какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера

какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера. картинка какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера. какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера фото. какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера видео. какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера.lunchonthegrass

Lunch on the Grass

Завтрак на траве

Анастасия Хрыкина

РАМ им. Гнесиных

3кур c продюсерский факультет

Эссе

Зависимость техногенных катастроф от человеческого фактора

Человек или природа?

Словосочетание «технологическая ( техногенная) катастрофа» нуждается в расшифровке. Если термин «катастрофа» понятен, то с определением «технологическая» дело обстоит сложнее. Технологии – это обусловленные состоянием знаний и социальной эффективностью способы достижения целей, поставленных и санкционированных обществом. В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях бронзового и каменного века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или, при необходимости, сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.

Введите содержимое врезки

Технологической катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду не только их случайные либо неслучайные сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствия их штатного функционирования.

Актуальность этого вопроса в том, что катастрофа любого происхождения – это физическое событие. Все бедствия, в конечном счете, являются следствиями тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых.

«Технологические ( техногенные) катастрофы в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей. Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, экологические и космические аварии и катастрофы, в конечном счете, вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или элементы созданных ими технологий.

В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных расчетах, ошибках персонала, неэффективной помощи спасательных служб. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь – такова плата за технологический прогресс.

Ярким примером техногенной катастрофы явилась авария на Чернобыльской атомной электростанции, происшедшая в 1986 году на Украине. [1]

Черно́быльская ава́рия — разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР.5 до 30 % от этого количества

Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой и Скандинавией. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению.

Ошибки операторов

Первоначально утверждалось, что операторы допустили многочисленные нарушения. В частности, в вину персоналу ставилось то, что они отключили основные системы защиты реактора, продолжили работу после падения мощности до 30 МВт и не остановили реактор, хотя знали, что оперативный запас реактивности меньше разрешённого. Было заявлено, что эти действия были нарушением установленных инструкций и процедур и стали главной причиной аварии.

Теперь при анализе действий персонала основное внимание уделяется не конкретным нарушениям, а низкой «культуре безопасности». Следует отметить, что само это понятие специалисты по ядерной безопасности стали использовать лишь после чернобыльской аварии. Обвинение относится не только к операторам, но и к проектировщикам реактора, руководству АЭС и т. п.

Правовые последствия

В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн. Га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов.

Перед аварией в реакторе четвёртого блока находилось 180—190 тонн ядерного топлива (диоксида урана). По оценкам, которые в настоящее время считаются наиболее достоверными, в окружающую среду было выброшено от 5 до 30 % от этого количества.

Влияние аварии на здоровье людей

Гринпис и Международная организация «Врачи против ядерной войны» утверждают, что в результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек, в Европе зафиксировано 10 000 случаев уродств у новорождённых, 10 000 случаев рака щитовидной железы и ожидается ещё 50 000. По данным организации Союз «Чернобыль», из 600 000 ликвидаторов 10 % умерло и 165 000 стало инвалидами.

Также отмечается, что несколько повышенный уровень заболеваемости среди людей, не участвовавших непосредственно в ликвидации аварии, а переселённых из зоны отчуждения в другие места, не связан непосредственно с облучением (в этих категориях отмечается несколько повышенная заболеваемость сердечно-сосудистой системы, нарушения обмена веществ, нервные болезни и другие заболевания, не вызываемые облучением), а вызван стрессами, связанными с самим фактом переселения, потерей имущества, социальными проблемами, страхом перед радиацией.

Учитывая большое число людей, живущих в областях, пострадавших от радиоактивных загрязнений, даже небольшие отличия в оценке риска заболевания могут привести к большой разнице в оценке ожидаемого количества заболевших. Гринпис и ряд других общественных организаций настаивают на необходимости учитывать влияние аварии на здоровье населения и в других странах. Ещё более низкие дозы облучения затрудняют получение статистически достоверных результатов и делают такие оценки неточными. [2]

Карта радиоактивного загрязнения изотопом цезия137:

закрытые зоны (более 40 Ки/км²)

зоны постоянного контроля (15—40 Ки/км²)

зоны периодического контроля (5—15 Ки/км²)

В жизни Земли ученые насчитывают шесть катастроф. Менялась ось земного шара, воды Балтики переливались в Черное море; огненные массы, извергнутые вулканами, испепеляли «кожу» Земли, насылали лед и стужу на ее просторы. Вымерли динозавры, гибли или переселялись на новые территории народы. И несмотря ни на какие катаклизмы человечество выживало! Пока человек оставался органичной частью природы и не воздействовал на нее с такой силой, как это происходит пос­ледние сотни лет, в глобальном ограничении его действий Количество и последствия крупных промышленных катастроф за последние 30–40 лет свидетельствуют о тенденции постоянного повышения техногенных рисков. И хотя общество, защищаясь от техногенных аварий, использует широкий спектр правовых, организационных, управленческих, технических и научно-методологических средств, названная тенденция говорит о несовершенстве стратегии обеспечения стабильного развития.
Человек уже не в состоянии изменить ход последствий собственной деятельности на Земле.

В документации ООН техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа: «индустриальные» (химическое заражение, взрывы, радиационное заражение, разрушения вызванные иными причинами), «транспортные» (аварии в воздухе, на море, железных дорогах и пр.) и «смешанные» (происходят на иных объектах). [5]

На первом месте всех видов стихийных бедствий по числу погибших — гидрометеорологические катастрофы, например, наводнения и цунами, на втором — геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.). Среди природных бедствий наибольшую частоту проявления имеют крупные лесные пожары, в России составляют 25%.

Международный Центр исследований эпидемии катастроф (Center for Research on the Epidemiology of Disasters, CRED) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения и/или пострадавшее государство обратилось за международной помощью.

Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х годов. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего, морские и речные. При этом, несмотря на то, что страны Европы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленной инфраструктурой, чем на других континентах, наибольшее число жертв этих катастроф проживает в Африке и Азии.

По данным CRED, уровень смертности в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2003 годы, в индустриально развитых странах составляет 0,9 погибших на 1 млн. жителей, для наименее развитых стран он выше более чем в три раза — 3,1 смертельных случаев на 1 млн.

Даже чисто природные катаклизмы, такие, как наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи и лесные пожары, приводят к тем или иным последствиям в зависимости от того, как общество к ним готовится и какие меры принимает после их наступления. Например, строительство зданий, не отвечающих стандартам сейсмоустойчивости в районе, где высока вероятность землетрясений, заведомо увеличивает число возможных жертв, а тем самым — и человеческие масштабы несчастья.

В декабре 1988 года в Армении в результате землетрясения силой в 6,9 баллов по шкале Рихтера погибло 25 тыс. человек, свыше 31 тыс. получили ранения и 514 тыс. остались без крова. Землетрясение на юго-востоке Ирана с эпицентром в районе города Бам, которое произошло 26 декабря 2003 года, унесло около 40 тыс. жизней и разрушило 85% городских зданий. С другой стороны, землетрясение силой 7,1 балла, которое 17 октября 1989 года поразило густонаселенные районы Северной Калифорнии, имело куда более скромные последствия: 62 убитых, 3757 раненых, около 3 тыс. лишившихся крова.

Барри Тернер (Barry A. Turner) и Ник Пиджен (Nick F. Pidgeon) проанализировали причины возникновения техногенных катастроф последнего десятилетия и изложили свои выводы в книге «Рукотворные бедствия» (Man-Made Disasters).

Согласно их выводу, подобная катастрофа может произойти практически везде, и не существует «абсолютного оружия», способного предотвратить ее. Однако есть несколько факторов, которые позволяют отсрочить подобное происшествие и минимизировать его последствия. Прежде всего, это высокий образовательный уровень населения и его активная гражданская позиция. Чем ответственней и профессиональней жители той или иной страны подходят к своим рабочим обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Кроме того, огромную роль играет подготовленность частных компаний и государственных структур к действиям в экстремальных условиях.

Человечество само себе копает могилу, поскольку технический прогресс неотвратимо приводит к созданию новых технологических рисков, перед которыми общество рано или поздно может оказаться полностью беззащитным. Существует гипотеза, что рано или поздно созданная нами техника уничтожит Вселенную и человечество вместе с ней.

Прежде всего, из-за утраты контроля над технологиями, мир может исчезнуть, например, в результате атомной войны, череды ядерных катастроф, появления неконтролируемых машин и механизмов, утечек искусственно выработанных ядовитых химических или биологических веществ и пр.

Однако есть и общие причины, которые стоят за несчастьями этого рода. Американский исследователь Ли Дэвис (Lee Davis), автор справочника «Рукотворные катастрофы» (Man-Made Catastrophes), перечисляет их в таком порядке: глупость, небрежность и корысть. По мнению Дэвиса, так называемый «человеческий фактор» техногенных катастроф практически целиком сводится именно к этим обстоятельствам. [6]

Есть несколько факторов, которые позволяют отсрочить подобное происшествие и минимизировать его последствия. Прежде всего, это высокий образовательный уровень населения и его активная гражданская позиция. Чем ответственней и профессиональней жители той или иной страны подходят к своим рабочим обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы.

Кроме того, огромную роль играет подготовленность частных компаний и государственных структур к действиям в экстремальных условиях.

Только при организации научного мониторинга, прогнозирования, организации систем управления безопасностью на всех уровнях государственной власти можно обеспечить национальную безопасность и успешную жизнедеятельность государства. [7]

Источник

Влияние человеческого фактора на возникновение несчастных случаев чрезвычайных ситуаций на производстве

Шаброва Елена Сергеевна – кандидат технических наук, доцент кафедры Физической культуры и спорта Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

Аннотация: Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле первых людей, наших далеких предков. В начале человечества людям угрожали опасные природные явления и представители биологического мира. Однако со временем возникли опасности, создателем которых стал сам человек. Люди живут и действуют перед лицом постоянно меняющихся потенциальных опасностей.

Ключевые слова: Человеческий фактор, чрезвычайные ситуации, среда обитания, ЧС, техногенные характер.

По мере развития технологий влияние деятельности человека на окружающую среду становится все более разрушительным. Все больше и больше посторонних веществ, которые иногда очень токсичны для живых организмов, попадают в природу. С точки зрения безопасности жизнедеятельности, человек может негативно воздействовать на объекты окружающей среды, тем самым негативно влияя на их состояние [9].

Значительная доля рисков находится под влиянием и при непосредственном участии самого человека. Причины опасных ситуаций и связанных с работой травм, связанных с человеческим фактором, можно разделить на разные уровни: [5]

В условиях, которые одинаковы для всех работников, индивидуальные качества, которые отражают сочетание социально-психологических и физиологических свойств, имеют решающее значение для разработки поведения каждого человека. К ним относятся тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, здоровье и другие свойства. Широкий спектр личностных качеств, социальных обстоятельств и производственных условий труда формируют психологические причины сознательного нарушения правил безопасного труда[3]. В каждом человеческом действии есть три функциональные части: мотивация, ориентация и исполнительность. Нарушение в одной из этих частей приводит к нарушению всего действия. Человек нарушает правила и инструкции: либо он не хочет следовать им, либо не знает, как это сделать, либо не может этого сделать. Отсюда следует, что существует три класса психологической классификации причин опасных ситуаций и несчастных случаев:

Нарушение мотивационной части. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Травмирование может быть относительно постоянным(человек недооценивает риск, негативно относится к трудовым и (или) техническим нормам) и временным (человек в состоянии депрессии, отравления) нарушением ориентировочной части действий. [8]

Нарушение исполнительной части проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем, а также профессиональных стандартов безопасности и методов их реализации и проявляется в несоблюдении правил из-за несоответствия умственных и физических способностей человека требованиям работы. Такое несоответствие может, как и в случае нарушения мотивационной части мер, быть постоянным (отсутствие координации, низкая концентрация внимания, отклонения в размерах обслуживаемого оборудования) и временным (перегрузка, снижение работоспособности, плохое состояние здоровья, стресс, отравление алкоголем). Человек, его действия или бездействие являются существенным фактором причин возникновения опасностей. Человеческая деятельность может иметь последствия не только на местном уровне, но также на региональном, государственном и даже более высоких уровнях [6]. Исходя из этого, несмотря на то, что направление образования и обучения оказывает положительное влияние, невозможно задействовать человеческий фактор для обеспечения безопасности без использования соответствующих методов обучения. Качественное обучение работников является одним из наиболее эффективных способов обеспечения безопасности. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы знания, полученные в ходе обучения, создавали позитивное отношение работников к охране труда. Важной предпосылкой минимизации человеческого фактора является профессиональный отбор и медицинское обследование. Профессиональный отбор заключается в научно обоснованном приеме человека на определенную работу, если он имеетсклонности и обладает достаточной физической, умственной, интеллектуальной и педагогической подготовке [2]. Медицинский отбор состоит в выявлении тех людей, состояние здоровья и уровень физического развития которых позволяют им успешно овладеть областью, для которой сделан выбор, и эффективно работать в этой области в течение достаточного периода времени, не ухудшая свое здоровье. Готовность человека принять успешные меры в чрезвычайной ситуации состоит из его личности, его готовности, полноте информации о том, что происходит, наличия времени и денег для преодоления чрезвычайной ситуации и наличия информации об эффективности принятых мер. Можно утверждать, что там, где работает человек, случаются ошибки. Они возникают независимо от подготовки, квалификации или опыта. Способность человека совершать ошибки зависит от его психического состояния. Однако, ошибки, допущенные человеком в процессе деятельности, могут иметь серьезные последствия. Человеческий фактор является одной из первых причин возникновения техногенных аварий и катастроф, а также транспортных аварий. В то же время следует отметить, что человеческий фактор как таковой далеко не всегда является единственной причиной чрезвычайных ситуаций. В природе не существует «чистого» человеческого фактора, поскольку люди представляют собой сложные энергетические информационные системы и не могут рассматриваться изолированно от внешнего энергетического информационного поля. Чтобы уменьшить человеческий фактор при реализации опасностей, должны быть приняты меры, чтобы побудить человека соблюдать правила техники безопасности.

