какую роль играет природа в рассказе кавказ
Роль пейзажа в рассказах бунина “кавказ”, чехова “о любви”
1) И. Бунин “Кавказ” Ключевой теме творчества И. А. Бунина – любви – посвящен рассказ “Кавказ”. В нем повествуется о запретной любви молодого человека и замужней женщины. Влюбленные решили тайно уехать на несколько недель из столицы к теплому морю.
В этом небольшом произведении почти нет реплик, чувства героев передаются через пейзажные зарисовки. Контрастны описания промозглой осенней Москвы и экзотических картин Кавказа. “В Москве шли холодные дожди,…
Было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми
Кавказ же встретил “беглецов” богатством красок и звуков. Природа не может чувствовать, она безмолвно прекрасна. Человек же вдыхает в нее свое настроение. Достаточно сравнить Кавказ в воспоминаниях рассказчика, когда он был одинок (“осенние вечера среди черных кипарисов, у холодных серых волн…
Так, например, в рассказе “О любви” пейзаж вводится только в начале новеллы: “Теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя…”, и в самом конце: “…
Дождь перестал, и выглянуло солнце”. Но, несмотря на скупость изобразительных средств, каждое событие оказывается ассоциативно связано с конкретными временами года, суток и погодой, потому что природа всегда так или иначе соотносится с настроением чеховских героев.
Короткий штрих в описании состояния природы может изменить на противоположное впечатление от произведения, придать отдельным фактам дополнительное значение, по-новому расставить акценты. Так, выглянувшее в конце упоминавшегося уже рассказа “О любви” солнце заставляет нас обрести надежду на преодоление людьми своей несвободы.
Без этой детали произведение оставляло бы ощущение безысходности,
Related posts:
Исследовательская работа обучающихся 8 класса по рассказу И.А. Бунина «Кавказ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ Кишкинская средняя школа
Исследовательская работа на тему:
Авторская позиция в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»
обучающеся 8-го класса
МБОУ Кишкинской СШ
Косарева Елена Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Кишкинской СОШ
1.1.Цель и задачи исследования____________________________________3
1.2.История создания рассказа_____________________________________4
Авторская позиция в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»
2.2.Кто виноват в трагедии?________________________________________5
2.4.Роль пейзажа в рассказе. Выразительные художественные средства в рассказе________________________________________________________ 11
3.Заключительная часть. Выводы.___________________________________15
4.Список использованной литературы._______________________________16
Цель исследования: Выявить позицию автора рассказа и дать правильную оценку поступкам литературных героев.
1.Разработать свой план оценки поступков литературных произведений и использовать его на последующих уроках.
2.Выработать умение аргументировано доказывать свое мнение, делать выводы, выявлять косвенную позицию автора художественного текста.
3.Научиться осмысленному чтению.
Актуальность исследовательской работы .
Показать актуальность проблем рассказа И.А.Бунина «Кавказ» для современных читателей.
История создания рассказа.
Рассказ этот впервые был опубликован в конце 1937 года, в парижской эмигрантской газете «Последние новости». В сущности, именно он и открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за рассказом с тем же самым названием — «Тёмные аллеи».
«Кавказ», как и многие другие произведения из цикла «Тёмные аллеи», был написан Буниным очень быстро и, в то же время, психологически предельно достоверно — настолько достоверно, что очень трудно поверить, будто сюжет этого рассказа (как и сюжеты прочих рассказов из цикла «Тёмные аллеи») является не воспоминанием автора, а лишь плодом его фантазии. Сам Бунин впоследствии неоднократно обращал на это внимание: «Все думают, что я пишу с такой реальностью и убедительностью только потому, что обладаю «необыкновенной памятью», что я всё пишу «с натуры», то, что со мной самим было, или то, что я знал, видел» — и добавлял: «Никто не верит, что я почти всегда всё выдумываю — всё, всё. Обидно!»
Почти всегда… Насколько же «выдуман» или, быть может, «не выдуман» сюжет «Кавказа»? Вот как об этом говорится в заметках Бунина «Происхождение моих рассказов»:
Написал этот рассказ, вспомнив, как однажды — лет сорок тому назад — уезжал из Москвы по Брянской дороге с женой одного офицера, с которой был в связи и которую он провожал на Брянском вокзале в Киев, к её родителям, не зная, что я уже сижу в поезде, еду с ней до Тихоновой п у стыни. Это была очаровательная, весёлая, молоденькая, хорошенькая женщина с ямочками на щеках при улыбке, решительно ничем не похожая на ту, что написана в «Кавказе», сплошь, кроме воспоминания о вокзале, выдуманном; на Кавказском побережье я тоже никогда не был, — был только в Новороссийске и в Батуми, видел прочее побережье только с парохода.
А муж её вполне мог застрелиться именно так, как в рассказе, если бы узнал про её измену.
Сюжет рассказа «Кавказ»
Сюжет рассказа прост. У героя и героини тайный роман. Они вынуждены скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои совершают дерзкий побег на Кавказ.
А в финале мы узнаём: “Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрёзом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов”.
После прочтения рассказа И.А.Бунина «Кавказ» мы отвечали на вопрос: «Кто виноват в трагедии?» Наши мнения разделились.
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, следует выявить позицию автора. Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.
Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
1.Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2.Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяющий вербализовать позицию автора .
Для того чтобы понять позицию автора, мы ответили на вопросы:
1.О чем говорит автор?
2.Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?
3.Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
4.Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)
5.Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?
Мы разделились на две группы и выполнили следующее:
1.Внимательно перечитали эпизоды рассказа и дали оценку поступкам героев.2.Составили характеристики героев с примерами из текста в виде таблиц.3.Сделали выводы. 4.Подготовили ролевую игру «Суд», чтобы наглядно подтвердить или опровергнуть свои выводы.
Перед нами “любовный треугольник”. Он, она и третий лишний. В рассказе Бунина нет имён, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, её нравственный аспект.
Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви. Героиня рассказа.
В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.
Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.
Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.
Сначала читатель узнаёт о Муже из уст жены. Он, возможно, что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.
Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов.
Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.
Винит ли автор героиню в трагедии? Нет, она невиновна.
Была она у меня за эти дни всего три раза и каждый раз входила поспешно со словами:
— Я только на одну минуту.
Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у нее срывался, и то, как она, бросив куда попало зонтик, спешила поднять вуальку и обнять меня, потрясало меня жалостью и восторгом.
Войдя, она даже не поцеловала меня, только жалостно улыбнулась…
— Я совсем не могла обедать, — сказала она. — Я думала, что не выдержу эту страшную роль до конца. И ужасно хочу пить.
На закате часто громоздились за морем удивительные облака; они пылали так великолепно, что она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две, три недели — и опять Москва!
— Мне кажется, — говорила она, — что он что-то подозревает, что он даже знает что-то, — может быть, прочитал какое-нибудь ваше письмо, подобрал ключ к моему столу. Я думаю, что он на все способен при его жестоком, самолюбивом характере. Раз он мне прямо сказал: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Теперь он почему-то следит буквально за каждым моим шагом, и, чтобы наш план удался, я должна быть страшно осторожна.
Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы.
Раз к нашему освещенному окну сбежалась целая стая чекалок, — они всегда сбегаются в такие ночи к жилью, — мы открыли окно и смотрели на них сверху, а они стояли под блестящим ливнем и тявкали, просились к нам. Она радостно плакала, глядя на них.
Офицер, муж героини:
…он что-то подозревает, что он даже знает что-то, — может быть, прочитал какое-нибудь ваше письмо, подобрал ключ к моему столу. Я думаю, что он на все способен при его жестоком, самолюбивом характере. Раз он мне прямо сказал: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Теперь он почему-то следит буквально за каждым моим шагом.
Выводы: Итак, в рассказе «Кавказ» цикла «Тёмные аллеи» Бунин Иван Алексеевич показывает читателю одну из граней чувства любви, любви как смысла жизни.
“ Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого человека.
Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».
У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.
Герой и героиня счастливы вместе, они любят друг друга.
Винит ли автор героиню в трагедии? Да, она виновна.
— Я только на одну минуту.
Теперь он почему-то следит буквально за каждым моим шагом, и, чтобы наш план удался, я должна быть страшно осторожна. План наш был дерзок: уехать в одном и том же поезде на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком месте три-четыре недели.
Он уже согласен отпустить меня, так внушила я ему, что умру, если не увижу юга, моря, но, ради бога, будьте терпеливы!
Не понимающая мужа
Я думаю, что он на все способен при его жестоком, самолюбивом характере.
Любящий жену, заботливый
Он уже согласен отпустить меня…
Но тотчас вслед за тем был поражен его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, которой он, широко шагая, держал ее под руку. Я отшатнулся от окна, упал в угол дивана, рядом был вагон второго класса — я мысленно видел, как он хозяйственно вошел в него вместе с нею, оглянулся, — хорошо ли устроил ее носильщик, — и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя ее.
Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи.
Решительный, мужественный, с сильным характером
На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару.
Благородный: ради счастья жены идет на самоубийство
Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.
У него «жестокий, самолюбивый характер»? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. Так за строками рассказа Бунина виден сильный и мужественный человек, страдающий, потому что его обманули, предали. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны.
Какую роль играют картины природы в рассказе “Кавказ” и как они отражают чувства героев? Почему автор уделяет пейзажу такое большое внимание?
Иван Алексеевич Бунин – большой мастер слова. Поэтические описания природы в его рассказах гармонично вплетаются в сюжетную линию, а концовка всегда непредсказуема. Чувства героев раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни. На фоне природы они становились более яркими. Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы.
Описание природы Кавказа занимает значительную часть рассказа. Южный пейзаж соответствует настроению героев, но дает понять, что герои оказались здесь случайно и ненадолго. Покой и красота природы – явно недостижимый для героев идеал: “еще две-три недели – и опять Москва!”. Перед описанием трагической развязки – последняя картина природы, предвещающая эту развязку: “Иногда по ночам надвигались с гор темные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома”.
Какие художественно-выразительные средства использовал Бунин в рассказе?
Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, – выражаясь словами Бунина, – чувственного, вещественного, из чего создан мир”, литература не касалась таких тончайших подробностей деталей и оттенков.
Система антитез : вечер в Москве: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих… И был темный, отвратительный вечер».
Утро на юге: «Утром, когда я вышел в коридор, в нем было солнечно, душно… За …нагретыми окнами шла ровная выжженная степь… нестерпимое сухое солнце…»
Эпитет ы: душистый (туман), (ночи) теплы и непроглядны, удивительные (облака), таинственный (час), знойный (сумрак), горячие (полосы света).
Олицетворения: смотрела (луна), прыгала (речка), шла (степь), солнце было уже сильно, чисто и радостно, веселые (полосы света).
Метафоры: стеклянными колокольчиками звенели ( древесные лягушки), в черной мгле плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи и др.
Писатель считал для себя важным “найти звук” для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой “звук” мог явиться истоком рассказа “Кавказ”?
Это звук, доносившийся из духана: “глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни”. Ключевое определение этого звука – “безнадежно-счастливый”, оно соответствует чувствам героев.
Выводы: Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы ХХ века. Он по праву является мастером прозы, потому что прекрасный язык, образность, точность, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – это лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.
Класс: 8
Презентация к уроку
Цели и задачи урока:
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
Технология: метод проектов
Ход урока
I. Актуализация. Погружение в проект. (Слайд №2)
Ясная Поляна… В роще гуляют двое. Один… в тёплом пальто, ему уже за 70. Он подходит к берёзкам, ласково гладит их стволы и неожиданно говорит своему спутнику: “Недавно прочитал я где-то стихи:
Грибы сошли,
но крепко пахнет
в оврагах сыростью грибной…”
И восклицает: “Очень хорошо, очень верно!” Это Лев Толстой, спутник его – Максим Горький. А стихи, которые понравились Толстому, написал Иван Алексеевич Бунин. Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом Толстого, и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности. Как писал Б. Зайцев, он имел “почти звериный глаз, нюх, осязание”.
(Слайд № 3) И.А. Бунин почетный академик Российской Академии Наук, был дважды награждён Пушкинской премией, в 1933 году стал первым из русских писателей лауреатом Нобелевской премии. Это было мировое признание таланта И.А.Бунина и русской литературы в целом.
– С какими произведениями И.А. Бунина вы знакомы? (слайд №4)
(слайды №5)Сегодня необычный урок, а урок– исследование, мы впервые попробуем реализовать учебный проект “И.А. Бунин. Мастерство Бунина-прозаика (По рассказу “Кавказ”)»
– Определим предмет нашего исследования? Что подлежит изучению?
– Какие вопросы хотите задать к теме проекта?
III. Формулировка проблемы. (слайд № 6)
– Сформулируйте главный вопрос, на который надо дать ответ, и вопросы подтемы урока. Основополагающий вопрос, на который мы должны получить ответ:
Кто такой мастер? (слайд № 7)
Проект поможет дать ответы на поставленные вопросы.
IV. Выдвижение гипотезы. (слайд № 9)
– Попробуем предположить, за какие характерные признаки творческой индивидуальности Бунина считают мастером прозы?
(Новеллист, тонко чувствующий русскую природу, умеющий передать тончайшие чувства человека, обладающий силой воображения и ярким, лаконичным стилем: “ничего лишнего”.)
– Предлагаю сформировать следующие группы: биографы, теоретики, литературоведы, критики. Ознакомьтесь, чем будут заниматься группы, над каким материалом работать, какой продукт они могут подготовить (слайды №10-15.)
– Что нам предстоит сделать? (слайд № 16)
– Распределите роли в группе и спланируйте свою деятельность по решению задач проекта, заполнив дневник проекта (слайд № 17):
– Подумайте, что может быть продуктом группового проекта? (слайд № 18—19)
V. Исследование. (слайды № 20-24)
В течение 7 дней вы работаете над проектом.
– Распределите обязанности в группе.
– Заполняете по ходу работы над проектом индивидуальный дневник проекта.
– Формулируете ключевые положения проекта.
Деятельность учащихся
Литературоведы
Разрабатывают план работы группы.
Выбирают форму презентации результатов работы.
Реализуют собственный план работы.
Изучают теоретический материал и применяют их при реализации проекта.
Готовят и репетируют презентацию.
VI. Представление результатов исследования. Защита проекта (второй урок)
Мы завершаем проект “Мастерство Бунина-прозаика” и должны ответить на проблемные вопросы темы:
Каждая группа демонстрирует свой продукт проекта. Расскажите о своей проектной деятельности, с какими трудностями столкнулись в ходе работы над проектом, какие идеи возникали, как преодолевали возникшие затруднения.
(Слайды № 28-29) Другие группы слушают, делают записи в тетради, если это необходимо, оценивают работу групп по следующим критериям, используя пятибалльную систему. Распределите роли в группе, вы должны выставить среднюю оценку каждой группе по каждому критерию. Группе предоставляется 5 минут на защиту проекта.
Учитель (слайды № 30-33): Каким человеком был И.А. Бунин? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут “Биографы”.
Учитель (слайды № 34): Ключевой темой творчества писателя стала тема любви, осмысление её скрытой природы. Традиционно в русской литературе любовь показывалась как сердечная привязанность, полная боли и радости, тоски и блаженства, причём отдавалось предпочтение изображению чувственной, духовной любви, нежели плотской.
– Какова же тайна любви в рассказе “Кавказ”?
– Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа? Слово предоставляется группе “Критики”.
Учитель (слайд №35): “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.
Учитель (слайд №36): Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.
– Какую роль играют картины природы в рассказе “Кавказ” и как они отражают чувства героев? Почему автор уделяет пейзажу такое большое внимание? Ответ на эти вопросы дадут критики.
Учитель: Иван Алексеевич Бунин – большой мастер слова. Поэтические описания природы в его рассказах гармонично вплетаются в сюжетную линию, а концовка всегда непредсказуема. Чувства героев раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни. На фоне природы они становились более яркими. Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы.
(Слайды № 38-39)Описание природы Кавказа занимает значительную часть рассказа. Южный пейзаж соответствует настроению героев, но дает понять, что герои оказались здесь случайно и ненадолго. Покой и красота природы – явно недостижимый для героев идеал: “еще две-три недели – и опять Москва!”. Перед описанием трагической развязки – последняя картина природы, предвещающая эту развязку: “Иногда по ночам надвигались с гор темные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома”.
– Какие художественно-выразительные средства использовал Бунин в рассказе? свой проект представляет группа “Литературоведы”.
Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, – выражаясь словами Бунина, – чувственного, вещественного, из чего создан мир”, литература не касалась таких тончайших подробностей деталей и оттенков.
Оксюморон (греч. “остроумно-глупое”) – это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание. Изобразительно-выразительные средства:
Учитель Писатель считал для себя важным “найти звук” для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой “звук” мог явиться истоком рассказа “Кавказ”?
Это звук, доносившийся из духана: “глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни”. Ключевое определение этого звука – “безнадежно-счастливый”, оно соответствует чувствам героев.
Учитель (слайд №41): Слово предоставляется группе “Теоретики”, которая готовила тест по теме проекта.
Итог. Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы ХХ века. Он по праву является мастером прозы, потому что прекрасный язык, образность, точность, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – это лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику (слайд №42).