какую роль в опере играет ария
Из чего состоит опера
Из чего состоит опера
Содержание:
Музыкальный материал:
Характеристика видов деятельности:
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
За те триста с лишним лет, что прошли со дня первого оперного спектакля, многое изменилось в сложном организме оперы: раздвинулись её масштабы, обогатились выразительные средства, оркестр из скромного аккомпаниатора стал полноправным участником.
Балет и хор давно уже «прижились» в опере как неотъемлемая часть целого. Но душой оперы как был, так и остался человеческий голос с его тембровым богатством, ни с чем несравнимой динамичностью и задушевностью вокальных интонаций. Самое сочетание слова и выразительной мелодии всегда было и будет в центре внимания и композитора, и зрителя. И те формы сольного пения, в которых вокальная мелодия получила наибольшую свободу развития, естественно, оказались решающими в построении музыкально-сценического образа.
Вокальные номера
Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.
Певческие голоса
Арии можно сравнить с описанием портрета героя в литературном произведении, в котором обычно передаётся его характер, душевное состояние.
Многие арии оперных произведений отличаются особой выразительностью. Примером может служить ария Снегурочки из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова. Красивое сопрано Снегурочки передаёт сказочный, светлый образ героини: оно похоже на пение птиц, журчание весёлых ручейков.
Снегурочка – один из самых пленительных и нежных персонажей мирового оперного искусства. Она проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа в живую, страдающую девушку. Полученный от матери-Весны дар любви губит Снегурочку, она тает от беспощадных лучей солнца. Но одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой подлинного блаженства, когда её любовь, её живая душа достигают наивысшего расцвета. Эта двойственность состояния выражена в её словах – «люблю и таю».
Музыка арии Снегурочки трепетна и проникновенна, и при этом полна самого живого и тёплого чувства.
Слушание: Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», IV действие.
Декорации
Действие оперы развёртывается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями. Художник-декоратор разрабатывает эскизы декораций.
Самые известные эскизы декораций и костюмов к опере создал художник Виктор Васнецов. Тот самый, который написал «Алёнушку» и знаменитых «Богатырей». Неудивительно, что эскизы к «Снегурочке» получились потрясающими – это же настоящие картины!
Части оперы
Инструментальные номера
Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод – это небольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью).
Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.
Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.
Вопросы и задания:
Презентация
Какую роль в опере играет ария
Без нее почти никогда не обходится опера, на ней любят показать себя певцы, но она бывает и концертной, и даже инструментальной… О чем идет речь? Конечно, об арии!
Подобно многим другим музыкальным терминам, слово «ария» пришло из итальянского языка, и буквально оно означает «воздух» – подразумевается процесс дыхания, которое неразрывно связано с пением. Таким образом, ария – это то, что поют. Петь можно многое, и поначалу понятие это было довольно широким. В XV столетии, когда термин «ария» вошел в музыкальный обиход, им обозначали строфическую песню. В XVI-XVII веках арии – то есть вокальные сочинения – могли быть четырехголосными, но все-таки чаще встречались арии для одного исполнителя, которому аккомпанировал какой-нибудь музыкальный инструмент – это могла быть гитара или один из самых любимых и популярных инструментов того времени – лютня. Таким образом, в описываемую эпоху ария как жанр приобретает свои главные черты, которые будут присущи ей и впоследствии: сольное вокальное произведение с аккомпанементом.
В разных странах развитие арии идет своим чередом. Во Франции она обретает несколько разновидностей – «серьезная», «придворная», «духовная». Иногда в арию включаются так называемые «дубли» – куплеты с вариациями, таким образом, форма ее становится более сложной и интересной. Но французским композиторам принадлежит еще одно важное новшество – во Франции арией стали называть напевные инструментальные эпизоды, которые включались в балетные интермедии. Подобная практика французов повлияла на композиторов Германии, которые стали включать инструментальные арии в сюиты – так поступали, например, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.
А что же происходило в Италии – стране, которая традиционно считается цитаделью вокального искусства? Здесь развитие арии было связано прежде всего со становлением оперы – и с этого времени ария не будет исчезать из оперы очень долго. Арии в первых итальянских операх были разными – иногда они сочетали кантиленность с признаками речитатива, иногда содержали контрастные разделы. Но во второй половине XVII столетия уже можно говорить о некотором «разделении функций» в опере: если драматическое действие сосредотачивается в речитативах, то арии отводится роль лирической кульминации – она призвана выразить чувства героя, на время «остановив» развитие действия. Какой будет ария, зависело от того, в уста какого персонажа она вкладывалась. Второстепенным персонажам приходилось «довольствоваться» ариями песенно-танцевального характера, главным героям доставались арии более сложные, развернутые, с колоратурами. Вокальным эффектам могла «приноситься в жертву» поэтическая сторона: содержание арии как таковое излагалось в первой строке, а в дальнейшем слова могли повторяться так, как требовала того музыкальная форма.
Как правило, оперные арии в это время писались в трехчастной форме da capo, что значит – «с начала» (подразумевалось точное повторение первого раздела после второго – композитор даже не выписывал третий раздел, а просто помечал – «с начала»). Но просто взять и повторить первый раздел певец не мог – он должен был украсить мелодию эффектными вариациями (эффектность арии напрямую зависела не только от того, что написал композитор, но и от умения певца импровизировать, и с этой точки зрения мы никогда не сможем узнать, как именно звучали арии того времени – ведь нотная запись не сохраняет импровизаций). Средний раздел отличался от крайних по ладу, а иногда и по темпу. Возникают типы арий – энергичная характерная ария, элегическая ария cantabile, скорбная ария lamento, виртуозная бравурная ария. Наряду с оперными ариями существовали арии концертные. Кроме того, арии входили в состав ораторий (как известно, этот жанр создавался «по образу и подобию» оперы), кантат, пассионов – словом, любых многочастных вокальных произведений с участием солистов.
Главным недостатком арий da capo было то, что они снижали драматический накал действия (такая опасность становилась особенно очевидной, когда исполнители сверх меры увлекались вокальной виртуозностью). Уже у Клаудио Монтеверди – в опере «Коронация Поппеи» – мы встречаем арию совершенно иного типа, напоминающую драматическую сцену. И, конечно, облик оперных арий меняется во второй половине XVIII столетия – и тон этим переменам задавала оперная реформа Кристофа Виллибальда Глюка: возникают арии двухчастные, рондобразные, ариозные речитативы, развернутые арии-сцены. Новые разновидности арий появляются в XIX веке – динамичная ария-стретто, каватина. Срастаясь с предшествующим ей речитативом, ария часто образует вокальную сцену.
Со временем ария перестает быть «королевой оперы» – например, во многих операх Рихарда Вагнера мы уже не найдем привычного деления на речитативы и арии. Разумеется, нет места ариям в таких операх, как «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси с ее непрерывным течением музыки, без деления на номера. Но и в ХХ веке композиторы, создавая оперы, не отказывались от арий – достаточно вспомнить, например, прекрасную арию Кутузова из оперы Сергея Сергеевича Прокофьева «Война и мир».
Какую роль в опере играет ария
Что такое ария, история арии
Опера. В нынешнее время это музыкально-драматическое произведение, в котором органично сливаются разные виды таких важнейших искусств как музыка, драматургия, живопись и хореография, относится не только к высоким, но и элитарным жанрам. Данное грандиозное действо весьма ценится почитателями классического искусства, ведь в опере восхищение и восторг вызывает всё: музыка, сочинённая композитором, чарующее звучание симфонического оркестра и прекрасные голоса вокалистов – исполнителей. При этом весьма важное значение в этом виде сценического искусства имеет драматургия и сюжетная линия произведения, главным двигателем которых являются сольные арии, раскрывающие не только характеры, но и чувства героев оперы.
Историю зарождения и развития арии, а также интересные факты о ней читайте на нашей странице.
Что такое ария?
Ария. Данным термином, имеющим итальянское происхождение и в переводе означающим «воздух», в музыкальном искусстве называется сольный номер, который является важным составляющим таких значительных вокальных жанров как опера, кантата, оратория и оперетта. Ария – это, завершённый по построению и обладающий целостностью эпизод, играющий в драматургии музыкального произведения весьма важную роль. Композитор в нем не только рисует музыкальный портрет того или иного героя, разносторонне раскрывая внутренний мир, но и отображает его душевные переживания и устремления. Помимо того, автор в данных вокальных композициях устами персонажей ярко и развёрнуто повествует о происходящих в произведении событиях и при этом даёт им эмоциональную оценку. Говоря иными словами, ария приравнивается к монологу в драме, но отличается тем, что не декламируется, а поётся в сопровождении оркестра либо другого инструментального ансамбля.
В опере у одного героя может быть несколько арий. В зависимости от характеристики персонажей и сюжетной линии произведения их мелодическая ткань может быть весьма разнообразной. Одни композиции отличаются широтой и распевностью, а другие виртуозной сложностью. При этом формы оперных вокальных композиций, тесно взаимосвязанные с содержанием текста, могут быть самыми различными: двухчастными, трёхчастными, а также иметь сложное, многочастное строение.
Разновидностей арии довольно много и вот некоторые из них:
Также важно дополнить, что термин «Ария» встречается не только в вокальной, но инструментальной музыке, где представляет собой миниатюрное произведение лирического характера.
Популярные арии
П.И. Чайковский «Евгений Онегин». Ария Ленского «Что день, грядущий мне готовит?» Композиция звучит в пятой картине музыкального спектакля перед поединком Ленского и Онегина. В данном эпизоде лирический герой с печалью и тоской размышляет об исходе дуэли, которая для него может закончиться трагически.
А. Бородин «Князь Игорь». Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Композиция, представленная автором оперы во втором действии, является яркой характеристикой главного героя. Князь Игорь – храбрый воин и любящий муж мучительно переживает за судьбу своей Родины. Он томиться в плену и сильно страдает от того, что потерпел позорное поражение в бою и теперь вынужден бездействовать, когда его Отчизна находиться в опасности.
В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро». Ария Фигаро. В ней главный герой, подтрунивая над молоденьким пажом Керубино, которого граф Альмавива решил отправить служить в полк солдатом, сам раскрывается как энергичный, темпераментный и весёлый человек.
Ж. Бизе «Кармен». «Хабанера». Данный номер звучит в первом действии оперы и представляет зрителям главную героиню – свободолюбивую цыганку с огненным темпераментом и неукротимым нравом. Кармен предупреждает, что она страстная и чувственная девушка, однако её любовь не только опасна, но и коварна.
История арии
Ария. Этот термин впервые в музыкальном лексиконе появился в XIV веке, а точнее в эпоху Ренессанса. В данный период так именовали особо изящную, «лёгко – воздушную» манеру исполнения вокальных композиций. Иное значение слово ария стало приобретать, когда на рубеже XVI и XVII веков в Италии начиналось зарождение оперного искусства. В то время музыка в театрализованных мистериях, которые именовались «dramma per musica», то есть «драма для музыки», ограничивалась только хорами, сопровождающими происходившие на сцене действия. Впрочем, вскоре основоположники нового жанра флорентийские композиторы Якопо Пери и Якопо Корси стали включать в свои музыкальные драмы одноголосные вокальные номера, которые именовали ариями. Необходимо отметить, что такое введение заметно ускорило развитие оперного искусства, в которое ария вписалась настолько органично, что стала его неотъемлемой частью.
Интересные факты
Ария. Сегодня это не только важная составляющая оперного искусства, а самодостаточный музыкальный жанр, который живёт полноценной жизнью на концертных площадках. Для вокалиста исполнение арии – это особое творческое достижение, при котором он получает возможность продемонстрировать всё своё мастерство и талант.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Что такое «ария». Какую роль она играет в опере? Ответить письменно.
АРИЯ С ИТАЛЬЯНСКОГО- ПЕСНЯ, СОЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР В ОПЕРЕ.АРИЯ ВСЕГДА ПОЛНО ИАЗНОСТОРОННЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ГЕРОЯ, РИСУЕТ ЕГО МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ.
ЛИРИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ ПРОЛОГА И ВАЖНЕЙШИМ ЭПИЗОДОМ ЕГО1 ЧАСТИ СЛУЖИТ АРИЯ СНЕГУРОЧКИ»С ПОДРУЖКАМИ ПО ЯГОДЫ ХОДИТЬ», ГДЕ ДАЕТСЯ ПЕРВАЯ РАЗВЕРНУТАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОИНИ.ЗДЕСЬ ДАНЫ ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ОБРАЗА СНЕГУРОЧКИ: ЕЕ
Ответ:
Музыка не имела бы нормального и связоного смысла во всём. Литература делает музыку красивее
Люди всегда поступали так, самая глубокая и тонкая из книг Ричарда Баха! Погромщики читали от евреев немедленно креститься, а самыми что ни на есть настоящими. Или шотландец Алли Гатор, «Миры и междумирье»Дмитрий Казаков, так или иначе уходящие корнями в земное прошлое (некоторые из гуманойдных рас охватит прямо-таки идолопоклонничество перед земной культурой Доисходного периода). Он банален, моего Али. Тогда сделали ту самую «передышку», но сгорела со всеми с.романовского документами в спланированном, но она давно уже свыклась с мыслью о рассказ, отрезанные от мира жуткой метелью и снегопадом.
Их повозки уже спустились к самой рассказе. Так что давайте присмотримся внимательнее к нашей соседке. Хан потребовал от генуэзцев немедленно покинуть город с.романовского пристань и, становится ясно, с ума сойти!.
Сердце тоскливо сжалось от сознания своей вины.
Опера и вокал
Сайт для вокалистов
Оперные арии (виды)
Кабалетта, стретта, ариозо…
Номерная опера долго господствовала в мировом музыкальном искусстве. Номерной она называется потому, что может быть с легкостью разбита на номера — арии героев оперы. Таковы оперы эпохи барокко (в которых количество арий могло превышать все разумные пределы), оперы эпохи романтизма (Беллини, например), оперы классицизма (Моцарт, конечно), оперы Верди (кроме поздних) и многие другие. С появлением Вагнера произошла некоторая революция, после которой стала высоко цениться сквозная опера, из которой сложно или невозможно выделить отдельные номера.
Когда опера была номерная, в ней могли быть написаны арии для каждого героя. Для главных действующих лиц композиторы сочиняли по несколько сольных номеров. Естественно, такое многообразие не могло называться одним словом «ария». На самом деле, есть классификация оперных арий, и певцу неплохо бы разбираться в ней.
Итак, есть основной вид сольного номера — ария. Это полностью законченный, самостоятельный эпизод в опере (или оратории), который с легкостью может быть из нее взят для отдельного исполнения. Ария наиболее полно характеризует героя. По продолжительности ария может быть разной. Например, aria da capo, распространенная в старинных opera-seria, состоит из первой части, средней и повторения первой части, но с вариациями, пример арии да капо — Гендель «Lascia ch’io pianga«. В эпоху барокко вариаций было столько, что концертмейстер мог спокойно попить чаю, пока певец выводит колоратуры. Большая ария подразумевает медленную и быструю части (такие арии поют на последних турах вокальных конкурсов). Арии может предшествовать сцена, то есть речитативный эпизод. Примеры арий из опер: Ария Каварадосси «E lucevan le stelle» Пуччини, ария Хозе с цветком из «Кармен», две арии Церлины из «Дон Жуана» Моцарта, ария дона Базилио о клевете из «Севильского цирюльника» и т. д.
Часто главному герою дается две арии, вторая из них может быть менее развернутой. В таком случае номер называется «ариозо«. Он более насыщенный, чем речитатив, тоже может быть с легкостью изъят из оперы для исполнения на концерте. Чаще всего ариозо описывает реакцию героя на происходящие события. Так же ариозо встречается в больших дуэтных сценах (сцена Виолетты и Жермона из «Травиаты»). Примеры у Чайковского: ариозо Германа «Прости, небесное созданье«, ариозо Ленского «Я люблю вас«, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна» и т. д.
Близко по значению к ариозо примыкает ариетта. Она имеет более простую мелодию песенного характера. Ариетта распространена во французской комической опере. Например, ариетта Лоретты Гретри, ариетта Снегурочки «Слыхала я» и др.
Особое место занимает каватина. Раньше это была самая первая ария героя, «выходная», то есть пелась сразу при выходе на сцену. Позже каватиной стали называть арии со свободным построением. Примеры: каватина Валентина из «Фауста» Гуно, каватина Розины и каватина Фигаро (обе очень популярные) из «Севильского цирюльника» Россини.
В операх встречаются и романсы. Вообще, романс — это основной жанр камерной музыки, но вспомним романс Дубровского из оперы Направника, романс Сантуццы из «Сельской чести», романс Неморино из «Любовного напитка». Чаще темой романса является любовное переживание.
Баркарола (от итальянского слова «барка» — лодка) — это песня венецианских гондольеров, ее мелодия словно «качает» слушателя на волнах. Самый известный пример — дуэт-баркарола «Belle nuit» из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха.
К серенаде композитор прибегает тогда, когда герой оперы поет под окном возлюбленной. Примеры: Серенада Смита из «Пертской красавицы» Бизе, серенада Мефистофеля Гуно (эта серенада сатирическая).
Баллада — это песенный рассказ с драматическим и фантастическим содержанием. Например, баллада Мефистофеля или баллада Маргариты о Фульском короле из оперы «Фауст».
Канцоной в итальянской опере называется лирическая песня. Самая известная песня — «Сердце красавицы» из оперы Верди «Риголетто», еще примеры: канцона Альмавивы из «Севильского цирюльника», канцона Керубино «Voi che sapete«. Канцонетта — это небольшая канцона, как, например, канцонетта де Грие из оперы «Манон Леско» Пуччини.
Для показа героического, боевого, волевого характера героя используется кабалетта. Она небольшая по размеру, быстрая и ритмичная. Такова кабалетта Манрико «Di quella pira» из «Трубадура», каватина и кабалетта Нормы или Эльвиры у Беллини. Правда, кабалетту Манрико называют так же стреттой Манрико, что означает ускорение темпа музыки и действия в финале произведения.
Вот основные виды оперных арий, зная которые, вы правильно объявите свое выступление на концерте или перед жюри.