какую роль пытается играть хлестаков он играет ее случайно по неожиданному капризу или
Н. В. Гоголь. Ревизор. Какую сцену вы считаете кульминацией комедии?
Кульминацией комедии является сцена вранья Хлестакова – явление VI действия третьего. Действие в явлении VI развивается с нарастающим напряжением. Для Хлестакова рассказ о жизни в столице – “самая лучшая и самая поэтическая минута в его жизни”, по словам Гоголя.
Желание сыграть роль повыше той, что у него в действительности, вызывает стремление предстать перед внимательно слушающими дамами и испуганными чиновниками то в одном, то в другом облике. Верхом его вранья служит сообщение о том, что его боится сам Государственный
По мере того, как Хлестаков повышает занимаемые должности и свое положение в Петербурге, увеличивается страх слушающих его чиновников, о чем говорят ремарки Гоголя: “Городничий и прочие трясутся от страха”, в конце сцены городничий, “подходя и трясясь всем телом, силится выговорить”, но не может произнести ничего, кроме: “А ва-ва-ва…ва…”
Хотя явление VI третьего действия – кульминация комедии, в дальнейшем напряжение не спадает (это одна из особенностей композиции комедии) вплоть до первых явлений действия пятого
Какое место в пьесе занимает сцена вранья? Какую роль пытается играть Хлестаков? Он играет ее случайно, по неожиданному капризу, или она выражает его мечты и тайные стремления?
Попробуйте прочесть в лицах сцены, в которых все чиновники по очереди дают взятку Хлестакову.
В “Отрывке из письма, писанного автором, вскоре после первого представления “Ревизора” к одному литератору” Гоголь несколько раз повторяет фразу: “Неужели в самом деле не видно из самой роли, что такое Хлестаков?” Не один раз автор комедии отмечает, что Хлестаков “не лгун, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит”.
Обратимся к сцене вранья – центральной сцене третьего действия – и посмотрим, как раскрывается в ней Хлестаков.
Желание порисоваться перед Анной Андреевной вызывает его рассказ о жизни в Петербурге, о службе в департаменте, куда он только заходит, чтобы дать указания, о начальнике отделения, с которым он “на дружеской ноге” (“Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…”). Видя всеобщее внимание дам и перепуганных чиновников, ощущая их
почтение к себе как к важной особе, Хлестаков уже говорит, что приходит в данный момент ему в голову, остановиться он не может. Его стремление сыграть роль повыше той, которая уготована ему судьбой, заставляет его предстать перед чиновниками человеком, вращающимся в свете, завсегдатаем кулис, находящимся “на дружеской ноге” не только с начальником отделения, но и с Пушкиным, “большим оригиналом”.
Вранье потому и опьяняет Хлестакова, что в вымышленном мире он перестает быть самим собой. “Обрываемый и обрезываемый доселе во всем… – пишет Гоголь, – он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя. нем все сюрприз и неожиданность… Он видит, что присутствующие с жадностью слушают его, ловят каждое слово и “сами кладут в рот” темы для разговоров (вспомните вопрос Анны Андреевны: “Так вы и пишете. Я думаю, с каким вкусом и великолепием даются балы…”).
И слова самого Хлестакова: “У меня много есть сочинений… Уж и названий даже не помню…”; “У меня первый дом в Петербурге…” и т. д.
В “Замечаниях для господ актеров” Гоголь подчеркивает, что речь героя “отрывиста, слова вылетают из уст неожиданно, говорит и действует без всякого соображения”. Отсюда и перескакивание с одной мысли на другую и незаконченные предложения: “На столе, например, арбуз в семьсот рублей… Я всякий день на балах…”; В передней, “когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там…”; “Один раз я даже управлял департаментом… Меня сам Государственный совет боится…
Я везде. Во дворец всякий день езжу…”.
Хлестаков, пишет Гоголь, “лжет с чувством, в глазах его выражается наслаждение, получаемое от этого. Это вообще лучшая и самая поэтическая минута его жизни – почти род вдохновения”.
Это ложь действительно бескорыстная, не преследующая никакой цели, кроме желания произвести впечатление на слушающих. Он лжет бесхитростно, и сам верит в то, что говорит.
Роль светского человека и государственного чиновника, который может “все сделать, все, все, все”, Хлестаков играет не сознательно, а случайно, всему виной внимание к нему и все увеличивающийся испуг чиновников, но эта роль выражает мечты и, может быть, тайные стремления маленького чиновника для переписывания бумаг, “одного из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими”.
Related posts:
1. какую роль пытается играть хлестаков? он играет её
случайно, по неожиданному капризу, или она выра-
жает его мечты и тайные стремления?
Ответы 2
Сцены вранья в пьесе занимают значительное место, поскольку врут в комедии все без исключения. Но главным вруном является, безусловно, Хлестаков. Его враньё начинается во втором действии. Хлестаков, понимая, что его приняли за ревизора, начинает играть роль великого и влиятельного деятеля. Он хвастается своими вымышленными званиями так, что все герои начинают его бояться. Он играет эту роль, выражая свои мечты и тайные стремления.
Сцена, где доктор умудряется не дать взятку Хлестакову был исключен потому, что в вымышленном городе, по идее Гоголя, все люди должны были быть одинаковыми, которые пытаются угодить ревизору.
творчество великого писателя льва николаевича толстого знакомо не только россиянам, но и далеко за пределами нашей страны. среди множества прекрасных произведений этого автора нельзя не отметить роман «война и мир».
для меня стала открытием многогранность человеческих взаимоотношений. на фоне ярких событий, происходящих в стране, мы видим зарождение прекрасной любви андрея и наташи ростовой.
две блестящие человеческие натуры, два разных характера, наташа и андрей — их отношения приковывают внимание читателей. любовь на фоне мировых потрясений, войны, людского горя — сильный контраст, однако именно он придает роману реалистичности.
жизнь всегда идет своим в итоге мир в сердце князя вернет именно наташа ростова. перед смертью андрей познает смысл жизни — прощение и любовь. сердца наших героев вновь наполнит светлое чувство.
автор романа показал нам, что «война и мир» — это не только мировые события, но и события, происходящие в личной жизни его героев. такой ход дает возможность понять, что все в жизни возможно, все может случиться с каждым из нас, учит нас жить достойно!
Текст книги «Литература. 7 класс. Часть 1»
Автор книги: Тамара Курдюмова
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 14 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Городничий посередине в виде столба, с распростёртыми руками и закинутою назад головою. По правую сторону его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращённый к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выраженьем лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся к зрителям с прищуренным глазом и едким намёком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение.
Вопросы и задания
1. Какую роль играет эпиграф в этой пьесе?
2. Представьте, что вы должны поставить «Ревизора» на сцене. Какую роль в вашей подготовке сможет сыграть афиша и специальные замечания Гоголя под названием «Характеры и костюмы»? Попробуйте дать комментарий от лица исполнителя любой из ролей пьесы.
3. В каком действии происходит завязка пьесы? Чем вызвана такая растянутая экспозиция?
4. Прочитайте в лицах ту часть пьесы, которую вы считаете завязкой.
5. Попробуйте прочитать в лицах сцены, в которых все чиновники по очереди дают взятку Хлестакову.
6. Некоторые сцены четвёртого действия автор не включил в печатные издания. Среди них и явление VIII, в котором доктор богоугодных заведений Гибнер ухитряется не дать взятку Хлестакову. Почему такой сюжет был изъят автором?
7. Где в комедии развязка?
8. Какую роль в комедии играет «немая сцена»?
1. Опишите комнату в доме городничего. Как объяснить, что по поводу её обстановки в ремарках нет ни слова?
2. Прочитайте ремарку в начале второго действия. Как вы объясните разницу между описанием номера в гостинице, где жил Хлестаков, и упоминанием о комнате городничего?
3. Заметили ли вы разницу между Добчинским и Бобчинским? Нужно ли зрителю её видеть? И если не нужно, то зачем в пьесе эти забавные двойники? Какова их роль?
4. Какую сцену вы считаете кульминацией комедии?
5. Какое место в пьесе занимает сцена вранья?
6. Объясните, почему Гоголь создал так много дополнительных материалов, которые сопровождают эту пьесу. Это и «Театральный разъезд после представления новой комедии», и ряд других текстов: «Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления „Ревизора“ к одному литератору», «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“».
1. Какую роль пытается играть Хлестаков? Он играет её случайно, по неожиданному капризу, или она выражает его мечты и тайные стремления?
2. Согласны ли вы с автором, что «было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней (комедии. – Авт.) во всё продолжение её? Это честное благородное лицо был – смех»?
3. Решите, кого вы считаете главным героем комедии. Подготовьте рассказ об этом герое.
4. Что вы можете рассказать о сценической истории комедии? Удалось ли вам увидеть её на сцене театра или на киноэкране? Подготовьте доклад или сообщение об истории постановок «Ревизора» на сцене.
Иван Сергеевич Тургенев
(1818–1883)
Вам знакомы имя Ивана Сергеевича Тургенева, некоторые его произведения, факты из биографии. Попробуем заглянуть в его творческую лабораторию.
Тургенев рано начал писать и обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. В начале творческого пути он попробовал свои силы в лирике. Его произведения печатались, а романс на его стихи «Утро туманное, утро седое…» и сейчас нередко звучит в концертах. Несколько поэм были хорошо приняты читателями, а драматические произведения до сих пор можно увидеть на сцене. Комедия «Месяц в деревне» входит в репертуар многих театров.
Однако настоящее признание, своё место в литературе Тургенев обрёл благодаря эпическим жанрам. Очерк «Хорь и Калиныч» определил его судьбу. Рассказы, повести и романы – центральная часть литературного наследия писателя. Многие из рассказов Тургенева передают искреннее сочувствие крепостным крестьянам. Особой поэзией овеяны образы русских деревенских женщин.
Тургенев работал много и плодотворно. Словом владел легко и непринуждённо. Подтверждение тому – один из фактов его биографии. Однажды он вернулся из Берлина и в восторге рассказывал о замечательной выставке фрагментов алтаря Зевса, найденных во время Пергамских раскопок. Рассказ был так увлекателен, а надежда на то, что он его запишет и отдаст в печать, так мала, что присутствовавший редактор одного из журналов предложил запереть Тургенева в кабинете и не выпускать, пока он не подготовит рукопись. Шутка была поддержана всеми участниками вечера, и Тургенев тут же написал очерк.
Но даже удивительная лёгкость пера не делала Тургенева небрежным к каждой словесной находке. Все близкие знали о таинственном портфеле, который он никому не показывал и куда складывал материалы для будущих произведений. Это были наброски, краткие записи замыслов, даже фрагменты писем: те их строки, которые, как ему казалось, удались.
Когда Тургенев тяжело заболел, один из друзей, знавший об этом хранилище черновых материалов, просил писателя просмотреть их и издать то, что сочтёт нужным. Тургенев долго не хотел этого делать, но наконец согласился. Так появились стихотворения в прозе. Сам Тургенев дал сборнику два названия: «Стихотворения в прозе» и «Senilia» («Старческое»). В первом издании, которое было осуществлено при жизни автора, было 51 произведение. Познакомьтесь с некоторыми из них, и вам сразу станет ясно, почему они именуются стихотворениями.
Стихотворения в прозе Собака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает, но я её понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней, и во мне живёт одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонёк.
Смерть налетит, махнёт на него своим холодным широким крылом…
Кто потом разберёт, какой именно в каждом из нас горел огонёк?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой.
Вопросы и задания
Какова тема этого стихотворения в прозе?
1. Попробуйте доказать, что это именно лирическое произведение, то есть произведение, которое эмоционально и ярко передаёт мысли и чувства автора.
2. Как вы объясните, почему Тургенев, создавая стихотворения в прозе, не использовал ни разбивку стихотворения на строки, ни рифмы?
Жил-был на свете дурак.
Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывёт за безмозглого пошлеца.
Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?
Внезапная мысль озарила наконец его тёмный умишко… И он, нимало не медля, привёл её в исполнение.
Встретился ему на улице знакомый – и принялся хвалить известного живописца…
– Помилуйте! – воскликнул дурак. – Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы – отсталый человек.
Знакомый испугался – и тотчас согласился с дураком.
– Какую прекрасную книгу я прочёл сегодня! – говорил ему другой знакомый.
– Помилуйте! – воскликнул дурак. – Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на неё давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы – отсталый человек.
И этот знакомый испугался – и согласился с дураком.
– Что за чудесный человек мой друг N. N.! – говорил дураку третий знакомый. – Вот истинно благородное существо!
– Помилуйте! – воскликнул дурак. – N. N. – заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы – отсталый человек!
Третий знакомый тоже испугался – и согласился с дураком, отступился от друга.
И кого бы, что бы ни хвалили при дураке – у него на всё была одна отповедь.
Разве иногда прибавит с укоризной:
– А вы всё ещё верите в авторитеты?
– Злюка! Желчевик! – начинали толковать о дураке его знакомые. – Но какая голова!
– И какой язык! – прибавляли другие. – О, да он талант!
Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.
И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.
Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, – сам авторитет – и юноши перед ним благоговеют и боятся его.
Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут поди не возблагоговей – в отсталые люди попадёшь!
Житьё дуракам между трусами.
Вопросы и задания
1. Как вы объясните название этого стихотворения?
2. Что обеспечило дураку всеобщее признание?
3. Какие человеческие качества резко критикует автор в этом стихотворении?
4. Как бы вы назвали то чувство, которое владеет автором при рассказе о своём герое?
1. Понятна ли вам ситуация, которая описана в этом произведении? Охарактеризуйте её.
2. Нельзя ли последнюю фразу: «Житьё дуракам между трусами» назвать моралью произведения, как это мы делаем в баснях?
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Вопросы и задания
Определите основную тему этого стихотворения в прозе. Найдите в тексте фразу, которая послужит доказательством ваших выводов.
1. Как вы думаете, чем Тургенева привлекла увиденная сценка?
2. Докажите, что прочитанный вами текст относится к жанру стихотворения в прозе.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Вопросы и задания
1. Какой обобщающий смысл вкладывает Тургенев в понятие «русский язык»?
2. Почему «во дни тягостных раздумий о судьбах… родины» для писателя поддержкой и опорой становится родной язык?
3. Попробуйте найти подтверждения каждому из четырёх определений русского языка, которые даны в первой фразе.
4. Каково значение эпитета «великий» в словосочетаниях «великий язык» и «великий народ»?
5. Определите основную тему стихотворения в прозе «Русский язык».
Итоговые вопросы и задания
1. Прочтите самостоятельно рассказ «Свидание» и расскажите о судьбе его героини. Почему она, а не герой вызывает наше сочувствие?
2. Как лиричное описание природы помогает сочувствовать героине?
Дайте оценку отношению Тургенева к миру природы и всего живого, вспомнив его рассказы «Муму», «Бежин луг» и «Стихотворения в прозе».
Николай Алексеевич Некрасов
(1821–1878)
Некрасов вырос в самом сердце России на великой русской реке Волге. Однако Волга была не только прекрасной рекой, она была и рекою рабства. Если бы не произведения Н. А. Некрасова и не картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», возможно, мы так и не смогли бы с достаточной ясностью представить себе тот тягостный труд, который был вечным спутником жизни народной. Нелегко жилось самому Николаю в родном дворянском гнезде: деспотизм отца, бесправное положение матери. Юношеской реакцией будущего поэта на всё, что он видел, была попытка жить самостоятельно, своим трудом.
Долгие годы нищенского существования, к счастью, не сломили юношу. Он сумел добиться признания на писательском поприще, а талант предпринимателя помог ему возродить журнал «Современник», основанный Пушкиным. Но, достигнув благополучия и признания, Некрасов сохранил верность тем целям, которые с первых дней отчётливо обозначились в его творчестве: «Я лиру посвятил народу своему».
Вы читали поэму «Мороз, Красный нос», наверняка помните многие стихотворения поэта. Сейчас познакомьтесь ещё с одним лирическим произведением Некрасова. Это «Размышления у парадного подъезда». Такой же подъезд Некрасов видел из своего окна. Но дело не в том, что перед вами сценка с натуры. Похожих парадных подъездов по великой Руси было множество, и поэт Некрасов пишет о страданиях и бедах людей, на которых с жестоким равнодушием взирали хозяева «роскошных палат».
Размышления у парадного подъезда
Вот парадный подъезд. По торжественным
дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав своё имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектёры[103] 103
Прожектёр – любитель несбыточных проектов (проже́ктов).
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», – говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы[104] 104
Пилигри́м – здесь: странник.
А владелец роскошных палат
Ещё сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть ещё наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не даёт.
И к чему? Щелкопёров забавою
Ты народное благо зовёшь;
Без него проживёшь ты со славою
И со славой умрёшь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, —
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, – как дитя,
Ты уснёшь, окружён попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдёшь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой.
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? —
Безопасней… Ещё веселей
В чём-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик.
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой,
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету Божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъездов судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся —
То бурла́ки идут бечевой.
Волга! Волга. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснёшься ль, исполненный сил,
Иль, суде́б повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.
Вопросы и задания
1. Чему посвящено стихотворение Некрасова? Определите его основную тему.
2. Сколько частей в этом стихотворном произведении? Как вы можете объяснить их несоразмерность?
3. Можно ли дать название каждой сменяющей одна другую картине этого стихотворного произведения? Придумайте свой вариант.
4. К какому жанру вы могли бы отнести это стихотворение?
1. Найдите слова, в которых вы видите отношение автора к тому, о чём он говорит в этом стихотворении.
2. Какую роль в композиции стихотворения играет антитеза?
3. Какие строки стихотворения звучат как ораторская речь трибуна, защитника народного?
4. Определите, каким размером написано это стихотворение.
5. Какие художественные приёмы особенно активно используются поэтом в этом стихотворении? Какие приёмы устного народного творчества в нём встречаются?
1. Попробуйте (устно) нарисовать две картины: «Парадный подъезд по обычным дням» и «Парадный подъезд по торжественным дням». Можете ли вы определить ключевое слово в каждой из них? Есть ли эти слова в строках стихотворения?
2. Создайте портрет «владельца роскошных палат».
3. Подготовьте рассказ о ходоках, «деревенских русских людях».
4. Прочтите стихотворение Некрасова «Железная дорога». Определите его жанр. Дополните рассказ о «ходоках» рассказом о тяжкой доле строителей железной дороги.
5. Некрасов чаще всего использовал трёхсложные стихотворные размеры. Попробуйте найти примеры среди его стихотворений, написанных дактилем, амфибрахием и анапестом.
6. Какие художественные приёмы фольклора использует Некрасов в своих произведениях? Какие жанры фольклора активно используются в его лирике?
Николай Семёнович Лесков
(1831–1895)
Тяжёлое детство и юность, богатый житейский опыт дали писателю материалы, которые воплотились в литературных произведениях, свойственных его творческой манере. Он тяготел к мемуарам[105] 105
Мемуа́ры – литературное произведение о прошедших событиях, написанное в форме воспоминаний.
Своеобразие взгляда на художественное слово не могло не коснуться и отношения к жанру. Сейчас вы познакомитесь с жанром сказа, в котором повествование строится с учётом взглядов простых людей, поэтому в сказе звучит народная речь. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» был создан в 1881 году. Как сообщал сам писатель, история о стальной блохе выросла из народной пословицы и выражала «гордость русских мастеров ружейного дела». Всё произведение – стилизация под народную словесность, фольклор.
Чувство народного языка и народного творчества у Лескова очень острое. Недаром в одном из его писем мы читаем: «Прожив изрядное количество лет, и много перечитав, и много переглядев во всех концах России, я порою чувствую себя как Микула Селянинович, которого тяготила тяга знания родной земли…»
Двадцать глав этого небольшого сказа охватывают Россию и Англию, в них действуют люди самых разных сословий. Язык сказа – язык особенный, в котором отражены и народная смекалка, и народный юмор, что особенно ярко выражается в своеобразном переосмыслении непривычной для простого народа терминологии.