какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль

Образ старухи Изергиль: значение образа в рассказе Горького

Содержание:

Горький создал знаменитое произведение о старухе Изергиль в 1894 году. Оно пронизано романтическими мотивами, формируется из трех эпизодов. В роли главной героини выступает старуха. Сюжет выстроен на базе последовательного рассказа пожилой женщины. Образ старухи Изергиль в рассказе Горького тщательно продуман. Она повествует о собственной жизни, включая в рассказ захватывающие легенды.

В молодости девушка была красивой, стройной, привлекала внимание мужчин. В истории «Старуха Изергиль» образы героев наполнены яркими качествами. Вспоминая о своих возлюбленных, женщина настолько реалистично их характеризует, что персонажи буквально оживают в глазах читателя.

С годами красота померкла, главная героиня по внешнему описанию стала похожа на ведьму. Автор характеризует внешний образ старухи Изергиль так:

Она обладает прекрасной памятью, ясным умом, мудрым взглядом на жизнь. Поэтому повествование получается интересным, красочным. Молодая Изергиль жила по собственным правилам, руководствуясь чувствами, желаниями. Ее можно назвать расчетливой, хитрой, гордой, смелой. Особое качество – истинная любовь к жизни. Женщина любила путешествовать, прожила насыщенную жизнь, всегда получая от мужчин желаемое.

Какую роль играет образ старухи Изергиль

какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль. картинка какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль фото. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль видео. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль.

Роль старухи Изергиль в рассказе Горького не одна. Рассмотрим на примерах:

Тест произведения показывает, что старуха играет четыре роли: учителя, повествователя, судьи, главного действующего лица.

Каково значение образа Изергиль в рассказе

Повествование представляет класс неоднозначных произведений Горького. Автор поощряет распутность образа старухи в молодости. Она не учится на собственных ошибках. Глагол любить для нее значит больше всего остального. Влюбленности часто заканчивались трагически, причем во многом виновата была сама Изергиль. Но она была готова снова отдаться страсти. Жизнь наказывала исключительно мужчин красавицы, некоторые из них погибали.

Значение сюжетных поворотов показывает: каждый поступок сказывается на жизнях окружающих. Поэтому люди должны нести ответственность за свои действия. Все трагические смерти в книге писателя имеют косвенную или прямую связь со старухой. Этим автор подтверждает значимость поступков.

Источник

Образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе Горького, описание, история жизни

какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль. картинка какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль фото. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль видео. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль.
Легенда о Данко.
Художник Б. Дехтерев

Старуха Изергиль является главной героиней одноименного рассказа М. Горького.

Образ и характеристика старухи Изергиль, описание, история жизни в цитатах

«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.»

«Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились.»

«. куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами. «

«. живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень.»

«Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.»

«Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века. «

«Она снова начала рассказывать своим хрустящим голосом. «

«Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой. «

«. Расскажи мне, как это было! – попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. И она рассказала мне эту сказку.»

«Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Еще молодые все… И мне хорошо с ними.»

«. Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.»

«А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала. «

«. я порву цепи, как бы они крепки ни были. «

«Он хотел сразу так себе взять меня, но я не далась. Я не была никогда рабой, ничьей.»

«Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь да и впилась зубами в щеку. С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее…»

«. он сказал мне гордое, обидное слово. О! О. Я рассердилась! Я закипела, как смола! Я взяла его на руки и, как ребенка, – он был маленький, – подняла вверх, сдавив ему бока так, что он посинел весь. И вот я размахнулась и бросила его с берега в реку. Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним.» (о поляке)

«Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.»

«Я жила с матерью под Фальчи, на самом берегу Бырлада. «

«. я достану немного денег, чтобы воротиться к себе на Бырлад. «

«Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти.»

В молодости Изергиль была красавицей:

«Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живет тут. «

«Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.»

«Я и попросила одну подругу, у которой был гуцул, показать мне их… Она меня познакомила с молодцом. Был хорош… Рыжий был, весь рыжий – и усы, и кудри! Огненная голова.»

«А то еще турка любила я. В гaреме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, – ничего… Но скyчно стало… – всё женщины, женщины… Восемь было их у него… Он был уж немолодой, этот турок. Богатый он был, этот турок.»

«И сын у него уже был – черненький мальчик, гибкий такой… Ему лeт шeстнaдцать было. С ним я и убежала от турка… Убежала в Болгарию, в Лом Паланку… Мальчик? Он умер, мальчик… Вдвое старше его я была тогда уж.»

«Там меня одна болгарка ножом ударила в грудь за жениха или за мужа своего – уже не помню.»

«Хворала я долго в монастыре одном. Женский монастырь. Ухаживала за мной одна девушка, полька… и к ней из монастыря другого – около Арцер Паланки, помню, – ходил брат, тоже монашек… Такой… как червяк, всё извивался предо мной… И когда я выздоровела, то ушла с ним… в Польшу его. Да… с тем, маленьким полячком. Он был смешной и подлый.»

«Дошла до города Бохнии. Ж*д один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. И жила я там. Ходили ко мне богатые паны и пировали у меня.»

«Это им дорого стоило. Дрались из за меня они, разорялись. Один добивался меня долго. Да, выгнала я его, хоть он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом.»

«Я тогда любила одного достойного пана с изрубленным лицом. Всё лицо было у него изрублено крест накрест саблями турок. он любил подвиги. О, этот, рубленый, был хороший человек! Наверное, ваши убили его во время бунта.»

«Знала также я и венгра одного. Он однажды ушел от меня, – зимой это было, – и только весной, когда стаял снег, нашли его в поле с простреленной головой. Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…»

«А с ж*дом я уже кончила, много денег дала ему… И уже в Кракове жила. Тогда у меня всё было: и лошади, и золото, и слуги…»

«О Польше… Да, там я сыграла свою последнюю игру. Встретила одного шляхтича… Вот был красив! Как черт. Я же стара уж была, эх, стара! Было ли мне четыре десятка лет? Пожалуй, что и было… А он был еще и горд, и избалован нами, женщинами. Дорого он мне стал… да.»

«. свалила солдата на землю. Он упал в грязь. Тогда я быстро повернула его лицом к земле и придавила его голову в лужу, чтоб он не кричал. Он и задохнулся…»«Я посмотрела на них… Мне тогда стало – помню – только скучно очень, и такая лень напала на меня… Я сказала им: «Идите!»»

«Тогда увидела я, что пора мне завести гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели… Пора, пора! Тогда я уехала в Галицию, а оттуда в Добруджу. И вот уже около трех десятков лет живу здесь.»

«И вот уже около трех десятков лет живу здесь. Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени.»

Критика об образе старухи Изергиль

«Сколь разнообразные впечатления пережила старуха Изергиль, сколько у нее было привязанностей, и она, выросшая на лоне природы, всегда выходила победительницей, свободно и без сожаления порывая эти привязанности, когда замечала, что они посягают на ее свободу пользоваться жизнью.
Многие ее любили и она многих любила, но особенной любовью она пылала к поляку Аркадэку.

Она угомонилась и уже третий десяток лет живет средь молдаван, под Аккерманом, в Бессарабии. Молдаванская молодежь напоминает ей ее молодость, и теперь, на пороге смерти, старуха Изергиль, окруженная молодой жизнью и чудной природой, молодо восклицает: «мы любим петь. «.

Герои М. Горького. в союзе с могучей природой наслаждаются веселой свободой, подобно старухе Изергиль. до глубокой старости бодро проводящей жизнь с молодыми молдаванами под Аккеррманом, в Бессарабии, на морском берегу. «

(«Корифеи новейшей русской литературы. В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, М. Горький» : критические очерки», Одесса, 1912 г.)

Источник

Старуха Изергиль — образ и характеристика героини рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Как и у Ницше, центром философской системы Горького становится Гордый Человек (сверхчеловек). Горький отдает предпочтение людям, свободным от законов общества. Его любимые герои — нищие, бродяги, цыгане, воры…Он их идеализирует или, если говорить мягче, ставит с точки зрения моральных качеств выше обычных, законопослушных, людей.

В связи с этим психологическая характеристика образа старухи Изергиль несколько сложна. Если трактовать идею Ницше о сверхчеловеке совсем просто, то это выглядит так: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью».Получается схема: животное — человек — сверхчеловек. В рассказе Горького старуха Изергиль занимает позицию каната (моста). Она не достигает вершин и силы сверхчеловеческой личности, но указывает направление, по которому, как считают Ницше и Горький, должна осуществляться моральная эволюция человечества.

Внешность

Старуха Изергиль живёт в Бессарабии, под городом Аккерманом, на берегу Чёрного моря. В настоящее время это территория Украины.

Сухие губы её потрескались, подбородок заострился, волосы полностью поседели, а щёки провалились в результате отсутствия зубов. Голова её была обмотана красной тряпкой.

Кожа не только на лице, но и на шее, на руках была в глубоких морщинах. Иссушённая временем и солнцем, старуха Изергиль всё-таки была живой, но в глазах её не было огня, а в сердце — желаний. Голос её звучал певуче, но был скрипучим и как будто хрустел.

Характер

Изергиль олицетворяет собой романтическую личность. Она решительна, смела, никогда не была ничьей рабой, если не считать добровольного рабства у еврея. Она горда и не прощает обидных слов в свой адрес. У неё огромная сила воли, тяга к свободе и жажда жизни.

В молодости она была живой, энергичной и работящей. Впоследствии все её занятия состояли в любовных приключениях.

Но нет у неё глубокой привязанности к людям и ответственности за тех, кто её любил. Она плачет иногда и горюет о погибших, но это чувство скоротечно — вихрь жизни снова подхватывает её и несёт дальше, к новым приключениям.

История жизни Изергиль

Изергиль знает много сказок и легенд, да и её собственная жизнь полна событий и приключений, в основном любовных. Она с удовольствием рассказывает легенды и свои истории молодым, считая, что для них это интересно и поучительно. Так, она знакомит своего собеседника (повествователя) с двумя легендами: о гордом Ларре, сыне орла и женщины, и человеколюбивом Данко, отдавшем свою жизнь во имя счастья людей. И рассказывает о своей жизни.

В молодости она ткала ковры — «с утра до ночи». А ночью бежала к тому, кого любила. И так бегала три месяца — пока была любовь.

В то время она с матерью жила в Румынии, на хуторе близ города Бырлада на берегу одноимённой реки. Ей было 15 лет. Своего возлюбленного она описывает высоким, гибким, черноусым, веселым парнем. Он был рыбаком. Мать, узнав обо всём, побила её, но Изергиль не убежала с ним, как он просил. Девушка бросила его, так как парень уже разонравился ей — «только поет да целуется, ничего больше!» Позже он погиб.

Там, в Болгарии, её ударила ножом в грудь из ревности какая-то женщина. Изергиль долго болела, за ней в женском монастыре ухаживала одна монашка, полька. С её братом, тоже монахом, Изергиль сбежала в Польшу. Но он, по её словам, оказался подлым человеком, и в порыве обиды за его «гордое, обидное слово» она сбросила его с берега в реку. Он барахтался и кричал, но Изергиль ушла и больше никогда с ним не встречалась. Она отмечала, что «никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками».

В Польше героине не нравилось всё: холодные и лживые люди, их «змеиный» язык — все шипят. «Это бог дал им такой змеиный язык за то, что они лживы», — говорила она.

Она ушла оттуда, её купил один еврей, чтобы торговать ею, и Изергиль заработала много денег, у неё были уже лошади, золото и слуги.

Сейчас она находит утешение в том, что рассказывает свои истории молодым. Старуха считает, что сейчас люди не умеют жить, а только примеряются к жизни. «Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где ж они. И красавцев становится все меньше».

Как знакома эта песня всем! Каждое поколение людей рассказывает о том, что раньше и трава была зеленее, и небо голубее…

Но если по существу: чем всё-таки была примечательна жизнь старухи Изергиль? Что полезного сделала она в жизни? Чему можно поучиться у неё молодому поколению?

На эти вопросы пусть каждый ответит себе сам.

Вывод

Используя поэтическую символику романтизма, Горький начинает повествование романтическим пейзажем: огромное море и бескрайняя степь. Но этот пейзаж наполнен и реалистическими приметами: живыми запахами и красками, звуками пения и музыки, силуэтами людей.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» чётко выделяется концепция трёх вариантов жизни: жизни для себя и вне людей в легенде о Ларре; жизни для себя, но с людьми в истории Изергиль; жизни для людей и с людьми в притче о Данко. Образ старухи Изергиль воплотил в себе черты героев легенд Ларры и Данко. Но всё-таки её сущность ближе к образу Ларры. Ларра из-за собственной гордыни и ради своей прихоти убивает невинную девушку; Изергиль ради любимого, а скорее, ради своей к нему любви убивает невинного человека (часового), а Данко убивает себя ради других…

Характеристика образа старухи Изергиль может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Старуха Изергиль из рассказа «Старуха Изергиль»

Сюжет

Рассказ состоит из 3-х частей, вступления и заключения. Три части: две легенды и история жизни Изергиль ведутся от лица самой старухи, во вступлении и заключении даны слова автора. Такая композиция произведения позволяет уловить связь между сказкой и реальностью. Связующую роль играет также окружающая природа, которая созвучна рассказанным старухой легендам.

История жизни, поведанная автору старухой Изергиль, тоже находится на грани между правдой и вымыслом.

Внешность

Горький видит рассказчицу уже глубокой старухой, но сквозь дряхлость проглядывают черты бывшей красавицы, разбившей немало мужских сердец.

Потускневшие чёрные глаза, когда-то горели огнём и страстью. Выбившиеся из-под красной тряпки, непослушные седые пряди были густыми и блестящими. Крючковатый «совиный» нос в молодости был тонким и изящным, ломкий трескучий голос – напевным, а сухая кожа – гладкой и бархатистой. Её потрескавшиеся, сухие губы, когда-то соблазнительные и сочные, познали много сладких поцелуев. О былой красоте старухи говорят реплики её и мужчин: «Вот какая красавица здесь живёт!» «Дрались из-за меня они, разорялись».

Но, кроме красоты, видимо, была в ней какая-то искра, которая заставляла мужчин забывать обо всём: о доме (мальчик-турок), долге (маленький монах), богатстве (пан, продавший всё имущество за золото для Изергиль), жизни (мадьяр, найденный мёртвым).

Жизнь согнула и состарила Изергиль, но сохранила свежими и молодыми её воспоминания, наделила мудростью.

Характер

В молодости Изергиль была очень гордой. Она сама выбирала себе мужчин, сама их бросала, когда они надоедали ей. Девушка не прощала обид, не терпела унижений и оскорблений, была гордая, независимая, страстная, мстительная.

Старуха в молодости обладала удивительной притягательной силой и обаянием, мужчины, познав её один раз, уже не могли жить без неё. Этой героине можно поставить в укор любвеобильный нрав, но она не была корыстной. Каждого своего возлюбленного женщина выбирала сердцем.

С годами возрастает её опыт и разборчивость. Изергиль уже любит не за красивую внешность, а за героизм, бесстрашие. Она умеет быть верной, готова пойти на риск ради возлюбленного.

Изергиль в старости стала мудрой, в её уста автор вложил много поучительных высказываний.

Став некрасивой и дряхлой, старуха не перестала привлекать людей, пусть теперь не внешностью, но интересными историями.

Возлюбленные Изергиль

Первая любовь пришла к девушке, когда ей исполнилось 15 лет. Она сравнивает себя в ту пору с лучиком солнца, столько в ней было энергии. Возможно, поэтому ей быстро наскучил её любимый — красивый рыбак, который «только поёт да целуется». Горячей и своенравной девушке хотелось риска и страсти. Всё это ей дал «рыжий» гуцул — отчаянный и дикий.

Не самые светлые воспоминания остались у старухи от встреч с монахом-поляком. За недобрые насмешки, Изергиль кинула его с обрыва в море.

У одного жида Изергиль стала жить, торгуя собой. Она хотела заработать деньги, чтобы купить дом и быть свободной. Но даже в таком положении Изергиль оставалась гордой и независимой. Она не захотела жить с паном, который был ей не по душе, хоть он осыпал её золотом.

Для независимой Изергиль милее был герой с изрубленным лицом. Она не видела в нём уродства, но ценила смелость и готовность совершить подвиг («В жизни всегда есть место подвигу»).

Изергиль вообще не любила поляков за их подлый характер, но, судьбе было угодно, чтобы она сама влюбилась глупо и безответно в красавца-шляхтича.

Последняя любовь старухи – поляк Аркадэк почти сломал Изергиль. Героине пришлось унижаться и умолять. Она пошла на убийство, чтобы спасти возлюбленного. Но, гордая натура взяла верх: женщина бросила поляка.

В 40 лет Изергиль вышла замуж и прожила с мужем 30 лет, до самой его смерти.

Старуха помнит всех возлюбленных, но у неё не возникало желания видеть их снова («Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойником»). Однако она осталась благодарна им за любовь, которую они дарили.

Заключение

Образ Изергиль в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» отображает саму жизнь: сначала легкомысленную, стремительную, жаждущую приключений, постепенно набирающую мудрость и опыт, а затем угасающую.

Источник

Сочинение: Образ Старухи Изергиль (по одноименному рассказу М. Горького)

Легенда о Ларре

Мудрость старухи Изергиль

Изергиль была не только упряма и своенравна, но и удивительно мудра от природы. Какое-то особое чутьё подсказывало ей, когда стоит уйти, а когда остаться. Автор вложил в уста героини много мудрых высказываний о любви, о жизни, о чести, о красоте, о свободе.

“Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…”

“…никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.”

“Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.”

Рассказы Изергиль о своей молодости – песня гордости, достоинству, красоте. Она учит уважать, ценить себя, быть верным, платить добром за добро, не давать себя в обиду. Самое важное в рассказах Изергиль то, что она никогда не шла против себя, не тратила своё время на тех людей, которые были недостойны её, ценила каждую минуту своей жизни. Её взбалмошный характер, горячая натура, жизненные принципы – всё говорит об истинной женственности, желании любить, жить свободно и честно.

История Изергиль

В этой части произведения нет вымышленных событий, лишь реальная история жизни старой женщины, прошедшей много испытаний, немало увидевшей в жизни. Образ старухи Изергиль очень противоречив. В ее жизни было так много мужчин, что ее легко можно осудить. Однако автор с удовольствием слушает ее рассказ, ведь в нем столько жизни и энергии. Она работала пряхой в юности, но такая жизнь не могла понравиться подвижной девушке. В итоге она убежала из дома со своим возлюбленным, но потом от него ушла к другому. Она жила с гуцулом, военным, русскими и поляками, с молоденьким турецким мальчиком… Всех она любила, но никого не хотела видеть после расставания. Простодушие героини подкупает, она ни на секунду не задумывается о морали, говоря лишь о том, что человек должен узнать жизнь, быть открытым для нее. Поэтому жизнь современной молодежи ей кажется неправильной.

Внешность Изергиль

Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.

Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей. Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее. Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи. Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре. Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой. Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись. Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному. Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку. Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание. Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету. Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает. Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил. Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин. Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила. На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой. И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится. В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Последняя любовь

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

Образ старухи Изергиль выполняет в рассказе несколько функций. Первая функция заглавной героини сюжетообразующая: этот образ объединяет весьма сложно построенное повествование, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Одна связана с изображением реальных современных людей: самой старухи, молдаван-подёнщиков, работающих на винограднике, автобиографического героя, странствующего по Руси. Вторая сюжетная линия — описание приключений молодой красавицы Изергиль сорок-пятьдесят лет назад: в этих воспоминаниях проходит вереница людей из прошлого, с которыми судьба сталкивала рассказчицу. Третья сюжетная линия — легенды о Ларре и Данко. Следовательно, образ Изергиль служит связующим звеном между разновременными сценами реального и легендарного мира. Может быть, от этого старуха выглядит как ведьма из сказки. Справедливости ради следует отметить, что все три сюжетные линии объединяются не только образом Изергиль, но и образом автобиографического героя.

Роль Изергиль не ограничивается функциями рассказчицы и судьи. Между легендами она повествует о своей собственной жизни, похожей на сказку, и, следовательно, сама становится действующим лицом захватывающих приключений. Это третья функция образа Изергиль. Вспоминая своих многочисленных любовников, старуха утверждает, что главным в её жизни была любовь к людям. Она любит свободу, песни, красоту и этим похожа на Данко. Но она всю жизнь прожила только для себя, легко забывала свою прежнюю любовь ради новой. В этом отношении она похожа на Ларру. Старуха признаётся: «Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками» (II). Можно сказать, что Изергиль демонстрирует более ровное, без литературных преувеличений, отношение к жизни, чем Ларра и Данко. Это вполне понятно. Она ведь не персонаж-символ из легенды, а действующее лицо из реальной жизни, хотя и представлена автобиографическим героем в романтическом облике. В реальном человеке эгоизм Ларры и коллективизм Данко переплетаются, и какое чувство берёт верх, таким и становится человек. Если Ларра воплощает идею жизни без людей и только для себя, а Данко — идею жизни с людьми и для людей, то Изергиль занимает как бы промежуточную позицию и демонстрирует принцип жизни с людьми, но только для себя.

Противоречивость образа Изергиль состоит в том, что она на старости лет поняла, как нужно жить, теперь она уважает людей, которые руководствуются в своих поступках благородной идеей народного счастья и свободы, но она сама не сумела прожить такую правильную жизнь, её незаурядные душевные силы растрачены практически бесполезно. Единственное, что ей осталось, — это научить молодых, чтобы они не повторяли её ошибок. Для этого она рассказывает автобиографическому герою — молодому человеку — свои легенды. То есть героиня берёт на себя роль учителя, что можно считать четвёртой функцией образа Изергиль. Она прямо поучает автобиографического героя, осуждая его за осторожность, покорность обстоятельствам. Нынешние люди, по её мнению, не живут, а всё только примеряются жить, а когда пройдёт их время, то плачутся на судьбу, а судьба здесь ни при чём: каждый сам себе судьба (II). Эти рассуждения о судьбе находят продолжение в знаменитых словах Изергиль о красивом поступке во имя людей, то есть о подвиге: «В жизни всегда есть место подвигам. Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно» (II).

Подводя итог, необходимо признать, что старуха Изергиль — главная героиня рассказа. Во-первых, об этом свидетельствуют само название рассказа и его композиция (героиня как рассказчица связывает все смысловые части произведения). Во-вторых, Изергиль выступает ещё в нескольких ролях: судьи, действующего лица, учителя. Находясь в центре повествования, она получает максимальную возможность для самораскрытия.

Легенды о Ларре и Данко служат прежде всего средством раскрытия образа главной героини. История жизни старухи, помещённая между двумя легендами, составляет идейный центр рассказа. Жизненные принципы Изергиль, в отличие от убеждений героев легенд, оказываются не столь категоричными, зато они больше подходят для реальной действительности. Старуха при всей противоречивости своего характера не разуверилась в высоких идеалах, сумела сохранить смелость суждений, преклонение перед героями-борцами. Всё это вызывает уважение автобиографического героя, который разделяет подобные убеждения Изергиль.

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» — рассказ-размышление о смысле жизни, о проблеме нравственного выбора, о смелости и подвиге. Раскрытию смысла способствует удивительная композиция рассказа, которая называется «рассказ в рассказе». Повествование разделено на 3 части: первая — легенда о Ларре, вторая – рассказ старухи Изергиль о своей жизни, третья – легенда о Данко. Ларра был сыном женщины и орла. Основа его характера – гордыня. Он ставит себя выше других людей, не считаясь с их чувствами. Его гордость доходит до жестокости. Он не колеблясь убивает дочь вождя за то, что та не захотела стать его женой. Он не хочет жить как остальные люди, хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен. Он «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего», это дает ему право презирать людей и властвовать над ними, и, как следствие, — люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени – «наказание ему в нем самом». Оказалось, что Ларра не может быть вне людей, он оказался обречен на вечные скитания в одиночестве. В конце концов от Ларры осталась только тень. Не менее значимым образом является образ повествователя – Старухи Изергиль. Старая цыганка обладает сильным, вольнолюбивым характером, который не может не привлекать к ней людей. Она любит жизнь и свободу, способна воспринимать красоту окружающего мира. Но кроме того в ней много гордыни и эгоизма. Она ни от кого не хочет зависеть, спасает своего возлюбленного из плена, но сама уходит от него, так как знает, что больше не любима, а принимать вместо любви чувство благодарности героиня не желает. Однако ее портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувстсвенной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверенна в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.

И лишь легенда воспевает имя Данко.

Значение образа

Образ старухи Изергиль значим для понимания идейного замысла рассказа. Горький стремился найти в человеке что-то особенное, он не был доволен тем, как живут его современники. Его огорчала некая инертность, сопряженная с желанием добиться выгоды, устроить себе «теплое» местечко и спокойную жизнь. Свою мысль он вкладывает в уста старухи, которая говорит, что нет больше прежнего героизма и силы духа. Кроме того, русских старуха не понимает из-за их угрюмости и серьезности. Неслучайно писатель не просто пересказывает легенду, а вводит образ старухи Изергиль. В рассказах М. Горького раннего периода такие герои не были редкостью. Макар Чудра, герой одноименного рассказа, выражает схожее мнение по поводу жизни современной молодежи. Он тоже стар, много повидал на своем веку и составил свое представление о смысле человеческой жизни.

Нетипичность образа

Автор вложил большое значение в образ и символы в рассказе «Старуха Изергиль». Для русской литературы XX столетия портрет главной героини был нетипичным. Несмотря на это, Максим Горький всегда воспевал в своих произведениях сильных людей. В описании образа центрального женского персонажа есть все те черты, которые ценятся писателем:

какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль. картинка какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль фото. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль видео. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль.

Все эти человеческие качества должны играть важную роль в становлении личности с самоценностью. Такие люди заслуживают уважения.

Несомненно, образ главной героини далек от высокой морали. Ей пришлось несладко. Нужно было проходить через массу трудностей. Значит, ей не чуждо понимание ценности труда, заработка денег, обретения товарищей, верности.

Художественное своеобразие рассказа

Образ старухи Изергиль значим и для структуры, и для формы произведения. Ведь благодаря этой героине повествование становится разнородным, многослойным. Сначала мы слышим голос автора-повествователя, который общается с Изергиль. При этом используется художественный стиль речи. Но когда вступает в дело героиня, все меняется. Новая стилистика, иные речевые обороты. Горькому удивительно точно удается копировать манеру разговора старой простой женщины. Именно потому, что легенды рассказывает сама Изергиль, они становятся еще более интересными. Не стоит забывать о том, что в рассказе соблюдены практически все принципы романтизма. Пейзаж, который открывает произведение, — это море и степь, место, где есть разгуляться сильной натуре, они символизируют свободу. Ночь, тени, искры придают ситуации некую загадочность. А главный признак романтизма — три необычных героя. Изергиль — воплощение жизненной энергии. Ларра совместил в себе все человеческие пороки. А Данко — это олицетворение смелости, добра и человеколюбия.

какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль. картинка какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль фото. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль видео. какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет старуха в рассказе старуха изергиль.

Итак, какую роль играет образ старухи Изергиль в одноименном рассказе? Самое главное — то, что в ее уста вложена идея Горького о правильной человеческой жизни, в которой нет места узким рамкам, ограниченности, скуке и безделью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *