какую роль играет посещение татьяной дома онегина

Татьяна Ларина в доме Евгения Онегина: текст эпизода (фрагмент, отрывок)

Данную сцену можно найти в главе 7 строфах XV-XXV романа.

Смотрите: Все материалы по «Евгению Онегину»

Татьяна Ларина в доме Евгения Онегина: краткое описание эпизода

После гибели Ленского Евгений Онегин уезжает из деревни. Ольга Ларина вскоре выходит замуж и уезжает из родительского дома. Татьяна остается одна с матерью в деревне. Однажды девушка гуляет по окрестностям и видит дом Онегина. Она просит у ключницы разрешения пройти в дом.

Войдя в дом Онегина, Татьяна рассматривает его вещи, книги и т.д. Через день она снова приходит сюда, чтобы почитать его книги. Татьяна разглядывает заметки, оставленные Онегиным в книгах и т.д. Через эти мелочи она узнает его как человека. Ей становится понятен внутренний мир Евгения, его интересы и ценности. Татьяна осознает, что ее любимый далеко не ангел и не божество, а, скорее, «созданье ада» и «надменный бес».

Татьяна Ларина в доме Онегина: текст эпизода (фрагмент, отрывок)

(глава 7 строфы XV-XXV)

какую роль играет посещение татьяной дома онегина. картинка какую роль играет посещение татьяной дома онегина. какую роль играет посещение татьяной дома онегина фото. какую роль играет посещение татьяной дома онегина видео. какую роль играет посещение татьяной дома онегина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет посещение татьяной дома онегина.
Татьяна в усадьбе Онегина.
Художник А. Самохвалов

XV
Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.
Шла, шла. И вдруг перед собою
С холма господский видит дом,
Селенье, рощу под холмом
И сад над светлою рекою.
Она глядит – и сердце в ней
Забилось чаще и сильней.

XVI
Ее сомнения смущают:
«Пойду ль вперед, пойду ль назад.
Его здесь нет. Меня не знают…
Взгляну на дом, на этот сад».
И вот с холма Татьяна сходит,
Едва дыша; кругом обводит
Недоуменья полный взор…
И входит на пустынный двор.
К ней, лая, кинулись собаки.
На крик испуганный ея
Ребят дворовая семья
Сбежалась шумно. Не без драки
Мальчишки разогнали псов,
Взяв барышню под свой покров.

XVII
«Увидеть барский дом нельзя ли?» —
Спросила Таня. Поскорей
К Анисье дети побежали
У ней ключи взять от сеней;
Анисья тотчас к ней явилась,
И дверь пред ними отворилась,
И Таня входит в дом пустой,
Где жил недавно наш герой.
Она глядит: забытый в зале
Кий на бильярде отдыхал,
На смятом канапе лежал
Манежный хлыстик. Таня дале;
Старушка ей: «А вот камин;
Здесь барин сиживал один.

XVIII
Здесь с ним обедывал зимою
Покойный Ленский, наш сосед.
Сюда пожалуйте, за мною.
Вот это барский кабинет;
Здесь почивал он, кофей кушал,
Приказчика доклады слушал
И книжку поутру читал…
И старый барин здесь живал;
Со мной, бывало, в воскресенье,
Здесь под окном, надев очки,
Играть изволил в дурачки.
Дай Бог душе его спасенье,
А косточкам его покой
В могиле, в мать-земле сырой!»

XIX
Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на всё глядит,
И всё ей кажется бесценным,
Всё душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.

XX
Татьяна долго в келье модной
Как очарована стоит.
Но поздно. Ветер встал холодный.
Темно в долине. Роща спит
Над отуманенной рекою;
Луна сокрылась за горою,
И пилигримке молодой
Пора, давно пора домой.
И Таня, скрыв свое волненье,
Не без того, чтоб не вздохнуть,
Пускается в обратный путь.
Но прежде просит позволенья
Пустынный замок навещать,
Чтоб книжки здесь одной читать.

XXI
Татьяна с ключницей простилась
За воротами. Через день
Уж утром рано вновь явилась
Она в оставленную сень,
И в молчаливом кабинете,
Забыв на время всё на свете,
Осталась наконец одна,
И долго плакала она.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

XXII
Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана
Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

XXIII
Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.

XXIV
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее – слава Богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон.
Уж не пародия ли он?

XXV
Ужель загадку разрешила?
Ужели слово найдено?
Часы бегут: она забыла,
Что дома ждут ее давно,
Где собралися два соседа
И где об ней идет беседа.
«Как быть? Татьяна не дитя, —
Старушка молвила кряхтя. —
Ведь Оленька ее моложе.
Пристроить девушку, ей-ей,
Пора; а что мне делать с ней?
Всем наотрез одно и то же:
Нейду. И все грустит она
Да бродит по лесам одна».

Это был текст эпизода, в котором Татьяна Ларина посещает дом Онегина, из романа «Евгений Онегин» Пушкина.

Источник

Презентация по литературе на тему «Анализ эпизода «Татьяна в доме Онегина»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какую роль играет посещение татьяной дома онегина. картинка какую роль играет посещение татьяной дома онегина. какую роль играет посещение татьяной дома онегина фото. какую роль играет посещение татьяной дома онегина видео. какую роль играет посещение татьяной дома онегина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет посещение татьяной дома онегина.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ эпизода Татьяна в доме Онегина

Анализ 7 главы В свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна. Шла, шла. И вдруг перед собою С холма господский видит дом, Селенье, рощу под холмом И сад над светлою рекою. Она глядит – и сердце в ней Забилось чаще и сильней.

Татьяна в доме Онегина Татьяна взором умиленным Вокруг себя на всё глядит, И всё ей кажется бесценным, Всё душу томную живит Полумучительной отрадой: И стол с померкшею лампадой, И груда книг, и под окном Кровать, покрытая ковром, И вид в окно сквозь сумрак лунный, И этот бледный полусвет, И лорда Байрона портрет, И столбик с куклою чугунной Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом.

«Вход Татьяны в дом Онегина воспринимался как вход в его внутренний мир, в его душу!» А.Л. Слонимский

Татьяна в доме Онегина Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина, Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете: Но показался выбор их ей странен. Почему выбор книг, которые читал Онегин для Татьяны странный?

Татьяна в доме Онегина Новейшая романтическая литература в библиотеке Онегина и вся обстановка его деревенского кабинета так же полно раскрывает его потаённый душевный мир, как раскрывает сон Татьяны ее собственную душу. Но в отличие от Онегина Татьяна имела возможность проникнуть на «заповедную территорию», получить доступ к тайнам души своего избранника.

Что поняла Татьяна, читая книги Онегина? И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее – слава Богу — Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной: Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон. Уж не пародия ли он? (7, XXIV )

Поможет ли Татьяне узнавание Онегина разлюбить его? Книжное знакомство с миром Онегина произвело на неё тяжёлое, безотрадное впечатление. Оно испугало её, ужаснуло и заставило поверить в необходимость покориться действительности: «…не может он мне счастья дать». Но в Татьяне наконец совершился акт сознания: ум её проснулся. Она поняла, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме страданий и скорби любви. Татьяна принимает решение ехать в Москву.

источник шаблона: Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

какую роль играет посещение татьяной дома онегина. картинка какую роль играет посещение татьяной дома онегина. какую роль играет посещение татьяной дома онегина фото. какую роль играет посещение татьяной дома онегина видео. какую роль играет посещение татьяной дома онегина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет посещение татьяной дома онегина.

Номер материала: ДБ-1212549

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какую роль играет посещение татьяной дома онегина. картинка какую роль играет посещение татьяной дома онегина. какую роль играет посещение татьяной дома онегина фото. какую роль играет посещение татьяной дома онегина видео. какую роль играет посещение татьяной дома онегина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет посещение татьяной дома онегина.

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

какую роль играет посещение татьяной дома онегина. картинка какую роль играет посещение татьяной дома онегина. какую роль играет посещение татьяной дома онегина фото. какую роль играет посещение татьяной дома онегина видео. какую роль играет посещение татьяной дома онегина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет посещение татьяной дома онегина.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какую роль играет посещение татьяной дома онегина. картинка какую роль играет посещение татьяной дома онегина. какую роль играет посещение татьяной дома онегина фото. какую роль играет посещение татьяной дома онегина видео. какую роль играет посещение татьяной дома онегина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет посещение татьяной дома онегина.

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

какую роль играет посещение татьяной дома онегина. картинка какую роль играет посещение татьяной дома онегина. какую роль играет посещение татьяной дома онегина фото. какую роль играет посещение татьяной дома онегина видео. какую роль играет посещение татьяной дома онегина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет посещение татьяной дома онегина.

Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу

Время чтения: 1 минута

какую роль играет посещение татьяной дома онегина. картинка какую роль играет посещение татьяной дома онегина. какую роль играет посещение татьяной дома онегина фото. какую роль играет посещение татьяной дома онегина видео. какую роль играет посещение татьяной дома онегина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет посещение татьяной дома онегина.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какую роль играет посещение татьяной дома онегина. картинка какую роль играет посещение татьяной дома онегина. какую роль играет посещение татьяной дома онегина фото. какую роль играет посещение татьяной дома онегина видео. какую роль играет посещение татьяной дома онегина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет посещение татьяной дома онегина.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Кто дал ключи от дома онегина татьяне. Что понила Татьяна побывав в деревенском кабинете Онегина.(развернутое сочинение)

Татьяна в доме Онегина. Материал для анализа эпизода Сцена посещения Татьяны Лариной дома Онегина — один из важных эпизодов в романе «Евгений Онегин» Пушкина. Сцена визита Татьяны в дом Онегина находится в 7 главе романа (строфы XV-XXV). После гибели Ленского Евгений Онегин уезжает из деревни. Ольга Ларина вскоре выходит замуж и уезжает из родительского дома. Татьяна остается одна с матерью в деревне. Однажды девушка гуляет по окрестностям и видит дом Онегина. Она просит у ключницы разрешения пройти в дом. Войдя в дом Онегина, Татьяна рассматривает его вещи, книги и т.д. Через день она снова приходит сюда, чтобы почитать его книги. Татьяна разглядывает заметки, оставленные Онегиным в книгах и т.д. Через эти мелочи она узнает Онегина как человека. Ей становится понятен внутренний мир Евгения, его интересы и ценности. Татьяна осознает, что ее любимый Онегин далеко не ангел и не божество, а, скорее, «созданье ада» и «надменный бес». Татьяна Ларина в доме Онегина: текст эпизода (глава 7 строфы XV-XXV) XV Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой, дымясь, пылал Огонь рыбачий. В поле чистом, Луны при свете серебристом В свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна. Шла, шла. И вдруг перед собою С холма господский видит дом, Селенье, рощу под холмом И сад над светлою рекою. Она глядит – и сердце в ней Забилось чаще и сильней. XVI Ее сомнения смущают: «Пойду ль вперед, пойду ль назад. Его здесь нет. Меня не знают Взгляну на дом, на этот сад». И вот с холма Татьяна сходит, Едва дыша; кругом обводит Недоуменья полный взор И входит на пустынный двор. К ней, лая, кинулись собаки. На крик испуганный ея Ребят дворовая семья Сбежалась шумно. Не без драки Мальчишки разогнали псов, Взяв барышню под свой покров. XVII «Увидеть барский дом нельзя ли?» Спросила Таня. Поскорей К Анисье дети побежали У ней ключи взять от сеней; Анисья тотчас к ней явилась, И дверь пред ними отворилась, И Таня входит в дом пустой, Где жил недавно наш герой. Она глядит: забытый в зале Кий на бильярде отдыхал, На смятом канапе лежал Манежный хлыстик. Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; Здесь барин сиживал один. XVIII Здесь с ним обедывал зимою Покойный Ленский, наш сосед. Сюда пожалуйте, за мною. Вот это барский кабинет; Здесь почивал он, кофей кушал, Приказчика доклады слушал И книжку поутру читал И старый барин здесь живал; Со мной, бывало, в воскресенье, Здесь под окном, надев очки, Играть изволил в дурачки. Дай Бог душе его спасенье, А косточкам его покой В могиле, в мать-земле сырой!» XIX Татьяна взором умиленным Вокруг себя на всё глядит, И всё ей кажется бесценным, Всё душу томную живит Полумучительной отрадой: И стол с померкшею лампадой, И груда книг, и под окном Кровать, покрытая ковром, И вид в окно сквозь сумрак лунный, И этот бледный полусвет, И лорда Байрона портрет, И столбик с куклою чугунной Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом. XX Татьяна долго в келье модной Как очарована стоит. Но поздно. Ветер встал холодный. Темно в долине. Роща спит Над отуманенной рекою; Луна сокрылась за горою, И пилигримке молодой Пора, давно пора домой. И Таня, скрыв свое волненье, Не без того, чтоб не вздохнуть, Пускается в обратный путь. Но прежде просит позволенья Пустынный замок навещать, Чтоб книжки здесь одной читать. XXI Татьяна с ключницей простилась За воротами. Через день Уж утром рано вновь явилась Она в оставленную сень, И в молчаливом кабинете, Забыв на время всё на свете, Осталась наконец одна, И долго плакала она. Потом за книги принялася. Сперва ей было не до них, Но показался выбор их Ей странен. Чтенью предалася Татьяна жадною душой; И ей открылся мир иной. XXII Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил: Певца Гяура и Жуана Да с ним еще два-три романа, В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом. XXIII Хранили многие страницы Отметку резкую ногтей; Глаза внимательной девицы Устремлены на них живей. Татьяна видит с трепетаньем, Какою мыслью, замечаньем Бывал Онегин поражен, В чем молча соглашался он. На их полях она встречает Черты его карандаша. Везде Онегина душа Себя невольно выражает То кратким словом, то крестом, То вопросительным крючком. XXIV И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее – слава Богу Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной: Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон. Уж не пародия ли он? XXV Ужель загадку разрешила? Ужели слово найдено? Часы бегут: она забыла, Что дома ждут ее давно, Где собралися два соседа И где об ней идет беседа. «Как быть? Татьяна не дитя, Старушка молвила кряхтя. Ведь Оленька ее моложе. Пристроить девушку, ей-ей, Пора; а что мне делать с ней? Всем наотрез одно и то же: Нейду. И все грустит она Да бродит по лесам одна».

    Посещение дома Онегина Татьяной обусловлено тем, что она безумно влюблена в него — он для нее является идеалом не только мужчины, но и человека. Она хочет максимально сблизится с ним, побольше разузнать о нем, поэтому и направляется к нему в дом. Несмотря на то, что самого героя здесь нет, присутствует его дух и Татьяна как будто в самом деле находится в доме не одна, а с ним.

Татьяна без ума от Онегина. Ищет каждую возможность, чтобы стать хоть чуточку ближе к своему идеалу.

В доме Онегина, в который решила Татьяна зайти, каждая вещь напоминала ей о нем:

Пушкин сумел нам указать на то, что даже при отсутствии Онегина как такового, он все же еще находится в доме, который посетила влюбленная Татьяна.

По сюжету романа Татьяна заходит в дом Онегиных. Она рассматривает предметы, читает книги. Ведь они могут так многое рассказать об их хозяине.

Татьяна читает книги Евгения и таким образом общается с ним. Она влюблена в него без памяти и хочет побольше узнать о любимом человеке.

Таким образом Евгений присутствует и в этой главе.

Татьяна приходит в дом Онегина из-за того, что влюблена в него и хочет побольше узнать о нем. Для этого она и приходит. Через вещи она хочет узнать побольше о их хозяине, через книги понять какие мысли у Онегина.

Пушкинской Татьяной движет желание вновь почувствовать то, что происходило в прошлом, воскресить прежний образ Онегина в своей душе. Теперь он уже не вызывает прежних волнений, она смотрит на предмет своих давних чувств без той дымки романтического тумана, что мешал ей трезво его оценивать.

Татьяна приходит в дом Онегина, чтобы по-настоящему его узнать.

Главной героине тоскливо на душе, ведь Онегин уехал, после дуэли с Ленским. Татьяна посещает дом Онегина, потому что е туда тянет. И это можно понять. Ведь ей хочется побыть в обстановке такой близкой е любимому человеку. Ей хочется прочувствовать Онегина, понять какой он на самом деле, поэтому-то она и рассматривает его вещи. Татьяна пытается его понять, ведь то время, которое им было отведено для общения — это всего лишь крохи. Теперь, посетив усадьбу героя, Татьяна поняла, что за человек Онегин, кого она полюбила

После всех трагических событий Татьяна снова осталась одинока, предоставлена себе самой. Она долго бродит по любимым лесным местам, однажды случайно доходит и до поместья Онегина. Просит пройти в его покои, получает разрешение.

Ей, как любой любящей женщине, интересно все, что касается любимого человека.

Его повседневная жизнь, привычки, книги. Так Татьяна начинает словно заново общаться с Онегиным. Ведь им не так много довелось разговаривать друг с другом.

Поэтому Татьяна раз за разом приходит в дом Онегина, чтобы через книги, которые он читал, лучше понять любимого человека.

Читает, размышляет, понимает. Вот и все.

Этот эпизод очень важен для раскрытия характеров главных героев. Придя в дом Онегина, Татьяна рассматривает его вещи, книги и т.д. Она видит заметки, которые он оставлял на полях. Это позволяет ей понять, что именно представляет собой Евгений, что действительно его волнует. Она поняла, что он совсем не такой, как ей казалось. Она его обожествляла, а на самом деле в нем нет тех возвышенных качеств, которыми она его наделяла. Это позволяет ей переосмыслить свое отношение к нему. Благодаря этому она повзрослела и стала критически оценивать того, кого раньше безоговорочно любила.

Внутренний мир человека, особенно, если он скрытный или малознакомый, можно попробовать понять, обратившись к его окружению — к его друзьям, к его близким, к его жилищу, наконец.

Именно это и делает Татьяна. В доме Онегина ей интересно все: его кабинет, его вещи, особенно книги. Просматривая их, она пытается разгадать его мысли, поступки, образ жизни.

