какую проволоку используют для вязки арматуры
Нюансы применения вязальной проволоки
Армирование железобетонных конструкций является ключевым фактором, предопределяющим их надежность и долговечность. Сооружения из бетона усиливаются арматурными каркасами, собирающимися с помощью вязальной проволоки, о которой мы поговорим в данной статье.
Проволока для вязки арматуры
В публикации представлена проволока для армирования, рассмотрена сфера ее использования, разновидности и особенности применения. Приведена инструкция по расчету расхода материала и рекомендации по его выбору.
1 Вязальная проволока — где и зачем используется?
Арматурная проволока применяется в сфере индивидуального и промышленного строительства для изготовления каркасов, используемых с целью армирования железобетонных конструкций. Посредством вязальной проволоки выполняется соединение смежных прутков арматуры в месте их перехлеста.
Материал может использоваться при сборке следующих типов каркасов:
Наиболее распространена проволока для армирования в монолитном строительстве. При промышленном изготовлении железобетонных изделий — свай, плит перекрытия, ЖБ блоков, их каркасы, с целью экономии затрат времени, стыкуются с помощью точечной сварки.
Соединение арматуры проволокой
Соединение армокаркасов посредством вязальной проволоки имеет два важных преимущества в сравнении с технологией сварки. Во-первых — это отсутствие у каркаса слабых мест с повышенной подверженностью к коррозии, которыми являются сварные швы. В процессе эксплуатации швы контактируют с влагой, проникающей сквозь микропоры бетонной конструкции, арматура ржавеет и каркас теряет первоначальную прочность.
Также многие инженеры указывают, что каркас соединенный проволокой отличается эластичностью, что увеличивает общую прочность и устойчивость бетонной конструкции к деформациям. Тогда как жесткий сварной каркас не способен отрабатывать серьезные сгибающие нагрузки, способные являющиеся причиной появления трещин на бетоне.
к меню ↑
1.1 Как рассчитать расход материала?
Согласно положениям СНиП, норма расхода вязальной проволоки при сборке армокаркаса составляет 30 см на одно соединение либо 4 кг на тонну арматуры. Чтобы узнать, какое количество материала вам потребуется использовать, необходимо определить число точек стыковки арматуры в каркасе и высчитать общий расход.
В качестве примера приводим расчет расхода проволоки для армирования фундамента ленточного типа. Используем условный размер фундамента 5*6 м, в нем будет 2 пояса продольной арматуры — верхний и нижний, по 3 прутка в каждом, соединенные вертикальными и поперечными перемычками с шагом 40 см.
Алгоритм определения расхода:
Итого, для соединения прутков каркаса нам потребуется использовать 135 метров материала. Аналогичным образом, определив количество соединений и умножив их на нормативный расход, можно высчитать общий расход проволоки для сборки армокаркаса любой конфигурации.
к меню ↑
2 Классификация и разновидности
Проволока для армирования классифицируется на разновидности по таким параметрам как:
В зависимости от наличия защитного покрытия материал делится на две разновидности: изготовленный из обычной низкоуглеродистой стали и оцинкованный. Покрытие наносится посредством горячего цинкования, которое подразумевает выдерживание бухт проволоки в ваннах расплавленного цинка.
Материал с защитным покрытием делится на два класса — 1Ц и 2Ц. Отличия между ними заключаются в толщине слоя оцинковки, в материале класса 2Ц защитный слой значительно толще: для сравнения — 155 против 85 г/м 2 в проволоке диаметром 6 мм. Альтернативой оцинкованным материалам является проволока МНЖКТ из медно-никелевого сплава, однако в строительстве ее применение неоправданно ввиду высокой стоимости.
Оцинкованная проволока ВР-1
По типу закалки арматурная проволока классифицируется на необработанную и прошедшую отжиг (имеет в маркировке литеру О). Суть термической обработки заключается в нагреве материала до заданной температуры в доменной печи и его последующего охлаждения. В результате отжига изменяется кристаллическая структура металла и разрушается внутреннее напряжение стали, что обеспечивает повышенную эластичность и механическую прочность проволоки.
В зависимости от класса прочности изделия классифицируются на две группы В-1 (обычная) и В-2 (высокопрочной). Отличия между ними заключается в марке используемых сплавов, для изготовления проволоки В-1 применяется низкоуглеродистая сталь, для В-2 — сталь с увеличенным количеством легирующих компонентов. Материалом В-2 выполняется соединения каркасов из напрягаемой арматуры, тогда как класс В-1 предназначен для монтажа ненапрягаемых конструкций.
к меню ↑
2.1 Типоразмеры и вес
Диаметр материала зависит от наличия защитного покрытия — оцинкованная проволока выпускается в диаметрах 0.2-6 мм, без покрытия — 0.16-10 мм. С завода изделия поставляются в мотках (вес от 15 до 250 кг) либо катушках (500-1500 кг). Моток должен состоять из одного отрезка проволоки, катушка — не более, чем из 3-ех.
Приводим таблицу проволока вязальная вес 1 метра, марка ВР, наиболее востребованной на рынке :
Характерной особенностью марки ВР является наличие рифленых стенок, за счет которых увеличивается адгезия (сцепление) материала с прутками арматуры, что позитивно влияет на общую прочность железобетонных конструкций.
В последнее время распространение на рынке получила проволока для вязки арматуры с кольцами, также именуемая «Казачка». Она выпускается в виде отрезков длиной 8, 10, 12 и 14 см, на концах которых расположены кольца под крючок для вязки. Соединение арматуры «Казачкой» выполняется значительно быстрее, чем стандартным аналогом, поскольку отпадает необходимость в нарезке и самостоятельном формировании колец. Поставляется материал в виде бабин, состоящих из 1-5 тысяч отрезков.
к меню ↑
2.2 Вязка арматуры проволокой (видео)
к меню ↑
2.3 Как вязать?
Для сборки каркаса из прутков арматуры 10-14 мм нужно использовать проволоку диаметром 1.2-1.4 мм. Если материал имеет плохую эластичность бухту необходимо выдержать в течении 20-30 минут в костре, после чего дать охладиться при естественной температуре. Использовать изделия меньшего диаметра можно, однако в таком случае выполняя соединение потребуется перегибать ее в два раза.
Читайте также: как производят проволоку для пломбирования, и какой она бывает?
Вам потребуется специальный инструмент — крючок для вязки, который может быть ручным либо механическим. Ручной крючок можно купить за 100-300 рублей или же сделать его из мастерка либо малярного валика, подогнув и заточив их конец.
Инструкция по вязке арматуры крючком
Арматурная проволока вяжется достаточно просто — отрезок длиной 30 см складывается пополам, на расстоянии 1/3 от петли проволока огибается вокруг пальца и подсовывается под нахлест арматуры. В петлю вставляется крючок, после чего свободный конец материала загибается через арматуру и вводится в ложе крючка.
Далее вращением инструмента соединение затягивается. Количество оборотов крючка определяется на глаз так, чтобы соединение было достаточно прочным, но при этом не перетягивалось.
В процессе изготовления каркаса железобетонных конструкций необходимо соблюдать защитный слой бетона толщиной 3-5 см. Тут вместо специальных подставок можно использовать нарезанные кольца пластиковых сантехнических труб диаметром 4-5 см.
Вязальная проволока для работы с арматурой
Самым надёжным способом соединения стальных прутьев остаётся вязальная проволока для арматуры. Чтобы выполнять такую вязку, применяют специальную проволоку, подвергшуюся термической обработке. Она не растягивается, ей не страшна влага, а также любая агрессивная среда. Сечение изделия подбирается по габаритам арматуры. Обычно оно находится в пределах 1,2—1,5 мм. Расчёт нужного количества выполняется с учётом расположения металлических прутьев и их диаметра.
Особенности и характеристика
Для работы в агрессивных средах пользуются специальными сортами, отличающимися видом покрытия. Оно бывает:
Если прокат не прошёл термообработку, в маркировке указывается значок «ТО». Когда приходится работать с особо важными строительными каркасами, для связки арматуры предпочтительной считается марка «О». Она подразделяется на два типа:
Изделие, имеющее цинковое покрытие, подразделяется на:
Высокая точность изготовления маркируется буквой «П». Согласно требованиям ГОСТ 3282–74 изделие должно отвечать определённым критериям:
Стандарт не предусматривает смазывание изделия. Эта технологическая операция выполняется только по индивидуальному заказу. Обязательным условием является доступность концов проволоки на катушке.
В промасленную бумагу упаковывают только изделие толщиной меньше одно миллиметра. Упаковка предметов других размеров оговаривается отдельно. Тестирование продукции происходит во время изготовления. Физические свойства проверяются выборочно по одному или двум моткам, взятым из общей партии.
Универсальные виды проволочного проката
Самым востребованным остаётся сечение 1,2 мм. Этот размер считается универсальным, его можно использовать во многих строительных системах.
Качество такого изделия легко проверяется на ощупь. Если проволока выполнена качественно, она будет отличаться несколькими положительными характеристиками:
Правильный выбор толщины
Главной характеристикой вязальной проволоки считается её диаметр. Изделие с покрытием имеет сечение 0,2—6 мм. Обыкновенный прокат 0,16—10 мм. Чтобы связать стандартный армированный каркас, пользуются диаметром 1,2 мм и больше. Эта толщина остаётся самой популярной.
Отклонение диаметра от нормального вида, например, овальность, не учитывается. Главным считается тип покрытия, рассматривается качество металла. Для обвязки толстой арматуры требуется повышенная надёжность, поэтому вязку проводят проволокой 1,6 мм. Более высокое сечение не подходит, так как не получится сильной затяжки.
Диаметр 0,8 мм используется для связки горизонтальных прутьев, например, ограждающих конструкций.
Расход материала
Сначала составляется план армирования, подсчитывается количество соединений. Причём обязательно учитываются все участки и узлы. Чтобы рассчитать расход, определяется минимальная длина проволоки для перевязки. Опытному мастеру достаточно 30—50 см.
Чтобы исключить ошибку, делается пробная вязка. Учитывается габариты арматуры, используемая толщина проволоки. Для расчёта длины отрезка применяется формула F=2•π•R.
Когда материал обвязки слишком тонкий, его расход будет намного больше. Проволоку сечением 0,8 мм завязывают двумя слоями или просто увеличивают количество витков.
Для точного расчёта расхода вязального материала требуется количество узлов умножить на размер отрезка, достаточного для связки одного стыка. Результат всегда берётся с запасом, который может достигать 50—100%.
Вязальная проволока для работы с арматурой: познаем во всех подробностях
Арматурой в строительстве называются соединенные между собой элементы, который при совместной с бетоном работе создают более прогрессивный материал – железобетон. Благодаря арматуре балки и плиты лучше воспринимают растягивающие напряжения, а сжатые конструкции увеличивают прочность. Для получения необходимого эффекта фрагменты арматуры соединяются между собой. За счет способа соединения метод называется связыванием.
Чем вяжут арматуру
Поскольку в строительстве фундаментов и капитальных стен используют в основном арматуру в виде стальных стрежней, их соединение для восприятия сжимающих или растягивающих напряжений обязательно. В массовом строительстве для соединения применяется метод сварки и вязки, в индивидуальном – обычно только вязки. При этом вязка арматуры выполняется с помощью:
Под термином «вязальная проволока» понимается круглая проволока из низкоуглеродистой стали по ГОСТ3282-74. Она может быть обычной и термически обработанной (с маркировкой «О»), с покрытием и без. Толщина цинкового покрытия определяет класс материала.
Выбирая, какой проволокой вязать арматуру, следует обращать внимание на марку бетона и условия эксплуатации конструкции. При этом учитываются механические свойства.
Так, если вязка арматуры под фундамент предполагается вручную, лучше выбирать более тонкий вариант, поскольку без специального инструмента толстая проволока для вязки арматуры требует значительных усилий.
Кроме низкоуглеродистой проволоки промышленного производства допустимо использование металлокорда из автомобильных шин. При сжигании шин металлокорд высвобождается и одновременно проходит термическую обработку, что в дальнейшем упрощает работу с ним. Такой вариант вязального материала приемлем только при малых объемах работ и индивидуальном малоответственном строительстве.
Применимы также пластиковые хомуты, обычные и со стальным сердечником. Обычно они используются для стеклопластиковой арматуры. Применение хомутов допустимо в случаях, когда жидкий бетон не будет подвергаться механическим нагрузкам в процессе застывания (по нему не будут ходить, складывать тяжелые вещи, нагружать другими строительными материалами). Этот вариант применим для малоэтажной застройки, поскольку в процессе заливки большой массы бетонной смеси крепления могут смещаться вместе с арматурой. Смещение нарушает работу каркаса и приводит к изменению расчетной прочности конструкции.
Виды проволоки для вязания арматуры
Согласно ГОСТ 3282-74 для вязания арматуры необходимо использовать проволоку, изготовленную из отожженной низкоуглеродистой стали. Такие изделия отличаются повышенной мягкостью на изгиб, поэтому их намного удобнее использовать.
Проволоку легко отличить по цвету:
Некоторые строители, считают бессмысленным использовать оцинкованную проволоку, так как полагают, что, раз в затвердевшем бетоне нет кислорода, то о коррозии не стоит волноваться. Однако, не будем забывать о влаге, которую хорошо впитывает бетонный монолит, если он не был изготовлен с добавлением пластификаторов.
Также вязальная проволока для арматуры бывает нескольких разновидностей:
При выборе изделий для вязания арматуры стоит изучить характеристики проволоки.
Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними
Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:
Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.
Как правильно вязать арматуру крючком?
Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.
В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.
Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.
Простой узел связки арматуры крючком
Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:
Пошаговая схема выполнения простого узла связывания арматуры крючком.
Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.
«Мёртвый узел»
Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:
Схема связки арматуры «мертвым» узлом с помощью крючка.
Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.
Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.
Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.
Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дешёво. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.
На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, уходит 9 сек. Если взять автоматизированный крюк, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1 секунда на 1 узел.
Но и у этого способа есть свои минусы:
Использования шуруповёрта с крючком
Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.
Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.
Вязка арматуры клещами
Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.
Из минусов следует отметить:
На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.
Профессиональный инструмент для вязки арматуры
Принцип работы устройства показан в видео.
Различают механические и электрические варианты приспособления, производят их Япония, Германия, Россия, Китай и некоторые другие страны. Общие черты большинства представленных на российском рынке моделей:
Преимущества устройства в сравнении с ручным и полуавтоматическим инструментом:
Недостатком оборудования является его высокая стоимость, оправданная только на крупномасштабном строительстве. В частном домостроении возможна аренда устройства.
Материалы
Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.
Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.
Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.
Как рассчитать количество проволоки
Чтобы лишний раз не ехать в строительный магазин, лучше сразу определить, сколько материала потребуется для вашего проекта. Проще всего это сделать, опираясь на положения СНиП, согласно которым расход проволоки для вязания арматуры составляет 30 см на соединение или 4 кг на 1 тонну армирующих стержней.
Чтобы узнать, сколько проволоки нужно купить, нужно определить количество точек, в которых будет выполнена стыковка прутов.
Например, вы планируете построить ленточный фундамент 5 х 6 м с двумя армопоясами, по 3 стержня в каждом. Соединения (вертикальные и поперечные) будут осуществляться с шагом в 40 см. Исходя из этих данных, получаем:
В итоге, для ленточного фундамента 5 х 6 м, потребуется 135 м проволоки. Таким же способом можно узнать общий расход материала для армирующего каркаса более сложной конфигурации.
Нормы и правила выполнения работ
Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП регламентирует требования к проектированию каркасов.
На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.
При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):
Нюансы работы с армирующим поясом фундамента
Ленточный фундамент под жилое или общественное здание неизбежно имеет углы. В них армирование устраивать методом последовательной связки стержней каркаса недопустимо. Используется больший нахлест арматуры при вязке и специальные схемы армирования.
Разбираясь, как как вязать арматуру на углах, разработчик схемы армирования отдает предпочтение Г-образному или Т-образному армированию в зависимости от ответственности конструкции и возможностей использования той или иной формы.
При удлинении стержней используется перехлест в 20 и более диаметров стержня, при этом подобные стыки должны быть разнесены так, чтобы в одном сечении было не более половины горизонтальных срощенных прутьев.
Важно: чтобы не ухудшать эксплуатационные свойства арматуры, гнуть стержни можно только в специальном стане или обойме. Использовать газовую сварку крайне нежелательно! С опасностью возникновения коррозии в месте сварки связан вопрос, почему арматуру вяжут, а не варят. Сварка (дуговая, не точечная) допустима при диаметре стержней более 25 мм.
Заключение
Преимущества готовых промышленных каркасов для армирования фундаментов ленточного, плитного и свайного типа перекрываются их высокой стоимостью, неприемлемой обычно для частного строительства. Поэтому большинство застройщиков малоэтажного жилья предпочитает использовать самодельные армирующие каркасы ручной вязки с использованием мягкой проволоки. Правильная работа по организации соединений, выполнение норм и стандартов обустройства арматуры и разумный выбор материалов – залог длительной прочности и надежности основания здания.
Ориентировочные цены
Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).
Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.