какую роль в комедии играют говорящие фамилии

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию № 9. «Говорящие» имена и фамилии в художественной литературе

какую роль в комедии играют говорящие фамилии. картинка какую роль в комедии играют говорящие фамилии. какую роль в комедии играют говорящие фамилии фото. какую роль в комедии играют говорящие фамилии видео. какую роль в комедии играют говорящие фамилии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в комедии играют говорящие фамилии.

Приём использования « говорящих» фамилий и имён часто используется авторами произведений. Особенно он был популярен в первой половине 19 века, хотя во все времена он помогает писателям при создании их творений.

Известно, что на Руси вплоть до XVII-XVIII вв. бытовали имена, напоминающие современные прозвища; такие наименования служили одновременно и своеобразной характеристикой человека, основных качеств его характера: Балуй, Баламут, Бирюк, Грязнин, Лютой, Молчан, Несмеян, Плох, Плакса, и др.

А в литературе началось всё с классицизма в литературе – методе, при котором герои чётко делятся на положительные и отрицательные. Поэтому писатели и драматурги часто давали им фамилии, которые подчёркивали те или иные особенности характера.

Писатели 19 века продолжили эту традицию. Столько «говорящих» фамилий было ими придумано! Многие стали нарицательными, так как их характеры были свойственны многим людям. Да и сегодня эти слова актуальны, так как есть, к сожалению, среди нас и обломовы, и молчалины, и скотинины и многие другие.

Типы «говорящих» фамилий:

С какой целью авторы используют в произведениях «говорящие» фамилии?

Таким образом, роль «говорящих» имён и фамилий в литературе велика. Они играют существенную роль при создании литературно-художественного текста, являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, идеями автора, изображаемым временем и пространством, сутью создаваемых образов.

Произведения, которые можно привести в качестве аргументов в задании № 9 по теме «говорящие» фамилии:

Ещё герои А.Чехова : унтер Пришибеев в одноимённом рассказе, чиновник Червяков в « Смерти чиновника», актёр Унылов в « После бенефиса», надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин «Хамелеоне».

Примечание: по данным произведениям со временем будут написаны отдельные статьи.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

ЕГЭ. Литература. Задание № 9. Тема: «Говорящие» фамилии». АРГУМЕНТ. Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

какую роль в комедии играют говорящие фамилии. картинка какую роль в комедии играют говорящие фамилии. какую роль в комедии играют говорящие фамилии фото. какую роль в комедии играют говорящие фамилии видео. какую роль в комедии играют говорящие фамилии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в комедии играют говорящие фамилии.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

Драматург Д.И. Фонвизин в пьесе «Недоросль» наделяет многих героев «говорящими» фамилиями и именами. С какой целью он это делает?

Во-первых, автор мастерки использует данный приём для характеристики героев. Пьеса «Недоросль» написана в период расцвета классицизма, поэтому герои в ней чётко делятся на положительных и отрицательных, и фамилии помогают понять, что за персонажи изображены автором.

Один из главных героев – Митрофан. В переводе с греческого языка это имя означает «являющий свою мать», т.е. похожий на свою мать. Действительно, он грубый, невежественный, не уважающий других, особенно слуг, человек. Многие черты Простаковой мы угадываем в её сыне. Каково воспитание — таков и ребёнок. Мать показывает дурной пример невоспитанности, хамства, глупости, необразованности.

А чего стоит фамилия учителя Митрофана – Вральман! Понятно, что такой человек вряд ли научит чему-то своего ученика, тем более французскому языку, которым он и сам-то не владеет.

Как грубо звучит фамилия Скотинин! И сам герой так же груб, жесток.Он только к свиньям относится с нежностью, называет их ласково «свинками» и совершенно не уважает людей. Даже себя он с гордостью называет свиным сыном. Кстати, Простакова до замужества тоже была Скотининой, ведёт себя часто по-скотски. В то же время она глупа и проста, то есть совершенно не думает том, как себя ведёт, не соблюдает элементарных приличий. Прост и глуп её муж — Простаков, не имеющий вообще своего мнения.

Совсем иные имена и фамилии у положительных героев.

Правдин – стоит за правду. Это чиновник, член наместничества, занимается тем, что выявляет нарушения со стороны помещиков, добиваясь их наказания.

Милон – милый, скромный молодой человек, но в то же время храбрый, возлюбленный Софьи.

Софья – в переводе с греческого слово означает «премудрость». Действительно, героиня умна, мудра, честна, образованна.

Источник

Какую роль в комедии играют говорящие фамилии

Фамилии действующих лиц – это, пожалуй, первое, что привлекает внимание читателя комедии Фонвизина “Недоросль”. Фамилии эти “говорящие”, их значение формирует у читателя отношение к героям, которые их носят. У нас складывается определенное мнение по поводу того или иного героя.

К положительным действующим лицам относятся Правдин, Софья, Стародум и Милон. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью являются отрицательные герои – Простаковы, Скотинин и Митрофан.

Они представители «старого» дворянства, которое всеми силами хватается за устаревшие идеи крепостного и феодального устройства. Их основными ценностями являются деньги, положение в общественной иерархии и физическая сила. И именно фамилии намекают читателю на принадлежность героя либо к положительным, либо к отрицательным действующим лицам с первого его появления.

Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный и бесхребетный, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.

Простакова в отличие от мужа не является такой простой. Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность. Изображена необразованной, хитрой и злобной «бабой», которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства,— сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё.

В комедии присутствуют не только говорящие фамилии, но и имена, которые не хуже раскрывают сущность героя.

Источник

ПРОЕКТ на тему: «Роль «говорящих» фамилии в произведениях Д.И.Фонвизина „ Недоросль ” и А.С.Грибоедова „Горе от ума ” »

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какую роль в комедии играют говорящие фамилии. картинка какую роль в комедии играют говорящие фамилии. какую роль в комедии играют говорящие фамилии фото. какую роль в комедии играют говорящие фамилии видео. какую роль в комедии играют говорящие фамилии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в комедии играют говорящие фамилии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема проекта: «Роль „Говорящих” фамилий в произведениях Д.И.Фонвизина „Недоросль” и А.С.Грибоедова „Горе от ума”» Выполнила обучающаяся 9 класса Леденёва Светлана Руководитель: Афонина Е.Г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Харинская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» Харино 2019 1

Исследовать использование «говорящих» фамилий в произведениях русских писателей конца XVIII – начала XIX вв., на примере текстов Фонвизина „Недоросль” и Грибоедова „Горе от ума”. Изучить литературу по данному вопросу и дать краткое историческое описание появлению «говорящих» фамилий. Выявить и отобрать писателей, которые использовали «говорящие» имена и фамилии. Проанализировать использование и роль «говорящих» фамилий и имён в произведениях Фонвизина „Недоросль” и Грибоедова „Горе от ума”. Сделать выводы. Составить классификацию «говорящих» фамилий. Провести опрос среди обучающихся 8-9 классов Харинской школы на тему «говорящих» фамилий и проанализировать результаты опроса, предоставив их в виде диаграммы. Доказать или опровергнуть гипотезу. Представить конечный продукт в виде презентации. Задачи: Цель проекта: 3

Под определением «говорящая фамилия» можно рассматривать не только фамилию как таковую, но и все имя в целом. Исходя из этого, собственные имена в художественном произведении выполняют различные функции. Характерологическая Назывная (номинативная) «Говорящая» фамилия — художественный прием, при котором фамилия (иногда также имя) персонажа передает важнейшую черту его характера. Данный термин связан с понятием « Онома́стика» — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке. 6

На основании изученных материалов и дополнительных источников, я разделила «говорящие» фамилии на три группы: Собственно говорящие, «которые сообщают об одной важной черте героя» (Фамусов, Репетилов, Молчалин); Оценивающие фамилии: Скалозуб, Загорецкий; Ассоциативные – Чацкий, указывающая на прототипа главного героя драмы. 7

В «Горе от ума» соединяются классицизм, реализм и романтизм, обогащая друг друга, раскрывая друг друга по-новому. Новое звучание приобретают и говорящие фамилии в «Горе от ума». Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума» несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели » говорящие » фамилии в традиционной комедии классицизма. 10

В «Недоросле» с помощью «говорящих» фамилий показаны два полюса: с Милоном, Правдиным, Стародумом, Софьей и Скотининым, Простаковыми и Вральманом. Итак, на примерах этих говорящих фамилий, данных автором действующим лицам, можно сделать вывод, что они, безусловно, помогают понять личность героя как положительного, так и отрицательного. 11

Мои наблюдения и исследования значений фамилий моих одноклассников. Так как меня заинтересовало исследование «говорящих» фамилий, то я решила найти и изучить «говорящие» фамилии в своём классе. Рассмотрев и проанализировав фамилии своих одноклассников, я выделила 7 «говорящих» фамилий: Копьёв – от слова «копьё», иногда его фразы как копьё бьют очень остро, или реагирует на безобидные слова остро, словно «копьё». Леденёва – от слова «лёд».В характере присутствует некая холодность, замороженность, отстранённость. 17

Источник

Говорящие фамилии в комедии Горе от ума (сочинение)

Произведение Грибоедова «Горе от ума» произвело большой фурор на читателей. Комедия стала полноценной пьесой, которая включает в себя классицизм и новое искусство. Кроме того, там есть реализм, прекрасно дополненный романтизмом. Все жанры дополняют друг друга и раскрываются по-новому.

В «Горе от ума» прослеживаются два конфликта, которые находятся в равноправии, что необычно для классицизма. Удивительно то, что в итоге верх одерживает безнравственность.

Большую роль в комедии играют «говорящие» фамилии героев. В сочинении будут рассмотрены, можно даже сказать «кричащие», фамилии героев и их значения.

Сюжет разворачивается в доме Фамусова. Павел Фамусов является управляющим и уважаемым человеком в Москве. Он консервативный дворянин, привыкший судить о людях по их материальному состоянию и количестве связей в высшем свете. Личность и характер человека ничего не значат для него. Важно только мнение людей высших чинов. Фамилия берет начала от слова «fama», что в переводе с латинского означает молва.

Другая фамилия – Молчанин. Он привык поступать так, как угодно старшему поколению. Не имя своего мнения, он молча следует установившемся постулатам старого общества. Фамилия скрывается под собой молчаливость и скрытость человека. Он прост и не знатен.

Более сложная фамилия – Чацкий. Изначально фамилия была прописана как Чадский, вероятно, от слова «чад», что означает разлагающую обстановку, чего и боятся все люди высшего света. Все боятся перемен и, как следствие, этого человека. У него другие взгляды на жизнь, его ум незауряден. Окружающим проще называть его сумасшедшим. Герой с этой фамилией переживает все душевные терзания наедине с собой. В его образе прослеживается сам Грибоедов.

Следующий яркий персонаж Софья Фамусова. В ней прослеживается властность, независимость от чужих мнений. Особо характеризует ее фраза «Что мне молва?». Софья искренняя, мудрая, романтичная, под стать значению своего имени.

Далее Скалозуб. Обычный представитель армейской среды, ему присуща правдивость и грубость. Фамилия заставляет читателя представить образ скалящего человека, который не особо отличается интеллектуальными способностями.

И, наконец, Репетилов. Он появляется в конце произведения и вносит в него свой вклад. Он принимает в свой образ то, что говорят другие, как бы подстраивается под всех. Он своеобразное зеркало, но кривое. Все, что он может – повторять слова других людей.

Фамилии героев позволяются читателям лучше понять и прочувствовать персонажей.

2 вариант

Одно из самых известных творений Александра Сергеевича Грибоедова, комедия «Горе от ума», впервые было опубликовано в 1825 году. Это сатирическое произведение показывает каким автору представлялось высшее общество начала 19 века. Грибоедов не боится соединять одном тексте нотки классицизма, романтизма и реализма. Для того чтобы комедия заиграла новыми красками, автор использует такой прием, как «говорящие фамилии». Все герои носят имена, которые сразу позволяют сделать выводы о личности и характере персонажа.

Одним из первых в комедии появляется Павел Афанасьевич Фамусов, именно в его поместье разворачиваются все события произведения. Этот человек всегда беспокоило мнение окружающих, он переживал, что о нем подумают другие. И здесь все просто, в переводе с латинского «fama» означает молва, сплетни, разговоры. Если порассуждать, то и сам Павел Афанасьевич никогда не скупиться на слова, наоборот, всегда поддерживает светские беседы и не прочь поучаствовать в спорах. Фамусов является типичным представителем века минувшего и всеми способами пытается оправдать свое поколение.

Следующий персонаж, который делает произведение ярким, является Александр Андреевич Чацкий. В первой редакции «Горе от ума» Грибоедов называл этого героя Чадский. Однокоренное слово «чад», означающее дым и вонь, может быть синонимично Чацкому, как представителю молодого поколения. Фамусовское общество испытывает неприязнь к этому юноше, считая его суждения безумными и сумасшедшими, именно этот персонаж может нарушить консервативную жизнь русского дворянства и подорвать авторитет «высшего света». Еще один вариант происхождения фамилии Чацкий связана с искаженным вариантом фамилии Чаадаева, одного из декабристов и революционеров. Несмотря на то, что Чацкий вынужден переживать собственные проблемы, не вынося их на суд окружающих, он не боится мыслить «по-новому» и изрекать революционные фразы.

Еще один герой произведения – Молчалин. Его фамилия не нуждается в подробном разборе. Этот персонаж привык слушать чужие советы, действовать по указу старших и выслуживаться перед вышестоящим начальством. У Молчалина нет собственного мнения, этот юноша даже не пытается высказать собственные мысли, он полная противоположность Чацкому.

Грибоедов наделил «говорящими фамилиями» не только главных героев произведения, но и второстепенных персонажей. Если рассмотреть господина Репетилова, то становится понятно, что человек является отражением Чацкого. Репетилов – «повторяшка», он не в состоянии сформировать собственные мысли, а лишь пересказывает суждения Александра Андреевича.

Именно «говорящие фамилии» помогают читателю глубже понять проблемы персонажей и произведения в целом.

Рассуждение

Использование «говорящих» фамилий и имён в драматическом жанре, особенно в комедии, является давней литературной и театральной традицией.

К этому приёму авторы комедий обращаются по разным причинам: чтобы выразить суть характера героя, обозначить своё отношение к нему. Часто фамилиями-характеристиками наделяются эпизодические лица произведения, для полного раскрытия которых не хватает литературного пространства.

Например, соблюдение классических трёх единств (времени, места и действия) ограничивали действие драматического произведения 24 часами. Где уж тут развернуть в полном объёме историю героя и всесторонне его охарактеризовать? Это стало возможным только в эпоху сериалов.

А.С. Грибоедов мастерски использует значимые, говорящие фамилии и для героев второго плана, и эпизодических персонажей. В комедии «Горе от ума» такими фамилиями являются: Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, Хрюмины, Загорецкий, Хлёстова, Репетилов.

Одним словом схвачена суть Молчалина. Его фамилия обыгрывается в речи главного героя Чацкого и становится объёмной характеристикой: «…он на цыпочках и небогат словами», «…не сломил безмолвия печати». Вырисовывается образ трусливого, ограниченного человека.

Полковник Скалозуб вполне оправдывает свою фамилию. Это громогласный солдафон. Его неуклюжие шутки над дамой, которая сломала ребро и для поддержки ищет мужа, замечание о том, что пожар способствовал украшению Москвы выдают человека косноязычного и глупого, способного только «скалозубить».

Князь Тугоуховский становится смешон именно по причине своей глухоты. Среди гостей Фамусова он ищет женихов для своих дочерей, но не ориентируется, кто подходит. Нужная информация не доходит до него, и он попал бы впросак, не будь рядом жены.

Фамилия Хрюмина неблагозвучна и некрасива, как и её носительница графиня-внучка, старая дева, обозлённая на весь свет. О гостях Фамусова она сказала: «Уроды с того света».

Фамилией Загорецкий награждён герой нечестный, воспламеняющийся от своей собственной лжи. Он наделён огромной энергией, но направлена она на мошенничество, сочинение небылиц. От его стремления всем услужить, что-то достать люди отмахиваются, потому что он готов любого продать и обмануть.

Старуха Хлёстова под стать своей фамилии. Она хлёстко отзывается о любом, кто ей не нравится. Полковничьи погоны Скалюзуба для неё ничего не значат, да и о самом хозяине дома она говорит «полоумный», потому что навязал ей общество без разбору.

Репетилов запоминается именно своей фамилией, которая в переводе с французского обозначает «повторение». Это пародийный герой, желающий прослыть прогрессивным. Он с гордостью говорит о членстве в каком-то тайном обществе. На вопрос Чацкого, что там делают его члены, Репетилов отвечает: «Шумим, братец, шумим!» Фамилия героя и сказанная им фраза высмеивают лжеборцов за обновление общества.

Таким образом, говорящие фамилии героев в комедии «Горе от ума» способствуют раскрытию сути характеров лаконичными средствами и усиливают сатирическое звучание пьесы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *