какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана

Ему была дарована долгая жизнь

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

Причина именования этой великой личности Хызыром объясняется в предании, приведенном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), в котором говорится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Причиной того, что Хызыр назван Хызыром (Хадыром) является следующее: Когда Хызыр садился на какое-либо место, где не росла трава, внезапно это место покрывалось зеленью за спиной Хызыра».

Известно, что до получения прозвища Хызыр его звали Балья, Йаса, Амир, Кальян или Ахмад, а его куньей был Абу’ль-Аббас. Согласно преданию, Хызыр (мир ему!) испил из родника живой воды, поэтому ему была дана долгая жизнь. В преданиях говорится, что этот родник бил у основания одного дерева, все, что попадало в него, оживало, что рыба почтенного Мусы (мир ему!) также ожила из-за этого родника.

Согласно мнению большинства ученых, Хызыр является пророком. Потому что в Коране говорится: «Мы одарили его своей милостью», и эта милость, возможно, присуждает ему степень пророка. Кроме того, аят со смысловым толкованием «Мы одарили его знанием…» только подтверждает данную мысль.

Затем то, что пророк Муса (мир ему!) последовал за ним, также считается доказательством того, что он является пророком. Потому что пророк может последовать только за другим пророком. Действительно, согласно указаниям толкователя Корана Куртуби, когда Муса (мир ему!) встретился с Хызыром (мир ему!), Хызыр (мир ему!) сказал ему следующие слова: «Ты обладаешь знанием, полученным в дар от Аллаха, которое я не смогу постичь. Я также обладаю знанием, внушенным мне Аллахом, которое ты не сможешь постичь».

Одним словом: Поскольку различные стороны рассказа о Хызыре свидетельствуют о его пророческой миссии, верно то, что он является пророком. Есть и такие, кто считают его праведником. Действительно, согласно мнению одной части ученых, Хызыр (мир ему!) – это один из праведных и справедливых рабов Аллаха.

Он был удостоен огромного божественного благоволения и попечительства и был одарен божественным знанием. Также существует мнение о том, что Хызыр (мир ему!) является ангелом. Почтенный Абдульазиз Даббаг по данному вопросу говорит следующее: После приведенных пояснений становится известна мудрость событий, произошедших между Хызыром (мир ему!) и Мусой (мир ему!). Потому что Муса (мир ему!) – это великий пророк.

Он постоянно думал о наблюдении Всевышнего Господа, что даже не замечал мирские дела. А Хызыр (мир ему!) является лишь мелким праведником. И я сказал:

– Разве Хызыр (мир ему!) не является пророком? Некоторые ученые утверждают это. Например, толкователь книг Бухари Ибн Хаджар считает, что нужно верить в то, что Хызыр (мир ему!) является пророком. Потому что, если не считать его пророком, как это получается, что человек, не являющийся пророком, более знающ, чем пророк. Что вы на это скажете?

– Он не пророк. Он всего лишь раб, Всевышний Господь наделил его знаниями, правом для призыва на божественный путь своих творений. Действительно, совершенство познания, которое было дано Хызыру (мир ему!), было дано и гавсам (помощникам) уммы Мухаммада. Хызыр (мир ему!) заслужил эту степень без шейха и следования тарикату.

Всевышний Господь с самого начала дал ему свою божью помощь. Вместе с этим, Хызыр (мир ему!) никогда не сможет достичь степени пророков и посланников. Следовательно, в Хызыре (мир ему!) не проявляются такая личность, такие качества и деяния, какие видны в Мусе (мир ему!).

Поэтому праведник, не являющийся пророком, не может более знающим, чем пророк. С этой точки зрения, нет необходимости в том, чтобы относиться к Хызыру, как к пророку. Я сказал:

– Те, кто утверждает, что Хызыр (мир ему!) является пророком, показывают в качестве довода следующий аят Священного Корана: «Я не поступал по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением». Почтенный Абдульазиз Даббаг сказал:

– Все гавсы, знатоки и другие осуществляют свои решения относительно произошедших случаев только по приказу Аллаха. Это не является качеством пророка и посланника. Многие люди не знают этого. Жив ли Хызыр (мир ему!)?

Вопрос, относительно которого существует много разногласий – это жизненное состояние Хызыра. Согласно утверждению Шариха Айни, большинство ученых из числа открывателей правды, признают, что Хызыр живет в настоящее время и его можно увидеть в степях. Сообщается, что Умар Ибн Абдульазиз, Ибрахим Ибн Атхам, Бишр аль Хафи, Маруф Кархи, Джунайд, Ибрахим Хавасс видели Хызыра, имеется множество рассказов о жизни Хызыра.

Только эта жизнь сопровождается обращением тела в душу, отказом от страстных и чувственных желаний и нужд, и это и есть истина. Передается, что отличительной чертой Хызыра является то, что его палец шахады и средний палец были сросшимися. Айни в своем труде «Тарих-и Кабир» уделяет данному вопросу отдельное внимание и посредством доказательств защищает мнение относительно того, что Хызыр жив.

