какую роль развития играют пределы экстенсивного роста
Значение экстенсивного роста экономики
Что такое экстенсивный экономический рост
Экстенсивный экономический рост (От лат. extensivus — расширяющий, удлиняющий) — увеличение общественного продукта за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом технологическая база производства остается неизменной.
Общие факторы экономического роста:
Измеряют темпы роста экономики при помощи подсчета ВВП с учетом рыночной стоимости всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за конкретный временной промежуток, учитывая уровень инфляции.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Экстенсивный экономический рост направлен на расширение и количественное увеличение. Предполагает развитие производства за счет использования все большего числа новых ресурсов.
Итак, экстенсивный рост представляет собой увеличение объема продукции и услуг за определенный период времени, проявляющийся в положительном изменении темпов потенциального или уже существующего ВВП.
Интенсивный экономический рост
Противоположным понятием является интенсивный рост. Это развитие производства за счет увеличения производительности труда и его эффективности. Пример: на предприятии внедряют современные технологии, позволяющие оптимизировать эффективность труда работников. Либо решают отправить сотрудников на повышение квалификации, чтобы в дальнейшем они улучшили результат своей работы.
Плюсы:
Основные критерии:
Факторы, влияющие на экстенсивный рост
При экстенсивном росте увеличивается число используемых факторов производства, задействуют больше капитала, земли, труда. Его сущность заключается в том, что издержки остаются неизменными, производительность не растет. Однако за счет обработки новых ресурсов экономика развивается, что приводит к росту ВВП.
Пример: для расширения предприятия владелец нанимает больше рабочих либо закупает дополнительное оборудование.
Факторы:
Преимущества
Недостатки
Такой тип роста имеет свои границы и явные отрицательные стороны. В определенный момент ресурсы в виду их ограниченности станут недоступными, и придется переходить на интенсивное производство.
Примеры экономики с экстенсивным типом
Примером данного вида роста является Россия, где прибавление ВВП достигается благодаря значительному расходованию природных ресурсов и сырья. В чистом виде виды роста редко встречаются, на практике в большинстве стран они сочетаются и работают только в совокупности.
Пределы роста и стимулы развития
При «проекции в будущее» современных закономерностей и тенденций реального исторического процесса нередко напрашиваются вопросы: как долго может продолжаться ускорение социального прогресса? Разве не существуют в обозримом будущем абсолютные, физические переделы для роста населения и экономического развития, для промышленного производства, наконец, для интеллектуальной и психологической способности человека приспособиться к процессу стремительных изменений в окружающем его мире? Многие ученые (как естествоиспытатели, так и обществоведы), особенно на Западе, отвечая на подобные вопросы, склонны утверждать, что такие пределы существуют, причем не в столь уж отдаленном будущем. Экстраполируя в будущее статистические данные о росте потребления невозобновимых природных ресурсов и загрязнении окружающей среды, они полагают, что уже в начале следующего столетия, самое позднее к его середине экономическое развитие человечества исчерпает себя: либо развитие будет сознательно ограничено, прекращено, либо завершится экологической катастрофой в глобальном масштабе.
К таким более или менее категорическим выводам в начале 70-х годов пришли в своих докладах Римскому клубу многие авторитетные специалисты на основании разработанных ими глобальных моделей. Сформулированная ими концепция «пределов роста» получила широкое распространение на Западе и до сих пор пользуется определенной популярностью в своих различных модификациях. Основной методологический порок подобных моделей, как и покоящейся на них концепции «пределов роста», состоит в том, что, экстраполируя, формально распространяя на будущее современные тенденции экономического, научно-технического и демографического роста, они не учитывают того обстоятельства, что накопление количественных изменений не может не сопровождаться перерывом постепенности, скачками, коренными качественными изменениями.
Для сторонников концепции «пределов роста» всякое новое качество в общественном развитии (даже если они его признают) — не что иное, как возведенное в n-ю степень, гипертрофированное количество. Тем самым проблема поступательного развития оказывается подмененной проблемой экспоненциального роста с вытекающими из него «пределами». Иначе говоря, экстенсивный рост, будь то экономики или населения заслоняет и игнорирует интенсивное развитие общества в целом.
Конечно, экспоненциальный рост того или иного конкретного процесса не может продолжаться бесконечно, он имеет свои пределы (хотя остается открытым для обсуждения вопрос о том, какой характер носят эти пределы, когда и на каком уровне они могут быть достигнуты в каждом конкретном случае). Однако подлинная проблема перспектив социального прогресса и будущего человечества лежит совсем в иной плоскости, ибо количественный рост и развитие как в природе, так и в обществе (включающее в себя переход от одного качественного состояния к другому) — отнюдь не тождественные процессы. Как подчеркивал В. И. Ленин, «развитие заведомо не есть простой, всеобщий и вечный рост, увеличение…».
В этом легко убедиться, обратившись за примерами к неорганическому миру. Так, добыча и потребление отдельных видов минерального сырья, энергии и других природных ресурсов действительно не могут бесконечно возрастать в геометрической прогрессии, как не может продолжаться загрязнение окружающей среды, уже сейчас принявшее угрожающие размеры. Однако ссылки на ограниченность природных ресурсов — отнюдь не довод против экономического развития и социального прогресса.
Социальный, экономический и технический прогресс на протяжении всемирной истории в своей эволюционной и революционной форме постоянно преодолевал подобные «физические пределы». Совершенствование орудий труда и методов производства постоянно расширяет рамки экономического роста, а технологические революции создают совершенно новые, не существовавшие прежде сферы экономической деятельности, не только умножают уже известные природные ресурсы, делая их доступными для практического использования человеком, но и превращают в ресурсы то, что прежде ими не являлось. Благодаря научно-технической революции в современную эпоху систематическое внедрение новых научных открытий и технических изобретений позволяет рассматривать проблему обеспеченности экономического развития природными ресурсами в совершенно иной плоскости, чем в недавнем еще прошлом.
Уже эти общие теоретические соображения заставляют диалектически воспринимать саму проблему наличия определенных «пределов» для экспоненциального роста в природе и обществе.
Как это ни парадоксально на первый взгляд, существование определенных «пределов роста» является необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биологических организмов, то в этом случае стал бы невозможен и естественный отбор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более высокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто захлебнулись бы в океане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения последних неизмеримо выше, чем у первых.
Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрессом. Всемирная история подтверждает, что наличие определенных «пределов» для экстенсивного роста служит скорее объективным стимулом для общественного развития, чем его тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы; во всяком случае, его переход к земледелию и скотоводству задержался бы на тысячелетия. Если бы у людей было вдоволь древесного угля, то это, несомненно, замедлило бы переход к использованию минерального топлива, затруднило бы распространение целого ряда технических изобретений. Если бы не было определенных пределов для человеческой памяти и физических ограничений в устной коммуникации между людьми, то это, по всей вероятности, замедлило бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой коммуникации, а ограниченные способности человека производить математические операции в уме и на бумаге в конечном счете стимулировали создание компьютеров.
Нет веских оснований опасаться замедления социального прогресса и вследствие мнимой «психической и умственной неспособности человека» освоить и выдержать стремительно нарастающий поток новых знаний и приспособиться ко всякого рода нововведениям в обществе. Интеллектуальный прогресс человечества состоял, в частности, в том, что все больший объем знаний оно способно вмещать во все меньшее количество информации, дополняя свою естественную память искусственной благодаря изобретению письменности, книгопечатания, а теперь компьютеров и видеозаписи.
Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной информационной емкостью: специалисты считают, что человеческая память способна содержать примерно 10 млрд бит информации, иначе говоря, вместить в себя 500 многотомных «Британских энциклопедий». Это означает, что человек будущего при правильном воспитании и образовании, если он разумно распорядится своей памятью, может обладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энциклопедий по самым разным областям науки и культуры в сочетании с аналогичной по объему профессиональной компетентностью в самой сложной специальности. В его памяти сохранится достаточно места и для свободного владения несколькими иностранными языками, а также для информации, связанной с повседневным бытом, с различными увлечениями и другими повседневными жизненными потребностями, какими бы разносторонними они ни были.
Кроме того, в его распоряжении будут персональный компьютер, возможность немедленного обращения к колоссальной памяти, накопленной человечеством в библиотеках, музеях, суперкомпьютерах и т. п. Эти научно установленные факты свидетельствуют, что ни о каких пределах, тем более исчерпании интеллектуальных способностей человека, в обозримом будущем не может быть и речи.
Какую роль развития играют пределы экстенсивного роста
Подробное решение Параграф § 3 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014
Вопрос 1. Как экономический рост влияет на развитие общества и человека? Чем экономический рост отличается от экономического развития? Почему экономика развивается циклами?
Экономический рост — это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).
Факторами экономического роста являются:
• количество и качество природных ресурсов;
• количество и качество трудовых ресурсов — производительность труда, образование и профессиональная подготовка;
• объем основного капитала;
Перечисленные факторы способствуют физическому росту производства, но также необходимо, чтобы происходило использование, или потребление, возросшего ВВП. Поэтому рост зависит также от факторов спроса (повышение уровня совокупных расходов) и факторов распределения (эффективное использование ограниченных ресурсов в различных отраслях).
Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство. Следует отметить важную особенность инвестиций: в момент своего осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующие периоды — совокупное предложение, так как увеличивают объем производственных мощностей.
Для экономического роста важным фактором является научно-технический прогресс, так как он позволяет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно и способствует повышению производительности труда.
Экономическое развитие — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения материальных благ. Это процесс улучшения качества всех человеческих жизней и возможностей повышения уровня жизни, самоуважения и свободы.
Экономические циклы — колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющемся сжатии (экономическом спаде, рецессии, депрессии) и расширении экономики (экономическом подъёме). Циклы носят периодический, но, обычно нерегулярный характер. Обычно (в рамках неоклассического синтеза) интерпретируются как колебания вокруг долгосрочного тренда развития экономики.
Вопросы и задания к документу
Вопрос 1. Чем характеризуется экономический рост?
Факторами экономического роста являются:
• количество и качество природных ресурсов;
• количество и качество трудовых ресурсов — производительность труда, образование и профессиональная подготовка;
• объем основного капитала;
Перечисленные факторы способствуют физическому росту производства, но также необходимо, чтобы происходило использование, или потребление, возросшего ВВП. Поэтому рост зависит также от факторов спроса (повышение уровня совокупных расходов) и факторов распределения (эффективное использование ограниченных ресурсов в различных отраслях).
Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство.
Вопрос 2. Увеличивает ли экономический рост доходы от налогообложения? За счёт чего?
Сам по себе экономический рост увеличивает доходы от налогообложения и сокращает необходимость в расходах на социальные нужды, таких, как пособия по безработице.
Вопрос 3. Каким образом экономический рост сокращает необходимость в расходах на социальные нужды?
За счет того, что создаются новые рабочие места, безработица снижается.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Что понимается под экономическим ростом страны и как он измеряется?
Экономический рост — это количественная сторона развития экономической системы, характеризующаяся расширением её (системы) масштабов. Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. При этом особо выделяют равновесный сбалансированный рост, т. е. такой рост экономики, при котором темпы развития отраслей или секторов экономики внутренне согласованы.
Наиболее распространённая мера экономического роста — темпы изменения валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП) в расчёте на душу населения (с учётом изменения цен). Увеличение ВНП за счёт более высоких цен текущего периода, т. е. изменение номинального (в ценовом выражении) ВНП, не может рассматриваться как экономический рост.
Экономический рост принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных (в виде процента или коэффициента к величине предшествующего периода).
Абсолютный прирост показывает, насколько уровень текущего периода выше или ниже базисного. Он может иметь положительный или отрицательный знак. Например, если в данном году реальный ВНП составил 120 млн р., а в предыдущем 100, то абсолютный прирост как разность последующего и предыдущего уровней ряда динамики составит 20 млн р.
Темпом роста называется отношение последующего уровня к предыдущему или какому-либо другому, принятому за базу сравнения. Темп роста всегда имеет положительный знак.
При темпах роста, меньших 100%, или единицы, получаются отрицательные темпы прироста. Для нашего примера темп роста равен 120%, или 1,2 раза, а темп прироста равен 20%, или 0,2 раза.
Вопрос 2. Назовите факторы экстенсивного и интенсивного роста.
Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном рост достигается за счёт количественного увеличения ресурса. Рост конечного продукта общества сопровождается таким же и даже большим ростом затрачиваемых ресурсов.
• Увеличение числа занятых работников
• Увеличение объёма инвестиций (вложений) при использовании неизменных техники и технологий
• Увеличение объёма потребления сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов
• Использование новейших технологий и принципиально новой техники
• Повышение уровня образования и квалификации работников
• Повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов
• Улучшение организации труда и производства
• Устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.)
К экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.
При интенсивном типе рост достигается за счёт развития и освоения современных достижений науки и техники, увеличения производительности труда, отдачи основных фондов, улучшения использования сырья и материалов (обычно при сочетании всех этих факторов). Интенсивные факторы роста становятся преобладающими.
В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие. Например, может происходить одновременно и прирост количества рабочей силы, и повышение её качества или расширение поля производства и совершенствование технической базы производственного процесса. В зависимости от того, какой способ преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста.
Вопрос 3. Чем экономический рост отличается от экономического развития?
Понятие «экономический рост» близко к понятию «экономическое развитие», но не тождественно ему. Рост есть составляющая экономического развития, которое понимается как процесс, включающий периоды роста и спада, количественных и качественных изменений в экономике. Рост — это положительная динамика экономики. Спад — отрицательная динамика как экономики в целом, так и отдельных её фаз, сфер, секторов, факторов и элементов.
Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и повышение качества жизни населения.
Вопрос 4. Какова система показателей экономического развития страны?
Известны различные модели экономического развития. Но при всём многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.
Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:
— общий объём реального ВВП;
— ВВП/ВНП на душу населения;
— отраслевая структура экономики;
— производство основных видов продукции на душу населения;
— уровень и качество жизни населения;
— показатели экономической эффективности.
Если объём реального ВВП (ВНП) характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП (ВНП) на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.
Уровень экономического развития страны — это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и мирового сообщества в делом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.
В рамках Программы развития ООН для характеристики уровня развития человеческого потенциала проводятся специальные расчёты с помощью так называемого индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).
ИРЧП (10) — это интегральный показатель, рассчитываемый как усреднённое значение следующих трёх обобщённых показателей:
индекса 1Х — ожидаемой продолжительности жизни (долголетия), определяемого как продолжительность предстоящей жизни при рождении;
индекса 12 — достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней;
индекса 13 — уровня жизни, определяемого как скорректированный реальный ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС в долл.).
ИРЧП представляет собой среднюю величину от деления суммы всех индексов на три. Основное назначение этого индикатора — показывать, в каком направлении осуществляется развитие в той или иной стране (регионе) и как различаются страны (регионы) в накоплении и развитии человеческого потенциала.
Вопрос 5. Чем характеризовались кризисы XIX в?
Кризисы характеризовались резким падением производства, ростом уровня безработицы, банкротствами многих предприятий, падением покупательной способности населения.
Вопрос 6. Как государство может воздействовать на экономический цикл?
Существуют 2 метода антициклического регулирования.
В первом случае огромную роль имеет бюджетная политика, здесь манипулируют расходами и налогами (если всё плохо, то налоги понижаются, а расходы государства возрастают, если всё хорошо, то наоборот).
Во втором случае рассматривается кредитно-денежная политика, то есть меняются ставки процента за кредит и количество денег в обороте страны.
Методами фискальной и денежно-кредитной политик.
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. В приведённой ниже таблице вы найдёте индексы, характеризующие уровень жизни населения субъектов Российской Федерации (2008). Вычислите индекс развития человеческого потенциала этих субъектов и сравните с показателями по России в целом.
Вопрос 2. Выберите верное суждение. Экономический рост измеряется как:
а) увеличение реального объёма национального производства за определённый период времени.
Вопрос 3. Охарактеризуйте факторы и показатели экономического роста.
Факторами экономического роста являются:
• количество и качество природных ресурсов;
• количество и качество трудовых ресурсов — производительность труда, образование и профессиональная подготовка;
• объем основного капитала;
Различают интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста:
Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса. Например, неоправданное увеличение численности организации может привести к избытку рабочей силы и к снижению производительности труда. Также к экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.
Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала. Главным интенсивным фактором роста и развития современной экономики, как индустриальной, так и инновационной является высококачественный человеческий капитал.
1.7. Общественный прогресс
Изменения в процессе развития сложны и многообразны. Двумя противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга тенденциями развития выступают прогресс и регресс.
Идея прогресса возникла в период подъема капитализма. Под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку взглянуть на человеческую историю в целом, оценить достигнутые исторические результаты, понять основные тенденции истории, перспективы будущего общественного развития.
Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Такие ценностные моменты актуальны и сегодня, они вряд ли утратят свое значение и в будущем. Однако важно осмыслить объективные черты прогресса. [/ Прогресс — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Прогресс связан с повышением уровня организации системы. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также расширяются функции, выполняемые этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом. У Если же в результате процесса развития уменьшается объем полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, сокращается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.
Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны. Установлено, что в эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции. Прогрессивное развитие живой природы включает дегенерацию отдельных видов. Так же и в развитии общества: обретению нового, «высшего» сопутствуют утраты, упрощения ранее существовавшего. Подобных примеров в истории множество.
Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к прогрессу. В реальных процессах развития природы и общества проявляется многонаправленностъ процессов, включающая в себя не только прогресс, но и регресс. Представления об однонаправленном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.
Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой единое целое. Что следует считать прогрессом, нужно рассматривать в каждом конкретном случае.
Понятие прогресса имеет интегральный характер. Поэтому судить о тенденциях изменения по отдельным изолированным показателям практически невозможно. Нарастание, усложнение одних функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других. «Высшее» по ряду одних параметров может оказаться «низшим» по другим параметрам.
Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества.
Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, средствах и смысле прогресса. В зависимости от того, какие цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности. Как правило, осмысление и обоснование этой стратегии осуществляется в терминах «прогресса»: прогрессивная технология, политика, печать и т. п.
К концу XX — началу XXI в. понятие прогресса стало включать в себя, прежде всего, идею об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение человечества на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т.д.
В отношениях между людьми основополагающим остается устранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждебности и агрессивности. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие творческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей.
В целом развитие человечества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. В историческом масштабе общая совокупность социальных изменений от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер. К некоторым областям социальной жизни прогресс неприменим. Сюда относится область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подвержено изменениям. Вместе с тем понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается художественная, эстетическая сторона эволюции, развития искусства. Здесь можно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства.
Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых других социальных институтов и явлений, например религии. То же можно сказать и о фундаментальных философских системах: их эволюция имеет место, но понятие прогресса здесь неприменимо.
Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеализированный «образ прогресса» постоянно применяется для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. Представление о прогрессе в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопрогресса, например к антигуманным, античеловечным реформам.
Принципиальная особенность нашей эпохи — развитие самосознания человечества как единого целого. Восприятие планеты Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судьбы, будущего, перспектив социального и экономического развития становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.
История человечества неопровержимо свидетельствует о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Несомненным является прогресс техники: от каменных орудий — к железным, от простых ручных орудий — к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда.
Развитие цивилизации привело к утверждению идеалов гуманизма. Но в XX в. произошли две самые кровопролитные в истории человечества мировые войны, возникла идеология фашизма, предусматривавшая порабощение и даже уничтожение людей «низших рас». На рубеже XX—XXI столетий мир потрясают акты терроризма, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность. Все это вряд ли может быть названо прогрессивными проявлениями развития.
Оценить прогрессивную или регрессивную направленность явлений сложно еще и потому, что разные люди по-разному понимают сущность изменений. То, что в глазах одних выступает прогрессом, для других — проявления регресса. Так, народ может враждебно встретить реформы, проведение которых правительство считает необходимым.
Для более правильной оценки развития общества необходимо выделить объективный критерий прогресса. Бесспорно, объективным показателем прогресса является уровень развития орудий труда, материальные возможности влияния на окружающую среду и способность изменять ее. В этом отношении рабовладение и феодализм прогрессивнее первобытно-общинного строя, а капитализм прогрессивнее феодализма. Современный этап развития человечества более прогрессивен, чем период рубежа XIX—XX вв. С этой же точки зрения развитие народов России, США, стран Европы более прогрессивно, чем развитие реликтовых племен, живущих в Африке, Австралии и Южной Америке. Таким образом, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса служит развитие производительных сил (орудий труда), развитие самого человека.
Процесс развития человечества от его возникновения до современности включает в себя прошлое и настоящее, которые органически связаны между собой. Настоящее — это итог всей предшествовавшей всемирной истории и в то же время основа для будущего. Будущее человечества уже объективно содержится в его настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно будет результатом творческой, практической деятельности людей. Созидать будущее можно лишь используя то, что уже создано в настоящем на основе опыта и знаний, накопленных в прошлом.
Будущее человечества, несомненно, связано с дальнейшим восхождением общества на новые ступени своего развития в ходе реального исторического процесса. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни повторением прошлого. Этот процесс означает становление совершенно нового, беспрецедентного в истории гуманного и демократического общества, которое призвано воплотить в себе вековые социальные идеалы человечества.
Вглядываясь в прошлое, оценивая настоящее, мы можем сделать вывод, что одной из основных закономерностей развития общества выступает необратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории. Нельзя отрицать, что на протяжении всей истории человечества неоднократно имели место длительные застойные периоды в развитии, различные общества в результате стихийных бедствий и социальных катастроф иногда оказывались отброшенными далеко назад в экономическом, политическом и культурном отношении. Но при всей сложности, неравномерности и противоречивости процесса развития происходило неуклонное восхождение человечества от низших форм социальной организации к высшим. Хотя в каждом конкретном случае исход столкновения противостоящих друг другу сил прогресса и регресса заранее не предрешен, тем не менее победа прогрессивных сил, как правило, оказывается безусловной, тогда как победа регрессивных сил — временной и преходящей. Это обстоятельство и придает необратимость социальному прогрессу, пока существует человечество.
Одна из важнейших особенностей социального прогресса — возрастание его темпов, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. Скорость и радикальность социальных изменений есть результат возрастания роли широких народных масс в истории, участия в социальных отношениях каждого конкретного человека. В древности такого количества людей, как сейчас, просто не существовало. В период неолита население всего земного шара едва ли превышало 25 млн человек, к началу нашей эры оно достигло 250 млн и 1 млрд — в начале XIX в. Сейчас на земном шаре живет более 5 млрд человек.
Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к увеличению численности населения Земли. Речь идет о его активном вовлечении в историческую деятельность, о его образованности, производительности труда, его политической сознательности. В этом отношении современная эпоха не имеет себе равных в истории. Ускорение социального прогресса слагается из многих объективных факторов. В первую очередь — это раскрепощение человека и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человечества по отношению к природе, вовлечение народов в международное общение и обмен результатами своей деятельности, интернационализация социально-экономических, политических и культурных процессов.
В каждом последующем периоде развития появляется все больше новых открытий и изобретений, которые человечество использует в повседневной жизни. Основную часть времени своего существования человечество занималось ручным трудом. Машинное производство появилось два века назад, электричество стали использовать чуть более ста лет назад. Авиация и автомобилестроение стали интенсивно развиваться в первой трети XX в. Телевидение стало доступно широким массам населения с 1960-х гг., а компьютеры — с 1980—1990-х гг.
По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологическими нововведениями, по интенсивности международного сотрудничества в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI в. может быть приравнен к десятилетию в XIX в., к столетию — в Средневековье и в античности, к тысячелетию — в глубокой древности. В этом уплотнении исторического времени, в сопоставлении с его хронологическими рамками, т.е. в «ускорении ритма истории», с очевидностью проявляется стремительное возрастание темпов социального прогресса в ходе поступательного развития цивилизации на нашей планете. Благодаря ускорению социального прогресса мир уже сейчас разительно отличается от того, чем он был в XX в.
Но существуют ли пределы социального прогресса? Как это ни странно на первый взгляд, наличие определенных «пределов роста» служит необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биологических организмов, то не был бы возможен и естественный отбор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более высокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто «захлебнулись» бы в океане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения последних неизмеримо выше, чем у них.
Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрессом. Всемирная история подтверждает, что наличие определенных «пределов» для экстенсивного роста выступает, скорее, объективным стимулом для общественного развития, чем его тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы. Во всяком случае его переход к земледелию и скотоводству задержался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля были неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к использованию минерального топлива, затруднило бы распространение целого ряда технических изобретений. Если бы не существовало определенных пределов человеческой памяти и физических ограничений в устном общении между людьми, то это, по всей вероятности, задержало бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой коммуникации. Проблема ограниченных возможностей человека производить математические операции в уме и на бумаге привела к созданию компьютеров.
Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой социального прогресса. Примеры истории и современности показывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоростью. Одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии первобытно-общинного строя. В истории неоднократно происходило взаимодействие народов, находящихся на разных ступенях общественного развития. Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает более развитый народ на менее развитый. При этом менее развитый народ заимствует не только положительные результаты эволюции более развитого народа, но и массу негативных проявлений развития. Например, внедрение европейской культуры в иных странах приводило к деградации коренного населения, распространению среди аборигенов алкоголизма и неизвестных им ранее заболеваний.
Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс состоит в том, что все больший объем знаний человечество способно вмещать в искусственную память благодаря изобретению письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.
Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной информационной емкостью. Ученые считают, что человеческая память способна содержать до 10 млрд бит информации. Это означает, что человек будущего при правильном воспитании и образовании, если он разумно распорядится своей памятью, может обладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энциклопедий по самым разным областям науки.
Объективная логика всемирной истории указывает на поступательное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эволюции конкретных народов, в истории которых встречаются неравномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей прогрессивной тенденции развития человечества как в историческом прошлом, так и в настоящем.
1. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявляется их взаимосвязь?
2. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зрения прогресса и регресса?
3. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?
4. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?
5. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?
6. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости социального прогресса.
7. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его на конкретных примерах.
8. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?
9. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как отношения между народами влияют на процесс их развития?
10. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в развитии современного человечества? Каким путем пойдет человечество в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.