какую роль в политической жизни играют референдумы
Социально политическая роль референдума
Референдум, как форма выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и политических решений, несомненно, является достоянием не одной нации или народа, а всего человечества. Это общечеловеческая, а не узкоклассовая или тем более какая-либо групповая ценность.
Разумеется, место и роль института референдума в политической системе любого общества не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать. Во многих случаях референдумы оканчивались принятием далеко не самых прогрессивных законов или решений, выступали в качестве демократического щита для принятия официальных антидемократических акций.
О возможности использования референдумов в интересах правящих кругов, а не всего общества со всей очевидностью свидетельствует практика проведения их на территории бывших союзных республик. Нередко референдумы использовались и используются в сепаратистских и иных неблаговидных целях.
Роль референдума может быть как позитивной, так и негативной. Это зависит, прежде всего, от уровня правовой культуры общества, который в свою очередь зависит от экономической ситуации в стране и от качества реализации народного суверенитета. Нельзя говорить об однозначной положительной роли референдумов, когда низок уровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство и нестабильны экономические условия общества.
Референдум является важнейшим институтом прямой демократии. Этот институт позволяет оперативно решить важнейшие вопросы государственной жизни; находить варианты решения проблем, требующих выяснения мнения всего общества. О значимости сказанного говорит и то, что решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума.
Референдум в любой стране будет эффективным лишь в том случае, если он, по природе своей как весьма важный демократический институт, будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения; иметь своей целью при решении политических иных вопросов четко выраженную гуманную цель; если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано ложными социальными ценностями; и, наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов. Важное, труднооценимое значение референдумов имеет строгое установление и законодательное закрепление их статуса, процедуры и порядка подведения итогов, места и роли в системе конституционного и текущего законодательства принимаемых путем референдумов нормативно-правовых актов.
Понятие и виды выборов. Вопросы выборов
Выборы в современной России – необходимый элемент народовластия. Понятие выборов многогранно. Во-первых, выборы наряду с референдумом являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно. Во вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (ст. 32). В-третьих, выборы являются средством легитимации публичной власти, ее политического воспроизводства. Посредством выборов народ передает своим избранным представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение определенного периода времени (как правило, четырех или пяти лет). В-четвертых, выборы представляют собой способ и процедуру демократического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Законодательное определение выборов дано в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Правовыми нормами этих законодательных актов регулируется порядок избрания Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов региональных парламентов – законодательных (представительных) органов субъектов РФ (например, Тамбовской областной Думы), глав местных администраций и депутатов (членов) представительных органов местного самоуправления (в частности, мэров городов и депутатов городских, районных, сельских и поселковых советов). Здесь упомянуты три вида (уровня) выборов органов власти – федеральные, региональные (уровня субъектов Федерации) и муниципальные.
Кроме того, выделяются четыре основные классификации видов выборов. Во-первых, выборы делятся на очередные (основные) и внеочередные. Очередные выборы – это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами.
Во-вторых, выборы бывают основными и дополнительными. Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных (законодательных) органов. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий (выбытие) депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе по одному из территориальных округов.
В-третьих, выделяются общие и частичные выборы. Общими выборами являются одновременные выборы всех депутатов представительного (законодательного) органа. Частичные (ротационные) выборы проводятся в случае, если представительный орган формируется путем ротации, которая предполагает разновременное избрание части депутатского корпуса представительного органа (либо одной из его палат). В настоящее время ротация предусмотрена на выборах законодательных (представительных) органов ряда субъектов Российской Федерации. В частности, избирательным кодексом Свердловской области подобный порядок установлен для выборов депутатов Областной Думы – палаты Законодательного Собрания Свердловской области. По закону выборы депутатов проводятся один раз в два года. На каждых выборах избирается половина состава депутатского корпуса, при этом все депутаты имеют срок полномочий четыре года.
В-четвертых, выборы делятся на первоначальные и повторные. Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий либо досрочным прекращением полномочий избираемого органа (выборного лица). Повторные выборы проводятся в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования – факультативной стадии, происходящей в пределах того же избирательного процесса, в рамках которого осуществлялось первоначальное голосование. Повторные выборы – самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов.
Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1190 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Какую роль в политической жизни играют референдумы
Подробное решение параграфы §7 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015
Вопросы и задания.
1. Чем различается активное и пассивное избирательные права?
Избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др.
Активное избирательное право – право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т. д.). В Российской Федерации предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет (за исключениями, предусмотренными конституционным законом).
Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным в представительные органы государства.
Таим образом, активное избирательное право – право участвовать в выборах через голосование, а активное избирательное право – право быть избранным.
2. Охарактеризуйте поведение различных социальных групп на выборах.
Если избиратели чувствуют, что их партия имеет подавляющее преимущество и при любых раскладах должна победить, их активность снижается. Напротив, активность конкурирующей партии увеличивается.
Голосование зависит от множества факторов: пола, возраста, партийной принадлежности, социального происхождения, религии и т. д. Пол и возраст влияют на участие в политической деятельности, но очень странно. Молодежь участвует в выборах неохотно, зато в организации партий и повседневной работе – активно. Для западных стран отмечены следующие тенденции: женщины участвуют в выборах реже, чем мужчины, черные – реже, чем белые, рабочие – реже, чем средний класс, молодые – реже, чем пожилые.
3. * Подумайте, от каких причин может зависеть разница в поведении различных социальных групп на выборах. Приведите конкретные примеры поведения ваших знакомых.
Степень участия в выборах зависит от социального статуса и образования. Чем выше статус человека, тем сильнее выражена его готовность участвовать в политической жизни. Более образованные люди охотнее занимаются политикой, особенно когда ощущают, что это может способствовать социальным изменениям в обществе. Доля активно участвующих в выборах зависит даже от того, насколько просто зарегистрироваться и проголосовать, от пола, возраста, политических убеждений.
В странах, где голосование является обязательным (и за уклонение от него взыскивается штраф), отмечается большое число голосующих, чем там, где людям предоставлена свобода выбора. Кроме того, когда регистрация избирателей осуществляется автоматически под контролем правительства, уровень участия выше, чем в случае, когда каждый гражданин должен самостоятельно зарегистрироваться.
Моя бабушка ходит на каждые выборы, потому что в ее молодость было принято голосовать, даже если в списках был всего один кандидат.
4. Что такое электорат? Как рассчитывается его активность? Какая часть населения является в России самой активной частью электората? За кого она голосует?
Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называются электоратом.
Активность избирателей определяется процентной долей числа пришедших голосовать от их общего числа. Она зависит от разных обстоятельств:
1. Насколько важными считают выборы граждане;
2. Партии, сторонником которой является его избиратель;
3. Личных характеристик избирателя, его пола, возраста и статуса.
Как правило, самыми активными избирателями являются люди консервативных убеждений, старшего и среднего возраста, тогда как молодежь достаточно пассивна.
Голосуют за «Единую Россию», КПРФ.
5. Как вы поняли выражение «политические предпочтения»?
Политические предпочтения – одобрение, схожесть взглядов, которое показывает человек по отношению к политической партии, политическому лидеру. Данное предпочтение выражается через членство в партии и голосование на выборах за определенного кандидата.
6. * Есть ли политические предпочтения у вас? У ваших родителей? Каковы они?
1. Индифферентные, т. е вам неважно, что происходит в политической жизни страны.
4. Умеренные – отсутствие каких-либо конкретных политических предпочтений.
7. Монархические – власть должна принадлежать одному человек (роду) и передаваться по наследству.
8. Ультраконсервативные – основывается на крайне консервативных взглядах, т. е. все должно оставаться как есть, никаких изменений.
7. Какую роль в политической жизни играют референдумы?
Референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.
Референдум предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинства демократических государств мира. Однако, в большинстве стран его отодвинули на периферию политической жизни, так как регулярно референдумы проводятся не на государственном, а на местном уровне. Так, в США он используется лишь штатами и более мелкими административно-территориальными единицами.
С помощью референдум народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом закона.
8. * Может быть, референдумы не так уж важны, как это считается? Можно ли обойтись без них или существуют ситуации, когда референдум необходим? Выскажите свои соображения.
Да, действительно, в некоторых странах референдумы занимают второстепенное значение в политической жизни. Например в США, где референдум проводится лишь субъектами федерации. И в масштабах страны к нему прибегают очень редко, когда президент хочет заручиться поддержкой народа. Во Франции они обязательны для принятия конституционных поправок. Представьте, что будет, если конституцию менять будут только те люди, которые находятся у власти. А конституция определяет политическое устройство государства, прописывает права и обязанности государства и человека, а также закрепляет государственный строй, обладает высшей юридической силой. Конституция РФ также была принятии путем референдума в 1993 году.
?Проблема. Как реально можно добиться повышения избирательной активности молодежи.
Для того, чтобы повысить избирательную активность молодежи, надо повысить ее политическую культуру. Также сюда следует отнести повышение уровня личной ответственности молодежи за будущее страны, повышение уровня патриотизма. И самым важным будет являться программы партий, которые будут не только обещать молодежи хорошее будущее, но и в случае победы будут исполнять эти обещания.
Практикум. Почему?
1. Согласно опросам, основным фактором, повлиявшим на выбор той или иной партии, являются выступления лидеров партии по телевидению (40%), предвыборные ролики (13%) и только на третьем месте – советы близких и родных (10%). Телевидение, на сегодняшний день, основной способ распространения информации среди людей у нас в стране (не многие пенсионеры пользуются интернетом). А довольно часто на выборах голосуют не за программу партии и исходя из личных качеств лидера партии.
2. Если президент избирается прямым голосование всего народа, то он должен заручится поддержкой большинства электората. Это делается для того, чтобы получить как можно больше голосов на выборах, чтобы получить одобрение на законную власть большинством людей
3. Если президента избирает парламент, то он должен получить поддержку большинства партий или партии, представляющей парламентское большинство. Как и в предыдущем случае, чем больше поддержка, тем больше шансов быть избранным.
Характерные черты деятельности
Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:
По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.
Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.
Основные формы участия
В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.
Выборы и референдумы
Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:
Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.
Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.
Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:
Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.
Жалобы и публичные выступления
Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:
Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.
Государственная служба и политическая карьера
Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.
Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.
Опосредованная форма (представительная) | Непосредственная форма (прямая) |
---|---|
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров | Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности |
Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.
Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.