какую роль в пьесе островского гроза играют монологи героев
Какую роль в раскрытии образа Катерины играют монологи героини? По пьесе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)
Главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» — Катерина Кабанова — молодая девушка, попавшая под гнет родственников мужа. В произведении неоднократно встречаются монологи Катерины. Они раскрывают нам душевные переживания героини и играют важную роль в раскрытии её характера.
В начале произведения Катерина старается смириться с жизненным укладом матери мужа, с уважением принимает все укоры, обращенные в её сторону.
Из монолога девушки в первом действии мы узнаем о её прошлом в родительском доме. «Такая уж я зародилась горячая», — говорит Катерина, что свидетельствует о её решительности и своенравии. Кроме того, она часто сравнивает себя с птицей — символом свободы— и заявляет, что готова на всё, если семейные условности Кабанихи совсем её «заедят».
Монолог с ключом из второго действия также является одним из ключевых эпизодов в понимании личности героини. В нем девушка решает свою судьбу: ей в руки достался ключ от калитки. Катерина стоит перед трудным нравственным выбором: она может пойти на свидание с Борисом, как требует её сердце или сохранить верность Тихону, как советует ей разум. Иными словами, она решает подчиниться ли ей патриархальному обществу и обречь себя на несчастную жизнь или согрешить, чтобы хоть как-то отвлечься от жестокой повседневности, окружающей Катерину. Поначалу ключ ей «жжёт руку», однако, понимая, что не в силах сдерживать душевный порыв, девушка тут же находит оправдание своему желанию увидеться с Борисом.
Таким образом, гибель Катерины — это «страшный вызов самодурной силе». И причину трагического исхода можно найти именно в монологах героини, раскрывающих душевный мир героини и её характер.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какую роль в пьесе «Гроза» А. Островского играют монологи? (ЕГЭ по литературе)
А. Н. Островский был известным творцом и драматургом своего времени. Его работы получали общественное признание. Одной из самых знаменитых его пьес стала драма «Гроза». Особую роль в пьесе играют монологи, но какова их роль?
Центральным персонажем в трагедии «Гроза» является Катерина. По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую она попала после замужества.
Черты её характера, причины поступков поясняются в её многочисленных монологах.
А теперь ей не хватает свободы, не хватает той воли, которая нужна ей для счастья и умиротворения души.
Таким образом, на примере Катерины, роль монологов состоит раскрытии её трагического характера.
Еще одними немаловажными монологами являются монологи Кулигина (действие 1) и Феклуши (действие 2). В них герои говорят о той среде, в которой они живут. Так, Кулигин говорит о том, что в городе царят жестокие нравы, никто не зарабатывает честным трудом, огромную роль в городе играют ложь и жульничество, богатые люди «стараются бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Феклуша же в своем монологе говорит о других в странах, в которых царствуют султаны, которые неправильно судят, думают только о себе, забывая о простом народе. Город Калинов же для Феклуши, наоборот, очень хороший, она считает, что в нем праведный закон, а судьи справедливые. Таким образом, Кулигин, посредством монолога, показывает истинное лицо города N, которое является «темным царством», а Феклуша, являясь представительницей обычного русского народа, не видит лучшей жизни и считает, что у них в городе все хорошо и нигде лучше быть не может.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что роль монологов в произведении велика. Монологи позволяют раскрывать образы героев, чтобы лучше понимать их, а также раскрывают ту среду, в которой находятся герои, что также позволяет читателю понимать причины поступков героев, причины их изменений и нравственной низости.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Роль внутреннего монолога в создании характера героя
Сочинения по литературе: Роль внутреннего монолога в создании характера героя.
Отстаивать свои человеческие права воплотил Островский в образе Катерины.
Катерина росла под крылом нежно любящей
Варваре. С детства знала Катерина нежность, ласку, заботу. Природа наделила ее умом, горячим сердцем.
Окружающие ее условия привили и развили в ней серьезное отношение к жизни, чувство красоты твердость характера, влечение к свободе.
Живя в окружении трудового народа, Катерина впитала в себя основные черты народного характера: честность, правдивость, искренность, прямоту в отношениях с людьми.
Катерину, вопреки ее воле выдали замуж за бесхарактерного сына купчихи Кабанихи.
И из родного дома, где она жила, “точно птичка на воле”, принесла Катерина в это мрачное царство произвола Кабановых, любовь к свободе.
Катерина чувствует в себе силу к воле, счастью и часто мечтает о полете.
“Отчего люди не летают!” – и ей хочется летать. Поэтому Катерине особенно ненавистно заточение, неволя.
Жизнь в доме свекрови, которая мучает ее бесконечными придирками, тиранит и уничтожает, становится тяжелой.
Катерина поняла, что Тихон жалкий, забитый, трусливый человек, который не сможет защищать свою жену. Принять покорно порядки “темного царства” она не может, а молчать, обманывать, прикидываться – это не в ее характере.
В эту пору в городе появился приехавший из Москвы племянник Дикого – Борис. Он резко отличается от всех и по развитию, и по внешнему виду, и по манерам. Катерина полюбила его.
В ней проснулось чувство любви, которое помогло ей осознать себя человеком, имеющим право на любовь, счастье. Катерина тайно встречается с Борисом. Она тяжело переживает измену мужу, страдает оттого, что ей приходится идти на обман. Обманывать – то я не умею, скрыть-то ничего не могу” – говорит она Варваре.
Правдивая, честная и решительная Катерина нашла в себе силы признаться во всем мужу. После этого жизнь для нее в доме Кабановых становиться невыносимой. Все в темном царстве” ей противно.
Что же ей делать? Уйти от Кабановых нельзя – все равно вернут. Этот уход не одобрили бы и ее родители – вернули бы в дом мужа.
Остаться жить – значило бы для Катерины смириться с порядками в доме свекрови, значило подавить свои чувства, проститься навеки со свободой и стать послушной рабой деспотичной Кабанихи. Она не хотела себя принести в жертву. Побороть мир самодуров Катерина не могла.
Своей гибелью она возвещала приход новых порядков, возникновению в народных массах движения протеста.
Образ Катерины свидетельствует о том, что внутри “темного царства”, то есть в среде униженных и обездоленных, появляются активные силы, которые не хотят мириться с несправедливостью. Драма “Гроза” явилась беспомощным приговором
Related posts:
Какова функция ремарок в пьесе А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)
Произведение «Гроза» было написано А. Н. Островским в 1859-м году. Сам автор определил жанр произведения как социально-бытовую драму. Однако некоторые литературоведы и критики определяют «Грозу» как бытовую трагедию. Произведение относится к направлению реализм, и в связи с тем, что эта пьеса, автор использует большое количество ремарок, функции которых очень важны.
Во-первых, ремарки уточняют действия героев.
Например, в первом действии Катерина объясняется с Варварой и «хочет бежать». Пояснение показывает, что девушку что-то тревожит, она несчастна и рвётся на волю.
Во-вторых, ремарки раскрывают характер героев. При прощании с Тихоном Катерина говорит «кидаясь на шею мужу», «падая на колени». Эти пояснения характеризуют главную героиню как чувствительную, эмоциональную натуру, которая всё принимает близко к сердцу. Листая страницы книги, мы можем понаблюдать за полусумасшедшей барыней «с палкой». Эта ремарка позволяет судить о том, что героиня немолода. Можно сказать, что в приведённых выше ремарках отражено отношение автора к героям.
В-третьих, ремарки создают наглядное представление о происходящих в пьесе действиях. Варвара говорит о своей маменьке: «Не уважаешь тебя, как же». При этом автором используются ремарка «про себя», благодаря которой читатель понимает, что представлены лишь мысли героини, а не её реплика. В ремарка «уходит», использованная в пьесе большое количество раз, даёт читателю понимание того, что дальнейшие действия происходят без того героя, к которому применено пояснение.
В-четвёртых, ремарки помогают актёрам при игре на сцене. Так, актриса, играющая роль Кабановой, в большинстве случаев должна говорить «строго»; актёр, играющий роль Тихона, должен произносить свои реплики «сконфузившись». Соблюдая ремарки, актёры смогут донести до зрителей смысл пьесы, заложенный автором. Подведём итог! Ремарки в пьесе Островского гроза выполняет следующие функции: уточняет и дополняет действия героев, выражает оценку автора, характеризует персонажей, создают наглядное представление о написанном, помогает актёром вжиться в роли.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини
Драма “Гроза” – одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу “темного царства” с людьми “горячего сердца”, среди которых и глазная героиня драмы – Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.
Катерина принадлежит к числу тех людей, которые не могут и не хотят жить в мире с дикими и кабановыми.
Жить так – значит прислушиваться к поучениям Кабановой, стараться везде и во всем ей угождать, быть смиренной и покорной.
“Такая уж я зародилась горячая”, – говорит Катерина, и это значит вовсе не буйная, строптивая, несдержанная, а – решительная, своенравная, с непреклонным чувством собственного достоинства. “И хочу я себя переломить, да не могу”. И это “не могу” явилось одной из причин, может быть, даже самой главной, в ее
Но, попав в страшные сети условностей и “порядка” Кабанихи, она невольна над собой, хоть и готова на все: “Коли мне здесь очень опостылет, так и не удержат меня никакой силой”, – говорит она Варваре, и та вдруг умолкает, озадаченная этой решимостью.
С двумя героями связана Катерина: с одним – долгом, с другим – чувством. И ни один из них в страшную для Катерины минуту душевного смятения не поддержал ее, не помог уйти от трагической развязки, от страшного прыжка в пропасть.
Гибель Катерины – “страшный вызов самодурной силе”, но и повод задуматься над вечной темой любви и ответственности за любимое существо. И все это можно найти в монологах героини, которые раскрывают ее душевный мир, ее отношение к людям и тем моральным принципам, по которым она вынуждена жить.