какую принцессу откопали на алтае
Тайны алтайской «Принцессы Укока»
С так называемой «Принцессой Укока» в народе связано много суеверий и мистических домыслов. Ученые считают, что она даже не была принцессой, а всего лишь знатной дамой, но алтайцы называют ее шаманкой и хранительницей мира в регионе.
27 лет назад на территории урочища Укок (Республика Алтай) в древнем могильнике Ак-Алаха археологи обнаружили необычную мумию.
Это была женщина лет 28-30 и ее одежда, а также содержимое могилы (останки шести коней с седлами и сбруей), указывала на знатность ее происхождения. Одежда женщины состояла из белой шелковой рубашки, бордовой шерстяной юбки, войлочных носков и шубы.
Качество пошива одежды было очень высоким, что тоже указывало на высокий статус усопшей. А скончалась она от раковой опухоли груди. Это удалось выяснить при сканировании мумии и даже были обнаружены метастазы.
Согласно легендам алтайцев, данная женщина является «принцессой Ак-Кадын» (другое имя «Принцесса Укока») и является хранительницей покоя здешних мест, стоя на страже у врат подземного мира, не пуская оттуда зло в наш мир. Поэтому многие из них с самого начала были против раскопок археологов, считая, что это навлечет на них большое зло.
Прическа у «принцессы» была очень необычная, ее собственные волосы были обриты, а на голове был сложный парик из натуральных волос, которые были переплетены с нитями войлока и с помощью специальных золотых заколок держались на голове вертикальной линией. Можно лишь представить, как эффектно выглядела эта женщина при жизни с такой сложной прической и одетая в богатые одежды.
Однако самой удивительной вещью были ее многочисленные татуировки, из-за чего быстро возникла версия, что «Принцесса» на самом деле была шаманкой или жрицей. На ее руках от плеч до пальцев были татуировки в виде оленя с орлиным клювом, мифического зверя с лапами орла и хвостом тигра, козерога, а еще пятнистого барса с длинным закрученным хвостом.
Еще одной загадкой оказалась необычная внешность «Принцессы Укока», во-первых, ее рост (165 см) был выше, чем в среднем рост местных жителей в ту эпоху, а во-вторых ее внешность оказалась практически европейской, а не азиатской.
По мистическому стечению обстоятельств, вскоре после того, как мумию «Принцессы» вывезли с плато Укок в новосибирский музей Института археологии и этнографии, республику Алтай накрыла череда крупных стихийных бедствий, в том числе обширное наводнение и крупный град. Из-за этого еще больше людей стали просить вернуть мумию обратно в могилу.
По их версии, «Принцесса» либо мстит людям за то, что те нарушили ее покой, либо из-за того, что она теперь не «стоит на страже врат низшего мира», в мир людей пробрались злые духи.
То, что в музее мумию «Принцессы» раздели и выставили в таком виде на всеобщее обозрение, алтайцы посчитали и вовсе настоящим кощунством. Ученые на это долго внимания не обращали, считая подобное просто народным суеверием и невежеством.
Однако в 2012 году было принято решение вывезти мумию «Принцессы» из Новосибирска обратно на Алтай. Правда не в могилу, а в специально созданный для ее хранения саркофаг в музее города Горно-Алтайска.
Это частично удовлетворило требования алтайцев и их шаманов, поэтому в момент прибытия мумии в республику они провели специальный обряд на плато Укок и попросили «Принцессу» простить людей и успокоиться.
Любопытно, что с того года в Республике Алтай больше не происходило крупных природных катаклизмов, что еще больше убедило местных, что «Принцесса» имеет мистические силы. Это так сильно повлияло и на музейных работников, что они приняли решение больше не выставлять саркофаг с мумией на всеобщее обозрение.
Сейчас, чтобы увидеть останки «Принцессы Укока», надо получить специальное разрешение и соблюдать при осмотре ряд правил. Местные шаманы периодически все еще просят все-таки захоронить мумию на плато Укок, но пока им настойчиво отказывают.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В 1993 году новосибирские археологи исследовали курган Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, Республика Алтай. Курган был давно разграблен и находился в полуразрушенном состоянии, и ничего сенсационного ученые не ожидали. Сначала они вышли на разоренное захоронение железного века, но под ним неожиданно обнаружили другое, более древнее. Погребение было не тронутым, его внутреннее пространство было заполнено льдом. Теперь археологи поняли: курган, вопреки их ожиданиям, может преподнести немало сюрпризов. Весть о находке моментально разлетелась по миру: вскоре на место раскопок прибыли ученые из Швейцарии, Бельгии, Японии и США, а также журналисты “National Geographic”.
Опытных членов экспедиции во главе с доктором наук Натальей Полосьмак разбирало любопытство, однако, чтобы не повредить содержимое кургана, действовать приходилось очень аккуратно. Несколько дней ушло на то, чтобы с помощью горячей воды растопить огромную ледяную глыбу. Когда дело было сделано, под слоем льда ученые обнаружили шесть лошадей с седлами и сбруей, а также деревянную колоду, внутри которой находилась хорошо сохранившаяся мумия.
Это была молодая женщина примерно 25 лет. Тело лежало на боку, ноги согнуты. Сохранилась одежда усопшей: рубашка из китайского шелка, шерстяная юбка, шуба и чулки-сапоги из войлока. Все признаки указывали на принадлежность захоронения к скифской Пазырыкской культуре, распространенной на Алтае две с половиной тысячи лет назад.
Внешний вид мумии свидетельствовал о своеобразной моде тех времен: на обритой наголо голове одет парик из конского волоса, руки и плечи покрыты многочисленными татуировками. В частности на левом плече был изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога – сакральный алтайский символ.
Конечно же находка вызвала немалый общественный резонанс. Пресса тут же окрестила девушку «Алтайской принцессой» или «Принцессой Укока». Однако ученые посчитали такие заявления опрометчивыми: ни размеры кургана, ни вещи умершей (за исключением дорогой шелковой рубашки) не указывали на ее знатное происхождение. Хотя и простолюдинкой алтайскую девушку назвать нельзя. Судя по всему, это была обладательница неких «тайных знаний» – например, целительница и ворожея.
Мумия была срочно доставлена в Новосибирск, где и продолжилось ее изучение. К местным специалистам присоединились гости из Москвы – сотрудники НИИ при Мавзолее В.И. Ленина. Анализ останков показал, что «принцесса» принадлежала к европеоидной расе. Девушка была погребена через несколько месяцев после смерти – в марте-апреле, когда оборвалась ее короткая жизнь. Для мумификации тела использовались специальные бальзамы, воск и ртуть.
Местные шаманы заявили, что ничего нового им археологи не сообщили: они давно знали об этом священном для них погребении. Умершая, заявили они, является их легендарной прародительницей Кыдын (другое имя – Очы-Бала). Тело, стало быть, нужно вернуть из Новосибирска на Алтай и больше не тревожить. Доводы археологов о том, что генетически «Кыдын» не имела никакого отношения к современным жителям республики, не подействовали. Даже со временем шумиха вокруг «алтайской принцессы» не стихала.
Некоторые политики и партии перед выборами в Республике Алтай обещали в случае своей победы непременно вернуть святыню. В 1998 году местный Курултай, не имея на то никаких полномочий, объявил Укок «зоной покоя» – отныне раскопки здесь стали запрещены. Многочисленные СМИ продолжили тиражировать информацию о «проклятии алтайской принцессы» – дескать, нарушение покоя мумии вызвало многочисленные беды и катаклизмы. В их числе – произошедшее на Алтае в 2003 году землетрясение и даже монетизация льгот.
Решение местных парламентариев о «зоне покоя» впоследствии было отменено. А в сентябре этого года наконец сбылись чаяния тысяч алтайцев: в сопровождении шаманов мумию вернули на «малую родину».
Теперь саркофаг с «Принцессой Укока» хранится в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске. Здание музея основательно отреставрировали, а для «принцессы» соорудили отдельную пристройку. Спонсором всего этого выступила компания «Газпром». Главе компании Алексею Миллеру на торжественном открытии музея благодарные алтайцы вручили высший республиканский орден и презентовали коня. А оркестр исполнил специально написанную оду «Газпрому» на алтайском языке.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Принцесса Укока
Рак груди четвертой стадии — таков диагноз молодой девушки с татуировкой оленя, умершей 2 500 лет назад. Неутешительный вердикт вынес консилиум ученых-палеопатологов, изучавших мумию Принцессы Укока, найденную в 1993 году на Алтае. Но несмотря на то, что исследования идут уже два десятка лет, об этой девушке, еще мало что известно. Собрала все факты, которые удалось узнать ученым за эти годы.
Сегодня мумия «Алтайской принцессы» покоится в маленьком темном мавзолее в национальном музее имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске, в инновационном саркофаге, в котором постоянно поддерживается нужная температура и определенная влажность воздуха. Доступ к ней широкой публике ограничен — музей приоткрывает завесу тайны лишь несколько дней в году. Причин тому много — местные алтайцы до сих пор требуют предать их «Принцессу Ак-Кадын» земле, поскольку верят, что потревожив ее вечный покой, люди обрекли себя на природные катаклизмы — землетрясения, наводнения и прочие бедствия. Они убеждены, что «Белая госпожа» была хранительницей покоя и стражем ворот подземного мира, откуда теперь прорывается Зло.
Photo: www.siberiantimes.com
Руководство музея позволило мне взглянуть на одну из самых известных мумий в мире. Под стеклом, имитирующим ледяной саван девушка лежала в позе ребенка, чуть поджав под себя ноги, она была обнажена и прикрыта тканью с золотыми узорами. Ее одежды, утварь и все, что удалось найти археологам хранится в Новосибирске. В музей Горно-Алтайская ее привезли без всего, специалисты не рекомендуют обряжать мумию, так она сохранится лучше.
«Алтайскую принцессу», так ее назвали журналисты, нашли в далеком 1993 году, когда археолог Наталья Полосьмак взяла на себя исследование уже грабленного пазырыкского кургана на высокогорном плато Укок в долине реки Ак-Алаха. Ее коллеги отнеслись довольно скептически к выбору места, но почти сразу за новым захоронением группа Натальи обнаружила более старую могилу с ледяной линзой, в которой явно просматривались очертания человека.
Археологи аккуратно растопили лед, быстро достали мумию из деревянного саркофага из лиственницы и на специальном вертолете отвезли ее в Новосибирский Академгородок. В Горно-Алтайск из музея Института археологии и этнографии сибирского отделения РАН мумия вернулась лишь в 2012 году. Уже двадцать с лишним лет ее изучают многие ученые — генетики, палопатологи, археологи, историки, дендрохронологи, специалисты по реконструкции лиц.
Генетики по анализу ДНК установили, что девушка принадлежала европеоидной расе фино-угорского типа. Кроме того, материал был столь хорош, что при желании алтайскую принцессу могли бы клонировать. Палеопатологи обнаружили на томографе опухоль с метастазами, диагноз не оставлял сомнений. У «Белой госпожи» была тяжелая патология, приведшая к летальному исходу. Доказано, что умершая во время проведения обрядов, вдыхала пары ртути и меди, но это вряди ли привело бы к тотальным последствиям, но здоровье ей сильно подпортило. Чтобы избавиться от болей девушка предположительно вдыхала пары конопли и ее сознание в последние месяцы жизни было изменено. Вполне возможно, она впадала в беспамятство, бормотала что-либо, а соплеменники принимали это за голоса умерших предков, духов или богов.
Также, уверяют ученые, Ак-Кадын перенесла в детстве остеомиелит. Рак убивал Ак-Кадын медленно, вероятно она страдала от сильных болей и обмороков, за несколько месяцев до своей кончины, девушка вероятно упала с коня и получила три черепно-мозговые травмы. После этого она слегла и уже не встала.
Реконструкторы воссоздали лицо, оказалось девушка с татуировкой оленя не блистала красотой, ее черты лица были массивными, челюсть выдавалась сильно вперед. По стандартам нашего времени она скорее была некрасива, ученые относят гипотезы к феномену уродства, как избранничества. У многих народов люди с антропологическими отклонениями считались избранниками богов или духов. Девушка была довольно высокого роста — около 170 см. Восстановленная внешность соответствует реальной на 75%. Для более точной реконструкции не хватило фрагментов костей — лед деформировал череп девушки, также была утрачена одна из носовых костей.
Photo:www.praeparator.ch
Она вряд ли была принцессой, ничего не говорит об ее знатном происхождении. Курган в котором она была захоронена, по своим размерам скромен, в отличие от погребений пазырыкской знати. К тому же, ее могила находилась вдали от родовых захоронений, что в теории могло бы говорить о женщине, давшей обет безбрачия. Впрочем, она была одета довольно дорого — в рубашку из белого индийского шелка, подпоясана витым из шерстяных нитей поясом. На ней была бордовая шерстяная юбка, теплые носки из войлока, девушка была укрыта шубой из сурков. У руки, что была вся в жемчуге, археологи нашли серебряное зеркало с изображением оленя и россыпь бусин. Шею украшала гривна с фигурками позолоченных барсов. На лысой голове у Белой госпожи была сложная прическа-парик, высотой почти 90 см, сделанная из волос конского хвоста с массой деревянных украшений, покрытых золотой фольгой и бронзовой шпилькой в виде оленя, что крепила красный головной убор. Никто не может сказать, брили ли женщины волосы в те времена или же это был похоронный обряд.
Большое количество золотых украшений дали тему для размышлений антропологам. Очевидно, что пазырыкцы были солнцепоклонниками и золото являлось символом небесного светила. Девушка с татуировкой оленя явно обладала высоким статусом в пазырыкском обществе, скорее всего она была служительницей древнего культа, избранницей духов или попросту шаманкой.
На поясе у девушки лежали четки из мрамора с кисточкой, в складках юбки — нашли курильницу, в который были насыпаны семена кориандра. Вся эта атрибутика показывает, что она выполняла какие-то культы связанные с религией, возможно зороастрийской.
И самое главное. У мумии были хорошо видны четыре татуировки — священные козероги и бараны, снежный барс, нанесенные иглой с помощью сажи на обе руки от плеч до кистей и фаланг пальцев. Самая крупная из них на левой руке — олень с хищным клювом грифона и рогами козерога, ткани правой руки, наверняка тоже были татуированы, но не сохранились. Тату на плече девушки — символ принадлежности к определенному племени, орнамент, что удостоверял личность и, возможно, был частью обрядов инициации и нес в себе мифологический и сакральный смысл.
Зал музея, в котором нашла свой временный покой Алтайская принцесса был спроектирован по задумке так, словно посетители участвуют в похоронной процессии. Но гнетущего ощущения нет. Есть любопытство и еще множество вопросов, на которые так хочется получить ответы. По крайней мере на один: кем же была девушка с татуировкой оленя?
График демонстрации мумии в музее можно посмотреть здесь :
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Реконструкция лица женщины (известной как алтайская принцесса) из могильника Ак-Алаха на плато Укок, выполненная Т. С. Балуевой. В действительности эта женщина с очевидными европеоидными чертами не была принцессой, а происходила из среднего слоя знати или шаманского сословия. Изображение с сайта tatforum.info
Принцесса Укока — данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на плато Укок (Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.
Анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение, следовательно она не может быть прародительницей монголоидных алтайцев. Знаки на теле, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов.
В 1993 году археологическая экспедиция новосибирских ученых под руководством кандидата исторических наук Натальи Полосьмак, работавшая на горном плато Укок близ китайской границы, вскрыла три древних захоронения. В двух из них тела погребенных сохранились поразительно хорошо, учитывая то, что с момента их смерти прошло несколько тысячелетий.
В одной было мумифицированное тело молодого мужчины, в другой – мумия «принцессы». По словам директора новосибирского Института археологии и этнографии Анатолия Деревянко, это произошло в силу стечения счастливых для ученых метеорологических обстоятельств. Могилы попали в условия так называемой искусственной вечной мерзлоты. Первый же снег, выпавший на них, превратился следующим летом в лед, но окончательно не растаял ни тогда, ни потом.
Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.
Плоскогорье Укок
Плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай. Монгольское ухэг – буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом. По устному свидетельству С.Умурзакова, укок в киргизском употребляется для плосковерхих гор, то есть то есть плоскогорий. В.Сапожников так описывает алтайский Укек: «Снежная гряда Укека с восточного конца начинается плоской, горизонтально усеченной вершиной, наподобие стола; к западу от нее тянется ряд острых вершин, также совершенно белых; между ними видны большие снежные поял и несколько ледников в истоках Аллахи».
Мумия среднего класса
Сейчас уже не установить, кто первый назвал выкопанную в 1993 году древнюю алтайку принцессой. Академик Анатолий Деревянко рассказал обозревателю РИА Новости, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.
Мужская и женская мумии оправились в Новосибирск, где ими занялись ученые под руководством Натальи Полосьмак.
В 1997 году Наталья Полосьмак защитила докторскую диссертацию «Пазырыкская культура: Реконструкция мировоззрения и мифологических представлений», где последовательно описала мужской и женский пазырыкские костюмы, войлок, татуировки, особенности бальзамирования, погребальную посуду и роль женщины в пазырыкском обществе.
Только зная это, можно в полной мере оценить дипломатические способности мужа доктора наук Полосьмак – академика Вячеслава Молодина «Действительно, в нашем первом договоре (с правительством РА. – РИА Новости), который был подписан еще в 90-е годы, было прописано, что мы передаем и часть коллекция и мумию в Республику Алтай. Но после ее изучения!», – подчеркнул академик на пресс-конференции в Новосибирске на этой неделе.
Женщина была похоронена в склепе из лиственницы, установленном на дне ямы. Снаружи ее погребальная колода была украшена кожаными аппликациями, изображающими оленей. Крышка колоды была забита медными гвоздями с круглыми шляпками. На дне склепа поверх специально выложенной крупной гальки и камней был постелен черный войлочный полог, сшитый из нескольких кусков. Женщина лежала на войлочной подстилке, с подушкой под головой, на боку в позе спящей и была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента. В ушах «алтайской княжны» были золотые серьги-кольца, вся кисть умершей была покрыта жемчугом. Есть на Земле места подернутые пологом тайны. Про них слагают мифы и легенды, уфологи говорят о аномальных зонах, а народ передает странные и жутковатые истории. В сердце Алтайских гор, за высокими перевалами и реками, на Краю обитаемого мира, расположена Затерянная Земля. Местные жители называют ее «Укок», что звучит как «Слово Неба», и считают, что здесь открываются ворота в высший духовный мир. Мировую известность плато получило после того, как было обнаружено тело похороненной скифской девушки, сохранившееся в ледяной линзе.
Место, с богатыми пастбищами, но очень суровым климатом (снег бывает и в июле месяце) издревле считалось священным. Камни с изображениями почитаемых животных и духов, петролиглифы, оленьи камни — идолы оставленные кочующими племенами, скифами, жившими здесь за 5 веков до н.э, многочисленные курганы, с погребениями знатных воинов, это не полный перечень многочисленных следов могучей энергетики этой земли. Последние исследования аэрофотосъемки привели к новому открытию гиганских рисунков — геоглифов, различимых с большой высоты. Послание ли неведомых жрецов или, знаки для инопланетников, никто сказать не может, земля продолжает хранить свои тайны. Ведь именно здесь по преданиям находятся восточные врата в мифическую Шамбалу, страну богов и героев, страну, куда много веков тому назад ушла прекрасная девушка, в поисках любви. Под сенью священной горы Плато Укок расположено на самом юге Алтая, под священной пятиглавой горой Табын-Богдо-Ола, стоящей на стыке четырех границ, Монголии, Китая, Казахстана и России. Плато огорожено со всех сторон горными хребтами, с двумя перевалами одноименным Укок, ведущим в Казахстан и Теплый Ключ в Россию. На плато берут начало реки Ак-Аллаха и Калгута, дающие начало сибирским Оби и Иртышу.
Грунтовая дорога идущая от Теплого Ключа к перевалу Укок и пересекающая плато с востока на запад, контролируются двумя пограничными заставами — на реке Аргамджи и на реке Ак-Алаха «Челябинская казачья». Неподалеку от которой, и была найдена «скифская принцесса». В последние два десятилетия плоскогорье Укок попало под пристальное внимание СМИ. Все началось в 90-х гг., когда археологи в одном из курганов в ледяной линзе нашли хорошо сохранившуюся мумию молодой девушки, в богатых одеждах и с татуировкой – изображением грифонов — на плече. Версии о том, кем при жизни была юная дева, получившая тут же «титул» Принцессы Укока, выдвигались самые неожиданные и невероятные: от жрицы скифов – до посланницы небес. Что, впрочем, совершенно не мешает алтайцам считать ее своей прародительницей по имени Кыдым и иметь свои планы относительно ее дальнейшего пребывания на Земле. При первой же возможности они закапали бы ее обратно, чтобы успокоить ищущий пристанище дух и таким способом прекратить участившиеся в последнее время на алтайской земле катаклизмы – от землетрясений до монетизации.
Ученые из Новосибирского Академгородка провели большую работу по исследованию найденной древней культуры. Обнаруженные факты просто ошеломляют — найденные захоронения принадлежат скифам, именно об этом говорят учёные. Все детали открытия – и реконструкция внешнего вида людей по черепу, и генетические анализы, и особенности захоронения, характерные только для скифов, и традиционные скифские украшения, предметы быта – все эти мелочи укладываются в единую картину и подтвержают предположение о том, что на территории Алтая издавна, не менее 4 тысячи лет до н.э., проживали народы европейской внешности, то есть скифы, прародители русских. В специальной археологической литературе обитателей Укока иногда называют «пазырыкцами». Это название происходит от названия урочища Пазырык, где ещё в 1929 г впервые были найдены материальные свидетельства существования древней скифской цивилизации, таких же людей, которые жили в Причерноморье.
Находки на Укоке принадлежат этой же материальной культуре, поэтому людей, живших на Пазырыке и Укоке обобщённо называют «пазырыкцами». Но для нас важно, что они скорее относились к русским, чем к алтайцам. Не будем сейчас подробно останавливаться на причинах усиленного навязывания обществу точки зрения об обратном. Скорее всего, дело в том, что сейчас «история» Алтая «пишется» публицистами, краеведами и политиками. Представители национальной науки в этом «процессе» не участвуют, но к их голосу никто не прислушивается. Вряд ли захоронение мумии способно защитить Алтай от отголосков землетрясений, которые происходят на другой стороне земного шара. После обнаружения принцессы Госсобрание Республики Алтай приняло постановление о запрете проведения в Горном Алтае археологических изысканий, а плато Укок было объявлено «зоной покоя».
По ленинскому пути
Причину не отдавать мумию ученые выдвинули вескую. По словам Молодина, сохранность мумии в Новосибирске обеспечивали специалисты из Научно-исследовательского центра биомедицинских технологий Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) Российской академии сельскохозяйственных наук.
Под крыло сельхознауки эти специалисты попали в 1992 году после развала Лаборатории при мавзолее Ленина и имели бесценный опыт по обращению с главной мумией страны. Раз в два года, по словам Молодина, они приезжали в Новосибирск и обрабатывали «принцессу» одними им известными препаратами, от чего она прекрасно себя чувствовала. В Республике Алтай таких условий для данного объекта научных исследований тогда не могло быть создано, говорит академик.
Тем не менее, горно-алтайские власти требовали ее возврата.
Премиальные от мумии
В 2004 году академику Вячеславу Молодину и доктору исторических наук Наталье Полосьмак была присуждена Государственная премия РФ за «Открытие и исследование уникальных комплексов Пазырской культуры IV-III вв. до н.э. на территории Горного Алтая».
«Государственная премия в новом формате», – мимоходом подчеркнул Вячеслав Молодин на нынешней пресс-конференции в Новосибирске, не уточняя этот формат. А формат, между тем, был замечательный.
Раньше Госпремии в размере 300 тыс рублей присуждались по десяткам номинаций и, как правило, не персонально ученым, а авторским коллективам. В итоге, каждому фактически доставался только значок лауреата и сумма, которой хватало лишь на то, чтобы этот значок как следует обмыть.
Так своеобразно «принцесса Укока» отблагодарила своих исследователей. Чего нельзя было сказать о главе Комитета по культуре РА Владимире Кончеве.
Судя по его официальной биографии на сайте республиканского Минкульта, в 1999 году он оказался на должности художественного руководителя «Алтайской студии мальчиков» детской музыкальной школы № 1 Горно-Алтайска.
Результаты исследований заставляют по-новому взглянуть на вещи, связанные с историей Евразии. Фактически речь идет об открытии высококультурной евразийской цивилизации, которая существенно раздвигает наше представление о древнем мире вообще», — сказал глава РАН, который в понедельник на церемонии в Кремле назвал имена лауреатов Госпремии. Вячеслав Молодин и Наталья Полосьмак открыли и исследовали уникальные комплексы пазырыкской культуры VI-III веков до нашей эры на территории Горного Алтая. На счету археологов — обнаружение скифских мумий, в частности, мумии “принцессы Укока”.
Кстати, самим ученым это название не очень нравится. Вячеслав Молодин даже как-то сказал в интервью нашей газете, что это вовсе не принцесса, обычная женщина, а миф о принцессе раздули журналисты. Открытие интересно тем, что дало возможность многое узнать о предках азиатских и американских народов. В 1998 году ЮНЕСКО приняло решение о внесении плато Укок в список объектов всемирного наследия. Напомним, что одно из самых ярких археологических открытий прошлого века произошло в 1990 году, когда на плато Укок были обнаружены курганы с “замерзшими” могилами древних людей. В захоронениях были найдены многочисленные предметы: лиственничные колоды и ложа, деревянные подушки, вырезанные из кедра украшения, конская амуниция, детали предметов вооружения, одежда, войлочные ковры, посуда, красящие вещества, остатки растений и семян и многое другое. Были также обнаружены хорошо сохранившиеся мумии людей — женщин и мужчин, на плечи и руки которых нанесена великолепная татуировка. Вмёрзшие в лед, они лежали в полном облачении: в меховых шубах, войлочных головных уборах, париках, шерстяных штанах и юбках, войлочных чулках, деревянных и золотых украшениях. Мумии и по сей день считаются наиболее ценными находками сибирских учёных.
Кадровая политика принцессы
В том же 2004 год известность мумии с плато Укок достигла максимума. В сентябре предыдущего 2003 года Горный Алтай потрясли мощные подземные толчки. О первого из них сейсмографы на единственной в республике зашкалили за 8 баллов по шкале Рихтера и сломались. Как потом выяснилось, магнитуда землетрясения была 7,3, что примерно соответствует 10 баллам по 12-бальной шкале Рихтера.
Толчок почувствовали в 1000 км от эпицентра, в новосибирском Академгородке, где ученых тряхнуло с силой до 4 баллов. Жертв, к счастью, не было даже в эпицентре, в Коч-Агачском районе РА.
Однако афтершоки, повторные толчки после главного, продолжались необычно долго. За последующие полгода в Коч-Агачском районе произошло больше трехсот толчков силой свыше 3 баллов и около тысячи послабее. Каждому, даже далекому от эзотерики жителю района стало ясно, что без гнева предков здесь не обошлось. Кто-то вспомнил про потревоженную учеными принцессу с плато Укока, которое находилось всего в 150 км от эпицентра землетрясения.
Весной 2004 года сначала в районе, а затем и в республике начались митинги с требованием вернуть ее тело в родные горы. С большой вероятностью можно предположить, что именно в это время она и получила титул «принцессы». Одно дело, когда гневается дух принцессы, совсем другое – когда скандалит представительница среднего класса.
В апреле 2004 года глава Коч-Агачкой администрации Ауельхан Джаткамбаев собрал подписи своих земляков под требованием вернуть «принцессу» на родину и отправил полпреду президента в Сибирском округе Леониду Драчевскому.
Полпред Драчевский счел ситуацию требующей его личного вмешательства. Прилетев в республику, он пообещал вернуть «принцессу Укока» на родину к 250-летнему юбилею добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, который должен был отмечаться в 2006 году. К этому времени в столице республики должны были создать условия для мумии не хуже, чем у Ленина в Москве, не говоря уже о Новосибирске.
Это обещание, а также помощь пострадавшим от землетрясения из федерального бюджета из расчета из расчета 431 тыс рублей на семью сбили накал страстей.
Приют для принцессы Укока в Горном Алтае в обещанном 2006 году никто не построил. Зато в этом году в Минкульт республики вернулся Владимир Кончев, причем уже в ранге министра, и дело сдвинулось с мертвой точки.
Мавзолей «Газпрома»
«Мы реконструировали наш национальный музей, расширили его. Снесли рядом с ним жилой дом, расселив его жильцов. Помещение для мумии спроектировано по типу мавзолея. Сама мумия будет лежать в нише комнаты, а отдельно будет ее муляж, воспроизводящий картину ее погребения, – говорит министр Кончев.
Бюджет строительства, по его словам, составил примерно 750 млн рублей, из которых более 700 млн дал «Газпром». Сейчас все готово к приему «принцессы».
«Сруб и колоду уже перевезли из Новосибирска, саму мумию планируется доставить на вертолете в конце августа, а открытие музея запланировано «ориентировочно на 15 сентября», – сообщил министр.
В новосибирском Академгородке говорят, что расставаться принцессой им «не жалко». Но в тоне явно сквозит раздражение. «Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь», – рассказали в Академгородке.
Хорошо сохранившийся «хипстер Укока»
Ученые ошибаются. Министр культуры Республики Алтай Владимир Кончев помнит и о «хипстере Укока», и о других мумиях, найденных в республике в тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов, которые хранятся в Эрмитаже, и еще о многом другом, что хранится там же.
Он заявил, что поднимет вопрос о возвращении на родину уникальных сокровищ горно-алтайской культуры. На открытие экспозиции «принцесса Укока» в национальном музей имени А.В. Анохина, по словам министра, приглашены Валентина Матвиенко с комиссией Совета Федерации и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«Мы намерены договориться с Эрмитажем о приезде к нам экспозиции с нашими уникальными экспонатами, которые хранятся в Эрмитаже».
На вопрос, будет ли Горный Алтай добиваться возврата из Санкт-Петербурга на родину мумий и других археологических находок в Горном Алтае, министр сказал: «Сначала мы договоримся о приезде экспозиции, а дальше будет видно. Там есть уникальные вещи».
Перспективу возвращения в Горный Алтай части экспонатов обозревателю РИА Новости прокомментировал заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов.
«Я против слова «вернуть». Оно неправильное в данном случае. Нас, бывает, просят «передать» те или иные экспонаты Эрмитажа, – говорит Георгий Вилинбахов.
«Люди не понимают последствий таких передач. В Эрмитаже видна соразмерность того или иного экспоната древнеегипетским, греческим, римским и другим образцам мировой культуры. А если эти экспонаты попадут туда, куда их просят передать, то они приобретут местечковость, – считает Георгий Вилинбахов.
«Готовы ли эти люди к тому, что мы отдадим древнеегипетские мумии Египту, полотна голландских живописцев Голландии, Франции – импрессионистов, и так далее, и Эрмитаж превратится в Русский музей или Третьяковку, а Россия лишится сокровищницы мировой культуры?» – задает риторический вопрос замдиректора Эрмитажа и сам отвечает на него: «Это даже не обсуждается».
Последнее предупреждение принцессы
Свое мнение о происходящем высказала и «принцесса Укока». Недвусмысленный знак она подала, когда министр Кончев в этот вторник собирался на пресс-конференцию в Новосибирск.
«Только выехал из дома в четыре часа, сразу начало трясти. 5,6 балла! Эпицентр в Акташе, это примерно тот регион, где было у нас землетрясение в 2003 году».
Министр предупреждению не внял. «Парадоксальная вещь: буквально на границе Новосибирской области получилась, что нас «боднула» машина. Пришлось вызвать ГАИ», – признался он.
При этом горно-алтайский министр еще не знал всего. В НИЦ биомедицинских технологий ВИЛАР сохранность мумии «принцессы Укока» курировали два специалиста. Сейчас один лежит в больнице, второй уволился, сообщили в институте.
Возвращение принцессы:
В 2012 году “Принцессу Ууока” ждали на аэродроме города Горно-Алтайска дольше, чем предполагали, так как вертолёт, который её доставлял из Новосибирска, задержался на несколько часов из-за нелётной погоды. И вот, наконец, вертолёт приземлился в аэроплрту города Горно-Алтайска. Вертолет встречали представители власти во главе с и. о. председателя правительства Республики Алтай Юрием Антарадоновым и работники музея.
Затем мумию транспортировали на автомобиле медслужбы в Национальный музей имени Анохина, который был недавно отстроен. “Принцессу Укрка” поместили в специальный саркофаг, который сделали для этой цели. Мумия будет храниться в специальных условиях, которые создаст изготовленное в Германии специальное оборудование для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима.
[ источники ] источники
http://ria.ru/analytics/20120803/715845723.html
http://zvercorner.com/?p=9077
http://alacatiantikemlak.com/eb3697c5a68defcc18e2b5cea3a87956
А я вам напомню еще интересные и местами загадочные места России, вот например : Патомский кратер: «Гнездо орла » в иркутской области или вот Мансийские Болваны