какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека

ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463 – 1494)

Джованни Пико делла Мирандола – один из ярких представителей итальянского Возрождения. Идеи Пико делла Мирандола оказали существенное влияние на гуманистическую мысль Европы, во многом определив направление дальнейшего её развития. Центральное место в его философии занимают проблемы человеческого существования: свободы воли, интеллектуально-духовного развития и нравственного совершенствования.

Основные философские труды Пико Делла Мирандолы

«Мы будем, если пожелаем, не ниже, чем они». Проблема свободы воли человека

Философия Джованни Пико делла Мирандолы – это учение о возвышенности человеческой природы, развиваемое им в духе античного гуманизма. Не случайно уже в первых строках своей «Речи о достоинстве человека» он приводит слова, которые приписывают Гермесу Трисмегисту – легендарному мудрецу древности: «Великое чудо есть человек!». Что придаёт особый характер человеческому существованию? Благодаря каким своим качествам человек возвышается над всеми прочими созданиями? Каковы глубинные источники человеческого духа, а также действительные основания нравственной жизни человека? Эти и другие вопросы рассматриваются итальянским философом.

Свою основную задачу Пико делла Мирандола видит в выявлении онтологических предпосылок, которые обеспечивают человеку его особое, в некотором смысле, привилегированное положение в мире. Согласно его взглядам, человек в своём интеллектуальном, духовном и нравственном развитии изначально ничем не ограничен. Он сам устанавливает для себя тот «образец», которым будет в дальнейшем руководствоваться в своих действиях. Поступки человека выявляют его скрытую сущность, определяющую человеческое бытие. Однако следует знать, что сама эта сущность есть внутренний мир человека, который не дан ему сразу, так сказать, в готовом виде, но формируется человеком постепенно в течение всей его жизни.

Вот как говорит об этом сам философ: «Тогда согласился Бог с тем, что человек – творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: “Не даём мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определённого образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные”».

Таким образом, в качестве существенного основания человеческого бытия Пико делла Мирандола полагает изначальную свободу человека. Схоластический тезис о том, что «сущности вещей неизменны», может быть применим ко всем вещам и существам, но не к человеку. Для мыслителя представляется несомненным, что человек обладает независимостью в выборе для себя формы своего существования. Как «творение неопределённого образа» человек исполнен гранями разноликого бытия, он может осуществить себя во всём, стать всем, чем пожелает.

Различные виды сущего, всё, что окружает человека в мире – неодушевлённые предметы, растения, животные и пр., – действуют каждый в строгом соответствии со своей природой, которая неизменна. Напротив, человек, единственный из созданий помещён на границе многих миров, он тот, кто заключает в себе семена и ростки разнородной жизни. Какие кто будет возделывать, такие и прорастут и принесут свои плоды. «Возделает растительные – будет растением, чувственные – станет животным, рациональные – сделается небесным существом, интеллектуальные – станет ангелом и сыном Бога. А если его не удовлетворит судьба ни одного из этих творений, пусть вернется к своей изначальной единичности и, став духом единым с Богом в уединенной мгле Отца, который стоит надо всем, будет превосходить всех».

Такая свобода и подвижность человеческого духа определяет саму человеческую индивидуальность. Человек, растворяя в себе всякую сущность, независим в выборе формы своего наличного бытия. Бытие человека не может быть исчерпано до конца, ибо он сохраняет в себе возможность стать иным. Поэтому, согласно точке зрения философа Пико делла Мирандола, человек есть производное собственных усилий: он свободен как творец самого себя.

Способность к изменению и выбору своей природы, несвязанность никакими сугубо внешними обстоятельствами составляют для Пико делла Мирандола залог свободного творчества самосозидания человека, позволяют ему по отношению к самому себе выступать с той же независимостью, с какой Бог выступает по отношению к созданному им миру. Человек – «скульптор», который должен создать, «изваять» свою собственную самость, свою форму бытия – природного, общественного, интеллектуального и духовно-нравственного. Изменения, происходящие с ним, являются результатом свободного выбора им целей и смыслов своего существования и реализации их в деятельной активности.

Таким образом, по мысли философа, человек, в отличие от всех прочих существ, единственный, кто обликом своим обязан глубочайшим движениям своей души, ума и собственным деяниям своим, которые либо возвышают человека до уровня существа божественного, либо, напротив, низвергают его в пучину жизни примитивной – неосознанной, бездуховной и безнравственной. Однако в чём именно заключена такая божественность для человека? Подобно тому, как Бог есть всё, заключает в Себе мир, так и в душе человека заключён мир – мир разнообразных возможностей. У каждой человеческой души этот мир свой, особенный, так как душа свободна как суверен, она есть сама себе закон. Поскольку человек целиком властен над собой и есть результат собственных усилий, постольку он – бог, а именно: «человеческий, смертный бог».

Идея, что человек есть свой собственный «ваятель», даёт новое понимание христианской религиозной идеи богоподобия. Теперь уже не просто Бог раз и навсегда сотворил человека по Своему подобию, положив тем самым на него Свою печать. Образ и подобие Божии – это не «дар», вручённый человеку, с которого бы он мог начинать свою жизнь, но духовный подвиг, который ещё надо совершить. Как само существо свободы, её наивысший и сокровенный смысл он должен быть осуществлён самим человеком. Эта свобода означает для философа, то, что человек с самого начала не заключён в рамки детерминированного, т.е. принуждающего его к чему-либо внешним образом, бытия. Поэтому свет человеческой свободы стоит выше всякой необходимости природы и предвосхищает её.

Таким образом, у итальянского гуманиста наиболее отчётливо выражена центральная для всей ренессансной антропологии идея суверенности человека прежде всего как творца собственной сущности и бытия, причины себя и ответственного судии.

Центральное положение человека в мире

Человек как существо, которое объединяет в себе и осмысляет в едином видении то, что в мире существует отдельно, есть нечто особенное. В пятой книге «Гептапла» Пико делла Мирандола так рассуждает об этом. «В человеке же мы ищем нечто особенное, открывающее и свойственное ему достоинство, и образ божественной субстанции, не присущей более никакой другой твари. И в чём другом оно может заключаться, если не в том, что субстанция человека охватывает в себе по своей собственной сущности субстанцию всякой природы и полноту всего мироздания? Ведь подобно тому, как Бог есть Бог, не потому, что мыслит всё, но потому, что в самом себе соединяет и собирает совершенство истинной субстанции вещей; точно также и человек объединяет и связывает в полноте своей субстанции любую имеющуюся в мире природу. Между Богом и человеком различие в том, что Бог заключает в себе всё как начало всего, человек же заключает в себе как средоточие всех вещей».

Роль человека в судьбе мироздания трудно переоценить. Человек наделён разумной душой, а она в высшей степени необходима, будучи связующим звеном, без которого различные крайности, сферы бытия, высшие и низшие ступени существования – физическое и духовное, природное и интеллектуальное, материальное и идеальное, земное и божественное – бежали бы друг от друга, и мир не имел бы единства. «Земные сущности покорны человеку, небесные – ему благоприятствуют, ибо он есть связующее начало и соединение небесного и земного, которые, если только он пребывает в мире с собой, не могут не быть в согласии с ним, в самом себе устанавливающем мир и союз между тем и другим». Человеческая сущность причастна природе тех и других: даже когда устремляется к высшим, не оставляет собой низших, и наоборот, погружаясь в низины бытия (материальный мир), «не покидает вершин». Отсюда его центральное положение, которое он по праву занимает в мире.

Путь окончательного формирования человеческой сущности, равно как и генезиса образов бытия, которые складываются в смысловое единство и целостность мироздания, лежит через познание. Человек, наделён многими качествами: чувственным восприятием, разумом и духом. Благодаря их совершенному соединению в человеке, ему становятся доступны для познания различные планы бытия – мир земной (сфера чувственности), мир небесный (сфера интеллекта), мир божественный (сфера духа). Коренящееся в природе человека достоинство проявляется прежде всего в свободной деятельности разума на путях науки и знания. Но выше всех наук Пико делла Мирандола ставит философию, целью которой является «размышление над полнотой жизни». «Без философии нет человека» – утверждает мыслитель и делает вывод о том, что занятия философией – удел не избранных, но всех людей, если они хотят сохранить в себе и приумножить дары человеческой природы. «Я не стыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к ней, и в исследованиях и размышлениях никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату, кроме формирования моей души и постижения истины, к которой я страстно стремился. Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не слышать зла, но о том, чтобы не сказать или не сделать его самому».

Заметное смещение акцента с теологии на философию как силу формирующую человеческую сущность, восхваление науки оказывается закономерным явлением в развитии рационалистических тенденций в ренессансной философии XV века. Философ-гуманист Джованни Пико делла Мирандола глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей.

Источник

Пико делла Мирандола о достоинстве человека, или призыв к новой гуманности

Коренится ли концепция прав человека в сегодняшней реальности или это просто удобная фикция? Не напоминает ли это матрицу законодательной системы, которую можно рассматривать как чисто человеческое изобретение?

Не является ли понятие «права человека» просто идеологической конструкцией, «прекрасной ложью», на которой, тем не менее, основана всякая возможность их удовлетворительного осуществления? Или права человека, в некотором смысле, действительно «реальны», ведь, в конце концов, что может быть более естественным, чем основные права реального человеческого существа?

Обсуждаются и другие вопросы например, имеет ли смысл защищать достоинство человека при всех обстоятельствах в «абсолютном» смысле этого слова – согласно так называемой «абсолютной» концепции, полагающей, что достоинство человека есть та наивысшая ценность, которую следует ставить выше всех других ценностей и привилегий. Или следует придерживаться относительной концепции человеческого достоинства, согласно которой достоинство человека стоит в одном ряду с другими ценностными понятиями, вполне сопоставимыми одно с другим? В этом случае другие ценности могут иногда иметь преимущество над достоинством отдельного человека, что снижает важность защиты человеческого достоинства либо вовсе устраняет такую необходимость. Следует ли оправдывать такой образ действий с рационалистических позиций?

Различные государства и правительства по-разному относятся к проблеме человеческого достоинства, но сегодня уровень развития международных связей в частности, в сфере защиты прав человека не позволяет поддерживать такое положение дел.

Неудивительно, что тема защиты прав человека достигла апогея после Второй Мировой войны и что именно Германия выдвинула «абсолютную» концепцию человеческого достоинства как один из основополагающих принципов своей Конституции. В современной Германии достоинство человека есть непреложный сверх-закон, основанный на природе человека и связанный с центральным статусом человека в рамках любой правовой системы.

Но сегодня такой концепции придерживается меньшинство вследствие многочисленных противоречий и вызовов, которые становятся всё более явными, так как современный человек уже в течение длительного времени живет в состоянии мира. По этому поводу не существует устойчивого мнения ни в области юриспруденции, ни в области философии. Тем не менее, мы осмелимся напомнить, что за всем этим лежит чрезвычайно важная философская проблема, насущный вопрос: «Что такое человек?».

Естественно, что к этому нужно добавить:

Современный человек: кто же он?

Мы можем сказать, что современный человек есть культурное, тонкое, любящее существо, исполняющее долг гражданина, владеющее множеством знаний и набором умений, наделенное способностью оказывать влияние на окружающий его мир.

Но всё ли этим исчерпывается? Совпадает ли нарисованный нами облик культурного человека с его природой или это просто надежный «покров», скрывающий суть истинного человеческого существа, которое не в силах изменить свою природу?

Есть много людей, которые способны увидеть то, что скрывается в человеке за внешними слоями культуры. Многие современные люди испытывают в личной жизни острое влияние древних инстинктов и желаний. Практически человек всё ещё остается рабом своих инстинктов: продолжения рода, владения вещами, обладания силой и влиянием, а также сексуальных потребностей и других.

Сознание современного человека, мужчины или женщины, расширено за счет использования средств коммуникации и социальных сетей; его нервы, находящиеся под постоянным напряжением, натянуты до предела в результате стрессов и других влияний, вызванных ускоренным ритмом сегодняшней жизни. Но разве современный человек более ленив и слабоволен, разве он сильнее заблуждается, чем действительно «ощущающее» существо? Куда исчезли глубина восприятия и готовность к свершениям? Разве нельзя сказать, что такой человек – это всего лишь предельно развитое животное, принудительно окультуриваемое в течение длительных периодов времени повторяющейся обработки и подавленное сложностью жизни?

Но что же делает из человеческого существа человека? Чем человек отличается от животного? И может ли современный человек стать «гуманным»?

Как может человеческое существо превратиться в истинного человека?

Такие вопросы по своей глубине выходят далеко за пределы экзистенциального уровня, так как они относятся к трансцендентным явлениям, к временности человеческой жизни. Да и в самом деле, жизнь человека порой можно рассматривать как преходящее явление, не имеющее видимого смысла. Однако средневековые мыслители и деятели возрождения например, Джованни Пико дела Мирандола, известный также как Принц Гармонии и ставивший в свое время такие вопросы, пришёл к совершенно противоположным выводам!

Речь о достоинстве человека, произнесенная Джованни Пико делла Мирандола

Джованни родился 24 февраля 1463 года в городе Мирандола, на севере Италии, и умер в возрасте 31 года 17 ноября 1404 года. Он написал свою речь о Достоинстве Человека (Oratio de Dignitate Hominis) в возрасте 24 лет. Эта речь была преамбулой к его 900 – м Тезисам (Суждениям), которые он сформулировал после изучения различных направлений философской мысли и теологии. Работа была опубликована в декабре 1486 года, предполагалось её последующее публичное обсуждение в Риме. Впоследствии Папа Римский признал 13 из 900 Тезисов еретическими, утверждая, что в их основе лежали магия и каббала.

Пико создал новую антропологию, отличающуюся от антропологии его предшественников и современников (например, Марсилио Фичино). Пико старался привлечь особое внимание к способности человека создавать самого себя и его возможности определять свое место в иерархии творения. Он полагал, что если человек живет, подчиняясь своим инстинктам и ощущениям, то он живет животной жизнью, не достойной человека. Таким образом, Достоинство не может принадлежать в равной степени всем представителям человечества, ведь большинство из них остаётся на уровне животного. По его мнению, достоинство связано с возвышенным состоянием отдельных представителей рода человеческого, таит в себе потенциальную возможность, является зародышем нового, создает определенный вызов.

Концепция возрождения Пико не вполне подходит для современного обсуждения темы прав человека и человеческого достоинства, так как он рассматривал достоинство прототипа человека, «Адама», созданного архетипа. Как и впоследствии Ян Амос Коменский, Пико проводил четкую границу между земной, небесной и высшей сферами деятельности человека Коменский называл это физикой, метафизикой и гиперфизикой.

Теперь давайте предоставим Пико возможность самому поговорить с нами. Его Речь начиналась следующими словами:

« …. Что же более всего достойно восхищения и удивления на театральных подмостках этого мира…. Нет ничего более удивительного, чем человек! Великое чудо ….это человек! Но, однако, когда я приступил к рассмотрению причин, побудивших меня придти к такому мнению, то во мне сформировалось лишь одно убеждение: человек есть промежуточная форма между другими созданиями. Он близок к богам, может повелевать всеми низшими существами, отличается остротой восприятия, проницательностью и блестящим интеллектом, он толкователь явлений природы, узловая точка между вечностью и временем…..результат интимной связи или свадебная песнь этого мира, лишь незначительно ниже ангелов…. Я полагаю, что это весьма важные доводы, но мне кажется, что они не раскрывают всю глубину проблемы. Есть и другие причины, которые могут пояснить возникающее у меня восхищение.

После длительных размышлений я пришел к выводу, что человек – это самое удачное из всех созданий. И именно поэтому он достоин наивысшего восхищения и может занять соответствующий ему уровень в иерархической структуре бытия, тот уровень, которому позавидовали бы не только животные, но и сами звёзды, а также духовные сущности за пределами этого мира».

Далее Пико рассматривает основные причины, по которым род человеческий, с его точки зрения, достоин всяческого восхищения:

Бог, Отец Наш, Высший Архитектор Вселенной, построил этот дом, эту вселенную, окружающую нас, этот древний храм божества, по высшим законам священного Разума.

Этот архитектор обустроил все этажи этого дома, поместив туда свои творения. И в заключение он замыслил человека.

«Но у него не было Архетипа, чтобы смоделировать какое-либо новое дитя…. да и во всей вселенной не было ни единого места, из которого можно было бы контролировать всё творение. Всё было совершенно, всё созданное занимало должное место…. И, в конце концов, Великий Мастер решился создать такое существо, которое не получило бы ничего, присущего только ему, но могло бы вступить во владение всем тем, чем природа наделила любое другое из своих созданий.

Он создал человекасущество недетерминированной и индифферентной природы, и, поместив его в центр этого мира, сказал ему: «Адам, мы не определили для тебя чётко определенного места жизни… в соответствии с твоими желаниями и суждениями ты сможешь поселиться в любом месте…. которое ты выберешь согласно твоим связям и возможностям твоей природы. Мы поместили тебя в центр этого мира, чтобы, обладая свободой выбора и достоинством, ты мог бы реализоваться в одной из предлагаемых форм жизни, предпочтительной для тебя. Тебе предоставляется возможность деградации, допускающей превращение в низшую форму жизни, в животное, но предоставляется также возможность (обусловленная твоим интеллектом и здравомыслием) возродиться в более высоких формах жизни, в божественном».

Затем Пико подводит итог:

«Человеку дозволено быть таким, каким он захочет быть! …..в человека, входящего в жизнь, Создатель вкладывает семена всех видов и открывает ему всевозможные пути в жизни. Какое семя человек посеет, как он будет за ним ухаживать, таковы будут и плоды.

Если это растительные зерна, то человек будет как растение. Если это зерна ощущений, то человек будет как животное. Если же это зерна интеллекта, то человек будет ангелом, сыном Бога. Но если, не удовлетворенный, он уйдет вовнутрь самого себя, в центр его духа-души, единой с Богом, одинокой во тьме Бога, который превыше всего, то такой человек превзойдет все созданные вещи. Кто же тогда посмеет не обожать его, великого трансформатора формы? Да и в самом деле, разве тогда вы сможете восхищаться кем-либо, кроме него?»

Пико дает нам следующий совет:

«… мы должны понять, что нам следует страстно заботиться об этом, чтобы никогда нам не пришлось услышать упрёк – вы по рождению имели большое преимущество, но не сумели воспользоваться им, вы стали животным и бесчувственной тварью… Позвольте святым стремлениям поселиться в вашей душе; не смейте быть посредственностью, стремитесь к самому лучшему, не жалейте сил для достижения этого.

Перестаньте ценить земные вещи, поднимите взор к небесам и, не заботясь о происходящем в этом мире, вознеситесь в области вне этого мира, ближе к Богу».

Призыв к истинной человечности как к духовному пути

Затем Пико указывает нам внутренний путь, то есть действенный способ преобразования высокопарных слов в реальность нашей собственной жизни. Он говорит о человеке, хорошо зная его, о распознавании диалектической (противоречивой) природы реальности, об очищении в моральном и в интеллектуальном смысле и о единении Души с Духом.

Пусть «Царь Славы, Создатель» войдет в Дом Души как гость. И Душа, как невеста, облаченная в золотые одежды, примет Его как мужа, чтобы никогда не расставаться с ним, «забыв самоё себя и желая умереть, дабы обрести жизнь в своем муже».

Пико помогает нам распознать собственное состояние бытия, то есть состояние падшего человека, но при этом он показывает нам, что, действительно, существует семя истинной человечности и что есть путь к этому семени хорошо проложенный, надежный путь! Из этого рождается страстный призыв к современному человеку, к человеческому существу как к творению Вселенной.

1. Oratio Ioannis Pici Mirandulae Concordieae comitis (De dignitate hominis) in

PICO DELLA MIRANDOLA, Giovanni: O důstojnosti člověka. OIKOYMENTH,

Praha 2005, 135 p., ISBN: 80-7298-164-1.

2. HOOKER, Richard: Pico Della Mirandola: Oration On the Dignity Of Man

Источник

УЧЕНИЕ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА

Тема достоинства человека — традиционная в христианской литературе — впервые была рассмотрена с гуманистических позиций в начале 50-х годов XV в. в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» Джанноццо Манетти. Действовать в мире, познавать его и управлять им — такой смысл вкладывает Манетти в понятие достоинства человека, видя в этом проявление его божественной сущности. В концепции Манетти человек выступает как продолжатель дела бога, как творец мирской красоты. Традиционные христианские представления еще во многом связывают Манетти, Проблема самопознания и самосовершенствования человека еще не ставится в трактате Манетти: главный предмет его

рассуждений — отношение человека к окружающему его

Проблема достоинства человека всесторонне рассмотрена и последовательно гуманистически решена в философии Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — ученого большой эрудиции и таланта, блестящего знатока древних языков (латинского, греческого, халдейского и еврейского). Пико делла Мирандола вошел в историю итальянского гуманизма как оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики и теологии, как страстный защитник прав разума, творческого мышления, свободного от преклонения перед авторитетом, будь то христианский теолог или античный философ.

Первую попытку занять самостоятельную позицию в кардинальных вопросах науки и теологии молодой философ-гуманист сделал в 1486 г.: он составил «900 тезисов, относящихся к разным областям знания», намереваясь защищать их на публичном диспуте в Риме. Это привело его к серьезному конфликту с папской курией.

‘ См. также: Н. В. P e в я к и н а. Учение о человеке итальянского гуманиста Джанноццо Манетти. — В кн.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976, стр. 245—275.

Специально созданная по распоряжению папы Иннокентия VIII комиссия теологов отнесла некоторые из тезисов Пико к еретическим, а после отказа автора признать правильность этих обвинений, вызвавшего резкое недовольство папы, еретическими были объявлены все тезисы. Пико вызвали в суд инквизиции, от суровых последствий которого его спасло только заступничество Лоренцо Медичи. Диспут не состоялся, но написанная для вступительного слова к нему «Речь о достоинстве человека» сделала имя Джованни Пико делла Мирандола широко известным в Италии и за ее пределами. «Речь» Пико стала программной в гуманистическом движении конца XV—начала XVI в. Последние годы своей недолгой жизни Пико провел во Флоренции в кругу гуманистов Платоновской академии, пользовавшихся покровительством Лоренцо.

В сочинении Пико дано философское обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании. Опираясь на античные идеи — человек-микрокосм, человек—центр Вселенной—и связывая их с христианским учением о сотворении человека, Пико изменяет главный смысл последнего (человек создан по образу и подобию бога) и приходит к заключению, что человек сам — свободный творец собственной природы, что является, по мысли философа, исключительной привилегией человека, предопределенной тем, что именно он должен оценить величие мироздания — божественного творения — и возвыситься благодаря этому над всеми прочими смертными существами. Эту мысль Пико выразил следующими словами: «Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом»’. Создав человека и поставив его в центре мира, возгласил творец: «Не даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же,нестесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предостав-

1 Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека.—В кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. I. М., 1962, стр. 507..

Микелоццо. Библиотека Саа Марко. Флоренция

какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека. картинка какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека фото. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека видео. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека.

Этот гимн творческим возможностям человека, свободному выбору, побудил многих исследователей увидеть

‘Джованпи Пико делла Мирандола.Речь о достоинстве человека, стр. 507.

2 См.: Л. M. Б ρ а г и н а. Этические взгляды Джованни Пико делла Мирандола — в сб. «Средние века», вып. 28, 1965, стр. 131.

3 Джованни Пико делла Мирандола.Речь о достоинстве человека, стр. 508.

какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека. картинка какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека фото. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека видео. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека.

Медаль в честь 500-летиясо дня рождения Джованни Пико делла Мирандола. 1963. Мирандола

в тезисе о свободной воле, отличающей человека от прочих творений, центральный момент учения Пико о достоинстве человека. Как предел человеческой свободы выдвигаются в учении Пико законы природы («порядок мира»). Преступив их, человек утрачивает свое достоинство и господство над прочими творениями.

В теории свободного выбора рационалистическое решение вопроса о соотношении человеческой воли и божественной — когда первая, хотя и ставится в определенную зависимость от второй, но не подавляется ею и, более того, сохраняет всю свою силу, разумеется, в рамках естественной необходимости, — очевидно расходится с христианской догмой.

С концепцией свободы воли тесно связано и понимание счастья—высшего блага; Пико рассматривает эту проблему в своем сочинении—«Heptaplus». В отличие от прочих существ, замечает Пико, человеку дано достичь как естественного счастья, так и высшего блаженства. И поскольку такая возможность заложена в людях, их цель—не довольствоваться обыденным, а стремиться к достижению высшего блага. «В душу вторгается святое стремление, чтобы мы, не довольствуясь заурядным, страстно желали высшего и, по возможности, добивались, если захотим, того, к чему предназначены все люди»’. Признавая вслед за теологами, что к высшему— «сверхъестественному» — счастью человек может прийти с помощью божественной благодати, философ-гуманист

‘G. Pico délia Mirandola. De horninis dignitate— Heptaplus—De Ente et Uno, a cura di E. Garin. Firenze, 1942, p. 110,

как бы противопоставляет ему «естественное» счастье, путь к которому лежит через познание, философию. Однако «естественное» счастье Пико мыслит не только как наслаждение деятельностью разума в поисках истины, но и как постижение того блага, которое заложено в человеке и во всех прочих творениях бога’. Таким образом, достижение «естественного» счастья—это овладение человеком своей собственной природой, осознание ее совершенства. И этой возможностью человек обладает в большей мере, чем прочие творения, поскольку он наделен способностью познания, свободным выбором, т. е. «тем, что более всего может привести его к счастью». Оба счастья мыслятся философом как процесс познания божественного, как духовная деятельность человека, ведущая к пониманию единого, истины в себе самом и боге.

Итак, если нет глубокого различия между видами счастья и если предназначение человека рассматривается в конечном счете как деятельность разума, направленная на познание сущности его собственной и окружающего мира, то божественная благодать перестает быть единственным средством для достижения всех видов счастья, уступая место философии и сохраняя лишь прерогативу на познание высшей истины. Таким образом, не вера, а философия определяет в учении Пико о счастье поведение человека на его пути к высшей цели. В этом убеждает и решение гуманистом вопроса о соотношении философии с теологией в «Речи о достоинстве человека». Пико выделяет три этапа на пути восхождения человека к высшей цели: очищение от пороков с помощью этики, совершенствование разума диалектикой и натурфилософией и, наконец, познание божественного с помощью теологии. Поднимаясь по этим ступеням познания и совершенствуясь на каждой из них, человек достигает всех видов счастья и тем обнаруживает высокое достоинство своей природы.

Этика — подготовительная ступень; она смиряет страсти и создает условия для спокойной деятельности разума, учит познавать добро и зло, побуждает следовать по пути добра. Вторая ступень—натурфилософия, открывающая человеческому разуму тайны природы, сущ-

‘ См.: Л. М. Б p а г и н а. Этические взгляды Джованни Пико делла Мирандола. стр. 133.

ность земных и небесных явлений. На третьей ступени происходит познание глубочайших тайн мироздания «через свет теологии»’. Наука, совершенствующая разум,— вот что позволяет, по мысли Пико, выявить и сохранить достоинство человеческой природы и достичь высшего блага. Платоновские идеи очень заметны в учении Пико, они придают его взглядам строгий рационалистический смысл. Пико-христианин сохраняет за теологией высшее место в системе познания, но роль главной творческой силы в познании отводит философии. /

Возвеличению философии — науки в античном ее понимании — посвящено немало блестящих страниц в сочинениях Пико. Как гуманист он убежден, что без обогащающей разум философии невозможно совершенствование человека и раскрытие всех его природных способностей. «Без философии нет человека»,—утверждает Пико и делает из этого важный практический вывод: занятия философией должны стать потребностью всех людей, а не горстки избранных. Служение философии должно быть всепоглощающим и бескорыстным. «Не постыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к ней, и ни в своих исследованиях, ни в размышлениях никогда не рассчитывал на какое-либо вознаграждение, кроме как на формирование моей души, осознание той истины, к которой я страстно стремился. Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений» 2 ^ В этих словах звучит не только гордость человека, отдавшегося бескорыстному научному познанию, но и твердая вера в то, что именно философия открывает простор творческому. мышлению и является важнейшей моральной силой, направляющей человека на путь добродетели.

•G. Pico délia Mirandola. De hominis dignitate. p. 122.

2 ДжoвaнниПико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека, стр.514.

8 См.: Е. О а г i n. La cultura filosofica. p. 248.

какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека. картинка какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека фото. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека видео. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека.

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры», фрагмент картины. 1483—1484. Галерея Уффици. Флоренция

лучшую частьсвоего естества, благодаря которой он может познатьсебя и окружающий мир. Главная же роль в этом процессе,по убеждению Пико, принадлежит философии.

Мысль Пико о важной роли философии тем более значительна, что занятие наукой он понимает как творческое освоение всего духовного наследия человечества, как свободное, не скованное авторитетами, исследование законов природы и человеческого бытия, как безграничность самого познания. Все творчество философа-гуманиста доказывает право человека на свободомыслие, на смелый научный поиск. Развитие творческих способностей — такова для Пико высшая добродетель; философия —путь добродетели, ведущий человека к счастью.

какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека. картинка какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека фото. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека видео. какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека.

Сандро Боттичелли. «Хоровод муз», деталь картины «Весна». Ок. 1478. Галерея Уффици. Флоренция

Итак, основу достоинства человека Пико видит в способности его разума к творчеству в процессе познания законов природы, в чем и состоит главный смысл человече. ского бытия. Однако монополию обладания высшей истиной Пико сохраняет за теологией—высшее наслаждение он понимает как божественное откровение. Но определяя нравственный путь человека через познание, философию, Пико пытается гуманистически решить проблему соотношения веры и разума — истины теологии, полагает он, открыты лишь разуму, подготовленному и обогащенному философией. Таким образом, сама теология оказывается в его понимании вершиной человеческого знания.

Утверждение высокого достоинства человека иего

творческих возможностей, права на свободомыслие, при.

знание необходимости духовного развития каждого человека, наконец, подчеркивание доминирующей роли философии в формировании сознания людей делают учение Пико о достоинстве человека одной из вершин в развитии ренессансного мировоззрения. С этой вершины открывался широкий горизонт научного знания, к которому устремилась новая культура, достигшая крупных результатов в концу XV в.

В творчестве самого философа его учение о достоинстве человека послужило основанием для борьбы с астрологическими представлениями. Человек, вознесенный своей природой выше всех прочих существ и являющийся подлинным центром Вселенной, не подвержен влиянию ни материальных, ни духовных субстанций. Звезды и планеты не могут определять судьбу людей, доказательство тому—сама человеческая культура, созданная гением мыслителей, художников, государственных деятелей. Феномен разума сильнее небесных феноменов, поэтому нельзя первый выводить из последних.

Философ-гуманист глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей. В этой мощи духа и созидания человек подобен богу, он и есть земной бог, «не ограниченный никакими пределами» в проявлении величия своей натуры.

Гуманистический идеал человека героизируется. Новый идеал находит блестящее воплощение в искусстве Высокого Возрождения, озаренного гением художникатитана Микеланджело.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *