какую предупреждающую окраску должны иметь негабаритные места на железнодорожном транспорте
Какую предупреждающую окраску должны иметь негабаритные места на железнодорожном транспорте
III. Требования охраны труда, предъявляемые к содержанию
зданий, сооружений и территорий железнодорожных станций
16. Участки и зоны производственных помещений, эксплуатируемого железнодорожного подвижного состава, территорий, пребывание на которых во время выполнения работ связано с опасностью для работников, должны обозначаться соответствующими знаками безопасности. Перечень указанных участков и зон устанавливается локальным нормативным актом работодателя.
17. На пассажирских платформах, грузовых рампах должны быть нанесены ограничительные линии на расстоянии не менее 0,75 м от края платформы.
18. Для организации движения автотранспорта по территории железнодорожной станции руководителем подразделения, эксплуатирующим автотранспорт, должны быть разработаны схемы движения транспортных средств, инструкция по организации движения автотранспорта по территории железнодорожной станции, которые согласовываются с причастными подразделениями и утверждаются начальником железнодорожной станции. Движение транспортных средств должно быть организовано согласно утвержденной схеме.
19. Территория складов багажного отделения должна иметь искусственное освещение и покрытие, которое должно очищаться от снега, а также посыпаться при гололеде песком, противоскользящей смесью или мелким шлаком.
20. На сооружения и устройства, являющиеся негабаритными местами, должна быть нанесена предупреждающая окраска.
21. Пути, на которых проводится экипировка пассажирских вагонов, должны иметь водосточные лотки, канализацию и колонки (водоразборные, электроотопительные, воздухоразборные).
22. В зимнее время маршруты служебного прохода и проезды на территории станции должны очищаться от снега и наледей и посыпаться песком, противоскользящей смесью или мелким шлаком. Для хранения песка (шлака) устанавливаются ящики с закрывающимися крышками, изолированные от попадания влаги. Порядок организации работ по содержанию и обслуживанию маршрутов служебных проходов, устанавливается локальным нормативным актом владельца (балансодержателя) инфраструктуры.
23. При осуществлении работ в темное время суток рабочие площадки и участки, места производства работ, подъезды и подходы к ним должны быть освещены.
Какую предупреждающую окраску должны иметь негабаритные места на железнодорожном транспорте
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДАЮЩЕЙ ОКРАСКЕ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЗОНЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС N К-20535 от 14 июня 1979 г.
На железнодорожном транспорте постоянно ведется работа по предупреждению производственного травматизма. Одним из направлений этой работы является совершенствование системы зрительной информации о производственных опасностях на рабочих местах.
В рекомендациях по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей, указано, какие сооружения и устройства должны подлежать предупреждающей окраске, изложен порядок определения перечня этих сооружений, описаны характер предупреждающей окраски и ее взаимосвязь с сигнальными приборами, указателями и знаками, предусмотренными «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР»*. Даны также рекомендации по нанесению предупреждающей окраски на различные типы сооружений и устройств.
Рекомендации разработаны Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (В.И.Александров, А.Л.Левицкий) совместно с Проектно-технологическим конструкторским бюро Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей (Б.А.Орлов) и Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены (Т.Л.Соснова) по заданию Управления труда, заработной платы и техники безопасности Министерства путей сообщения СССР.
Эти рекомендации являются обязательными для железных дорог, метрополитенов, заводов МПС и территориальных объединений промжелдортранспорта.
Перечень сооружений и устройств, подлежащих предупреждающей окраске, и сроки проведения работ по окраске, в соответствии с Указанием МПС N К-20535 от 14 июня 1979 г. устанавливают начальники отделений железных дорог, заводов, метрополитенов, объединений промжелдортранспорта, по согласованию с ревизорами по безопасности движения и техническими инспекторами труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. Ответственность за выполнение работ по предупреждающей окраске и поддержанию ее в хорошем состоянии возложена на руководителей предприятий и организаций, в ведении (на балансе) которых находятся эти сооружения и устройства.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Предупреждающую окраску должны иметь сооружения и устройства, которые могут быть источниками опасности для работников, находящихся или перемещающихся в зоне железнодорожных путей.
К таким объектам относятся:
сооружения и устройства, расположенные с отступлением от габаритов приближения строений С и Сп (ГОСТ 9238-73);
сооружения и устройства, расположенные так, что между ними и подвижным составом работающим находиться опасно;
самоходные ремонтные установки и машины.
Предупреждающая окраска сооружений и устройств, расположенных с нарушением габарита приближения строений, не исключает установки предупреждающего знака «Осторожно! Негабаритное место», предусмотренного ОСТ 32.4-76.
Сооружения и устройства, расположенные на перегонах, предупреждающей окраски могут не иметь.
1.2. Перечень сооружений и устройств, которые должны иметь предупреждающую окраску, определяет с учетом местных условий начальник предприятия по согласованию с местным комитетом профсоюза и утверждает руководство отделения дороги.
Рекомендации по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей, утверждённые указанием МПС № К-20535 от 14.06.1979
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДАЮЩЕЙ ОКРАСКЕ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЗОНЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС № К-20535 от 14 июня 1979 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
На железнодорожном транспорте постоянно ведется работа по предупреждению производственного травматизма. Одним из направлений этой работы является совершенствование системы зрительной информации о производственных опасностях на рабочих местах.
Рекомендации разработаны Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (В.И.Александров, А.Л.Левицкий) совместно с Проектно-технологическим конструкторским бюро Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей (Б.А.Орлов) и Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены (Т.Л.Соснова) по заданию Управления труда, заработной платы и техники безопасности Министерства путей сообщения СССР.
Эти рекомендации являются обязательными для железных дорог, метрополитенов, заводов МПС и территориальных объединений промжелдортранспорта.
Перечень сооружений и устройств, подлежащих предупреждающей окраске, и сроки проведения работ по окраске, в соответствии с Указанием МПС № К-20535 от 14 июня 1979 г. устанавливают начальники отделений железных дорог, заводов, метрополитенов, объединений промжелдортранспорта, по согласованию с ревизорами по безопасности движения и техническими инспекторами труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. Ответственность за выполнение работ по предупреждающей окраске и поддержанию ее в хорошем состоянии возложена на руководителей предприятий и организаций, в ведении (на балансе) которых находятся эти сооружения и устройства.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Предупреждающую окраску должны иметь сооружения и устройства, которые могут быть источниками опасности для работников, находящихся или перемещающихся в зоне железнодорожных путей.
К таким объектам относятся:
сооружения и устройства, расположенные так, что между ними и подвижным составом работающим находиться опасно;
самоходные ремонтные установки и машины.
Предупреждающая окраска сооружений и устройств, расположенных с нарушением габарита приближения строений, не исключает установки предупреждающего знака «Осторожно! Негабаритное место», предусмотренного ОСТ 32.4-76.
Сооружения и устройства, расположенные на перегонах, предупреждающей окраски могут не иметь.
1.2. Перечень сооружений и устройств, которые должны иметь предупреждающую окраску, определяет с учетом местных условий начальник предприятия по согласованию с местным комитетом профсоюза и утверждает руководство отделения дороги.
1.4. В зависимости от размеров и места расположения объектов предупреждающая окраска может быть нанесена на всю их поверхность или на ее отдельные части. Устройства, имеющие небольшие размеры, могут быть окрашены только в желтый цвет (без черных полос).
1.5. Система предупреждающей окраски является подчиненной по отношению к сигнальным приборам, указателям и знакам, предусмотренным «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР». Применение предупреждающей окраски объектов не должно мешать правильному восприятию сигналов, относящихся к движению поездов и маневровой работе.
1.7. Покрытие должно быть ровным, без подтеков и пятен, не должно отслаиваться и ухудшать эксплуатационные свойства материалов, из которых изготовлены объекты.
1.8. Предупреждающую окраску необходимо систематически восстанавливать и обновлять.
2. РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩЕЙ ОКРАСКИ
НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ
2.1. На стенах зданий блокпостов, стрелочных постов, цехов, складов, реостатных будок, на платформах, различного рода оградах и на других сооружениях, расположенных вблизи от железнодорожных путей, предупреждающую окраску рекомендуется наносить отдельными участками на углах этих объектов, находящихся не далее 3 м от рельса. Размеры участков предупреждающей окраски должны быть не менее 0,5 м по горизонтали и 1 м по вертикали. Ширина желтых и черных полос должна быть 100-200 мм. Участки с предупреждающей окраской необходимо располагать не выше 2 м от уровня головки рельса.
При большой протяженности сооружения или строения вдоль железнодорожного пути (более 15 м) на нем через каждые 15-20 м нужно наносить предупреждающую окраску прямоугольными участками размером 0,5 м по горизонтали и 1 м по вертикали (рис.1).
Рисунок 1. Здания и строения блокпостов, стрелочных постов, цехов, складов, реостатных будок,
ограды и другие сооружения
2.2. На опорах контактной сети, линий электропередачи, мачтах осветительных устройств и громкоговорящих установок, а также на опорах различных сооружений (эстакад промывочно-пропарочных станций, льдопунктов, технологических платформ, мостов, путепроводов, подкрановых путей и др.) предупреждающую окраску целесообразно наносить со всех сторон от высоты 1 м до высоты 2 м над уровнем головки рельса. Ширина желтых и черных полос должна быть 100-200 мм. На опорах круглого сечения окраску можно наносить только со стороны, обращенной к ближнему рельсу. При этом ширина поверхности, на которую наносится предупреждающая окраска, по горизонтали должна быть не менее половины окружности опоры. Там, где подряд идет несколько опор (эстакады, мосты, путепроводы и др.), предупреждающая окраска может быть нанесена только на крайние опоры (рис.2).
Рисунок 2. Опоры контактной сети, ЛЭП, мачты осветительных устройств, громкоговорящих установок,
опоры эстакад ППС, льдопунктов, экипировочных устройств локомотивов, технологических платформ,
пешеходных мостов, путепроводов, подкрановых путей
2.3. На технологических платформах в цехах депо и заводов, платформах эстакад промывочно-пропарочных станций и льдопунктов, рампах складов, а также на пассажирских платформах предупреждающую окраску наносят на торцовых (перпендикулярных оси пути) сторонах. Ширина желтых и черных полос должна быть 100-150 мм (рис.3).
Рисунок 3. Технологические платформы депо, заводов, эстакады ППС, льдопунктов, рампы складов, пакгаузов, платформы
2.4. На воротах зданий депо и заводов предупреждающую окраску наносят по всей длине каждой створки, на ее внутренней стороне, на горизонтальном участке шириной 200-300 мм, расположенном на высоте 2 м от нижнего края створки. Ширина желтых и черных полос должна быть 100-150 мм (рис.4).
Рисунок 4. Ворота цехов депо и заводов
2.5. На бункерах для поездных документов, стеллажах для инструмента, материалов и запасных частей, релейных и батарейных шкафах, контейнерах для сбора мусора и т.д. предупреждающую окраску рекомендуется наносить в виде вертикальной каймы шириной 50-100 мм на их углах. Ширина желтых и черных полос в кайме может быть 50-100 мм. При высоте такого устройства не менее 2 м эта кайма должна начинаться на высоте 1 м и кончаться на высоте 2 м над уровнем головки рельса. Если подобное устройство расположено на обочине пути, то предупреждающую окраску наносят на углах, обращенных к рельсам (рис.5).
Рисунок 5. Бункера для поездных документов, стеллажи, релейные и батарейные шкафы, будки башмачников,
посты электрической централизации, будки вагонных весов
2.6. Перила, поручни и другие ограждения, устанавливаемые на технологических платформах и у выходов в зону железнодорожных путей, рекомендуется окрашивать поперечными желтыми и черными полосами шириной 100-150 мм (рис.6).
Рисунок 6. Перила, поручни и другие ограждения, устанавливаемые у входов к зоне железнодорожных путей
2.7. У козловых кранов, самоходных ремонтных машин (типа «Донбасс» и им подобных) и моечных машин предупреждающую окраску целесообразно наносить на опоры, наружные стороны угловых вертикальных стоек, кожуха угловых щеток моечных машин до высоты 2 м от уровня головки рельса. Ширина желтых и черных полос должна быть 100-150 мм (рис.7).
Рисунок 7. Самоходные ремонтные машины типа «Донбасс» и им подобные, козловые краны, моечные машины
2.8. На самоходных ремонтных установках пунктов технического обслуживания вагонов (типа «Курган» и им подобных) предупреждающую окраску необходимо наносить на переднюю и заднюю стенки кузова и в виде каймы шириной 100-150 мм по переднему и заднему срезам боковых стенок. Ширина желтых и черных полос 100-150 мм (рис.8).
Рисунок 8. Самоходные, ремонтные установки ПТО вагонов
2.9. Поверхности стационарных электродомкратов и ставлюг должны быть полностью покрыты предупреждающей окраской. Ширина желтых и черных полос 100-150 мм (рис.9).
Рисунок 9. Стационарные электродомкраты и ставлюги
2.10. Колонки различного назначения (воздухо-, водо-, маслоразборные, электропитательные и т.д.) достаточно окрашивать сверху на 200-300 мм в желтый цвет (рис.10).
Рисунок 10. Водоразборные, воздухоразборные, электропитательные и другие колонки
2.11. На стрелочных электроприводах, ящиках с питающими и релейными трансформаторами, коробках дроссель-трансформаторов, колпаках устройств централизованной обдувки стрелок, напольных камерах ПОНАБ (напольных устройств по обнаружению перегретых букс) предупреждающую окраску следует наносить на вертикальные стенки, перпендикулярные оси пути, и на крышки каймой шириной 50-100 мм вдоль стороны, перпендикулярной оси пути. Ширина желтых и черных полос должна быть 50-100 мм (рис.11).
Рисунок 11. Стрелочные электроприводы, ящики с питающими и релейными трансформаторами, коробки
дроссель-трансформаторов, колпаки устройств централизованной обдувки стрелок, напольные камеры ПОНАБ
Рисунок 12. Кабельные стойки и муфты
2.13. Сигнальные приборы, указатели и знаки должны окрашиваться в соответствии с требованиями ГОСТ 8442-65 «Знаки путевые и сигнальные железных дорог» и «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР».
2.14. Подвижной состав и путевые машины следует окрашивать в соответствии со специальными указаниями и инструкциями МПС.
2.15. Трубопроводы, расположенные открыто вблизи железнодорожных путей, должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 14202-69 «Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки».
2.16. Начальнику предприятия предоставляется право включать в перечень сооружений и устройств, подлежащих предупреждающей окраске, сооружения и устройства, расположенные в зоне железнодорожных путей, не упомянутые в настоящих рекомендациях.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 15.12.2016 N 2554р (ред. от 17.07.2020) «Об утверждении Инструкции по охране труда для сигналиста железнодорожной станции ОАО «РЖД» (вместе с «ИОТ РЖД-4100612-ЦД-092-2016. Инструкция. «)
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. N 2554р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СИГНАЛИСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ
СТАНЦИИ ОАО «РЖД»
В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда сигналистов железнодорожных станций ОАО «РЖД»:
2. Руководителям причастных департаментов, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»:
довести указанную Инструкцию до сведения причастных работников;
обеспечить тиражирование и организовать в установленном порядке изучение Инструкции.
Вице-президент ОАО «РЖД»
П.А.ИВАНОВ
Утверждена
распоряжением ОАО «РЖД»
от 15 декабря 2016 г. N 2554р
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СИГНАЛИСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ
СТАНЦИИ ОАО «РЖД»
1. Общие требования охраны труда
На основе настоящей Инструкции в соответствии с Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда в структурных подразделениях организуется разработка и утверждение инструкции по охране труда для сигналиста с учетом местных условий железнодорожной станции и возложенных должностных обязанностей.
1.2. К самостоятельной работе по профессии сигналиста допускаются лица не моложе восемнадцати лет, прошедшие:
основные программы среднего общего образования и основные программы профессионального обучения (подготовки квалифицированных рабочих и служащих) по профессии сигналист;
при поступлении на работу обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) и психиатрическое освидетельствование;
вводный и первичный инструктажи по охране труда и пожарной безопасности;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ (стажировку на рабочем месте), проверку знаний требований охраны труда, получившие допуск к самостоятельной работе;
аттестацию на знание Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
1.3. В процессе трудовой деятельности сигналист установленным порядком проходит:
периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), психиатрическое освидетельствование в установленном порядке, а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в три месяца);
внеплановые, целевые инструктажи по охране труда;
повторные противопожарные инструктажи (не реже одного раза в год), внеплановые противопожарные инструктажи;
обучение по вопросам охраны труда на курсах целевого назначения, при проведении технической учебы, в том числе по вопросу оказания первой помощи пострадавшим;
очередную проверку знаний требований охраны труда (один раз в три года), внеочередную проверку знаний требований охраны труда.
1.4. Сигналист обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в структурном подразделении, знать свои права, обязанности и нести ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Не допускается исполнение сигналистом должностных обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Работник, появившийся на рабочем месте в указанном состоянии, отстраняется от работы в установленном порядке.
1.5. Сигналист должен знать в объеме должностных обязанностей:
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (в объеме должностных обязанностей);
правила перевозок грузов (в объеме должностных обязанностей);
нормативные документы ОАО «РЖД», приказы, распоряжения и иные распорядительные акты Центральной дирекции управления движением, дирекции управления движением, структурного подразделения;
правила по охране труда, требования настоящей Инструкции, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности, противопожарного режима, электробезопасности;
правила внутреннего трудового распорядка;
инструкции и другие нормативные документы, устанавливающие должностные обязанности сигналиста;
безопасные приемы выполнения работ, в том числе правила безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, и меры по защите от их воздействия;
схемы маршрута служебного и технологического проходов, перечень зон ограниченной видимости обслуживаемого района, негабаритных и опасных мест на территории железнодорожной станции;
порядок извещения руководителей обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
знаки, видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, а также порядок ограждения возникшего на железнодорожном пути препятствия для движения поездов;
порядок действий при возникновении любой аварийной ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, несчастном случае, происшедшем на производстве;
способы и незамедлительные меры по оказанию первой помощи пострадавшему;
места расположения первичных средств пожаротушения, хранения аптечки для оказания первой помощи.
1.6. Сигналист должен:
выполнять работу, входящую в его должностные обязанности и порученную начальником железнодорожной станции, его заместителем или руководителем смены;
соблюдать технологию производства работ, безопасные приемы при выполнении работ, санитарные нормы и правила, инструкции по охране труда, пожарной и электробезопасности;
во время исполнения должностных обязанностей находиться на рабочем месте в соответствующей спецодежде и спецобуви;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, видимых и звуковых сигналов;
содержать в исправном состоянии и чистоте радиостанцию, сигнальные принадлежности (сигнальные флаги, ручной сигнальный фонарь и сигнальный свисток), инструмент, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
быть предельно внимательным в местах движения железнодорожного подвижного состава и автотранспорта;
проходить по территории железнодорожной станции по установленным маршрутам служебного и технологического прохода, тоннелям, мостам и переходам, в соответствии со схемой маршрутов служебных и технологических проходов, разработанной в установленном порядке;
соблюдать требования пожарной безопасности, электробезопасности, обладать навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;
знать и соблюдать меры безопасности, установленные технологической документацией и настоящей Инструкцией;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
выполнять обязанности работника в области охраны труда, установленные статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации:
соблюдать требования охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
1.7. В процессе работы на сигналиста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
Сигналисту выдаются смывающие и обезвреживающие средства для рук в соответствии с локальным документом структурного подразделения.
1.11. Сигналист не допускается к выполнению работ на железнодорожных путях без выданных ему СИЗ, а также в неисправных и загрязненных СИЗ. О выходе из строя (неисправности) СИЗ он должен поставить в известность руководителя смены железнодорожной станции.
1.12. Сигналист должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
курить в специально отведенных для этой цели местах (определенных локальным документом по подразделению), имеющих надпись «Место для курения», обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами (ящиками с песком);
эксплуатировать электробытовое оборудование, разрешенное руководителем структурного подразделения, в соответствии с инструкцией (паспортом) по его эксплуатации;
не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;
знать порядок действий в случае включения средств оповещения, а также в случае ошибочного или ложного (случайного) срабатывания установки пожарной автоматики (при наличии);
знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
обо всех неисправностях бытовых электроприборов сообщать руководителю смены.
1.13. Сигналисту запрещается:
пользоваться самодельными, неисправными (с незакрепленными и оголенными проводами, с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией электропроводкой) бытовыми электроприборами, выключателями, рубильниками, штепсельными розетками и другим электрооборудованием, производить их ремонт;
пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электроприборами, не имеющими устройств защиты, без подставок из негорючих материалов;
прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;
хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в служебных помещениях;
загромождать противопожарные эвакуационные пути к выходам;
подходить с открытым огнем к подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющейся и горючей жидкостью;
пользоваться открытым огнем в местах погрузочно-разгрузочных работ с пожаровзрывоопасными и пожароопасными веществами и материалами.
Сигналисту следует пить кипяченую воду, хранящуюся в специальных закрытых бачках (емкостях), защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Допускается использование бутилированной воды или некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии разрешения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
1.15. При нахождении на железнодорожных путях сигналист обязан:
во время прохода по территории железнодорожной станции проявлять бдительность, слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения, распределять свое внимание между передвижением подвижного состава и выполнением служебных обязанностей;
проходить по специально установленным маршрутам служебного и технологического проходов;
выполнять требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования: предельные столбики, стрелочные переводы, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, контактной сети, негабаритные места и другие препятствия (перечень негабаритных и опасных мест указывается в инструкции по охране труда для сигналиста, разработанной на железнодорожной станции);
при проходе вдоль железнодорожных путей идти посередине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, за предметами, выступающими за пределы очертания габаритов подвижного состава (открытые двери, борта вагонов, проволока и другие предметы);
при приближении подвижного состава или во время маневровых передвижений требуется заблаговременно отойти на обочину пути или в другое междупутье на безопасное расстояние, чтобы не оказаться между одновременно движущимися по соседним путям подвижными единицами, и не находиться в зоне негабаритного (опасного) места, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить движение;
при нахождении на пути, смежном с маршрутом пропуска поезда со скоростью движения свыше 140 км/ч, после сообщения о проходе поезда не позднее, чем за 10 минут, работа должна быть прекращена, необходимо отойти в сторону на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд;
при нахождении работников на путях железнодорожных станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному железнодорожному пути);
при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (на корточки) или лечь на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям;
переходить железнодорожный путь, занятый стоящим подвижным составом, следует при отсутствии на соседнем пути приближающегося подвижного (маневрового) состава по исправным переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, отсутствии их обледенения, заснеженности;
подниматься и сходить с переходной площадки стоящего вагона следует, повернувшись лицом к вагону, держась двумя руками за поручни, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по смежному железнодорожному пути и препятствий в междупутье или на обочине пути (в темное время суток следует осветить это место ручным фонарем);
прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением;
обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;
проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует при расстоянии между их автосцепками не менее 10 м, посередине разрыва;
следить за показаниями светофоров, звуковыми сигналами, знаками, положением стрелок и предупреждениями, передаваемыми по парковой двухсторонней связи о следовании поездов и маневровых передвижениях подвижного состава;
быть внимательным и осторожным при нахождении на путях, особенно при плохой видимости, сильных снегопадах, туманах, сильном шуме, создаваемом работающей техникой или проходящим подвижным составом, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов.
При нахождении работников в зоне движения скоростных и высокоскоростных поездов требуется соблюдать Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО «РЖД» и дополнительные меры безопасности, установленные локальными документами.
1.16. При нахождении на железнодорожных путях сигналисту запрещается:
переходить (перебегать) железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом или сразу за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется железнодорожный подвижной состав;
подниматься на подножки вагонов (переходные площадки), площадки локомотивов или другого подвижного состава и сходить с них во время движения;
пролезать (подлезать) под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них, переходить железнодорожные пути по рамам вагонов;
заходить в межвагонное пространство;
становиться или садиться на рельсы и концы шпал, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные и наземные устройства;
находиться в междупутье при следовании поездов по смежным железнодорожным путям;
переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов, ставить ногу между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе;
при пропуске подвижного состава находиться в негабаритных местах, обозначенных сигнальной окраской и/или знаком, обозначающим негабаритное место, в габарите подвижного состава;
пользоваться сотовой и радиотелефонной связью, аудио- и видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическим процессом работы железнодорожной станции.
1.17. При выходе на железнодорожный путь из помещений, из-за подвижного состава, зданий, строений и сооружений, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, а также при сильном тумане, ливне, снегопаде, метели, которые затрудняют видимость, слышимость предупредительных сигналов и приближающегося подвижного состава, до перехода железнодорожного пути сигналисту требуется:
предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава (с обеих сторон) к месту перехода;
При проходе по лестничным маршам сигналисту необходимо держаться за боковые перила (ограждения).
1.18. В холодный период года до выхода на открытый воздух (при сильных морозах) сигналисту требуется смазать открытые участки тела средствами для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (специальной мазью или кремом от обморожения), использовать рукавицы (перчатки) утепленные. Спецобувь не должна стеснять стопы ног. При сильных морозах, во избежание обморожения, нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту, оборудованию).
Для предотвращения переохлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе при низких температурах сигналист должен пользоваться теплозащитной одеждой и обувью, использовать предоставляемые регламентированные перерывы на обогрев, длительность которых определена Правилами внутреннего трудового распорядка или локальным нормативным актом структурного подразделения.
1.19. При нахождении на электрифицированных железнодорожных путях сигналист должен соблюдать следующие требования безопасности:
не подниматься на опоры контактной сети, крышу вагона, контейнера или локомотива, находящихся под контактным проводом и воздушными линиями электропередачи;
не прикасаться к оборванным проводам контактной сети (линии электропередачи) и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
не наступать на провода и кабели.
1.20. Сигналисту запрещается:
находиться при исполнении обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
приступать к разовой (по заданию руководителя) работе, не связанной с прямыми обязанностями, без получения от руководителя железнодорожной станции (смены) целевого инструктажа по охране труда о мерах безопасности при выполнении работы;
допускать нахождение в служебных помещениях посторонних лиц и посторонних предметов;
пользоваться в работе неисправным инвентарем.
1.21. Сигналист должен хранить применяемый в работе инвентарь, инструмент, оборудование в специально отведенных (определенных) местах.
1.22. О каждом несчастном случае на производстве работник должен незамедлительно:
сообщить руководителю смены (маневровому диспетчеру, дежурному по железнодорожной станции), начальнику железнодорожной станции или его заместителю;
оказать первую помощь пострадавшему;
по заданию дежурного по железнодорожной станции (руководителя смены):
принять меры (по возможности) к организации доставки пострадавшего в лечебное учреждение;
при возможности принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
1.24. Знание и выполнение требований правил и инструкций по охране труда являются должностной обязанностью сигналиста. За невыполнение требований правил охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, внутреннего трудового распорядка и настоящей Инструкции сигналист несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.25. В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО «РЖД», работник, исходя из характера выполняемой им работы, обязан:
использовать выдаваемые ему дополнительные средства защиты в соответствии с рекомендациями по их применению;
выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;
при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.
При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время работник должен проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.
1.26. При проходе по лестничным маршам работнику необходимо:
держаться за боковые перила (ограждения);
проявлять осторожность, не спешить;
ставить стопу на всю ширину ступени.
1.27. Работникам запрещается при выполнении работ, проходе по территории железнодорожной станции пользоваться сотовой и радиотелефонной связью, аудио- и видео-плеерами, наушниками и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.
Пользоваться мобильным телефоном разрешается только в случаях крайней необходимости, связанных с:
обеспечением безопасности движения;
предотвращением террористических и противоправных действий;
пожарами на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД»;
несчастными случаями, произошедшими с работниками и/или гражданами.
В указанных случаях переговоры по мобильному телефону допускаются только при нахождении работника на расстоянии не менее 4 м от крайнего рельса при скорости движения до 140 км/час и не менее 6 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Рабочим местом сигналиста (согласно должностным обязанностям) являются район работы железнодорожной станции, служебные и технологические проходы, междупутья и обочины путей железнодорожной станции (участка обслуживания), санитарно-бытовое и служебное помещения. Конкретный перечень районов и объектов рабочего места применительно к местным условиям указывается в инструкции по охране труда для сигналиста железнодорожной станции.
2.2. Перед началом работы сигналист должен:
проверить исправность своей специальной одежды и обуви, сигнального жилета оранжевого цвета с полосами световозвращающего материала и нанесенным трафаретом;
надеть и застегнуть спецодежду на все пуговицы, заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали и не стесняли движения, освободив карманы одежды от посторонних предметов с острыми концами, краями;
надеть сигнальный жилет поверх одежды, полностью застегнуть;
снять с рук кольца, часы, браслеты и другие украшения;
оставить в бытовом (служебном) помещении мобильный телефон и другие электронные устройства, снижающие внимание при работе;
пройти целевой инструктаж по охране труда порядком, установленным по подразделению;
проверить наличие и исправность радиостанции, сигнальных принадлежностей и устройств закрепления подвижного состава, состояние освещения;
убедиться при внешнем осмотре в целости корпуса фонаря и светопропускающего стекла, а также проверить работу его выключателя;
получить производственное задание, информацию о расположении и закреплении подвижного состава на путях железнодорожной станции на момент принятия смены, необходимые указания и распоряжения об особенностях работы с учетом погодных условий, установить последовательность выполнения операций и согласовать свои действия;
ознакомиться с планом предстоящей работы и доложить дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены) о приеме дежурства.
2.3. Следование сигналиста на рабочее место для приема дежурства (в бытовое помещение), на инструктажи по охране труда осуществляется по установленным маршрутам служебного прохода (порядок следования указывается в инструкции по охране труда для сигналиста и на схеме маршрутов служебного прохода железнодорожной станции) с соблюдением установленных мер безопасности при нахождении на железнодорожных путях.
2.4. Место и время проведения сигналисту целевого инструктажа по охране труда перед началом работы определяется в инструкции по охране труда для сигналиста железнодорожной станции или в локальном нормативном акте структурного подразделения.
2.5. Обо всех выявленных нарушениях по содержанию рабочего места и недостатков по охране труда (при приеме смены и во время работы) работник должен сообщить руководителю смены или работнику железнодорожной станции, определенному локальным нормативным актом структурного подразделения, для принятия мер по их устранению и записи в ведомости несоответствий КСОТ-П установленным порядком или самостоятельно оформить запись в ведомости несоответствий КСОТ-П. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья не приступать к выполнению работы до устранения нарушения.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Сигналист должен выполнять работу, которая определена его должностными обязанностями, была поручена руководителем смены, начальником железнодорожной станции или его заместителем. При выполнении работы сигналист должен соблюдать требования техническо-распорядительного акта, технологического процесса (технологической карты) работы железнодорожной станции, настоящей Инструкции.
3.3. Спецодежду и спецобувь сигналист не должен снимать в течение всего рабочего времени. Головной убор при работе не должен ухудшать слышимость звуковых сигналов.
3.4. Перед выходом на железнодорожные пути сигналист должен:
согласовать действия с дежурным по железнодорожной станции или с работником, определенным технологическим процессом работы железнодорожной станции;
сконцентрировать свое внимание на личной безопасности при работе.
3.5. При нахождении на железнодорожных путях станции сигналист обязан:
следовать по установленным маршрутам служебного и технологического прохода;
соблюдать установленные требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
соблюдать меры предосторожности при нахождении в зоне негабаритных (опасных) мест на станционных путях (обозначенных предупреждающими знаками «Осторожно! Негабаритное место» и типовой окраской в виде чередующихся желтых и черных полос равной ширины под углом 45 градусов);
в темное время суток или в условиях плохой видимости использовать ручной фонарь.
3.6. При производстве маневров сигналист обязан внимательно следить за передвижениями маневрового состава. Пользуясь информацией, передаваемой дежурным по железнодорожной станции и составителем поездов (кондуктором грузовых поездов), своевременно выполнять задания по организации маневровой работы и заблаговременно (до начала движения подвижного состава) перемещаться в безопасное место. Четко и своевременно передавать машинисту локомотива и составителю поездов (кондуктору грузовых поездов) необходимые сигналы и сообщения по ходу производства маневровой работы.
3.7. В случае необходимости работы сигналиста на централизованной стрелке (перевод курбелем, осмотр при невозможности перевода ее с пульт-табло, автоматизированного рабочего места дежурного по железнодорожной станции) необходимо:
следуя к стрелке, соблюдать требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
при переводе стрелки располагаться лицом к электроприводу;
во время перевода стрелки следить за движением поездов и маневровых составов;
слушать сообщения по громкоговорящей связи;
следовать к стрелке по установленным маршрутам служебного технологического прохода.
3.8. Сигналист должен производить проверку свободности стрелки от подвижного состава, перевод курбелем только с разрешения дежурного по железнодорожной станции (который должен быть поставлен в известность о начале и об окончании таких работ) с соблюдением мер безопасности при проведении данных работ на железнодорожной станции. Необходимо:
следуя к стрелке, соблюдать требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
при переводе стрелки располагаться лицом к электроприводу;
слушать сообщения по громкоговорящей связи;
следовать к стрелке по установленным маршрутам служебного технологического прохода.
При включении сигналиста в состав бригады II очереди по очистке централизованных стрелочных переводов от снега работа должна производиться с соблюдением установленных мер безопасности и ограждением работающих порядком, установленным в ОАО «РЖД».
3.9. Очистка нецентрализованных стрелочных переводов сигналистом должна производиться в период отсутствия поездной и маневровой работы в данном районе железнодорожной станции с разрешения дежурного по железнодорожной станции (который должен быть поставлен в известность о начале и об окончании таких работ) с соблюдением мер безопасности при проведении данных работ.
При очистке нецентрализованного стрелочного перевода между остряком и рамным рельсом в дневное время должен устанавливаться щит красного цвета или шест с флагом красного цвета, а в ночное время ручной фонарь с красным огнем, запрещается пользоваться неисправным инструментом и работать без рукавиц (перчаток).
В темное время суток очистка стрелочных переводов разрешается только в случаях крайней необходимости, вызванной неблагоприятными метеорологическими условиями (снегопад, метель, ураган).
3.10. При переводе стрелочных переводов ручного управления запрещается оставлять рычаг переводного механизма в вертикальном или не доведенном до конца положении, придерживать ногой стрелочный противовес (балансир).
При переводе нецентрализованных стрелочных переводов сигналист должен располагаться в междупутье или на обочине пути, не перемещаясь внутрь колеи.
После перевода стрелочного перевода, перед началом маневрового передвижения сигналист должен заблаговременно отойти в безопасное место на обочину пути или междупутье.
3.11. Закрепление вагонов на железнодорожных путях сигналист должен производить по заданию дежурного по железнодорожной станции с соблюдением мер безопасности после их полной остановки, согласования действий с работниками, участвующими в технологической операции, с использованием исправных тормозных башмаков (тормозных упоров).
Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, необходимо на специальных стеллажах (в ящиках, служебных помещениях, тумбочках), не допуская их разбрасывания на междупутьях и в колеи железнодорожных путей.
3.12. При закреплении стоящего подвижного состава тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках (рукавицах).
устанавливать тормозной башмак под движущийся подвижной состав;
при укладке тормозного башмака заходить в колею железнодорожного пути;
подкладывать под колеса посторонние предметы вместо тормозных башмаков при закреплении подвижного состава.
Изъятие тормозных башмаков производить специальным крючком или рукой, предварительно надев перчатки (рукавицы), держась за рукоятку тормозного башмака.
Запрещается эксплуатировать тормозные башмаки:
с лопнувшей опорной колодкой;
с покоробленным или изогнутым или лопнувшим полозом;
с лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком полоза;
с ослабленным креплением опорной колодки с полозом;
с изогнутой или надломленной рукояткой или без нее;
с поврежденными или значительно изношенными бортами полоза;
немаркированные (не клейменные) или с неясной маркировкой (клеймом);
с обледенелым или замасленным полозом.
3.13. При закреплении подвижного состава с накатом колеса на тормозной башмак сигналист должен:
уложить тормозной башмак на рельс заблаговременно до передачи указания машинисту локомотива на движение;
отойти на безопасное расстояние не менее 1,5 м от места установки тормозного башмака в противоположную сторону движению локомотива (накатыванию на тормозной башмак), после этого доложить машинисту локомотива о своем местонахождении и дать указание на накатывание.
3.14. В случае нарушения работы радиосвязи (отсутствие ответа дежурного по железнодорожной станции) сигналист должен принять меры к прекращению работы, связаться с дежурным по железнодорожной станции через другого работника, свободного от выполнения технологических операций, и доложить об отсутствии связи. Согласовать порядок дальнейшей работы, замены радиостанции (при возможности).
3.15. В зимний период времени сигналист должен очищать закрепленную за ним территорию возле служебного помещения от снега и льда, а также производить посыпку песком при перерыве в работе и отсутствии производства маневровой работы в данном районе железнодорожной станции, предварительно согласовав данную работу с руководителем смены.
3.16. При проведении работ вблизи находящихся на железнодорожных путях охраняемых воинских эшелонов необходимо:
выполнять все команды караульного, назвать фамилию и должность;
предъявить удостоверение, в темное время суток дать возможность караульному осветить лицо для сверки личности с фотографией на удостоверении;
после разрешения караульного продолжить работу с составом в сопровождении (по согласованию) караульного.
подходить к караульному или убегать от него;
приступать к работам без разрешения караульного;
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. Действия при возникновении аварии или аварийной ситуации.
4.1.1. Сигналист, получивший информацию об аварийной ситуации, должен действовать в соответствии с нормативными документами и утвержденным планом ликвидации аварий, согласовать действия с дежурным по железнодорожной станции (руководителем смены). При наличии пострадавших немедленно организовать или принять участие (с соблюдением мер личной безопасности) в оказании пострадавшим первой помощи, выводу их из опасной зоны.
4.1.2. При возникновении инцидента (аварийной ситуации) с грузовыми вагонами, загруженными опасными грузами, сигналист, обнаруживший признаки аварийной ситуации (парение, резкий запах, шипение сжатого газа, течь опасного груза и т.д.), должен немедленно покинуть опасную зону. Сообщить о возникновении инцидента (аварийной ситуации) дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены), используя любые средства связи.
При возгорании, утечке, просыпании опасного вещества, повреждении тары или железнодорожного подвижного состава с опасным грузом и других происшествиях, которые могут привести к аварийной ситуации (взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей и животных, опасным последствиям для природной среды), а также, в случаях, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами, сигналист совместно с дежурным по железнодорожной станции (руководителем смены) должен действовать оперативно, с соблюдением мер безопасности, установленных требованиями аварийной карточки.
В случае обнаружения на территории железнодорожной станции разлива или рассыпания опасных или вредных веществ из подвижного состава:
для избегания попадания испарения, частиц этих веществ на кожу, необходимо обойти опасное место с противоположной стороны от направления ветра;
принять меры к устранению нарушений (согласно требованиям нормативных документов).
4.1.3. В случае обнаружения нарушения габаритов погрузки или складирования грузов на железнодорожных путях сигналист должен доложить дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены) и согласовать с ним дальнейшие действия, при необходимости принять меры к остановке подвижного состава.
4.1.4. При обнаружении подозрительных предметов необходимо изолировать к ним доступ и немедленно сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены). Запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженным подозрительным предметом.
4.1.6. В случае несанкционированного движения вагонов по железнодорожным путям сигналист должен немедленно сообщить об уходе вагонов дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены), указав номер пути и направление движения вагонов.
4.1.7. При возникновении ситуации, угрожающей жизни людей или безопасности движения поездов, сигналист обязан подать сигнал остановки поезду, маневровому составу, локомотиву или специальному самоходному подвижному составу (при возможности), немедленно принять меры к ограждению опасного места и доложить дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены).
4.1.8. При обнаружении запаха газа или прорыве трубопроводов (водоснабжения, канализации, отопления и других) требуется вызвать по телефону соответствующую специализированную аварийную бригаду. Доложить о случившемся дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены). Для обеспечения безопасности транспорта и пешеходов оградить места вытекания из трубопроводов и установить предупреждающие знаки.
4.1.9. Сигналист, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан:
немедленно принять меры к ограждению опасного места любыми подручными средствами и сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены, начальнику железнодорожной станции или его заместителю);
4.1.11. Для предотвращения аварийных ситуаций сигналист должен соблюдать технологический процесс (технологическую карту) работы железнодорожной станции, требования настоящей Инструкции и нормативных документов ОАО «РЖД».
4.2. При оказании первой помощи сигналист должен:
1) выполнить мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:
определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья и для пострадавшего;
устранить (при возможности) угрожающие факторы для жизни и здоровья;
прекратить (при возможности) действия повреждающих факторов на пострадавшего;
оценить количество пострадавших (при наличии);
извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при возможности);
перенести пострадавшего в безопасное место (при необходимости);
3) определить наличие сознания у пострадавшего;
4) провести мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определить признаки жизни у пострадавшего:
запрокинуть голову с подъемом подбородка,
выдвинуть нижнюю челюсть,
определить наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания,
определить наличие кровообращения, проверить наличие пульса на магистральных артериях;
5) провести мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:
давление руками на грудину пострадавшего;
искусственное дыхание «рот ко рту»;
искусственное дыхание «рот к носу»;
6) провести мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:
придание устойчивого бокового положения,
запрокидывание головы с подъемом подбородка,
выдвижение нижней челюсти;
7) провести мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:
обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений,
пальцевое прижатие артерии и наложение жгута;
максимальное сгибание конечности в суставе,
прямое давление на рану и наложение давящей повязки;
8) провести мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:
осмотр головы, шеи, груди, спины, живота и таза, конечностей,
наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе герметизирующей при ранении грудной клетки,
проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, с использованием изделий медицинского назначения),
фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения),
прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой),
местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения,
термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур;
9) придать пострадавшему оптимальное положение тела;
10) контролировать состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;
4.3. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим
4.3.1. Оказание помощи при остановке сердца и дыхания (реанимация).
Для проведения реанимационных мероприятий требуется уложить пострадавшего на ровную жесткую поверхность, освободить грудную клетку от одежды и провести непрямой массаж сердца, искусственное дыхание.
Реанимационные мероприятия необходимо проводить до прибытия медицинского персонала или до появления у пострадавшего пульса и самостоятельного дыхания.
4.3.2. При получении пострадавшим механической травмы, сопровождающейся кровотечением, необходимо провести остановку кровотечения.
При отсутствии жгута можно воспользоваться ремнем (шарфом, толстой веревкой), закручивая его палкой с усилием, позволяющим остановить кровотечение. При неправильном наложении жгута (посинение кожи и отек конечностей) требуется немедленно наложить жгут повторно.
При наложении жгута на шею требуется положить на рану тампон (упаковку бинта, сложенный платок), поднять вверх руку пострадавшего с противоположной стороны раны и наложить жгут так, чтобы виток жгута одновременно охватил руку и шею, прижимая на ней тампон.
При наложении жгута на бедро требуется прижать упаковкой бинта (свернутой салфеткой) рану, поверх которой на конечность наложить жгут.
в) При венозном кровотечении (кровь более темная, чем при артериальном кровотечении, вытекает из раны медленно, непрерывной струей) требуется приподнять конечность, наложить на рану стерильную салфетку, давящую повязку.
г) При носовом кровотечении требуется сжать крылья носа, приложить к носу смоченный водой большой ватный тампон или сложенную в несколько слоев марлю (ткань), приложить холод к переносице.
д) При кровотечении из внутренних органов (бледность кожных покровов, общая слабость, частый пульс, одышка, головокружение, обморочное состояние) требуется уложить пострадавшего, создать ему покой и положить холод на живот.
4.3.3. Оказание помощи при травматической ампутации конечности.
При травматической ампутации конечности (отдельных ее сегментов) требуется наложить жгут, давящую марлевую повязку, зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств (при повреждении руки необходимо поднять кисть выше уровня сердца), дать обезболивающее средство, уложить пострадавшего, обеспечить ему покой и принять меры к сохранению ампутированного сегмента. Ампутированный сегмент конечности требуется завернуть в чистую салфетку (по возможности стерильную), упаковать в полиэтиленовый пакет, туго завязать и обложить льдом (снегом). Обеспечить доставку ампутированного сегмента конечности вместе с пострадавшим в специализированное медицинское учреждение.
4.3.4. Оказание помощи при ранениях.
Защита раны от инфицирования и загрязнения достигается наложением повязки. При наложении повязки запрещается удалять инородные тела из раны, если они не лежат свободно на ее поверхности, промывать рану водой, вливать в рану спиртовые и любые другие растворы (включая «зеленку» и йод). Необходимо делать перевязку чистыми руками (обработанными спиртом или одеколоном). Протерев кожу вокруг раны спиртом (одеколоном), осуществляя движения в направлении от раны, смазать края раны йодной настойкой, наложить марлевые салфетки (по возможности стерильные), забинтовать рану туго, учитывая, что бинт не должен врезаться в тело и затруднять кровообращение.
а) При проникающем ранении живота требуется закрыть рану марлевой салфеткой (по возможности стерильной) и забинтовать живот, но не слишком туго, чтобы не сдавливать внутренности.
б) При ранении грудной клетки требуется закрыть рану салфеткой (по возможности стерильной) с толстым слоем марли и сверху закрепить материал, не пропускающий воздух.
в) При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует направить в лечебное учреждение. Пострадавшего требуется положить в горизонтальное положение, накрыть глаза чистой салфеткой (носовым платком), зафиксировать салфетку повязкой, прикрыть той же повязкой второй глаз (для прекращения движения глазных яблок), дать обезболивающее средство. Нельзя промывать колотые и резаные раны глаз и век.
4.3.6. Оказание помощи при переломах.
При переломах бедра пострадавшему необходимо придать горизонтальное положение, наложить шины с обеих сторон конечности (снаружи шина накладывается от стопы до подмышечной впадины), фиксировать плотно, равномерно, но не туго. При отсутствии шины поврежденную ногу бинтуют к здоровой конечности, проложив между ними мягкий материал (свернутая одежда, вата, поролон и т.д.).
При переломах костей верхних конечностей требуется зафиксировать руку в согнутом положении, прибинтовав к туловищу (под одеждой).
4.3.7. Оказание помощи при травме головы.
4.3.8. Оказание помощи при придавливании конечности.
При придавливании конечности требуется до ее освобождения (если конечность придавлена более 15 минут) обложить пакетами со льдом (снегом, холодной водой), дать обезболивающее средство, обильное теплое питье, наложить на сдавленную конечность жгут выше места придавливания. Нельзя освобождать сдавленную конечность до наложения жгута и приема пострадавшим большого количества жидкости, согревать сдавленную конечность. При невозможности наложения жгута до освобождения сдавленной конечности необходимо немедленно наложить жгут после освобождения от придавливания, туго забинтовать поврежденную конечность, приложить холод, дать обильное теплое питье.
4.3.9. Оказание помощи при повреждении костей.
При повреждении костей таза и тазобедренных суставов необходимо обеспечить пострадавшему полный покой, под колени подложить валик из одежды, укрыть от холода, удалить изо рта и носа кровь, слизь.
При переломах позвоночника требуется обеспечить полный покой в положении лежа на спине, на жестком щите.
При переломах костей таза, бедер, позвоночника не снимать с пострадавшего одежду, не позволять ему двигаться.
При вывихе необходимо зафиксировать конечность в неподвижном состоянии, при растяжении связок требуется наложить на место растяжения тугую повязку и приложить холод.
При мелких ранах и ссадинах кожу вокруг них обработать спиртовым раствором йода, наложить бактерицидный лейкопластырь или повязку бинтом.
4.3.10. Оказание помощи при ожогах.
а) Термические ожоги.
При ожогах второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место пострадавшего стерильную повязку, приложить холод. Нельзя сдирать с обожженной кожи остатки одежды, промывать ожоговую поверхность, присыпать, смазывать чем-либо, бинтовать, накладывать пластырь, вскрывать ожоговые пузыри, отслаивать кожу.
При тяжелых ожогах следует на обожженное место наложить стерильную повязку, положить холод и немедленно направить пострадавшего в лечебное учреждение.
При ожогах глаз пламенем, паром, водой, маслами, горючими смесями необходимо промыть глаз под струей холодной воды, дать пострадавшему обезболивающее средство.
При ожогах негашеной известью требуется удалить известь куском сухой ткани, обработать ожоговую поверхность растительным или животным маслом. Нельзя допустить соприкосновения извести с влагой (произойдет бурная химическая реакция, что усилит травму).
При ожогах глаз известью, карбидом кальция, кристаллами перманганата калия требуется быстро и тщательно удалить частицы вещества из глаза ватным тампоном. Запрещается мочить глаз и промывать водой.
4.3.11. Оказание помощи при отравлениях.
При отравлении пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, давая ему выпить большое количество (6 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды, дать выпить 5 таблеток активированного угля.
При отравлениях кислотами необходимо тщательно промыть желудок водой и дать пострадавшему обволакивающее средство: молоко, сырые яйца.
При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.
Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.
4.3.12. Первая помощь при поражениях электрическим током.
Нельзя приступать к оказанию первой помощи, не освободив пострадавшего от действия электрического тока и не обеспечив собственную безопасность.
Если пострадавший находится на высоте, то освобождение его от действия тока может вызвать падение с высоты, поэтому требуется принять меры для предотвращения дополнительных травм, не задерживая отключение установки и оказание помощи (при нахождении в помещении при необходимости обеспечить освещение от другого источника (с учетом взрыво-пожароопасности помещения).
При нахождении и перемещении в зоне «шагового напряжения» (в радиусе 8 метров от места соприкосновения электрического провода с землей) передвигаться требуется в диэлектрических ботах (галошах) либо «гусиным шагом» (пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги). Нельзя отрывать ноги от поверхности земли и делать шаги, превышающие длину стопы.
После освобождения пострадавшего от действия электрического тока, в зависимости от его состояния, необходимо оказать ему первую помощь. Пострадавшему следует расстегнуть одежду, обеспечить приток свежего воздуха. При прекращении дыхания и остановке сердца пострадавшему необходимо делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание или до прибытия врача. После того, как пострадавший придет в сознание, необходимо на место электрического ожога наложить стерильную повязку и принять меры к устранению возможных механических повреждений (ушибов, переломов). Пострадавшего от электротравмы, независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб, следует направить в лечебное учреждение.
4.3.13. Первая помощь при состояниях, связанных со здоровьем.
д) При обморожении конечностей (кожа бледная и холодная, нет пульса у запястий и лодыжек, потеря чувствительности) требуется доставить пострадавшего в помещение с невысокой температурой, с обмороженных конечностей одежду и обувь не снимать, укрыть поврежденные конечности от внешнего тепла охлажденной теплоизолирующей повязкой с большим количеством ваты или одеялами, одеждой и дать обильное теплое питье, заставить двигаться, дать обезболивающее средство. Нельзя растирать или смазывать обмороженную кожу чем-либо, помещать обмороженные конечности в теплую воду или обкладывать их грелками.
4.3.15. Во всех случаях поражения электрическим током, получения механических травм, тяжелых термических и химических ожогов, падения с высоты, отравлениях ядовитыми жидкостями, газами и травмах глаз пострадавшего необходимо срочно доставить в ближайшее медицинское учреждение.
4.4. Действия при пожаре.
4.4.1. Сигналист при обнаружении пожара должен действовать согласно требованиям инструкции о мерах пожарной безопасности (местной).
4.4.2. При пользовании воздушно-пенными (порошковыми, углекислотными) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) направлять в сторону от людей. При попадании пены (порошка, углекислоты) на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком (тканью) и обильно промыть слабой струей проточной воды.
При тушении углекислотными огнетушителями необходимо пользоваться средствами защиты рук (рукавицы, перчатки хлопчатобумажные).
В помещениях с внутренними пожарными кранами для тушения пожара необходимо привлекать двух работников: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй по команде раскатывающего рукав открывает кран.
При тушении пламени песком: совок, лопату не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.
При загорании на человеке одежды необходимо как можно быстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками. Воспламенившуюся одежду необходимо быстро сбросить, сорвать либо погасить, заливая водой. На человека в горящей одежде можно накинуть плотную ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать. Человека в горящей одежде нельзя укутывать с головой, так как это может привести к поражению дыхательных путей и отравлению токсичными продуктами горения.
4.4.3. При возникновении пожара вблизи контактной сети необходимо немедленно сообщить об этом руководителю смены, начальнику железнодорожной станции или его заместителю.
4.4.4. Тушение горящих предметов, находящихся на расстоянии более 7 м от контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.
До получения приказа энергодиспетчера о снятии напряжения в контактной сети и ее заземлении работниками дистанции электроснабжения запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушной линии электропередачи на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м.
4.4.5. Тушение горящих предметов, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными и порошковыми огнетушителями.
Тушить очаг загорания водой, пенными и воздушно-пенными огнетушителями можно только после сообщения руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято, и она заземлена.
При пользовании углекислотными огнетушителями запрещается браться незащищенной рукой за раструб и баллон огнетушителя и подносить раструб к не обесточенным электроустановкам, контактной сети и пламени ближе 2 м.
4.4.6. При воспламенении топлива запрещается тушить огонь водой. В этом случае необходимо применять пенный, порошковый или углекислотный огнетушитель, засыпать огонь землей, песком, накрывать объект горения брезентом, плотной тканью.
При тушении брезентом или плотной тканью пламя необходимо не сбивать, а накрывать так, чтобы огонь или продукты горения из-под них не попали на тушащего человека.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. По окончании работы сигналист должен:
сдать дежурство установленным порядком заступающему на смену сигналисту;
вымыть руки, лицо водой с мылом или принять душ;
снять спецодежду, убрать ее в шкаф;
сложить сигнальные принадлежности, инвентарь и приспособления в специально предназначенные для них места;
следовать с работы по территории железнодорожной станции установленным маршрутом служебного прохода.
5.2. Загрязненную и неисправную специальную одежду и обувь сигналист должен сдать в стирку или химчистку порядком, установленным в структурном подразделении.
5.3. Обо всех нарушениях производственного процесса, Правил внутреннего трудового распорядка и требований охраны труда, обнаруженных во время работы, и о принятых мерах по их устранению сигналист должен сообщить дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены) или работнику железнодорожной станции, определенному локальным нормативным актом структурного подразделения, для принятия мер по их устранению и записи в ведомости несоответствий КСОТ-П установленным порядком или самостоятельно оформить запись в ведомости несоответствий КСОТ-П.
5.4. Сигналист должен в кратчайший срок после сдачи смены (окончания работы) с соблюдением установленных мер безопасности покинуть территорию железнодорожной станции.