какую роль играет человек в информационной системе

Функции человека в ИС.

какую роль играет человек в информационной системе. картинка какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе фото. какую роль играет человек в информационной системе видео. какую роль играет человек в информационной системе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе. картинка какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе фото. какую роль играет человек в информационной системе видео. какую роль играет человек в информационной системе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе. картинка какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе фото. какую роль играет человек в информационной системе видео. какую роль играет человек в информационной системе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе. картинка какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе фото. какую роль играет человек в информационной системе видео. какую роль играет человек в информационной системе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет человек в информационной системе.

какую роль играет человек в информационной системе. картинка какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе фото. какую роль играет человек в информационной системе видео. какую роль играет человек в информационной системе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет человек в информационной системе.

какую роль играет человек в информационной системе. картинка какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе фото. какую роль играет человек в информационной системе видео. какую роль играет человек в информационной системе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет человек в информационной системе.

Любая большая информационная система не может полностью работать в автоматическом режиме. Всегда найдутся операции, которые в силу своей специфики невозможно или слишком «дорого» автоматизировать. Чем больше таких операций, особенно в основной технологической цепочке работы информационной системы, тем более зависимой она становится от индивидуальных свойств человека. Отметим ряд типичных характеристик человека, взаимодействующего с информационной системой, от которых зависит и его способность принимать решения в штатных и аварийных ситуациях.

· способность к адаптации,

· способность к утомлению,

· способность к отдыху,

· возможность совершения ошибки,

· способность принимать решения,

· способность запоминания информации,

· способность переносить информационную перегрузку,

· способность к обучению.

Человеческий фактор влияет также на достоверность, своевременность и полноту обработки информации, вводимой и хранящейся в базе данных информационной системы. При длительном монотонном вводе данных, в процессе утомления человек начинает делать ошибки при вводе, пропускать данные, перестает укладываться во временные регламенты.

Учет такой характеристики, как способность к утомлению оценивается следующим образом. При работе в благоприятных условиях, средняя выработка в последние часы уменьшается на 6-7% за каждый час удлинения рабочего дня свыше 6 часов (т.е. за седьмой час производительность составляет 94%, за восьмой – 88%, за девятый – 81% и т.д.).

Общепризнано, что основные проблемы создания и внедрения информационных технологий в больших организационных системах сопряжены с влиянием человеческого фактора. Более того, можно смело утверждать, что отсутствие оценки влияния этого показателя при проведении работ по анализу надежности, эффективности, целостности информационных систем, снижает точность получаемого результата.

Источник

Место и роль человека в автоматизированных системах управления, информационных системах, функции персонала

Независимо от степени автоматизации СЧМ, человек остается главным звеном системы «человек — машина». Именно он ставит цели перед системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ.

Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденциями развития современного производства.

С развитием техники увеличивается число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять. Это усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными процессами.

Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется от управляемых объектов, о динамике их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное управление, человек получает необходимую информацию в закодированном виде (т. е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т. д.), что обусловливает необходимость декодирования и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального управляемого объекта.

Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений в осуществлении управленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые действия, поскольку ошибка оператора при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы «человек — машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельность человека, в связи с чем по-иному ставится проблема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность.

В условиях современного производства изменяются условия работы человека. Для некоторых видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности, которое не только проявляется в общем уменьшении количества мышечной работы, но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды, в окружении приборов и индикаторов. И если эти устройства спроектированы без учета психофизиологических особенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то возникает ситуация, которую образно называют «конфликтом» человека с приборами.

Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании процесса основной функцией оператора является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении нарушений оператор должен осуществить резкий переход от монотонной работы в условиях «оперативного покоя» к активным, энергичным действиям по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого промежутка времени переработать большое количество информации, принять и осуществить правильное решение. Это приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.

Рассмотренные особенности операторского труда позволяют выделить его в специфический вид профессиональной деятельности, в связи с чем для его изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработанных психологией и физиологией труда и используемых для оптимизации различных видов работ, не связанных с дистанционным управлением по приборам.

Деятельность оператора в системе «человек — машина» может носить самый разнообразный характер. Несмотря на это, в общем виде она может быть представлена в виде четырех основных этапов.

Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек — машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.

Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критичные объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т. п.

Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т.д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений. Если же каждому состоянию объекта могут быть поставлены в соответствие несколько решений, то при расчете энтропии нужно учесть еще и сложность выбора из множества возможных решений необходимого.

Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется приведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т. п.). На каждом из этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. Этот самоконтроль может быть инструментальным или не инструментальным. В первом случае оператор проводит контроль своих действий с помощью специальных технических средств (например, с помощью специальных индикаторов контролирует правильность набора информации). Во втором случае контроль ведется без применения технических средств. Он осуществляется путем визуального осмотра, повторения отдельных действий и т. п. Проведение любого вида самоконтроля способствует повышению надежности работы оператора.

Первые два этапа в совокупности называют иногда получением информации, последние два этапа — ее реализацией. Из проведенного описания видно, что получение информации включает в себя как бы два уровня, поскольку текущая информация передается оператору через систему технических устройств. Он, как правило, не имеет возможности непосредственно наблюдать за объектом управления (во всяком случае эта возможность ограничена), а получает необходимую информацию со средств отображения в закодированном виде. С их помощью формируется информационная модель объекта управления.

Поэтому на первом уровне получения информации происходит восприятие оператором информационной модели, т. е. восприятие физических явлений, выступающих в роли носителей информации (положение стрелки на шкале измерительного прибора, комбинация знаков на экране электронно-лучевой трубки, мигание лампочки, звук и т. п.). После этого на втором уровне осуществляется декодирование воспринятых сигналов и формирование на этой основе некоторой «умственной картины» управляемого процесса и условий, в которых он протекает. Такую «умственную картину» в инженерной психологии принято называть концептуальной моделью. Она дает возможность оператору соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия, т. е. правильно реализовать полученную информацию.

Деятельность оператора имеет целый ряд специфических особенностей. Поэтому успешное ее выполнение предполагает определенный уровень развития психических процессов. Основными из них являются восприятие, внимание, память, представление и др.

До сих пор рассматривались общие черты деятельности оператора. Однако наряду с ними можно выделить и различные виды операторского труда, каждый из которых характеризуется своими частными особенностями.

Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы по приему и переработке информации и т. п.

Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Важное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера (по сравнению с оператором первого типа) несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д.).

Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов

Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.

Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами- усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т. п.).

Рассмотренные ранее общие психологические качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями; критичность мышления.

В отличие от этого требования к оператору-манипулятору будут иные. К ним относятся: высокая чувствительность и помехоустойчивость при восприятии различных видов информации, способность к устойчивой моторной работе в максимальном темпе, высокая мышечно-суставная чувствительность.

Аналогичные требования могут быть разработаны и для операторов других типов. Все их нужно учитывать при проектировании деятельности и профессиональном отборе.

Источник

Роль человека в информационном обществе

Тема 2. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Роль человека в информационном обществе

В информационной сфере общества, в экономике, науке, культуре и образовании сегодня происходят поистине тектонические сдвиги, в результате которых на нашей планете, формируется новый тип цивилизации – глобальное информационное общество. Главными отличительными чертами данного общества являются его планетарные масштабы, а также существенно более широкое использование научных знаний и наукоемких высокоэффективных технологий, в первую очередь – информационных.

Исключительно важная отличительная особенность информационной цивилизации состоит в том, что в ней существенным образом возрастает роль человека. Однако эта роль является неоднозначной. С одной стороны, именно человек является главным ресурсом и движущим фактором развития информационного общества, а, с другой стороны, он также является одним из основных факторов риска на пути этого развития.

Возрастание роли человека в информационном обществе является объективно обусловленным. Оно объясняется тем, что основным объектом труда в этом обществе является информация и ее высшая форма – знания. В то же время, информация и знания уже являются не только объектом, но и результатом труда, его наиболее ценным продуктом, гораздо более ценным и значимым, чем все другие продукты, производимые обществом.

Поэтому в структуре занятости населения начинают преобладать люди, связанные с получением, обработкой, хранением и распространением информации и знаний. Причем, не только специалисты, профессионально занятые в науке или же в информационной сфере общества, но также и специалисты других профессий: медицинские работники, инженеры, государственные и муниципальные служащие, преподаватели учебных заведений и т.п. Из чего следует повышения роли специалистов в области научной информации, патентоведения и библиотечных работников.

Стремительное развитие и распространение средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, формирование глобальной системы знаний уже сегодня открывают перед человеком принципиально новые возможности не только в области повышения эффективности своего туда, но также и в области собственного интеллектуального и культурного развития. Активно формирующаяся новая информационная среда общества содействует повышению качества жизни миллионов людей и позволяет получать значительную экономию социального времени – наиболее ценного для человека ресурса.

Развитие сетей мобильной и спутниковой связи, а также компьютерных телекоммуникационных систем не только предоставляет возможность удаленного доступа практически каждого человека к информационным ресурсам мирового сообщества, но также и возможность его сотрудничества с другими людьми, в том числе, в составе различного рода сетевых распределенных сообществ, которых в последнее время становится все больше в науке, экономике, образовании, сфере культуры.

Важно отметить, что при этом наблюдается весьма характерный психологический феномен, проявляющийся в том, что у людей радикальным образом изменяются традиционные представления о пространстве и времени, этих двух наиболее фундаментальных феноменах реального мира. В информационном обществе пространство и время как бы сжимаются, ведь удаленные объекты становятся доступными почти мгновенно, и это дает не только психологический, но и важный социальный эффект, так как приводит к колоссальной экономии социального времени. Именно поэтому уже сегодня даже малообеспеченные люди все более широко пользуются средствами мобильной связи, которая стала неотъемлемой частью культуры современного общества. Достаточно указать, что количество мобильных телефонов, используемых населением России, еще в 2007 году превысило общую численность населения нашей страны.

Важно также отметить, что информационные технологии являются мощным катализатором всего процесса развития общества. И в центре этого процесса находится человек, так как именно он является основным генератором знаний, составляющих фундамент этого развития и определяющих его направления, а также возможные последствия. Конечно же, человек во все времена был важным фактором развития общества, но в информационном обществе этот фактор становится критическим. И это необходимо совершенно четко осознавать. Поэтому и основное внимание общества должно быть сконцентрировано не на развитии материальной сферы, как это происходит сегодня, а именно на гуманитарных проблемах, связанных с развитием и использованием человеческого потенциала и, прежде всего, потенциала личности.

Исключительно важную роль в решении этих проблем должна сыграть система образования, структура и содержание которой сегодня еще не отвечает новым вызовам 21-го века и не учитывает специфических проблем и особенностей информационного общества.

В настоящее время общественное сознание сильно отстает от тех радикальных перемен, которые происходят в современном обществе. В особенности это становится заметным в информационной и технологической сферах общества, где развитие научно-технического прогресса осуществляется наиболее интенсивно. Поэтому многие люди оказываются просто не готовыми к использованию тех новых возможностей, которые им представляет развитие науки и технологий. Некоторые о них даже и не знают. Это также одна из актуальных глобальных проблем современности.

Данный феномен имеет свое психологическое объяснение. Ведь никогда в истории человечества перемены не были столь стремительными и радикальными. Будущее сегодня приближается слишком быстро, не оставляя человеку времени для того, чтобы он смог психологически перестроиться для адекватного восприятия той новой реальности, которая уже наступила. И это порождает одну из наиболее острых и актуальных проблем современности – проблему человека в изменяющемся мире. Эта проблема не является новой. О ней писали многие ученые, как в прошлом веке, так и в более отдаленные времена. Но сегодня эта проблема становится глобальной, она представляет собой серьезную угрозу для дальнейшего безопасного развития цивилизации, будущее которой в сознании человека становится все более неясным и расплывчатым. И это порождает еще одну стратегически важную проблему современности – проблему формирования образа будущего и возможных сценариев развития цивилизации.

Ключевой вопрос современности заключается в том, успеет ли человек изменить себя таким образом, чтобы решение этих проблем стало практически возможным еще до наступления катастрофических последствий глобального кризиса цивилизации. Однозначного ответа на этот вопрос сегодня не существует. Все зависит от того, какими личными качествами будет обладать человек в самом ближайшем будущем.

В связи с этим уместно напомнить слова Ауреллио Печчеи, основателя и первого президента Римского Клуба, написанные им еще в 1977 году. В своей монографии «Человеческие качества» он писал: «Человеку сейчас, по сути дела, не остается ничего другого, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития – той, где он, сочетая свое могущество с достойной мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией» [1, с.35]. Эти слова, написанные более 30 лет тому назад, остаются исключительно актуальными и сегодня, когда мир вплотную приблизился к той роковой черте, за которой у человечества уже нет будущего.

О необходимости кардинальных изменений в сознании общества пишут и некоторые современные ученые. Так, например, в 1997 году вышла в свет монография под характерным названием «Революция сознания: Трансатлантический диалог» [2]. Ее авторами являются западные ученые С. Гроф, П. Рассел и Э. Ласло, а послесловие к этой монографии написал известный скрипач-виртуоз Иегуди Менухин. В этой монографии на конкретных примерах достаточно убедительно показано, что коренная причина современного глобального кризиса цивилизации заключается в материалистической ориентации общественного сознания, которая в последние годы стала доминирующей и вызывает все большую озабоченность глубоких мыслителей. Эта ситуация характеризуется в данной монографии следующими словами: «Наша деловая этика, наша политика, даже наш индивидуальный образ жизни – все это лишь симптомы более глубокой проблемы. Вся наша цивилизация нежизнеспособна, и причина этого в нежизнеспособности нашей ценностной системы, самого нашего сознания, которое определяет наше отношение к миру» [2,с.20]. Что же, с таким определением трудно не согласиться.

Хотелось бы подчеркнуть, что, говоря о нежизнеспособности современной системы ценностей, авторы имеют в виду ценностные приоритеты западной культуры, ориентированные, главным образом, на удовлетворение материальных потребностей человека в ущерб его духовному развитию. Они отмечают, что стремление к материальному благополучию и личному обогащению стало сегодня главным приоритетом культуры стран Запада, которая, благодаря процессу глобализации, активно навязывается и всему остальному миру. Однако, как показывает анализ ряда исследований, именно эта материалистически ориентированная культура и представляет сегодня наибольшую угрозу для дальнейшего устойчивого и безопасного развития человеческого общества.

Источник

Какую роль играет человек в информационной системе

Издание: Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень

Информационные системы и технологии

2.1. Информационные системы

2.2. Информационные технологии

2.1. Информационные системы

Изучив эту тему, вы узнаете:

à какую роль играет информационная система в современном обществе;

à в чем отличие замкнутой и разомкнутой схем построения информационной системы;

à как можно классифицировать информационные системы;

à каков типовой состав обеспечивающих подсистем для любой информационной системы.

Представление об информационной системе

Начнем знакомство с информационной системой с разбора понятия “система”. Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность более мелких разнородных объектов, объединенных для достижения поставленных целей.

Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Например, системой является любое образовательное учреждение, фирма, машина, станок, компьютер и множество других объектов, которые в зависимости от цели можно рассматривать и как систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных объектов, и как самостоятельный объект.

Понятие “система” в его различных значениях широко используется в информатике. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера или множество программ для решения конкретных прикладных задач.

Добавление к понятию “система” слова “информационная” отражает цель ее создания и функционирования. Информаци­онные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск и выдачу информации. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

В качестве основного технического средства информационная система использует персональный компьютер. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы входит сервер, поддерживающий функционирование компьютерной сети. Техническое воплощение информационной системы лишено самостоятельного значения, если не учитывать роли человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Информационная система (ИС) — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для обработки данных.

В работе информационной системы на равноправных началах принимают участие как технические и программные средства, так и человек. Только в результате их взаимодействия возможна обработка первичной информации и получение информации нового качества.

Информационная система вносит большой вклад в развитие любой организации. За счет автоматизации рутинных операций интенсифицируется производственный процесс, освобождается время для выполнения более интеллектуальной работы. В системе предусматривается оперативный ввод текущей информации, что позволяет повысить достоверность выходной информации, которая необходима для принятия оперативных управленческих решений. Наличие в системе электронных коммуникаций способствует усовершенствованию потоков информации и систем документооборота, снижению объема документов на бумаге.

Понятие разомкнутой и замкнутой информационной системы

Информационная система должна обеспечивать прием поступающей из источника информации, ее преобразование (обра­ботку), хранение и передачу потребителю результатов преобра­зо­вания входной информации. Потребитель понимается здесь в обобщенном смысле. Потребителем может быть любой объект живой и неживой природы: человек, растения, устройства, другие информационные системы. В любом случае после приема информации потребитель должен как-то реагировать, например принимать решение, производить какое-то действие, получать новое знание.

Любая информационная система может действовать по правилам разомкнутой или замкнутой схемы управления.

В разомкнутой информационной системе (рис. 2.1) получаемая потребителем информация используется произвольно. От потребителя никакая информация в информационную систему не поступает. В случае, когда цель функционирования системы не определяется потребителем, то есть с его стороны отсутствует управляющее воздействие, говорят о работе системы в автономном разомкнутом режиме.

какую роль играет человек в информационной системе. картинка какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе фото. какую роль играет человек в информационной системе видео. какую роль играет человек в информационной системе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет человек в информационной системе.

Рис. 2.1. Разомкнутая информационная система

Примером работы разомкнутой информационной системы слу жит компьютеризированная справочная библиотечная система каталогов. Установленная в библиотеке система обеспечивает любого читателя информацией по интересующей его тематике. Получив соответствующий запросу перечень литературы, читатель прекращает взаимодействие с информационной системой, никак не повлияв ни на ее работу, ни на хранящуюся в ней информацию. В подобной информационной системе отсутствует управление со стороны потребителя.

В замкнутой информационной системе (рис. 2.2), напротив, существует тесная связь между потребителем и функционированием системы. В этом случае информационная система ориентирована на конкретного потребителя, на его цель. Это достигается за счет введения в ее структуру канала, называемого обратной связью. По каналу обратной связи передается реакция потребителя на полученную им информацию. Эта информация поступает в аппаратно-программную часть, где происходит ее обработка совместно с данными, поступившими из других источников. Результирующая информация вновь отправляется потребителю, и т. д.

какую роль играет человек в информационной системе. картинка какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе фото. какую роль играет человек в информационной системе видео. какую роль играет человек в информационной системе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет человек в информационной системе.

Рис. 2.2. Замкнутая информационная система

Примером работы замкнутой информационной системы является система, установленная в железнодорожных кассах. Она обеспечивает кассира необходимой информацией о наличии билетов. Как только продан очередной билет, кассир вводит данные о про­даже в компьютер и соответствующая программа производит отметку о проданном билете. В этой замкнутой системе обратная связь от потребителя реализована в виде сведений о проданных билетах.

В информационной системе происходят следующие процессы:

Ø ввод информации из внешних или внутренних источников;

Ø преобразование (обработка) входной информации и представление ее в удобном виде;

Ø хранение как входной информации, так и результатов ее обработки;

Ø вывод информации для отправки потребителю или в другую систему;

Ø ввод информации от потребителя через обратную связь.

Информационную систему следует воспринимать как систему “человек—компьютер”, предназначенную для обработки информации. Выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой потребитель принимает решение.

В настоящее время сложилось представление об информа­ционной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Однако информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте например, организация традиционной работы архива.

Значение компьютерной информационной системы:

Ø освобождает сотрудников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

Ø обеспечивает достоверность информации;

Ø обеспечивает более рациональную организацию переработки информации на компьютере;

Ø предоставляет потребителям уникальные услуги.

Классификации информационных систем

По характеру использования информации информационные системы делятся на три группы:

Ø информационно-поисковые системы;

Ø управляющие информационные системы;

Ø интеллектуальные информационные системы.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных. Например, информационно-поисковая система в железнодорожных и авиационных кассах продажи билетов обеспечивает необходимыми сведениями пассажиров и обеспечивает кассира необходимой информацией при продаже билетов. К этому же классу относится и информационно-поисковая библиотечная система, предоставляющая читателю возможность поиска в каталоге информации о печатном издании, а библиотекарю — современную технологию обработки запросов.

Управляющие информационные системы вырабатывают ин формацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Например, система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета, система управления проектами.

Интеллектуальные информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных. Например, медицинские информационные системы используются для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач на основании полученной из информа­ционной системы информации имеет возможность произвести оценку рекомендуемого ранее лечения и принять обоснованное решение по его продолжению.

Классификация информационных систем по сфере применения включает:

Ø информационные системы управления технологическими процессами;

Ø информационные системы автоматизированного проектирования;

Ø информационные системы организационного управления;

Ø корпоративные информационные системы.

Информационные системы управления технологическими процессами (ТП) предназначены для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовления микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу относятся информационные системы управления — как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и т. п. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет и другие экономические и организационные задачи.

Корпоративные информационные системы предназначены для автоматизации любых функций компании и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. В состав этих систем, как отдельный модуль, входит информаци­ онная система организационного управления. В основе создания корпоративных информационных систем лежит системный подход. Неотъемлемым условием на начальной стадии становится определение главной цели — например, получение прибыли, завоевание рынка сбыта и т. п. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, изменению функциональных обязанностей сотрудников, внедрению новых информационных технологий и прочих новаций.

Типовые обеспечивающие подсистемы информационной системы

Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис. 2.3). Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение. Рассмотрим назначение этих подсистем.

какую роль играет человек в информационной системе. картинка какую роль играет человек в информационной системе. какую роль играет человек в информационной системе фото. какую роль играет человек в информационной системе видео. какую роль играет человек в информационной системе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет человек в информационной системе.

Рис. 2.3. Информационная система в виде совокупности обеспечивающих подсистем

Информационное обеспечение определяет всю совокупность данных, которые хранятся в разных источниках. В первую очередь, это совокупность средств и методов построения базы данных. Существенное значение при этом имеет наличие системы классификации и кодирования информации, так как любая база данных содержит справочники, в которых описательная часть должна быть обязательно закодирована.

Кроме того, в состав информационного обеспечения входят унифицированные системы документации, которые создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Разработаны стандарты, где устанавливаются, например, требования:

Ø к унифицированным формам документов;

Ø к составу и структуре реквизитов и показателей;

Ø к порядку внедрения, ведения и регистрации форм документов.

К информационному обеспечению относятся также схемы, где отражены маршруты движения информац ии и ее объемы.

Техническое обеспечение включает комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства. В состав комплекса технических сре дств вх одят:

Ø компьютеры любых моделей;

Ø устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

Ø устройства передачи данных и линии связи;

Ø эксплуатационные материалы и т. д.

Документацией оформляется выбор технических средств, структура, организация эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.

Математическое и программное обеспечение подразумева­ ет совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач информационной системы. В состав программного обеспечения входят системные и специальные программные продукты, а также техническая документация. К системному программному обеспечению относятся комплексы программ для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных. Специальное программное обеспечение пред ставляет собой совокупность пакетов прикладных программ, разработанных для конкретной информационной системы.

Организационное обеспечение содержит совокупность документов, регулирующих отношения внутри трудового коллектива, а также устанавливающих правила взаимодействия персонала с техническими средствами.

Правовое обеспечение представлено правовыми нормами. Главной целью правового обеспечения является соблюдение законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

Контрольные вопросы и задания

1. Используя Интернет, справочники, рекламу, приведите информацию о конкретных типах информационных систем для выбранной вами области. Проведите анализ этой информации.

2. Приведите примеры разомкнутой и замкнутой информационной системы.

3. Дайте собственную, отличную от приведенной в учебнике, классификацию информационных систем. Поясните ее на примерах.

1. В чем состоит назначение информационной системы? Приведите примеры.

2. Какую роль играет человек в информационной системе?

3. В чем отличие замкнутой и разомкнутой схем информационной системы?

4. Какие признаки использованы в классификациях информационных систем, приведенных в учебнике?

5. Для чего предназначены информационно-поисковые системы?

6. Для чего предназначены управляющие информационные системы?

7. Для чего предназначены интеллектуальные информационные системы?

8. Для чего предназначены информационные системы управления технологическими процессами?

9. Для чего предназначены информационные системы автоматизированного проектирования?

10. Для чего предназначены информационные системы организационного управления?

11. Для чего предназначены корпоративные информационные системы?

12. Какова роль обеспечивающих подсистем?

13. В чем состоит информационное обеспечение информационной системы?

14. В чем состоит техническое обеспечение информационной системы?

15. В чем состоит математическое обеспечение информационной системы?

16. В чем состоит программное обеспечение информационной системы?

17. В чем состоит организационное обеспечение информационной системы?

18. В чем состоит правовое обеспечение информационной системы?

2.2. Информационные технологии

Изучив эту тему, вы узнаете:

à что такое информационная технолог ия и ее инструментарий;

à как соотносятся между собой информационные системы и информационные технологии;

à каковы этапы развития информационной технологии.

Сопоставление материальной и информационной технологий

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Информация является одним из ценнейших ресурсов обще­ства наряду с такими природными ресурсами, как нефть, газ, полезные ископаемые. Следовательно, процесс переработки информации по аналогии с процессом переработки материальных ресурсов тоже можно воспринимать как технологию. Тогда спр а­ведливо следующее определение.

Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи данных и первичной ­информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Цель технологии материального производства — выпуск продукции, удовлетворяющей тем или иным потребностям человека или системы. Цель информационной технологии — производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

В современном обществе основным техническим средством тех нологии обработки информации служит персональный компьютер. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и использование телекоммуникаций определило новый этап развития информационной технологии — компьютерный. Основным техническим средством реализации информационной технологии становится компьютер. К этим же технологиям относятся коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно: телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

Выделяют три основных принципа компьютерной информационной технологии:

Ø интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

Ø интеграция с другими программными продуктами;

Ø гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Внедрение информационной компьютерной технологии может существенно изменить содержание различных видов деятельности в организациях. Следует заметить, что все чаще и чаще понятие “информационные компьютерные технологии” замещается понятием “информационные технологии”. Это связано с тем, что практически любая информационная технология стала немыслимой без компьютеров и специализированного программного обеспечения.

Инструментарий информационной технологии

Технологический процесс материального производства реализуют с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т. п.

По аналогии, нечто подобное должно существовать и для информационной технологии. В роли технических сре дств пр оизводства информации будет выступать аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их участием первичная информация перерабатывается в информацию нового качества. Среди этих средств выделим программные продукты и назовем их инструментарием.

Инструментарий информационной технологии — это совокупность программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы в которых позволяет достичь поставленной пользователем цели.

Информационные технологии и информационные системы

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций и действий над данными, хранящимися на компьютерах. Ее основная цель — получить необходимую для пользователя информацию в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации.

Информационная система — это среда, составляющими элементами которой являются работники, компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, различного рода технические и программные средства связи. Ее основная цель — хранение, обработка и передача информации. Информационная система представляет собой систему “человек—компьютер” для обработки информации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о про ­цессах преобразования информации в информационном обще­стве. Она представляет собой совокупность четких целенаправленных действий по переработке информации, в большинстве случаев — при помощи компьютера.

Информационная система служит для поддержки принятия решений человеком, который для получения необходимой информации должен владеть компьютерной информационной технологией и умело применять ее.

История развития информационной технологии

Первый этап (до второй половины XIX века) — “ручная” информа­ционная технология, инструментарий которой составляют: перо, чернильница, бухгалтерская книга. Коммуникации осуществляются руч­ ным способом, с помощью почтовой пересылки писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

Второй этап (с конца XIX века) — “механическая” техно­логия, инструментарий которой ­составляют: пишущая машинка, ­телефон, фонограф, почта, оснащенная более совершенными средствами доставки. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

Третий этап (40–60-е годы XX ве­ ка) — “электрическая” техно­ло гия, инструментарий которой состав ­ляют: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны. Изменяется цель технологии: с формы представления информации акцент постепенно перемещается на формирование ее содержания.

Четвертый этап (с начала 70-х годов) — “электронная” техноло гия, основным инструментарием ко ­торой становятся большие ЭВМ и созда­ваемые на их базе автома­тизиро­ванные системы управления (АСУ), оснащенные широким спект­ ром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии существенно смещается на формирование содержательной стороны информации.

Пятый этап (с середины 80-х годов) — “компьютерная” технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с большим количеством стандартных программных продуктов различного назначения. На этом этапе создаются системы поддержки принятия решений специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления. Они реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникационную связь. В связи с переходом на микропроцессорную базу значительно изменяются технические средства бытового, культурного и прочего назначения. В различных областях начинается широкое использование телекоммуникационной связи, локальных компьютерных сетей.

Контрольные вопросы и задания

1. Используя Интернет, справочники, рекламу, соберите информацию об информационных технологиях, применяемых в выбранной вами области.

2. Опишите информационные технологии, применяемые в школь ной среде.

3. Опишите информационные технологии, применяемые в библиотеке.

1. Что общего между технологиями материального и информационного производства?

2. Как вы представляете себе информационную технологию? Приведите примеры.

3. Что такое инструментарий информационной технологии? Приведите примеры.

4. Как соотносятся между собой информационные технологии и информационные системы?

5. В чем принципиальное отличие каждого этапа развития информационной технологии?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *