какую роль сыграла кабаниха в трагической развязке пьесы а н островского гроза
Какую роль сыграла кабаниха в трагической развязке пьесы а н островского гроза
В качестве главного объекта тирании героини выступает её сын Тихон. Пребывая во взрослом возрасте, и в статусе женатого человека, он находится полностью во власти матери, боясь ей перечить и выражать собственное мнение. Кабаниха руководствуется собственными рассуждениями и считает, что муж должен вселять страх в свою жену. Она не представляет ситуации, при которой отношения между супругами могут быть иными — излучать теплоту, нежность и строиться на взаимном уважении. Жена Тихона Катерина считается женщиной нравственно чистой, по этой причине проснувшееся с её стороны чувство в адрес Бориса ею воспринимается, как грех – страшный и несмываемый. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Она замужняя, в церкви венчанная женщина, расценивает любовь к другому человеку, как нарушение христианской морали. Для неё святыми понятиями являются верность и семейные ценности.
Почему же Катерина совершила греховный поступок, ответив на романтические порывы Бориса взаимностью? Из-за господства в доме Кабанихи мрачной и тягостной атмосферы, невыносимой для пребывания Катерины, не осознающей стремления к избавлению от этой кабалы. С появлением Бориса, у которого судьба так же безрадостна, героиня подумала, что отыскала в нём отдушину. Озадачиваешься невольно вопросом: неужели Катерина сумела бы устоять и не согрешить, не оступиться, если бы она чувствовала себя в доме, не ставшем родным для неё, хорошо. Любовь Катерины к Борису расценивается, как побег от непонимания, жестокости и произвола.
Катерина стала жертвой консерватизма Кабанихи, однако, трагедия случилась и по причине слабохарактерности, безволия и никчемности её мужа, который стал таким из-за деспотизма Кабанихи.
Какую роль сыграла Кабаниха в трагической развязке по пьесе Гроза (Островский А. Н.)
В качестве главного объекта тирании героини выступает её сын Тихон. Пребывая во взрослом возрасте, и в статусе женатого человека, он находится полностью во власти матери, боясь ей перечить и выражать собственное мнение. Кабаниха руководствуется собственными рассуждениями и считает, что муж должен вселять страх в свою жену. Она не представляет ситуации, при которой отношения между супругами могут быть иными — излучать теплоту, нежность и строиться на взаимном уважении. Жена Тихона Катерина считается женщиной нравственно чистой, по этой причине проснувшееся с её стороны чувство в адрес Бориса ею воспринимается, как грех – страшный и несмываемый. Она замужняя, в церкви венчанная женщина, расценивает любовь к другому человеку, как нарушение христианской морали. Для неё святыми понятиями являются верность и семейные ценности.
Почему же Катерина совершила греховный поступок, ответив на романтические порывы Бориса взаимностью? Из-за господства в доме Кабанихи мрачной и тягостной атмосферы, невыносимой для пребывания Катерины, не осознающей стремления к избавлению от этой кабалы. С появлением Бориса, у которого судьба так же безрадостна, героиня подумала, что отыскала в нём отдушину. Озадачиваешься невольно вопросом: неужели Катерина сумела бы устоять и не согрешить, не оступиться, если бы она чувствовала себя в доме, не ставшем родным для неё, хорошо. Любовь Катерины к Борису расценивается, как побег от непонимания, жестокости и произвола.
Катерина стала жертвой консерватизма Кабанихи, однако, трагедия случилась и по причине слабохарактерности, безволия и никчемности её мужа, который стал таким из-за деспотизма Кабанихи.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какую роль сыграла кабаниха в трагической развязке пьесы а н островского гроза
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
12.1. Как в поэзии М. Ю. Лермонтова раскрываются взаимоотношения человека и природы?
12.2. Какую роль сыграла Кабаниха в трагической развязке пьесы А. Н. Островского «Гроза»?
12.3. В чём причина духовного угасания Дмитрия Старцева? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)
12.4. Мотив дороги в творчестве русских писателей XIX века.
Комментарии к сочинениям.
12.1. Как в поэзии М. Ю. Лермонтова раскрываются взаимоотношения человека и природы?
В отношении к природе ярко раскрываются характеры героев поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Вот, например, монахи монастыря, затерянного среди гор и лесов «там, где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Запертые в стенах монастыря, монахи отделили себя от природы. Они не замечают красоты окружающего мира, боятся ветра, дождя, грозы, молний. Не видя и не слыша ничего, кроме колокольного звона, «келий душных и молитв», эти люди кажутся мне слепыми и глухими, хотя у них есть глаза и уши. Мцыри совсем другой. Задыхаясь в удушливой атмосфере монастыря, он мечтает лишь об одном — побыстрее вырваться отсюда, хоть раз увидеть леса, горы, услышать журчание ручья и рев реки. Пленник с детства, Мцыри бредит свободой. И однажды ночью, в «ужасный час» грозы, юный послушник убегает из своего заточения. Три дня, которые он провел на воле, Мцыри считает лучшими в своей жизни. Скитаясь по горам, вступая в жестокую схватку с лесным барсом, Мцыри не чувствовал себя одиноким. Растворившись в природе, беглец избегал встреч с человеком. Именно в контакте с окружающим миром проявились такие его замечательные качества как смелость, мужество, решительность, способность горячо и самозабвенно любить.
Лермонтов тонко чувствовал красоту русской природы, ему была близка и дорога поэтичность народной жизни. Об этом он пишет в стихотворении «Родина». Его сердце наполнялось нежностью и теплотой, когда он видел покрытые соломой крестьянские избы, окна «с резными ставнями», когда наблюдал за веселыми народными гуляньями. В окружении родной природы, исконно русского крестьянского пейзажа сердце поэта наполнялось спокойствием и гармонией. Только на родине он мог, хотя бы ненадолго, почувствовать себя по-настоящему счастливым.
12.2. Какую роль сыграла Кабаниха в трагической развязке пьесы А. Н. Островского «Гроза»?
12.3. В чём причина духовного угасания Дмитрия Старцева? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)
Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказах: «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».
Семья Туркиных, слывущая в городе С. «самой образованной и талантливой», олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка. Будущего у этих людей нет. Их затянула рутина, они производят жалкое впечатление. И если эта семья действительно выделяется на фоне города С., но если они — вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь! В этот город попадает доктор Старцев. Духовная нищета окружающих и его собственная душевная лень делают свое дело: когда не к чему стремиться, интересы мельчают и в конце концов сходят на нет. Доктор превращается в такого же мещанина, как все в городе. История деградации доктора Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчитывающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет, страшна и поучительна.
12.4. Мотив дороги в творчестве русских писателей XIX века.
Мотив путешествия характерен и для произведений XIX века. Вспомним, как возмутил спокойствие фамусовской Москвы приезд из-за границы Чацкого.
Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда «молодой повеса» летит «в пыли на почтовых» в деревню к умирающему дяде. «Забав и роскоши дитя» бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пресытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…
Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин не только путешествует, но и умирает в дороге, «возвращаясь из Персии».
«Гений копейки» Павел Иванович Чичиков (Н. В. Гоголь. «Мёртвые души») в первом томе поэмы, дошедшем до читателя, собственно, и представлен как энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже название изменено «в дорожную сторону» — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».
И, наконец, символический образ дороги предстаёт перед нами в лирических отступлениях в поэме «Мёртвые души». Дорога — символ великого будущего, движения вперёд.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями КабанихаИстория создания герояКадр из ф/с «Гроза». Кабаниха — актриса Ольга Хорькова Первая редакция пьесы значительно отличалась от окончательного варианта. А. Н. Островский планировал создать комедию. Одним из персонажей произведения была помещица Ксанфиппа Дуловна, превратившаяся впоследствии в Кабаниху. Описание герояМарфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купеческая вдова, мать Тихона. Полусумасшедшая женщина, строго придерживающаяся архаических понятий и правил поведения. Кабаниха является одним из «столпов» провинциального города. Она стремится сохранить в городском обществе давно устаревшие порядки: беспрекословное подчинение старшим, неприятие новых идей, деспотические отношения в семье и т. д. Марфа Игнатьевна с презрением относится к молодым людям, которые «ничего-то не знают, никакого порядку». По ее мнению, первостепенное значение в жизни имеют обычаи времен Древней Руси, закрепленные в Домострое. Кабаниха уверена, что когда «старики перемрут» и «старина выведется», неизбежно наступит конец света. Главными жертвами властолюбивой старухи являются ее родной сын Тихон и его молодая жена Катерина. Марфа Игнатьевна каждый день с утра до вечера учит их жить. Часто она не может удержаться от ругани: «Дурак!». Яркий пример воспитания Марфой Игнатьевной сына представляет собой сцена отъезда Тихона. Мать заставляет его прощаться с женой согласно строгому порядку, установленному в незапамятные времена. Кабаниха твердо убеждена в необходимости наставлений. Под ее диктовку Тихон произносит смехотворные приказания Катерине: «Не груби [свекрови]!», «В окны не гляди!», «Не заглядывайся на парней!». Кабаниха и Тихон. Иллюстрация С. Герасимова Кабаниха добилась полного подчинения Тихона своей воле. И без того слабохарактерный сын превратился в «тряпку». Марфа Игнатьевна – очень ограниченная женщина со средневековыми представлениями об окружающем мире. Ее отношение к прогрессу наглядно продемонстрировано автором в сцене беседы с безумной странницей Феклушей. Купчиха полностью разделяет взгляды собеседницы насчет недобрых знаков, свидетельствующих о близости Апокалипсиса: «огненного змия стали запрягать», «время-то короче становится». Роль героя в произведенииМарфа Игнатьевна символизирует косность и отсталость провинциального общества. В пьесе она играет роль властолюбивого тирана, требующего от окружающих полного подчинения. Кабаниха разрушает счастье родного сына. По ее вине Тихон стремится любой ценой хоть ненадолго вырваться из «кандалов», забывая о любимой жене. Грубость, бесконечные нотации и придирки Марфы Игнатьевны косвенным образом толкают Катерину на измену мужу. Тем самым молодая женщина выражает протест против жизни в доме Кабанихи: «Кабы не свекровь. стены-то даже противны». В конечном счете Кабаниха виновна и в самоубийстве Катерины. Жена Тихона, успевшая ненадолго почувствовать себя свободной, уже не представляла себе, как будет жить дальше под гнетом злой и неуклонно сходящей с ума старухи. Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова Развитие героя по мере сюжетаМарфа Игнатьевна отрицает само понятие развития. На протяжении всей пьесы она лишь находит подтверждение своим навсегда устоявшимся взглядам. Кабаниха «в штыки» воспринимает любое отклонение от правил. Ей смешно смотреть на отношения сына с женой, их поведение и поступки. Марфа Игнатьевна не устает повторять, что люди должны руководствоваться в жизни заветами «предков»: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть…», «У старых людей на все приметы есть» и т. п. Признание Катерины в измене приводит к злорадному восклицанию Кабанихи: «Куда воля-то ведет! Говорила я…». В самом финале Марфа Игнатьевна неожиданно впервые в жизни сталкивается с открытым «бунтом» Тихона: «Вы ее погубили!». Однако даже этот исключительный случай не может повлиять на старуху. Она зловеще говорит сыну: «Ну, я с тобой дома поговорю». Можно предположить, что Кабаниха сделает сыну хорошее «внушение» и навсегда отобьет у него охоту к сопротивлению. Отношение автора к героюВ произведении нет открыто высказанного авторского мнения о героях. Отношение Островского к Марфе Игнатьевне выражается через суждения других персонажей: «Хороша тоже и Кабаниха» (Шапкин); «ханжа… домашних заела» (Кулигин); «нашла место наставления читать» (Варвара); «сокрушила она меня» (Катерина). В этих метких характеристиках положительных героев пьесы писатель безусловно высказывает собственное мнение. Кадр из фильма-спектакля «Гроза». 1977 ЭкранизацииВпервые знаменитая пьеса А. Н. Островского была экранизирована еще до революции («Гроза», 1912 г.). Роль Марфы Кабановой исполнила актриса Лидия Сычева. В 1933 г. была предпринята еще одна попытка воплотить на экране знаменитый образ. На роль в фильме «Гроза» была приглашена известная артистка МХАТа Варвара Массалитинова. Самой последней экранизацией произведения стал фильм-спектакль «Гроза» 1977 г., в котором главную женскую роль сыграла актриса Ольга Хорькова. Кабаниха – безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)Пьеса А. Н. Островского “Гроза” – это произведение о конфликте “светлой” личности с “темным царством”. Одним из основных представителей разрушительного общества, “удушающее все живое”, является Марфа Игнатьевна Кабанова, или Кабаниха, как зовут ее все в городе Калинове. Эта женщина – негласный авторитет, человек, чье мнение во многом определяет жизнь всего города. Руководствуясь словами Кабанихи, живут все калиновцы – как простые жители города, так и ее домочадцы. Что же плохого, спросите вы? Почему Кабаниха сразу – “оплот разрушительного общества?” Когда тот пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. “Поразговаривай еще!” – говорит она ему властным голосом. Пример тому – судьба невестки Кабанихи, Катерины Кабановой. Ретроградству богомолок в пьесе противостоит Кулибин, ищущий вечный двигатель. Именно на его фоне так заметна умственная недалекость “темного царства”. Девиз Марфы Игнатьевны озвучила ее дочь: “Делай, что хочешь. Главное, чтобы все шито-крыто было”. Related posts:
|