какую роль они играют в развитии сюжета
Проанализируйте, опираясь на текст учебника, повесть «Бедная Лиза» : Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»? Известны ли Вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у Вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета? Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты (любезная, нежная, робкая и т. д.). Какими характерами отличались Лиза и Эраст? Как складывались их отношения? Почему они расстались? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Почему повесть Карамзина «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?
Черты сентиментализма проявляются в повести в том, что герои постоянно умиляются, плачут, испытывают другие возвышенные чувства, которым придаётся преувеличенное значение, что эти герои наивны, а действие происходит на фоне мирных пасторальных пейзажей (пейзажей, характерных для произведений, изображавших идиллическую жизнь на лоне природы пастухов и пастушек).
«Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и её окрестностей, сделанного в пасторальном духе («молодые пастухи, сидя под тению дерев. ») с добавлением романтической ноты («мрачные, готические башни», «сию ужасную громаду домов и церквей»).
Описанные Карамзиным картины Москвы совершенно изменились сейчас. Москву уже невозможно охватить взглядом, по Москве-реке не плавают рыбачьи лодки. Данилов монастырь окружён домами, Воробьёвы горы увенчаны зданием МГУ, дворец в Коломенском давно разрушен. Исчезли дубовые рощи и поля. Немного грустно, что мы не можем увидеть Москву, описанную Карамзиным, но кто-то спустя двести лет будет печалиться о том, что не может увидеть Москву начала XXI века.
Описание Москвы не только знакомит читателя с местом действия, но и вводит в соответствующую атмосферу — мечтательную, задушевную, немного таинственную, создаёт настрой, помогающий воспринять главные мысли автора. Вторая функция описания —- композиционная: в начале и в конце повести мы видим автора, посещающего Симонов монастырь, рядом с которым могила Лизы. Описания закольцовывают действие, придают повести цельность и законченность.
Лиза — молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных деревенских развлечений.
Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкладывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьянки имеют чувствительную душу.
Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с таким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоянных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то изменилось в их отношениях, и её это тревожило.
Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько погружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враждебным и равносильным полному исчезновению личности.
Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и расположение её матери.
Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюб- лённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в столице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафантазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.
Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безнадёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.
Повесть «Бедная Лиза» — произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей человеческой души, внимании к личности человека; герои повести — простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести приближается к разговорному языку образованного общества того времени.
Какую роль они играют в развитии сюжета
Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.
Что такое сюжет
Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.
К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).
Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.
Основные этапы развития сюжета
Экспозиция
Завязка
Развитие событий
Понятие кульминации
Развязка
На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.
Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.
Строим план
Виды сюжетов
Концентрический
В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.
В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).
Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:
Роль природы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Роль природы в повести Н. М. Карамзина
Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 — историк, крупнейший русский литератор эпохи, автор «Истории государства Российского». Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792) и повести «Бедная Лиза» (1792) открыли в России эпоху сентиментализма.
Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью любить и сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Карамзин в 1789 – 1790 годах путешествовал по Европе, написанные после поездки «Письма русского путешественника принесли писателю известность. Поселившись в Москве, Карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность, и стал издателем «Московского журнала».
Годом написания «Бедной Лизы» стал 1072, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. Писатель внес в русскую литературу жанр сентиментализма, с чего и началась история создания «Бедной Лизы».
В сюжет повести Карамзин ввел гибель главной героини, что в корне отличало эту новеллу от традиционных русских произведений со счастливым концом.
Огромную роль в повести Карамзина играют картины природы, которые
Природа в произведении Карамзина играет особую роль. Она присутствует почти в каждом эпизоде. Она радуется и печалится вместе с любимой героиней.
Когда Лиза встречает Эраста, когда между молодыми людьми зарождаются чувства, природа сияет и поет вместе с ними.
«Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами».
Природа в повести «Бедная Лиза» играет роль свидетеля развития отношений между Лизой и Эрастом. Она присутствует в описании их свиданий, в описании их страсти, она следит за трагической развязкой сюжета. Описание природы соответствует эмоциональному настрою героев.
Когда Лиза просыпается объятая огнем нового чувства, природа восхищается вместе с ней:
Когда любовь Лизы и Эраста еще молода и чиста, полна надежд и чаяний, природа откровенно любуется ими:
Когда страсть оказывается сильнее целомудренности, природа покрывает сцену мраком:
«Мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения».
Описание грозы добавляет краску к чувствам и настроению главной героини:
«…блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».
Когда Лиза в отчаянии решает, что не должна жить, описание природы служит ей укором и укрепляет ее решимость:
Итак, природа в повести помогает раскрыть эмоции и чувства героев.
Для большей выразительности автор использует высокий стиль, характерный больше для классицизма, так как любовь является одним из высочайших чувств в отношениях между людьми.
Природа у Карамзина – натура, солнце – светило, всё окружающее – творение, лодки – струги.
Для большей выразительности писатель использует такие формы слов как златые купола, врата, сего и другие.
В сценах описания чувств главной героини, автор вводит много таких выразительных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
Там, где Лиза счастлива и спокойна, эпитеты светлые, радостные.
Карамзин называет свою любимую героиню нежною, милою, светлою.
В сценах где Лиза переживает разлуку с любимым, эпитеты более тревожные: бледная, томная, горестная. Вместе с Лизой переживает и природа: «Вся натура пребывала в молчании …воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бледная, лишилась чувств и памяти. Она пришла в себя и свет показался ей уныл и печален».
Изображая природу, автор вводит много сравнений.
Изображая природу, автор вводит много сравнений:
«Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светило в каплях росы небесной.»
Так как природа становится участником всего происходящего, в тексте она наделяется признаками живого существа.
«Белые туманы волновались в воздухе»; «…везде царствовала тишина»; «…восходящее светило дня пробудило всё творение
Какую роль играют пейзажные зарисовки в развитии сюжета в повести «Бедная Лиза»?
Какую роль играют пейзажные зарисовки в развитии сюжета в повести «Бедная Лиза».
Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н.
М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы.
В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания.
В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование.
На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее.
Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину.
«Внизу… по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада ; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни…» Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре».
Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.
Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного.
Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство.
Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг.
Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется.
«Какое прекрасное утро!
Как все весело в поле!
Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!
» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты.
Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны».
Окружающий пейзаж так же чист и непорочен.
«После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись… всего чаще под тению столетних дубов… – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный.
Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».
Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе : «…ни одной звездочки не сияло на небе… Между тем блеснула молния и грянул гром…» Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.
Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда.
Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале.
Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания.
Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажных зарисовок недопустимо.
Именно они помогают понять глубину мысли автора.
IV. «Случайные» темы и события, их роль в развитии сюжета, в понимании героев.
а) Роль персонажа Куника в развитии сюжета (какая у него «роль»: неудачливый возлюблённый Сони, «совесть» Глебова?).
б) По мнению Юлии Михайловны основная тема статьи Куника – мелкобуржуазность. Что это такое? Почему в финале романа она обвиняет Глебова в «буржуазности»?
2. Поедание пирожного «Наполеон» Ганчуком после разгрома на Учёном совете. «Мясистое в розовых складках лицо выражало наслаждение…».
а) Почему разгром Ганчука завершается этим эпизодом?
б) почему эта сюжетная деталь (поедание пирожного) так поразила Глебова?
в) можно ли говорить на примере этого эпизода о различии характеров Глебова и Ганчука?
V. Воспоминания и память.
а) Воспоминания бабы Нилы о прошлом 70-летней давности, о деде-купце и поездках в предместья Москвы. Роль этих «воспоминаний» перед смертью бабы Нилы и перед Учёным советом, на котором состоится разгром Ганчука.
б) баба Нила – одна из немногих героинь, кто вспоминает о прошлом с удовольствием. Назовите других героев (и рассказчиков) и их воспоминания и обозначьте их отношение к воспоминанию, их эмоциональное состояние при этом. Почему Шулепников в начале романа не желает узнавать Глебова?
в) Глебов пишет диссертацию о журналистике 1880-х гг. «Безымянный рассказчик» в финале романа разыскивает Ганчука, поскольку пишет о журналистике 1920-х гг. Прошлое здесь – научно-абстрагировано, социально обобщено. Но никто не хочет вспоминать «своё» прошлое. Почему? Есть ли ответы в тексте романа?
г) Символы времени в романе: река (протекающая мимо дома на набережной), скелет, мёртвый город, засыпанный песком и открытый археологами (в размышлениях Глебова перед Учёным советом «Это было как на сказочном распутье…»). Поступки героев и время: как они связаны? При оценке поступков героев достаточно ли только этического взгляда или можно оправдать всё «временем»? Показана в романе «связь» времён, поколений и как, или же автор изобразил смену и борьбу поколений?
VI. История любви Глебова и Сони Ганчук.
VII. Взаимоотношения Глебова и Ганчука.
1. Предчувствие перемен. Как герои по-разному принимают перемены в своей жизни («Сердце Глебова ныло от предчувствия перемен» – в начале романа. «Грудь его теснило, кровь стучала в висках от предчувствия перемен в своей судьбе…» – в финале романа перед разгромом Ганчука).
2. Объясните разницу между Ганчуком и Друзяевым-Дородновым-Ширейко. Это различие поколений? Различие отношения к революции? В этом различии просто «виноваты» времена или нет? и т.д. Есть ли, наконец, это различие? («Они просто временно поменялись местами. Оба размахивают шашками» – слова о них повествователя).
3. Последний разговор Глебова и Ганчука («Был какой-то странный мятый прыгающий разговор. Почему-то о Достоевском»). Почему именно эта тема, случайна она или оказывается ключом к восприятию героев? Можно ли называть Глебова современным Раскольниковым? Случайно ли возникает перекличка Соня Ганчук – Соня Мармеладова? Исчез социальный конфликт для времени, когда происходит действие или нет?
1. Сопоставьте образы-характеры бабы Нилы и Васёны. Для чего потребовались эти «народные» персонажи-хранительницы очага? Какую роль они играют в сюжете?
2. Сопоставьте образы-характеры Алины Фёдоровны (мать Лёвки Шулепникова) и Юлии Михайловны: как обе они связаны с зарубежьем? случайно или нет, что одна умеет приспособиться в жизни, а другая нет? и т.д.
VIII. Дом на набережной
Финал.
1. Объясните появление в финале образа «мёртвой смерти» (что так может быть названо: потухший крематорий, кладбище, забытая и невидная в темноте могила Сони Ганчук, Шулепников у ворот?). Есть ли здесь перекличка-спор с концепцией «живой жизни» Вересаева?
2. Почему роман завершается сценой проезда Шулепниковым в троллейбусе через реку по мосту? Почему именно этот герой – в финале (а не Глебов или Ганчук или кто-то ещё)?