какую резину выбрать для эндуро
Какую резину выбрать для эндуро
Очень часто от того, во что «обут» ваш мотоцикл зависит не только ваша безопасность, но и ваша победа в гонках. Мы протестировали несколько моделей «резины» для мотокросса и эндуро на различных видах грунта с тем, чтобы выяснить, какие же шины лучше.
КОМАНДА ИСПЫТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА BIKE
фото: PER KARLSSON
Что-что, а шины для мотокросса и эндуро действительно стоят денег! Особенно если учесть их небольшой срок службы. Собираетесь ли вы выиграть чемпионат мира или удовлетворитесь всего лишь тем, что промчитесь на мотоцикле по трассе на глазах у своих друзей, все равно, всегда есть смысл иметь хорошие колеса. Ни один гонщик, будь он трижды чемпион мира и ни один мотоцикл, каким бы мощным он не был не смогут показать результаты лучше, чем это позволяют используемые им покрышки!
Прошедшее лето на большей территории Европы было жарким и сухим, так что поиск условий подходящей сложности для проведения испытаний был достаточно трудным делом.
Цвета Швеции представляли братья Иоаким и Бьерн Иоханссон. «Иоке» выступал на чемпионатах мира более десяти лет и занимает шестое место в мировом рейтинге. В чемпионате Швеции он был вторым. Более необузданный младший братик Бьерн помимо прочего занял пятое место на чемпионате мира.
Для того чтобы испытание покрышек было максимально корректным, оно проводилось на одинаковых мотоциклах. В качестве испытательных мотоциклов было выбрано четыре новых Хонды CR 250.
Были испытаны восемь покрышек для переднего колеса:
Какую резину выбрать для эндуро
Эндурно-кроссовая резина (обзор)
(перевод OSSa с украинского языка статьи из журнала Мотодрайв за май 2008 года)
Согласно статистики ООН, количество грунтовых дорог в мире не менее чем в 10 раз превышает количество асфальтовых, что же касается собственно бездорожья, то тут открываются неограниченные просторы для действий. Поэтому неудивительно, что производители моторезины придают большое внимание вседорожному и бездорожному сегментам рынка. Тем не менее, это направление бизнеса шиноваров достаточно консервативно. В отличие от шоссейной резины, способности которой постоянно увеличиваются, здесь в цене установленные, проверенные временем классические решения. Многочисленные и разнообразные модели покрышек отличаются в первую очередь рисунком протектора и строением каркаса.
Таким образом каждая модель резины имеет свою специализацию.
Иногда производитель указывает ее в каталоге, но при наличии кое-каких знаний назначение резины любого типа можно понять и самостоятельно по вышеприведенным особенностям рисунка протектора.
Эндурная резина переносит акцент на грунт, более-менее удачно стараясь охватить как можно больше его разновидностей, но оставляя возможность неспешных и осторожных вылазок на асфальт. Заведомо лучшие возможности чем у универсальной резины не только на грунтовках, но и на бездорожье затмевается более чем скромными талантами на дороге.
Грузоподъёмность в определенной степени зависит от ширины покрышки. Поэтому в случае необходимости есть возможность ее немного увеличить путем установки покрышки на 10мм шире. Конструкция большинства мотоциклов это позволяет, но в «пластилине» будет риск сломать налипшим грунтом кое-какие детали обвеса. В первую очередь это относится к защите цепи, амортизатора и ведущей звездочки, гофров вилки, бардачков для инструмента, а также переднего крыла, если оно нижнее. На легких эндуро Kawasaki в опасном соседстве с задней покрышкой оказываются бак системы охлаждения (4Т) или бачок для масла (2Т).
Поэтому прежде чем принимать решение поставить более широкие покрышки, необходимо внимательно осмотреть свой мотоцикл и убедиться, что это безопасно. Несмотря на очевидный риск, такое решение может значительно облегчить жизнь перегруженным туристам дальнобойщикам, а также при необходимости длительного движения по песку.
Также на боковине каркаса нанесена информация о строении каркаса. Обязательно указывается количество слоев корда (plies) на боковине (sidewall) и рабочей поверхности (tread), т.к. они могут отличаться. В случае, если каркас изготовлен из двух или более разных материалов, эти две строки превращаются в таблицу. Под словами «sidewall» и «tread» будут колонки с цифрами и названием материала, из которого изготовлены эти слои корда.
Ну и наконец надпись «Not for highway use» (Не для использования на дорогах) на боковине обязательно имеют покрышки не имеющие сертификации DOT (Транспортный департамент США) и/или ECE (Экономическая комиссия Объединенных Наций для Европы) для использования на асфальте.
Кроссовая резина для спорта (Мotocross Competition)
Спортивная резина для песка имеет редко расставленные «лопаты» с профилем, который сужен на концах, для другого грунта они заведомо непригодны.
Кроссовая резина рассчитана на быструю езду в спортивном стиле, поэтому специализация тут действительно очень узкая. Это не означает, что смена типа поверхности сделает невозможным дальнейшее передвижение, но заметно его усложнит. Как показывает практика, на песке например, даже универсальная резина ведет себя значительно лучше, чем кроссовая для твердого грунта. Поэтому как не удивительно на первый взгляд кроссовые спортивные покрышки, как никакие другие необходимо использовать по назначению, только тогда они будут работать как надо. Это обстоятельство заметно ограничивает, если не сказать делает невозможным использование кроссовой резины «Competition» в эндуро.
Тем не менее, если есть необходимость именно в такой резине, тут есть из чего выбрать. Среди модельных линий Michelin Starcros, Pirelli Scorpion или Mitas серии «C» с двузначными номерами можно найти резину под какой угодно грунт. Привлекают внимание покрышки Mitas C-16 (зад), С-17 и С-21 (перед), которые имеют одновременно сертификаты DOT и ECE для ограниченного использования на асфальте (в пропорции 80% грунт, 20% асфальт). Кеnda в этой категории предлагает только К-770 рассчитанную на песок и грязь. Модели К-771 и К-772, которые если верить рекламе специально разработаны в Милвилле и Карловых Варах, поэтому непонятно зачем их предлагают за пределами США и Чехии.
Обычная кроссовая резина по движению по асфальту не предназначена. В развитых странах дорожной полиции это прекрасно известно и за выезд на бездорожной резине на дорогу предусмотрены суровые наказания. Несмотря на то, что инспекторов Украинской ДАИ вопрос соответствия резины волнует мало, не стоит искушать судьбу. Дело в том, что высокие грунтозацепы склонны подламываться особенно в наклоне, что очень небезопасно. К тому же при торможении или резком ускорении, кроссовая покрышка быстро и без предупреждения срывается в юз, а на мокром асфальте она ведет себя совсем как на льду. Также важны весомые экономические факторы, которые мешают использовать кроссовую резину для повседневной езды на эндуро: на дорогах она быстро изнашивается, а в поворотах и резких разгонах-торможениях грунтозацепы могут отрываться.
Кроссовая резина для фрирайда (Мotocross Leasure)
Вся резина этой категории имеет сертификат DOT (а Mitas еще и ЕСЕ), поэтому на этой резине совершенно легально (но осторожно!) можно самостоятельно выехать из города на просторы будущих «боевых действий». Компанию братьям-близнецам Metzeler Unicross, Mitas C-02 (только зад) Pirelli МТ16 Garacross, в эту категорию входят Mitas C-04 для заднего колеса и Mitas C-05 для переднего и Kenda K760 Trackmaster II.
Резина для эндуро FIM
Именно такую резину используют в классических соревнованиях спортивных эндуро, кроме знаменитых «six days FIM». От предыдущей категории она отличается немного уменьшенной высотой грунтозацепов. Это сделано для увеличения безопасности на асфальте, который обязательно должен быть на трассе эндуро FIM. Кроме спорта этот тип целесообразен для экстремального внедорожного туризма в условиях грунтового разнообразия.
Bridgestone Trail Wing 301 для переднего колеса и Trail Wing 302 для заднего, а также Dunlop D605 и D606, явно рассчитаны на покатушки выходного дня вокруг дачи. На них можно хорошо себя чувствовать себя пока сухо в лесу, на поле а также на асфальте.
Для длительных путешествий по пустыням без особенных спортивных амбиций, создана группа пустынной резины, которая хорошо приспособлена одновременно песка, гравия и частично грязи. Ее составляют Dunlop D739A/T (только зад не имеет сертификата DOT), Metzeler Karoo, Michelin T63, Pirelli MT21 Rallycross, Mitas E-09 (клон Michelin T63).
Немного в стороне от классификации находится Michelin Desert, которая тем не менее, имеет много общего с предыдущей группой. Радикальная версия Т63, созданная в 80-х годах прошлого века специально для дакаровских перегонов, до сих пор не имеет альтернативы в мире ралли-рейдов. Отлично приспособленная для гравия, песка и твердого грунта, покрышка способна удерживать мотоцикл даже на мягкой поверхности и в грязи.
Такая резина рассчитана на передвижение по дорогам, прежде всего асфальтовым. Не стоит от таких покрышек ожидать чудес на бездорожье. Особенно плохо любая универсальная резина ведет себя на грязи: самоочищения не происходит и покрышка быстро превращается в слик. Тем не менее, каждая модель универсальных покрышек ориентированна какую-нибудь дополнительную поверхность (кроме асфальта), на которой она более-менее конкурентоспособна.
Универсальная резина, которая кроме дороги относительно уверенно чувствовать себя на песке имеет рисунок протектора «ёлочкой». Неплохо ведет себя на дороге, но нестерпимо шумит на скорости свыше 120км/ч. Фавориты этой категории Bridgestone Trail Wing 41 (перед), Trail Wing 42 (зад), Мetzeler Enduro3, Pirelli MT60, Mitas E-07.
Давление страшная тайна профессионалов.
Буксаторы для переднего и заднего колеса отличаются (cм. фото) На них обязательно, независимо от производителя, выбиты цифры обозначающие ширину обода (не путать с шириной покрышки!). Наиболее широкие обода имеют ширину 1,6″ (передний для резины 2,75″-3,00″) и 2,15″ (задний для резины 4,6″). Буксатор монтируется на внутренней стороне обода, а наружу через вышеупомянутое отверстие пропихивается болт. Устройство с затянутой гайкой мощно прижимает изнутри борта покрышки к ободу и не позволяет ей провернуться.
Однако для беспроблемной езды на сверхнизком давлении буксаторов недостаточно. В таких условиях покрышка испытывает значительные деформации и очень греется, что может привести к частым проколам или даже к разрушению каркаса шины. Чтобы этого не случилось, резина должна иметь минимум 4-х слойный корд, (а еще лучше 6-ти слойный); то есть быть дорогой от известного производителя.
Независимо от крутости рамы, отличной настройки подвески и мощности тормозов, если шины не качественные, то можно сразу выбрасывать велосипед. Даже до поездки. Этот тест предназначен для поисков ответов на эту боль: какие шины купить, какие комбинации использовать.
Шины — это больше чем просто кольца из резины. Шины — место контакта велосипеда и дороги. Чаще всего именно шины являются самой горячей темой для споров среди велосипедистов. Давайте оставим споры в стороне и найдем идеальное сочетание.
Передняя шина ≠ Задняя шина
Те дни, когда вы использовали изношенную переднюю шину в качестве задней ушли в прошлое. Характеристики, которые мы требуем от передней и задней шин, различаются. Передняя шина должна обеспечивать хорошее сцепление, чтобы гарантировать максимальную точность движений. Для задней же, всё упирается в быструю езду, высокую прочность и достаточную защиту от проколов. Бренды справляются с этими требованиями? Ну, разве не для этого нужны разные рисунки протектора, профили и резиновые смеси?
Идеальная комбинация шин: компромисс
Профи — это, по сути, единственные гонщики со способностью менять шины в соответствии с условиями. Для остальных, удовольствие приходит во время поездки, а не при тратя баснословных сумм на сменный комплект шин. Поэтому идеальная комбинация шин должна не только иметь оптимальный баланс сцепления, устойчивости к проколам и минимального сопротивления качению, но и должна работать на большом количестве поверхностей в различных условиях: на мокрой или сухой дороге, каменистому грунту или на грязи.
Бескамерные шины еще не были настолько просты!
На протяжении многих лет мы слышали, что бескамерные шины великолепны и следует избавиться от камер. Мы полностью согласны. Короче: лучше сцепление, больший срок службы, больше комфорта, более устойчивы к проколам. Все шины в тесте могут быть бескамерными при использовании бортового насоса.
Сложно для начинающих
Мы не будет просматривать сайты производителей шин. По ним тяжело понять какая шина на самом деле. Параметры шин не ограничиваются размерами и шириной колес. Обшивка и состав резины также важны. Стоит потратить время на детальное знакомство, чтобы купить именно нуж. Чтобы упростить вам жизнь, мы указали Product ID тестируемых шин.
Зона тестирования
В этот раз мы тестировали несколько популярных брендов. Мы хотели определить лучшие комбо шин для эндуро для регулярного использования. Искали сцепление, универсальность, долговечность и достойное сопротивление качению. И последнее, но не менее важное: мы оценивали вес. К сожалению, во время тестирования стало ясно, что некоторые производители были не в состоянии сделать подходящие шины.
Модель | Стоимость | Вес | Спецление | Точность | Сопротивление проколам | Сопротивление качению | Соотношение цена-качество |
Continental Baron Projekt (F & R) | 67,90 Евро | 931 гр | ●●●●● | ●●●●● | ●●●●○ | ●●●●○ | ●●●●○ |
Hutchinson Toro Enduro (F) & Squale Enduro (R) | 61,90 Евро | 1,159 гр / 1,048 гр | ●●●●○ | ●●●○○ | ●●●●● | ●●○○○ | ●●○○○ |
Mavic Crossmax Charge XL (F) & Crossmax Quest (R) | 59,00 Евро | 987 гр / 921 гр | ●●●●○ | ●●●○○ | ●●●●● | ●●●○○ | ●●●○○ |
MAXXIS Shorty (F) & Minion DHF (R) | 69,50 Евро | 948 гр / 946 гр | ●●●●● | ●●●●● | ●●●●○ | ●●●●○ | ●●●●○ |
Schwalbe Magic Mary (F) & Nobby Nic (R) | 57,90 Евро | 828 гр / 722 гр | ●●●○○ | ●●●●○ | ●●●○○ | ●●●●● | ●●●●○ |
Specialized Butcher (F) & Slaughter (R) | 39,90 Евро | 903 гр / 908 гр | ●●●○○ | ●●●○○ | ●●●●● | ●●●●○ | ●●●●○ |
WTB Vigilante (F) & Trail Boss (R) | 59,90 Евро | 908 гр / 766 гр | ●●●●○ | ●●●●○ | ●●●○○ | ●●●●● | ●●●●○ |
Как мы их тестировали
Эксперты протестировали шины на большом количестве разнообразных поверхностей, начиная от естественных троп и заканчивая искусственно созданными велодорожками. В результате мы решили опубликовать отдельные лабораторные данные, наряду с впечатлениями велосипедиста.
MAXXIS Shorty 3C 2.5″ & Minion DHF DUAL 2.5″
+ Превосходное сцепление на любой дороге
+ Словно по рельсам
– Стоимость
Product ID: F: 1166 / R: 1140
Стоимость: 69,50 Евро
Вес: П: 948 гр / З: 946 гр
Continental Baron Projekt 2,4″
В отличие от других производителей, Continental выбрала две одинаковые шины для передней и задней части, Baron Projekt шириной 2,4 дюйма. Шины давно ожидают, но ожидание закончилось. И, в отличие от прошлых, новые шины Conti невероятно легки как в установке, так и в поездках по бездорожью. Не смотря на ширину в 2,4 дюйма, они выглядят намного более узкими по сравнению с конкурентами. Однако, внешность обманчива. На трассе их поведение не вызвало проблем. Одним из основных преимуществ шин Baron Projekt хорошее сцепление. Состав BlackChili также показал преимущество на различных участках дорог, хорошо проходя даже самые скользкие места. Открытый профиль со смещенным и наклонным средним протектором прочно сцепляется с землей.
Дополнительный слой защиты Apex на боковых стенках делает их немного прочнее. Рекомендуемое низкое давление позволяет их лучше контактировать с землей. Что касается демпфирования и комфорта, то эти шины не на высоте. Даже при давлении 1,4-бар спереди и 1,6 на задней риска, что шина сломается, сожмется или получит прокол не было. Мы были впечатлены сцеплением. Шины Baron Projekt определенно можно отнести к универсальным. Плюс, они сделаны в Германии.
+ супер грипса
+ минимальное сопротивление качению и высокая прочность
– минимальное демпферирование
Product ID: 01010344
Стоимость: 67,90 Евро
Вес: 931 гр
Hutchinson Toro Enduro & Hutchinson Squale Enduro
Сочетание Hutchinson Toro Enduro и Squale Enduro заработало плюс за сверхвысокое сопротивление проколам, хотя это происходит за счет веса и сопротивления качению — оба из которых страдают. При весе более 1000 гр, эти шины были самыми тяжелыми. Это показало заметные ухудшения при накате, особенно при подъемах и езде вне седла. Порог сцепления хорош, но мягкая поверхность — слабое место. Несмотря на жесткие боковые стенки, шины хорошо показали себя на насыпях. Если вы планируете использовать шины с низком давлением, обратите внимание на эти моменты. Устойчивость к проколам и отличное сцепление с сухими поверхностями делают их интересным предложением для гонщиков, которые ищут особые сочетания. По нашему мнению, это сочетание слишком тяжелое и специализированное для всестороннего использования, что плачевно для состава с таким потенциалом!
+ Состав Grippy
– Тяжелые
– Потерялась на рыхлом грунте
Product ID: n.a / n.a
Стоимость: 61,90 Евро
Вес: F: 1,159 гр / R: 1,048 гр
Mavic Crossmax Charge XL & Crossmax Quest XL
Несколько лет назад французский бренд Mavic признал различие требований, предъявляемых к передним и задним шинам. Затем они пошли дальше и создали комбинации из колес и покрышек. У Mavic есть Crossmax Charge XL для передней части, чья мягкая резиновая смесь 40a и выдающиеся боковые выступы работают превосходно, предлагая точность и непревзойденную тягу даже на рыхлой земле, в грязи и откосах. Тем не менее, задняя шина лишь частично соответствует производительности передней. Quest XL показал отличные характеристики качения и приличное сцепление на твердой поверхности, но его низкий профиль достиг своего предела в грязи. При давлении воздуха ниже 1,8 бар задняя шина качала качаться, когда езда стала агрессивнее. Благодаря дополнительным сильным боковым стенкам обе шины обеспечивают хорошую устойчивость к проколам.
+ Хорошее сцепление и контроль передней шины
+ Хорошая устойчивость к проколам
– Задняя шина слишком спепцифичная для всестороннего использования
Product ID: n.a / n.a
Стоимость: 59,00 Евро
Вес: F: 987 гр / R: 921 гр
Schwalbe Magic Mary 2.35″ & Nobby Nic 2.35″
Комбинация Schwalbe Magic Mary на переднем и Nobby Nic на заднем колесе — самый частый выбор гонщиков в Enduro World Series. Агрессивная передняя шина с длинными, индивидуальными блочными протекторными зубцами дает полный контроль над передней шиной. Мы тестировали Magic Mary с TrailStar на передней шине и Nobby Nic в более прочном соединении PaceStar. Даже не доходя до 900 грамм на весах, это была не только самая легкая шина на тесте, но и очень быстрая комбинация. Во время тестирования на сухой дороге обе шины получили одобрение от гонщиков, завоевав их невероятной хваткой, высокой тягой и точными линиями. Тем не менее, более твердая задняя шина испытывала трудности с мокрой трассой, мы предпочли бы заднюю шину с TrailStar. Это может означать некоторые жертвы, когда дело доходит до срока службы, но значительно повысит производительность.
+ Быстрая прокатка
+ Передняя шина безупречна
– PaceStar соединение прохо работаем на мокрой дороге
Product ID: F: 11600539.01 / R: 11600741 resp. 11600667
Стоимость: 57,90 Евро
Вес: F: 828 гр / R: 722 гр
Specialized Butcher & Slaughter
Гибкий переход от Specialized к полусферической задней шине вместе с Slaughter окупился: несмотря на плоский средний протектор, задняя шина оказалась универсальной на сухой поверхности. Однако была потеряна некоторая тормозная тяга на мягкой местности, хотя, к счастью, ее массивные внешние выступы были в состоянии держать ситуацию под контролем и постоянно удерживали колесо. На неаккуратных участках протектор сохраняет устойчивость. Опытные велосипедисты будут в своей тарелке, хотя новички не смогу прочувствовать всей глубины. Если хотите играть безопасно, для заднего колеса подойдет Specialized Purgatory. Butcher в качестве передней шины — классический выбор, предлагающий отличное сочетание тяги, сопротивления качению и прокола. Стоит отметить, что эти шины — самые бюджетные из всех.
+ Лучшее сочетание цена/качество
+ Хорошая производительность на сухой дороге
– Задняя шина подходит только для опытных
Product ID: n.a / n.a
Стоимость: 39,90 Евро
Вес: F: 903 гр / R: 908 гр
WTB Vigilante & WTB Trail Boss
Американский бренд WTB не скрывает, что они разработали Vigilante в качестве своей универсальной шины для эндуро. Резиновый состав High Grip и агрессивный профиль обеспечивают хорошее сцепление и контроль во всех возможных дорожных условиях. Легкий каркас TCS Light сохраняет минимальный общий вес. Минус для статистики — сопротивление проколу, поскольку боковые стенки кажутся восприимчивыми к разрывам, хотя это не проявилось во время тестирования. В качестве задней шины мы использовали Trail Boss с шириной 2,4 дюйма, которая выглядела значительно узкой в реальной жизни. Благодаря своим довольно сложным средним выступам шина имела сверхпроходные характеристики.
+ Быстрый разгон
+ Прекрасное сопротивление и точность
– Устойчивость к проколам
Product ID: n.a / n.a
Стоимость: 59,90 Евро
Вес: F: 908 гр / R: 766 гр
Заключение: Лучшая шина для эндуро
После бесчисленных петель на разнообразных и ярких дорожках и тщательного анализа лабораторных данных был выявлен явный победитель в комбинации MAXXIS Shorty для переднего колеса и MAXXIS Minion DHF для заднего. Независимо от ландшафта и условий, это сочетание работало превосходно с убедительным сцеплением и контролем, оставляя конкурентов забытыми. Благодаря большему объему, скорость была превосходной, они также обеспечили отличный комфорт во время езды, несмотря на агрессивный внешний вид протектора.
Continental Der Baron 2.4 Projekt также оказались первоклассными для всестороннего использования, предлагая отличную боковую поддержку, хорошее сцепление с дорогой и блестящую стойкость к проколах. Однако, похвалив боковую поддержку, мы должны признать, что указанная жесткость идет за счет демпфирования.
Наш совет: проехать на шинах с давлением меньше на 0,1 — 0,2 бар, чем обычно.
Также стоит отметить, что проигравшие WTB Vigilante и WTC Trail Boss застали нас врасплох и убедили в своей способности с длительным поездкам, благодаря отличным характеристикам качения и высокому уровню сцепления.