Источник

Реферат «Что такое»человеческий фактор» как причина возникновения опасной ситуации»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

« Что такое «человеческий фактор»

как причина возникновения опасной ситуации ».

Дружинина Светлана Анатольевна

Содержание 2

Факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям………………………………………………………..5

Причины возникновения опасных ситуаций……………………………..7

1.Причины сознательного нарушения правил безопасности……………. 9

2.Ошибки в работе, приводящие к опасным ситуациям, и их причины. 12

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле первых людей, наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления и представители биологического мира. Однако с течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.
Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. В настоящее время человек больше всего страдает от своей деятельности, от им же созданных опасностей.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако если от этих заболеваний умирают, главным образом, люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего возраста. Так, статистика показывает, что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространенной причиной смерти является несчастный случай. Зарубежные эксперты в области безопасности труда подчеркивают эту же тенденцию. Генеральный директор Английского королевского общества по предупреждению несчастных случаев Б. Янг утверждает, что 80% всех травм происходит по прямой вине пострадавших. В США с невнимательностью и ошибками рабочих связывают от 85% до 90% всех травм.

Анализируя такую ситуацию, Ю.Щербатых в своей книге «Психология труда и кадрового менеджмента» пишет: «Человека принято считать виновником в несчастном случае только тогда, когда его действия (или халатное бездействие) явились непосредственной причиной происшествия. Когда же несчастный случай возникает вследствие поломки машины или инструмента, то считают, что такое происшествие произошло по вине техники. А ведь нередко сам рабочий производил подготовку, профилактику, проверку техники перед работой, и именно его упущения явились причиной ее отказа. Поэтому подобные несчастные случаи, строго говоря, следовало бы также относить за счет человеческого фактора».

Возникает вопрос: почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм? Ведь если человек психически нормален, то он без повода никогда не станет стремиться к травме.

Факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям.

Согласно статистическим данным, чаще всего виновником аварийной ситуации является человек, который в силу разных причин не соблюдал правила техники безопасности.

На долю аварий по техническим причинам приходится 10% случаев, по организационным до 6%, в остальных случаях причиной послужил человеческий фактор.

Существует огромное разнообразие факторов, которые могут приводить к возникновению несчастных случаев. Основные группы таких факторов приведены в приведенной ниже схеме. какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера. картинка какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера. какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера фото. какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера видео. какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет человеческий фактор при профилактике возникновения чс техногенного характера.Рис. 1.

Это могут быть биологические особенности работника (например, пониженный уровень тироксина, вызывающий замедление реакции, или наоборот его повышение, способствующий импульсивности и поспешности в поступках), или же функциональные изменения в организме (сердечно – сосудистые заболевания, диабет, грипп). Несчастный случай может быть вызван неопытностью работника и отсутствием у него навыков и умений, необходимых для безаварийной работы. Авария может быть также следствием утомления работника, которое проявилось в понижении показателей его внимания и работоспособности после интенсивной или длительной работы, а может быть спровоцирована стресс, который развился вследствие неприятностей в личной жизни или конфликте с начальством.

Вопросы, связанные с проявлениями человеческого фактора, рассматриваются как анализ человеческой надежности (АЧН), который включает определение потенциальных источников человеческих ошибок на протяжении всего времени, предшествующего аварии. Эти ошибки можно подразделить на ошибки, оплошности и проявления злого умысла. В числе факторов, от которых зависит вероятность совершения ошибок в работе, что определяет надежность работника, называются:

долговременные медицинские и психофизиологические характеристики личности,

скорость реакции и устойчивость к негативным воздействиям,

характер человека и его способности,

сиюминутные медицинские и психофизиологические характеристики личности, его состояние здоровья на данный момент,

уровень образования и развития, культурный уровень личности,

квалификация специалиста в области выполняемых им работ,

морально-волевые качества человека,

комфортные условия работы,

качество нормативно-технических и организационно-распорядительных документов (четкость изложения, однозначность их понимания).

Необходимо иметь в виду, что к человеческому фактору добавляются также причины, характерные для кризисного состояния государства. Среди них:

разрыв хозяйственных связей,

падение технологической дисциплины,

снижение квалификации кадров,

прогрессирующий износ средств производства и техники,

рост стрессовой нагрузки на граждан из-за снижения жизненного уровня и политической нестабильности.

Причины возникновения опасных ситуаций.

В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уровням, а именно:

— уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма);

— уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);

— уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и их последствиях, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.).

Любое опасное действие, как показали исследования, может быть следствием одной или группы причин. Например, неправильная оценка состояния обслуживаемой установки, может быть результатом недостатка профессиональных знаний или болезненного состояния работника, или отсутствия нужного времени для этой операции, или просто игнорирования работником требований о проверке состояния установки. Обобщение материалов расследований производственных несчастных случаев и аварий позволяет все многообразие непосредственных причин опасных действий свести к 4-м группам (классам) причин:

Первые три группы причин (А, Б, В) обусловлены индивидуальными и личностными особенностями (качествами) работника. В целом, эти причины именуются человеческим фактором.

Четвертая группа непосредственных причин является внешним по отношению к работнику фактором, иначе говоря, – это производственная среда, в которой протекает деятельность работника. Все четыре выделенные группы непосредственных причин опасных действий, в свою очередь, следствие причин более высокого уровня, который следует отнести к сфере организации и управления производством. Обычно эти причины определяют как организационные.

Причины сознательного нарушения правил безопасности.

Широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда формируют психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы.

5. Самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством.

7. Ориентация на идеалы. Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.

8. Переоценка собственного опыта приводит к тому, что, зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая.

9. Привычка работать с нарушениями, перенесение привычек. Эти «качества» могут быть приобретены на другой работе или вне работы.

11. Склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискован-ным действиям. Такие люди испытывают удовольствие, «поставив все на карту».

12. Надситуативный риск (бескорыстный, спонтанный, немотивированный, непрагматический, риск ради риска). Явление состоит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо действия, как бы «вдруг» ставит перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

В каждом действии человека выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Человек нарушает правила, инструкции: либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса.

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

Ошибки в работе, приводящие к опасным ситуациям, и их причины.

В случаях, когда опасные и неадекватные действия осуществляются осознанно, умышленно, они классифицируются как нарушения. Если же человек не осознает, что выполняет опасное действие, то это ошибка.

Причины ошибок бывают непосредственными (зависят от психологических возможностей оператора — от его восприятия смысла задачи, возможности принять решение и т.п.), главными (связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора, психологическим состоянием оператора) и способствующими (зависят от состояния здоровья оператора, внешних условий, обучения и т.п.).

Причины ошибок можно классифицировать следующим образом:

• ошибки в ориентации (недополучение информации);

• ошибки принятия решения;

• ошибки выполнения действий.

Ошибки в ориентации наиболее распространены: в одном случае имеется необходимая информация, но решение принято неправильно, и это может привести к несчастному случаю; в другом случае информация и принятое решение могут быть правильными, но ответное действие ошибочным.

Ошибки делятся также на обратимые (которые могут не привести к несчастному случаю) и необратимые, на предсказуемые (которые предсказуемы и легко устранимы) и систематические.

Выявлено, что большинство ошибок человек совершает из-за неудовлетворительной конструкции системы, с которой он работает. При их разработке необходимо учитывать особенности, как человека, так и машины. Нельзя все случаи ошибок при эксплуатации машин объяснять лишь халатностью работающего, необходим детальный анализ причинных факторов.

Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человек.

Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации или опыта. Свойства человека ошибаться является функцией его психологического состояния.

Доказано, что человеческий фактор является одним из первых в причинах реализации техногенных и антропогенных аварий и катастроф, происшествий на транспорте. Необходимо вместе с тем отметить, что человеческий фактор как таковой далеко не всегда является единственной причиной аварий и катастроф.

Система «человек-машина» в своем развитии проходит три стадии: проектирование, изготовление и эксплуатацию. Правильный и обоснованный учет человеческого фактора в каждой из этих стадий способствует максимальной эффективности и безотказности.

Для уменьшения человеческого фактора в реализации опасностей необходимо предпринимать меры, направленные на мотивацию человека к выполнению правил безопасности. П сихологический настрой на безопасное поведение и его стимулирование являются важными условиями усиления мотивации к безопасному труду.

Безопасность жизнедеятельности. Краткий конспект лекций. /Под ред. О.Н. Русака.- БЖД, 2002.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *