какую религию исповедовали армяне до христианства
Кому поклонялись армяне до принятия христианства? | Армения и армяне | Яндекс Дзен
Армянское язычество довольно неплохо задокументировано, в отличие, например, от славянского. О ней писали и армянские, и греческие, и римские авторы.
Известно, что у армян в древности имелся целый обширный список влиятельных богов и покровителей. Главным богом-демиургом считался Ар или Арарич, высшая сила, сотворившая Небо и Землю, а также других богов. Ну и, разумеется, человека.
Другим богами, которым поклонялись армяне, были Бог огня и войны Ваагн, богиня-мать Анаит, богиня любви Астхик, бог солнца Митра Арамазд, бог мудрости Тир.
Бог Ваагн в борьбе с драконом
Боги армянского пантеона в античную эру ассоциировались с греческими богами. Например, Арамазд с Зевсом, Анаит с богиней охоты Артемидой, Ваагн с великом Гераклом.
Древние армяне строили своим богам большие языческие храмы. Но после принятия христианства как государственную религию, практически все языческие святилища в Армении были уничтожены. До наших дней уцелел лишь единственный армянский языческий храм в Гарни, построенный в эллинистическом стиле. Полностью Гарнийский храм был восстановлен в 1970 году.
Армянский языческий храм Гарни
Священная книга армянских неоязычников называется Ухтагирк. Интересно, что составлена она на основе Ветхого завета Библии(где упоминается армянская земля), средневековой «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци и еще нескольких древних армянских летописях.
Современные армянские язычники во время обряда
Неоязычество армянское появилось где-то на заре XX столетия. И возродилось в Армении примерно в начале 90-х годов. Армянские язычники верят в то, что прародиной арийцев является именно земля Великой Армении. На этом основании армянские язычники указывают, что они являются прямыми наследниками древних праиндоевропейцев и их великой духовной силы.
Любопытный факт. Армянские язычники довольно неплохо находят общий язык с Армянской Апостольской церковью (ААЦ). По крайней мере, армянские христианские священники язычников никогда не критикуют, заявляя, что «помнить надо и дохристианскую историю страны». И это при том, что ААЦ довольно строго настроена, например, к протестантизму.
Период предварительный
I. Армяне пред принятием христианства
Краткий очерк языческой религии армян. Первоначальное распространение христианства в Армении
Языческий период истории армянского народа не только древнейший, во и более близкий в эпохе принятия армянами христианства, по причине скудости источников, известен весьма мало Сведения об этом периоде, сообщаемые Моисеем Хоренским на основании будто бы древних историков, не больше, как легенды, в которых правда перемешана с вымыслом и исторические факты поставлены в самые причудливые фантастические сочетания.
Неудивительно, что и в области религиозных верований армяне не создали ничего своего оригинального. По крайней мере не сохранилось никаких указаний, что у древних армян было свое особое более или менее определенное религиозное миросозерцание, своя мифология и свой чисто местный религиозный культ. Армяне покланялись богам ассировавилонским и персидским, т. е. богам тех народов, которые дольше всего владели армянами. Главным богом они вместе с персами почитали Арамазда. Вместе с персами же они почитали Михра (Митра персов), бога невидимого огня, равно как и видимые проявления его: солнце, луну, огонь материальный и противоположное начало – воду. Почитали также и Аримана с подчиненными ему злыми духами – дэвами. По словам Моисея Хоренского, дэвам армяне приносили человеческие жертвы. Покланялись также духу земли Сандарапету. Но особенно большим почитанием пользовалась богиня Анагит, дочь Арамазда. В честь ее было воздвигнуто в Армении несколько храмов, из которых самый замечательный был в провинции Екегиац. По словам Страбона, при этом храме были не только лица обоего пола, посвятившие себя служению богине, но и дочери знатнейших фамилий, имевшие право выходить замуж только после долговременного распутства, которому они предавались в храме Анагит. Почитались еще божества ассирийского происхождения – Астгик, Наве, Баршамин и Тир. В храме Тира жрецы давали толкование снам, внушаемым этим богом. В Таронской области были два храма каких-то индийских божеств. Были у армян еще второстепенные божества, каковы: аралезы, духи, лижущие раны убитых на войне и оживляющие трупы, духи каджи, населяющие Масис (Б. Арарат), полубог Вахакн.
Когда Александр Македонский утвердил в Азии власть греков, то вместе с греческой цивилизацией в азиатских странах стала прививаться и греческая религия. При парфянах почитание греческих богов еще больше распространилось во всей Западной Азии. Армянские аршакиды, образовав Армянское царство и захватив в его границы народности с греческим образованием и религией, не только не чуждались греческих богов, но и сами поощряли своих подданных к почитанию их. 2 С распространением владычества римлян на Востоке западное влияние в Армении особенно усилилось. Римские религиозные понятия стали модными наравне с римской обстановкой и римским образом жизни. Новые боги, вторгнувшись в армянский пантеон, понизили авторитет прежних богов в глазах народа и расшатали окрепшее было здание старой религии, не имея еще достаточно времени укорениться сами. Народная масса постепенно становилась равнодушною в религии. В эпоху принятия армянами христианства в Армении, правда, было несколько богатых храмов в некоторых храмах стояли даже золотые статуи; но это не свидетельствовало о религиозном усердии армян: это было дело царей. Народ в это время уже мало интересовался старыми и новыми богами и жил в мире своих суеверий и предрассудков, благоговея пред священными рощами и деревьями, совершая пляски вокруг костров, гадая и ища помощи у колдуний.
Но хотя после апостолов христианство не долго продержалось в Великой Армении; однако и кратковременное его существование здесь должно было иметь свое значение. Необычная, святая жизнь бывших христиан и их радостное воодушевление, когда они шли на казнь, не могли скоро изгладиться из народной памяти и, сохраняясь в ней, размягчали каменистую почву армянских сердец для восприятия евангельского семени. Не мало должно было подготовлять армян к христианству и то, что многие армяне служили по найму в римском войске; там они имели случай ближе познакомиться с жизнию и взглядами христиан, могли видеть их незаслуженные мучения от язычников, и если в конце концов не принимали сами христианства, то своими рассказами, по возвращении на родину, наверное заставляли призадуматься более вдумчивых из своих соотечественников. Наконец самое введение Армении в круг влияния греко-римского мира создавало для христианства путь в Армению. Привычка доверчивого подражания передовому народу делала армян доступными для тех перемен, которые совершились в Римской империи при Константине Великом; а политические обстоятельства сделали армянского царя не только подражателем, во и покорным исполнителем воли императора.
В ассирийских клинообразных надписях армяне становятся известны под именем урарти со времен Салманасара III (857–822). С именем армян они являются в первый раз, по-видимому, только в VI в. до Р. Хр.
Моис. Хорен. кн. II, гл. 14.
Что апостол Фома проповедовал в Великой Армении, об этом, кроме позднейших армянских историков, никто из церковных писателей не говорит. Точно так же у одних только позднейших армянских писателей упоминается о проповеди двух Фаддеев. Более древние армянские историки знают одного только Фаддея, именно того самого, который обратили ко Христу Авгаря, царя Эдесского. Армяне считают его одних из 70-ти, но по мнению блаженного Иеронима, aп. Фаддей, обративший Авгаря, был один из 12-ти, он же Иуда Леввей, брат Иакоѵа Алфеева. Относительно кончины этого апостола предания не согласны, и это обстоятельство, быть может, послужило причиной разделения одного Фаддея на два лица. Что ап. Фаддей, обративши Авгаря, бы и в Вел. Армении, об этом нет других свидетельств кроме армянских, которые быть может основаны на том лишь соображении, что Авгарь эдесский владел Великой Арменией. Относительно aп. Варфоломея существует также другое известие, по которому он был предан смерти Астиагом, братом обращенного Варфоломеем армянского царька Полимия. Может быть это-то известие о смерти ап. Варфоломея от руки брата армянского царька к дало пищу благочестивому воображению армян и помогло сочинить армянское сказание о кончине aп. Варфоломея в пределах Армении.
Как на доказательство существования христианства в Армении в это время, указывают, что при Адриане (117–138) 10 т. Воинов были распяты на крестах у подошвы горы Арарата за то, что отказались принести благодарственную жертву за победу Адриана над возмутившимися евреями. Но, во—1—х, едва ли в этом случае причиной отказа была христианская вера; а во—2—х, невероятно, чтобы войско, приведенное для казни в глубину Армении, состояло из армян. Говорят, что в III веке армян царь Хозрой настолько был встревожен распространением христианства в своем государстве, что воздвиг гонение на христиан; но этому известию, взятому из апокрифической книги Фирмилиана и ничем положительно не подтверждаемому, сам «отец армянской истории» не придает значения. Нельзя также придавать значение голословному свидетельству историка XIII века Стефана Орбелиана, что после Кумси и Вавилы армянские христиане, не имея епископа, рассеялись по горам и вели пустынническую жизнь до начала IV века, т. е. в течение 200 лет (Steph. Orbél., Histoire de la Siounie, ch. IV).
Армяне: религия в Армении
Коротко о религии в Армении
История культуры армянского народа берёт своё начало с глубокой древности. Вероисповедание, традиции, уклад жизни продиктованы религиозными взглядами армян. Постараемся разобраться, какая вера у армянского народа, когда произошёл переход от язычества к христианству, чем армянское христианство отличается от русского православного.
Содержание статьи:
Армянская церковь является одной из древнейших христианских общин. Более того, Армения стала первым государством, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это произошло в 301 году, когда святитель Григорий Просветитель убедил правителя Армении Тиридата Великого принять христианство.
Какая религия в Армении
Большинство армян принадлежат к христианам. Однако, их вера несколько отличается от православной, католической и протестантской религии. На сегодняшний день порядка 95% населения страны, которое по численности составляет около трёх миллионов человек, относят себя к членам христианской общины с официальным названием «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь». Остальные 5% населения проповедуют восточное православие, протестантизм, ислам, иудаизм, езидизм, либо являются атеистами.
Кто по вере армяне? Что они думают о Христе?
Современные армяне апостольского толка причисляют себя к христианам, которые признают в Иисусе Христе одно лицо, одну ипостась и одну природу. Армянская григорианская апостольская церковь (АГАЦ) настаивает, что божество Христа поглотило его человеческую природу. Для неё не имеет значения утверждения отдельных отцов о наличии плоти Христа. В АГАЦ признают тело христово не единосущным плоти человека, а нетленным и бесстрастным, и эфирным, и несотворённым, и небесным, и совершавшим всё, что свойственно телу не на самом деле, а в воображении.
Какое христианство в Армении — православное или католическое
Когда говорят об армянской церкви, предполагают её автономность и отличие как от православия, так и от католицизма. Исторически сложилось, что всё это — разные ветви христианства, поэтому есть ряд отличий в обрядах и вероучениях. Армянская относится к Древневосточным церквям или Дохалкидонским. Однако, в Армении проживают и православные христиане, и католики.
Религия армян — в чем отличие от православия
Православие признаёт все 7 Вселенских соборов. Армянская церковь — только три первых дохалкидонских вселенских собора:
Главной особенностью армянской церкви, отличающей её от православной, является признание только лишь божественной сущности Иисуса Христа, тогда как православие признаёт обе сущности — божественную и человеческую.
Какие ещё догматические установки отличают армянскую церковь от православной?
Основные отличия Армянской церкви от других ортодоксальных церквей
Религия армянского народа своеобразна, она словно бы находится в иной плоскости христианства. Армянская Апостольская Церковь близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают картин, а службу сопровождает орган. Все богослужения в ААЦ традиционно ведутся на древнеармянском языке — грабаре. В русской церкви литургическим языком является церковнославянский, а в католической — латинский и национальные церковные языки.
Армянские христиане не молятся перед иконами, в церквях находится лишь малое их количество. В своих домах верующие обращаются с молитвой к распятию Христа. в молитвенных словах и песнях в Армянской церкви превозносится лишь одно из лиц триединого Бога, в то время как в русской православной церкви славится вся Божественная Троица. Церковные праздники ААЦ проходят согласно григорианского календаря и, чаще всего, совпадают по датам с католическими.
Армения до и после принятия христианства
История возникновения армянского народа уходит корнями в древнейшие времена. Сегодня большинство армян являются приверженцами христианской религии, но так было не всегда.
Древняя Армения
В древности, до принятия христианства, у армян имелся обширный список языческих богов и покровителей. В отличие от славянского, армянское язычество оказалось неплохо задокументировано. Об обрядах тех времён писали армянские, римские и греческие авторы.
Высшей силой, сотворившей Небо и Землю, а также других богов и человека, являлся главный бог-демиург Ар или Арарич. Другими языческими Богами, которым поклонялись древние армян, были:
В античную эру боги армянского пантеона ассоциировались с греческими богами. Например, Анаит — с богиней охоты Артемидой, Арамазд — с Зевсом. Своим языческим богам древние армяне строили большие храмы. Почти все они были уничтожены после принятия христианства, уцелел только лишь один храм в Гарни. Он был построен в эллинистическом стиле и полностью отреставрирован в 1970 году. Также армянский народ верил демонов и духов: каджи и вишапов, демонов воды, ветра и бури.
Проникновение христианства на территорию Армении
Согласно древних преданий, христианское вероучение начало проникать на территорию древней Армении уже в I веке от Рождества Христова. Распространению вероучения способствовал ряд внутренних и внешних факторов. К примеру, в то время христианство получило широкое распространение в соседних с Арменией странах: Каппадокии, Осроены, Адиабене. Торговые, политические и культурные связи с этими странами благоприятствовали проникновению христианской религии в Армению. Первыми проповедниками и носителями христианской религии были апостолы Фаддей и Варфоломей, появившиеся на территории Армении примерно в 43 г. н.э. Придя из Ассирии, они крестили семьи князей и обычных людей и известны как «Просветители армянского мира».
Первые христианские общины зародились в начале II века.
Переход из язычества в христианство: крещение Армении
В летописи Агатангехоса «История армян» говорится, что принятие христианства государственной религией Арменией связано с именем царя Тиридата III и парфянина Святого Григория Просветителя. За отказ поклоняться языческим богам, царь заточил Григория Просветителя в яму на 14 лет. Также гонения христиан со стороны Тиридата III связано с именами блаженных Рипсемэ, Гаяне и тридцати двух монахинь. Расправа над ними была очень жестокой. После таких деяний, царь впал в безумие. И только после того, как Тридата убедили освободить Григория, он был исцелён этим святым. В благодарность царь принял крещение, а Григорий Просветитель был рукоположен в католикосы Армянской Апостольской церкви. В 301 году нашей эры произошло Крещение Армении и Христианство стало в стране государственной религией.
Борьба за религию: борьба с Персией за христианскую веру
В течение первых двух веков христиане в Армении были вынуждены тайно проповедовать своё вероисповедание, поскольку государственной религией оставалось язычество и его последователи составляли большинство населения. Христиане подвергались насилию и преследованию сначала со стороны персидских царей Сасанидов, затем арабов, которые принуждали армян отрекаться от веры во Христа и исповедовать веру своих победителей. Так, 330-340 гг. персидский царь Шапух II усилил гонения на христиан. Десятки тысяч мучеников погибли в этот период. До конца IV века Персия с помощью огня и меча пыталась насильственно обратить Армению в зороастризм, но армянскому народу удавалось отстоять право на исповедание Христианства.
Ярким примером вооружённой самозащиты армянских христиан стала Аравайская битва, прошедшая в 451 году. 66 тысяч армянских воинов, стариков, женщин, монахов встали против двухсоттысячной персидской армии. Тогда армянское войско потерпело поражение и понесло большие потери. Персы увели в плен многих армянских священнослужителей во главе с католикосом, захватили и разорили страну. Однако, Христианство сумело выжить и в течение 30 лет армяне продолжали отстаивать свое право исповедовать христианство в борьбе с Персией. В 484 году был подписан Нварсакский мирный договор между Персией и Арменией, признающий право армянского народа на свободу исповедания христианства.
Основание Армянской Церкви
После того, как царь Тиридат III в религиозном отношении отмежевался от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению, произошло принятие Арменией Христианства в качестве государственной религии. Практически сразу было решено воздвигнуть духовный центр ААЦ. В 303 году нашей эры был построен Эчмиадзинский собор, который стал местопребыванием верховного патриарха и католикоса, а также религиозным центром и местом паломничества всех армян.
Все святыни языческих идолов постепенно были разрушены, а на их местах были воздвигнуты христианские церкви и монастыри.
Отпадение от Православия
Мусульманское иго
В своей истории Армения переживала много войн и потрясений. В середине VII века Армения была захвачена арабами, в XI веке над большой территорией страны контроль был захвачен турками-сельджуками. Затем страна находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти — под контролем монголов. Вплоть до XIX века в Армении продолжалось мусульманское иго, пока в результате победных для России войн, в 1878 года восточная часть Армении вошла в состав Российской империи. В Османской же империи армянский народ продолжал подвергаться репрессиям, которые в 1915–1921 годы превратились в настоящий геноцид. Турками в те годы было зверски истреблено около миллиона армян.
Армянская Церковь сегодня
Как и прежде, духовным центром всех армян, остаётся собор Эчмиадзин, который расположен в 20 километрах от Еревана. Первоиерархом ААЦ является Католикос всех армян, Верховный патриарх Армянской Апостольской Церкови. В его ведении состоит 4 патриархата.
Четыре патриархата Армянской Апостольской Церкви
Христианство Армении: особенности Армянской апостольской церкви
Армянская Апостольская Церковь называет себя истинно христианской, принявшей веру от Иерусалимской и Византийской Церквей. Однако, сохранить христианское вероисповедание в первозданном виде армянской церкви не удалось. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от Византийской, что кардинальным образом повлияло на историю страны, её политическую и общественную деятельность.
Литургические особенности Армянской Апостольской Церкови:
Место армянской церкви в христианском мире
Армянская диаспора считается весьма многочисленной в христианском мире. Епархии ААЦ расположены на всех континентах, а количество зависит от числа верующих в отдельно взятой стране. К примеру, на территории Африки ААЦ представлена лишь одной епархией, в то время, как в Европе их больше десяти. В России обоснованы Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России. Современная Православная церковь России поддерживает дружеские отношения с Армянской Апостольской Церковью. Но евхаристического диалога ААЦ и РПЦ все же не имеют. А это подразумевает под собой невозможность православному человеку молиться в армянском христианском храме.
Армянский обряд в церкви
Одним из важнейших обрядов, характерным только для армянского христианства, является Матах, или приношение в благодарность к Богу. Смысл состоит в приношении милостыни бедным или больным людям. Любой желающий в качестве какой-либо просьбы или благодарения Бога может дать Матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся. Причём, родных или богатых людей приглашать на Матах запрещено.
Структура армянской церкви
Высшую ступень иерархической лестницы в ААЦ занимает Католикос. В его власти: благословение новых законов и новых праздников, освящение миро, основание новых епархий. Следующий церковный сан — это епископ, он обязан принять монашеский постриг и иметь учёную степень. Епископы возглавляют епархии.
Основное звено церковной жизни составляют священники. Они ответственны за духовное воспитание верующих, совершение богослужений и осуществление Таинств. Дьяконы и чтецы призваны оказывать помощь священникам.
Армянский церковный календарь
Так же, как и католики, последователи армянского христианства придерживаются григорианского летоисчисления. Большинство праздников армянского церковного календаря являются переходными, то есть отмечаются в определенный день недели. Соответственно, дата празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла ААЦ является Пасха, или, по-армянски — Затик. День рождения Христа армяне отмечают, согласно христианского порядка — 6 января.
Религия армян в России
Уже много веков между Армянской Апостольской Церковью и русским православием нет церковного единства, но это не разрушает близость духовных идеалов и общую систему ценностей. Крупнейшая армянская диаспора в России имеет богатую историю, продолжающуюся уже более двухсот лет. В ряде крупных городов на юге России воздвигнуто множество армянских церквей. На территории РФ зарегистрированы 27 общин ААЦ, они входят в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии с центром в Москве. Армяне в России продолжают традиции Армении и относятся к Армянской Церкви.
Армянская католическая церковь
Официально Армянская католическая церковь представляет собой общину людей, отколовшихся от ААЦ и перешедших в католики. Число последователей Армянской Католической церкви в настоящее время — около 740 тысяч. Богослужение у армяно-католиков происходит по армянскому обряду.
Венецианская Армения
В южной части Венецианской лагуны находится небольшой остров Сан-Ладзаро-дельи-Армени, один из мировых центров армянской культуры. В 1717 году армянский католический монах Манук ди Пьетро основал здесь общину, которая построила на острове монастырь, библиотеку, церковь. В настоящее время монахи проводят для желающих экскурсии по острову.
Где живут армянокатолики
В настоящее время больше всего армянокатоликов проживают в Бейруте (Ливан), Алеппо (Сирия), в Грузии, Ираке. В мире их насчитывается чуть более одного миллиона человек.
Официальная религия жителей Армении
Республика Армения
Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2020 года составляет около 3 миллионов человек.
Статистика о религиях в Армении
Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:
Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.
Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении
Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.
Буддизм
В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.
Езидизм
Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».
Иудаизм
Около 3 тысяч иудеев проживают в Армении, в основном — в Ереване.
Ислам
Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.
Молокане
Представителей молоканской религии насчитывается в стране порядка 2500 человек.
Язычество
Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.
Атеизм
Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.
Православные христиане в Армении
На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.
Свобода вероисповедания в Армении
Армения и Азербайджан религия
Армения и Грузия религия
Монастыри Армении — очаги культуры и науки
Многочисленные древние монастыри, храмы и церкви всегда играли роль хозяйственных, религиозных, и просветительских центров в Армении. Там изучали богословие, философию, литературу, музыку, естественные науки, иностранные языки и многое другое. Когда на монастыри нападал неприятель, священники и монахи сражались за свою паству, богословские труды и музейные экспонаты. Церкви и монастыри становились неприступными крепостями.
Сколько раз армяне меняли религию
После того, как языческая Армения приняла христианское вероисповедание, на протяжении многих столетий армяне не изменяли своей вере. Они были и остаются христианами.
Духовный облик общества формирует не только общепринятая религия государства. Армения является родным домом для христиан и представителей множества иных общин. Причём, напряжения между верующими не наблюдается.