какую практическую пользу приносит обучение письменной речи в школе
Обучение письменной речи в старших классах
Актуальность нашего исследования состоит в том, что в последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т. п. В последнем случае письмо как вид речевого общения развивается на основе только аутентичного материала. Также следует отметить, что письмо является обязательной частью ЕГЭ и ГИА, поэтому с нашей точки зрения, этот раздел нужно изучать более подробно.
Обучение письменной речи может быть как целью, так и средством обучения, так как этот процесс помогает овладеть монологической речью, отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность и логичность. Исходя из этого, целью нашей работы является определение сущности и особенностей письменной речи, специфики обучения ей на старшем этапе обучения, разработка серии упражнений по этой проблеме.
Проблему обучения письменной речи мы рассматривали именно на старшем этапе потому, что уровень языковой компетенции старших школьников позволяет использовать наибольшее разнообразие методов обучения. И если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее.
Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.
Задачи обучения письменной речи состоят в том, чтобы сформировать у учащихся следующие умения и навыки:
1. употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка;
2. строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью;
3. пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации;
4. придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;
5. пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста;
6. логически последовательно излагать письменное высказывание.
Также в нашем исследовании мы отдельно рассматриваем трудности в овладении письменной речью, которые возникают в связи с формированием навыков, которые обеспечивают как владение графико-орфографической системой изучаемого языка, так и построение письменного высказывания. При оформлении связного письменного высказывания, когда внимание учеников смещается с графико-орфографической формы слов на смысловую сторону высказывания, трудности возрастают.
В соответствии с тем, что ведущим видом деятельности старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность, обучение иностранному языку на этой ступени должно быть профессионально ориентированным на формирование конкретных коммуникативных умений, например, реферировать, аннотировать, комментировать, переводить иностранный текст в различных условиях устного и письменного общения. Первостепенной задачей на этой ступени является развитие практически необходимых для человека умений работать с иноязычным сообщением.
В результате нашего исследования мы приходим к выводу, что письменная речь может рассматриваться в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи) и исполнения (графики).
Особенности обучения письменной речи в средней школе
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи [Салистра, 1958: 95].
Письменная речь может рассматриваться в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи) и исполнения (графики).
Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.
Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся:
— поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового содержания), записки (членам семьи, друзьям, коллегам по работе);
— вывески (на домах, учреждениях), этикетки (на товарных упаковках), подписи к рисункам;
— объявления-инструкции, объявления-информации (о поисках работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни);
— меню, рекламы, приглашения;
— соболезнования, личные письма, деловые письма, в частности письма о приеме на работу, благодарственные письма, письма с протестами и жалобами, обращения (к руководителю, к общественности), ответы на заявления, автобиографические сведения;
— характеристики, заполненные анкеты и бланки, справки;
— опорные схемы (для выступления перед аудиторией), инструкции (по технике безопасности, для выполнения задания), рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные);
— дневники (наблюдений, путешествий), словарики, диктанты, библиографии, конспекты, заметки в стенную газету, впечатления (об увиденном или услышанном), книжные обозрения, рецензии (на книгу, рассказ, кинофильм, произведение искусства);
— отчеты (о наблюдениях, об анкетировании, об опросе), доклады (о состоянии проблемы, об изучении конкретных случаев), изложение прочитанного или услышанного, резюме;
— сообщения (о новостях, о последних событиях), обзоры статей в газете, событий за неделю, аннотации книги или фильма, рефераты, тезисы;
— проекты (взгляд на состояние и изменение окружающего мира), очерки (собственный взгляд на вещи и явления), сочинения, рассказы, стихи разной формы [Deutsch SII Kompetenzen, 2006: 47].
Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи. Эти отличия имеют ряд психологических оснований.
Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, ни контакта, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических маркеров» в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка.
Отсюда письменная речь должна быть максимально информативной и грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения передаваемого сообщения. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста [Шатилов, 1977: 114].
Письменная монологическая речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Вот почему длина фразы в письменной речи значительно превышает длину фразы в устной речи, так как в развернутой письменной речи встречаются значительно более сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи. Bсе это придает грамматике письменной речи совершенно иной характер [Гальскова, 2004: 153].
Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям, что совершенно невозможно при понимании устной речи.
Существует, однако, еще одно коренное отличие психологического строения письменной речи от устной. Оно связано с фактом различного происхождения обоих видов речи.
Устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым, которое лишь потом становится особой самостоятельной формой устного речевого общения. Однако в ней всегда сохраняются элементы связи с практической ситуацией, жестом и мимикой.
Письменная речь имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру.
Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли [Маслыко, 1996: 63].
Основной действующей силой при составлении письменного текста считается его упреждение, т. е. наличие у автора представления о том, что будет написано, еще до момента написания. В результате такого тщательного обдумывания появляется письменный текст, обладающий рядом качеств, как по содержанию, так и по форме, а именно:
— текст состоит из предложений, соответствующих узуальным моделям изучаемого языка;
— эти модели наполнены языковым материалом в соответствии с нормами его употребления (лексическими, грамматическими, орфографическими);
— текст содержит речевые клише, формулы, обороты, типичные для той или иной формы письменной коммуникации:
— изложение развертывается последовательно, логично:
— в тексте имеется (при необходимости) либо избыточная, либо скромпрессированная информация, как на языковом, так и на смысловом уровнях;
— изложение характеризуется точностью, выразительностью, доступностью для адресата.
Задача обучения письменной речи, порождению различных текстов, отвечающих перечисленным качествам, сводится, таким образом, к формированию у обучаемых определенных речевых умений [Рогова, 1991: 142].
1)передача основной информации (основного содержания прочитанного/прослушанного текста):
2) передача главной идеи/главной мысли (прочитанного/прослушанного текста);
3) описание (краткое/детальное), сравнение, сопоставление описываемых фактов;
4) доказательство (с приведением аргументов, иллюстрирующих примеров);
5) обзор, комбинирование, объединение фактов;
6) характеристика, выражение оценки, собственного отношения к излагаемому (согласия/несогласия, одобрения/неодобрения, порицания, удивления, восторга, радости, печали и др.);
7) реферативное изложение, аннотирование;
8) рассуждение, комментирование и др. [Леонтьев, 1991: 95].
Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей. Таким образом, письменная речь в отличие от устной, формирующейся в процессе живого общения, с самого начала является сознательным произвольным актом, в котором средства выражения выступают как основной предмет деятельности. Такие промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательного действия. Лишь после того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи.
Таким образом, письменная речь, как по своему происхождению, так и по своему психологическому строению коренным образом отличается от устной речи, и сознательный анализ средств ее выражения становится основной психологической характеристикой письменной речи.
Обучение письменной речи статья
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение письменной речи (контролируемое письмо)
Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место. Его назначение заключается главным образом в том, чтобы способствовать усвоению языкового материала и помочь овладеть чтением и устной речью.
В обучении иностранному языку выделяет три главных вида письменной речи:
1) контролируемое письмо (написание букв, слов и предложений)
2) направляемое письмо (с конкретным заданием, деловое письмо)
3) свободное письмо (описание картины, сочинения по теме и т. п.)
В своем выступлении я хочу поговорить о контролируемом письме, т. е. как
научить ребенка правильно писать слова на английском языке.
С самого начала обучения я применяю самые различные простые приемы.
Обучение технике письма
(на какую русскую букву похожа эта английская буква, как пишется, изобрази жестами, фигурой данную букву, прописи, ищут букву где-то (в словах и подчеркивают, обводят…)
Упражнения в орфографии
-списать текст и подчеркнуть в нем какие-то слова
-списать текст без подчеркивания
-группировка слов по правилам написания
-диктанты (как упражнение) (например слуховой диктант, зрительный диктант, зрительно-слуховой диктант, самодиктант, диктант-изложение, диктант-сочинение)
-игровые упражнения (кроссворды, головоломки, шарады, ребусы, лото с буквами, составление анаграмм (unscramble)
Игры для развития письменной речи, нацеленные на формирование орфографических навыков:
Буквы алфавита (пластиковые или карточки с буквами) складываются в «волшебный сосуд» (миска, красивая кастрюля). Дети по очереди подходят к «сосуду», достают любую букву, записывают ее на доске (прописную и строчную). Можно попросить других детей назвать ее вслух.
Класс делится на команды. Учитель называет какую-нибудь букву. Представители команд по очереди выходят к доске и пишут на ней названную букву. Выигрывает та команда, которая правильно написала все буквы. Игру можно усложнить, называя учащимся буквосочетания и слова. Такая игра способствует правильному написанию слов и служит для развития зрительной памяти.
Такой диктант может проводиться двумя способами:
1. Учитель показывает картинки, где слова, обозначающие их названия, уже известны детям. Каждая картинка предъявляется 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают слова в тетради.
2. (Этот способ целесообразнее использовать, когда дети уже хорошо знают графический образ слов и умеют их читать). Детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем карточки убирают, а дети записывают эти слова по памяти.
«Диктант на память» также можно проводить двумя способами:
1. На доске записываются слова (не более пяти), которые произносятся детьми хором, дается 30 секунд для запоминания, затем слова стираются с доски, а дети записывают их по памяти.
2. Каждый ребенок получает индивидуальную карточку со словами (не более 7), ему дается время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются, а дети пишут слова по памяти.
Оба вида диктантов хороши тем, что снимают напряжение у ребенка, превращая диктант в увлекательную игру, создавая тем самым «ситуацию успеха», ведь даже слабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошо справиться с диктантом.
Учитель пишет на доске какое-нибудь слово, например “cat”. Любой желающий ученик пишет слово на любую из букв, составляющих это слово, причем буквы располагаются как лучи звезды. Второй вариант этой игры: по классу пускается лист с написанным словом. Каждый ребенок пишет свое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.
Дети чертят у себя в тетради квадрат из девяти клеточек (клетки должны быть такого размера, чтобы в них умещалось слова средней длины). За одну минуту дети должны заполнить квадрат с лексикой на заданную учителем тему. Затем учитель называет слова по буквам («спеллинг»). Те дети, у которых слово записано правильно, вычеркивают его. Выигрывает тот ребенок, кто быстрее всех вычеркнет все слова и крикнет: “BINGO”
По команде учителя дети записывают слова по заданной теме. Выигрывает тот ученик, который написал больше слов за определенный промежуток времени.
Дети всегда любят что-то необычное. Как правило, записи в тетрадях делаются в одну линию. Можно предложить учащимся написать слова или предложения в том порядке, в каком им вздумается. Записи могут быть в форме какого-либо животного или предмета. На первых порах можно раздать им заготовки, которые они должны заполнить, например, это может быть листочек, вырезанный в форме животного или пунктирный рисунок на листе бумаги или любая другая форма. Главное – нужно использовать фантазию детей.
Класс делится на команды. Каждая команды выбирает своего капитана. Они подходят к учителю и выбирают листочек, на котором написано название темы (фрукты, числа, цвета, животные и т.д.). капитаны возвращаются к своей команде и сообщают ее тему. По знаку учителя капитаны идут к доске и пишут первое слово по своей теме, подсказанное командой, затем они снова возвращаются к своей команде за следующим словом и т.д. выигрывает та команда, которая напишет правильно большее количество слов по предложенной теме.
Класс делится на 2 – 3 команды. На доске для каждой команды пишется длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников
Составь новые слова
Учитель пишет на доске длинное слово, например representa t ive. Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например: рresent, tea, test, nest, part, art. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.
Обучаемым раздаются карточки, и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).
Образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.п. Представители команд выходят к доске, которая разделена на две части и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того как обучаемый написал слово, он должен его прочитать и показать свою картинку.
Образуются две команды. Каждая команда должна записать как можно больше слов по темам: название спортивной игры; животные; цвета и т.п.
Готовятся разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем пары меняются. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и без карточек проверяют написанное.
Виды письменных заданий можно классифицировать в зависимости от уровня развернутости письменной речи:
• На уровне слова: подписи к картинкам, списки покупок, словарики и т.д. (Цель таких заданий – закрепление новой лексики, работа над формированием навыка письма и орфографии).
• На уровне предложения : дневники, фразы в комиксах, краткие описания, различные таблицы и опросники и т.д. (Цель таких заданий – закрепление новых грамматических структур и разговорных фраз через их использование в письменной коммуникации).
• На уровне текста: подписи к упаковкам семян, продуктов и т.д., реклама, поздравительные открытки, приглашения, билеты и даже мини-книжки. (Цель подобных заданий – формирование навыков планирования, написания, редактирования и понимания структуры письма).
— прикрепи буквы и звуки к своим шарикам и запиши их;
— напиши соответствующие буквы: маленькие к большим и наоборот;
— впиши недостающую/ие букву/буквы;
— составь из букв слова и запиши их;
— распредели слова по смысловым группам и запиши их;
— реши кроссворд и запиши слова;
— составь из слов предложение и запиши его;
— составь из фраз рассказ и запиши его;
— напиши предложения по образцу, подставляя пропущенные слова;
— составь из предложений связный рассказ и запиши его;
— составь кроссворд по теме и запиши его;
— напиши соответствующий ответ к каждому вопросу;
— напиши фразы для рисунков;
— прочитай ответ и напиши вопрос к нему;
— раскрась и опиши картинку;
— запиши слова в таблицу;
— составь как можно больше слов из одного слова и запиши их.
— составь из предложений рассказ/диалог;
— сочини диалог/стихотворение на основе данной опоры;
— прочитай начало предложения, придумай конец и запиши его, расставь предложения в логическом порядке;
— составь вопросы для интервью на заданную тему и запиши их;
— составь анкету для выяснения заданной информации и запиши ее;
— составь меню и запиши его;
— опиши картинку, используя ключевые слова;
— заполни пропуски словами;
— переставь слова правильно и запиши предложения;
— напиши рассказ по образцу;
— составь и запиши список покупок;
— напиши рецепт своего любимого блюда;
— напиши приглашение на праздник;
— составь и запиши загадку;
— составь и запиши инструкцию;
— составь из предложений рассказ по картинке, дополни его и запиши;
— напиши поздравление другу с опорой на образец;
— ответь другу на письмо;
— составь и напиши рекламу;
— напиши дневник погоды.
Все приведенные выше игры и задания помогут обогатить и целенаправленно конструировать уроки по формированию письменной компетенции учащихся и повысить мотивацию изучения иностранного языка
Обучение письменной речи на начальном этапе может быть увлекательным и очень эффективным процессом – все зависит от фантазии и желания учителя научить как можно лучше.
Начиная с первого года обучения, с азов фотографии и до старших классов, школьник накапливает определенный словарный запас слов, закрепляет изученные грамматические структуры предложений, изучает временные формы глаголов, изучает артикли, переходя от простого описания предмета, животного на начальном этапе обучения и до написания сочинения на заданную тему с определенным количеством слов.
Прививать интерес к языку и новым словам нужно планомерно, поэтапно. С этой целью можно использовать не только наглядный материал, но и видео-уроки, песни, стихи. Усложняя работу учащихся, совершенствовать их умения к овладению письменной коммуникативной компетенции, вместе с другими умениями речевой деятельности. Не следует забывать о сочетании письменной речи с аудированием, чтением и говорением. Обучение письменной речи — процесс длительный, планомерный, но весьма важный для овладения иностранным языком.
Тема 18. Обучение письму и письменной речи
ТЕМА 18. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Одним из способов формирования и формулирования мысли является письменная речь. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична и представляет собой фиксацию наших мыслей, ассоциаций. Вторичость письма не умаляет его значения в нашей жизни, однако, является одним из факторов, определяющих место письма в обучении ИЯ.
Овладение письменной речью на ИЯ долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и соответственно не было отражено в отечественных УМК по ИЯ. Письмо выступило лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся.
Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения ИЯ.
Что мы понимаем под понятиями «письмо» и «письменная речь»? Их необходимо разграничивать, поскольку разница между ними существенна.
В словаре лингвистических терминов письмо определяется как «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени». Письмо – понятие более широкое, чем письменная речь и включает:
· графику – систему знаков-графем;
· орфографию – правописание, сисетму правил использования знаков;
· запись – письменную фиксацию языковых едениц разной протяженности;
· письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной КЗ.
В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью – сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме.
Многолетнее неприятие письменной речи как цели обучения в школе, помимо названной выше причины (приоритета устной речи), во многом объясняется сложностью овладения данным умением.
Трудности обучения письменной речи очевидны:
· расхождения между звуковым и графическим планами выражения мысли на ИЯ;
· если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию;
· требуется более тщательный отбор синтаксических средств,
· отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;
· наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменения звуковой формы слова;
· наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции.
Названные трудности, бесспорно, осложняют процесс обучения иноязычному письму и обусловливают ограничение объема письменной речи (как творческой деятельности) в рамках базового курса обучения ИЯ. Но участие в процессе письма всех четырех анализаторов – зрительного, слухового, речедвигательного, моторного – обеспечивает высокую степень запоминания и усвоения материала, что объясняет необходимость использования этого вида РД как важнейшего средства совершенствования навыков и развития всех речевых умений.
Письмо имеет место на всех этапах обучения ИЯ. Письменные тренировочные и контрольные работы находят широкое применение при освоении лексики и грамматики. Письменная фиксация помогает учащимся закрепить навыки и умения устной речи, эффективней овладеть графической системой языка, организовать обратную связь.
Таким образом, роль письма в обучении ИЯ велика, так как оно позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на ИЯ.
Цели и содержание обучения письму
В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучения ИЯ предполагает овладение письменной речью на «уровне выживания», т. е. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках Программы обучения ИЯ в средней школе до умений:
1.графически правильного письма;
2.письма как самостоятельного вида РД (по окончании базового курса учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста; составлять и записывать план прочитанного или прослушенного текста; написать короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр; написать личное письмо (расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выразить благодарность, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка);
3.письма как средства обучения другим видам РД.
Задачи обучения письменной речи связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи, включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов; речемыслительных навыков и умений формулировать мысль, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.
На начальном этапе ставится задача:
а) по формированию навыков каллиграфии;
б) создание навыков, связанных с установлением звуко – буквенных соответствий. Это важно и для обучения чтению.
На среднем этапе проводится работа по развитию навыков орфографии и письменной речи в ограниченных пределах.
На старшем этапе обучения иностранному языку приобретенные навыки письма совершенствуются.
Содержание обучения письму в школе включает в себя три компонента:
Лингвистический компонент содержания обучения письму включает графику, орфографию, запись (списывание, репродукция, продукция), письменную речь в ограниченном объеме (анкета, формуляр, открытка, письмо).
а) знание активного лексического, грамматического и фонетического материала;
б) знание графической системы языка;
в) трудности, связанные с усвоением особенностей звуко – буквенных соответствий;
г) правила орфографии, которые могут опираться на различные принципы (исторический, грамматический, звуковой);
д) специальные формулы, характерные для письменной речи.
Психологический компонент включает в себя:
а) навыки и умения письма;
б) умения выражать мысли в письменной форме;
в) характер взаимодействие письменной речи с другими видами и формами речи;
г) учет интересов и мотивов учащихся
Методолгический компонент в содержании письма предусматривает:
а) навыки самостоятельной работы по совершенствованию письменной речи;
б) навыки использования различных опор в виде правил правописания;
в) навыки использования различных орфографических справочников.
констатирует, что обучение письму обычно включает два аспекта: работу над техникой письма и развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, т. е. умений письменной речи.
Для овладения письменной речью учащимся необходимо овладеть техникой письма.
Техника письма включает в себя:
б) обучение каллиграфии;
Обучение графике связано с решением двух задач:
1) овладение звуко – буквенными соответствиями;
2) установление связей между различными функциональными вариантами каждой буквы.
Графика – это совокупность письменных средств, система условных знаком – графем, принятых для изображения звуков речи (фонем) данного языка. Изучаемые в школе языки (английский, немецкий, французский) пользуются латинской графикой. Графика существует в двух вариантах: печатном (в английском только печатном) и рукописном. Каждый из них имеет прописные и строчные буквы. Таким образом, каждая графема представлена четырьмя вариантами.
Сравнение английских и немецких графем с русскими позволяет выделить 3 группы:
· буквы, написание которых идентично написанию букв родного языка (А, О о, М, В);
· буквы, отличающиеся по написанию полностью (W w, S s, R r и т. д.). Особыми трудностями обладают буквы Ff, Jj, Ll, Ww, Rr, Vv, Gg.
К основным трудностям английской графики относятся:
· буквы, тождественные по написанию, но передающие иные звуки (p, m);
· отсутствие количественных несоответствий между звуком и буквой (k — ck);
· существование полисемии букв (s – s, z); отсутствие звучания у некоторых букв (h).
Орфография – написание или система правил использования письменных знаков. Если графика допускает несколько вариантов передачи звука или звукосочетания, то в орфографии употребляется только одно написание для передачи слова с определенным звуком, которое признается правильным, все остальные варианты ошибочны.
Запись следует отличать от письменной речи по направленности, степени развернутости, конечному продукту.
Сравнение записи и письменной речи
Отличия Вид
Предназначена самому себе
Передает информацию другому лицу
Языковые единицы разной протяженности (тезисы, план, ключевые слова)
Запись и письменная речь связаны с фиксацией устно – речевых высказываний, с работой над текстовым графическим материалом (списывание, репродукция, продукция).
· передача основной информации (основного содержания), главной идеи (главной мысли) прочитанного/ прослушанного текста;
· описание (краткое/ детальное), сравнение, сопоставление описываемых фактов;
· обзор, комбинирование, объединение фактов;
· характеристика, выражение оценки, собственного отношения к излагаемому, реферирование, комментирование;
· фиксация прочитанной/ прослушанной информации, умения делать выписки из текстов искомых сведений, суждений, аргументов, иллюстрирующих то или иное положение фактов;
· письменное изложение собственного мнения по вопросу, затрагиваемому в связи с прочитанном;
· составление плана (краткого и развернутого) текста, а также своего устного сообщения;
· заполнение простой анкеты, формуляра основными сведениями о себе.
· написание поздравительной открытки, личного письмазарубежному сверстнику по основным правилам его оформления, в том числе и этикетных (с опорой на образец).
· списывать, использовать текст в качестве опоры для построения собственного письменного высказывания, сличать образец с написанным;
· аккуратно вести записи;
· выбирать правильный тактический прием записи;
· работать со справочной литературой, пользоваться словарями;
· строить логичное и последовательное высказывание, обобщать информацию, фиксировать ее, формулироватьпримеры для иллюстрации общих положений и др.
Компенсационные умения включают умения перефразировать высказывание, выразить сложную мысль простыми языковыми средствами, опираться на текст с целью поиска необходимой информации и т. д.
Что касается целей и содержания обучения иноязычной письменной речи в начальной школе, то тут письмо выступает в качестве средства обучения ИЯ и вводится с первых уроков с целью формирования у детей навыков написания элементов букв, отдельных слов и фраз, усвоенных в устной речи, ведения словаря, письменного выполнения лексических и грамматических упражнений.
Письмо используется в начальных классах школы преимущественно на репродуктивном уровне: при оформлении поздравительной открытки, написании короткого письма с опорой на образец, рассказ о своей семье, своем друге, любимом животном с опорой на материал, усвоенный в устной речи, и на прочитанные тексты аналогичной тематики.
Работа над техникой письма
Основная задача начального этапа обучения – заложить основы техники письма (т. е. сформировать каллиграфческие, графические и орфографические навыки) через ознакомление учащихся с написанием букв, тренировку написания, усвоение орфорграфии слов, отработанных устно, написание предложений, содержащих усвоенное. В комплексе упражнений по развитию графических навыков особое место занимает работа над теми явлениями (буквами, буквосочетаниями), которые отсутствуют в родном языке обучаемых или элементы которых совпадают с элементами букв в родном языке. В остальных случаях имеет место перенос навыков письма, сформированных на базе родного языка. Знакомя учащихся с написанием буквы, учитель должен показать на доске, как она пишется, или использовать специальное пособие, где подробно показано стрелками и точками, обозначающими, в какой последовательности и в каком направлении должна двигаться рука, чтобы образ буквы получился правильным. Необходимо отметить, что учащиеся должны овладеть полупечатно – полурукописным шрифтом, поскольку введение рукописного шрифта помешает формированию графемно – фонемных соответствий. К упражнениям в графике относятся:
· восстановление буквы по элементу, списывание и др.
На этапе обучения технике письма во втором классе необходимо обратить самое пристальное внимание на развитие кисти руки, координацию движений, глазомер, не упуская из виду, что аналогичная работа проводится на уроках русского языка, математики, рисования.
Обучение графике тесным образом связано с обучением каллиграфии. При обучении графике учитель указывает, какие элементы следует написать сначала, а какие затем. Для этого авторы рекомендуют такие упражнения, как:
1.1. Напиши буквы в воздухе.
1.2. Напиши буквы по строчке (написание сходных букв).
1.3. Спиши прописи и печатный текст.
1.4. Напиши буквосочетания (ch, ck, sch).
1.6. Напиши (спиши) предложения.
Наибольшую сложность в овладении техникой письма представляет обучение орфографии. Это обуславливается расхождением графического и звукового образов слов. Особенно много трудностей имеется в графике английского языка (70 % слов). Орфорграфическая система может основываться на трех основных принципах:
А) фонетическом (буква соответствует звуку);
В) грамматическом (морфологическом), написание определяется правилами грамматики, независимо от фонетических отклонений в озвучивании одной и той же буквы;
С) историческом (традиционном). Ведущими являются первые два принципа.
При обучении орфографии широко используется списывание. В учебниках имеются памятки для списывания. В памятке указывается, как ученик должен списывать (прочитать предложение, понять его смысл; посмотреть и запомнить написанное предложение; отвлечься от предложения и мысленно представить его себе; написать предложение по памяти, диктуя себе по слогам; сверить написанное предложение с напечатанным; если обнаружена ошибка, необходимо ее исправить и написать предложение заново).
Для обучения орфорграфии могут быть использованы такие упражнения, как:
· выписывание слов на определенное правило;
· заполнение пропусков в словах;
· списывание слов с подчеркиванием орфограмм и их комментирование;
· подчеркивание сложной орфограммы, выделение ее цветом, шрифтом;
· группировка слов по общей орфограмме;
· конструирование слов из букв, слогов;
· орфографические игры (кроссворды, загадки);
· звуко – буквенный и слоговой анализ (прежде всего в случаях расхождения графического и звукового образа слов);
· рифмовка слов: light – bright – fight;
· различные виды диктантов.
По своей природе диктанты являются комплексными упражнениями, т. к. они ставят своим обязательным условием не только владение рядом письменных навыков, но и понимание связной устной речи. По форме проведения диктанты делятся на:
· самодиктант (написать столько-то слов на такую-то орфограмму по памяти);
· зрительный диктант (учащиеся видят написанное на доске, читают про себя и вслух, запись стирается, учащиеся пишут по памяти);
· слуховой диктант (под диктовку учителя с предварительным снятием трудностей);
· слуховой объяснительный диктант (под диктовку учителя с проследующим анализом сложных явлений);
Н всех этапах обучения необходимо уделять большое внимание обучению приемам рациональной и экономной записи, помогающей лучше осознавать усваиваемое, прочнее его запомнить.
При подготовке устного высказывания следует учить использовать план, схему, тезисы, которые помогают организовать свои мысли, глубже раскрыть тему, сделать сообщение логичным и последовательным. Характер записи в процессе чтения зависит от вида чтения и коммуникативной задачи. Учащихся следует учить составлять и записывать планы различного вида (вопросы, тезисы, развернутый, краткий), предложения, отражающие главную мысль абзаца/ текста, несущие новую информацию, объясняющие какое – либо явление, записывать краткое содержание прочитанного/ услышанного в виде ассоциограммы, структурного дерева, spider – gram, mind – map и т. п.
Формирование умений письменной речи
Умение выражать свои мысли в письменной форме формируется на базе упражнений 1) репродуктивного; 2) репродуктивно – продуктивного и 3) продуктивного характера.
В первую группу упражнений входит написание текста (письма, открытки, сообщения и т. п.) с опорой на образец, что характерно для начальных классов.
Вторая группа – это упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план и др.) и вербально – изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы и выражения). письменное описание картинки по теме или по мотивам темы;
· письменное изложение основного содержания прочитанного текста;
· составление тезисов или плана для сообщения (доклада)
Третья группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы. Стимулы, побуждающие к письменному высказыванию, могут быть сформулированы словесно (например, проблемного тезиса) или визуального (просмотр видеофильма, фотография и др.). Используется на второй и третьей ступенях средней школы.
Большие возможности для обучения творческому письму имеет диктант. выделяет репродуктивный, индивидуальный творческий, парный творческий, коллективный творческий диктант. О репродуктивном диктанте речь шла выше (буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания). Индивидуальный творческий диктант выполняется как письменное произведение речи объемом не более 150 слов, представляющие собой описание картинки, рассуждение по поводу предложенного проблемного тезиса и т. п. Парный или коллективный творческий диктант может проходить следующим образом: двум учащимся (двум группам учащихся) предлагается в случайном порядке картинки, иллюстрирующие один из двух рассказов; задача ученика заключается в том, чтобы расположить картинки в правильной последовательности, написать рассказ и продиктовать его партнеру (партнерам); после этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта.
Из названных выше упражнений коммуникативной ценностью обладает упражнение, направленное на обучение письму. Это самый легкий вид работы по форме. Нет единой формы письма. Содержание письма зависит от самого пишущего. Языковую форму письма может выбирать сам автор. Тема письма совпадает с тематикой школьных учебников. Переписка является важным фактором в развитии интереса к языку. Учитель должен объяснить особенности письма:
в) написание письма;
г) написание личных местоимений;
д) окончание письма;
е) написание адреса на конверте.
В старших классах в учебный процесс могут быть включены такие упражнения, как выписки, тезисы, аннотирование, реферирование, рецензирование.
Выписки – наиболее распространенный вид работ над учебной научной литературой. Они фиксируют для дальнейшего исследования нужные и важные места из учебника, книги, журнальной статьи, брошюры, текста. Обычно выписываются отдельные положения, факты, цифровой и другой фактический и иллюстративный материал.
Тезисы – вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал, изложить его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение (статью, доклад, параграф). Тезисы могут быть простыми и краткими (включать только основные положения), а также сложными и полными (включать, кроме основных и второстепенные положения). Они должны вытекать одно из другого. Часть текстов может записываться в виде цитат.
Аннотация – предельно сжатое, краткое изложение главного содержания текста. Основным отличием аннотации от реферата является то, что реферат дает представление о содержании оригинала, а аннотация – только о его тематике. Аннотация перечисляет, называет вопросы, проблемы оригинала, но не раскрывает их.
Для аннотации характерно использование специальных оборотв и клише. Структура аннотации такова:
а) предметная рубрика (называется область или раздел знания, к которому относятся аннотируемый материал);
в) выходные данные источника;
г) содержание аннотации.
Реферат – сжатое, краткое изложение основного содержания превичного оригинального документа – текста (статьи, главы, параграфа, целой книги).
Основным назначением реферата является оперативное распространение важнейшей научно – технической информации в максимально сжатом виде и ее использование читателями различных категорий. Реферат имеет определенную структуру:
а) предметная рубрика;
в) выходные данные источника;
г) главная мысль, идея реферируемого материала;
д) изложение содержания;
е) комментарий, примечания референта (это чаще всего указание адресата, на которого рассчитан реферируемый материал).
Рефераты делятся на:
Рецензия – это одно из упражнений в письменной речи. Она обычно составляется на прочитанный текст, на статью в газете или на целое произведение. В рецензии автор излагает свое отношение к прочитанному, свою точку зрения.
Обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам РД. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на ИЯ.
Критерии оценки умений письменной речи: содержание и полнота (насколько учащиеся успешно справились с выражением содержания с учетом цели высказывания и адресата при соблюдении принятых норм вежливости); организация текста (логичное и последовательное изложение материалас делением на абзацы, использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текст, выбор формата письма); лексика, грамматика, орфография и пунктуация.