какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии

Какую роль сыграла Петербургская академия наук в исследовании России?

какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. картинка какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии фото. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии видео. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии.

Россия и наука для меня всегда казались словами-синонимами. Ведь на наших землях выросло большое количество людей, совершивших великие открытия. Но такие люди должны откуда-то появляться. И вот, одним из таких мест является академия наук в Санкт-Петербурге.

Академия наук в Петербурге

Основана она была 28 января в 1724 году благодаря указу Петра I. За всю историю существования множество раз менялось название заведения, вплоть до конца Первой мировой войны:

А вот уже в 1917 году было предложено название академии с приставкой «Российская», и его утвердили. Кстати, идея создания академии была напрямую связана с реформаторским периодом у Петра I. Можно сказать, что примером послужила и Парижская академия, а также многочисленные разговоры Петра с учеными за пределами страны, и еще большое влияние оказало то, что Лейбниц давал ему советы, что и привело к созданию академии. Как можно заметить, академия имеет сложный путь к своему созданию и такой же путь в ходе своей жизни, с многочисленными сменами названий и т. д.

Роль Петербургской академии в российских исследованиях

Вся работа в академии делилась на три направления: гуманитарное направление, а также физическое и математическое. В составе академии имелась обсерватория, географический департамент, также анатомический театр и минералогический кабинет. Можно сказать, что, благодаря всем исследованиям ученых в академии, заложились первые основы для развития в дальнейшем горного дела, также металлургии и многочисленных промышленных отраслей страны.

Источник

Какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии

Вопрос по географии:

Помогите пожалуйста с географией 8 класс. Какую роль сыграла Петербургская академия наук в исследовании России? Какие территории России охватывали первые научные экспедиции XVIII веков? Укажите наиболее крупные достижения XIX веков области исследования территории России.

Ответы и объяснения 1

Масштабные работы по картографированию земель Российской империи начались под руководством Петра l. По его указанию картографо-географические исследования под руководством И.К. Кириллова и В.Н. Татищева развернулись в европейской части страны и на Урале, на Азовском и Каспийском морях. По инициативе императора были организованы экспедиции на Камчатку и Курилы, затем последовали Первая Камчатская экспедиция и Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция под руководством В.И. Беринга. Отряды экспедиции совершили второе открытие Сибири и Дальнего Востока.

Транспортировка продовольствия, инструментов и оборудования сухопутными путями на Дальний Восток была затруднена из-за проблем с транспортом и длилась очень долго. Требовалось найти морской путь. Поэтому в первой половине ХlX в. большой размах получили кругосветное плавания русских военных кораблей. Были совершены важные географические открытия в Тихом океане и у северных берегов Америки, проведены обширные океанические наблюдения. Была открыта Антарктида. Также огромная работа по изучению территории Российской империи и некоторых сопредельных стран была проведена Русским географическим обществом (РГО).

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе География.

Источник

Санкт-петербургская академия наук и просвещение в россии xviii века: образование и распространение знаний

Видимо, в конце 1781 или начале 1782 г. по поручению Екатерины II академик Ф.У.Т.Эпинус, опираясь на опыт австрийских школ, составил «План об организации в России низшего и среднего образования», который был положен в основу школьной реформы в России. Эпинус подробно описывает организацию и учебный план австрийских школ и находит, что их курс, методы обучения вполне соответствуют потребностям российского народа. Он находил необходимым в случае принятия его проекта учредить высшую школьную комиссию – Schulkollegium, состоящую из 2–3 членов, под председательством «близкого» к правительству лица. Мысли и рекомендации ученого встретили поддержку императрицы. 7 сентября 1782 г. был создан первый государственный орган, объединивший все школьное дело в России,– «Комиссия об учреждении народных училищ». Академик Эпинус вошел в ее состав. По плану Эпинуса, шаг за шагом, но не всегда с той глубиной и широтой, как бы хотелось автору, была проведена школьная реформа в России.

Успех школьных преобразований ученые Академии наук видели в специальной подготовке учителей. В 1783 г. была открыта первая в стране Учительская семинария. На три профессорские должности в семинарию пригласили адъюнктов Академии, обеспечивших высокий уровень обучения в целом; все предметы физико-ма­тематического цикла читал М.Е.Головин, естественную историю – В.Ф.Зуев, всеобщую историю и географию – И.Ф.Гакман. Ими были организованы и хорошо оборудованы физический, зоологический, ботанический и минералогический кабинеты. Такие предметы наглядного обучения появились в России впервые. Учительская семинария за годы своего существования под­готовила более 400 воспитанников, впоследствии с честью трудившихся на ниве народного просвещения.

Таким образом, нами установлено, что в 60-х гг. XVIII в. Академия наук начинает принимать участие в образовательных проектах общероссийского масштаба. Академик Г.Ф.Миллер составляет вариант школьной реформы «Проект об учреждении школ в Российской империи» и принимает участие в работе государственной комиссии по составлению «Генерального плана гимназий». Заслуга Академии наук состоит также в четкой и верной постановке вопроса о создании специального органа по руководству школьным делом в стране и внесению ценных предложений по решению частных вопросов. Российская школа к концу XVIII в. добилась определенных успехов, особенно после проведения школьной реформы 1786 г., когда в России была создана госу­дарственная система общеобразовательных начальных и средних школ. Академия наук сыграла ведущую роль в разработке концепции, подготовке и проведении этой важной школьной реформы.

В главе 3. «Просветительская деятельность Академии наук» изучаются опыт, главные направления и формы распространения и популяризации знаний, деятельность по изданию научно-популярных книг и журналов, организации общедоступных лекций. В главе определяется роль Академии наук в развитии интереса к знаниям у любителей наук в провинции, исследуется значение создания класса корреспондентов.

Параграф 3.1. «Научно-популярные издания» посвящен раскрытию целей, задач и содержанию просветительской деятельности Академии наук, направленной на широкое распространение и популяризацию научных знаний, на создание читательской аудитории, на воспитание интереса и вкуса к чтению, на разъяснение важности научных знаний, на приобщение народа к достижениям мировой и отечественной науки, на формирование естественнонаучного мировоззрения. В диссертации отмечается, что распространение научных знаний целенаправленно шло через издание газеты «Санкт-Петербургские ведомости», календарей, журналов, книг. 2 января 1728 г. увидел свет первый номер «Санкт-Петербургских ведомостей» на русском языке, в апреле того же года в виде приложений к газете стали издаваться «Примечания на Ведомости». Это был первый в России опыт журнального издания на русском языке. Всего за неполных 15 лет (1728–1736; 1738–1742) было выпущено более 1240 номеров этих приложений. Инициатором и первым редактором «Примечаний» был академик Г.Ф.Миллер. С 1755 по 1764 гг. выходил журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». На виньетке, открывающей каждый номер, значился девиз: «Для всех». Г.Ф.Миллер, который в течение всего времени существования этого журнала исполнял должность главного редактора, с сердечной теплотой вспоминал о своей работе и, составляя в конце жизни перечень своих особо значимых дел, записал: «Может быть, изо всех сочинений сие есть наиполезнейшее для российского общества».

В 1779 г. Академия наук начала выпускать новый журнал с весьма широкой программой «Академические известия». Издание было ежемесячным; вышло 32 номера в течение 1779–1781 гг. Постоянным успехом у читающей публики пользовался еще один журнал – «Новые ежемесячные сочинения», который возник по инициативе директора Академии наук княгини Е.Р.Дашковой. Журнал печатался ежемесячно в течение 1786–1796 гг., (вышел 121 номер). Основное направление этого журнала – популяризация знаний из всех областей наук среди читателей, не имевших «прочного ученого образования». Рассмотрение содержания этих академических журналов проведено на примере распространения биологических знаний.

Весьма крупной по масштабу того времени явилась работа по переводу и изданию большого 10-томного труда с 480 гравюрами под названием «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784—1790). Появление на свет этого издания потребовало со стороны Академии наук довольно значительной затраты средств и сил (в течение 7 лет академические мастера занимались изготовлением гравюр). В XVIII в. в европейских странах, например в Германии и Франции, были в большом ходу подобные обще­образовательные популярные издания с иллюстрациями, где изла­гались сведения о науках, искусствах, ремеслах и о различных явлениях природы. «Зрелище природы и художеств» является первой популярной энциклопедией по естествознанию и технике, изданной в России для юношества.

В параграфе 3.2. «Публичные лекции» речь идет о «живых» формах распространения знаний: открытых научных собраниях, чтении лекций для всех желающих, работе первого российского музея Кунсткамеры и Библиотеки. По Уставу Академия наук должна была иметь публичные «ассамблеи», на которых академики выступали с докладами и рассказывали о результатах своих исследований. После того как М.В.Ломоносов впервые выступил на русском языке и постепенно это стало привычным, публичные собрания Академии наук начали привлекать значительную аудиторию. Нередко тематика докладов определялась просветительскими устремлениями и желанием популярно излагать проблемы современной науки.

В течение 18 лет (1785–1802) по инициативе княгини Е.Р.Дашковой петербургское общество имело возможность бесплатно пользоваться «публичными наставлениями» по разным отраслям знаний – математике, физике, химии, минералогии и естественной истории. Академические лекции читались в летнее время – с мая по сентябрь – по два часа два раза в неделю. О них заранее сообщалось в «Санкт-Петербургских ведомостях» с указанием содержания, дня, часа и места чтения; специально отпечатанные объявления рассылались во все учебные заведения Петербурга и расклеивались на улицах города. С лекциями выступали почти все русские академики и адъюнкты: С.Е.Гурьев, Я.Д.Захаров, И.Б.Иноходцев, А.К.Кононов, С.К.Котельников, Н.Я.Озерецковский, В.М.Севергин, Н.П.Соколов. Эти чтения были ярким элементом культурной жизни Санкт-Петербурга и собирали большую аудиторию, так как читались по-русски. Публичные лекции читались и в европейских академиях. Особое значение они имели в Баварской и Шведской академиях наук, так как ни в Мюнхене, ни в Стокгольме в то время не было университетов, но нигде они не приобрели такого масштаба и не были так регулярны, как в Петербургской Академии наук.

Параграф 3.3. «Связи с любителями наук в городах России и создание института корреспондентов» посвящен определению роли Академии наук в воспитании интереса к знаниям в провинциальных городах России и контактам с любителями наук в этих городах. В 1759 г. по предложению академиков М.В.Ломоносова, Я.Я.Штелина и советника академической Канцелярии И.И.Тауберта был учрежден новый институт членов академического сообщества – корреспондентов Академии наук. За время с 1759 по 1803 г. в Академию наук было избрано 30 корреспондентов. Это были любители наук, жившие главным образом в провинциальных городах России: Архангельске, Барнауле, Вологде, Екатеринбурге, Казани, Перми, Саратове, Твери и других городах. Поддержка и внимание, оказанные Академией наук любителям наук в самых различных городах России, способствовали реализации их научных интересов, обогатили науку ценными материалами и открытиями, воспитывали интерес к получению новых знаний, расширяли контакты Академии наук внутри страны.

Таким образом, можно утверждать, что просветительская деятельность Академии наук сыграла важ­ную роль в развитии культуры, распространении просвещения и осуществлялась в различных формах. Распространение знаний шло через издания научно-популярных журналов, календарей и книг, на открытых научных собраниях, во время проведения публичных лекций для всех желающих, через работу первого российского музея – Кунсткамеры и доступность академической Библиотеки. Огромную роль в распространении знаний сыграли академические экспедиции, проходившие по всей стране. Своеобразным ответом на эту деятельность стало появление пытливых и любознательных людей, интересующихся наукой. Для реализации их творческих интересов и контактов с научным сообществом в Академии наук был учрежден институт корреспондентов.

В главе 4. «Княгиня Е.Р.Дашкова во главе Академии наук: важнейший этап просветительской деятельности Академии. 17831796 гг.» дан анализ взглядов Е.Р.Дашковой на вопросы воспитания и образования российского юношества, рассматриваются инициативы княгини по реформированию механизмов управления Академией и ее роль в развитии просветительской и издательской деятельности Академии наук в последней трети XVIII в.

В параграфе 4.1. «Взгляды княгини Е.Р.Дашковой на проблемы воспитания и образования» раскрывается содержание взглядов княгини на воспитание и образование российского юношества, которое вписывается в духовную атмосферу эпохи Просвещения. Показана реализация этих взглядов в улучшении деятельности академической Гимназии. Дашкова рассматривала воспитание как главнейший фактор формирования человеческой личности. Основной тезис ее концепции состоял в том, что единственным источником благополучия человека и общества является добродетель, т. е. «то душевное расположение, которое постоянно устремляет нас к деяниям, полезным нам самим, ближним нашим и обществу». По мнению княгини «истинное или совершенное воспитание» состоит из трех главных частей: физического, нравственного и школьного.

Е.Р.Дашкова обратила особое внимание на улучшение состояния академической Гимназии. Она заботилась как о постановке преподавания, так и о здоровье, питании и одежде учеников. Для поощрения молодых людей и возбуждения соревнования между ними княгиня установила два экзамена в год с награждением лучших учеников книгами.

В параграфе 4.2. «Реформы по управлению Академией наук» рассматриваются положение дел в Академии накануне назначения Е.Р.Дашковой на пост директора, обстоятельства вступления ее 30 января 1783 г. в должность директора, основные направления деятельности, взаимоотношения с учеными и любителями наук в провинциальных городах империи, а также с государственными деятелями того времени по академическим проблемам, создание трех благотворительных фондов.

Почти двенадцать лет (1783–1794) княгиня Е.Р.Дашкова возглавляла главное научное учреждение России и влияла на формирование государственной политики в области науки и просвещения. Единственная женщина, находившаяся в ту эпоху на государственной службе, она остается единственной женщиной – руководителем Академии за всю историю этого научного учреждения.

Впервые в истории Академии по инициативе Е.Р.Дашковой были учреждены три благотворительных фонда: в 1784 г. – для оплаты труда академиков, читавших публичные лекции, в 1790 г. – для развития академической Гимназии, в 1791 г. – пенсионный фонд.

Придя в Академию, она провела необходимые реформы по управлению: установила порядок прохождения деловых бумаг и контроль за их выполнением, ввела режим строжайшей экономии средств, реформировала издательскую деятельность, реорганизовала работу Типографии и академическую книготорговлю, добилась выделения дополнительных средств для академической Гимназии, нашла возможность профинансировать обучение четырех воспитанников Академии в Геттингенском университете. При содействии княгини было построено новое здание Академии наук, завершена реставрация Готторпского глобуса (пострадал при пожаре 1747 г.), приобретено оборудование для Физического кабинета, Обсерватории, реконструирован Ботанический сад, значительно расширились фонды Библиотеки и Кунсткамеры, создан переводческий департамент. Она внимательно относилась к научной деятельности ученых, но не вмешивалась в творческий процесс. Стремилась создать благоприятные условия для работы ученых, заботилась о пополнении Академии новыми членами, старалась укрепить их социальный статус и материальное положение, хлопоча о получении ими чинов, используя любую возможность для поощрения. Во время директорства Е.Р.Дашковой ученые впервые стали получать государственные награды. В XVIII в. государственными наградами были отмечены 15 академиков, что составляет 13 % от общего состава Академии того времени. Причем четверо ученых были награждены дважды. Это – В.Л.Крафт, П.Б.Иноходцев, Н.Я.Озерецковский и П.С.Паллас.

В параграфе 4.4. «Издательская деятельность Академии наук» представлен обзор работы Академии по выпуску печатных изданий. Административные способности Е.Р.Дашковой помогли ей активизировать издательскую деятельность Академии наук. Продолжалось печатание научных трудов, выходили в свет научно-популярные журналы, издавались монографии и учебные пособия. Были изданы 15 томов главного научного журнала. Началось издание четвертой серии «Nova Acta Academie». При подготовке томов «Nova Acta» княгиня внимательно просматривала все материалы чтобы «не проскользнули статьи, которые могут составить стыд Академии».

С именем княгини связаны три периодические издания: «Собеседник любителей российского слова», «Новые ежемесячные сочинения», «Российский феатр». После ухода ее из Академии все журнальные проекты прекратились. Е.Р.Дашкова инициировала в Академии ряд начинаний по сохранению памяти М.В.Ломоносова и распространению знаний о нем: было подготовлено и издано первое академическое собрание сочинений Ломоносова, началось изучение его эпистолярного наследия, написан один из лучших портретов ученого для конференц-зала Академии.

Таким образом, годы пребывания княгини Е.Р.Дашковой на посту директора стали важнейшим этапом просветительской деятельности Академии наук. По ее инициативе было осуществлено крупнейшее просветительское начинание – организация общедоступных публичных лекций, издавались три журнала, было подготовлено академическое собрание сочинений М. В. Ломоносова, активизировались связи с любителями наук, проживающими в провинциальных городах России, по ее рекомендации были избраны 13 новых корреспондентов Академии. Одним из ее многозначительных просветительских актов стало создание в 1783 г. Российской Академии и работа над словарем русского языка.

В Заключении излагаются основные итоги исследования.

Создание Санкт-Петербургской Академии наук явилось крупным со­бытием в истории развития науки, образования и культуры России и соответствовало жизненным потребностям страны, вступившей в новый этап своего исторического развития. Для реализации новаторских замыслов Петра и модернизации страны требовались образованные люди и понимающие задачу специалисты. И Академия наук послужила одним из важнейших инструментов, с помощью которого государство ответило на вызов времени. Академия наук с самого начала являлась не только центром развития науки, но и центром просвещения, была постоянным источником распространения знаний и образования, способствовала формированию русской интеллигенции, и в целом – культурного пространства. Ни одна научная академия Европы не сыграла такой важной роли в истории просвещения своей страны, какую сыграла Санкт-Петербургская Академия наук.

Обширные и разнообразные задачи, которые решались Академией наук, определили содержание и формы ее научной, учебно-воспитательной, издательской и просветительской деятельности. Для подготовки отечественных специалистов при Академии наук были созданы Университет и Гимназия, которые воспитали замечательную плеяду ученых, педа­гогов, государственных служащих XVIII – первой половины XIX в.

Академией наук внесен существенный вклад в развитие образования и распространение знаний в России. Члены Академии поддерживали прогрессивные общест­венно-просветительские начинания, составляли проекты школьных реформ, участвовали в их обсуждении в государственных комиссиях, способствовали открытию новых учебных заведений, занимались практической педагогической деятельностью, проводили экзамены среди желающих стать учителями, следили за уровнем обучения в учебных заведениях Петербурга.

Академики воспитывали наследников престола, активно уча­ствовали в написании и переводах учебных пособий, издавали труды и переводы книг научного, научно-популярного и художественного содержания, выпускали газету и несколько научно-популярных журналов.

По инициативе Академии были открыты книжные лавки, для всех желающих читались публичные лекции, активизировалась деятельность Библиотеки и первого российского музея — Кунсткамеры.

Вопросы организации образования в стране обсуждались в Академии наук с момента ее основания, а, начиная с 60-х гг. XVIII в. эти обсуждения выходят на общероссийский уровень. В этой работе принимал участие практически весь личный состав высшего научного учреждения страны. Академия наук и сама была весьма заинтересована в улучшении и расширении образования в России, так как постоянно ощущала недостаток в молодых грамотных людях, способных стать гимназистами и студентами.

Широко и продуманно вопросы организации образования и распространения знаний были поставлены академиками М.В.Ломоносовым и Г.Ф.Миллером, взгляды и деятельность которых способствовали определению и развитию главных направлений и форм учебно-воспитательной и просветительской деятельности Академии наук в XVIII в.

Заметный вклад в просветительскую деятельность Академии наук внесла княгиня Е.Р.Дашкова, инициировав организацию и проведение ряда просветительских начинаний, но главная заслуга ее на посту директора Академии наук состоит в том, что ей удалось создать благоприятные и творческие условия для научно-организационной, учебно-воспитательной, просветительской и издательской деятельности Академии наук в последней четверти XVIII в.

Источник

Петербургская академия наук

История Российской академии наук
Петербургская академия наук
1724—1917
Российская академия наук
1917—1925
Академия наук СССР
1925—1991
Российская академия наук
с 1991

Содержание

Названия и преемственность

какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. картинка какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии фото. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии видео. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии.

какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. картинка какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии фото. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии видео. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии.

В разные годы академия носила различные официальные названия.

С 1724 по 1747 годы академия не имела устава. Действовал составленный Блюментростом по указаниям Петра I и рассмотренный 22 января 1724 года Сенатом проект положения об учреждении Академии наук и художеств [4] («академии наук и курьезных художеств» [5] ). В 1747 году академия получила устав, с тех пор её официальное название фиксировались в нём.

Список официальных названий академии:

Есть примеры «неуставного» именования академии Императорской Академией Наук в 1760 [6] и 1774 [7] годах (вместо «Санкт-Петербургская Императорская Академия Наук и художеств»), а также в 1890—1901 [8] и 1905 [9] годах (вместо «Императорская Санкт-Петербургская Академия Наук»). Профильная статья в ЭСБЕ (1890—1907) также озаглавлена «Академия наук Императорская (в С.-Петербурге)».

С февраля [3] (или мая [2] ) 1917 года Императорскую Академию Наук по решению Общего собрания учёных было предложено называть Российской Академией Наук. Распоряжением Временного правительства от 11 июля 1917 года (журнал заседания Временного правительства за № 39) постановлено бывшую Императорскую Академию Наук впредь именовать Российской Академией Наук. Впоследствии она стала Академией наук СССР и Российской академией наук.

Создание

какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. картинка какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии фото. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии видео. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии.

Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I. Как только начали учреждаться некоторые училища, возникла мысль и о создании академии наук. Пример Парижской академии, беседы Петра со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иностранцев, сподвижников Петра, убедили его в необходимости завести в России академию наук. Г. Пекарский (см. его «История Императорской академии наук в Петербурге», т. I, СПб. 1871, стр. XXVIII) полагает, что намерение Петра учредить академию наук в Петербурге следует отнести не позже 1720 года.

Одним из многих предложений Петру был поданный ему доклад одного из его иноземных сподвижников, Генриха Фика, 11 июня 1718 года, в котором Фик вызвался представить Петру записку «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить». Этот доклад удостоился такой резолюции Петра: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции» (П. С. № 3208). Принятие в Парижскую академию также укрепило Петра в его намерении завести академию. В ответе Парижской академии 18 февраля 1721 года Пётр I, в частности, писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать». Поиск персонала для академии предполагалось осуществить привычным способом: вызовом иностранных ученых из-за границы. Средства для академии предполагалось выделить из государственного казначейства. Для академического инвентаря уже существовал задел: книги, доставшиеся в виде трофеев при завоевании Остзейского края, дополненные закупленными Петром за границей книгами, составили существенных размеров библиотеку; а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась Кунсткамера.

По проекту Петра, академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию.

Лейб-медику Блюментросту было поручено составить доклад о проекте академии, рассмотренный Петром 22 января 1724 года. 28 января 1724 года последовал именной указ Сенату «Об учреждении Академии наук и художеств». Согласно этому указу «академии наук и курьезных художеств», каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был подготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр высказал желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». На содержание академии было выделено 24912 рублей «из таможенных и лицентных доходов, сбираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга».

Состав

какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. картинка какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии фото. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии видео. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии.

какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. картинка какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии фото. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии видео. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии.

Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725, первоначально она делилась на три класса (отделения):

Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов.

В XVIII веке при академии содержались:

История развития

XVIII век

Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в неё ведущих иностранных ученых. В числе первых были математики Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль, историк Г. Ф. Миллер. В 1727 г. членом Академии стал Леонард Эйлер.

Академическая Конференция стала органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований. Ученые не были связаны какой-нибудь господствующей догмой, пользовались свободой научного творчества, активно участвуя в противоборстве картезианцев и ньютонианцев. Практически неограниченными были возможности публиковать научные труды.

Научная работа академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям (или «классам»): математическому, физическому (естественному) и гуманитарному. Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты. Академия имела Ботанический сад и инструментальные мастерские. Здесь трудились крупные ботаники И. Г. Гмелин и И. Г. Кельрейтер, основатель эмбриологии К. Ф. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П. С. Паллас. Работы по теории электричества и магнетизма проводились Г. В. Рихманом и Ф. У. Эпинусом. Благодаря исследованиям академических ученых закладывались основы для развития горного дела, металлургии и других отраслей промышленности России. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г. была создана первая генеральная карта страны — «Атлас Российский».

Деятельность Академии с самого начала позволила ей занять место среди крупнейших научных учреждений Европы. Этому способствовала известность таких корифеев науки, как Л. Эйлер. Уже в 1736 г. известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда».

Научная деятельность Леонарда Эйлера началась в Петербургской академии наук. Математические исследования Л. Эйлера знаменовали важнейший, после Ньютона и Лейбница, этап в развитии математического анализа и его приложений. Л. Эйлер получил глубокие результаты в теории чисел, заложил основы комплексного анализа, вариационного исчисления, аналитической механики и, вместе с Даниилом Бернулли, — гидродинамики. Его математические исследования были тесно связаны с практическими проблемами механики, баллистики, картографии, кораблестроения, навигации. Эйлер воспитал первых российских математиков, ставших членами Академии.

Целую эпоху в истории Академии и российской науки составила научная, просветительская и организаторская деятельность Михаила Васильевича Ломоносова. Он обогатил её фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии, географии; внес большой вклад в разработку истории, языкознания и поэтики; организовал в 1748 г. первую химическую лабораторию; активно участвовал в 1755 г. в основании Московского университета, ныне носящего его имя.

Экспедиции

По инициативе Академии и при её участии были осуществлены комплексные экспедиционные исследования, внесшие огромный вклад в раскрытие природных ресурсов России, и этнографические исследования территорий страны от Белого до Каспийского морей, от западных областей до Камчатки. Великая Северная (1733—1742) и академические экспедиции 1760—1770 гг., капитальные труды участников экспедиций И. Г. Гмелина, С. Г. Гмелина, А. П. Горланова, С. П. Крашенинникова, С. П. Палласа и других сыграли выдающуюся роль в развитии географии, биологии, этнографии, истории и культуры народов России и были высоко оценены в Европе, открыв европейским исследователям малоизвестные территории. Они решили вопрос о проливе между Азией и Америкой и о северо-восточных рубежах России. Были составлены карты обследованных районов, изучен их животный и растительный мир, выявлены полезные ископаемые, описаны история, этнография, хозяйственная деятельность живущих там народов и начато изучение их языков. Плававший вместе с В. Берингом Г. В. Стеллер стал пионером в изучении природы и быта народов Аляски и Алеутских островов.

Публикации

Академия начала публикацию источников по русской истории, а участники её экспедиций коллекционировали предметы культуры многочисленных народностей, населявших окраины империи. Трудами В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, Г. Ф. Миллера, М. М. Щербатова, И. Н. Болтина, изданием «Древнейшей российской Вивлиофики», организацией архивов и отделов рукописей в музеях — в России осуществилось становление истории как науки. В начале 40-х годов были опубликованы несколько томов каталога коллекций Кунсткамеры. Академия становится хранительницей памятников отечественной и мировой науки. В 1773 г. были приобретены 18 томов рукописей Кеплера, которые и сейчас составляют гордость академического Архива и используются Баварской академией наук при издании Полного собрания его сочинений. Создавалось богатейшее собрание научной корреспонденции XVIII в., ценнейшего памятника не только русской, но и общеевропейской культуры. Академия поддерживала постоянную связь с европейскими научными журналами, публиковавшими рефераты её изданий.

С 1728 г. стал издаваться ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской академии наук» (на латинском языке), который приобрел в ученом мире популярность и авторитет одного из ведущих научных изданий Европы.

Была создана собственная типография, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры.

Распространению научных знаний активно содействовали издания Академии. В «Примечаниях на Ведомости» печатались статьи о природных явлениях, минералах, машинах и приборах, о путешествиях, о дальних странах и народах, о болезнях и их лечении, о поэтическом и драматическом искусстве, об опере и многом другом. Большая аудитория была у издававшихся Академией на двух языках «Календарей» или «Месяцесловов», в которых также регулярно выходили статьи на исторические и естественнонаучные темы. Разнообразна была тематика издававшегося Академией в 1755—1764 гг. на русском языке журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Позднее появились «Академические известия» и другие популярные издания, помещавшие статьи академиков и переводы иностранной научно-популярной литературы.

Русификация

В 1746 году состоялось назначение первого русского президента Академии, им стал граф К. Г. Разумовский. В Академию начали избираться отечественные ученые. Первыми русскими академиками стали С. П. Крашенинников — автор первой естественнонаучной книги («Описание Земли Камчатки»), написанной на русском языке, М. В. Ломоносов, поэт В. К. Тредиаковский, а позже астрономы Н. И. Попов, С. Я. Румовский, П. Б. Иноходцев, натуралисты И. И. Лепехин, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев и др.

В 1747 году был утверждён первый регламент (устав) академии.

Ярким элементом культурной жизни Петербурга были публичные лекции, которые читались в 1785—1802 гг. для всех любителей наук. С лекциями по математике, физике, химии, минералогии, естественной истории выступали почти все русские академики и адъюнкты. Эти чтения собирали большую аудиторию. Они читались по-русски.

Университет

Университет был неотъемлемой частью академии. Он должен был готовить научные кадры. Относительно регулярной работа университета была в 50-е и начале 60-х годов, когда его деятельно опекал М. В. Ломоносов. После его смерти Академический университ стал угасать и в 1767 г. был упразднен, сыграв важную роль в воспитании первых отечественных академиков. Академия оказала помощь в создании в 1755 г. Московского университета, «доучивала» в своей Обсерватории геодезистов из Морской академии, участвовала в делах Кадетского корпуса, обучала физиологии лекарей Сухопутного и Морского госпиталей.

Школьная реформа

Академия сыграла большую роль в подготовке и проведении школьной реформы в 80-90-х годах XVIII в. Члены академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке первых профессиональных педагогических кадров, составили и издали около 30 учебников и пособий. По определению С. И. Вавилова, «в XVIII в. и в начале XIX в. русская Академия была вообще синонимом русской науки».

Почётные члены

В XVIII в. почётными членами и членами-корреспондентами стали более 160 иностранных ученых (Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Даламбер, К. Линней, Б. Франклин и другие). В свою очередь, почётными членами зарубежных академий стали Л. Эйлер, М. В. Ломоносов, И. И. Лепехин, С. Я. Румовский, П. С. Паллас.

Российская академия

В 1783 г. параллельно с Петербургской академией наук начала работать Российская академия, основной задачей которой являлось составление словаря русского языка. Её членами были знаменитые русские писатели и поэты — Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, с 1833 г. А. С. Пушкин, а также ученые С. К. Котельников, А. П. Протасов, С. Я. Румовский и другие. Одним из инициаторов создания и первым председателем этой Академии была княгиня Е. Р. Дашкова.

XIX век

В конце XVIII — начале XIX веков, в связи с организацией сети университетов и научных обществ, функции академии изменились, её деятельность стала носить исследовательский характер. В 1803 году принят новый устав, определивший функции академии как ведущего научного учреждения страны, состоявшего из физико-математического и историко-филологического отделений (Академический университет и гимназия прекратили существование).

В 20-х годах XIX в. для Академии в Санкт-Петербурге было выстроено специальное здание. В 30-х годах на базе коллекций Кунсткамеры были организованы Ботанический, Зоологический, Этнографический, Минералогический, Азиатский, Египетский и Нумизматический музеи. Впоследствии некоторые из них стали соответствующими отделами Эрмитажа и других всемирно известных музеев. 1 января 1839 г. состоялось открытие Пулковской астрономической обсерватории, которая сразу же заняла ведущее место в мировой астрономической науке. Первым её директором был В. Я. Струве, вторым — его сын О. В. Струве.

В 1804 г. Академия наук начала издание нового печатного органа — «Технологического журнала, или Собрания сочинений и известий, относящихся от технологии, и приложения учиненных в науках открытий к практическому употребления», выходившего под таким названием до 1815 года, а в период 1816—1826 гг. под именем его «Продолжения». Выход журнала отражал стремление укреплять связи науки с практикой. На русском языке стали выходить и периодические научные издания «Умозрительные исследования», «Труды Академии наук». Увеличилось число членов-корреспондентов и почётных членов Академии, среди которых были Н. И. Гнедич, В. М. Головнин, Н. И. Греч, В. И. Даль, Н. М. Карамзин, К. Х. Ф. Ледебур, Н. И. Пирогов, Н. А. Полевой, О. И. Сенковский, Х. Х. Стевен, А. С. Шишков и многие другие выдающиеся деятели отечественной культуры, знаменитые путешественники и естествоиспытатели. О высоком авторитете Академии свидетельствует и тот факт, что среди её иностранных членов мы видим имена блистательных писателей и ученых XIX в., например, А.-М. Ампера, Ж.-Л. Гей-Люссака, Т. Г. Гексли, У. Гершеля, И. В. Гёте, А. фон Гумбольдта, Ч. Р. Дарвина, Ж. Кювье, Ч. Лайеля, И. Ю. Либиха, Т. Р. Мальтуса, О.-Л. Коши, Ж.-Б.-Ж. Фурье.

Начало XIX в. стало новым ярким этапом в истории русских географических исследований. В 1803—1806 гг. было осуществлено первое кругосветное путешествие под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, в котором участвовали члены Академии В. Тилезиус фон Тиленау и Г. И. Лангсдорф. В первой половине XIX в. российское правительство организовало около 50 крупных морских путешествий, в которых, как правило, участвовали натуралисты Академии. Выдающимся событием в развитии географических исследований стало открытие Антарктиды экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1820). Эти экспедиции превратили Петербург в один из центров мировой географии. Ценность зоологических коллекций и ботанических гербариев тех лет в наши дни многократно возросла. Только по ним мы можем судить о видах, исчезнувших за последние два столетия.

Проблемы анализа, математической физики, механики получили развитие в исследованиях выдающихся математиков М. В. Остроградского и В. Я. Буняковского. Показателем успехов университетской науки в эти годы может служить опередившее свое время открытие неэвклидовой геометрии гениальным русским математиком Н. И. Лобачевским.

К числу крупнейших математиков XIX века принадлежит Пафнутий Львович Чебышев. Им созданы новые направления в математическом анализе, теории функций, теории вероятностей и теории чисел, решены труднейшие задачи большой давности, не поддававшихся усилиям его предшественников. Величайшей заслугой П. Л. Чебышева является также создание знаменитой Петербургской математической школы. А. Н. Коркин, Е. И. Золотарев, А. А. Марков, A.M. Ляпунов, В. А. Стеклов — это далеко не полный список блестящих представителей его школы. Знаменитый ученик Чебышева, основоположник математической теории устойчивости A.M. Ляпунов писал: «П. Л. Чебышев и его последователи остаются постоянно на реальной почве, руководствуясь взглядом, что только те изыскания имеют цену, которые вызываются приложениями (научными или практическими), и только те теории действительно полезны, которые вытекают из рассмотрения частных случаев. Детальная разработка вопросов, особенно важных с точки зрения приложений и в то же время представляющих особенные теоретические трудности, требующие изобретения новых методов и восхождения к принципам науки, затем обобщение полученных выводов и создание этим путем более или менее общей теории — таково направление большинства работ П. Л. Чебышева и ученых, усвоивших его взгляды.» Эта цитата точно характеризует методологические взгляды Петербургской математической школы.

С тех пор Россия является одним из мировых лидеров в области математики.

Большое значение для разработки фундаментальных проблем аэродинамики имели труды Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина; астрономии — В. Я. Струве, Ф. А. Бредихина и А. А. Белопольского. В историю науки вошли: открытие электрической дуги В. В. Петровым; исследования Э. Х. Ленца, сформулировавшего закон теплового действия тока, а также фундаментальное правило, определяющее направление индуцированных токов, Б. С. Якоби изобрел гальванопластику и судовой электродвигатель. А. Г. Столетов и П. Н. Лебедев осуществили фундаментальные исследования электромагнитных процессов. Выдающимся достижением явилось изобретение радио А. С. Поповым в 1895 г.

Вторая половина XIX в. характеризуется расцветом химической науки в России. Большой вклад в неё внесли: Д. И. Менделеев — творец периодической системы химических элементов, Н. Н. Зинин — основатель школы химиков-органиков и A.M. Бутлеров — создатель теории химического строения.

Биологические науки в Академии в XIX в. представляли: К. М. Бэр — основоположник сравнительной эмбриологии животных, А. О. Ковалевский

основатель эволюционной эмбриологии, А. С. Фаминцын — создатель эволюлцюнной физиологии растений и автор гипотезы симбиогенеза. На рубеже XIX—XX вв. Россия дала миру такие имена, как Д. И. Ивановский

первооткрыватель вирусов, И. И. Мечников — один из первых Нобелевских лауреатов, раскрывший клеточные механизмы иммунитета, И. П. Павлов — Нобелевский лауреат, открывший условные рефлексы.

В. М. Севергин первым разработал систематику минералов, создал фундаментальный труд по топоминералогии России; первую геологическую карту Европейской части страны составил Г. Г. Гельмерсен; Е. С. Федоров заложил основы современной структурной кристаллографии; под руководством А. П. Карпинского началось систематическое геологическое картирование России; Б. Б. Голицын создал основы сейсмометрии.

Трудами В. И. Вернадского заложены основы новых наук — геохимии, а позднее радиохимии и радиогеологии. Его учение о биосфере и ноосфере играет сегодня большую роль в решении экологических проблем. Крупнейшим открытием, относящимся к истории Земли, стало установление новой системы палеозоя, названной Пермской. В этот период были открыты первые значительные месторождения платины на Урале, урана — в Фергане, нефти — в районе Баку, золота и углей — в Сибири.

Важной задачей академии наук было совершенствование русского языка. В Отделении русского языка и словесности наряду с крупными лингвистами состояли крупные русские писатели П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. С. Хомяков и другие.

Академик Я. К. Грот установил нормы русского правописания, которые сохранялись до реформы 1918 г., а также составил словарь, не утративший значения до сих пор. Академик А. Х. Востоков — исследователь памятников древнеславянской письменности — издал «Остромирово Евангелие» (1843). В XIX в. ученые-историки привлекли внимание общества к богатству отечественной истории. В 1818 г. начала публиковаться «История Государства Российского» Н. М. Карамзина, избранного в том же году почётным членом Академии. По образному выражению А. С. Пушкина, «история России была найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Россия познавала свою историю и стараниями академиков-историков С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Т. Н. Грановского и других.

В первой четверти XIX века государственному деятелю Н. П. Румянцеву удалось объединить ученых, сделавших своей профессией собирание, изучение и издание документов российской истории, — К. Ф. Калайдовича, И. И. Григоровича, А. Х. Востокова, П. М. Строева и других. Была осуществлена археографическая экспедиция Академии (1828—1834). Стали доступными Лаврентьевская, Троицкая, Ипатьевская летописи, Судебник 1497 г. Н. П. Румянцев собрал коллекцию рукописей и книг, ставших основой Румянцевского музея. Широкую известность получили фундаментальные исследования филологов И. И. Срезневского, В. И. Даля, А. А. Шахматова. Трудами В. Р. Розена, В. В. Радлова, В. В. Бартольда, Ф. И. Щербатского, С. Ф. Ольденбурга и других были заложены основы теперь всемирно известных востоковедческих школ.

Высокий научный и общественный статус членов Академии в значительной степени определялся и тем, что многие из них являлись профессорами высших учебных заведений. Именно Академия присуждала наиболее престижные премии в области науки.

Активно работали фонды Демидовской, Уваровской и Пушкинской премий. Были учреждены премии имени Ф. Ф. Брандта, В. Я. Буняковского, К. М. Бэра, Г. П. Гельмерсена, Митрополита Макария, графа Д. А. Толстого. В 1865 г. столетие со дня смерти М. В. Ломоносова было отмечено новой ежегодной премией имени выдающегося российского учёного.

В декабре 1899 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, при Отделении русского языка и словесности появился Разряд изящной словесности, в задачи которого входило составление Словаря русского языка и аннотированное издание произведений русских писателей.

Здания

какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. картинка какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии фото. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии видео. какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль сыграла петербургская академия наук в исследовании россии.

В 1783—89 архитектором Дж. Кваренги для академии было построено новое здание на Университетской набережной, дом 5. Сейчас это здание является памятником архитектуры строгого классицизма, звено ансамбля Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. В нём размещались академические магазины (склады), книжная лавка и квартиры служащих.

Главный фасад трёхэтажного прямоугольного в плане здания обращён на Большую Неву. Нижний цокольный этаж облицован гранитом. Торжественные гранитные лестницы ведут на площадку у главного входа в вестибюль на втором этаже. Сохранилась отделка интерьеров конференц-зала и парадной лестницы, на площадке которой в 1925 установлено мозаичное панно М. В. Ломоносова «Полтавская баталия».

В комплекс здания Академии наук входил Музейный флигель (Менделеевская линия, 1 — Таможенный пер., 2). Ныне в этом здании находится Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук.

Президенты

Должность президента не была выборной, президенты академии назначались правящим монархом. Многие президенты Петербургской академии не были профессиональными учеными.

Первым президентом академии стал автор проекта положения о её учреждении и её организатор — лейб-медик Петра I Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. После 1727 года он практически передал управление академией своему секретарю Шумахеру. Покинул президентский пост в связи с опалой.

Барон фон Корф начал составление первого регламента (устава) академии.

Княгиня Дашкова — первая и единственннная женщина-руководитель российской академии наук. Выполняла директорские обязанности, будучи одновременно президентом Российской академии.

Список руководителей академии: президентов (первый уровень списка), а также директоров (второй уровень списка) и вице-директоров (третий уровень списка) во время президентства Кирилла Разумовского (1746—1798) [16] :

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *