какую роль играет понятие бога в философском учении декарта

Функции понятия Бога в декартовом философском учении

Понятие Бога выполняет в системе Декарта несколько различных функций; поскольку оно вообще, как правило, понимается, как обосновывающее все остальные понятия, то оно может выполнять следующие функции: онтологическую (Бог как высшая реальность, основание бытия), эпистемологическую (Бог как основание познания), аксиологическую (Бог как основание ценностей, например, этических). Доказав бытие Бога, Декарт осуществляет дальнейший анализ его атрибутов.

1. Онтологическая функция Бога.

В обще онтологическом плане эта функция проявляется следующим образом. Бог понимается Декартом как высшая реальность. Доказательства бытия Бога подтверждают, что Бог существует, а поэтому не только все последующие шаги познания и полученные в их результате идеи оказываются абсолютно достоверными, но все те предметы, которые этим идеям соответствуют, также оказываются существующими. При анализе атрибутов Бога доказывается не только истинность идей, но и существование соответствующих им телесных вещей. «Поскольку Бог не обманщик, совершенно ясно, что он непосредственно посылает мне эти идеи, и что он не пользуется даже посредничеством какой-либо твари. Итак, телесные вещи существуют».

Декарт был представителем философского креационизма деистического типа. Креационизм его философии применяется очень ограниченно (Бог сообщает миру только материю и принцип движения); возможно одним из следствий этого было то, что у Декарта один-единственный раз встречается высказывание, которое можно истолковать в пантеистическом духе. Впрочем, Декарт не утверждает собственно тождества Бога и природы, а только познаваемость Бога через природу: «. ведь именно с помощью природы, взятой в ее целом, я познаю сейчас не что иное, как Бога или же установленную им связь товарных вещей. ». Однако из этой фразы явствует, что Бог и связь (упорядоченность) природы познаются через посредство познания природы в одном и том же акте познания.

Далее, Декарт оговаривается, что из присутствия Бога в природе в качестве ее связи не следует его материальность. В письме Мору он писал: «. Бог протяжен с точки зрения мощи (potentia), т.е. что эта мощь выявляет себя или может выявить в протяженной вещи. При этом достоверно, что сущность Бога должна присутствовать всюду, чтобы мощь его могла там проявляться; но я отрицаю, что мощь эта существует там наподобие протяженной вещи. » Декарт сам видел в подобных своих утверждениях нечто, противоречащее общим принципам своей философии, поскольку утверждал, что хотя «двигательной силой здесь может быть сам Бог», однако «сила эта (движение.- А.З.) есть модус у сотворенной субстанции, но не у Бога», и из осторожности отказывался обсуждать эти вопросы, «дабы не показалось, что я одобряю мнение тех, кто рассматривает Бога как мировую душу, слитую воедино с материей». Декарт отрицает за собой приверженность пантеизму Джордано Бруно, поэтому, не рискуя назвать эту функцию Бога «пантеистической», мы здесь присваиваем ей название «натуралистической функции».

2. Эпистемологические функции понятия Бога.

Интеллектуальная функция идеи Бога означает, в частности, гарантированную истинность математики. Так, в письме к Мерсенну от 15 апреля 1630 г. Декарт пишет: «математические истины, кои Вы именует вечными, были установлены Богом и полностью от него зависят». При применении к физике это означает, что абсолютная божественная правдивость обеспечивает достоверность знания и о том, что «есть телесные вещи, которые существуют». Их идеи человеку представляются не выдуманными, а действительными (а Бог, как уже установлено, не может допустить, чтобы человек обманывался). Различая виды достоверности, Декарт отличает от положений, признаваемых исходя из практической необходимости (а в действительности, возможно, неверных) безусловно, истинные положения, гарантированные Богом: «Другой вид достоверности получается тогда, когда мы думаем, что вещь не может быть иной, чем мы о ней судим. Такого рода уверенность основана на несомненном метафизическом положении, что Бог – все благий источник истины и что, раз мы созданы им, то способность отличать истинное от ложного, которую он нам даровал, не может вводить нас в заблуждение, если мы только правильно ею пользуемся, и она с очевидностью нам доказывает истинность чего-либо».

При этом важно не забывать, что успешное выполнение Декартовым понятием Бога этой функции абсолютного Гаранта достоверности возможно именно благодаря его абсолютному совершенству, превосходящему степень совершенства любого другого существа, в том числе человека. Поскольку же человеческая природа «чрезвычайно слаба и ограниченна» в сравнении с божественной, человеку в идее Бога раскрываются лишь некоторые атрибуты его всемогущества, в том числе абсолютная правдивость. Природа же Бога «наоборот, неизмерима, непостижима и бесконечна», она не может быть познана человеком. В связи с этим в Декартовой философии возникает ряд положений, которые не доказываются в строгом смысле этого слова, но обосновываются ссылкой на божественную непостижимость; эта ссылка служит Декарту достаточным основанием для принятия, защищенного с ее помощью положения в качестве «аксиомы». Здесь понятие Бога выполняет функцию ограничения области познания сферой его применимости.

В психофизиологии (учении о соотношении души и первоначально сообщенного тела, которое Декарт относил к медицине) предполагается, что человек имеет некоторые свойства связанные с существованием его в качестве» сочетания ума и тела». В «Страстях души» Декарт указывал промежуточные инстанций между физическим изменением тела и восприятием души («животные духи»). Мы можем только предположить, что здесь имеет место применение функции понятия Бога по ограничению области возможного познания.

В аксиологии, поскольку темы, относящиеся к ней, не занимали Декарта в сильной степени, мы встречаемся с понятием Бога гораздо реже. Впрочем, поскольку, если не в этике, то в рассуждениях близкого характера, у Декарта оказывается полезным подчинение страстей человеческому разуму. Так, Декарт упоминает о следующих правилах этики: «стремиться наилучшим образом. пользоваться своим умом с целью познать, как он должен и не должен поступать. »; «иметь твердую и постоянную решимость следовать всем советам своего разума, не позволяя отвращать себя от этого своим страстям и вожделениям». Однако это подчинение является невозможным без помощи Бога, который устанавливает согласование между душой и телом. Декарт сомневается, что с помощью одной лишь метафизики можно обосновать правильное религиозное (ценностное) отношение к Богу.

Таким образом, понятие Бога в философии Декарта играет решающую роль при обосновании основании других понятий. Бог действует как в метафизике (онтологический аспект: как источник существования, и эпистомологический: как источник познания). В метафизике же и физике Бог творит материю мира и задает порядок ее движения и изменения, обеспечивает познаваемость мира и одновременно ограничивает возможности познавания в отношении тех вопросов, ответ на которые мешал бы автономии мира от Бога. Также он выступает в роли гаранта математических истин. В психофизиологии (медицине) понятие Бога гарантирует взаимодействие мыслящей и протяженной субстанции. Эта же самая гарантия позволяет обеспечить осуществление принципов картезианской этики. Приведенная нами классификация функций Бога достаточно подробна для дальнейшего анализа.

Источник

Место и роль понятия Бога в философии Декарта

Понятие «философской теологии» применительно к философии Декарта. Метафизика Декарта, приводящая к идее Бога. Общая задача декартовой системы — построение системы знания о мире. Доказательства бытия Бога: антропологический и онтологический варианты.

1. Понятие «философской теологии» применительно к философии Декарта

2. От проблемы достоверности к понятию Бога. Доказательства бытия Бога

3. Функции понятия Бога в декартовом философском учении

4. Специфика декартовской концепции Бога

1. Понятие «философской теологии» применительно к философии Декарта

В XV-XVII веках в Европе, в контексте формирования цивилизации Нового времени, бурно развивались науки. Во Франции, в частности, этому способствовало складывание централизованного монархического государства, опиравшегося на буржуазию, заинтересованную в развитии ремесел, для которых, в свою очередь, был необходим научный прогресс. Новая культура и ученость органически противостояла старому, теоцентрическому мировоззрению, концентрированным выражением которого была средневековая схоластика. В этих условиях и формировались философские взгляды Рене Декарта (1596-1650).

Историю самого понятия «философская теология» можно проследить начиная с Аристотеля; он отождествлял философское учение о божестве с метафизикой. В дальнейшем средневековые философы и богословы-схоластики (напр., Фома Аквинский) стремились разграничить предметы ведения или методы метафизики и теологии. Поэтому нам необходимо оговориться, в каком смысле эти термины понимал Декарт, и что мы подразумеваем под «философской теологией».

Сам Декарт стремился провести разграничение между теологией, базирующейся на откровении (схоластической теологией) и своей метафизикой, которая, однако, является т.н. естественной теологией, основанной на естественном свете разума. В письме Мерсенну он утверждает: теология, «хотя и превышает возможности моего ума, тем не менее я не думаю, что она выходит за рамки моей профессии в том объеме, в каком она совсем не касается вещей, зависящих от откровения, т.е. того что я именую собственно теологией, скорее, это метафизика, подлежащая исследованию человеческого разума. Но я полагаю, что все те, кому Бог дал в распоряжение этот разум, обязаны использовать его главным образом для попытки его познания, а также познания самих себя».

Декарт ведет речь о теологии, тождественной метафизике. Нужно учитывать, что во времена Декарта теологией было принято называть не всякое учение о Боге, а, как правило, то, которое являлось официальной доктриной какой-либо церкви, вероучением. Поэтому, обращаясь к теологическому факультету, Декарт говорил:

«Я всегда полагал, что существуют два основных вопроса среди тех, кои надлежит доказывать скорее доводами философии, нежели теологии. » т.е. вопросы о существовании Бога и «о том, что душа не погибает вместе с телом».

Рассмотрим далее ход рассуждений в порядке построения метафизики Декарта, приводящий к идее Бога.

2. От проблемы достоверности к понятию Бога. Доказательства бытия Бога

В произведениях Декарта присутствуют два основных варианта доказательства невозможности происхождения этой идеи от чего-либо, кроме самого Бога и, таким образом, действительного существования Бога.

Второй вариант формально тождествен «онтологическому» доказательству средневекового теолога Ансельма Кентерберийского (1033-1109). Суть Декартова варианта этой аргументации такова. Мыслящий субъект ясно и отчетливо постигает идею существа, обладающего всеми возможными совершенствами. А «мыслить Бога, то есть всесовершеннейшее существо, лишенным бытия, то есть одного из совершенств», так же противоречиво, «как мыслить гору, не имеющей долины».

3. Функции понятия Бога в декартовом философском учении

Понятие Бога выполняет в системе Декарта несколько различных функций; поскольку оно вообще, как правило, понимается, как обосновывающее все остальные понятия, то оно может выполнять следующие функции: онтологическую (Бог как высшая реальность, основание бытия), эпистемологическую (Бог как основание познания), аксиологическую (Бог как основание ценностей, например, этических). Доказав бытие Бога, Декарт осуществляет дальнейший анализ его атрибутов.

1. Онтологическая функция Бога.

Декарт был представителем философского креационизма деистического типа. Креационизм его философии применяется очень ограниченно (Бог сообщает миру только материю и принцип движения); возможно одним из следствий этого было то, что у Декарта один-единственный раз встречается высказывание, которое можно истолковать в пантеистическом духе. Впрочем, Декарт не утверждает собственно тождества Бога и природы, а только познаваемость Бога через природу: «. ведь именно с помощью природы, взятой в ее целом, я позна/о сейчас не что иное как Бога или же установленную им связь тварных вещей. «.

2. Эпистемологические функции понятия Бога.

В психофизиологии (учении о соотношении души и первоначально сообщенного тела, которое Декарт относил к медицине) предполагается, что человек имеет некоторые свойства связанные с существованием его в качестве «сочетания ума и тела». В «Страстях души» Декарт указывал промежуточные инстанций между физическим изменением тела и восприятием души («животные духи»). Мы можем только предположить, что здесь имеет место применение функции понятия Бога по ограничению области возможного познания.

Таким образом, понятие Бога в философии Декарта играет решающую роль при обосновании основании других понятий. Бог действует как в метафизике (онтологический аспект: как источник существования, и эпистомологический: как источник познания). В метафизике же и физике Бог творит материю мира и задает порядок ее движения и изменения, обеспечивает познаваемость мира и одновременно ограничивает возможности познавания в отношении тех вопросов, ответ на которые мешал бы автономии мира от Бога. Также он выступает в роли гаранта математических истин. В психофизиологии <медицине) понятие Бога гарантирует взаимодействие мыслящей и протяженной субстанции. Эта же самая гарантия позволяет обеспечить осуществление принципов картезианской этики.

Приведенная нами классификация функций Бога достаточно подробна для дальнейшего анализа. Как мы будем иметь возможность убедиться позднее, результаты нашего анализа в значительной мере совпадают с анализами, предложенными другими исследователями.

4. Специфика декартовской концепции Бога

бог декарт теология метафизика

В настоящем параграфе мы хотели бы осветить те особенности идеи Бога и связанных с ней концепций у Декарта, которые отличали его от остальных представителей философии и науки XVII в., в философии или физике которых также используется понятие Бога.

Мы достаточно отчетливо можем видеть, что Декарт со своим философским учением о Боге оказывается вписанным в определенный контекст: он выдвигает совершенно определенный способ решать определенные проблемы, связанные с необходимостью развития философии. При этом любому философу необходимо было решить ряд проблем. К этим проблемам относятся:

1) проблема доказательства бытия Бога;

2) проблема отношения Бога к миру;

3) проблема познаваемости Бога.

По отношению к проблеме доказательства бытия Бога всех мыслителей XVII вв. можно разделить на несколько направлений: 1) оставлявшие доказательство бытия Бога исключительно в сфере религии и считавших его невозможным в сфере разума: Мальбранш, Гоббс, Локк, Ньютон, (отчасти) Паскаль; 2) признававшие онтологическое доказательство от необходимости существования совершенной сущности: Декарт, Спиноза, Лейбниц (с оговорками); 3) признававшие антропологическое доказательство от несоврешенства человека (Декарт); 4) признававшие космологическое доказательство (Лейбниц). Так, в частности последний требует логических оснований для доказательства бытия Бога : «Лишь в одном месте, исходя из своей теории «презумпции», Лейбниц признает за онтологическим доказательством в Декартовой форме, если и не «метафизическую», то «моральную» достоверность».

Пантеистические тенденции были характерны также и для Мальбранша»

3) И, наконец, «наиболее типичной формой компромисса с теологией, особенно выгодного для философии, следует признать концепцию деизма, когда за богом закрепляются почти исключительно функции первотолчка или же первопричины, сообщившей природе движение и основные законы,, а затем предоставившей ей право развиваться по своим собственным законам. При всем «почтении» к создателю указанная концепция фактически устраняет бога из природы и тем самым из философии. По этому пути шли в XVII веке философы, склонявшиеся к материализму, такие как Декарт (в своей «физике»), Гассенди, Гоббс, Локк, Ньютон. Однако, на этот путь они становились не всегда сознательно (например, Гассенди) и держались его не всегда последовательно (например, Декарт и Ньютон)»

3. Проблема познаваемости Бога связана с анализом познаваемости божественных действий и атрибутов. Здесь принципиально возможны две крайних точки зрения: апофатическая и катафатическая; при этом большинство мыслителей XVII в. пыталось так или иначе найти форму их синтеза. Были, впрочем, случаи создания философской катафатической теологии почти в чистом виде (Спиноза, Лейбниц) и почти чистой апофатики (Паскаль). Новаторство Декарта в этой сфере заключалось именно в своеобразии сочетания апофатического и катафатического элемента, создании дуализм апофатической сферы абсолютного поссибилизма (Бог может все, даже то, чего человек не в состоянии помыслить) и катафатической сферы всесовершенства и всеправдивости. Декарт сомневается в традиционной «аналогии сущего» и делает акцент на понятии непостижимого и бесконечного божественного всемогущества.

Декарт Р. Геометрия: С прил. избр. работ П. Ферма и переписки Декарта / Пер., прим., ст. А.П. Юшкевича. М; Л.: НКТП СССР, 1938.

Декарт Р. Избранные произведения / Пер. с фр. и лат.; Ред. вступ, ст. В.В. Соколова. М: Политиздат, 1950. 712 с.

Декарт Р. Космогония. Два трактата / Пер., предисл. и вступит, статья С.Ф. Васильева. М.; Л., 1934.

Декарт Р. Метафизические размышления / Пер. В.М. Невежиной; Под. ред. и со статьей А.И. Введенского. СПб., 1901. LIV, 96 с. (Труды СПб. философского общества. Вып. 1.).

Декарт Р. Правила для руководства ума / Пер. В.И. Пикова. Предисл. И. Луппола. М.; Л.: Соцэкгиз, 1936.,125

Декарт Р. Размышления о первой философии. СПб.: П.П. Сойкин, [1903]. 61 с. (Общедоступная философия в изложении Аркадия Пресса.)

Декарт Р. Размышления о первой философии / Пер. О.М. Ноговицына. СПб.: Абрис-книга, 1995. 191 с.

Декарт Р. Разыскание истины / Пер. А. Гутермана, М. Позднева, Н. Сретенского, Г. Тымянского. СПб.: Азбука, 2000. 288 с.

Декарт Р. Рассуждение о методе / Пер. М.М. Скиада. Воронеж, 1873.

Декарт Р. Рассуждение о методе // Любимов Н.А. Философия Декарта. СПб, 1886.

Декарт Р. Рассуждение о методе для руководства разума и отыскания истины в науках / Пер. и предисл. Г. Тымянского. М.: Новая Москва, 1925. 116 с.

Декарт Р. Рассуждение о методе: С приложениями: Диоптрика, Метеоры, Геометрия / Ред., пер., статьи и комм. Г.Г. Слюсарева и А.П. Юшкевича. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 656 с. (Классики науки.)

Декарт Р. О природе человеческого духа и том, что его легче познать, чем тело; // Деборин A.M. Книга для чтения по истории философии Т. 1. М.: Новая Москва, 1924. С. 193-212.

Декарт Р. Сочинения. Т. 1 / Пер. Н.Н. Сретенского; Предисл. И.И. Ягодинского. Казань: Типо-литография имп. ун-та, 1914. XVI, 248 с.

Декарт Р. Сочинения. Т. 1 / Сост., ред., вступит, ст. В.В. Соколова; Прим. М.А. Гарнцева, В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. 654 с; Т. 2 / Сост., ред., прим. В.В.Соколова. М.: Мысль, 1994. 633 с. (Философское наследие. Т. 106, 119.)

Декарт Р. Частные мысли; Из переписки с Мерсенном // Ляткер Я.А. Декарт. М.: Мысль, 1975. (Мыслители прошлого). С. 174-185.

Абрамов А. [И.] Восприятие картезианской философии в русской философской культуре XVII-XIX вв. // Встреча с Декартом: Философски чтения, посвященные М.К. Мамардашвили, 1994 год. М.: Ad Marginem, 1996. С. 73-88.

Анохин П.К. От Декарта до Павлова. М., Медгиз, 1946.

Асмус В.Ф. Декарт. М.: Политиздат, 1956. 371 с.

Асмус В. Ф. Космогония и космология Декарта // Под знаменем марксизма. 1937. № 8. С. 64-81.

Асмус В.Ф. Диалектика в новой философии // Асмус В.Ф. Избранные философские труды. Т. 1. М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 5-203.

Подобные документы

Целостная и систематическая реконструкция проблем методического сомнения, ее место и роль в философии Декарта, связь с рационалистической методологией и поиском основоположений метафизики. Учение о врожденных идеях; интерпретация скептического аргумента.

автореферат [69,7 K], добавлен 18.10.2014

Изучение правил и проблематики «универсальной математики» Р. Декарта как единого научного метода построения системы науки с целью обеспечения человеку господства над природой. Доказательство существования Бога и определение его роли в философии ученого.

контрольная работа [33,1 K], добавлен 23.03.2010

Основные периоды и идеи философии Иммануила Канта. Доказательства существования Бога в «докантовский» период. Анализ философских трудов Канта, критические подходы к классическим доказательствам бытия Бога. Теория существования Бога в философии И. Канта

реферат [40,2 K], добавлен 09.05.2017

Исследование и особенности учения о Боге в рационалистическом учении Р. Декарта. Выражение божественного абсолюта в работах Спинозы. Атрибуты как проявление субстанции, модусы как ее состояние по Спинозе. Сущность и особенности пантеизма философа.

курсовая работа [41,3 K], добавлен 10.09.2009

Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, проблема соотношения веры и разума, философии и теологии, доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского. Теоцентризм как главная характеристика европейской средневековой философии.

контрольная работа [24,6 K], добавлен 22.10.2010

Краткая биографическая справка из жизни Рене Декарта. Истоки и задачи методического сомнения. Первое несомненное заключение. Различия между телом и душой. Пути доказательства Декартом существование Бога. Виды мыслей по Декарту, разница между ними.

реферат [28,1 K], добавлен 22.01.2012

Роль метафизики Декарта в современной философии. Проблема адекватного отношения к классической метафизике эпохи Модерна, судьба ее экзистенциального измерения. Проблема наличия и проявления антропологической интенции Декарта. Кантоведение и современность.

реферат [24,9 K], добавлен 09.03.2013

Создание единого научного метода. Математика как главное средство познания природы. Мир Декарта. Нематериальная субстанция. Процедуры, пути и результаты сомнения. Основные правила научного метода. Единство философии, математики и физики в учении Декарта.

курсовая работа [30,0 K], добавлен 23.11.2008

курсовая работа [60,3 K], добавлен 11.02.2008

Возникновение схоластики из опыта логического осмысления религиозных догматов. Самодостаточность теологии Фомы Аквинского, его доказательства Бога. Принцип теоцентризма Аврелия Августина. Концепция истории человечества. Становление рациональной философии.

реферат [22,0 K], добавлен 02.11.2009

Источник

Какую роль играет понятие бога в философском учении декарта

1. Понятие «философской теологии» применительно к философии Декарта

2. От проблемы достоверности к понятию Бога. Доказательства бытия Бога

3. Функции понятия Бога в декартовом философском учении

4. Специфика декартовской концепции Бога

1. Понятие «философской теологии» применительно к философии Декарта

В XV-XVII веках в Европе, в контексте формирования цивилизации Нового времени, бурно развивались науки. Во Франции, в частности, этому способствовало складывание централизованного монархического государства, опиравшегося на буржуазию, заинтересованную в развитии ремесел, для которых, в свою очередь, был необходим научный прогресс. Новая культура и ученость органически противостояла старому, теоцентрическому мировоззрению, концентрированным выражением которого была средневековая схоластика. В этих условиях и формировались философские взгляды Рене Декарта (1596-1650).

Историю самого понятия «философская теология» можно проследить начиная с Аристотеля; он отождествлял философское учение о божестве с метафизикой. В дальнейшем средневековые философы и богословы-схоластики (напр., Фома Аквинский) стремились разграничить предметы ведения или методы метафизики и теологии. Поэтому нам необходимо оговориться, в каком смысле эти термины понимал Декарт, и что мы подразумеваем под «философской теологией».

Сам Декарт стремился провести разграничение между теологией, базирующейся на откровении (схоластической теологией) и своей метафизикой, которая, однако, является т.н. естественной теологией, основанной на естественном свете разума. В письме Мерсенну он утверждает: теология, «хотя и превышает возможности моего ума, тем не менее я не думаю, что она выходит за рамки моей профессии в том объеме, в каком она совсем не касается вещей, зависящих от откровения, т.е. того что я именую собственно теологией, скорее, это метафизика, подлежащая исследованию человеческого разума. Но я полагаю, что все те, кому Бог дал в распоряжение этот разум, обязаны использовать его главным образом для попытки его познания, а также познания самих себя».

Декарт ведет речь о теологии, тождественной метафизике. Нужно учитывать, что во времена Декарта теологией было принято называть не всякое учение о Боге, а, как правило, то, которое являлось официальной доктриной какой-либо церкви, вероучением. Поэтому, обращаясь к теологическому факультету, Декарт говорил:

«Я всегда полагал, что существуют два основных вопроса среди тех, кои надлежит доказывать скорее доводами философии, нежели теологии. » т.е. вопросы о существовании Бога и «о том, что душа не погибает вместе с телом».

Рассмотрим далее ход рассуждений в порядке построения метафизики Декарта, приводящий к идее Бога.

2. От проблемы достоверности к понятию Бога. Доказательства бытия Бога

В произведениях Декарта присутствуют два основных варианта доказательства невозможности происхождения этой идеи от чего-либо, кроме самого Бога и, таким образом, действительного существования Бога.

Второй вариант формально тождествен «онтологическому» доказательству средневекового теолога Ансельма Кентерберийского (1033-1109). Суть Декартова варианта этой аргументации такова. Мыслящий субъект ясно и отчетливо постигает идею существа, обладающего всеми возможными совершенствами. А «мыслить Бога, то есть всесовершеннейшее существо, лишенным бытия, то есть одного из совершенств», так же противоречиво, «как мыслить гору, не имеющей долины».

3. Функции понятия Бога в декартовом философском учении

Понятие Бога выполняет в системе Декарта несколько различных функций; поскольку оно вообще, как правило, понимается, как обосновывающее все остальные понятия, то оно может выполнять следующие функции: онтологическую (Бог как высшая реальность, основание бытия), эпистемологическую (Бог как основание познания), аксиологическую (Бог как основание ценностей, например, этических). Доказав бытие Бога, Декарт осуществляет дальнейший анализ его атрибутов.

1. Онтологическая функция Бога.

Декарт был представителем философского креационизма деистического типа. Креационизм его философии применяется очень ограниченно (Бог сообщает миру только материю и принцип движения); возможно одним из следствий этого было то, что у Декарта один-единственный раз встречается высказывание, которое можно истолковать в пантеистическом духе. Впрочем, Декарт не утверждает собственно тождества Бога и природы, а только познаваемость Бога через природу: «. ведь именно с помощью природы, взятой в ее целом, я позна/о сейчас не что иное как Бога или же установленную им связь тварных вещей. «.

2. Эпистемологические функции понятия Бога.

В психофизиологии (учении о соотношении души и первоначально сообщенного тела, которое Декарт относил к медицине) предполагается, что человек имеет некоторые свойства связанные с существованием его в качестве «сочетания ума и тела». В «Страстях души» Декарт указывал промежуточные инстанций между физическим изменением тела и восприятием души («животные духи»). Мы можем только предположить, что здесь имеет место применение функции понятия Бога по ограничению области возможного познания.

Таким образом, понятие Бога в философии Декарта играет решающую роль при обосновании основании других понятий. Бог действует как в метафизике (онтологический аспект: как источник существования, и эпистомологический: как источник познания). В метафизике же и физике Бог творит материю мира и задает порядок ее движения и изменения, обеспечивает познаваемость мира и одновременно ограничивает возможности познавания в отношении тех вопросов, ответ на которые мешал бы автономии мира от Бога. Также он выступает в роли гаранта математических истин. В психофизиологии <медицине) понятие Бога гарантирует взаимодействие мыслящей и протяженной субстанции. Эта же самая гарантия позволяет обеспечить осуществление принципов картезианской этики.

Приведенная нами классификация функций Бога достаточно подробна для дальнейшего анализа. Как мы будем иметь возможность убедиться позднее, результаты нашего анализа в значительной мере совпадают с анализами, предложенными другими исследователями.

4. Специфика декартовской концепции Бога

бог декарт теология метафизика

В настоящем параграфе мы хотели бы осветить те особенности идеи Бога и связанных с ней концепций у Декарта, которые отличали его от остальных представителей философии и науки XVII в., в философии или физике которых также используется понятие Бога.

Мы достаточно отчетливо можем видеть, что Декарт со своим философским учением о Боге оказывается вписанным в определенный контекст: он выдвигает совершенно определенный способ решать определенные проблемы, связанные с необходимостью развития философии. При этом любому философу необходимо было решить ряд проблем. К этим проблемам относятся:

1) проблема доказательства бытия Бога;

2) проблема отношения Бога к миру;

3) проблема познаваемости Бога.

Пантеистические тенденции были характерны также и для Мальбранша»

3) И, наконец, «наиболее типичной формой компромисса с теологией, особенно выгодного для философии, следует признать концепцию деизма, когда за богом закрепляются почти исключительно функции первотолчка или же первопричины, сообщившей природе движение и основные законы,, а затем предоставившей ей право развиваться по своим собственным законам. При всем «почтении» к создателю указанная концепция фактически устраняет бога из природы и тем самым из философии. По этому пути шли в XVII веке философы, склонявшиеся к материализму, такие как Декарт (в своей «физике»), Гассенди, Гоббс, Локк, Ньютон. Однако, на этот путь они становились не всегда сознательно (например, Гассенди) и держались его не всегда последовательно (например, Декарт и Ньютон)»

3. Проблема познаваемости Бога связана с анализом познаваемости божественных действий и атрибутов. Здесь принципиально возможны две крайних точки зрения: апофатическая и катафатическая; при этом большинство мыслителей XVII в. пыталось так или иначе найти форму их синтеза. Были, впрочем, случаи создания философской катафатической теологии почти в чистом виде (Спиноза, Лейбниц) и почти чистой апофатики (Паскаль). Новаторство Декарта в этой сфере заключалось именно в своеобразии сочетания апофатического и катафатического элемента, создании дуализм апофатической сферы абсолютного поссибилизма (Бог может все, даже то, чего человек не в состоянии помыслить) и катафатической сферы всесовершенства и всеправдивости. Декарт сомневается в традиционной «аналогии сущего» и делает акцент на понятии непостижимого и бесконечного божественного всемогущества.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *