какую природу имеют психологические состояния
Свойства психических состояний
Человек способен осуществлять любую деятельность в различных режимах. И одним из них, как известно, являются психические состояния.
Психическое состояние – это такой режим жизнедеятельности человека, который отличается особыми энергетическим характеристиками на физиологическом уровне, и комплексом психологических фильтров на уровне психологическом. Эти фильтры, собственно, и обеспечивают субъективное восприятие человеком окружающей его реальности.
Вместе со свойствами личности и психическими процессами, психические состояния представляют собой основные классы психических явлений, изучением которых занимается психология. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и, регулярно повторяясь и становясь более устойчивыми, способны становиться частью структуры личности, играя роль её специфических свойств.
А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем наш курс «Психическая саморегуляция», где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.
Узнать больше о курсе
Какие бывают виды психических состояний?
Всевозможные психические состояния тесно взаимосвязаны между собой. И эта взаимосвязь является такой сильной, что разделить и вычленить отдельные психические состояния очень и очень сложно. Например, состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.
Однако имеются определённые системы категоризации психических состояний. Чаще всего выделяются состояния интеллекта, состояния сознания и состояния личности. Конечно же, есть и другие классификации – они рассматривают гипнотические, кризисные и другие виды состояний. Одновременно с этим, используется и масса критериев для категоризации состояний.
Критерии категоризации психических состояний
В большинстве случаев, выделяют следующую группу критериев категоризации психических состояний:
Руководствуясь указанными критериями, можно представить всестороннюю характеристику практически любого психического состояния.
Также важно упомянуть о том, что одновременно с психическими состояниями бывают и, так называемые, «массовидные» состояния – психические состояния, характерные для конкретных общностей: обществ, народов, групп людей. В основном, такими состояниями являются общественные настроения и общественные мнения.
Теперь же стоит поговорить об основных психических состояниях человека и их свойствах.
Основные психические состояния. Свойства психических состояний
Наиболее распространёнными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:
Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.
Свойства состояния: повышенная концентрация, активность мышления, обострение памяти и наличие цели.
Состояние напряжённой трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.
Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная мотивация к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.
Состояние профессиональной заинтересованности – играет важнейшую роль в результативности труда.
Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью. В ряде случаев отмечается активизация творческого потенциала, обострение восприятия, повышенная способность к повторению уже узнанного, возросшая сила воображения.
Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.
Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация внимания, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.
Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.
Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, дисфункция памяти и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.
Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.
Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.
Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при аутогенных тренировках или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.
Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.
Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Интересно то, что состояние сна имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются – это медленный сон и быстрый сон. Оба они могут нередко рассматриваются как самостоятельные психические состояния. А сам процесс сна связан с потребностью систематизации потоков информации, которые были получены в процессе бодрствования, а также необходимостью организма в восстановлении своих ресурсов.
Свойства состояния: отключение сознания, неподвижность, временная активность различных отделов нервной системы.
Состояние бодрствования – состояние, противопоставляющееся состоянию сна. В спокойной форме может проявляться в такой активности, как, к примеру, просмотр кинофильма, чтение книги, прослушивание музыки. В более активной форме проявляется в физических упражнениях, работе, прогулках и т.д.
Свойства состояния: средняя активность нервной системы, отсутствие ярко выраженных эмоций (в спокойном состоянии) или, наоборот, бурные эмоции (в активном состоянии).
Повторимся, что вышеприведённые психические состояния характерны для большинства людей. Какая-либо взаимосвязь между этими состояниями, а также динамика процесса их развития имеют важнейшее значение, как в обычной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.
Исходя из этого, психические состояния можно смело назвать одним из предметов изучения различными областями психологической науки, такими как общая психология, возрастная психология, психология личности, психология мотивации или психология труда.
На протяжении всех времён люди пытались понять суть психических состояний, и эти попытки не прекращаются даже в наше время. Причиной этому служит, пожалуй, то, что человек и особенности его личности являются великой загадкой и для обычных людей и для учёных умов. И нельзя не сказать, что на сегодняшний день в изучении личности человека достигнут огромнейший прогресс, который смело продолжает свой путь вперёд. Но вполне вероятно, загадка эта окончательно не будет разгадана никогда, ведь природа в любой её форме поистине непостижима.
Что такое психическое состояние человека, примеры
Психические состояния нужны человеку для успешного осуществления различных видов деятельности. В психологии они классифицируются по различным основаниям, самое популярное среди которых – это энергетические затраты личности. Психическое состояние человека оказывает непосредственное влияние на общую работу нервной системы, органично вписываясь в общий конструкт личности.
Иметь общее представление о функционировании психики и ее влиянии на результативность деятельности человека нужно для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать работоспособность нервной системы. Эти знания будут актуальными как для школьников и студентов, так и для взрослых людей, занятых интеллектуальным или физическим трудом на предприятии.
Определение понятия психического состояния
Чтобы понять, как сформулировать определение психического состояния, нужно обратиться к изучению биологических и психофизиологических принципов работы нервной системы.
В психологии особенности психической жизни считаются категорией общей методологии науки, которая определяет особенности деятельности конкретного индивидуума. Многообразие феноменов эмоциональной сферы как объект научного исследования впервые было обнаружено в работах Н.Д. Левитова.
В теоретических статьях состояние психической сферы человека автор определял как своеобразную особенность психики, отражающей работу нервной системы, подкрепляя свои суждения эмпирическими результатами. При этом исследователь обращает внимание читателя на то, что выводы об актуальном эмоциональном статусе индивидуума в момент его изучения нужно обязательно делать с опорой на события, случившиеся с ним недавно. В то же время ученый не отрицает того, что трагические события прошлого могут дать о себе знать через много лет, когда человек, казалось бы, уже не помнит о них. Из этого следует, что признаки психического состояния повышают или снижают эффективность работы организма.
Психологическое состояние – это основа усвоения норм и правил поведения индивида в социуме. Они занимают промежуточное положение между свойствами личности и такими процессами, как произвольное внимание, кратковременная и долговременная память, логическое мышление, воображение, речь. В психологии труда этот феномен учитывается при подготовке кадрового резерва представителей разных профессий.
Примерами психических состояний являются настроения, чувства и эмоции, а также состояние сна и бодрствования. Стадии развития психических состояний обусловлены преобладание процессов торможения или возбуждения в нервной системе.
Критерии категоризации
Разделять психологические переживания на самостоятельные категории принято по таким базовым характеристикам, как:
Виды психических состояний
В зависимости от ведущих процессов в психике выделяют эмоциональные, гностические (познавательные) и волевые психологические состояния человека. Примерами эмоциональных разновидностей являются любовная страсть и половое влечение, непосредственная радость и бодрость духа, грусть и обреченность, подавленность и угнетенность, тоска и отчаяние, огорчение, возмущение и обида, панический страх, злость и аффект.
Сущность гностических переживаний передают такие кратковременные эмоции, как познавательный интерес, любопытство, сосредоточенность и погруженность в работу, озадаченность и недоумение, удивление, сомнение и скепсис, мечтательность и склонность к фантазированию. Все перечисленные здесь эмоции неразрывно связаны с процессом деятельности и не существуют в отрыве от нее.
К волевым разновидностям относятся: активность и инициативность, решительность и целеустремленность, уверенность, спокойствие и самообладание, сдержанность и парные к ним диаметрально противоположные характеристики. В отличие от предыдущей группы, эти характеристики личности не возникают сами по себе, они формируются в процессе воспитания в детском и подростковом возрасте.
Системно-векторное направление психологии опирается на похожую классификацию. В данном подходе эмоциональные феномены психики представлены такими группами, как напряжение и расслабленность в деятельности и в мотивации, ощущение удовольствия и неудовольствия в процессе познания или переживания, активность и пассивность как перманентные типы личности.
Нужно сказать, что сторонники этого подхода к классификации делают акцент на том, что не все можно корректировать. Некоторые переживания обусловлены типом нервной системы и ее подвижностью, изменить которые невозможно. Поэтому пассивность и медлительность некоторых людей, равно как и излишнюю активность отдельных личностей иногда нужно принять как должное и научить человека жить с этими индивидуально-типологическими особенностями.
По критерию связи со структурными компонентами личности в психологии принято выделять такие разновидности феноменов психики, как личностные переживания, которые имеют отношение к деятельности, эмоции индивидуальности.
Какие бывают психические состояния по влиянию на человека? Стенические разновидности – они стимулируют активность личности; астенические типы – они тормозят активность индивида.
Какова же будет упрощенная классификация психических состояний?
Морально-психологические
Этот вид рождается в результате личных (субъективных) переживаний индивида при созерцании окружающей действительности. Степень соответствия увиденного явления и появившееся эмоциональное переживание характеризуют уровень адекватности реагирования индивида. Структура и виды моральных переживаний определяются особенностями нервной системы человека и типом его темперамента, а также характерологическими особенностями.
Эмоционально-психологические
Определение этой группы базируется на психологических особенностях личности и эмоциях человека, возникающих в той или иной жизненной ситуации. Видами данной группы являются аффекты, страсть, настроение человека, переживание им стресса или дискомфорта от фрустрации. Настроение отражает состояние человека, занимающегося тем или иным видом научно-исследовательской, практической, трудовой, творческой деятельности. Преобладание положительной или отрицательной окраски эмоционально-психических состояний также определяется типом темперамента личности. Психическое состояние энергичного человека-холерика – это быстро сменяющие друг друга ярко окрашенные переживания (вспышки), в то время как основной характеристикой эмоционального фона медлительного флегматика будет спокойствие и отсутствие ярких всплесков и беспричинной перемены настроения. Негативные психические состояния преобладают у меланхоликов, склонных к депрессиям, а позитивные – у беззаботных жизнерадостных сангвиников.
Стресс и психическое состояние фрустрации – это те виды эмоциональных состояний, которые требует немедленного устранения. Иногда человек сам не может с ними справиться, ему требуется помощь квалифицированного психолога или психотерапевта. В некоторых случаях для коррекции самочувствия индивида ему требуется медикаментозная терапия и наблюдение у психиатра.
Психологические состояния человека
Психологический блок личности включает все компоненты психики человека: особенности нервной системы, мировоззрение, ценностные ориентации, мотивационно-потребностный блок. Понятие установок и убеждений индивида в формировании психических состояний имеет первостепенное значение.
Психологическое состояние ребенка
Структура и виды психических состояний ребенка объясняются возрастными особенностями его развития. Возможность объективной оценки психологического статуса детей появляется не раньше достижения ими 15–16 лет. До этого времени детям свойственны сиюминутные перемены в настроении и поверхностное восприятие происходящего.
Особенности психических процессов и эмоциональных состояний ребенка зависят от домашней обстановки и психологического климата в семье.
Социально-психологические
Что относится к социально-психическим состояниям личности? Прежде всего это все социальные контакты человека. Эмоциональная направленность личности определяется уровнем развития коммуникативных навыков человека, его самооценкой, имиджем.
Негативная оценка человеком своего психического состояния в моменты взаимодействия с окружающими может привести к возникновению у него психосоматических заболеваний.
Свойства
Все психические состояния имеют особые свойства:
Уровни
Сущность и классификация психических состояний в психологии проявляются на разных уровнях:
Факторы формирования
Какие факторы влияют на психологическое состояние человека? Принято считать, что к факторам психических состояний личности относятся: общий тонус личности, мотивация, настроение, ожидание успеха, субъективное отношение к деятельности. На основе этих компонентов факторы получили такие названия, как:
Функции психических состояний
Психические состояния являются структурным компонентом психики. Список функций, которые они выполняют, выглядит так:
Эти 6 функций объясняются сущностью и классификацией психических состояний.
Диагностика
Некоторые люди обладают уникальной способностью точно оценивать свое психическое состояние. Физическое самочувствие при этом является для них главным «барометром». Другим же людям требуется помощь психолога в этом деле.
В психологии определение психического состояния человека – это анализ его психофизиологического и психологического уровней. Исследование психофизиологического уровня позволяет изучить природу появившегося чувства и определить (при необходимости) способы его коррекции.
Самым популярным диагностическим инструментарием являются психологические тесты. С их помощью диагностируют настроение, самочувствие и уровень активности личности. Наиболее показательные результаты дают такие методики, как цветовой тест Люшера, САН, РАТ, «Опросник нервно-психического напряжения», «Рельеф эмоций», тесты личностной тревожности.
Проблемы психологических состояний
Какие бывают проблемы в изучении психологических состояний? Прежде всего это сложность разделения субъективных и объективных факторов, порождающих то или иное эмоциональное переживание.
Преобладание негативных психологических переживаний приводит к возникновению чувства неудовлетворенности своей жизнью. Осознавание проблем в психологическом плане и способность к анализу собственного состояния – это не те методы, с помощью которых человек может справиться с психосоматикой. Чтобы восстановить работоспособность, нормализовать сон и избавиться от беспричинных головных болей, человеку нужно обратиться к психологу. Только квалифицированный специалист сможет правильно определить причину проблем и выбрать эффективные методы ее устранения.
Мои рекомендации
Ко мне часто обращаются клиенты с жалобами на хроническую усталость, снижение аппетита, отсутствие желания заниматься каким-либо делом. Они не понимают, что с ними происходит, сообщают о том, что были у многих врачей, сдали кучу анализов, а причину снижения работоспособности и апатии установить так и не удалось. «Что со мной?» — спрашивают они меня. Мой ответ о том, что эти симптомы относятся к аномалиям в психическом состоянии личности их обычно удивляет. Однако первоначальные мои предположения подтверждаются результатам психологических тестов. На следующем этапе работы с клиентом я рассказываю ему о том, какие виды психических состояний выделяют в современной психологии, так как часто, ознакомившись с результатами диагностики, они говорят: «Укажите, что относится к психическим состояниям личности».
В большинстве случаев для коррекции психологического состояния, какое бывает при сниженном настроении, достаточно 5-10 занятий с психологом. Я даю рекомендации по развитию навыков рефлексии, обучаю техникам релаксации. Основным методом в моей работе является арт-терапия. На мой взгляд, этот метод – ключ к внутреннему миру личности. Через арт-терапевтические упражнения человек обретает гармонию с собой, учится управлять своим эмоциональным полем.
Заключение
Тонус организма человека можно оценить через изучение процессов, отражающих работу его нервной системы. Их формы и свойства изучаются психологами с помощью психодиагностического инструментария.
Важно понимать, что такое психическое состояние, как вектор настроения изменчив. Каждый день на человека действует огромное количество внешних факторов, способных позитивный настрой превратить в негативный. Чтобы в результате этого не страдала работоспособность, нужно научиться управлять своим эмоциональным полем.
Лекция № 6. Психические состояния
Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии было положено статьей Н. Д. Левитова, написанной в 1955 г. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу – монография «О психических состояниях человека», изданная в 1964 г.
Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности.
Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов и видов деятельности человека.
Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность – долговременность» и «изменчивость – постоянство», можно сказать, что психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности. Между этими тремя видами психических явлений существует тесная взаимосвязь и возможен взаимный переход. Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности.
На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека. Исходя из этого можно дать и такое определение состояний: психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации.
На основе приведенных выше определений можно выделить свойства психических состояний.
Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.
Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.
Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).
Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д.
В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки.
1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.
К гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.
Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.
Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.
2. Схожа с предыдущей, но имеет некоторые отличия классификация состояний на основе системного подхода. Согласно этой классификации психические состояния разделяются на волевые (разрешение – напряжение), аффективные (удовольствие – неудовольствие) и состояния сознания (сон – активация). Волевые состояния делятся на праксические и мотивационные; а аффективные – на гуманитарные и эмоциональные.
3. Классификация по признаку отнесенности к личностным подструктурам – разделение состояний на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности.
4. По времени протекания выделяют кратковременные, затяжные, длительные состояния.
5. По характеру влияния на личность психические состояния могут быть стеническими (состояния, активизирующие жизнедеятельность) и астеническими (состояния, подавляющие жизнедеятельность), а также положительными и отрицательными.
6. По степени осознанности – состояния более осознанные и менее осознанные.
7. В зависимости от преобладающего воздействия личности или ситуации на возникновение психических состояний выделяют личностные и ситуативные состояния.
8. По степени глубины состояния могут быть глубокими, менее глубокими и поверхностными.
Исследование структуры психических состояний позволило выделить пять факторов формирования состояний: настроение, оценка вероятности успеха, уровень мотивации, уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к деятельности. Эти пять факторов объединяются в три группы состояний, различные по своим функциям:
1) мотивационно-побудительная (настроение и мотивация);
3) активационно-энергетическая (уровень бодрствования).
Наиболее важной и осмысленной является мотивационно-побудительная группа состояний. В их функции входят осознанное стимулирование субъектом своей деятельности, включение волевых усилий для ее исполнения. К таким состояниям можно отнести интерес, ответственность, сосредоточенность и др. Функцией состояний второй группы является начальная, неосознанная стадия формирования мотивации к деятельности на основе эмоционального переживания потребностей, оценка отношения к этой деятельности, а по ее завершении – оценка результата, а также прогнозирование возможного успеха или неуспеха деятельности. Функцией состояний третьей группы, предшествующих всем другим состояниям, является пробуждение – угасание активности как психики, так и организма в целом. Пробуждение активности связано с возникновением потребности, требующей удовлетворения, угасание активности – с удовлетворением потребности либо с утомлением.
Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.
Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).
Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. В учебной или профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др. Состояние заинтересованности создает мотивацию к успешному осуществлению деятельности, которая, в свою очередь, приводит к работе над предметом с максимальной активностью, полной отдачей сил, знаний, полным раскрытием способностей. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно усиливает сосредоточенность на предмете деятельности, повышает активность субъекта, обостряет восприятие, усиливает воображение, стимулирует продуктивное (творческое) мышление. Решительность в данном контексте понимается как состояние готовности к принятию решения и приведению его в исполнение. Но это ни в коем случае не торопливость или необдуманность, а, напротив, взвешенность, готовность к мобилизации высших психических функций, актуализации жизненного и профессионального опыта.
К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.
Понятие стресса было подробно рассмотрено в лекции об эмоциональной сфере психики. Но если там акцент делался на эмоциональный стресс, то в данном контексте под стрессом понимается реакция на любое экстремальное негативное воздействие. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Например, состояние матери, узнавшей, что ее сын, считавшийся погибшим на войне, в действительности жив, – это положительный стресс. Психолог Г. Селье, исследователь стрессовых состояний, предлагал положительные стрессы называть евстрессами, а отрицательные – дистрессами. Однако в современной психологической литературе термин «стресс» без уточнения его модальности употребляется для обозначения отрицательного стресса.
Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Например, в знойный летний день человек, вернувшись домой, хочет принять прохладный освежающий душ. Но его ждет неприятный сюрприз – вода отключена на ближайшие сутки. Состояние, возникающее у человека, нельзя назвать стрессом, поскольку ситуация не представляет угрозы жизни и здоровью. Но очень сильная потребность осталась неудовлетворенной. Это и есть состояние фрустрации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (факторов, вызывающих состояние фрустрации) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, депрессия и др.
Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов.
1. Человек не обладает достаточным количеством информации, чтобы выработать оптимальную модель поведения, принять решение (например, юноша любит девушку, но слишком мало знаком с нею, чтобы спрогнозировать ее реакцию на его попытки ухаживания или объяснения, поэтому при встрече с ней он будет испытывать состояние напряженности).
2. Человек выполняет сложную деятельность на пределе концентрации и максимально актуализируя свои способности (например, одновременно требуются состояние бдительности, решение интеллектуальной задачи, сложные моторно-двигательные действия – ситуация выполнения боевого задания).
3. Человек находится в ситуации, вызывающей противоречивые эмоции (например, стремление помочь пострадавшему, страх навредить ему и нежелание принимать на себя ответственность за чужую жизнь – этот сложный комплекс эмоций вызывает состояние напряженности).
Персеверация и ригидность – два сходных отрицательных психических состояния. Сущность обоих состояний – склонность к стереотипному поведению, пониженная адаптация к изменениям ситуации. Отличия заключаются в том, что персеверация – пассивное состояние, близкое к привычке, податливое, стереотипное, а ригидность – более активное состояние, близкое к упрямству, неуступчивое, сопротивляющееся. Ригидность в большей степени характеризует личностную позицию, чем персеверация, она показывает непродуктивное отношение человека к любым изменениям.
Третья группа – специфические психические состояния. К ним относятся состояния сна – бодрствования, измененные состояния сознания и др.
Бодрствование – это состояние активного взаимодействия человека с окружающим миром. Выделяют три уровня бодрствования: спокойное бодрствование, активное бодрствование, крайний уровень напряжения. Сон – естественное состояние полного покоя, когда сознание человека отрезано от физического и социального окружения и его реакции на внешние раздражители сведены к минимуму.
Суггестивные состояния относятся к измененным состояниям сознания. Они могут быть как вредными, так и полезными для жизнедеятельности и поведения человека, в зависимости от содержания внушаемого материала. Суггестивные состояния подразделяют на гетеросуггестивные (гипноз и внушение) и аутосуггестивные (самовнушение).
Гетеросуггестия – это внушение одной личностью (или социальной общностью) некоторой информации, состояний, моделей поведения и иного другой личности (общности) в условиях пониженной осознанности у субъекта внушения. Воздействие телевизионной рекламы на людей является внушением, исходящим от одной общности и воздействующим на другую общность людей. Состояние пониженной осознанности достигается самой структурой рекламных роликов, а также «вклиниванием» рекламы в такие моменты телефильмов или передач, когда у зрителей обострен интерес и снижена критичность восприятия. Направленное внушение от одной личности к другой происходит при гипнозе, когда субъект внушения погружен в гипнотический сон – особый, искусственно вызванный вид сна, при котором сохраняется один очаг возбуждения, реагирующий только на голос суггестора.
Самовнушение может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное – осознанное внушение человеком самому себе некоторых установок или состояний. На основе самовнушения построены методики саморегуляции и управления состояниями, такие как аутотренинг Г. Шульца, методика аффирмации (в основном связана с именем Луизы Хей – наиболее известного популяризатора этой методики), оригинальной методикой настроев, разработанной Г. Н. Сытиным. Непроизвольное самовнушение возникает в результате фиксации повторяющихся реакций на определенный раздражитель – предмет, ситуацию и т. п.
К измененным состояниям сознания относятся также транс и медитация.
Эйфория и дисфория – еще два специфических состояния. Они являются антиподами друг друга.
Эйфория – не обоснованное объективными причинами состояние повышенной веселости, радости, благодушия, беспечности. Она может быть как результатом воздействия психотропных препаратов или наркотических веществ, так и естественной реакцией организма на какие-либо внутренние психические факторы.
Например, длительное пребывание в состоянии крайнего напряжения может вызвать парадоксальную реакцию в виде эйфории. Дисфория, напротив, проявляется в необоснованно пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Дисфория наиболее характерна для органических заболеваний головного мозга, эпилепсии и для некоторых форм психопатий.
Подводя итог, можно сказать, что по своей структуре психические состояния являются сложными образованиями, различающимися по знаку (положительные – отрицательные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной и волевой сферах психики.
Диагностика психических состояний проводится на двух уровнях: психофизиологическом и собственно психологическом Психофизиологические исследования выявляют структуру, схему протекания, интенсивность состояний и некоторые другие факторы, позволяющие раскрыть их природу. Исследование динамики содержания психических состояний, т. е. то, что дает впоследствии возможность управлять состояниями и корректировать их, осуществляется психологическими методами. Одним из наиболее распространенных психодиагностических методов являются опрос-ники. Среди наиболее популярных, например, опросник САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения. Он построен по принципу шкалы Ликерта и содержит 30 пар высказываний, касающихся психических состояний (по 10 на каждую шкалу). Часто используется также методика, разработанная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная Ю. Л. Ханиным. С ее помощью проводят диагностику тревожности личностной и тревожности реактивной. Последняя выступает в качестве психического состояния. Можно указать также «Опросник нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина.
Из проективных методик для диагностики психических состояний часто используют цветовой тест Люшера: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность – враждебность), предпочтение зеленого – мотив самоутверждения (доминирование – подчинение), предпочтение красного – поиск ощущений (возбуждение – скука), желтого – мотив конструктивного самовыражения (реактивность – заторможенность).
Среди других методов диагностики психических состояний можно выделить методику экспертного визуального определения эмоционального состояния по мимике лица, автоматизированную диагностику эмоциональной реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре психического образа, диагностику эмоциональной напряженности по особенностям речи и др.