какую религию исповедует подавляющее большинство латиноамериканцев
Страны Латинской Америки: население, экономика, достопримечательности
Свою независимость страны Южной Америки получили только в начале XX столетия. В трудной борьбе они отвоевали право на свой герб, флаг и собственную государственную политику.
Подавляющее большинство латиноамериканских государств являются унитарными. При таком устройстве административно-территориальные образования внутри страны не имеют суверенитета и живут по единым законам. К этой группе относятся Боливия, Колумбия, Куба, Перу, Чили, Ямайка и др.
Федеративную форму административно-территориального устройства имеют Бразилия, Венесуэла, Мексика и Аргентина. В этих государствах территориальные единицы имеют большую самостоятельность, подчиняются собственному законодательству и региональному правительству.
В конституциях Бразилии, Венесуэлы, Мексики, Парагвая и др. стран закреплен особый статус президента страны. Закон определяет широкие полномочия отца нации, его безоговорочное право во всех структурах госвласти. Данная форма управления называется президентской республикой.
Географическое положение Латинской Америки
Огромная территория расположилась на американском континенте и заняла площадь более 20 млн. км². Она включает в себя южную часть материка Северная Америка и практически всю Южную Америку. Латинская Америка протянулась с севера на юг почти на 13 тыс. км, от южных границ США до мыса Горн — крайней южной точки острова Огненная Земля.
Восточное побережье Латинской Америки омывают воды Атлантического океана, а западное – тихоокеанские волны. Расстояние между океанами более 5 тыс. км, их соединяет Панамский канал – важнейшая трансокеанская транспортная артерия, которая играет огромную роль не только в латиноамериканской экономике, но и всего мира.
Список стран
В латиноамериканском регионе обосновалось более 45 стран и независимых территорий. Они сильно отличаются по своему географическому положению и социально-экономическому развитию.
Крупнейшие страны региона по площади:
Самое вытянутое и в то же время самое узкое латиноамериканское государство – это Чили. Его протяженность с севера на юг составляет почти 4,3 тыс. км, при средней ширине с запада на восток менее 180 км. Государственная столица Чили — Сантьяго — расположена у подножья Анд, в зоне частых землетрясений.
Самое маленькое государство на карте Латинской Америки расположилось на двух островках Карибского моря. Сент-Китс и Невис занимают площадь в 261 км². Островная столица Бастер была основана в начале 17 века и является старейшим городом Вест-Индии. Постоянно на его территории проживает 11-12 тыс. чел.
Многонациональная республика Боливия расположилась в высокогорной части Анд. Страна относится к беднейшим государствам региона. Но отличается своей неповторимой самобытностью и культурой. Население ведет трезвый образ жизни. Боливийское правительство находится в местечке Ла-Пас. Это самая высокогорная столица (неофициальная) в мире. Она расположилась на высоте 4 тыс. м над уровнем океана. Воздух сильно разряжен, поэтому дышать там очень трудно. Богатые горожане выбирают для жизни глубокие горные ущелья.
Сантьяго-де-Чили, Чили
Население
Латинская Америка относится к малозаселенным регионам планеты. Сегодня на всей ее территории проживает чуть больше 625 млн. человек. Средняя плотность населения остается невысокой – 31,5 человек на км². К густонаселенным районами относятся государства островов Карибского моря и побережья Атлантики. Плотность населения центральной части региона не превышает 5 человек на км².
Урбанизация в латиноамериканских странах достигла европейских высот. Почти 80% населения проживает в городах. Сегодня в регионе насчитывается более 100 крупных городов (с численностью от 250 до 500 тыс. чел.) и столько же крупнейших (с численностью от 500 тыс. до 1 млн. жителей). Больше половины всего городского населения проживает в городах-миллионерах, число которых достигло 37. Лидером среди них остается мексиканская столица Мехико, где проживает около 20 млн. чел. На втором месте – бразильский Сан-Паулу (11 млн. чел). Замыкает список рекордсменов столица Перу – Лима (7,6 млн. чел.).
Одной из проблем, вызванных стремительным ростом городов, является образование пояса нищеты вокруг мегаполисов. Этот процесс ложной урбанизации обусловлен стремлением бедных слоев к лучшей жизни. По подсчетам демографов в трущобах Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро и Каракаса проживает 40-50% городского населения.
Этнический состав, языки, религии
Для территории характерен сложный этнический состав, который включает:
Для современной Латинской Америки характерны смешанные браки, поэтому этнические грани между жителями постепенно стираются.
В эпоху колонизации на территорию континента активно прибывали священники, проповедующие католицизм. Сегодня эту религию исповедует подавляющее большинство латиноамериканцев.
Красивое звучное название Латинской Америки – это историческое и культурное наследие региона, которое сформировалось в годы колониальной зависимости от стран Европы. Колонизация народов началась здесь еще в XVI веке. Сразу после открытия Нового света Колумбом, на континент хлынули толпы переселенцев из Испании, Португалии и Франции. Каждый из них мечтал начать здесь новую жизнь. Кто-то хотел разбогатеть, а кто-то — спрятаться от религиозных, политических гонений и преследования властей. Но все они разговаривали на романских языках. А в основе происхождения языков данной группы лежит латынь.
Колониальная история стран Латинской Америки осталась в далеком прошлом. Сегодня практически все они имеют статус независимых государств (кроме нескольких зависимых территорий). Но население по-прежнему разговаривает на испанском, португальском и французском языках.
Экономическое состояние стран
Латиноамериканские страны – это государства с развивающейся экономикой. Этому способствует выгодная география региона. Практически все страны имеют выход в океан, что расширяет возможности мирового экспорта. Основной доход страны Латинской Америки получают от торговли горючими полезными ископаемыми и сельскохозяйственной продукцией (кофе, пшеница, сахар, соевые бобы, хлопок, бананы и др.).
Огромная территория Латинской Америки разделена на субрегионы. В их состав входят страны, имеющие специфические черты и особенности хозяйства.
Первый субрегион — Средняя Америка. В его составе Мексика и страны Центральной Америки.
Огромную роль в экономике субрегиона Андских стран играет добывающая промышленность и сельское хозяйство. Благодаря уникальным климатическим условиям высокогорных районов на его территории возделывают кофе, сахарный тростник и хлопчатник.
Еще один субрегион — страны бассейна Ла-Платы. Наиболее экономически развитая Аргентина производит табачные изделия, целлюлозу, нефтепродукты и стройматериалы. А слаборазвитые аграрные Парагвай и Уругвай специализируются на производстве мате, пальмового масла и хлопка.
Суринам и Гайана специализируются на добыче бокситов. Основа экономики отсталой Гайаны – сельское хозяйство. Здесь выращивают скот и занимаются промыслом креветок.
Самый богатый субрегион Латинской Америки – Бразилия. Бывшая португальская колония сегодня занимает девятую строчку в рейтинге быстро растущих мировых экономик. Федерация – крупнейший поставщик минерального сырья на мировом рынке. Экспортирует нефть и рудные полезные ископаемые. Благоприятный климат способствует выращиванию какао-бобов, пшеницы и сои. Страна богата лесными ресурсами.
Рио-де-Жанейро, Бразилия
Климат
В большей части государств стоит жаркий климат, средняя температура в сутки превышает 20 градусов.
Бразилия известная постоянной жарой, среднемесячная температура в стране не опускается ниже 16 градусов. Редкие заморозки возможны только на высоких восточных массивах.
Для Мексики характерен тропический и субтропический климат. В ряде областей, расположенных выше 2,5 тыс.м над уровнем моря, столбик термометра показывается не ниже 2 градусов зимой и до 15 – летом. В то же время на прибрежных равнинах показатель не падает ниже 24 градусов.
Климат Кубы характеризуется как тропический, пассатный. В самом холодном месяце в году – январе – средняя температура равна 22.5 градусам. Погода с мая по сентябрь стоит дождливая, а период с октября по апрель считается сухим.
Интересен тот факт, что в Чили и Перу за целый год может ни разу не пройти дождь, в то время как на склонах Анд он может идти месяцами.
Культурные ценности
Самое крупное культурное противостояние в Латинской Америке – внедрение христианства в индейские племена, которое началось в эпоху высадки португальских и испанских конкистадоров. На удивление, такое насаждение прошло успешно.
В целом, если говорить о культурных ценностях стран территории, нужно отметить общую повсеместную религиозность, которая не ограничена одним католицизмом. Например, государство Гаити исповедует вудуизм – традиционную африканскую религию.
Культура сильно разнится в зависимости от конкретной страны территории. Это связано с тем, что одни государства активно формируют и поддерживают ценности национальностей (Бразилия, Мексика, Аргентина), а другие, несмотря на единую общность и язык, тяготеют к высокоразвитым странам (Уругвай).
Преступность
Страны Латинской Америки считаются самыми криминогенными зонами современного мира. На вершине рейтинга наиболее опасных стран стоят Сальвадор и Гондурас – в этих государствах на 100 000 человек приходится 64,7 и 77,5 убийств соответственно. Такие характеристики обусловлены наркотрафиком, который проходит через Центральную Америку.
Третья место заняла Ямайка, преступность в которой высока из-за бедности и торговли наркотиками (52,5 убийств).
При совершении путешествия в Западное полушарие следует помнить, что именно здесь совершается более 40% всех преступлений на Земле. Одним из самых опасных городов мира является Богота – столица Колумбии. К тому же эта страна является крупнейшим производителем кокаина в мире.
Крупнейшие города и их достопримечательности
Не территории Мексики и Перу находятся достопримечательности времен великих майя и инков. Культовые сооружения Чичен-Ица и Мачу-Пикчу приоткроют тайны и помогут прикоснуться к истории древних цивилизаций.
В Мехико можно посетить Дворец изящных искусств – невероятной красоты оперный театр, сооруженный из каррарского мрамора. Построен он был в 30-е годы прошлого столетия по задумке итальянца А. Боари. Стоит отметить и площадь Сокало, которая является самой большой на территории Латинской Америки.
Приезжая в Сан-Паулу, нужно обязательно взглянуть на одноименный собор, который считается четвертым по величине готическим сооружением в мире. Также можно сходить в музей Паулиста, возведенный в честь обретения Бразилией независимости.
Посетить Рио-де-Жанейро следует ради того, чтобы увидеть статую Христа-Искупителя, которая входит в число новых семи чудес света. Еще одно чудо – Мачу-Пикчу – находится на территории Перу.
Останки древних цивилизаций
До того, как в Латинскую Америку пришли европейцы, на территории существовали цивилизации майя, инков и ацтеков. После них остались культурные памятники, например, Чичен-Ица – город, возведенный майя. На территории Мексики остались развалины другого древнего города, в котором раньше жил народ тотонаки. Сейчас памятник называется Эль-Тахин.
Природа Латинской Америки
На ее территории расположен самый большой действующий вулкан планеты – Котопахи, самая длинная горная цепь – Анды, и самый высокий водопад – Анхель. В Латинской Америке извержения вулканов и землетрясения не считаются редкостью. Фауна удивительна своими животными – ламами гуанако, американскими страусами и ленивцами, которые не встречаются на других местах планеты.
Водопад Анхель, Венесуэла
Городские достопримечательности
Одними из самых культовых мест территории считаются:
Отправляясь в путешествие в одну из стран Латинской Америки нужно обязательно заранее продумать маршрут посещаемых мест.
Популярные страны Латинской Америки для отдыха у российских туристов
Тысячи российских туристов ежегодно отправляются в страны Латинской Америки и их столицы. Русские путешественники стремятся туда, чтобы полюбоваться неповторимой природой континента и богатой культурой народов.
Проверочный тест по географии «Латинская Америка» для студентов СПО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проверочный тест: Латинская Америка
1. Самым большим островным государством Латинской Америки является:
2. Где находятся крупнейшие нефтегазоносные бассейны Латинской Америки?
3. Какое место среди крупных регионов мира занимает Латинская Америка по величине гидроэнергетического потенциала?
4. Выберите черты, характерные для размещения населения Латинской Америки.
а) равномерность расселения по всему региону
б) большая неравномерность расселения по всему региону
в) большая плотность населения в горах
г) плотность населения составляет в среднем 50 чел. нан плотность населения составляет в среднем 25 чел.шом количестве плоскогорьяв ней.сурсами?
5. Что такое «ложная урбанизация»?
а) это превышение доли городского населения над долей экономически активного населения данного города
б) превышение доли экономически активного сельского населения над долей городского населения
в) это превышение доли экономически активного населения над долей неработающего населения города
г) это превышение доли экономически активного населения городов над долей экономически активного населения сельской местности
6. Международной отраслью специализации Кубы является:
7. Какой город Южной Америки называют «столицей мяса» или «аргентинским Чикаго»?
8. В каком городе Бразилии на горе Корковадо высится 40-метровая фигура Христа?
9. Бразилия сохраняет мировое первенство по производству:
а) кофе, бананов, сахарного тростник.
б) кофе, сои, апельсинов
в) бананов, сои, какао
г) апельсинов, оливок, сахарного тростника
10. Какую религию исповедует подавляющее большинство латиноамериканцев?
11.Назовите одну из быстроразвивающихся отраслей промышленности Латинской Америки?
а) черная металлургия
б) пищевая промышленность
в) нефтеперерабатывающая промышленность
12..Какая страна Латинской Америки занимает ведущее место в производстве алюминия?
а) Бразилия б) Колумбия в) Уругвай г) Аргентина д) Мексика
13.Назовите «кофейные» страны Латинской Америки?
а) Уругвай и Панама б) Мексика и Гондурас в) Боливия и Перу
г) Бразилия и Колумбия д) Колумбия и Парагвай
14. В Латинской Америке отсутствуют:
а) развивающиеся государства; б) приморские государства; в) федерации; г) монархии.
15.Наиболее распространенный в Латинской Америке язык — это:
а) английский; б) французский; в) испанский; г) португальский.
В1. Заполните пропуски в следующих предложениях:
1. В большинстве своем страны Латинской Америки долгое время были колониями _________ и _________.
2. Регион Латинская Америка занимает территорию _____ с населением _____ млн. чел. На этой территории находятся _____ суверенных государств.
3. В состав региона Латинская Америка входят следующие субрегионы: ____________________________________________
4. По государственному строю почти все страны Латинской Америки являются _____________.
В2. Заполните пропуски в следующих предложениях:
Народы Латинской Америки говорят преимущественно на ________ и _________языках.
Подавляющее большинство жителей Латинской Америки исповедуют ____________ религию
В3. Дополните следующие предложения названиями стран:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Предлагаемые тестовые задания составлены в соответствии с программой по географии для учебных заведений СПО и учебным материалом, содержащемся в учебнике Е.В Баранчиков «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля» для студентов 1 курса.
Задания рассчитаны на работу в классе и позволяют осуществлять проверку знаний учащихся после прохождения темы «Латинская Америка».
Номер материала: ДБ-845554
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Христианство в латиноамериканской культуре
Современная Латинская Америка представляет собой обширную территорию, раскинувшуюся от Мексики на севере до мыса Горн на юге. Люди, проживающие в данном регионе, отличаются значительным расовым разнообразием (латиноамериканцем может считаться в равной степени белый, индеец или чернокожий); при этом оно сглаживается языковой унификацией территории: подавляющее большинство жителей Южной и Центральной Америки изъясняется на испанском или португальском языках. Язык, вне всякого сомнения, является важной составляющей латиноамериканской идентичности; не менее значимым элементом в культуре Латинской Америки является Католицизм, принесенный сюда испанскими и португальскими конкистадорами в XVI веке. Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к увеличению числа протестантов среди населения региона, Католическая Церковь по-прежнему играет здесь ведущую роль в религиозной жизни. Тот факт, что около половины католиков в наше время проживает именно в Новом Свете, заставляет нас обратить пристальное внимание на особенности латиноамериканского Христианства. Характерным показателем значимости Католицизма в Америке стало избрание в 2013 году кардинала из Аргентины Х. М. Бергольо Римским Папой.
Церковь в г. Хокотенанго, Гватемала. Фотография любезно предоставлена А. В. Смыченко (http://mister-smik.livejournal.com/)
«Латиноамериканская цивилизация» включает в себя страны, которые расположены к югу от США. Большая часть населения Латинской Америки говорит на одном из романских языков (испанский или португальский) и исповедует Католицизм. Очевидно, что Латинская Америка и США взаимно влияют друг на друга. Существование крупной латиноамериканской диаспоры в Соединенных Штатах, значительно отличающейся от англосаксонского населения страны и говорящей на испанском языке или на спанглише (Spanglish), является примером переноса латиноамериканской культуры в Северную Америку. В свою очередь, некоторые государства в районе Карибского моря (Белиз, Тринидад и Тобаго) могут рассматриваться как синтез латиноамериканской и североамериканской (западноевропейской) цивилизаций. Наличие в географическом пространстве Латинской Америки англоязычных (Ямайка), франкоязычных (Французская Гвиана, Гаити) и нидерландскоязычных (Аруба) анклавов, населенных преимущественно чернокожим населением, не является аргументом против выделения отдельной латиноамериканской цивилизации, так же как, например, появление европейских колоний в Индии в XVI веке не ставит под сомнение реальность существования индуистской цивилизации.
Определив географические границы Латинской Америки, обратимся к истории формирования данного культурного сообщества. «Открытие» Америки Х. Колумбом в 1492 году повлекло за собой миграцию из Испании и Португалии на только что обнаруженные территории. Конкистадоры (в переводе с испанского, «завоеватели»), прибывшие в Новый Свет, столкнулись здесь не только с многочисленными первобытными племенами, но и с высокоразвитыми культурами. В отличие от Северной Америки, на территории которой английские, французские и нидерландские колонизаторы проводили политику геноцида коренного населения, испанцы и португальцы лояльно относились к индейцам (вместе с тем невольно послужив причиной гибели значительного их числа, принеся в Новый Свет ряд заболеваний, против которых у местных жителей не было иммунитета, что привело к эпидемиям). В результате потомки инков, ацтеков, гуарани и т. д. в наше время сохранились в Латинской Америке; в некоторых странах (например, в Перу) индейцы и метисы составляют большинство населения, а культура доколумбовых цивилизаций Америки воспринимается ими как национальное достояние.
Другим компонентом латиноамериканской идентичности является африканский культурный код. Европейцы вплоть до XIX века вывозили чернокожих рабов из Африки на американский континент. В Латинской Америке наибольший процент африканского населения отмечается в странах, расположенных на островах Карибского моря (из них к собственно латиноамериканским можно отнести Кубу, Доминиканскую республику и Пуэрто-Рико, территорию, находящуюся под управлением США), в Венесуэле и в Бразилии. Африканское влияние в Латинской Америке заметно не только в расовом составе населения, но и в языке, религии, кухне, музыке и танцах. Таким образом, латиноамериканская культура обладает тремя составляющими: европейской, индейской и африканской. Религия является одним из факторов, позволяющих выделять Латинскую Америку в качестве единого культурного сообщества.
Таким образом, латиноамериканская культура обладает тремя составляющими: европейской, индейской и африканской. Религия является одним из факторов, позволяющих выделять Латинскую Америку в качестве единого культурного сообщества.
Как уже было отмечено выше, испанские и португальские колонизаторы принесли свою веру в Новый Свет. Распространение Христианства с самого начала декларировалось как важнейшая цель экспансии в Америку («конкисты»). Таким образом, конкистадор – это не только воин, но и миссионер. Солдаты покорителя Мексики Э. Кортеса исповедовались и причащались перед каждым боем. Когда его отряд прибыл в столицу ацтеков Теночтитлан, испанцы пришли в Большой Теокалли – один из главных ацтекских храмов – вынесли оттуда всех идолов, установили там изображение Девы Марии и отслужили мессу, причем некоторые из конкистадоров заплакали, услышав «Te Deum laudamus». Стоит напомнить, что в тот момент они находились в центре враждебного им города с 200-тысячным населением и что такое неуважение к местным верованиям представляло смертельную опасность для их небольшой группы. Другой знаменитый конкистадор, Ф. Писарро, оказавшись с 13 соратниками в практически безвыходной ситуации на острове Петуха (isla del Gallo), в джунглях, с минимальными запасами еды и воды, постоянно ожидая нападения враждебных индейцев, ввел за правило ежедневную общую молитву. Подобное поведение испанских колонизаторов было не исключением из правил, а нормой (приведенные в качестве примера Э. Кортес и Ф. Писарро – это две наиболее известные и харизматичные фигуры). Необходимо понимать, что они были людьми Средневековья, выросшими на рассказах о многовековой борьбе против мусульман на Пиренейском полуострове, и нет никаких оснований полагать, что проявления их религиозного чувства были лицемерными или наигранными.
Картина Д. Пуэблы «Высадка Колумба»
С 1501 года испанское законодательство запрещало въезд в Америку преступникам, людям под следствием, крещеным евреям и арабам. Новый Свет (Nuevo Mundo на испанском и Novo Mundo на португальском) должен был стать «новым» не только с точки зрения географических познаний той эпохи, но и «новым» в духовном плане, то есть свободным от ересей и искажений католической веры, имевшихся в Европе. Также возбранялось переселение в заокеанские колонии незамужних женщин, что стало причиной частых браков между конкистадорами и индианками и, как следствие, появления большого числа метисов во втором поколении (что было практически исключено в Северной Америке). В наше время люди, в чьих жилах смешалась кровь индейцев и белых, составляют значительную часть населения Латинской Америки.
Европейские переселенцы в Новом Свете не только должны были жить в соответствии с нормами Христианства, но и прикладывать усилия к обращению индейцев к католической вере. Бургосские законы (Leyes de Burgos) 1512 года обязывали испанцев в Новом Свете заниматься религиозным воспитанием туземцев, которые признавались подданными Короля Испании. Об их положении в обществе говорит тот факт, что, согласно Бургосским законам, даже некрещеный индеец после смерти должен был быть похоронен как христианин на церковном кладбище (если оно имелось в окрестностях). Стоит заметить, что в начале XVI века среди некоторых католических богословов существовало мнение о том, что у индейцев нет души. Споры о наличии души у коренных обитателей Америки были разрешены папской буллой 1537 года «Sublimis Deus», которая окончательно признавала их полноценными и свободными людьми, после чего последние препятствия для проповеди Христианства в Новом Свете исчезли. Можно утверждать, что идея христианской миссии в колониях действительно играла важную роль в формировании мировоззрения конкистадоров, а не была простым оправданием грабежа и агрессивной политики испанцев и португальцев в Америке (как заявляли такие деятели Эпохи Просвещения, как Ж. Ф. Мармонтель и Г. Рейналь, и как позднее утверждала советская историческая наука 5 ).
Можно утверждать, что идея христианской миссии в колониях действительно играла важную роль в формировании мировоззрения конкистадоров, а не была простым оправданием грабежа и агрессивной политики испанцев и португальцев в Америке (как заявляли такие деятели Эпохи Просвещения, как Ж. Ф. Мармонтель и Г. Рейналь, и как позднее утверждала советская историческая наука.
Необходимо понимать, что колонизация Америки имела не только позитивные коннотации. Религиозность конкистадоров сочеталась с жестокостью и жаждой наживы. Именно слухи о легендарном Эльдорадо стали одним из главных стимулов, подталкивавших испанцев отправляться в смертельно опасные экспедиции в непроходимые джунгли или высокие горы, не располагая никакой информацией о местности, в которой они находились, или о народах, ее населявших. Алчность и безрассудная смелость пришельцев из Европы были сравнимы только с их безжалостностью по отношению к тем туземцам, которые были непокорны завоевателям. Кроме того, многие из королевских постановлений, касающихся индейского населения, не выполнялись на местах или претворялись в жизнь не так, как это было изначально задумано. Например, такая разумная и полезная (в теории) система как энкомьенда (encomienda), которая должна была способствовать обращению индейцев в Христианство, на практике превратилась в форму жестокой эксплуатации местного населения. Рассмотрение всех плюсов и минусов конкисты требует отдельного исследования; тем не менее, можно отметить, что к положительным последствиям европейской колонизации для коренного населения Америки относится христианизация континента.
Католицизм в Новом Свете накладывался на индейские языческие верования, что дает основания говорить об особенном характере латиноамериканского Христианства. Большинство местных жителей воспринимали учение, которое им несли испанские и португальские миссионеры, через призму своего собственного мировоззрения; Христос, Дева Мария и святые в их сознании просто пришли на место старых богов доколумбового периода. Например, многие индейцы наделяли Иисуса характеристиками Кетцалькоатля – одного из главных божеств ацтекского пантеона. Любопытно, что уже в наше время идея о связи между Христом и Кетцалькоатлем была развита сектой мормонов, полагающих, что Спаситель бывал в Америке и что индейский мифологический образ Кетцалькоатля является отражением этого события. Другим примером может служить почитание Девы Марии Гваделупской, Чей нерукотворный образ – это одна из важнейших католических святынь Латинской Америки. Само изображение Богородицы представляет Ее в виде ацтекской девушки со смуглой кожей. Чудесное явление Девы Марии в 1531 году способствовало массовому переходу индейцев в Христианство; при этом они относились к Ней как к ацтекской богине Тоси (другие варианты имени: Тетео Иннан, Тлалли Иолло, Темаскаль Теки), чье святилище находилось на том же месте, на котором сейчас располагается Базилика Девы Марии Гваделупской.
Дева Мария Гваделупская
В некоторых случаях речь идет не просто о восприятии Христианства через индейский языческий опыт, но и о появлении новых религиозных движений, являющихся синтезом Католицизма и местных верований. Уже в наше время получили распространение культ Святой Смерти (Santa Muerte) в Мексике и почитание Марии Лионсы (María Lionza) в Венесуэле. Корни первого из этих движений лежат еще в ацтекской религии доколумбовой эпохи; его адепты поклоняются смерти как божеству. Культ Марии Лионсы связан с именем легендарной индейской волшебницы XIX века.
Ритуал адептов сантерии
Для иллюстрации сложного синкретического характера Христианства в Новом Свете можно обратиться к роману Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad). Это произведение, считающееся одним из лучших образцов прозы на испанском языке и наиболее значимым романом в латиноамериканской литературе, отражает ключевые тенденции исторического развития и культурные особенности Колумбии (и всего континента в целом). Текст романа пронизан отсылками к библейским событиям. Например, можно провести аналогию между Исходом евреев из Египта и переходом основателей Макондо через болота, между Вознесением Девы Марии и судьбой Ремедиос Прекрасной (Remedios la bella), между Апокалипсисом и рукописью, которую расшифровывает Аурелиано (Aureliano), последний из рода Буэндиа (Buendía). Маркес вводит в свое произведение не только аллюзии на Священное Писание, но и включает ряд эпизодов, связанных с религией. Достаточно упомянуть, что Аурелиано Второй (Aureliano Segundo) и Фернанда дель Карпио (Fernanda del Carpio) мечтают о том, чтобы их сын стал Римским Папой.
Роман написан в жанре магического реализма, и волшебные элементы соседствуют в нем не только с реалистическим изображением действительности, но и с католическими мотивами. При этом нет никакого конфликта между магией и религией: и волшебство, и христианское вероучение одинаково гармонично вписываются в мир, созданный Маркесом. Некоторые из предметов, привезенных цыганами и воспринимаемых жителями Макондо как «магические», в реальности оказываются совершенно обычными вещами (лед, магнит и т. п.); в то же время ряд мистических явлений в романе никак не объясняется (и не вызывает удивления у героев): эпидемия бессонницы, призраки, манускрипты Мелькиадеса и др. Иногда магия и Христианство пересекаются напрямую. Например, падре Никанор, собирая деньги на строительство церкви, показывал горожанам чудо левитации, которое должно было их убедить во всемогуществе Бога. Кроме того, в романе находится место и христианской мистике: один из сюжетов, затрагиваемых Маркесом, связан с легендой о Вечном жиде Агасфере. Принимая во внимание, что произведение колумбийского писателя является попыткой изобразить саму квинтэссенцию культуры Латинской Америки, изучение христианских мотивов в романе может показать характерные черты Католицизма в Новом Свете.
Роман «Сто лет одиночества» представляет взгляд на Христианство с латиноамериканской точки зрения. Это немного наивная, смешанная с суевериями и верой в магию, но в то же время искренняя версия Католицизма, которая является неотъемлемой частью культурной идентичности жителей современной Латинской Америки.
Паломники в Эквадоре. Фотография любезно предоставлена С. Р. Флорес-Казановой
1 Prinz J. Culture and Cognitive Science // Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2011. URL: http://plato.stanford.edu/index.html (дата обращения: 01.11.2016).
2 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993.
3 Тойнби А. Д. Постижение истории. М., Прогресс, 1991, с. 71-76.
4 Huntington S. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs, 1993, № 72 (3), p. 25.
5 Ярким примером негативного восприятия деятельности конкистадоров и Католической Церкви в Латинской Америке является работа И. Р. Григулевича «Крест и меч», автор которой писал: «Церковники в колониях играли роль гасителей разума, они разрушили древнюю культуру индейцев, держали народ в невежестве, выступали против науки. Только путем духовного и физического террора католической церкви (sic!) удалось подчинить своему влиянию местное население» (Григулевич И. Р. Крест и меч. М.: Наука, 1977, с. 274)
6 Подробный анализ характера сантерии и других синкретических культов в регионе см.: Mitchell M. Crucial Issues in Caribbean Religions. New York: Peter Lang, 2009.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.