В одном предании говорится, что среди людей есть четыре живых пророка и они обеспечивают безопасность жителям земли. Двое из них находятся на земле. Это Хызыр и Ильяс. А двое других находятся на небесах. Это почтенный Иса и почтенный Идрис (мир им всем и благословение Аллаха!).

Другая часть ученых утверждает, что Хызыр умер. Решение по данному вопросу: Он жив, но жизнь имеет пять ступеней. Он находится на второй ступени. По этой причине некоторые ученые сомневались в том, что он жив. Первая ступень жизни – это наша жизнь, ограниченная множеством установлений и правил.

Вторая ступень жизни – это жизнь почтенного Хызыра и Ильяса (мир ему!), свободная ступень. То есть они одновременно могут находиться в очень многих местах. Они не обременены постоянными человеческими потребностями, которые есть у нас. Иногда по своему желанию они могут поесть, попить, как и мы, но они не обременены этим.

Приключения истинного праведника, признанного свидетельствами людей, и почтенного Хызыра проясняет и доказывает существование этой ступени жизни. Даже в обители праведников есть место, которое называется «Обителью Хызыра». Любой праведник, вошедший в эту обитель, получает от Хызыра знания и встречается с ним. Однако иногда владелец данной обители ошибочно принимается за самого Хызыра.

Источник

Из истории о Хызыре (мир ему!)

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

Назидания и наставления, полученные из рассказа о почтенном Мусе (мир ему!) и Хызыре (мир ему!), который приведен в представленных смысловых толкованиях аятов и в хадисе:

1 – Знание в целом делится на два вида: первое – это приобретенное знание, а второе – это подаренное или божественное знание. Так же как и приобретенное знание, божественное знание, предоставляется в соответствии со степенью и приближенностью человека, то есть в соответствии с положением человека перед Аллахом.

2 – Знание пророков обычно является подаренным знанием, то есть божественным знанием. Они становятся обладателями знания, получив их от Аллаха. Но это знание передается в соответствии с особенностями каждого пророка, с условиями, в которых он пребывает, с культурным уровнем народа и нации, к которому он обращается. С этой точки зрения, все пророки объединяются на основе религии единобожия, но они отличаются по степеням в других человеческих знаниях. Что касается причины данного явления: Это сообщение о том, что знание Аллаха является бесконечным и безграничным и напоминание о том, что для каждого знающего существует тот, кто знает больше, и привлечение внимания на то, что знания обладателей знания отличаются друг от друга. Действительно, большинство знаний Мусы (мир ему!), которые он получал от Аллаха, были неизвестны Хызыру (мир ему!). А часть или большинство того, что знал Хызыр (мир ему!) не были известны Мусе (мир ему!). Действительно, согласно Бухари, в предании говорится, что Хызыр сказал: «Я обладаю таким знанием, внушенным мне Аллахом, которое ты не сможешь постичь. Ты также обладаешь знанием, полученным в дар от Аллаха, которое я не смогу постичь».

3 – Человек не должен хвастаться своими знаниями, не должен забывать о том, что есть люди, обладающее еще большим знанием, а над всеми ими находится Аллах, знания которого больше всех. Потому что над каждым обладателем знания есть тот, кто обладает еще большим и другим знанием. Наряду с шариатом, который необходим для поддержания общественной системы, существует и духовное знание, которое не все могут понять. Аллах дает шариатские знания тем, кто назначен пророком. А знание об истине дает рабу, которому пожелает. Шариатские знания изучаются путем преданий, полученных от пророка, или путем чтения книг. Знание об истине постигается душой не путем изучения, а путем открытий. Это подарок Аллаха своему рабу.

5 – При необходимости для получения знаний нужно отправляться в другие места и выдерживать трудности пути.

6 – С собой в путешествие нужно взять друга и выйти с ним в дорогу.

7 – Необходимо знать о том, что для изучения неизвестных нам вопросов, придется потерпеть некоторые трудности. Благо не достигается без тягости. Действительно, Муса (мир ему!) должен был пройти долгий и изнуряющий путь для получения знаний Хызыра и он вытерпел это. Желание Всевышнего Господа было таким. Ибо, если бы он захотел, то привел бы Хызыра к Мусе. Поистине, некоторые из великодушных сахабов неделями ехали на своих верблюдах в исламские страны, куда были разбросаны их друзья, для того чтобы послушать из их уст то, что они лично слышали от пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).

8 – Необходимо знать, что мы должны следовать человеку, знаниями которого хотим воспользоваться, проявлять к нему уважение, избегать задавания лишних вопросов. Потому что знание очень почетно, священно и ценно. Его обладатель также является почетным и дорогим. Проявление уважения к обладателям знания является сунной пророков. Пророк Муса (мир ему!) напоминает нам эту сунну, когда старается следовать Хызыру и воспользоваться его знаниями.

9 – При изучении нового вопроса нам необходимо проявлять сильное терпение и быть внимательными. Потому что знание может быть получено только путем довольства, стремления, интереса и терпения.

10 – В случае если даже степень учителя будет ниже степени ученика, он должен проявлять к учителю уважение и не возражать ему. Действительно, Муса подчинился Хызыру, который был ниже по степени, чем он сам, и проявлял к нему уважение.

11 – Для спасения большей части имущества дозволено разрушить одну ее часть. Действительно, для того чтобы спасти всю лодку, Хызыр сломал одну ее часть.

13 – Необходимо выполнять данные обещания и оговоренные условия.

14 – Обязательно нужно просить прощение за свои ошибки.

15 – Необходимо вверить своих детей милости и заботе Аллаха, думать об их будущем. Действительно, человек, спрятавший под стеной деньги для своих осиротевших детей, характеризуется как праведный человек.

16 – Отвечать добром на злые деяния других людей и желать им хорошего является характерной чертой верующего. Это мы узнаем из поступка Хызыра (мир ему!), который восстановил своими руками рушащуюся стену для одного селения, люди которого не оказали ему гостеприимство и ничего не дали поесть.

17 – Хызыр не взял за восстановленную стену никакой платы. Так и каждый великодушный человек не должен ждать плату за свое доброе дело, он должен делать все хорошее ради довольства Всевышнего.

18 – Необходимо защищать здания или другие вещи, следить за ними, ремонтировать, не оставлять их в состоянии разрушения.

19 – К слугам, швейцарам и горничным, находящимся рядом с нами, нужно обращаться словами «господин» или «друг», мы должны избегать употребления имен и качеств, которые расстроят и огорчат их. В соответствующем аяте по отношению к Юша ибн Нуну, сопровождающему пророка Мусу, применяется обращение «фета» = «юноша».

20 – Если какой-нибудь господин показывает чудеса, он не показывает их по своим убеждениям. Показывает их по приказу и вдохновению своего Господа. Раскрытие этого почтенным Хызыром является самым прекрасным примером.

Источник

Какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

Хызыр жив, но жизнь имеет пять ступеней. Он находится на второй ступени.

Причина именования этой великой личности Хызыром объясняется в предании, приведенном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), в котором говорится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Причиной того, что Хызыр назван Хызыром (Хадыром) является следующее: Когда Хызыр садился на какое-либо место, где не росла трава, внезапно это место покрывалось зеленью за спиной Хызыра».

Известно, что до получения прозвища Хызыр его звали Балья, Йаса, Амир, Кальян или Ахмад, а его куньей был Абу’ль-Аббас. Согласно преданию, Хызыр (мир ему!) испил из родника живой воды, поэтому ему была дана долгая жизнь. В преданиях говорится, что этот родник бил у основания одного дерева, все, что попадало в него, оживало, что рыба почтенного Мусы (мир ему!) также ожила из-за этого родника. Согласно мнению большинства ученых, Хызыр является пророком. Потому что в Коране говорится: «Мы одарили его своей милостью», и эта милость, возможно, присуждает ему степень пророка. Кроме того, аят со смысловым толкованием «Мы одарили его знанием…» только подтверждает данную мысль. Затем то, что пророк Муса (мир ему!) последовал за ним, также считается доказательством того, что он является пророком. Потому что пророк может последовать только за другим пророком.

Действительно, согласно указаниям толкователя Корана Куртуби, когда Муса (мир ему!) встретился с Хызыром (мир ему!), Хызыр (мир ему!) сказал ему следующие слова: «Ты обладаешь знанием, полученным в дар от Аллаха, которое я не смогу постичь. Я также обладаю знанием, внушенным мне Аллахом, которое ты не сможешь постичь». Одним словом: Поскольку различные стороны рассказа о Хызыре свидетельствуют о его пророческой миссии, верно то, что он является пророком. Есть и такие, кто считают его праведником. Действительно, согласно мнению одной части ученых, Хызыр (мир ему!) – это один из праведных и справедливых рабов Аллаха. Он был удостоен огромного божественного благоволения и попечительства и был одарен божественным знанием. Также существует мнение о том, что Хызыр (мир ему!) является ангелом.

Почтенный Абдульазиз Даббаг по данному вопросу говорит следующее:

После приведенных пояснений становится известна мудрость событий, произошедших между Хызыром (мир ему!) и Мусой (мир ему!). Потому что Муса (мир ему!) – это великий пророк. Он постоянно думал о наблюдении Всевышнего Господа, что даже не замечал мирские дела. А Хызыр (мир ему!) является лишь мелким праведником. И я сказал:

— Разве Хызыр (мир ему!) не является пророком? Некоторые ученые утверждают это. Например, толкователь книг Бухари Ибн Хаджар считает, что нужно верить в то, что Хызыр (мир ему!) является пророком. Потому что, если не считать его пророком, как это получается, что человек, не являющийся пророком, более знающ, чем пророк. Что вы на это скажете?

— Он не пророк. Он всего лишь раб, Всевышний Господь наделил его знаниями, правом для призыва на божественный путь своих творений. Действительно, совершенство познания, которое было дано Хызыру (мир ему!), было дано и гавсам (помощникам) уммы Мухаммада. Хызыр (мир ему!) заслужил эту степень без шейха и следования тарикату. Всевышний Господь с самого начала дал ему свою божью помощь. Вместе с этим, Хызыр (мир ему!) никогда не сможет достичь степени пророков и посланников. Следовательно, в Хызыре (мир ему!) не проявляются такая личность, такие качества и деяния, какие видны в Мусе (мир ему!). Поэтому праведник, не являющийся пророком, не может более знающим, чем пророк. С этой точки зрения, нет необходимости в том, чтобы относиться к Хызыру, как к пророку. Я сказал:

— Те, кто утверждает, что Хызыр (мир ему!) является пророком, показывают в качестве довода следующий аят Священного Корана: «Я не поступал по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением».

