какую роль сыграл волков в становлении русского театра
ВОЛКОВ ФЁДОР ГРИГОРЬЕВИЧ
Русский актер и режиссер, считается основателем первого в России публичного профессионального театра.
Федор Волков родился 9 февраля 1729 года в Костроме, а умер 4 апреля 1763 года в Москве от болезни. Его отцом был костромской купец, который скончался, когда мальчик был еще совсем мал. В 1735 году его мать вышла замуж за купца Полушникова, который стал для Федора заботливым отчимом. Когда Федору исполнилось 12 лет, его отправили в Москву для обучения промышленному делу. Там юноша выучил немецкий язык, которым впоследствии владел в совершенстве. Тогда же он увлекся театральными постановками студентов Славяно-греко-латинской академии. Новиков отзывался об этом молодом человеке как об исключительно старательном и прилежном ученике, особенно расположенном к наукам и искусствам: «пристрастно прилежал. к познанию наук и художеств».
В 1746 году Волков приехал в Петербург по делам, но и увлечение свое не оставлял. В частности, говорят, что посещение придворного театра произвело на него настолько сильное впечатление, что в течение следующих двух лет юноша занялся изучением театрального дела и сценического искусства. В 1748 году скончался отчим Федора, и ему в наследство достались заводы, но душа молодого человека скорее лежала к сфере искусства, нежели к управлению фабриками, и вскоре Федор передал все дела брату, решив посвятить себя театральной деятельности.
В Ярославле он собрал вокруг себя друзей — любителей театральных постановок, и вскоре эта сложившаяся труппа дала свое первое театральное представление. Премьера состоялась 10 июля 1750 года в старом амбаре, который купец Полушкин использовал в качестве склада. Волков поставил пьесу «Эсфирь» в своем собственном переводе. В следующем году на берегу Волги был построен деревянный театр, в котором и разместилась труппа Волкова. Рождение нового театра ознаменовалось постановкой пьесы А.П. Сумарокова «Хорев». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила, «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «церковник» Иван Дмитревский, «пищики» Семён Куклин и Алексей Попов, цирюльник Яков Шумский, посадские люди Семён Скачков и Демьян Галик. Это действительно был первый общедоступный театр в России.
Слухи о театре Волкова дошли до Петербурга, и Елизавета Петровна, которая всячески способствовала развитию русской культуры, специальном указом вызвала молодых актеров в столицу: «…Императрица Елисавета Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…». Вскоре Волков и его актеры играли свои спектакли в Петербурге перед императрицей и двором, а также Сухопутном шляхетском корпусе. В репертуар входили: трагедии А.П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор», а также «Гамлет».
В 1756 году был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр». Так началась история Императорских театров в России. Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков (в 1761 году этот пост занял Волков).
Федор Волков был не только актером и переводчиком, но и автором нескольких пьес. Среди них «Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и другие — все они, к сожалению, не сохранились до настоящего времени. Также Волков писал торжественные оды, одна из которых посвящалась Петру Великому, песни (сохранились «Ты проходишь мимо кельи, дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Кроме того, Волков занимался и оформлением своих постановок — как художественным, так и музыкальным. И сам он играл на разных музыкальных инструментах.
Загадочна роль Волкова в государственном перевороте, в результате которого на российский престол взошла императрица Екатерина Великая. Известен конфликт театрального деятеля с Петром III, который отказался от услуг Волкова в качестве композитора и постановщика опер в театре Ораниенбаума. Тогда Петр был еще Великим князем, но отношения, по-видимому, были испорчены навсегда. Когда Екатерина стала императрицей, Федору Волкову было позволено входить к ней в кабинет без доклада, что, безусловно, говорило об особенном расположении государыни к «первому русскому актеру».
Федор Волков проявил себя и как режиссер. В частности, именно он поставил организованный в 1763 году в Москве маскарад «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II. Разумеется, образ был выбран неслучайно. Богиня мудрости и правосудия, покровительница наук, искусств и ремесел олицетворяла саму императрицу. В этой постановке Федор Волков воплотил свои мечты о золотом веке, в котором пороки искоренены, а культура переживает расцвет.
Однако эта работа стала для него последней. Маскарад продолжался 3 дня на сильном морозе. Принимавший в его проведении активное участие Федор Григорьевич Волков заболел и 4 апреля 1763 года скончался.
Какую роль сыграл волков в становлении русского театра
Фёдор Григорьевич Волков
Выдающийся русский актер, театральный деятель, основатель русского национального театра
Федор Волков — универсальный человек XVIII столетия — был архитектором, поэтом, живописцем, скульптором, резчиком по дереву, музыкантом, собирателем книжных редкостей, машинистом сцены, директором, режиссером и первым актером, основателем актерской профессии в России.
В 1750 году, в Ярославле, купеческий сын Федор Григорьевич Волков основал общедоступный театр, впервые в России став его организатором и содержателем, вложив собственные капиталы в театральное дело. Труппа, собранная Волковым, пестра по социальному составу. Люди купеческого звания, служащие провинциальной канцелярии, бывшие семинаристы, «из церковников», посадские люди, ремесленники, выходцы из Малороссии. Вот их имена: братья Григорий и Гавриил Волковы, Иван Дмитревский, Иван Иконников, Яков Попов, Семен Куклин, Алексей Попов, Семен Скочков, Демьян Галик, Яков Шумский.
Сенатский экзекутор Игнатьев, приехавший в Ярославль по делам, застает регулярно действующий публичный театр, чем он был немало поражен. По всей вероятности, на графа произвел впечатление уровень не только актерской игры, превышавший любительский, но и всего театрального дела в Ярославле. Он докладывает о «таком невиданном доселе нигде» феномене в Петербург. Отзыв высокопоставленного сенатского чиновника возбудил интерес в столице.
Во всех документах подчеркивается срочность и скорость доставки ярославских комедиантов. Это дело первостепенной важности.
Театр уезжал не на временные гастроли, отныне он менял место своего пребывания. С берегов Волги ярославцы уезжали на берега Невы.
20 января 1752 года ярославские комедианты въезжали в Петербург.
В 1786 году, спустя почти четверть века после смерти Федора Волкова, Иван Дмитревский приехал в Ярославль и играл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор».
При рождении русского театра возникло тесное взаимодействие провинциальной и столичной театральной культуры, это стало важным фактором всего процесса. Именно ярославцы, получив в Петербурге образование, составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра, учрежденного в 1756 году.
С именем Федора Волкова связано становление русской актерской национальной школы.
Став преемником Волкова, ярославец Иван Дмитревский впервые основал в Петербурге русскую театральную школу и воспитал несколько поколений актеров, развивая в своих учениках сочетание «искусства с естеством. Волковым были заложены особенности русской школы театральной игры. Они отразились во «вдохновении» Якова Шумского, «необыкновенной простоте» Василия Померанцева, «чувствительности», «натуральности» «пламенного» Алексея Яковлева, «одушевлении и непринужденности» Катерины Семеновой, в «молниях, вылетавших из глаз» Павла Мочалова, «лиризме» Михаила Щепкина. До сих пор утверждает себя в мире традиция русской актерской школы, заложенная Федором Волковым.
Следите за новостями
Розыгрыши билетов, закулисье, интервью, эксклюзивные материалы
ВОЛКОВ, ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ
ВОЛКОВ, ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ (1729–1763), русский актер, режиссер, театральный деятель, создатель первого русского театра.
Первые театральные опыты
Ф.Г.Волков родился 9 февраля 1729 в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом – ярославским купцом и промышленником. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру.
В 1741–1748 Волков обучался в Москве. Время учебы совпало с восхождением на престол дочери Петра I, Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры. Императрица любила маскарады, зрелища, театральные представления. В Москве Волков прошел свои первые театральные «университеты». Он играл на святках в духовных драмах и переводных комедиях. Познакомился с итальянским оперно-балетным театром, дававшим представления в дни коронационных торжеств. Это знакомство было продолжено в Петербурге, в 1746, когда Волков не только подробнее рассмотрел театральную архитектуру и сценические механизмы, но и сделал ко всему чертежи, рисунки и модели, изучил характер декорационного искусства и техники, – все, что определяло тип театрального здания и сценического оформления в европейском театре 18 в.
«Отец русского театра»
К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова. Первые представления театра, организованного им в Ярославле, относятся приблизительно в 1750. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова Хорев и комедии Мольера Лекарь поневоле. Репертуар театра был обширен и сложен. Это и школьная драма Димитрия Ростовского, и пьесы-инсценировки, и трагедии Сумарокова.
Становление русского национального театра стремительно набирало силу. Необходимость создания театра на государственном уровне диктовалось многими причинами, и прежде всего тем, что Российская империя нуждалась в поднятии собственного престижа, как просвещенного европейского государства. Поэтому, когда в 1851 известие о Ярославском театре доходит до Петербурга, выходит высочайший указ, требующий доставить братьев Волковых с их труппой в Санкт-Петербург. В конце января 1852 ярославцы, прибыв в Царское Село, сыграли несколько пьес: Хорев, Синав и Трувор, Гамлет Сумарокова и Комедия о покаянии грешного человека Ростовского. Игра волковской труппы отличалась природной талантливостью исполнения. Наиболее одаренные актеры Ярославского театра, в том числе и Волков, были отданы на обучение в шляхетный корпус, где их учили искусству исполнения трагедий. 30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, «Российский театр» был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.
1756–1762 – расцвет творчества Ф.Волкова. Актер принимал участие и в политической жизни России. Он был одним из инициаторов заговора с целью свержения Петра III. За многие заслуги перед императрицей был возведен в дворянское сословие. Однако, от предложенной Екатериной II должности кабинет-министра и ордена святого Андрея Первозванного, отказался. Выдающийся общественный деятель второй половины 18 в. писатель Н.И.Новиков писал: «Сей муж был великого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг».
Волков – Актер
Современники называли Волкова великим актером, однако точных сведений об обширном репертуаре Волкова не имеется. Известно, что обладая колоссальным актерским темпераментом, великолепными внешними данными, Волков играл как комические, так и трагические роли. Для эстетики классицизма, которой в целом отвечало театральное творчество Волкова, такой универсализм был удивителен. Рамки амплуа и строгое разделение на жанры предполагали соблюдение правил при распределении ролей актерам. Нарушив этот незыблемый для классицистов канон, Волков положил начало своеобразию национального актерского искусства: почти все выдающиеся актеры 18 в. играли как трагические, так и в комические роли, что делало их исполнение более близким жизненным образцам.
Для исполнительской манеры Волкова характерно сочетание напевности декламации с повышенной эмоциональностью игры, преодолевающей схематизм построения классических трагедий. В творчестве актера утверждался особый характер русского классицизма. Славу Волкову принесли, главным образом, три роли драматических произведений Сумарокова: Оскольд в трагедии Семира, Американец в балете со сценами Прибежище добродетели, Марс в прологе Новые лавры. Все эти произведения, написанные в разных жанрах, на самом деле были объединены героико-патриотическим характером главных ролей и гражданственной тематикой, несомненно близкой Волкову с его государственным складом ума и качествами, необходимыми актеру-трибуну, просветителю, показывающему зрителю образцы нравственности.
Волков – Режиссер
В начале 1763 Волков выступил в качестве режиссера-постановщика маскарада Торжествующая Минерва, организованного в Москве в честь коронации Екатерины II. Смысл этого пышного зрелища состоял в оправдании дворцового переворота и свержения Петра III, объясняя его, как победу справедливости и разума, а также прославление новой императрицы, как «торжествующей Минервы» (богини мудрости и правосудия, покровительницы искусства, науки и ремесел). Цель маскарада состояла и в осмеянии человеческих пороков, таких, как мздоимство судей, крючкотворство чиновников, беззаконие и произвол. «Торжествующая Минерва» обещала искоренить эти пороки, покровительствовать мирному труду, способствовать развитию наук и искусства. Волкова горячо увлекла возможность выразить в массовом зрелище, обращенном к народу, важнейшие для него мысли и чувства, мечты о золотом веке. Вместо мифологических фигур он вводит образы и приемы, заимствованные из народных представлений, игр и песен. Так, одна из частей маскарада, «Превратный свет», была построена на фольклорных мотивах. В другой сцене маскарада прославлялся Мир, сжигающий военные орудия. Тексты некоторых сатирических песен приписывались Волкову. В грандиозном зрелище участвовали все театральные силы Москвы, как любительские, так и профессиональные, труппы «охочих комедиантов», артисты иностранных театров. Великолепная организация сложного массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова.
Но на этой высокой ноте творчество Волкова оборвалось. Принимая активное участие в руководстве колоссальным действием, контролируя различные участки маскарада, продолжавшегося три дня на сильном морозе, Волков заболел и скончался 4 апреля 1763.
Волков Федор Григорьевич
Регион
Федора Волкова называют «отцом русского театра», его имя живет в памяти людей, а дела его занесены на страницы истории.
Дав театру здесь начало,
Он боролся лишь за право
беспрепятственно творить.
(Николай Ардов)
Федор Волков родился в 1729 году в Костроме в зажиточной купеческой семье. Его мать, Матрена Яковлевна, после смерти мужа осталась с пятью сиротами-мальчиками. Старшему Федору тогда едва исполнилось семь лет. Вскоре Матрена Волкова снова вышла замуж за ярославского купца Федора Васильевича Полушкина и вместе с детьми в 1735 году переехала к мужу в Ярославль. Полушкин тоже был вдовцом, да и в возрасте: заканчивался шестой десяток его жизни.
Отчим Федора Волкова имел кожевенные и серокупоросные заводы, вел значительную торговлю не только в Ярославле, но и в Санкт-Петербурге. Своих детей у него не было, и он всей душой привязался к своим пасынкам, особенно к Федору.
Больше учиться не довелось, отчим забрал Федора в Ярославль. Зато в Москве Волков серьезно смог заняться музыкой, к которой имел большие способности (хорошо играл на гуслях и на скрипке, пел по нотам). Во время учебы в академии он впервые познакомился с так называемой школьной драмой, в которой задачи религиозного воспитания соединялись с учебными. Возможно, что Федор мог и играть в этих школьных спектаклях.
Однажды Полушкин послал Федора по делам в придворный оперный театр. Итальянская опера, при своей роскоши, произвела на юношу сильное впечатление. Это и роскошные декорации и костюмы, постановочные механические трюки. Всех тогда увлекали не содержание пьес, а театральная техника, сложные сценические эффекты. Страсть к театру разгорелась в нем с удвоенной силой.
В 1748 году скончался отчим Федора, купец Полушкин, и Федор возвращается в Ярославль. Федор Григорьевич стал старшим в семье, руководителем и главным хозяином заводов и торговли. У него огромный запас художественных и общих знаний, страстное увлечение театром. Но дома в Ярославле Волков застает все те же грязные конторские книги, будничную торговую сутолоку, надоевшие дела заводского хозяйства. В торговых делах и судебных хлопотах Федор Волков провел около четырех лет (1748–1751). Но времени он не теряет даром. Он начал свои первые театральные опыты, к которым привлек братьев, товарищей и заводских мастеровых. Развлечением и отдыхом служили поездки в Петербург.
В Сухопутном Шляхетном кадетском корпусе в Петербурге был устроен небольшой домашний театр. Волков пробрался туда за кулисы, так как просто одетый незнакомец по своему внешнему виду никак не мог находиться среди приглашенной разодетой публики. Первый увиденный Волковым русский спектакль произвел на молодого ярославца огромное впечатление. Уже много лет спустя Волков признавался своему ближайшему другу Нарыкову-Дмитревскому: «Увидя Никиту Афанасьевича Бекетова в роли Синава я пришел в такое восхищение, что не знал, где был: на земле или на небесах. Тут родилась во мне мысль завести свой театр в Ярославле».
Приехав в Ярославль, Федор Григорьевич (ему шел двадцать второй год) возвращается к торговым делам с неохотой. Он мечтает о театре и становится инициатором и организатором одного из первых в России публичных провинциальных театров.
Маленький театр стал тесен, возникла необходимость строительства нового здания театра. Собственных средств, сильно подорванных «нерачением» о заводах, не хватало. Волков начинает сбор пожертвований для постройки нового театрального здания. Деньги поступали довольно успешно, и Волков начал строительство «большого театра» на несколько сотен зрителей. Это может показаться невероятным, но все историки единогласно свидетельствуют, что Федор Волков был и архитектором, и машинистом, и живописцем, а потом главным директором, режиссером, переводчиком и первым актером нового театра и вообще «всему сам был изобретатель» (Новиков).
В своем дневнике Волков писал: «Общая польза от театра российского будет ощущаться, когда театр выйдет из рамок придворной затеи. Он должен быть публичным и общенародным, в нем просвещенные и важные господа должны являться желанными, но не единственными зрителями и ценителями. К такому театру должны быть привлечены все живые, все просвещенные силы страны и привлечены не насильно, не приказами или указами, а по доброму их желанию и сознанию пользы отечества. Доброхотность и общая польза должны быть навечно положены в основание российского театра. »
Волков был очень талантливым актером. Особенно ему удавались героико-патриотические роли, которые надо было исполнять с особой патетикой, эмоциональностью и торжественностью. Он исполнял роль Аскольда в трагедии Сумарокова «Семира», Американца в балете «Прибежище добродетели» (в балете были сцены, исполнявшиеся драматическими актерами). Уникальная универсальность театральных знаний, умений и способностей Волкова сродни гениальности Ломоносова в науках и литературе. Работа Федора Григорьевича уже в этот первый период театральной его деятельности поражает сочетанием продуманной технической выучки с исключительной личной одаренностью. «В первом русском актере, бросается в глаза какой-то общий избыток эстетического чувства. Он рисует, поет, пишет стихи, любит все стороны театрального дела, изучает организацию театра раньше теории актерского искусства». (А. Кугель).
Волков обладал и талантом режиссера-постановщика. Он был главным устроителем маскарада «Торжествующая Миневра», которым отмечалось воцарение Екатерины II.
Волков организовал «большой театр» в расчете на доступ «простого народа». Плата за вход была невысока: от копейки до пяти. Репертуар состоял из светских и духовных пьес, где значительное место занимали «Хорев» и «Аристона» Сумарокова и духовные драмы епископа Дмитрия Ростовского (Ярославль входил в его епархию), как-то «О покаянии грешного человека» и другие. Затем Волков возродил, вероятно, и некоторые пьесы из репертуара петровской «комедиальной палаты»; возможно, воскресил и более старый репертуар театра Алексея Михайловича «Артаксерксово действо», «Иудифь», «Эсфирь и Мардохей». По некоторым сведениям, Волков ставил спектакли-обозрения на местные ярославские темы собственного сочинения: «Суд Шемякин», «Всякий Еремей про себя разумей», впрочем, название первой комедии встречается и раньше в московском театре боярина Матвеева.
Вскоре про Ярославский театр узнала императрица Елизавета Петровна и срочно вызвала Волкова с товарищами к себе, в столицу, в Санкт-Петербург. «Императрица Елисавета Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволили: ярославских купцов Федора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург. Для скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги». 18 марта 1752 года труппа Волкова дебютировала «в присутствии Ея Императорского Величества и некоторых знатных персон» в комедии Св. Дмитрия Ростовского «О покаянии грешного человека». Вслед за этим первым выступлением ярославцы неоднократно выступали в трагедиях Сумарокова.
Заметив в ярославцах большие дарования, Елизавета Петровна, желая дать им возможность развить оные, при посредстве образования, велела определить некоторых из них в Шляхетский кадетский корпус: «для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике. танцовать и рисовать, смотря кто какой науке охоту и понятие оказывать будет, кроме экзерциций воинских».
В мае 1754 года царский двор возвращается из Москвы в Санкт-Петербург. Придворные русские спектакли во дворце возобновляются, но царица ими уже не так увлечена. И все же театр, зародившийся в Сухопутном Шляхетном корпусе и оживленный свежей струей талантливых ярославцев, не прекращает своей деятельности. Имеются свидетельства, что один из кадетских спектаклей был дан в день рождения великого князя Павла Петровича. Этим спектаклем Елизавета осталась очень, довольна. Все эти спектакли ставятся еще без участия женщин.
Федор Волков на кадетской сцене тоже, вероятно, сильно выделялся. Во время обучения в Шляхетном корпусе он получил в подарок от требовательного Сумарокова книгу «Синав и Трувор» с благосклонной надписью автора. Федор Волков повышал свои общие и театральные знания, дружил с иностранными актерами, участвовал в кадетских представлениях, учился у западных трупп, гастролировавших в столице.
За два года ярославские комедианты и придворные певчие, обучающиеся в шляхетском корпусе, достаточно подготовились к театральному делу. И 30 августа 1756 года Елизавета Петровна ставит свою подпись под именным указом Сенату, которым закладывалась основа русского профессионального театра на Васильевском острове, в бывшем доме Головкина, на 3 линии.
Еще одно важное событие произошло в театральной жизни. С 1761 года в театр стали принимать женщин. Первыми женщинами-актрисами стали воспитанницы танцевальной школы в Петербурге: Зорина и Авдотья Тимофеева, сестры Мария и Ольга Ананьины, Аграфена Мусина-Пушкина. Все пять актрис усиленно готовились к своей профессиональной деятельности.
С первого же спектакля «Русского театра» в Петербурге Волков «был назначен первым актером, а прочим его товарищам даны были роли по их способностям. Тогда господин Волков показал свои дарования в полном уже сиянии и тогда-то увидели в нем великого актера; и слава его подтверждена была и иностранцами. Словом, он упражнялся в сей должности до конца своей жизни с превеликой о себе похвалой».
Имеются указания и на литературные опыты Волкова, свидетельствующие о разносторонности его натуры. По сообщению Новикова, Волков начал писать похвальную оду Петру Великому в сорок куплетов, успев сочинить только пятнадцать.
До нас дошла злая эпиграмма Волкова, обличающая его явную нелюбовь к представителям светской знати:
Федор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени. Писал он и песни: сохранились «Ты проходишь мимо кельи, дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди».
Ты проходишь мимо кельи, дорогая,
Мимо кельи, где бедняк-чернец горюет,
Где пострижен добрый молодец насильно,
Ты скажи мне, красна девица, всю правду:
Или люди-то совсем уже ослепли,
Для чего меня все старцем называют?
Ты сними с меня, драгая, камилавку,
Ты сними с меня, мой свет, и черну рясу,
Положи ко мне на груди белу руку
И пощупай, как трепещет мое сердце,
Обливаяся все кровью с тяжким вздохом;
Ты отри с лица румяна горьки слезы,
Разгляди ж теперь ты ясными очами,
Разглядев, скажи, похож ли я на старца?
Как чернец, перед тобой я воздыхаю,
Обливаяся весь горькими слезами,
Не грехам моим прощенья умоляю,
Да чтоб ты меня любила, мое сердце!
1763 г.
Отзывы современников об его игре, дошедшие до нас, малочисленны и очень субъективны. Пожалуй, самую авторитетную оценку работы Волкова, как актера, дал один из первых иностранцев, способствовавших организации в России художественного образования, автор записок о русском искусстве XVIII века, Яков Штеллин. Волков, по его словам, был первым и наилучшим актером «Русского театра», одинаково хорошо и сильно игравшим в трагедии и комедии и обладавшим «бешеным темпераментом».
Каждый из критиков, вероятно, по-своему прав. Федор Волков был несомненно талантливым актером, но он был актером-самоучкой, не прошедшим той блестящей западной школы, какую посчастливилось пройти его другу и преемнику Дмитревскому. А школа, которую Волков прошел в Сухопутном Шляхетном корпусе и у Сумарокова, могла научить его только сценическим правилам и приемам французского классицизма.
«Внешние данные», как выражаются актеры, у Волкова были достаточно благодарны. «Несмотря на средний рост и некоторую полноту, он имел в себе много величественного и благородного. Лицо его было исполнено необыкновенной приятности и выразительности, волосы имел он темнорусые, в локонах, взор быстрый, голос чистый, гармонический. В беседе был любезен и отличался остроумием».
Конечно, от актерской деятельности Федора Григорьевича постоянно отвлекали административные дела: поездки в Москву для устройства придворного театра, организационно-режиссерские задания, последнее из которых (устройство маскарадной процессии в Москве) стоило ему жизни. Но можно назвать Волкова-актера одним из первых и лучших мастеров начатого им русского профессионального театра.
Существует версия о причастности Волкова к смерти свергнутого Петра Третьего. После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада. В 1762 году именным указом императрицы Екатерины II Федор и Григорий Волковы пожалованы в дворянство и 700 душ крепостных.
Екатерина была откровенно раздражена маскарадом, об этом свидетельствует тот факт, что хор Сумарокова не был допущен к исполнению.
Федору Григорьевичу маскарад стоил жизни. Волков умер 4 апреля 1763 года, спустя два месяца после карнавала. Причиной его смерти стала не только болезнь («воспалительная горячка», то есть тиф), которую он получил, разъезжая верхом на коне с непокрытой головой наблюдая за порядком маскарада. Маскарад стал для него столь эмоционально напряженным, что в актерское сердце не выдержало.
Котурна Волкова пресеклися часы.
Прости, мой друг, навек, прости, мой друг любезный!
Пролей со мной поток, о Мельпомена, слезный,
Восплачь и возрыдай и растрепли власы!
Мой весь мятется дух, тоска меня терзает,
Пегасов предо мной источник замерзает.
Расинов я теятр явил, о россы, вам;
Богиня, а тебе поставил пышный храм;
В небытие теперь сей храм перенесется,
И основание его уже трясется.
Се смысла моего и тщания плоды,
Се века целого прилежность и труды!
Что, Дмитревский, зачнем мы с сей теперь судьбою?!
Расстался Волков наш со мною и с тобою,
И с музами навек. Воззри на гроб его,
Оплачь, оплачь со мной ты друга своего,
Которого, как нас, потомство не забудет!
Переломи кинжал; теятра уж не будет.
Простись с отторженным от драмы и от нас,
Простися с Волковым уже в последний раз,
В последнем как ты с ним игрании прощался,
И молви, как тогда Оскольду извещался,
Пустив днесь горькие струи из смутных глаз:
«Коликим горестям подвластны человеки!
Прости, любезный друг, прости, мой друг, навеки!»
Федор Волков был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря (монастырь не сохранился, находился между Мясницкой и Покровской улицами). Никаких следов от его могилы не осталось. В начале 1960-х годов на кладбище Спасо-Андроникова монастыря установлено надгробие-кенотаф, так как до обнаружения Л.М. Стариковой документов о погребении Волкова, считали, что он похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Также и Н.И. Новиков сообщает, что он погребен «в Андроньеве монастыре».
Силой обстоятельств организатор театра всегда преобладал в Волкове над актером-практиком. Любому делу для театра Волков отдавал все силы: выступал в качестве артиста, сочинял музыку для оперы, ездил в Москву с организационно-театральными поручениями, устраивал массовые зрелища. Энциклопедичность и целеустремленность Волкова проявлялась в любом театральном начинании. Новиков пишет: «Театральное искусство знал он в высшей степени: при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант на многих инструментах, посредственный скульптор, и, одним словом, человек многих знаний в довольной степени».
Актерский талант соединялся в Волкове с несомненным литературным и музыкальным дарованием. Он написал музыку к первой национальной русской опере «Танюша или Счастливая встреча», автором либретто (текста) которой был Сумароков. Сочинял стихи. Даже начал писать похвальную оду Петру Великому в сорок куплетов, успев сочинить только пятнадцать. В личном общении, по словам Новикова и Фонвизина, Волков был «муж глубокого разума, великого обымчивого (всестороннего) проницательного разума, основательного и здравого рассуждения. С первого взгляда казался он несколько суров и угрюм, но сие исчезало, когда находится он с хорошими своими приятелями, с которыми умел он обходиться и услаждать беседу разумными и острыми шутками. Жития был трезвого и строгой добродетели, друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любящий вспомоществовать».
«Ярославский комедиант» оставил после себя самые лучшие воспоминания даже у передовых и наиболее требовательных людей своего времени. Например, доверием и любовью желчного Сумарокова могли похвастать очень немногие лица. Сдержанный, скромный, придающий мало значения себе и своим делам, Волков представлял резкий контраст с завистливым и самоуверенно-мнительным Сумароковым. Но мягкие черты характера не мешали Волкову быть энергичным и настойчивым, когда дело касалось театра даже в мелочах. К тому же Федор Волков был всесторонне талантливым в искусстве человеком, и это еще больше увеличивало его обаяние для наиболее культурных и передовых современников.
Федор Григорьевич Волков был тесно связан еще с философом и писателем Григорием Васильевичем Козицким и статс-секретарем Екатерины II писателем Николаем Николаевичем Мотонисом. Этим своим друзьям Волков перед смертью завещал свой единственный портрет, выгравированный с картины Лосенко художником Чемесовым.
Сейчас мы восхищаемся этим талантливым человеком, так много сделавшим для организации русского профессионального общедоступного театра.