какую роль в государстве сыграла программа ликбеза
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Приказано уничтожить: как большевики ликвидировали безграмотность
Приказано уничтожить: как большевики ликвидировали безграмотность
Ровно сто лет назад, 26 декабря 1919 года, Совет Народных Комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Так в русском языке появилось новое слово: «ликбез». Пролетарская культура была щедра на диковатые неологизмы и страннейшие аббревиатуры (над чем смеялись ещё Ильф с Петровым — вспомним их «Фортинбраса при Умслопогасе»), но этой была суждена долгая жизнь, хотя и безграмотность давно ликвидирована, да и РСФСР уж почти 30 лет как нет. «Известия» вспоминают о самой успешной и самой полезной кампании советской власти на ниве просветительства.
Согласно декрету, с 1920 года всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте. По желанию — на русском или на родном языке. Из многих начинаний первых лет советской власти это оказалось, пожалуй, наиболее рациональным и успешным.
01.06.1930 Крестьяне на занятиях по ликвидации безграмотности. РИА Новости / РИА Новости
Звонкое слово «ликбез» означало широкую просветительскую программу, которая изменила не только судьбу страны. «Пароль времени», как любили — не без патетики — выражаться в те годы. В каждом населенном пункте, в котором насчитывалось не менее пятнадцати неграмотных, учреждались «школы грамоты», так называемые ликпункты. Через год в 40 губерниях России появилось около 13 тыс. таких школ. Их открывали при заводах, нередко — в национализированных богатых домах и закрытых храмах. Учились в ликпунктах по 68 часов в неделю первоначально 7–8 месяцев, позже стали управляться за четыре.
«Рабы не мы»
Новая власть озаботилась проблемой едва ли не сразу после взятия Зимнего. Еще в ноябре 1917 года Анатолий Луначарский на страницах журнала «Народное просвещение» провозгласил курс на ликвидацию безграмотности. А кроме того — заговорил о гигиене, о том, что каждую школу (включая сельские) нужно обеспечить горячей водой и мылом. И ликвидацию безграмотности нужно было запускать в условиях беспросветной нищеты.
В декабре 1917 года в Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Надежда Крупская. Она с первых лет ХХ века разрабатывала методику педагогической работы с взрослыми учащимися. Именно в её личном департаменте и создавались планы обучения совершеннолетних, не получивших азов образования. Считалось, что быстрому преодолению неграмотности поможет орфографическая реформа, разработанная ещё в царские времена, но стартовавшая в начале 1918 года. Ее основной целью было упрощение правописания. Проще писать — проще обучить.
Надежда Крупская в окружении колхозниц, 1936 год. Фото: ТАСС/Таиров Е.
Стали появляться буквари для взрослых. Их, несмотря на дефицит средств, старались издавать массовыми тиражами. В этих изданиях просвещение тесно переплеталось с пропагандой. Именно там появились чеканные формулы, по которым население училось читать и писать: «Мы не рабы, рабы не мы», «Среди рабочих много чахоточных. Советы дали рабочим бесплатное лечение», «Мы были рабы капитала». Это не просто трафареты для прописей, а пища для ума и руководство к действию. Тогдашние буквари повлияли на общественное мировоззрение сильнее, чем мы сегодня можем представить. Ведь для большинства питомцев ликпунктов это были действительно первые книги… А для многих (это в первую очередь касается старшего поколения) они так и остались единственными.
19 июля 1920 года появился новый декрет — об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б). Эта была разветвленная сеть, охватившая всю страну. В составе «второй ВЧК» действовал штат разъездных инструкторов, которые помогали «товарищам с периферии».
Обучение грамоте в деревне Тимошино Егорьевского района Московской области, 1930 год. Фото: РИА Новости
Конечно, учиться жаждали не все. Каких только забот не было у людей в голодные и опасные годы Гражданской войны, да и после нее… И тут в ход пускали известный в те годы принцип «Не умеешь — научим, не хочешь — заставим». Такое бывало часто: обучали силком, против желания… Но это в первые годы действия программы. К концу 1920-х необходимость начального образования осознали почти все.
Долой неграмотность!
Дело не захлебнулось и после образования Советского Союза, когда процент неграмотных в стране снова вырос — прежде всего за счет Туркестана. В 1925 году энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались, как говорится, «от Москвы до самых до окраин». Этому обществу помогали все знаменитые советские писатели, включая Максима Горького и весьма популярного в те годы Демьяна Бедного. А Владимир Маяковский многократно давал поэтические концерты в пользу ликбезовского общества.
Максим Горький и Демьян Бедный. Фото: Culture/cultureru.com
Критически не хватало педагогов. Наркомпрос пытался оперативно решить эту проблему. Под знаменами ВЧК в 26 губерниях создавались курсы учителей. Но тут система столкнулась с нехваткой преподавателей. Приходилось завозить лекторов из столиц. Комиссия помогала с командировками. Каждый образованный человек с минимальными педагогическими способностями был на счету. Недаром в 1928 году был организован всесоюзный комсомольский культпоход. Это была лихая молодежная атака на неграмотность. Комсомольцы на общественных началах обучали неграмотных — как правило, рабочих. В эту программу входила и борьба с детской беспризорностью. Власть исходила из того, что каждый подросток школьного возраста не только может, но и обязан учиться.
Выпускник ликпункта должен был уметь читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства». По тем временам — немало. Учили, как правило, по лозунгам, но старались пробудить у питомцев способности к самостоятельному мышлению. Учитывали социальное положение ученика, его профессию.
Сельский учитель обучает узбекских женщин грамоте, 1921 год. Фото: РИА Новости
Обучающимся сокращали рабочий день на два часа при сохранении зарплаты и пайка. Нередко руководители предприятий — в особенности во времена НЭПа — не выполняли этих предписаний. На них жаловались. Дело доходило до жестких мер: неуважение к ликбезу приравнивали к контрреволюционной деятельности. Кстати, за прогулы уроков на неграмотного могли наложить штраф… Правда, к столь строгим мерам прибегали нечасто. Другое дело — общественные порицания и агитсуды.
Чтобы система заработала на полную мощность, потребовалось 10 лет. К началу 1930-х в стране появилось массовое педагогическое образование. И это тоже заслуга кампании, которая началась в декабре 1919 года.
Программа чрезвычайной важности
Зачем ликбез был нужен большевикам, ещё не укрепившим свою власть, ещё воевавшим «на деникинских фронтах»? Для них это был не только пропагандистский довод, но и дело чести. Самодержавие традиционно упрекали за невнимание к массовому образованию. Об этом страстно писали и либералы, и социалисты всех мастей. О необходимости бесплатного всеобщего образования твердили и эсеры, и меньшевики, и большевики. В этом они сходились. И большевики — надо отдать им должное, — захватив власть, не ограничились декларациями. Для них это был важнейший идеологический вопрос. Революционные партии проповедовали веру в прогресс — технический, культурный и социальный. А о каком прогрессе можно говорить в малограмотном обществе?
Нельзя забывать и об экономическом эффекте ликбеза. Страна получила тысячи (а со временем — десятки и сотни тысяч) специалистов более высокой, чем прежде, квалификации. Кроме того, при кардинальном переустройстве политической и социальной системы новой власти требовалась эффективная пропаганда. Власть была заинтересована в том, чтобы миллионы людей читали газеты, наизусть вызубривали тексты плакатов и транспарантов… Для этого необходимо хотя бы начальное образование. Чтобы гражданин Страны Советов мог хотя бы понять плакат, изображавший мужика в лаптях, шагающего в пропасть со «слоганом» «Неграмотный — тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья». Лубочный плакат Александра Радакова сработал эффективно. Постижение грамоты воспринималось как средство от слепоты, как пропуск в новый прекрасный мир. Конечно, далеко не все — и среди учеников, и среди учителей — рассуждали так идеалистично. И все-таки нельзя отрицать мощь и искренность тогдашней веры в чудесную силу азбуки.
Судьба Просвещения
Конечно, наркомпросовцы 1919 года начинали не с нуля. Почему же в России сто лет назад для ликвидации безграмотности потребовались столь крутые, «чрезвычайные» меры? Проблема кроется в глуби веков. Первым нашим просветителем государственного масштаба был князь Ярослав, не зря прозванный Мудрым. Он и сам был пристрастен к чтению, и других старался приохотить к науке. Примерно в 1030 году князь Ярослав создал первое училище в Новгороде Великом. К концу правления князя-книгочея Русь была одним из наиболее просвещенных государств Европы. Но вскоре этот приоритет был утрачен. И только в начале XVII века царь Борис Годунов замыслил открыть в Москве первые светские школы. Пушкин прославил этот порыв царя Московского, вложив в его уста крылатые слова: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».
Но эта затея не удалась, а после Смутного времени грамотеев в Московском царстве осталось немного. И царь Петр, которого такое положение дел не устраивало, взялся за дело с поистине революционным неуемным размахом. «Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье», — точнее Пушкина не сказать. Петр открывал «цифирные школы», заботился об элементарном обучении солдат.
Цифирная школа в Соликамске. Фото: Архив библиотеки горда Соликамска/archive.solkam.ru
К концу царствования первого императора в России насчитывалось более ста низших училищ. Не все задумки Петра были доведены до ума, но именно ему мы обязаны тем, что к концу XVIII столетия дворянство и духовенство в России стало сплошь грамотным. Развитие получили пресса и литература. Появились читатели — появились и книги.
Заботилась о народных школах и Екатерина Великая, но — по большей части в переписке с европейскими светилами. В этой области её благие намерения медленно приживались на северной почве. «Народная школа» окрепла в России только к концу XIX века.
По части массовой грамотности Россия так и не догнала Европу. В 1897 году Петр Семенов-Тян-Шанский провел в Российской империи первую научную перепись населения. Она показала, что азами грамоты в стране владеют лишь 21,1% населения. Смиряться с этим не собирались ни власти, ни интеллигенция. Хотя некоторые идеологи консервативного направления считали, что «мужику» грамота идет только во вред. Правда, в начале ХХ века такие воззрения вышли из моды. За судьбы народного просвещения болели лучшие умы страны. Но за первые 14 лет нового столетия число начальных учебных заведений в России увеличилось как минимум в два раза. Важную роль играли церковно-приходские школы, в которых получали азы знаний крестьянские дети.
Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы Чебоксарского района, 1930-е годы. Фото: commons.wikimedia.org
К началу 1920-х, когда наркомпрос выступил с концепцией ликвидации безграмотности, дело обстояло немногим лучше, чем во времена Семенова-Тян-Шанского: в стране насчитывалось лишь около 30% функционально грамотных граждан. Главным образом, это были молодые люди. А поколение отцов испытывало трудности даже при выполнении самых простых письменных заданий.
Ликбез переломил ситуацию. Всесоюзная перепись населения 1939 года установила, что грамотность среди населения в возрасте от 8 лет приблизилась к 90%. При этом в среднеазиатских республиках речь шла о первоначальной грамотности, а в России — о достаточно высоком уровне образования.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»
На обложке: Фото РИА Новости/Виктор Булла
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ликбез: кампания массового обучения грамотности в СССР
В начале ХХ века в России было чуть больше 21% грамотных людей. По этому показателю страна заняла в Европе последнее место. Огромное количество безграмотных объяснялось отношением к рабочим и крестьянам как к бесправной черни. Такими людьми было проще управлять. Ситуация изменилась после прихода к власти большевиков. Ленин поставил цель ликвидировать безграмотность, вывести Россию на один уровень с другими европейскими государствами.
Начало кампании ликбеза
По состоянию на 1917 год 73% людей старше 9 лет были элементарно безграмотными. В азиатских регионах их численность достигала 95%. Для огромной страны это была серьезная проблема. Поэтому практически все политические партии в своих программах обещали повысить уровень грамотности. В октябре 1917 года победила партия большевиков. Ленин тут же приступил к реализации предвыборной программы.
Образовательными вопросами занимался нарком просвещения Луначарский. Сразу же был создан внешкольный отдел, которым руководила Крупская. Кампания ликбеза стартовала 26 декабря 1919 года. Тогда был выпущен декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Обучение должны были пройти люди в возрасте от 8 до 50 лет. Допускалось изучение грамоты на русском или родном языке.
По приказу Ленина в поселках открылись «ликпункты». Люди обязаны были посещать школу грамоты на протяжении 3-4 месяцев. Под ликпункты выделяли церкви, частные дома, заводские помещения. Обучение проводилось без отрыва от производства. Ученикам лишь сокращали рабочий день на 2 часа.
Главные задачи школ грамоты
За 4 месяца в ликпункте человека обучали технике письма, чтения и простого счета. Предполагалось, что выпускник такого заведения умеет:
После окончания ликпункта человек считался малограмотным. Далее он мог перейти на вторую ступень образования и поступить в школу малограмотных. Там уже людей обучали основам истории, географии. Рабочие знакомились с политехническими науками, а крестьяне осваивали начала агро- и зоотехники.
На практике большинство рабочих и крестьян ограничивались посещением ликпункта. После окончания учебы они возвращались к привычной жизни и постепенно забывали полученные знания. Около 40% выпускников повторно проходили подготовку в школе грамоты. В каждом ликпункте висел плакат с призывом читать книги, ведь без практики знания не усваивались.
Препятствия в ликбезе
Новой власти предстояло проделать огромную работу, поэтому на быстрые результаты рассчитывать не приходилось. Но все же по состоянию на осень 1920 года в России работало около 12 тыс. ликпунктов. Они были далеки от идеала. В школах не хватало мебели, учебников, письменных принадлежностей. Особенно тяжело было отдаленным селам. Там даже выдавали методички с рекомендациями, как обойтись без бумаги, карандашей и чернил.
В самом начале кампании сложно было найти учителей. Ликвидаторами безграмотности могли стать лишь люди, разделяющие идеи коммунизма. На занятиях кроме грамоты учащимся разъясняли правила социального поведения, личной гигиены. Не забывали и о целях строительства советского хозяйства.
Очень много людей не хотели обучаться грамоте. Особенно тяжело приходилось с крестьянами, которые не видели в этом необходимости. Все что им было важно по хозяйству, они и так знали. Народы Севера были оскорблены необходимостью что-то учить. По их представлениям обучать нужно собак и оленей, а человек способен и сам во всем разобраться.
Правительству приходилось использовать метод кнута и пряника. Старательным ученикам выдавали дефицитные товары. Всем учащимся устраивали торжественные вечера. С прогульщиками боролись при помощи штрафов. В некоторых регионах устраивали показательные судебные процессы, арестовывая несчастных.
Скрытые цели ликбезов
Большевики проделали огромную работу по искоренению неграмотности среди населения. Обучая детей, подростков, правительство закладывало основы для увеличения количества образованных, здравомыслящих людей. В будущем они стали хорошими инженерами, врачами, преподавателями, архитекторами. Но в 20-х годах большевики преследовали и скрытые цели.
Политические программы состояли из лозунгов. Безграмотные люди их попросту не понимали. Новая власть не могла достучаться до 70% населения. Крестьяне и рабочие не разбирались в экономических и политических решениях правительства. Они поддержали большевиков, обещавших отдать земли и заводы, потому что людям это было понятно. Но началась Гражданская война. Требовались новые лозунги, агитматериалы, а население не могло даже их прочитать.
В ликпунктах проводилась огромная агитационная работа. Первые буквари состояли из манифестов и лозунгов. Научившись читать по слогам, люди узнавали, что Советы дают бесплатное лечение, строят заводы, борются с капиталистами. Рабочие и крестьяне понимали, что они всем обязаны новой власти.
В начале 20-х годов правительство профинансировало выпуск букварей для взрослых. Главный лозунг «Мы – не рабы, рабы – не мы». Журналы и газеты начали отдельно выпускать листки-приложения для малограмотных. На них в более примитивной форме разъяснялись основные политические решения большевиков.
Результаты ликбеза
По состоянию на 1920 год в России было 33% грамотных людей. Подразумевалось, что они умеют читать. Для ускорения ликбеза через 2 года было принято решение увеличить срок обучения грамоте рабочих промышленных предприятий до 8 месяцев. Основной упор делался на молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. В январе 1924 года была принята резолюция о полном искоренении безграмотности к 10 годовщине Октябрьской революции.
На самом деле ликбез не был 100% ни к 10, ни к 15 годовщине Октября. Правительство выпускало буквари, пропагандистскую литературу. Регулярно отчитывалось о проделанной работе. Но количество учащихся всегда завышалось. Качество полученного образования оставляло желать лучшего, поскольку в стране наблюдался дефицит преподавателей.
Сама Крупская упоминала о бедственном положении школ грамоты. Но все же прогресс был. В 1926 году перепись показала, что в стране 40% грамотных людей. С 1928 года правительство изменило методы образовательной работы. Увеличилось количество учебников. Для людей организовывали курсы, конференции, выставки.
Для ускорения процесса ликбеза людей массово принуждали посещать ликпункты. С 1930 года ввели всеобщее начальное обучение. Дети и подростки посещали школы в обязательном порядке. Власти уравняли женщин и мужчин в правах. Независимо от возраста и пола люди могли ходить в школы, поступать в техникумы или вузы.
Перепись 1939 года показала, что в стране 90% грамотных людей. Цифры скорректированы, но все же необходимо признать успешность кампании ликбеза. К 40-м годам ХХ века безграмотность перестала быть острой социальной проблемой.
Культура и искусство СССР в 30-е годы
Тема: Культура и искусство СССР в 30-е годы.
По завершении работы над учебными элементами учащийся должен:
Знать: основные направления культурной жизни страны в 1930е годы;
многоплановый образ предвоенного советского общества; причины использования культуры и искусства как средства идеологического воздействия на население
Уметь: понимать проблему, анализировать материал, рассуждать и самостоятельно находить в источниках подтверждение своих предположений, развивать умение черпать информации из различных источников и аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме;
Тип урока: изучение нового материала.
1. Организационный момент: Слова приветствия
2. Предлагаю Вам посмотреть два видеофрагмента и определить к какому периоду истории они относятся, и какие приметы времени помогли вам сделать вывод.
1 Видеофрагмент – репрессии, лагеря
2 Видеофрагмент – «Широка страна моя родная»
Оба ролика о реалиях одно и того исторического отрезка времени нашего государства – 30 е годы
Что Вас удивило? В чем противоречивость этих двух фрагментов? Какой вопрос у Вас возникает?
ПРОБЛЕМА: С какой целью государство в предвоенное десятилетие создавало миф о советском рае?
Какие аспекты жизни страны того времени мы должны вспомнить для решения нашей проблемы (политич, экономич, духовный)
На что направлена культурная революция?
– главная цель которой – сформировать нового человека, человека социалистического общества.
Как же его создавали.
Итак, предлагаю Вам вместе со мной прочитать следующий исторический документ и ответить на вопросы:
1. Какой метод работы насаждался деятелям культуры в 30 годы?
2. Какие ключевые слова прочитанного текста позволили вам сделать такой вывод?
Из письма в Оргкомитет Союза советских писателей. Февраль 1933 г.
ключевые слова можно (нужно) подчеркивать
«Представьте себе, что строится дом и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм – а крыши–то нет». Вы будете, конечно, реалистом – вы скажете правду: но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится… Человек, который не понимает развития, никогда правды не увидит, потому что правда – она не похожа на себя самое … правда – это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а тот кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник, фальсификатор …».
Какие методы работы насаждались деятелям культуры в 30 годы? (соцреализм)
Какие ключевые слова текста позволили Вам сделать такой вывод?
Какие произведения были созданы в рамках данного метода?
(называются и иллюстрируются)
Скажите, а какие общие черты объединяют названные произведения?
Общие черты соцреализма: Народность, Идейность, Конкретность
Итак, главным методом в искусстве стал
Квадрат № 1 Соцреализм
Партийные методы насаждались и в науке.
Советский ученый должен, прежде всего, быть идеологически грамотным.
Квадрат № 2 Идеологизация советской науки
А могли быть несогласные с насаждаемыми методами?
Кто из деятелей культуры и науки подвергался преследованиям?
Что происходило с несогласными, с людьми, которые пытались мыслить по-другому, иначе. С ними шла борьба.
Квадрат№3 Борьба с инакомыслием
Этих изолировали, а остальной части населения старались внушить нужные мысли и идеи.
Как называется система мероприятий по распространению фактов, аргументов, слухов и других сведений для воздействия на общественное мнение.
Квадрат №4 Пропаганда
Как Вы считаете, какой способ пропаганды является самым эффективным?
Но я прошу вас указать самый доступный способ пропаганды в 30
Какая проблема в то время мешала воспринимать печатное слово? И каким путем ее решали?
( неграмотность населения; решали путем ЛИКБЕЗА)
+ учитель добавляет по годам
Какую роль в государстве сыграла программа ЛИКБЕЗА?
(появилось больше грамотных людей, увеличилось количество специалистов для развития производства, государственная система получила возможность доносить свою идеологию до КАЖДОГО)
1. На основании стихотворения скажите, в каких условиях живут рабочие
2. А что им помогало не только выжить, но и совершить свой трудовой подвиг?
Учитель: Но в борьбе за влияние на умы и души людей у советских политиков был КОНКУРЕНТ….. Подскажите КТО? (церковь)
Как Вы можете проиллюстрировать взаимоотношения церкви и государства в то время? Можно приводить конкретные примеры.
(издание журнала «Безбожник», репрессии против церкви, разрушение храмов)
Обратите внимание на следующий ряд картинок:
Что должно было быть построено на месте Хр. Спасителя?
Знаете ли Вы аналогичный пример в нашем городе?
Итак, отличительной чертой того времени стала борьба с религией.
Квадрат 6 Борьба с религией
А вы знаете, что должно было появится на месте снесенного храма Христа Спасителя?
В середине 30-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.
Выставка в Париже 1937
Квадрат №7 Большой стиль
Каким вам видится государство, создавшее это монументальное чудо? (мощное, великая, сильное)
Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством партии.
Возникают массовые движения, организации.
Движение возникло в 1935 году и названо по имени забойщика шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс)А. Г. Стаханова, добывшего в ночь с 30 на 31 августа 1935 за смену (5 ч. 45 мин.) 102 тонны угля при норме в 7 тонн, а впоследствии 19 сентября — 227 тонн.
Стахановское движение серьёзно материально поощрялось премиями и пропагандировалось Всесоюзной Коммунистической партией как новый этап социалистического соревнования и форма повышения производительности труда.
Стахановское движение способствовало росту материального благосостояния самих рабочих. Так, например, в Караганде стахановское движение оказало серьезнейшее влияние и на уровень заработной платы. Если среднюю месячную заработную плату карагандинских шахтеров в 1931 году принять за 100%, то в 1934 году она составила 212%, в 1935 году — 288%, и в 1937 году — 374 %.
14—17 ноября 1935 состоялось Первое Всесоюзное совещание стахановцев в Кремле (Москва), которое подчеркнуло важную роль стахановского движения в социалистическом строительстве. На этом же совещании прозвучала ставшая впоследствии крылатой фраза: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее»
Квадрат № 5 Массовый энтузиазм
Наш логический квадрат замкнулся. Осталось заполнить центр, т. е. сделать вывод.
Вернемся к нашему проблемному вопросу
С какой целью государство в предвоенное десятилетие создавало миф о советском рае?
Назовите еще раз квадраты
Культурные перемены в жизни способствовали сплочению советского народа для решения экономических и политических планов модернизации государства. Немаловажную роль это сыграло в предстоящей мировой войне.
Какой бы символ вы поместили в центр нашего логического квадрата?
Послушаем еще одну точку зрения нашего современника.
Какие чувства у Вас вызвал материал рассматриваемой темы? Что вызвало интерес? Кто остался равнодушным? О чем хотелось бы узнать больше? Можно ли дать однозначную оценку этого времени.
Поэтому, я предлагаю Вам следующее дом. задание.
Если эта тема вам действительно интересен этот период истории, Вот вам тема для творческой работы «Цена великих преобразований». Форма работы м. б. разной: эссе, реферат, а желающие могут составить свой логический квадрат, который на самом деле называется Кроссенс, что значит – пересечение смыслов.