Почтенный Абдульазиз Даббаг сказал:

— Все гавсы, знатоки и другие осуществляют свои решения относительно произошедших случаев только по приказу Аллаха. Это не является качеством пророка и посланника. Многие люди не знают этого.

Жив ли Хызыр (мир ему!)?

Вопрос, относительно которого существует много разногласий – это жизненное состояние Хызыра. Согласно утверждению Шариха Айни, большинство ученых из числа открывателей правды, признают, что Хызыр живет в настоящее время и его можно увидеть в степях. Сообщается, что Умар Ибн Абдульазиз, Ибрахим Ибн Атхам, Бишр аль Хафи, Маруф Кархи, Джунайд, Ибрахим Хавасс видели Хызыра, имеется множество рассказов о жизни Хызыра. Только эта жизнь сопровождается обращением тела в душу, отказом от страстных и чувственных желаний и нужд, и это и есть истина.

Передается, что отличительной чертой Хызыра является то, что его палец шахады и средний палец были сросшимися. Айни в своем труде «Тарих-и Кабир» уделяет данному вопросу отдельное внимание и посредством доказательств защищает мнение относительно того, что Хызыр жив.

В одном предании говорится, что среди людей есть четыре живых пророка и они обеспечивают безопасность жителям земли. Двое из них находятся на земле. Это Хызыр и Ильяс. А двое других находятся на небесах. Это почтенный Иса и почтенный Идрис (мир им всем и благословение Аллаха!).

Другая часть ученых утверждает, что Хызыр умер.

Решение по данному вопросу: Он жив, но жизнь имеет пять ступеней. Он находится на второй ступени. По этой причине некоторые ученые сомневались в том, что он жив.

Источник

Пророк аль-Хадыр (Хызыр) (мир ему)

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

Пророк аль-Хадыр (Хызыр) (мир ему)

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

Лечение преждевременного семяизвержения

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. картинка какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана фото. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана видео. какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую помощь оказал пророк хызыр герою дастана.

О величии и достоинствах знания и ученых

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Прежде чем начать наш рассказ, хотел бы попросить наших читателей обратить внимание на сноски, в них вы узнаете много нового и интересного …

Рассказ о Мусе (мир ему) и Аль-Хадире[1]

Аллах Всевышний сказал: И [ вспомните, как] Муса ска­зал своему слуге[2]: «Я не остановлюсь, пока не достигну места слияния двух морей, [даже если на это мне придётся] потратить [многие] годы!»

Достигнув места их слияния, они забыли о своей рыбе, [которая выбралась из кор­зины] и поплыла своим путём по морю[3], как по подзем­ному ходу.

Когда же они преодолели[4] [некоторое расстояние, Муса] сказал своему слуге: «При­неси нам наш обед, ведь мы утомились в пути».

Он сказал: «Разве ты [не пом нишь], как мы укрылись у скалы [у места слияния двух морей]? Поистине, я забыл о рыбе, и только шайтан заставил меня забыть [сказать тебе] о ней, а она чудесным образом [ожила и] уплыла в море своим путём».

[Муса] сказал: «Этого-то мы и желали!» — и они вернулись назад по своим следам. [Там] они обнаружили одного из Наших рабов, которому Мы оказали Нашу милость и [передали часть] Нашего знания [о сокрытом].

Муса сказал [аль-Хадиру]: «[Могу] ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?»

[Аль-Хадир] сказал: «Поистине, у тебя не хватит терпения, [чтобы быть] со мной. Как сможешь ты проявлять терпение, [сталкиваясь] с тем, чего не объемлешь знанием?»

[Муса] сказал: «Если пожелает Аллах, ты увидишь, что я буду проявлять терпение и [ни в чём] не ослушаюсь тебя».

[Аль-Хадир] сказал: «Если ты последуешь за мной, ни о чём меня не спрашивай, пока я сам не расскажу тебе об этом».

[После этого Муса и аль-Хадир] двинулись в путь, когда же они сели на корабль, [аль-Хадир] сделал дыру в его [борту]. [Муса] сказал: «Ты проделал в нём дыру, чтобы потопить тех, кто [находится на корабле]? Ты совершил нечто [неподобающее]

[Аль-Хадир] сказал: «Разве я не говорил, что у тебя не хватит терпения, [чтобы быть] со мной?»

[Аль-Хадир] сказал: «Разве я не говорил, что у тебя не хватит терпения, [чтобы быть] со мной?» [Муса] сказал: «Если я спрошу тебя о чём-либо и после этого, больше не сопровождай меня, [ибо, если ты поступишь так] со мной, это уже [заслуживает] оправдания».

[После этого Муса и аль-Хадир продолжили свой] путь, когда же они пришли к жителям одного селения, то попросили [этих людей] накормить их, но те отказались оказать им гостеприимство. [В этом селении] они обнаружили готовую обрушиться стену, и [аль-Хадир] поправил её, [после чего Муса] сказал: «При желании ты мог бы получить за это плату».

[Тогда аль-Хадир] сказал: «Это [значит, что] нам с тобой [пришла пора] расстаться, [но] я объясню тебе смысл того, что ты не смог стерпеть. Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые работали в море. Я захотел нанести ему повреждение [только] потому, что за ними находился царь, который силой отбирал [у владельцев] каждый [целый] корабль.

Что касается мальчика, то его родители являются верующими, и мы побоялись, что [когда он вырастет, то] станет притеснять их в силу своего произвола и неверия.

И мы захотели, чтобы вместо него Господь их даровал им [другого ребёнка, который будет] чище и ближе к милосердию [по отношению к родителям], чем этот.

Что же касается стены, то она принадлежит двум мальчикам-сиротам из города, а подней находится принадлежащий им клад. Отец их был праведником, и Господь твой пожелал, чтобы, достигнув зрелости, они извлекли [оттуда] свой клад по милости твоего Господа. [Ничто из] этого я не делал по собственному усмотрению. [Таково] истолкование того, [при виде] чего ты не смог проявить терпение» (18:60–82).

Некоторые обладатели Писания утверждали, что Мусой, который отправился к аль-Хадиру, был Муса, сын Минсы, сына Юсуфа, сына Я‘куба, сына Исхака, сына Ибрахима. Их мнение разделяли люди, которые следовали за ними, использовали их труды и передавали сообщения из их книг. Одним из них был Науф ибн Фадаля аль-Химьяри аш-Шами аль-Бикали.

Говорят, что он жил в Дамаске, а его мать была женой Ка‘ба аль-Ахбара. В действительности же к аль-Хадиру отправился Муса, сын ‘Имрана, пророк израильтян, на что указывает содержание ряда аятов Корана и достоверный хадис, который приводят аль-Бухари и Муслим.

Сообщается, что Са‘ид ибн Джубайр сказал: [Однажды] я сказал Ибн ‘Аббасу, что Науф аль-Би-кали утверждает, будто Муса, который сопровождал аль-Хидра, не являлся пророком израильтян. [Услышав это], Ибн ‘Аббас воскликнул: «Враг Аллаха солгал!»

[Как сообщает Са‘ид ибн Джубайр, после этого] Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что Убай ибн Ка‘б (да будет доволен им Аллах) передал им, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: [Однажды] Мусу, который обратился с проповедью к израильтянам, спросили: «Кто из людей является самым знающим?» Он сказал: «Я», и [за это] Аллах выразил ему порицание, ибо [Муса должен был ответить, что это известно только Аллаху]. Затем Аллах ниспослал ему в откровении: «Поистине, у места слияния двух морей [ты встретишь] одного из рабов Моих, который знает больше, чем ты». Муса спросил: «О Господь мой, как мне найти его?» — и [Аллах] сказал ему: «Возьми с собой рыбу и положи её в корзину, [а раб этот] будет там, где ты потеряешь её». [После этого Муса] отправился в путь вместе со своим молодым [слугой] по имени Юша‘, сын Нуна.

Добравшись до одной скалы, они склонили головы и заснули. Тем временем рыба стала биться в корзине, выскочила из неё, упала в море и поплыла своим путём, [будто] по подземному ходу (18:61), и Аллах сделал так, что вода, [в которой она плыла], оставалась спокойной, ибо над ней появилось [нечто] вроде свода. Когда [Муса] проснулся, его [слуга] забыл сообщить ему [об исчезновении] рыбы. Они [снова] двинулись в путь [и шли] до конца дня и всю ночь. На следующее утро Муса велел своему слуге: «Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути» (18:62), а до того как он миновал то место, куда Аллах велел ему [идти], Муса не испытывал усталости. Его слуга сказал ему: «Разве ты [не помнишь], как мы укрылись у скалы? Поистине, я забыл о рыбе, и только шайтан заставил меня забыть [сказать тебе] о ней, а она чудесным образом уплыла в море своим путём» (18:63). [Так] рыба [уплыла, будто] по подземному ходу, [чему] поди-вились Муса и его слуга, которому Муса сказал: «Этого-то мы и желали!» — и они вернулись назад по своим следам (18:64).Таким образом, они возвращались по своим следам, а когда добрались до той скалы, [увидели] человека, облачённого в [свои] одежды. Муса пожелал ему мира, а аль-Хадир спросил: «Откуда в твоей стране знают о [таком приветствии]?» [Муса] сказал: «Я — Муса». [Аль-Хадир] спросил: «Муса [из числа] израильтян?» — [и Муса] ответил: «Да, и я пришёл к тебе, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути (18:66)». [Аль-Хадир] сказал: «Поистине, у тебя не хватит терпения, [чтобы быть] со мной (18:67), о Муса, ведь я обладаю знанием, которое было дано мне Аллахом и которое неведомо тебе, ты же обладаешь [иным] знанием, [также] дарованным тебе Аллахом и неведомым мне». [В ответ на это] Муса сказал: «Если пожелает Аллах, ты увидишь, что я буду проявлять терпение и [ни в чём] не ослушаюсь тебя» (18:69). Тогда аль-Хадир сказал ему: «Если ты последуешь за мной, ни о чём меня не спрашивай, пока я сам не расскажу тебе об этом» (18:70). Затем [Муса и аль-Хадир] двинулись в путь по берегу моря. [Через некоторое время неподалёку появился] какой-то корабль, и они попросили [людей, которые на нём плыли], взять их на борт. Аль-Хадир был известен [этим людям], которые взяли их, не потребовав никакой платы. Когда же они сели на корабль, аль-Хадир выломал доску из его [борта] с помощью молотка.

Отец их был праведником, и Господь твой пожелал, чтобы, достигнув зрелости, они извлекли [оттуда] свой клад по милости твоего Господа. [Ничто из] этого я не делал по собственному усмотрению. [Таково] истолкование того, [при виде] чего ты не смог проявить терпение» (18:77–82).

Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы хотели бы, чтобы Муса проявил [больше] терпения, и тогда Аллах поведал бы нам о них [больше]!» [Бухари, № 4725; Муслим, № 2380].

Са‘ид ибн Джубайр передал, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) также говорил: «Что касается мальчика, то он был неверным, а его родители были верующими».

Аллах Всевышний сказал: «Что же касается стены, то она принадлежит двум мальчикам-сиротам из города, а под ней находится принадлежащий им клад», и здесь речь идёт о золотой пластине, на которой были записаны мудрые [слова].

Слова аль-Хадира «по милости твоего Господа» указывают на то, что он был пророком и ничего не делал по собственной воле, но только по велению своего Господа.

Аллах Всевышний сказал: И [вспомните, как] Аллах взял с пророков завет: «Я дарую вам [нечто] из Писания и мудрости, и, [если] потом к вам явится посланник, подтверждающий истинность того, что с вами, вы непременно [должны] будете уверовать в него и помочь ему». Он сказал: «Согласны ли вы и принимаете ли на этих [условиях] то, что Я [на вас возлагаю]?» Они ответили: «Мы согласны». Он сказал: «Засвидетельствуйте, и Я буду [одним] из свидетелей вместе с вами» (3:81).

Таким образом, Аллах заключил с каждым пророком завет, взяв с каждого из них обещание, что он уверует в того пророка, который придёт после него, и будет помогать ему. Это стало обязательным и по отношению к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), который был последним пророком, и если бы аль-Хадир был его современником, то непременно последовал бы за ним, помогал бы ему и находился бы под его знамёнами во время битвы при Бадре, подобно Джибрилу и другим достойнейшим ангелам. Нет ни одного хорошего или даже слабого хадиса, который указывал бы на то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встречался с аль-Хадиром, которому будет посвящена отдельная глава нашей книги.

Рассказы об аль-Хадире (мир ему)

Что касается аль-Хадира (мир ему), то выше уже приводился рассказ о том, как Муса (мир ему) отправился к нему в поисках ниспосланного свыше знания. Аллах Всевышний поведал об этом в суре «Пещера». Кроме того, в приведенном нами выше хадисе есть прямые упоминания об аль-Хадире, и в нём говорится, что человеком, направившимся на его поиски, был Муса, сын ‘Имрана, пророк израильтян, которому была ниспослана Тора.

Однако расхождения во мнениях относительно имени аль-Хадира, его происхождения, пророчества и жизни есть и поныне. Вероятнее всего, аль-Хадир (خضر ‘зеленеющий; зелёный’) — это прозвище, а Аллах знает об этом лучше.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аль-Хадира стали называть так из-за того, что, когда он сел на белую землю (фарва), она позеленела за его спиной» [Бухари, № 3402].

‘Абд-ар-Раззак сказал: «Фарва — это белая трава и всё прочее, что ей подобно», и он имел в виду сухие растения.

Аль-Хаттаби сказал: «Фарва — это белая земля, на которой ничего не растёт».

Аль-Хаттаби сказал: «Аль-Хадир получил такое прозвище за то, что он был красив и от лица его исходило сияние».

Всё это не противоречит тому, о чём говорится в хадисе о Мусе и аль-Хадире, но, если возникнет необходимость в объяснении причин, надёжнее всего полагаться на хадис, не придавая значения ничему иному.

Расхождения во мнениях относительно того, пророком являлся аль-Хадир или относился к числу близких к Аллаху[5]

В хадисе о Мусе и аль-Хадире сообщается, что, когда Муса и его слуга вернулись назад по своим следам и до брались до скалы, у которой они уже были, они увидели там человека, завернувшегося в свои одежды. Муса поприветствовал его, и тогда он открыл лицо, ответил на приветствие и спросил: «Откуда в твоей стране знают о таком приветствии? Кто ты?» Муса сказал: «Я — Муса». Человек спросил: «Пророк израильтян?» — и Муса ответил: «Да». В Коране приводится рассказ о том, что с ними было дальше, и в этом рассказе есть целый ряд указаний на пророчество аль-Хадира.

Во-первых, Аллах Всевышний сказал: [Там] они обнаружили одного из Наших рабов, которому Мы оказали Нашу милость и [передали часть] Нашего знания (18:65).

Во-вторых, в Коране сказано: Муса сказал ему: «[Могу] ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?» [Аль-Хадир] сказал: «Поистине, у тебя не хватит терпения, [чтобы быть] со мной.

Как сможешь ты проявлять терпение, [сталкиваясь] с тем, чего не объемлешь знанием?» [Муса] сказал: «Если пожелает Аллах, ты увидишь, что я терпелив и [ни в чём] не ослушаюсь тебя».

[Аль-Хадир] сказал: «Если ты последуешь за мной, ни о чём меня не спрашивай, пока я сам не расскажу тебе об этом» (18:66–70).

Это значит, что если бы аль-Хадир был просто человеком, близким к Аллаху, а не пророком, то Муса не обратился бы к нему с такой просьбой, а аль-Хадир не дал бы ему такой ответ. Муса просил разрешения сопровождать его, чтобы получить знание, которого у него не было и которым обладал аль-Хадир. Но если бы аль-Хадир не был пророком, он не находился бы под защитой Аллаха[6], и тогда Мусе, являвшемуся великим пророком и посланником и пользовавшемуся Его защитой, не было бы нужды так настойчиво просить поделиться знанием близкого, который не находился под защитой, изъявлять готовность долго искать его, а после встречи — проявлять перед ним смирение. Из этого следует, что аль-Хадир, как и Муса, являлся пророком и ему тоже ниспосылались откровения, однако помимо этого аль-Хадиру были известны такие пророческие тайны, в которые Аллах не посвятил Мусу, Своего собеседника и благородного пророка израильтян.

В-четвёртых, объяснив Мусе истинный смысл своих поступков, аль-Хадир сказал: «[Ничто из] этого я не делал по собственному усмотрению» (18:82), имея в виду, что это делалось по велению Аллаха, которое было ниспослано ему в откровении.

Всё это указывает на пророчество аль-Хадира и не противоречит ни тому, что он, по мнению одних, относился к числу близких к Аллаху, ни тому, что он являлся посланником, как считают другие. Некоторые же считали, что он был одним из ангелов, но подобного мнения придерживались очень немногие. Однако то, что аль-Хадир являлся пророком, как было показано нами, доказывает, что люди, относившие его к числу близких к Аллаху и утверждавшие, что близкий, в отличие от тех, кто знаком лишь с внешними аспектами религиозного закона, может постигать истинную суть происходящего, ни на чём не основываются.

Жив ли аль-Хадир (мир меу) и по сей день?

Что касается расхождений во мнениях относительно существования аль-Хадира в наше время, то в большинстве своём улемы считают, что он жив и по сей день, и ссылаются на подтверждающие это хадисы и сообщения, которые будут приведены нами, если захочет Аллах Всевышний.

Однако все эти хадисы и сообщения являются весьма слабыми и не могут использоваться в качестве аргументов, когда дело касается религии. Кроме того, иснады большинства таких сообщений также слабы, если же они и являются достоверными, то восходят к сподвижникам или иным людям, которые не были защищены от возможности совершения ошибок, а Аллах знает об этом лучше.

Ма‘мар сказал: «Дошло до меня, что на горле у него будет пластина из меди, и дошло до меня, что тем, кого убьёт, а потом оживит Лжец, будет аль-Хадир[8]» [Тафсир Табари, т. 11, с. 393)].

Факих Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад ибн Суфьян, который передавал хадисы из «Сахиха» Муслима, сказал: «Говорят, что этим человеком будет аль-Хадир, однако слова Ма‘мара и других “Дошло до меня” аргументом служить не могут».

Шейх Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи, который посвятил один из своих трудов изучению относимых к категории «марфу‘» хадисов на эту тему, показал, что эти хадисы являются подложными. Кроме того, он убедительно доказал, что иснады возводимых к сподвижникам, последователям и улемам более позднего времени сообщений на эту тему являются слабыми[9].

К числу улемов, считавших, что аль-Хадир умер, относятся аль-Бухари, Ибрахим аль-Харби, Абу аль-Хусейн ибн аль-Мунади и шейх Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи, который обосновывал свою точку зрения целым рядом аргументов.

Так, например, он ссылался на то, что в Коране сказано «И до тебя Мы не даровали бессмертия ни одному человеку» (21:34), и указывал, что, поскольку аль-Хадир также являлся человеком, это, несомненно, касается и его. Следовательно, как-то выделять аль-Хадира в этом отношении можно только на основании достоверных и заслуживающих доверия указаний, наличие которых не выявлено. Кроме того, он указывал на то, что Аллах Всевышний сказал: И [вспомните, как] Аллах взял с пророков завет: «Я дарую вам [нечто] из Писания и мудрости, и, [если] потом к вам явится посланник, подтверждающий истинность того, что с вами, вы непременно [должны] уверовать в него и помочь ему». Он сказал: «Согласны ли вы и принимаете ли на этих [условиях] то, что Я [на вас возлагаю] Они ответили: «Мы согласны». Он сказал: «Засвидетельствуйте, и Я буду [одним] из свидетелей вместе с вами» (3:81).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посылая к людям любого пророка, Аллах брал с него завет, говоря, что, если Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) будет послан при жизни этого пророка, тот должен будет уверовать в него и помогать ему. И Аллах повелевал каждому пророку брать завет с членов его общины и требовать от них, чтобы они уверовали в Мухаммада(мир ему и благословение Аллаха) и помогали ему, если он будет послан при их жизни».

Аль-Хадир должен был выполнить эти требования независимо от того, пророком он являлся или близким к Аллаху, и, если бы аль-Хадир был жив при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), наилучшим для него было бы явиться к Мухаммаду, уверовать в то, что Аллах ниспослал ему, и помогать ему в борьбе против его врагов.

В своём «Муснаде» имам Ахмад приводит хадис Джаби-ра ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, который передал, что Посланник Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы Муса был жив, он не мог бы не последовать за мной».

Указанием на это служит приведенный выше аят, смысл которого состоит в том, что все пророки последовали бы за Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и подчинились бы ему, будь они его современниками. Встретившись с ними во время ночного путешествия, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднялся выше всех, а когда они спустились в Иерусалим и настало время молитвы, Джибрил по велению Аллаха велел ему стать для них имамом, и он руководил их молитвой. Это указывает на то, что он (мир ему и благословение Аллаха) является величайшим имамом и последним посланником, который будет идти впереди других.

Таким образом, если бы аль-Хадир был жив, он непременно стал бы одним из членов общины Мухаммада(мир ему и благословение Аллаха) и следовал бы установлениям его Шариата. В ряде хадисов сообщается, что в конце времён, после второго пришествия ‘Исы, сына Марьям, одного из обладавших решимостью и последнего пророка из числа израильтян, он будет судить людей, руководствуясь этим Шариатом и ни в чём не отклоняясь от него. Нет ни одного достоверного или хорошего хадиса, в котором сообщалось бы, что аль-Хадир встречался с Посланником Аллаха ((мир ему и благословение Аллаха) или участвовал с ним в каком-нибудь сражении, а в день битвы при Бадре Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воззвал к своему Господу с мольбой о помощи и победе над теми, кто не веровал в Него, и сказал: «О Аллах, если Ты погубишь этот отряд, никто не будет поклоняться Тебе на земле!» [Муслим, № 1863].

В то время в составе этого отряда были не только достойнейшие мусульмане, но и достойнейшие ангелы, и аль-Хадир непременно находился бы под знамёнами ислама.

Кади Абу Я‘ля Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн аль-Фарра сказал: «Одного из наших товарищей[10] спросили: “Умер ли аль-Хадир?” Он сказал: “Да”, и до меня дошло, что такого же мнения придерживался Абу Тахир ибн аль-Гибари, который говорил, что, если бы аль-Хадир был жив, он непременно явился бы к Посланнику Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) ».

Из книги Ибн Касира: Рассказы о пророках

[1] Аль – Хадир — не названный в тексте Корана по имени праведный раб (согласно традиции, его имя خضر — Хадир, или Хидр, или Хизр), который знал больше Мусы (мир ему), о чём подробно говорится в хадисе на с. 677. По мнению некоторых улемов, Хадир — один из пророков, живших во времена Мусы (мир ему).

[2] «Муса сказал своему слуге…» — Слугой Мусы был Юша‘ ибн Нун (мир ему).

[3] «…они забыли о своей рыбе, [которая выбралась из корзины] и поплыла своим путём по морю…» — Аллах сообщил Мусе, что он встретится с аль-Хадиром там, где исчезнет рыба, которую они возьмут с собой в путь, о чём забыли Муса и его слуга. Когда они достигли этого места, Аллах оживил рыбу, которая выбралась из корзины и уплыла.

[4] Имеется в виду, что они достигли искомого места и двинулись дальше.

[5] В хадисах многозначное слово вали ولي часто используется в значении ‘близкий к Аллаху, приближённый к Аллаху’, то есть человек, отличающийся крайним благочестием, неуклонно выполняющий все свои религиозные обязанности и делающий многое другое помимо этого.

[6] Имеется в виду, что пророки были защищены от совершения грехов и любых неподобающих их положению поступков.

[7] То есть будете ли вы и дальше сомневаться, что я — Мессия, сын Марьям?

[8] Утверждение, которое передаёт Ма‘мар, никак не аргументировано, поскольку неизвестно, кому оно принадлежит. По мнению учёных, занимавшихся изучением этого вопроса, аль-Хадир, вероятнее всего, умер до рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), о чём автор подробно говорит дальше. Вот почему Ибн аль-‘Араби сказал: «Я слышал слова людей, которые говорили, будто тем, кого убьёт Лжемессия, будет аль-Хадир, однако подобные утверждения бездоказательны». См. также [Фатх Аль-Бари,т. 13, с. 104].

[9] Имам Ибн Каййим аль-Джаузи пишет: «Все хадисы, в которых упоминается об аль-Хадире и его жизни, являются подложными, и нет ни одного достоверного хадиса о его жизни» [Манар аль-муниф].

[10] Здесь имеется в виду один из улемов ханбалитского мазхаба

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *