность сил своего разума, если мы воспользуемся ими для того, что может принести нам пользу, ибо к этому они весьма способны… Свеча, которая зажжена в нас, горит достаточно ярко для всех наших целей. Открытия, которые мы можем сделать при её свете, должны удовлетворять нас».

Социальная философия Джона Локка

Свои взгляды на развитие общества Локк излагает в основном в «Двух трактатах о правлении». Основу его социальной концепции составляют теории «естественного права» и «общественного договора», ставшие идейной основой политической доктрины буржуазного либерализма.

Локк говорит о двух последовательно переживаемых обществами состояниях – естественном и политическом, или, как он его ещё называет, гражданском. «Естественное состояние имеет закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого; и разум, который является этим законом, учит всех людей, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого».

В гражданском обществе, в которое люди объединяются на основе соглашения создать «одно политическое тело», на смену естественной свободе, когда человек не починён ни какой стоящей выше его власти, но руководствуется только законом природы, приходит «свобода людей в условиях существования системы правления». «Это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределённой, неизвестной самовластной воли другого человека». Жизнь этого общества регулируется уже не естественными правами каждого человека (самосохранения, свободы, собственности) и стремлением самолично их защищать, но постоянным законом, общим для каждого в обществе и установленным законодательной властью, созданной в нём. Целью государства является сохранение общества, обеспечение мирного и безопасного сосуществования всех его членов, на основе всеобщего законодательства.

В государстве Локк выделяет три основные ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная власть, функция которой заключается в выработке и утверждении законов, – это верховная власть в обществе. Она учреждается народом и осуществляется посредством высшего выборного органа. Исполнительная власть следит за неукоснительностью и непрерывностью исполнения законов, «которые созданы и остаются в силе». Федеративная власть «включает в себя руководство внешними безопасностью и интересами общества». Власть законна в той мере, в какой она поддерживается народом, её действия ограничены общим благом.

Локк выступает против всяких форм насилия в обществе и гражданских войн. Его социальные взгляды характеризуются идеями умеренности и рационального устройства жизни. Как и в случае с теорией познания, в вопросах образования и функций государства он занимает эмпирические позиции, отрицая любые представления о врождённости идей общественной жизни и законов её регулирующих. Формы общественной жизни определяются реальными интересами и практическими потребностями людей, они «могут осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа».

Этическая философия Джона Локка

Характер и наклонности человека, считает Локк, зависят от воспитания. Воспитание создаёт большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на душу в детстве, имеют очень важные и длительные последствия. «Я думаю, что детскую душу так же легко направить по тому или иному пути, как и речную воду…». Поэтому всё, что должен получить человек от воспитания и что должно повлиять на его жизнь, необходимо своевременно вложить в его душу.

При воспитании личности следует в первую очередь обращать внимание на внутренний мир человека, заботится о развитии его интеллекта. С точки зрения Локка, основу «честного человека» и духовно развитой личности составляют четыре качества, «внедрённые» в человека воспитанием и впоследствии проявляющие в нём своё действие с силой природных качеств: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание.

Основу добродетели и всякого достоинства Локк видит в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, поступать вопреки своим наклонностям и «следовать исключительно тому, что указывает разум как самое лучшее, хотя бы непосредственное желание влекло его в другую сторону». Эту способность необходимо приобретать и совершенствовать с ранних лет.

Мудрость Локк понимает «как умелое и предусмотрительное ведение своих дел в этом мире». Она является продуктом сочетания хорошего природного характера, деятельного ума и опыта.

Благовоспитанность подразумевает неукоснительное соблюдение человеком правила любви и доброго отношения к другим людям и к самому себе как представителю человеческого рода.

Таким образом, нравственные качества и моральные не врожденны человеку. Они вырабатываются людьми в результате общения и совместной жизни и прививаются детям в процессе воспитания. Подводя кратки итог, можно сказать, что одним из главных моментов философии Локка является непринятие им одностороннего рационализма. Основу достоверного знания он ищет не во врождённых идеях, а в опытных началах познания. В своих рассуждениях, касающихся не только вопросов познания, но также и вопросов человеческого поведения, воспитания и развития культуры, Локк становится на позиции достаточно жёсткого эмпиризма. С этим он входит в педагогику и культурологию. И хотя сама его сенсуалистская концепция была во многих отношениях противоречива, однако она дала толчок для дальнейшего развития философского знания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *