какую практическую пользу принесли открытые ы алтынсариным ремесленные и сельскохозяйственные школы

Научная работа «И.Алтынсарин и его вклад вобразование»

Просмотр содержимого документа
«Научная работа «И.Алтынсарин и его вклад вобразование»»

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №18 мектеп-гимназиясы»ММ

ГУ «Школа-гимназия №18 отдела образования акимата города Костаная»

Тема: Вклад Ибрая Алтынсарина в образование казахского народа.

Выполнил: ученик 10 класса Маутов Диас.

Научный руководитель: Асылханова Г.А.

На этапе демократизации казахстанского общества в условиях формирования новых социально-экономических отношений проблема совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения остается одной из приоритетных. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года записано: «Главным приоритетом объявляется профессиональное образование на всех его уровнях: начальном, среднем, высшем, послевузовском. Это никоим образом не умаляет значения среднего общего образования, напротив, повышается важность этого уровня образования для обеспечения главного приоритета в образовании. В системе образования главной стратегической задачей определяется расширение доступа населения к качественному образованию всех уровней и ступеней».

Наш интерес к рассмотрению и изучению наследия видного казахстанского деятеля Ибрая Алтынсарина не случаен. Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Также он научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

Кроме того, есть еще одна причина, побудившая нас исследовать вклад педагога, человека с большой буквы, заслужившего память и благодарность учеников и последователей, к числу которых мы относим нынешнее поколение.

Образовательные задачи Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого.

Таким образом актуальность нашей работы заключается в сравнительном анализе необходимости открытия школ Ыбраем Алтынсариным для казахского народа.

Целью данной работы является изучение вклада Ы.Алтынсарина в образование казахского народа.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Познакомиться с личностью Ыбрая Алтынсарина.

3.Определить вклад Ы.Алтынсарина в открытие школ.

Обьектом работы является педагог – просветитель Ы. Алтынсарин.

Предметом исследования является его вклад в открытие школ.

Методы исследования: сбор и поиск информации.

Гипотеза исследования основывается на утверждении, что бесценный вклад в открытие школ – это фундамент заложенный Ыбраем Алтынсариным в образовательном процессе всех поколений для развития общества и каждой человеческой индивидуальности.

Структура исследования. Работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы.

То, что сделать не могли
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь
Вы – грядущего ростки

Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор, учёный-этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики.

В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение.[1]

И.Алтынсарин был пламенным борцом за прогрессивное развитие казахского народа. Он заложил основы общего и профессионального образования в крае, открыв начальные школы, ремесленные и женские училища.

Ибрай родился 20 октября 1841 года на территории современной Костанайской области. Он рано потерял отца, поэтому воспитанием юноши занимался дед – известный бий БалгожаЖанбуршин.

В 1850 году Балгожа отправил внука в школу-интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Ибрай окончил ее в 1850 году.Около трёх лет после окончания школы (с 1857 по 1859 г.г.) И.Алтынсарин работал писарем у своего деда Балгожи Джанбурчина, управляющего Узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии, а затем – с 1 августа 1859 г. в Оренбургском областном правлении в качестве младшего толмача (переводчика). Однако талантливый юноша считал целью своей жизни не погоню за карьерой и чинами, а просвещение родного народа.

Глава 2. Вклад Ыбрая Алтынсарина в образование казахского народа.

Ы. Алтынсарин был всесторонне образованным человеком. Он понимал насколько важно стремление казахского народа к прогрессу и знаниям.

Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Он ввёл преподавание казахского языка в этих школах, боролся равно и против насильственной русификации и проникновения в них влияния реакционного мусульманского духовенства.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в г. Тургай, в которой он назначался учителем

русского языка. Несмотря на большие трудности (не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей), благодаря настойчивости И. Алтынсарина 8 января 1864 года состоялось торжественное открытие школы. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина.

Открыть школу в глухом городе было нелёгким делом: не было средств, школьного помещения и учебных пособий. К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти. Трудности, однако, не остановили Алтынсарина. Воодушевлённый просветитильскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, и повсеместно находил в народе горячую поддержку. Собрав у местного населения средства,он построил школьное здание, выписал учебные пособия. При школе был создан интернат, в котором жиле 16 учеников,содержавшихся на полном пансионе за счёт средств населения. Алтынсарин с большой энергией боролся за сближение и дружбу казахского и русского народов, посвятив этому благородному делу всю свою жизнь. Он стоял за приобщения Казахстана к экономическому и культурному развитию России.

В 1879 г., после назначения инспектором школ Тургайской области, И.Алтынсарин не переехал в административный центр области (в г.Оренбург), избрав местом своего пребывания г.Тургай. Алтынсарин занимался многогранной деятельностью по улучшению школьного дела: расширением школьной сети на обширной территории Тургайской области. В 1883 г. местом его пребывания стал Кустанайский (Николаевский) уезд. В родном местечке в Аракарагайской волости (в трёх километрах от г.Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее впоследствии название «Инспекторское») он построил деревянный дом с железной крышей, где жил и работал до самой смерти.

Также, немало усилий он приложил, чтобы были открыты аульные и волостные школы. Долгое время царская дминистрация всячески тормозила эти благородные начинания. Но, несмотря на эти препятствия, Алтынсарин не прекращал горячей просветительской деятельности, что вызывало недовольство со стороны военного губернатора Тургайской области. За то, что Алтынсарин по своей личной инициативе стремился повсеместно открывать народные школы, якобы расходуя на это излишние средства, губернатор области генерал Проценко даже решил привлечь его к ответственности и предать суду.

И.Алтынсарину удалось избежать судебного преследования, так как Проценко был смещён с должности. В 1886 г. Алтынсарин опять возбуждает ходатайство перед новым областным начальством с просьбой разрешить открыть волостные школы. Получив его, он спешно приступает к открытию школ собирая для этой цели пожертвования с населения. Просветитель арендовал или покупал помещения для этих школ и заботился об их оборудовании. При открытии волостных школ И.Алтынсарин, лично присутствовал и давал первые показательные уроки.

«На нашу долю,— писал он,— теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья. Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей».

Так же с именем И.Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. В г.Иргизе он открыл специальную школу для казахских девочек с интернатом. Поистине это было большим событием в жизни казахского народа. Алтынсарин от души был рад успеху этого выдающегося начинания. Он просил у царской администрации разрешения открыть женские училища во всех уездах Тургайской области. Лишь спустя два года после подачи им прошения об этом было получено разрешение открыть женские училища с интернатами в г.Тургае в 1891 г., в г.Кустанае – в 1893 г., в поселке Карабутаке – в 1895 г. и в г.Актюбе – в 1896 г.

В этих пяти женских училищах, открытых в соответствии с ходатайством И.Алтынсарина, к 1896 г. обучалось 211 девушек, из которых казашек 70, девушек русских поселян 141.

Однако Алтынсарин считал, что дело народного образования не может ограничиться только открытием указанных выше типов школ, ибо эти школы являлись лишь первым шагом в деле просвещения народа.

Глава 3. Пропаганда идей просвещения и культуры.

Нужно отметить что, выдающийся просветитель Ы. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он.

Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

В своих письмах Ы.Алтынсарин постоянно затрагивает насущные социальные проблемы казахского народа. В одном из своих писем профессору Казанского университета Н. И. Ильминскому Ы. Алтынсарин писал: «Мы с (В. В. Катеринским) постоянно и неуклонно настаиваем на учреждении начальных русских школ и чтобы лучших окончивших здесь курс направлялись в такие практические заведения, где учат учить русскому языку и грамоте…».

Казахский народ всегда высоко ценил деятельность и творчество своего выдающегося сына. В 1884 году на страницах Оренбургской газеты была помещена статья, в которой ученики Ы.Алтынсарина писали: «Мы готовы видеть в лице Ы.Алтынсарина героя, который становится отражением своего народа, духа его, ума, нрава, характера и вообще всей жизни».

ИбрайАлтынсарин был идейным выразителем нового прогрессивного течения, направленного против отсталости и консерватизма.

В условиях Казахстана Ибрай Алтынсарин стал первым глашатаем педагогических идей Ушинского. Вот его принципы:

— Конец учения – знание.

— Учиться – иглой рыть колодец.

— Ученый идет вперед, неученый назад.

— Учись до самой смерти.

— Ученый против течения поплывет.

— Грамотный человек не умрет, а безграмотный не может жить.

Образовательные задачи Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого.

Также ученый считает, что задача школы настолько многогранна, что порою в его указаниях учителям стираются обычные границы школьно-учебного процесса и внеклассной работы.

Алтынсарин писал: «Для народных школ учителя составляют все: с ними не могут сравниться ни благороднейшие распоряжения, ни тщательный инспекторский надзор»

В организации учебного процесса в первую очередь, главную роль играют учителя, решающее значение принадлежит учебно-материальной базе, а затем необходима тщательная проверка учебников, годных для казахской школы, считает Алтынсарин.

Знания и навыки, даваемые в школе, Алтынсарин расценивает не с точки зрения формального образования, а с учетом их реальной пользы для народа в переходный период его жизни. С этой целью он делает отбор необходимых для школы учебных предметов, подвергает свой отбор педагогическому анализу – как учить и для чего учить.

«Давать казахам пока не поздно правильное направление, ведущее к правильному общественному развитию этого способного и со здоровым умом народа». «Для экономического роста казахского народа, в видах упрочнения и придания им (то есть школам) еще большей, нежели теперь, основательности», необходимо повысить уровень даваемых школой знаний. «Надо давать хорошее образование, учить, как попало, нельзя». «Учебная книга должна быть проникнута духом науки». То есть, взгляды Алтынсарина, высказанные более века назад, созвучны идеям нынешнего образовательного процесса.

В педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина важное место занимают вопросы воспитания и обучения детей. Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием.

Алтынсарин проявлял отеческую заботу об учителях, давал им дружеские советы по всем вопросам, включая вопросы личной жизни, и в то же время предъявлял к ним строгие требования в деле обучения и воспитания учащихся.

Просветитель придавал большое значение и нравственному воспитанию учащихся. Он стремился воспитать в учащихся гуманность, честное отношение к труду, любовь к Родине.

Таким образом, при жизни Ыбраю Алтынсарину удалось открыть четыре двухклассных центральных русско-киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. Он собирал также «пожертвования» с населения для содержания детей, обучающихся в гимназиях, университетах, в Красноуфимском реальном училище.

Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создавал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу.

В системе преподавания главное место Алтынсарин отводил естествознанию, русскому и казахскому языкам. Он настоятельно рекомендовал учителям обратить особое внимание на преподавание русского языка, равно как и на обучение детей родному казахскому языку. В связи с этим преподавание некоторых других предметов в начальных школах И.Алтынсарин поставил в зависимость от прочного усвоения русского языка и грамматики.

Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он.

Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

Многие из последователей И.Алтынсарина называли его казахским Ломоносовым. Именем Ыбрая Алтынсарина названа Казахская Академия образования, постановлением Министерства культуры Казахской ССР учреждена медаль имени Ыбрая Алтынсарина, во всех городах Казахстана есть улицы, названные его именем. На родине Ы.Алтынсарина в Кустанайской области существует Алтынсаринский район и одно из сел области названо именем Ы. Алтынсарина.

Источник

Научная работа «И.Алтынсарин и его вклад вобразование»

Просмотр содержимого документа
«Научная работа «И.Алтынсарин и его вклад вобразование»»

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №18 мектеп-гимназиясы»ММ

ГУ «Школа-гимназия №18 отдела образования акимата города Костаная»

Тема: Вклад Ибрая Алтынсарина в образование казахского народа.

Выполнил: ученик 10 класса Маутов Диас.

Научный руководитель: Асылханова Г.А.

На этапе демократизации казахстанского общества в условиях формирования новых социально-экономических отношений проблема совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения остается одной из приоритетных. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года записано: «Главным приоритетом объявляется профессиональное образование на всех его уровнях: начальном, среднем, высшем, послевузовском. Это никоим образом не умаляет значения среднего общего образования, напротив, повышается важность этого уровня образования для обеспечения главного приоритета в образовании. В системе образования главной стратегической задачей определяется расширение доступа населения к качественному образованию всех уровней и ступеней».

Наш интерес к рассмотрению и изучению наследия видного казахстанского деятеля Ибрая Алтынсарина не случаен. Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Также он научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

Кроме того, есть еще одна причина, побудившая нас исследовать вклад педагога, человека с большой буквы, заслужившего память и благодарность учеников и последователей, к числу которых мы относим нынешнее поколение.

Образовательные задачи Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого.

Таким образом актуальность нашей работы заключается в сравнительном анализе необходимости открытия школ Ыбраем Алтынсариным для казахского народа.

Целью данной работы является изучение вклада Ы.Алтынсарина в образование казахского народа.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Познакомиться с личностью Ыбрая Алтынсарина.

3.Определить вклад Ы.Алтынсарина в открытие школ.

Обьектом работы является педагог – просветитель Ы. Алтынсарин.

Предметом исследования является его вклад в открытие школ.

Методы исследования: сбор и поиск информации.

Гипотеза исследования основывается на утверждении, что бесценный вклад в открытие школ – это фундамент заложенный Ыбраем Алтынсариным в образовательном процессе всех поколений для развития общества и каждой человеческой индивидуальности.

Структура исследования. Работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы.

То, что сделать не могли
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь
Вы – грядущего ростки

Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор, учёный-этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики.

В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение.[1]

И.Алтынсарин был пламенным борцом за прогрессивное развитие казахского народа. Он заложил основы общего и профессионального образования в крае, открыв начальные школы, ремесленные и женские училища.

Ибрай родился 20 октября 1841 года на территории современной Костанайской области. Он рано потерял отца, поэтому воспитанием юноши занимался дед – известный бий БалгожаЖанбуршин.

В 1850 году Балгожа отправил внука в школу-интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Ибрай окончил ее в 1850 году.Около трёх лет после окончания школы (с 1857 по 1859 г.г.) И.Алтынсарин работал писарем у своего деда Балгожи Джанбурчина, управляющего Узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии, а затем – с 1 августа 1859 г. в Оренбургском областном правлении в качестве младшего толмача (переводчика). Однако талантливый юноша считал целью своей жизни не погоню за карьерой и чинами, а просвещение родного народа.

Глава 2. Вклад Ыбрая Алтынсарина в образование казахского народа.

Ы. Алтынсарин был всесторонне образованным человеком. Он понимал насколько важно стремление казахского народа к прогрессу и знаниям.

Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Он ввёл преподавание казахского языка в этих школах, боролся равно и против насильственной русификации и проникновения в них влияния реакционного мусульманского духовенства.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в г. Тургай, в которой он назначался учителем

русского языка. Несмотря на большие трудности (не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей), благодаря настойчивости И. Алтынсарина 8 января 1864 года состоялось торжественное открытие школы. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина.

Открыть школу в глухом городе было нелёгким делом: не было средств, школьного помещения и учебных пособий. К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти. Трудности, однако, не остановили Алтынсарина. Воодушевлённый просветитильскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, и повсеместно находил в народе горячую поддержку. Собрав у местного населения средства,он построил школьное здание, выписал учебные пособия. При школе был создан интернат, в котором жиле 16 учеников,содержавшихся на полном пансионе за счёт средств населения. Алтынсарин с большой энергией боролся за сближение и дружбу казахского и русского народов, посвятив этому благородному делу всю свою жизнь. Он стоял за приобщения Казахстана к экономическому и культурному развитию России.

В 1879 г., после назначения инспектором школ Тургайской области, И.Алтынсарин не переехал в административный центр области (в г.Оренбург), избрав местом своего пребывания г.Тургай. Алтынсарин занимался многогранной деятельностью по улучшению школьного дела: расширением школьной сети на обширной территории Тургайской области. В 1883 г. местом его пребывания стал Кустанайский (Николаевский) уезд. В родном местечке в Аракарагайской волости (в трёх километрах от г.Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее впоследствии название «Инспекторское») он построил деревянный дом с железной крышей, где жил и работал до самой смерти.

Также, немало усилий он приложил, чтобы были открыты аульные и волостные школы. Долгое время царская дминистрация всячески тормозила эти благородные начинания. Но, несмотря на эти препятствия, Алтынсарин не прекращал горячей просветительской деятельности, что вызывало недовольство со стороны военного губернатора Тургайской области. За то, что Алтынсарин по своей личной инициативе стремился повсеместно открывать народные школы, якобы расходуя на это излишние средства, губернатор области генерал Проценко даже решил привлечь его к ответственности и предать суду.

И.Алтынсарину удалось избежать судебного преследования, так как Проценко был смещён с должности. В 1886 г. Алтынсарин опять возбуждает ходатайство перед новым областным начальством с просьбой разрешить открыть волостные школы. Получив его, он спешно приступает к открытию школ собирая для этой цели пожертвования с населения. Просветитель арендовал или покупал помещения для этих школ и заботился об их оборудовании. При открытии волостных школ И.Алтынсарин, лично присутствовал и давал первые показательные уроки.

«На нашу долю,— писал он,— теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья. Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей».

Так же с именем И.Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. В г.Иргизе он открыл специальную школу для казахских девочек с интернатом. Поистине это было большим событием в жизни казахского народа. Алтынсарин от души был рад успеху этого выдающегося начинания. Он просил у царской администрации разрешения открыть женские училища во всех уездах Тургайской области. Лишь спустя два года после подачи им прошения об этом было получено разрешение открыть женские училища с интернатами в г.Тургае в 1891 г., в г.Кустанае – в 1893 г., в поселке Карабутаке – в 1895 г. и в г.Актюбе – в 1896 г.

В этих пяти женских училищах, открытых в соответствии с ходатайством И.Алтынсарина, к 1896 г. обучалось 211 девушек, из которых казашек 70, девушек русских поселян 141.

Однако Алтынсарин считал, что дело народного образования не может ограничиться только открытием указанных выше типов школ, ибо эти школы являлись лишь первым шагом в деле просвещения народа.

Глава 3. Пропаганда идей просвещения и культуры.

Нужно отметить что, выдающийся просветитель Ы. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он.

Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

В своих письмах Ы.Алтынсарин постоянно затрагивает насущные социальные проблемы казахского народа. В одном из своих писем профессору Казанского университета Н. И. Ильминскому Ы. Алтынсарин писал: «Мы с (В. В. Катеринским) постоянно и неуклонно настаиваем на учреждении начальных русских школ и чтобы лучших окончивших здесь курс направлялись в такие практические заведения, где учат учить русскому языку и грамоте…».

Казахский народ всегда высоко ценил деятельность и творчество своего выдающегося сына. В 1884 году на страницах Оренбургской газеты была помещена статья, в которой ученики Ы.Алтынсарина писали: «Мы готовы видеть в лице Ы.Алтынсарина героя, который становится отражением своего народа, духа его, ума, нрава, характера и вообще всей жизни».

ИбрайАлтынсарин был идейным выразителем нового прогрессивного течения, направленного против отсталости и консерватизма.

В условиях Казахстана Ибрай Алтынсарин стал первым глашатаем педагогических идей Ушинского. Вот его принципы:

— Конец учения – знание.

— Учиться – иглой рыть колодец.

— Ученый идет вперед, неученый назад.

— Учись до самой смерти.

— Ученый против течения поплывет.

— Грамотный человек не умрет, а безграмотный не может жить.

Образовательные задачи Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого.

Также ученый считает, что задача школы настолько многогранна, что порою в его указаниях учителям стираются обычные границы школьно-учебного процесса и внеклассной работы.

Алтынсарин писал: «Для народных школ учителя составляют все: с ними не могут сравниться ни благороднейшие распоряжения, ни тщательный инспекторский надзор»

В организации учебного процесса в первую очередь, главную роль играют учителя, решающее значение принадлежит учебно-материальной базе, а затем необходима тщательная проверка учебников, годных для казахской школы, считает Алтынсарин.

Знания и навыки, даваемые в школе, Алтынсарин расценивает не с точки зрения формального образования, а с учетом их реальной пользы для народа в переходный период его жизни. С этой целью он делает отбор необходимых для школы учебных предметов, подвергает свой отбор педагогическому анализу – как учить и для чего учить.

«Давать казахам пока не поздно правильное направление, ведущее к правильному общественному развитию этого способного и со здоровым умом народа». «Для экономического роста казахского народа, в видах упрочнения и придания им (то есть школам) еще большей, нежели теперь, основательности», необходимо повысить уровень даваемых школой знаний. «Надо давать хорошее образование, учить, как попало, нельзя». «Учебная книга должна быть проникнута духом науки». То есть, взгляды Алтынсарина, высказанные более века назад, созвучны идеям нынешнего образовательного процесса.

В педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина важное место занимают вопросы воспитания и обучения детей. Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием.

Алтынсарин проявлял отеческую заботу об учителях, давал им дружеские советы по всем вопросам, включая вопросы личной жизни, и в то же время предъявлял к ним строгие требования в деле обучения и воспитания учащихся.

Просветитель придавал большое значение и нравственному воспитанию учащихся. Он стремился воспитать в учащихся гуманность, честное отношение к труду, любовь к Родине.

Таким образом, при жизни Ыбраю Алтынсарину удалось открыть четыре двухклассных центральных русско-киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. Он собирал также «пожертвования» с населения для содержания детей, обучающихся в гимназиях, университетах, в Красноуфимском реальном училище.

Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создавал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу.

В системе преподавания главное место Алтынсарин отводил естествознанию, русскому и казахскому языкам. Он настоятельно рекомендовал учителям обратить особое внимание на преподавание русского языка, равно как и на обучение детей родному казахскому языку. В связи с этим преподавание некоторых других предметов в начальных школах И.Алтынсарин поставил в зависимость от прочного усвоения русского языка и грамматики.

Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он.

Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

Многие из последователей И.Алтынсарина называли его казахским Ломоносовым. Именем Ыбрая Алтынсарина названа Казахская Академия образования, постановлением Министерства культуры Казахской ССР учреждена медаль имени Ыбрая Алтынсарина, во всех городах Казахстана есть улицы, названные его именем. На родине Ы.Алтынсарина в Кустанайской области существует Алтынсаринский район и одно из сел области названо именем Ы. Алтынсарина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *