какую религию исповедует около 40 верующих африки
Религии в Африке. Краткий обзор. Часть 1
В 1900 г. христиане и мусульмане в Африке южнее Сахары были религиозными меньшинствами, в то время как основную часть населения составляли последователи традиционных верований. Число мусульман увеличилось с 11 млн в 1900 г. до 234 млн в 2010 г. (что составляет 15 % от общей численности мусульман в мире). За тот же период число христиан увеличилось с 7 млн до 470 млн чел. (21 % христиан в мире). При этом общая численность населения в Африке в целом увеличилась вдвое с 1982 по 2009 гг. и в четыре раза с 1955 по 2009 гг., к 2013 г. население Африки составляло около 1,1 млрд чел. (15 % населения мира).
Христианство. История христианства в Африке насчитывает около двух тысяч лет. С I в. н. э. христианство начинает проникать на африканский континент через северные районы – территории современных Египта и Судана. Коптская православная церковь была основана, по преданию, апостолом Марком в 42 г. В начале IV в., при правителе Эзане, христианство становится официальной религией государства Аксум. Тогда же основывается эфиопская ортодоксальная (православная) церковь. С VII в. по мере распространения вглубь Африканского континента ислама (через арабских торговцев-мусульман) позиции христианства значительно ослабевали. Однако с XV в. вместе с европейскими путешественниками и торговцами в Африке появляются католические миссионеры. С середины XIX в. вместе с колониальной экспансией миссионерская деятельность резко активизировалась.
Римско-католической церковью были созданы специальные ордена и миссионерские общества (Белые отцы, Общество африканской миссии и др.). Несмотря на усилия христианских миссионеров по лечению больных и обучению местного населения грамоте, успеху христианизации африканцев в значительной степени мешала рознь между отдельными направлениями христианства. Немаловажное значение имела «практичность» традиционных африканских религиозных представлений, их неразрывная связь с общественным устройством и противостояние новой религии, которая предпринимала попытки разрушить привычное мировосприятие. Более того, связь новой для африканцев религии – христианства – с рабовладением, работорговлей и колониализмом была очевидной.
К 1910 г. только 9 % населения Африки было христианским, из них 80 % христиан приходилось на Эфиопию, Южную Африку, Египет и на Мадагаскар. К 1970 г. численность христиан в Африке возросла до 38,7 %, в 2010 г. достигла 48,3 % общей численности населения. На Юге Африки христианство упрочивает свои позиции. Мусульманское сообщество в основном представлено иммигрантами и их потомками, а также потомками привезенных сюда из мусульманских стран работников (так называемыми «капскими малайцами» или «цветными»). Численность христиан в Южной Африке возросла с 78 % населения в 1970 г. до 85 % в 2010 г., с ожидаемым приростом до 90 % к 2020 г.
В настоящее время последователи англиканской церкви и протестанты составляют большинство среди христиан главным образом в Нигерии, католики – в Демократической Республике Конго, ортодоксальные христиане в Эфиопии. По общей численности католики составляют наибольшую часть христианского населения стран Африки.
Христианство в Черной Африке отличается многообразием форм исповедания: от древних форм восточной ортодоксальной церкви в Эфиопии и Эритрее до сравнительно недавно учрежденных афрохристианских синкретических религий.
Какие религии есть в Африке?
Авраамические религии
Большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям.
Христианство
Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 г. Миссионерская активность в время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.
Иудаизм
Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х гг. эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.
Небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в Нигерия. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами)
В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы) ; это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е гг. мигрировали в Израиль.
Буддизм
Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго.
Сикхизм
Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов
В большей степени в Африке исповедуют мировые религии, в меньшей степени — местные. Согласно официальной переписи, большинство населения составляют христиане и мусульмане (40 % и 45 % населения соответственно) [1]. Нужно понимать, что в Африке очень распространены тайные сообщества, поэтому многие причисляют себя к мусульманам или христианам лишь во время переписи населения. Эти люди могут быть приверженцами традиционных верований или синкретических культов, например, смеси христианства и местных верований.
Среди религий преобладают ислам, христианство (католики, протестанты, православные, монофизиты) ; в меньшей степени распространены иудаизм, индуизм и бахаизм. Эти религии встречаются как в чистом виде, так и с примесями местных культов. Распространены также традиционные религии, например, ифа или бвити. Распространены также синкретические культы, где элементы местных религий переплетаются с, например, католичеством. В силу популярности в Африке разнообразнейших тайных обществ многие африканцы являются приверженцами заявленной религии лишь на словах.
Религии Африки
Религии Африки
Большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям. [2]
Христианство
Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году. Миссионерская активность в время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива.
Ислам
В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д’Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.
Иудаизм
Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.
Небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: en:Igbo Jews).
В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.
Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.
Индуизм
По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, индуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана). [3] Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии. [3]
Буддизм
Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго. [4]
Сикхизм
Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: en:Image:World Sikh Pop. Map 2004-02.JPG).
Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.
Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.
Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.
Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.
Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.
Христианско-африканские культы
Христианско-африканские культы — синкретические культы, сочетающие элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века.
Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.
Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.
Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии. [5]
Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом [6] :
С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.
В начале XX века количества церквей существенно выросло.
Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека. [7]
Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:
Наиболее значимым являются:
Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, африканцами. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.
Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей [8] ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год [9] ). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.
Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным. На практике это может означать что угодно: от агностицизма, деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах
Содержание
Традиционные религии [ править ]
Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.
Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.
Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.
Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.
Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.
Религии Африки
Также иудаизм исповедуют в Южно-Африканской Республике и Эфиопии.
Большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям. [2]
Христианство
Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году. Миссионерская активность во время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.
Христианско-африканские церкви и культы
Христианско-африканские церкви и культы представлены как организациями, которые в определённое время отошли от церквей западного направления или же возникли на африканской почве, сочетая элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века. В литературе их могут называть ещё афрохристианскими, синкретическими, независимыми, христианско-тубильными церквями и культами.
Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, неграм, успевшими к началу XX века познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.
Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.
Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии. [3]
Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом [4] :
С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма негры заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.
В начале XX века количества церквей существенно выросло.
Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека. [5]
Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:
Наиболее значимым являются:
В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д’Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.
Иудаизм
Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.
Небольшое количество последователей иудаизма есть среди народа игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: en:Igbo Jews).
В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.
Иудаизм исторически связан с Африкой — об этом есть свидетельства в Ветхом Завете, книга Исход (евреев из Египта). Видимо, иудаизм был реакцией на политеизм Египта [ источник не указан 1403 дня ] (см. Древнеегипетская религия).
Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.
Индуизм
По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, индуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана). [6] Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии. [6]
Буддизм
Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго. [7]
Сикхизм
Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: en:Image:World Sikh Pop. Map 2004-02.JPG).
Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.
Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.
Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.
Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.
Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.
Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, неграми. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.
Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей [8] ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год [9] ). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.
Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным. На практике это может означать что угодно: от агностицизма, деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах.
Религии Африки
Также иудаизм исповедуют в Южно-Африканской Республике и Эфиопии.
Большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям. [2]
Христианство
Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году. Миссионерская активность во время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.
Христианско-африканские церкви и культы
Христианско-африканские церкви и культы представлены как организациями, которые в определённое время отошли от церквей западного направления или же возникли на африканской почве, сочетая элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века. В литературе их могут называть ещё афрохристианскими, синкретическими, независимыми, христианско-тубильными церквями и культами.
Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, неграм, успевшими к началу XX века познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.
Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.
Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии. [3]
Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом [4] :
С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма негры заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.
В начале XX века количества церквей существенно выросло.
Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека. [5]
Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:
Наиболее значимым являются:
В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д’Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.
Иудаизм
Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.
Небольшое количество последователей иудаизма есть среди народа игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: en:Igbo Jews).
В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.
Иудаизм исторически связан с Африкой — об этом есть свидетельства в Ветхом Завете, книга Исход (евреев из Египта). Видимо, иудаизм был реакцией на политеизм Египта [ источник не указан 1403 дня ] (см. Древнеегипетская религия).
Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.
Индуизм
По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, индуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана). [6] Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии. [6]
Буддизм
Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго. [7]
Сикхизм
Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: en:Image:World Sikh Pop. Map 2004-02.JPG).
Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.
Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.
Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.
Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.
Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.
Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, неграми. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.
Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей [8] ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год [9] ). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.
Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным. На практике это может означать что угодно: от агностицизма, деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах.
Особенности Северной Африки
Северная Африка — наиболее развитая экономически и культурно часть Африканского континента. Государства Северной Африки исторически оказались наиболее самостоятельными, вследствие чего подверглись меньшему ущербу со стороны колонизаторов. Здесь очень засушливый климат, большую часть северной части материка занимает пустыня Сахара, а по краям на юге и севере материк окаймляют горные цепи. Северная Африка богата рудой и полезными ископаемыми, что позволяет северным странам развивать промышленность.
Дхармические религии [ править ]
Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.
Индуизм [ править ]
По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, индуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана). [6] Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии. [6]
Буддизм [ править ]
Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго. [7]
Сикхизм [ править ]
Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: en:Image:World Sikh Pop. Map 2004-02.JPG).
Боги Африки
На таком континенте, как Африка, множество разнообразных племен, и тяжело перечислить всех почитаемых на этой территории божеств. С богами Северной Африки мы знакомы с детства. Это боги Египта.
Сегодня мало кто поклоняется им, относится с таким же трепетом и уважением, но и сейчас египетская цивилизация – одна из богатых и загадочных.
Несмотря на разнообразие всех божеств Центральной и Южной Африки, есть те, что выполняют одинаковую функцию, но в различных племенах носили другие имена.
Африканский Баал (Балу)
Это особенный бог. Буквально имя переводится как «хозяин, господин, владыка». Встречается в религиях различных народов. Сначала это слово было нарицательным. Обозначало бога любого племени и местности. Такой титул давался князьям. Поэтому это собирательный, разносторонний образ. Встречается в различных ипостасях.
Согласно многим преданиям, отец Балу – Дагон, бог изобилия, пищи, земледелия и рыболовства. Многие функции Балу заимствовал у отца. Упоминается и в качестве покровителя войны, битв.
Бог-творец
Теория существования божества, сотворившего мир, распространённая. У такого бога-творца много имен: Адудва (бауле), Алуруа (ашанти), Амма (до-гон), Ио (бамбара), Кулотиоло (сенуфо), Леза (ила, мамба).
У народов Африки к творцу не обращались в мольбах и просьбах, он не имеет культа. Люди считали божество величественным, могущественным и важным. А значит, ему нет дела до проблем простых смертных.
Считалось, что с мольбами стоит обращаться к приближенным к людям богам. О творце предпочитали не говорить. Есть ещё отличительная особенность божества — у него либо неопределенный пол, либо присуща двуполость. Это неудивительно, верховное существо должно совмещать разнообразные признаки.
Бог действующий
Встречается еще одно магическое существо в различных религиях — божество это управляло судьбами людей. Народы верили, что принимает сущность любой облик (людской — реже всего), обитает оно в небесах, вершит человеческие судьбы, управляет природой и стихиями.
Каждый народ наделял такое божество своими отдельными качествами, приписывал ему удивительные способности. У масаев Нгаи (Энгаи) такое божество одновременно управляло дождем, громом, молнией и войной.
Местные жители верили, что божество одобряет грабежи, налеты племени. К нему обращались непосредственно перед набегом на либо разбоем. У других народов божество ассоциировалось с трудолюбивым пауком, супруга его – богиня плодородия.
У племени шона этот бог также повелитель грома, его считали первопредком. Многие верили, что он награждал людей дождями либо наказывал жуткой засухой.
Различные божества занимали значимую роль в жизни племен. Они обеспечивали авторитет власти в Африке на всех уровнях. Сегодня верховные боги благословляют не вождей и предводителей общин, а президентов.
В Танзании чтят верховного бога Мунгу, он общегосударственный символ. От него зависят благополучие и счастливое будущее страны. В гимне Танзании есть такие слова:
Мунгу, благослови Африку, благослови её руководителей… Мунгу, благослови Танзанию и её народ… Даруй нашему президенту здоровье, долгую жизнь и мудрость… чтобы он мог управлять справедливо и мирно для процветания Объединённой Республики Танзании.
Бахаи [ | код ]
Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, неграми. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.
Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей [8] ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год [9] ). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.