Онегин для нее — загадка, и как все малознакомое, редкое, оригинальное, он притягивает ее. Не стоит забывать, что Онегин — первая любовь Татьяны. Ее девичьи мечты, романтические мысли вдруг нашли свое воплощение в одном человеке. И что может быть более естественным, чем желание побольше узнать о нем.

Главный символ сна Татьяны — хижина Онегина. Согласно сюжету сна, обессиленную преследованием Татьяну медведь приносит к шалашу:

Вдруг меж дерев шалаш убогой;

Кругом все глушь; отвсюду он

Пустынным снегом занесен,

И ярко светится окошко…

Из контекста мы узнаем, что «шалаш» — вполне благоустроенная хижина, с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома — Онегин — что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А.С. Пушкин называет «шайкой домовых». Хижина — убогий домик, избушка, лачуга Онегина.

Домовой — «дух-хранитель и обидчик дома» [Даль, 1998: I, 466]. Действительно, большинство выбранных Пушкиным животных для изображения демонов имеет определенное отношение к культу русского домового. Так, например, на месте закладки фундамента новой избы закапывали голову петуха (ср.: «другой с петушьей головой»), чтобы задобрить домового. Кошка и коза («ведьма с козьей бородой» и «полукот») — животные, которые имеют шерсть, — символ достатка и плодородия. Именно поэтому они посвящены духу дома. Шерстью козла окуривали избу, если домовой сердился, а без кошки не обходилось ни одно новоселье [см. Афанасьев, 1995: II, 105 — 119]. Таково значение слов «хижина» и «домовой» в контексте сюжета сна Татьяны. Обратимся к их символическому значению.

Первое значение определено макроконтекстом произведения: хижина — дом самой Татьяны, а домовые — гости на ее именинах. Названия некоторых демонов-гостей Онегина имеют прямую связь с гостями Татьяны на именинах. Так, некто с «петушьей головой» ассоциируется с Петушковым. Или, например, в карле с хвостиком легко узнать Харликову («карла» зашифровано в фамилии гостьи путем перестановки букв). Череп на гусиной шее в красном колпаке напоминает мосье Трике, ночевавшего в фуфайке и старом колпаке. Пушкин сначала называет Онегина «гостем» и только потом «хозяином». Сходно описание пира демонов в хижине Онегина и гостей на именинах Татьяны. Во сне Татьяны:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога…

Второе значение символов «дом» и «домовые» наиболее важно для раскрытия значения сна: «хижина» — Онегин, «домовые» — реалии его внутреннего мира.

Таким образом, Татьяна, попав в царство душ, находит самую главную для нее душу — Онегина. Ведь именно тайна характера этого человека заставила ее гадать на святки.

Семантическое соотношение «дом — человек» является источником символизации не только многочисленных деталей дома, но и действий героев, их положения в пространстве. Хижина Онегина — зашифрованный в системе символов сложный психологический портрет главного героя. Вот детали этого необычного портрета:

1. Управление домовыми — властность Онегина. Если «домовые» — реалии внутреннего мира Онегина, то весь эпизод управления демонами символизирует властность сложной натуры героя:


все пьют и все кричат;
Он засмеется


все молчат
[Пушкин, 1995: 105].

Эта же мысль и в эпиграфе к «Евгению Онегину»: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может, мнимого» [Пушкин, 1995: 6].

2. Смотреть на дверь изнутри дома — избегать самого себя. («Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит»). Возможно, речь идет о хандре Онегина, заставившей его охладеть к жизни и ненавидеть самого себя. Так, перед дуэлью:

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом

Появление в хижине Ленского, Ольги и эпизод убийства, по-видимому, символизируют тяжкое переживание Онегиным своей вины, муки совести: Оставил он свое селенье,

…где окровавленная тень

Ему являлась каждый день

Образ убитого Ленского будет преследовать Онегина в упомянутом выше сне:

То видит он: на талом снеге,

Как будто спящий на ночлеге,

Недвижим юноша лежит,

Бледнеть Онегин начинает…


и едва ль
Уж не чахоткою страдает

Однако можно предположить, что шатающаяся хижина символизирует не столько болезнь как физиологическое явление, сколько огромную душевную трагедию, которую Онегин переживает в финале романа, осознав безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что на эпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизоде объяснения Татьяны и Онегина обрывается весь роман. В символике дома снова прослеживается тема смерти Ленского. Потухший «светильник» — смерть:

Вдруг ветер дунул, загашая

Огонь светильников ночных

Это модификация огня как символа души [см. Афанасьев, 1995: III, 199].

Танцующая в присядку мельница — место смерти Ленского. Действительно, дуэль Онегина и Ленского состоялась за мельницей.

Итак, сон Татьяны можно разбить на две части:

В первой части опорные символы имеют два значения, связанные с темами смерти и брака; каждое из них развивает свою сюжетную линию символического значения сновидения. Первое значение символов вносит в толкование сновидения тему смерти. Это не только предсказание смерти Ленского и печаль от разлуки с Онегиным, но и проникновение Татьяны в царство душ, где ее проводник-медведь подводит к самой главной душе — Онегину. Второе значение вносит тему брака: Татьяна выйдет замуж за генерала и будет жить в светском обществе, но брак для нее окажется несчастьем. Как мы видим, первая часть сна рассказывает исключительно о судьбе Татьяны. Вторая часть сна — события в хижине — посвящены Онегину, его внутреннему миру, будущей судьбе. Семантическое соотношение «дом — человек» является источником символизации многочисленных деталей дома, а также действий героев — Онегина, Татьяны, демонов и др. В результате мы многое узнаем о характере главного героя: властолюбив и горд, при этом избегает себя и ненавидит. Кроме того, открываются некоторые подробности его будущего: любовь к Татьяне и избавление от «демонов», муки совести и болезнь, физическая и нравственная. Тема смерти Ленского характерна и для второй половины сна: мы узнаем о месте дуэли [см. Резчикова, 2001].

Как мы видим, во сне Татьяны большую роль играют не только одушевленные образы — медведь, домовые, Онегин — но и явления природы, элементы пейзажа. Это побуждает нас обратиться к рассмотрению пейзажных зарисовок в романе и определить их символическое значение в общем контексте.

Для чего Татьяна посещает дом Онегина?

    Посещение дома Онегина Татьяной обусловлено тем, что она безумно влюблена в него — он для нее является идеалом не только мужчины, но и человека. Она хочет максимально сблизится с ним, побольше разузнать о нем, поэтому и направляется к нему в дом. Несмотря на то, что самого героя здесь нет, присутствует его дух и Татьяна как будто в самом деле находится в доме не одна, а с ним.

Татьяна без ума от Онегина. Ищет каждую возможность, чтобы стать хоть чуточку ближе к своему идеалу.

В доме Онегина, в который решила Татьяна зайти, каждая вещь напоминала ей о нем:

Пушкин сумел нам указать на то, что даже при отсутствии Онегина как такового, он все же еще находится в доме, который посетила влюбленная Татьяна.

По сюжету романа Татьяна заходит в дом Онегиных. Она рассматривает предметы, читает книги. Ведь они могут так многое рассказать об их хозяине.

Татьяна читает книги Евгения и таким образом общается с ним. Она влюблена в него без памяти и хочет побольше узнать о любимом человеке.

Таким образом Евгений присутствует и в этой главе.

Татьяна приходит в дом Онегина из-за того, что влюблена в него и хочет побольше узнать о нем. Для этого она и приходит. Через вещи она хочет узнать побольше о их хозяине, через книги понять какие мысли у Онегина.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин показал всю палитру чувств Татьяны к Онегину. Она по маленьким шажкам раскрывала для себя интересы Онегина, его вкусы, предпочтения, взгляды. Тем самым, через вещи она смогла заглянуть в его внутренний мир.

Пушкинской Татьяной движет желание вновь почувствовать то, что происходило в прошлом, воскресить прежний образ Онегина в своей душе. Теперь он уже не вызывает прежних волнений, она смотрит на предмет своих давних чувств без той дымки романтического тумана, что мешал ей трезво его оценивать.

Татьяна приходит в дом Онегина, чтобы по-настоящему его узнать.

Главной героине тоскливо на душе, ведь Онегин уехал, после дуэли с Ленским. Татьяна посещает дом Онегина, потому что е туда тянет. И это можно понять. Ведь ей хочется побыть в обстановке такой близкой е любимому человеку. Ей хочется прочувствовать Онегина, понять какой он на самом деле, поэтому-то она и рассматривает его вещи. Татьяна пытается его понять, ведь то время, которое им было отведено для общения — это всего лишь крохи. Теперь, посетив усадьбу героя, Татьяна поняла, что за человек Онегин, кого она полюбила

После всех трагических событий Татьяна снова осталась одинока, предоставлена себе самой. Она долго бродит по любимым лесным местам, однажды случайно доходит и до поместья Онегина. Просит пройти в его покои, получает разрешение.

Ей, как любой любящей женщине, интересно все, что касается любимого человека.

Его повседневная жизнь, привычки, книги. Так Татьяна начинает словно заново общаться с Онегиным. Ведь им не так много довелось разговаривать друг с другом.

Поэтому Татьяна раз за разом приходит в дом Онегина, чтобы через книги, которые он читал, лучше понять любимого человека.

Читает, размышляет, понимает. Вот и все.

Этот эпизод очень важен для раскрытия характеров главных героев. Придя в дом Онегина, Татьяна рассматривает его вещи, книги и т.д. Она видит заметки, которые он оставлял на полях. Это позволяет ей понять, что именно представляет собой Евгений, что действительно его волнует. Она поняла, что он совсем не такой, как ей казалось. Она его обожествляла, а на самом деле в нем нет тех возвышенных качеств, которыми она его наделяла. Это позволяет ей переосмыслить свое отношение к нему. Благодаря этому она повзрослела и стала критически оценивать того, кого раньше безоговорочно любила.

Внутренний мир человека, особенно, если он скрытный или малознакомый, можно попробовать понять, обратившись к его окружению — к его друзьям, к его близким, к его жилищу, наконец.

Именно это и делает Татьяна. В доме Онегина ей интересно все: его кабинет, его вещи, особенно книги. Просматривая их, она пытается разгадать его мысли, поступки, образ жизни.

Онегин для нее — загадка, и как все малознакомое, редкое, оригинальное, он притягивает ее. Не стоит забывать, что Онегин — первая любовь Татьяны. Ее девичьи мечты, романтические мысли вдруг нашли свое воплощение в одном человеке. И что может быть более естественным, чем желание побольше узнать о нем.

Татьяна Ларина — героиня романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Ее образ — один из самых противоречивых в русской литературе. Поступки Татьяны вызывают противоречивую оценку. Вот уже около двух столетий читателей волнует следующий вопрос: почему Татьяна отказывает Онегину?

Одинокая девочка

На протяжении романа Татьяна из наивной девушки превращается в уверенную в себе женщину. В юности она не находит понимания в своей семье. Окружающие не одобряют ее чрезмерного увлечения чтением, робкого характера, застенчивости и пугливости, предпочитая Татьяне ее веселую и легкомысленную сестру Ольгу. Провинциальное общество, главной заботой которого является быт и собственное благосостояние, а любимым досугом — сплетни, не привлекает девушку. Татьяна замыкается в себе. Ей очень одиноко. Единственным человеком, к которому Таня действительно привязана, является ее старая няня. Нянины сказки и рассказы о старине волнуют Танино воображение.

Влюбленная девушка

Девушка много читает о любви. Разумеется, она мечтает испытать те же чувства, как и герои ее любимых романов. Но в сельской глуши, где живут Ларины, Татьяна не видит идеала, которым можно увлечься. Но вот появляется Евгений Онегин. Как он не похож на тех, с кем ей доводилось встречаться ранее! Онегин умен, учтив, внешне приятен. И Татьяна наконец находит свой идеал. Все чувства, до сих пор глубоко спрятанные в душе, чувства, навеянные французскими романами, захлестывают Татьяну. Она влюбляется. Ничего удивительного в том, что девушка немедленно пишет о своих чувствах почти незнакомому мужчине, нет. Живущая в мире книг, она идеализирует реальный мир.

В реальность Татьяну возвращает Онегин. Он, пресыщенный любовью светских львиц, бесконечно тронут любовью наивной девушки. И Евгений не хочет ее обманывать, поступая очень благородно, сразу честно объяснившись с ней. Но Татьяна чувствует себя обманутой в своих надеждах. Ей больно и обидно. Из характеристики Онегина и Татьяны становится очевидным, насколько по-разному они переживают данную ситуацию. Онегин спокоен, он уверен в своей правоте. А сердце Татьяны разбито.

Версия Достоевского: Татьяна отказала, показав истинное благородство души

Гордая княгиня

После отъезда Онегина Татьяну выдают замуж. Ее муж очень богат и знатен, пользуется уважением в обществе. К тому же влюблен в нее. Проходят годы, Татьяна меняется. От ее прежней застенчивости и пугливости не остается и следа. Она научилась держать себя в обществе, соответствовать высокому положению мужа.

И вот, появляется Евгений Онегин. Характеристики Онегина и Татьяны, которую дают им литературные критики, говорят о том, как одинаково они воспринимают эту встречу. Оба в смятении. В сердце женщины ожили девичьи мечты. Она до сих пор не забыла Евгения. А он увлекается ей теперь, когда Татьяна стала такой прекрасной, блистательной и недоступной. Ее внешняя холодность лишь разжигает его страсть. Онегин решается на признание. По какой причине Татьяна отказала Онегину? Она полна решимости оставаться верной женой, она не верит в искренность чувств Евгения и не желает становиться игрушкой его временной прихоти. Женщина честно признается, что не в силах разлюбить его, но это в их отношениях ничего не изменит.

Немало литературных деятелей неоднократно дискутировали: почему Татьяна, любя Онегина, отказывает ему?

СпектакльЕвгений Онегин

Только что вернулись со спектакля в полном восторге. Все-таки, Театр им. Вахтангова — это всегда высокий уровень театрального искусства. «Пушкин», «Бесы», теперь вот — «Евгений Онегин» — мы всякий раз выходим под сильным впечатлением. Прочтение Пушкина близкое к классике, — все, что не сказано стихами, постарались изобразить вообще без слов. Потрясающие выразительные находки при полном отсутствии декораций. Даже из зеркала на заднем плане выжали все возможные иллюзии и смыслы. А как Онегин «сыграл» на Ольге Лариной в сцене именин Татьяны? А как он переступал в буквальном смысле через женщин, которые ему попадались на жизненном пути? А сцена дуэли с Ленским? Без всякой скидки — это шедевр, а не спектакль. Периодически повествование прерывается хореографическими и вокальными вставками — частично, чтобы позабавить зрителя, а частично для того, наверное, чтобы следующие сцены были более напряженными. Возможно, их можно было бы и подсократить немного, чтобы спектакль укладывался в заявленные 2 часа 45 минут, а не шел 3:45, как сейчас. Но скучно не было. Юмор не пошлый, вставки заставляют задуматься. Да, забыл сказать — в спектакле целых два Онегина (взрослый — Сергей Маковецкий, и юный — Виктор Добронравов), и два Ленских: юный (Василий Симонов) и состарившийся призрачный в исполнении Олега Макарова. Еще блистает «вечно пьяный» автор — Владимир Вдовиченков и Танцмейстерша — Людмила Максакова, руководящая небольшой труппой из восьми прекрасных балерин. Татьяна (Ольга Лерман) и Ольга (Мария Волкова) только в одном экземпляре, но это нисколько не мешало — играли они потрясающе. Порадовал еще мальчик-репетитор танцев (Александр Солдаткин). Главный вывод, который я сделал после спектакля — надо перечитать Пушкина. Что я там понимал, когда в школе готовился к уроку по этой поэме? Как вообще такую литературу дают в школе? Я понял, например, какой трагизм заложен в последнем монологе Татьяны только тогда, когда этот монолог прочитала Ольга Лерман ТАК, что слезы на глаза наворачиваются. В общем, читайте классику, сходите на спектакль — очень рекомендую.

Версия В. Г. Белинского

Один из самых известных русских критиков В. Г. Белинский уверял, что в последней главе романа Татьяна уже безнадежно испорчена светским обществом. Милая, тихая девушка, так полюбившаяся читателям, исчезла. Появилась светская дама, которая холодно отреагировала на встречу с некогда любимым человеком. Как произошло, что робкая провинциальная девочка стала такой гордой и полной собственного достоинства? Как ей удалось затмить признанную красавицу, блистательную княгиню Нину Воронскую?

И, главное, почему Татьяна отказывает Онегину? В. Г. Белинский довольно просто отвечает на этот вопрос. Татьяна стала другой: теперь она считается с мнением света и страшится запятнать свою репутацию. Она приспособилась к законам высшего общества и живет, следуя им. Да, Татьяна в финале вновь признается Евгению в любви. Но нельзя забывать, что это уже объяснение не неопытной девочки, а замужней дамы, которая дала супругу клятву верности. Татьяна не испытывает любви к мужу, но питает к нему глубокое уважение. Выходит, вся ее жизнь — обман. Критик сурово осудил Татьяну. Но она была лишь заложницей своего времени. Ее ум и благородство не позволили ей пойти по пути Анны Карениной.

Татьяна Ларина в Москве (Анализ 7-й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Пушкин писал роман «Евгений Онегин» более семи лет своей короткой и яркой жизни. Это был огромный период великого русского поэта. Из восторженного юноши он превратился в мудрого человека и мощного художника. Работая над романом, он пережил и южную ссылку, и два года изгнания в Михайловском, жил то в Москве, то в Петербурге, долго ухаживал, преодолевал трудности и, наконец, женился на красивейшей женщине — Наталье Гончаровой. Калейдоскоп личных событий отражен и в произведении Пушкина. Его герои тоже проживают свои жизни на страницах романа, взрослеют, теряют детскую наивность и натыкаются на суровые шипы реальности. Написание романа совпало с основными жизненными вехами жизни Пушкина, он взрослел и мужал, развивался вместе со своими героями — Евгением и Татьяной. Именно эти две фигуры, кроме самого автора, занимают на протяжении романа читательское внимание и вызывают интерес.

Татьяну можно смело считать любимой героиней поэта. Именно ее образ наполняет весь роман непередаваемым ароматом осязаемой женственности. Если бы не Татьяна, мы бы не услышали ни неторопливой речи ее няни, ни «Песни девушек», которую Пушкин ввел для того, чтобы ее лукавство, озорство и веселье оттенили и подчеркнули смущение и смятение самой Татьяны.

На всю деревенскую природу, на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму Пушкин смотрит широко открытыми глазами Татьяны. Благодаря Татьяне любовно и трепетно воспроизведены крещенские гадания, народные приметы, когда «жеманный кот» накликивает мурлыканием гостей в дом, а при виде падающей звезды нужно непременно загадать желание, или, наконец, поэзия русских святок.

Образ Татьяны столь многогранен, что Пушкин максимально наполнил его яркими красками и цветовыми оттенками. Кроме того, ей же поручена важная миссия. Именно Татьяна должна разгадать, что в конечном итоге представляет собой Онегин. Правда, она не может быть беспристрастной. Она его любит. Но, как ни бережна она по отношению к любимому человеку, правдивость ее души делает нелицеприятный для Онегина вывод:

Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон. Уж не пародия ли он?

Это очень резкое замечание позволяет понять, что Татьяна выросла духовно, исполняя порученное ей автором. Это уже не замкнутая в своем достаточно ограниченном мире девушка-подросток, перед нами цельная личность. Личность сформировавшаяся, способная к анализу и обобщениям.

Но это взросление неправильно истолковано окружением: «Как быть? Татьяна не дитя…», и дело клонится к решению возможно быстрее «пристроить» старшую дочку, выдать замуж любыми усилиями. Что же героиня? Какие действия она предпримет? К удивлению читателя, Татьяна безвольно подчиняется. Окружающая среда оказалась сильнее, предрассудки одержали верх над движениями мысли.

Татьяну Ларину везут в Москву, «на ярмарку невест», с единственной целью — найти подходящего мужа. Прощание с деревней тягостное и многотрудное. Сердце сжимается перед отъездом, с тоской она говорит: Простите, мирные долины, И вы, знакомых гор вершины, И вы, знакомые леса; Прости, небесная краса, Прости, веселая свобода; Меняю милый, тихий свет На шум блистательных сует… Прости ж и ты, моя свобода! Куда, зачем стремлюся я? Что мне сулит судьба моя?

Дурные предчувствия не обманули Татьяну. Свое знание дальнейшей печальной ее судьбы Пушкин передает читателю характером описания московского света, куда ее привезли.

Как и в главе, посвященной провинциальным дворянам — соседям и гостям Лариных, так и при оценке московского света, Пушкин сатиричен. Сначала Таню везут «по родственным обедам» — и ни в ком из родни «не видно перемены». Потом вывозят на балы, «привозят и в собранье» — всюду ее окружает пошлая толпа глупцов, лгунов, пустых и жадных до сплетен, до обедов, до развлечений.

Что переживает Татьяна в Москве? Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор; Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно…

И так каждый день: гости, выезды, встречи. На все это Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит; Ей душно здесь…

Она всем чужая, непонятная и непонимающая. Но перст судьбы сделал свой выбор. «Толстый генерал» выбрал себе жену. Будущее определено. Жесткая в вопросах брака мораль христианства не оставляет иллюзий на изменения. Муж — как религия, один на всю жизнь и непреложен, как истина.

Москва — последний свидетель той деревенской девушки, которую мы видели в начале романа. Течение жизни меняется, из Москвы начнется путь, который приведет Таню к пьедесталу, сделает княгиней, почитаемой, богатой, знаменитой.

«Свет» изменит Татьяну. Она примет его условности, откажется от одних правил и примет другие:

Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!

Москва станет в судьбе Татьяны Лариной поворотным моментом. Был закончен небольшой, но важный период — взросление и становление личности. Встреча с Онегиным — первый серьезный жизненный опыт; знакомство с теми умственными интересами, которые волновали Онегина, чтение его книг, явились первым важным этапом в нравственном развитии Татьяны. Москва ввела ее в свет, кардинально изменила мировосприятие. Будучи в этом городе, Татьяна еще могла рассуждать о выборе, ждать Евгения или не ждать, соглашаться на замужество или нет. Вся дальнейшая жизнь, принимая во внимание особенности личности Лариной, уже не предоставит ей такого шанса:

Но я другому отдана И буду век ему верна!

Татьяна Ларина повторит типичную для того времени женскую судьбу — безответная любовь, брак не по воле сердца, а навязанный. Любовь, данная ей судьбой, не смогла изменить течения событий, привычного для эпохи века минувшего. Татьяна не смогла устоять против света и покорилась. И путь в это покорение начался в тот момент, когда она безропотно поехала в Москву, чтобы занять место на полке среди такого же товара, как она, безликого и обезличенного.

Версия Ф. М. Достоевского

История несбывшейся любви Татьяны Лариной и Евгения Онегина не может оставить читателя равнодушным. И еще долго литературные критики будут спорить о том, почему у этого романа такой печальный финал.

Какой увидела Москву Татьяна Ларина? Проедем по первопрестольной с пушкинской героиней

Именно в Москву повезла старушка Ларина дочь, чтобы подыскать ей достойного мужа. Давайте и мы проедем по первопрестольной вместе с Лариными и посмотрим на город глазами молодой девушки.

В неблизкий путь Ларины отправились в собственном возке. Ехать на перекладных, получая свежих лошадей на ямских станциях, было и долго, и дорого. В первую очередь станционные смотрители давали сменных лошадей едущим по служебной необходимости, только затем — для получивших подорожные по личной надобности, да и то в зависимости от чина.

Возок Лариных был невелик. Представьте большую бочку из кожи или плотной ткани, лежащую в санях. В ней, закутавшись в меховые накидки и шубы, сидели Татьяна с матушкой. За задней стенкой и в ногах могли крепиться сундуки и чемоданы, а впереди на обдуваемом всеми ветрами облучке сидел кучер. За возком тащились три кибитки с домашним скарбом. Ехали не спеша, ночуя на почтовых станциях или у знакомых.

«Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы».

К первопрестольной Ларины подъезжают по Петербургскому тракту. «Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок».

Красивый дворцовый комплекс и чудесный парк сохранились. Сейчас они расположены напротив городского Аэровокзала, а тогда это были пригороды. До Москвы оставалось несколько минут пути, окруженная валами, она начиналась примерно там, где теперь расположился Белорусский вокзал.

«Пошел! Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо бутки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах».

В город въехали через Тверскую заставу. Пушкин подметил точно, именно на ней шлагбаум был укреплен между большими белокаменными столбами. Взгляду путников открылась большая площадь с величественной Триумфальной аркой в честь победы над Наполеоном. Сейчас эта арка восстановлена на Кутузовском проспекте перед Поклонной горой. Отличительной особенностью подобных площадей были полосатые будки, в которых дежурили вооруженные громадными алебардами будочники из отставных солдат.

За площадью началась Тверская-Ямская улица. На ней в то время и в самом деле жили ямщики. Дома были невысокие, как правило, одноэтажные, по два в каждом дворе — один хозяйский, а другой гостевой для приезжающих. Здесь часто квартировали и московские извозчики. Лавок на этой улице практически не открывали. По ночам на деревянных столбах зажигались фонари, заправленные конопляным маслом.

Улица упиралась в большую площадь, запруженную санями и повозками с бочками. Тогда она называлась Триумфальной (на ней раньше была первая московская арка в честь Полтавской победы), сейчас это площадь Маяковского. Площадь была очень грязной, так как на ней находился водоразборный фонтан, снабжавший водой часть Москвы. Здесь же были водопои для коней.

От площади начиналась Тверская улица. Здесь здания стояли вразнобой. За решетчатыми оградами располагались громадные особняки, окруженные садами и огородами, но были и относительно небольшие дома. На улице исстари селилась московская знать и богатое купечество. Первые этажи многих домов занимали магазины и лавки, на тротуарах стояли торговые павильоны, сновали разносчики и уличные продавцы. Улица была тесной и шумной. Пушкин не преувеличивал, на ней можно было увидеть не только бухарцев, но и верблюдов, на которых привозили товары.

Перед очередной площадью справа на улицу выходил фасадом величественный особняк, окруженный кованой решеткой со львами на воротах. Раньше это была усадьба Разумовских, в который на долгие годы разместился Английский клуб. Кстати, бывая в Москве, Пушкин захаживал в клуб поиграть в карты и поужинать. Клубные повара всегда считались лучшими в городе. Женщин в клуб допускали только в день приема в честь коронации очередного императора. В наши дни в этом здании Музей новейшей истории России.

Впереди была площадь, которая для нас уже давно связана с именем Пушкина. Тогда на ней находился Страстной монастырь, над куполами которого большими стаями кружили галки и вороны. Вправо и влево от площади отходили засаженные липами бульвары. Тверской бульвар был излюбленным местом прогулок московских дворян. Рядом с ним находились модные кондитерские и кофейни.

На площади возок мог повернуть налево и дальше следовать по бульвару, но это маловероятно. Зимняя дорога по бульвару была не из легких, по нему двигались вереницы бочек с водой, а напротив Рождественского монастыря был крутой подъем. Кстати, это место можно увидеть на картине В. Г. Перова «Тройка», изображающей детей, везущих оледенелую бочку.

Видимо, Ларины и дальше ехали по Тверской. В этих местах не раз бывал и Пушкин. Находясь под надзором полиции, он не побоялся прийти в дом Зинаиды Волконской, чтобы проститься с юной княгиней Марией, собирающейся в Сибирь вслед за мужем. Теперь в этом доме знаменитый Елисеевский магазин. Кстати, многие современники считали, что в образе Татьяны Лариной поэт отразил отдельные черты другой декабристки — Наталии Фонвизиной.

Впереди у Лариных была очередная площадь, на которую выходил фасад дворца московского генерал-губернатора. Здесь же находилось пожарное депо с башней-каланчой. В наши дни во дворце разместилась Мэрия столицы, а главным украшением площади стал памятник Юрию Долгорукому.

Несомненно, Лариных должны были заинтересовать магазины тканей, мод и ювелирные лавки, которых в этой части Тверской было несколько. Но витрины тогда еще не делали, так что любоваться можно было только вывесками. В этих магазинах Татьяна побывает, но позже. А вот аптеку, вопреки утверждению поэта, Ларины могли увидеть только одну, их всего-то на громадный город в то время было пять.

Тверская закончилась, и возок повернул налево. Чтобы вдоль Охотного ряда проехать мимо величественного здания с колоннами — Московского Благородного собрания. Именно здесь зимой проводились балы — «ярмарки невест», здесь Татьяне предстояло вскоре встретить своего будущего мужа. В этом здании и в наши дни проводят балы и концерты. А впереди было новое здание Большого театра, на которое только что установили четверку коней, везущих Аполлона.

Проехав через Лубянскую площадь, на которой стоял водоразборный фонтан, Ларины свернули на Мясницкую, а с неё в Харитоньевский переулок, названный так по церкви святого Харитонья. Еще в начале ХХ века здесь стоял старый деревянный дом, в который, по утверждения московских старожилов, и приехали Ларины.

Путь от Петровского дворца до Харитоньевского переулка (11−12 км) у Лариных должен был занять 1,5−2 часа. Если будете в Москве, можете прогуляться по «маршруту Татьяны Лариной». Будет интересно узнавать места, которые описывал Пушкин. Если не застывать надолго перед витринами модных магазинов, которых и теперь на Тверской немало, а только рассматривать достопримечательности, можно уложиться в 4−5 часов.

Интересной вам прогулки и приятных впечатлений от Москвы Татьяны Лариной.

Теги: города, Александр Пушкин, старина, достопримечательности, Москва, история

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *