какую роль в истории русского балета сыграл мариус петипа назовите его лучшие балеты
Мариус Петипа
французский и российский балетмейстер, театральный деятель и педагог
Мариус Петипа
Великолепного танцовщика и балетмейстера Мариуса Петипа Россия и Франция никак не могут поделить. И те, и другие считают его своим. И у Франции, и у России есть на это все основания. Он был такой могучей фигурой русского балета, что вторую половину 19 века называют в балете «эпохой Петипа». Благодаря ему русский балет считался самым лучшим в мире.
Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa) родился во французском городе Марселе 11 марта 1818 года. Его отец Жан-Антуан Петипа был артистом балета. Мариус начал учиться у него балетному искусству, а также брал уроки у Огюста Вестриса.
Уже в детстве Мариус вышел на сцену в балетах, поставленных отцом. Повзрослев, он продолжал работать с отцом, выступал с гастролями во Франции, в США, в Испании.
В 1847 году Мариуса пригласили в Россию, где в октябре 1847 года он станцевал партию Люсьена в балете Ж.Мазилье «Пахита». Впоследствии Мариус продолжал исполнять ведущие роли: в балете Ж.Мазилье «Сатанилла», балетах Ж.Перро «Эсмеральда», «Фауст», «Корсар» на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге.
Вскоре Петипа пробует себя в качестве балетмейстера и одновременно играет роли в своих постановках. В 1862 году, поставив балет Пуни «Дочь Фараона», он прославился. Начиная с этого момента, он поставил более 60 оригинальных балетов, являясь в 1863-1903 годах главным балетмейстером петербургского балета. Опираясь на традиционную школу, Петипа в то же время разработал новую структуру балетного спектакля, в котором искусно сочетал пантомиму и танцевальные сцены.
Вершиной его творчества считаются балеты, поставленные им на музыку Петра Ильича Чайковского: «Спящая красавица» (1890), «Лебединое озеро» (1895), а также Ильи Глазунова («Раймонда», 1898).
Умер Мариус Петипа (1) 14 июля 1910 года в Гурзуфе, был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.
Дуэлянт, трудяга, гений Он приехал в Россию и сделал русский балет великим
«Окончательно исчез наш прекрасный балет, — писала «Северная пчела» в январе 1847 года. — Материально он еще существует. Есть прелестные танцовщицы, искусные танцоры, удивительный кордебалет, есть ежедневно распускающийся рассадник самых редких дарований; нет только в публике охоты смотреть на них. Единственным средством к возбуждению этой охоты было бы, может быть, сочинение новых, занимательных балетов, но для этого нужен новый Дидло, новый Прометей, новый гениальный хореограф, а теперь такого, кажется, нет во всей Европе».
До прибытия Мариуса Петипа в Петербург оставалось полгода.
Он еще только собирался в Россию. 28 лет, в долгах как в шелках, плюс проблемы с испанской и французской полицией. Работая до того в Мадриде и давая частные уроки танцев в одном благородном семействе, он закрутил роман с юной девицей; за матерью той девицы ухаживал французский посольский чиновник, быстро решивший, что Петипа посягает именно на его сокровище. Дуэль на пистолетах, раздробленная челюсть противника — и необходимость быстро убираться из Мадрида.
Вся предыдущая жизнь Петипа была жизнью бродячего человека театра: он, можно сказать, родился в кулисах. Отец — танцовщик, мать — актриса; старший брат стал танцовщиком, сестра актрисой. На свет Мариус Петипа появился в Марселе, затем семейство переехало в Брюссель, где наш герой впервые вышел на сцену (ему было пять лет). Никакого академического образования — Мариуса учил отец, и правильной постановке рук способствовали удары скрипичным смычком (в давние времена балетный класс шел под скрипку, а не под фортепиано). Смычки периодически ломались, мальчишка злился и заявлял, что не хочет заниматься танцами, ибо не мужское это занятие. Но тут вступала мать — она уговаривала ребенка терпеть и работать, и ребенок ее слушался. Семья кочевала: из Брюсселя в Антверпен, оттуда в Бордо. Когда Мариусу исполнилось девятнадцать, он получил собственный контракт в Нанте. Там он дебютировал как хореограф (получая 10 франков авторских за каждый спектакль), затем вернулся в Бордо уже как премьер, потом уехал в Испанию, где имел большой успех. И вот из Испании пришлось убегать как можно быстрее, пересекая границу под вымышленным именем. Контракт танцовщика, предложенный ему директором Императорских театров Гедеоновым (Дирекция постоянно искала таланты за рубежом), был как нельзя кстати. Петипа приехал в Россию. Бродячая жизнь закончилась. Следующие шестьдесят с лишним лет он будет принадлежать Петербургу.
Дебютировав в сентябре 1847 года сразу как танцовщик и как постановщик в «Пахите» (на спектакле был Николай I, одаривший нового артиста своего театра перстнем с восемнадцатью бриллиантами), Петипа работал чрезвычайно много. Он поставил в России более ста балетов — и вообще-то именно он создал тот «большой стиль», ту «большую классику», что ныне считается фундаментом русского классического балета.
«Лебединое озеро» первым поставил не он — мировая премьера была в Москве в 1877 году, спектакль выпускал хореограф Вацлав Рейзингер, и балет успеха не имел. То «Лебединое озеро», что сейчас известно всему свету, появилось лишь в 1895 году — и сделал его Петипа вместе со Львом Ивановым. Последний ставил сцены с белыми лебедями, Петипа — всю историю с лебедью черной. Зато «Спящая красавица» (премьера в 1890-м) принадлежала ему с первого такта. Он расписывал Чайковскому, сколько минут музыки нужно для того или другого танца, и гениальный композитор послушно работал по этой схеме. «Раймонда» (1898) предсказала поворот балета к мирискусническим красотам; менее всего известная широкой публике из «мировых балетов» и самая захватывающая сюжетно «Баядерка» (1878) поражает воображение контрастом буйных красок Индии и строгостью прозрачных привидений в акте «Теней». Шестьдесят лет работы Петипа — это эволюция балетной техники, фантастическое мастерство построения больших сцен (он мог и двести человек на сцену выпустить — и всем работа находилась), бешено работающая фантазия и прекрасное понимание того, что есть балетный человек. Он любил своих балерин и периодически разрешал им в своих балетах менять па на те, что они считали более выгодными для себя. Он сочинял балеты так, чтобы они были не только красивы, но и удобны для исполнения.
За долгую жизнь ему пришлось работать с разными начальниками (директорами Императорских театров), начиная с Александра Гедеонова, который в середине XIX века поразил его своей щедростью. Когда нищий Петипа в конце сезона прибыл в Петербург, ему выдали немалый аванс и четыре месяца платили зарплату просто так, пока не открылся сезон; хореограф все вспоминал, как в Нанте ему даже больничный со сломанной ногой пришлось выторговывать хитростью. И завершал свою работу Петипа с Владимиром Теляковским, который в начале ХХ века считал, что Петипа устарел и чем скорее удастся сдвинуть его в отставку, тем лучше. Своего добился, старик ушел в отставку, уехал в Гурзуф и там доживал последние годы. Большого прогресса в подведомственном двору балете после этого не случилось. Петипа яростно ревновал к поднимающейся славе Александра Горского (дирекция командировала того в Москву переносить балеты Петипа в Большой, а молодой хореограф не перенес, но основательно переделал «Дон Кихота» — и переделал так эффектно, что после и в Мариинском театре взяли его редакцию; подлинного спектакля Петипа не сохранилось, сейчас его пробуют восстанавливать балетмейстеры-реставраторы).
Он знал силу печатного слова; он придумывал о себе легенды; он вполне понимал, что такое театральная интрига, и мог ее ловко провернуть. Обе его жены — Мария Суровщикова и, после смерти первой, Любовь Савицкая — были танцовщицами; все его дети пошли служить в театр (сыновья — в драматический, дочери — в балетный). Он, принявший русское подданство только в 1894 году, собственно говоря, и являл собой русский балет — величественный, изобретательный, обидчивый и пылкий. Неудивительно, что ему часто приписывают вообще все старинные балеты — например, «Щелкунчик», который целиком поставил Лев Иванов. И естественно, что осваивающие наше национальное искусство зарубежные артисты периодически «крестят» его именем даже сочинения советских авторов. Поэт — Пушкин, фрукт — яблоко, балет — Петипа. И не поспоришь.
Какую роль в истории русского балета сыграл мариус петипа назовите его лучшие балеты
«Накануне первого представления моего балета «Дон Кихот» отправился я на Семеновский плац и там, на Конном рынке, отыскал лошадь, достойную стать Росинантом. В вечер премьеры на сцену пришли великие князья, чтобы полюбоваться этой лошадкой с уныло повисшей головой, торчащими ребрами и волочащейся задней ногой. Великий князь Константин Николаевич спросил меня:
— Петипа, где это вы раздобыли такую лошадь, это же настоящий Росинант?
— Купил на Семеновском плацу, ваше высочество!
— И сколько за нее дали?
— Девять рублей, ваше высочество.
— Да это просто даром, Петипа! Теперь у вас одной артисткой больше!»
«Дорогой и многоуважаемый сотрудник! Я почти что окончил эскизы пятой картины балета «Спящая красавица». Все будет кончено не позже как к 1 июня. Но интересно было бы знать, правда ли то, что я вычитал в одной русской газете. Она сообщает, что постановка нашего балета отложена на сезон 1890/91 года, а в предстоящий сезон намереваются возобновить балет «Конек-Горбунок». Дело в том, что если известие это верно, то я мог бы не очень торопиться с инструментовкой балета, имея в своем распоряжении целый год, и даже больше; если же это только утка, я должен немедленно приступить к делу, чтобы партитура всего балета была готова к сентябрю. Около 25 мая думаю приехать дня на два в С.-Петербург и, если застану еще Вас там, буду иметь удовольствие повидать Вас. До свидания, дорогой друг и сотрудник.
Искренно Вам преданный П. Чайковский».
Эпоха русского балета: Мариус Петипа
С именем Мариуса Петипа связана целая эпоха русского балета. Он поставил более 60-ти балетных спектаклей, соединив гармонию музыки и хореографии, французский шарм и грацию с русским духом.
По сути, Петипа создал сценическую форму постановки танца и стиль, которые сегодня называют классическим балетом, и определил пути его развития на многие годы вперед.
Детство и юность
Родился будущий балетмейстер в 1818 году в портовом Марселе в театральной семье. Его мать Викторина Морель-Грассо была драматической актрисой, отец Жан Антуан – танцовщиком, педагогом, балетмейстером. С раннего детства старшего сына Люсьена и младшего Мариуса отец обучал искусству танца, тайнам хореографии. Профессиональная судьба сыновей была предопределена. Даже фамилия пророчила им жизнь, связанную с балетом, ведь «петипа» означает маленький шаг, па. Однако поначалу, по признанию Мариуса, он не испытывал тяги к искусству танца.
Как все театральные семьи того времени, семейство Петипа постоянно переезжало, устраиваясь ненадолго то в Брюсселе или Бардо, Париже или Нанте, везде, где удавалось найти ангажемент. В своих воспоминаниях Мариус Петипа рассказывает, что общее образование он получил в Брюсселе в Большом колледже. Посещал также консерваторию, осваивал игру на скрипке, изучал сольфеджио.
Впервые на сцене Мариус появился в девятилетнем возрасте, участвуя в балетной постановке отца «Танцемания». Тогда его маленькая роль состояла в выходе из волшебного фонаря в костюме савояра с обезьянкой в руках. А уже в 16 лет юноша получил место солиста в театре Нанта.
В 1839 году Мариус с отцом отправился за океан в Америку, но вернулся в Париж без гроша в кармане. В столице продолжил обучение искусству танца. Судьба в этот период была благосклонней к его брату, Люсьена приняли в Парижскую оперу, вскоре он стал ее премьером. Мариусу отказали, и юноша уехал в Бордо. Выступив в дебютных спектаклях «Жизели», «Пери» и «Тщетной предосторожности», молодой танцор был принят на службу в театр, где попробовал себя также в роли балетмейстера.
Следующие несколько сезонов он танцевал в Королевском театре Мадрида. С ним подписали контракт на двенадцать тысяч франков жалованья с бенефисом. Полагался также двухмесячный отпуск. Молодой танцовщик серьезно заинтересовался народными танцами и в первые же отпускные месяцы вместе с примой Ги Стефан отправился в Андалусию. В этом турне Мариус изучал характерные испанские танцы, которые позже ярко оживут в его балетной хореографии. Подлинное фанданго Петипа вставит и в оперу «Кармен».
Жизнь и творчество в Петербурге
В мае 1847 году Мариус Петипа прибыл в Петербург по приглашению Директора императорских театров.
Гедеонов подписал с танцовщиком контракт на амплуа актера мима и объявил, что театральный сезон начнется через четыре месяца, но жалованье он будет получать с момента пересечения границы и ему выдадут аванс. Петипа пришел в восторг, он попал в настоящий рай, о чем немедленно написал матери в письме.
И сделал все от него зависящее, чтобы остаться здесь навсегда.
Мариус Петипа прожил в России более шестидесяти лет, свыше сорока возглавлял балетную труппу Мариинского театра. За это время на престоле сменилось четыре императора, в театре восемь директоров, а балетмейстер сумел выстоять в водовороте бурных закулисных интриг. Он был не только превосходным хореографом, выстраивая взаимоотношения героев на сцене, но и дипломатом в жизни.
Петипа считал Россию второй родиной и в 1894 году получил русское подданство, носил отчество Иванович, но так и не овладел русским языком. Благо, все его понимали, ведь термины в балете сплошь французские. Да и окружение Петипа прекрасно изъяснялось на французском, преград в общении не было.
Но вернемся к его первым месяцам пребывания на русской земле. Свободные месяцы до открытия сезона Петипа знакомился с городом, ходил в Эрмитаж и, конечно, упражнялся у станка, чтобы не терять форму.
Первым его выходом на петербургскую сцену стала партия Люсьена в балете «Пахита». Он не только танцевал, но и выступил хореографом, перенеся балет Жозефа Мазилье из Парижа в Петербург. Его появление на сцене имело огромный успех у публики, однако критики отнеслись к артисту прохладно.
Он танцевал главные партии в «Эсмеральде», «Фаусте» «Корсаре», поставленных Жюлем Перро.
Классические танцы не были коньком Мариуса Петипа, он блистал в характерных и народных танцах, ему идеально удавались мимические сцены. Черные живые глаза, выражающие гамму различных эмоций и настроений, красноречивые жесты поднимали танцовщика на высоту, которую достигали немногие. Петербургская балерина Екатерина Вазем вспоминала, что «в характерных танцах он был превосходен: декоративен, увлекателен, полон выразительности и темперамента».
К первым хореографическим работам Петипа относится версия балета «Лида, швейцарская молочница», созданная Ф. Тальони, и номера для дивертисмента «Звезда Гренады». В 1859 году Петипа стал помощником Артура Сен-Леона, занимавшего пост главного балетмейстера Императорских театров.
Первая крупная работа Петипа, как самостоятельного балетмейстера – балет «Дочь фараона», поставленный на музыку Ц. Пуни. Сюжетом послужил «Роман о мумии» Готье. Мариус Иванович выступил не только хореографом, но и либреттистом. Балет был поставлен за рекордные шесть недель.
Творец шедевров
Среди многочисленных постановок Петипа версии и редакции французских балетов, перенесенные на петербургскую сцену, и оригинальные самостоятельные работы. Известная балерина Е. Гельцер писала, что Мариус Иванович обладал исключительным вкусом. Любая хореографическая фраза «неразрывно сливались с музыкой и с образом». Маэстро тонко чувствовал и передавал стилистику эпохи, его художественное чутье помогало раскрыть сущность индивидуальных дарований каждой балерины, каждого танцовщика.
Интересные сведения о работе балетмейстера оставили на страницах своих воспоминаний русские танцовщики Н. Легат и А. Ширяев. Они писали, что ансамблевые построения Петипа часто разрабатывал дома, приглашая к себе скрипача и пианиста. Планируя постановку, он расставлял на столе небольшие фигурки из папье-марше, изображающие танцовщиц и танцовщиков. Внимательно изучал разные построения, перемещая фигуры. Удачные комбинации заносил детально в записную книжку: балерин отмечал кружкАми, танцовщиков крестиками, а различные перемещения – стрелками, линиями, черточками, значение которых знал только он.
Что касается сольных вариаций, па-де-де и отдельных номеров, то их сочинял на репетициях. Сначала внимательно слушал музыку, которую проигрывали музыканты. Долго молча обдумывал. Потом снова просил сыграть мелодию и уже сочинял, что было видно по жестикуляции, мимике лица, затем объяснял исполнителю рисунок танца.
Подлинным шедевром хореографа стал балет на музыку Минкуса «Баядерка». Это произведение – своеобразный мостик между двумя эпохами балетного искусства романтизма и классицизма. В постановку маэстро ввел национальные индийские танцы, воссоздав в спектакле колоритную восточную атмосферу.
Свои наилучшие работы Мариус Петипа создал в весьма преклонном возрасте. В 72 года взялся за постановку «Спящей красавицы» на музыку Петра Чайковского. Спектакль имел невероятный успех, на сцене находилась вся труппа, покорявшая удивительными танцами, а в финале грандиозным балом, где появлялись персонажи сказок Шарля Перро. Еще при жизни Петипа балет сыграли более двухсот раз. В 77 лет совместно с хореографом Ивановым он занялся постановкой «Лебединого озера». Маэстро выстроил сцены во дворце, работал над эпизодами, связанными с образом черного лебедя. Последний шедевр Петипа – балет «Раймонда на музыку Глазунова, балетмейстер поставил его в год своего восьмидесятилетия.
Семья
Первой женой Петипа стала в 1854 году русская балерина Мария Суровщикова.
Муж сыграл немалую роль в ее карьере: ставил для нее выигрышные номера, устроил гастрольную поездку в Париж. В этом браке у Петипа родилась дочь Мария, которая пошла по стезе родителей и стала балериной. Через 15 лет совместной жизни супруги расстались, однако только после смерти первой жены Мариус Иванович женился во второй раз. Его избранницей стала танцовщица Любовь Савицкая, которая была моложе его на несколько десятилетий. Петипа признавался, что «только с Любой познал полнейшее семейное счастье». У них родилось четыре дочери и два сына. Все дети связали свою жизнь с театром, став танцорами или драматическими артистами.
Петипа умер в Гурзуфе в возрасте 92 лет, похоронен в Петербурге.
Сценическая биография многих его творений продолжается поныне, они стали символом совершенства классического балета и лучшим памятником их создателю.
Мариус Иванович Петипа- французский и российский солист балета, балетмейстер
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Мариус Иванович Петипа-распечатать.docx
французский и российский солист балета, балетмейстер
“ Я считаю петербургский балет
первым в мире именно потому,
что в нем сохранилось то серьезное искусство,
которое было утрачено за границей”.
М. Петипа
Выдающегося артиста балета и балетмейстера Мариуса Петипа Россия и Франция никак не могут поделить. И те, и другие считают его своим. И у Франции, и у России есть на это все основания. Он был такой могучей фигурой русского балета, что вторую половину 19 века называют в балете “эпохой Петипа”. Благодаря ему русский балет считался самым лучшим в мире.
Имя Мариуса Петипа известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Всюду, где сегодня существуют балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи, посвященные балету, издают книги об этом удивительном искусстве, знают и чтят этого человека. Хотя он и родился во Франции, но всю свою жизнь проработал в России и является одним из родоначальников современного балета.
Петипа однажды признался, что с самого рождения вся его жизнь была связана со сценой. Действительно, его отец и мать были известными артистами балета и жили в крупном портовом городе Марселе. Но детство Мариуса прошло не на юге Франции, а в Брюсселе, куда семья переселилась сразу после его рождения в связи с новым назначением отца.
Музыкальные способности Мариуса были замечены очень рано, и его отдали сразу в Большой колледж и консерваторию по классу скрипки. Но первым его учителем стал отец, который вел при театре балетный класс.
«Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства» .
В Брюсселе Петипа впервые и вышел на сцену в качестве танцовщика. Ему было в то время всего двенадцать лет. А уже в шестнадцать он стал танцовщиком и балетмейстером в Нанте. Правда, проработал там всего год и затем вместе с отцом отправился в свое первое заграничное турне в Нью-Йорк. Но, несмотря на сопутствовавший им чисто коммерческий успех, они быстро уехали из Америки, поняв, что там некому оценить их искусство.
Вернувшись во Францию, Петипа понял, что ему надо получить более глубокое образование, и стал учеником знаменитого хореографа Вестриса. Занятия быстро дали результат: всего через два месяца он стал танцовщиком, а позже и балетмейстером в балетном театре города Бордо.
Вскоре он женился на русской балерине М. Суровщиковой, но она рано умерла, оставив его с сыном Мариусом. Вторая жена балетмейстера, тоже актриса, Н. Савицкая, стала его верным другом и помощницей во всех делах, несмотря на большую разницу в возрасте.
Уже первое выступление Петипа на русской сцене завершилось триумфальным успехом. Присутствовавший на балете император Николай I был так восхищен, что прислал балетмейстеру именной перстень с бриллиантами. Так началась работа Петипа в России. Но вначале он выступал лишь как танцовщик и только с 1855 года начал преподавать в Петербургском театральном училище. Лишь в 1858 году Петипа поставил одноактный балет «Брак во времена Регентства» Пуни. С него и началась его деятельность как балетмейстера.
Петипа реформировал классический балет и из искусства принимать определенные позы, превратил его в хореографическое повествование. Для каждого артиста он подбирал свою гамму движений, позволявшую показать их индивидуальность. Танцовщик был для него, прежде всего актером, который должен был передать свои переживания средствами танца.