какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Jyllands-Posten (Дания): опасный курс на холодную войну

Мы стали свидетелями довольно тревожной и сложной ситуации в напряженных отношениях между Россией и НАТО. Закрыв свое представительно при НАТО и одновременно изгнав дипломатов НАТО из Москвы, Россия полностью разорвала дипломатические отношения. Это очень тревожно во времена, когда обе стороны постоянно дразнят друг друга. Не в последнюю очередь в Балтийском море и Арктике, где неоднократно корабли и самолеты подходили к самым границам. Российские военные все чаще проводят учения. Американцы устраивали морские маневры в Баренцевом море.

Не говоря о больших, регулярных военных учениях «Запад», которые проходят недалеко от границ НАТО и которые Россия недавно провела в тесном сотрудничестве с Белоруссией.

Вся эта нарастающая активность и усиливающееся напряжение заставило многих военных аналитиков предостеречь о наихудшем сценарии, который может реализоваться, если одна из сторон ошибочно интерпретирует учения оппонента как настоящее нападение. Холодная война была пугающе близка к тому, чтобы превратиться в горячую в 1983 году, когда Советский Союз усомнился, не были ли учения НАТО «Умелый лучник» прикрытием для реальной атаки.

Такие сомнения можно предотвратить с помощью плотной дипломатической работы, и именно для того, чтобы избежать опасного недопонимания, Россия и НАТО с тех пор много сил вложили в поддержание открытых каналов коммуникации, которые можно использовать для обмена информации.

Контекст

какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам. картинка какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам фото. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам видео. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам.

iRozhlas: отношения России и НАТО сведены к нулю

Jyllands-Posten: перемены в отношениях России и НАТО невозможны

Читатели Zeit об угрозах Германии в адрес России: мало позора в Афганистане, объявим войну еще и русским

TAC: НАТО должна быть скальпелем, а не дубинкой

Россия не только дразнит своих соседей, но и извлекает большую выгоду из того доверия, которое НАТО, несмотря ни на что, все-таки оказала этой стране. Ранее в этом месяце НАТО пришлось выслать восемь лиц, которые работали в российской делегации при НАТО, так как все они подозревались в шпионаже.

Польша, конечно же, с серьезной озабоченностью отреагировала на то, что Россия во время учений «Запад-2021» в этом году выстроила боевую технику недалеко от границы с Польшей. В таком же тоне говорили страны НАТО, граничащие с Россией.

Министр иностранных дел Германии Хайко Маас (Heiko Maas) отметил, что решение России прекратить дипломатические контакты с НАТО продлит «ледниковый период», который уже давно переживают отношения России и НАТО. В то же время Масс выразил сожаление, что Россия отметает любые попытки наладить диалог.

Любой, кто близко знаком с Россией, знает, что с Кремлем нужно разговаривать жестко и четко. Но опыт холодной войны также свидетельствует, что диалог необходим, если мы не хотим, чтобы конфликт совсем вышел из-под контроля. Россия тоже это знает, но не помогает снизить напряжение. Напротив.

После расширения НАТО Дания оказалась в более защищенном положении, чем была во время холодной войны, когда она находилась на передовой. Но и опыт, полученный в те времена, и то, что Россия все активнее действует в Арктике, сами по себе достаточные причины, чтобы Дания проявляла бдительность в отношении России и намерений Путина.

Комментарии читателей

Boye Jepsen

Россия — огромная проблема для Запада и самая страшная угроза для свободного и мира и нашего образа жизни. Большая угроза, чем миграция, Китай и климатические изменения. Тем не менее, по большому счету никто из датских политиков об этом не говорит, фактически подписываясь в собственном политическом банкротстве и просто выбирая те пути, где легче заработать голоса избирателей. Такой политик как Уффе Эллеманн (Uffe Ellemann) давно занимался этим вопросом, зато его сын предпочитает вести разговоры о свиньях, фермерах и рабочих местах, в то время как угроза с востока нарастает каждый день. Европа с Меркель во главе десятилетиями проводила политику умиротворения по отношению к Путину, и за это мы сейчас должны расплачиваться — Европа стала зависимой от российского газа, хотя все видят, что ничего конструктивного из отношений с Россией никогда не выйдет.

Gert Sauer

«Россия — большая угроза, чем иммиграция».

Нет! Именно хорошо организованная иммиграция мусульманских миссионеров представляет наибольший риск для Европы будущего и ее народа, а не «угроза» со стороны России! России-то есть что терять от войны, и война когда-нибудь все-таки закончится!

Boye Jepsen

Россия должна быть в центре внимания всех основных СМИ каждый божий день, настолько серьезны события. Вместо этого «Датское радио» ежедневно кормит нас равнодушными рассказами Пука Дамсгора об Афганистане, которые не имеют большого значения для безопасности Запада. Где Матильда Кимер, и почему от нее нет отчетов и анализов о России? Спасибо, конечно, Jyllands-Posten, что взялась за Россию в этой статье, но в остальном стоит сказать, что датские СМИ так же по-дилетантски молчат о России, как и датские политики.

Kresten Toft

Вопрос в том, как долго российский народ будет терпеть диктатуру. Положение Путина сейчас гораздо более ненадежно, чем когда его избрали демократическим путем. Поэтому он старается играть роль «сильного лидера». Ему приходится создавать образ врага, чтобы удержать власть, поэтому он постоянно дразнит западный мир. Но если Путина свергнут, кто придет к власти? А у таких стран ведь врожденная склонность к коррупции.

Niels Jürgensen

Кто придет к власти, если Путина свергнут? Ответ простой: Коммунистическая партия. А хотим ли мы ее назад…?

Niels Jürgensen

Довольно интересно. Когда-то Россия была нашим врагом, потому что она была коммунистической. Сейчас Россия наш враг, потому что она НЕ коммунистическая…

Hans Lembøl

Это Запад, то есть в первую очередь США со своей политикой в отношении России после распада Советского Союза, виноваты в том, что Россию толкнули на восток, так сказать, в объятия Китая.

Но сначала давайте посмотрим, какую «страшную угрозу» представляет Россия. У страны население, как у Германии + Франции, и экономика примерно, как у Италии. И не стоит забывать о военном бюджете, который составляет у нее всего около 8% от бюджета НАТО.

И вот это вот сейчас, в эпоху новой холодной войны, у нас называют «гигантской угрозой». Это чистая истерия.

НАТО несколько раз пододвигала свою восточную границу прямо под нос России. А еще НАТО (США) активно действует на Украине. Россия правильно поняла этот сигнал и угрозу, и сейчас в ответ создает сильные войска и оборону.

Да, Россия опередила Соединенные Штаты/Украину со своей аннексией Крыма (где живет преимущественно русское население) и не дала сделать Севастополь военно-морской базой НАТО.

Сотрудничеству между странами ЕС и Россией Соединенные Штаты прекрасно и основательно помешали посредством политики санкций (которую и сами Штаты не воспринимают особенно серьезно). Если бы ЕС позволили свободно наладить сотрудничество с Россией после 1991 года, Россия вряд ли объединила бы свои силы с Китаем. Соединенные Штаты помешали этому и начали новую холодную войну. Это означает, что ЕС сейчас оказался между китайско-российским блоком и США, которые стали меньше интересоваться Европой и сместили акцент на Тихоокеанский регион, при этом не имея ничего, что хотя бы немного напоминало основания для позиции силы. Но россиян в этом обвинять нельзя. Зато очень логично обвинить самих европейцев в том, что те без раздумий сделали себя инструментом Соединенных Штатов вопреки своим собственным объективным интересам.

Søren Ferling

Причина всех этих проблем — исключительно Запад.

А аннексия Крыма — значительно меньшее преступление против договоренностей и военных законов, чем поведение Запада в отношении Косово и Сербии.

Нам России нечего особенно сказать, и мы сами себя должны винить в большинстве проблем. Как там выше правильно уже заметили, все потому, что западные власти постоянно стремятся подавить Россию.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам

какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам. картинка какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам фото. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам видео. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам.

Чтобы выполнить домашнее задание по истории на «отлично» совсем не нужно тратить кучу времени и проводить часы в интернете в поиске правильного ответа, качественного материала или дополнительных источников информации. Ведь составители онлайн ГДЗ на решеба.ком уже сделали это за Вас и собрали в общем сборнике все, что так необходимо школьнику для получения положительных оценок.

В решебник к учебнику История конец XIX – начало XXI века базовый уровень для 11 класса авторы Н.В. Загладин и Ю.А. Петров издательства «Русское слово» включены теоретические ответы на вопросы всего школьного курса, а это немного немало, 61 параграф. Главное преимущество пособия в том, что все актуальные и научные знания поданы в доступной для усвоения форме и пригодятся для подготовки уроков или проработки программы единого государственного экзамена. Издание коллектива российских историков выпущено в соответствии с требованиями образовательного стандарта (ФГОС) и знакомит одиннадцатиклассников с событиями, произошедшими в России в начале 20 столетия, Февральской революцией и переходом власти к Сталину, образованием и развитием СССР, периодами Великой отечественной войны, политической, социальной, экономической и культурной сферой общества в послевоенные, 1960-1990е годы, а также современным государством на мировой арене.

Источник

§ 22. Международные отношения между двумя мировыми войнами

1. Антанта и Советская Россия

Во многих странах после войны 1914-1918 гг. существовали надежды, что народы и правительства более не поддадутся военному психозу и смогут мирным путём решать возникающие конфликты. Однако мир оказался передышкой перед новой схваткой великих держав. Внутренние проблемы во многих странах в послевоенные годы сочетались с ростом противоречий на международной арене, приведших ко Второй мировой войне.

Поражение блока Центральных держав не решило проблем взаимоотношений ведущих стран мира. В годы войны страны Антанты приняли на себя обязательства не заключать сепаратного мира с противником, вести с ним переговоры только с общего согласия. Союзники планировали перераспределить в свою пользу сферы влияния и получить новые территории после окончания войны. Многие из этих планов были тайными и противоречили друг другу. Поэтому выполнить их полностью оказалось невозможно.

Выход России из войны означал нарушение обязательств перед союзниками. Советское правительство объявило недействительными соглашения, заключённые прежними властями. Это дало Антанте повод игнорировать Советскую Россию при определении условий мира. Кроме того, в период, когда союзники вырабатывали условия послевоенного мирного урегулирования, политическое будущее России ещё не определилось. На её территории возникли десятки самопровозглашённых государств. Каждый из лидеров антибольшевистского движения претендовал на роль правителя страны.

Возникновение в марте 1919 г. Советской республики в Венгрии, продержавшейся 133 дня, подъём революционного движения в Германии породили у держав Антанты опасения, что в странах Европы, охваченных послевоенной разрухой и хаосом, утвердится большевизм. Всё это, а также надежды на возможность раздела самой России на сферы влияния побуждали союзников поддерживать антибольшевистские движения. Антанта не признавала советское правительство, контролировавшее лишь несколько центральных губерний.

В итоге основы послевоенного миропорядка были заложены без учёта интересов России. Это создавало предпосылки для разногласий между СССР и странами-победительницами в мировой войне.

2. Мирный план Вильсона

Президент США Вудро Вильсон предложил свой план послевоенного мирного урегулирования. Вильсона принято считать одним из основоположников так называемого «политического идеализма». Он стремился к утверждению универсального международного порядка, основанного на правовых принципах.

Мировая война, по мнению Вильсона, была уроком, доказывавшим необходимость упорядочения международных отношений. Чтобы она действительно стала последней, условия мира, считал Вильсон, не должны унижать достоинства побеждённых государств. В начале 1918 г. он сформулировал «14 основных принципов» будущего миропорядка, предполагавших, в частности, обеспечение свободы торговли и мореплавания, учёт интересов народов колониальных стран, коллективное решение спорных вопросов. Это делало невозможным дальнейшее расширение английской и французской колониальных империй.

Делегация США настаивала на создании новой международной организации — Лиги Наций. Её главной целью должно было стать обеспечение прочного мира в будущем. Устав Лиги допускал возможность введения международных санкций против страны-агрессора, начиная от экономической блокады и до использования военной силы.

3. Версальско-Вашингтонская система

Компромисс между победителями был найден с большим трудом. Стремления Франции к максимально возможному ослаблению Германии были удовлетворены лишь частично. Согласно решениям Парижской конференции 1919 г. она вернула себе Эльзас и Лотарингию, присоединённые к Германии после франко-прусской войны (1870-1871). Судьбу другого германского владения — Саарской области, богатой углем, должен был решить референдум. Территория Германии по левому берегу Рейна провозглашалась демилитаризованной зоной, сама Германия обязалась выплачивать репарации странам-победитель-ницам. Признавались новые государства в Европе —Австрия, Венгрия, Чехословакия и Польша. Польше передавались восточные земли Германии. Румынии перешла Трансильвания, ранее входившая в состав Австро-Венгрии, где значительную часть населения составляли венгры. Болгария лишалась Западной Фракии, которая была передана Греции, а вместе с тем и выхода к Эгейскому морю. Наибольшие выгоды получила Сербия, ставшая ядром нового государства — Королевства сербов, хорватов и словенцев (позднее — Югославии), образованного путём объединения Сербии и Черногории с югославянскими землями бывшей Австро-Венгрии (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина и др.).

Далеко не все европейские государства были удовлетворены условиями мира. Германия, Венгрия и Болгария лишились части территорий. Это послужило причиной роста милитаристских, реваншистских настроений в этих странах. Со временем возврат утраченного стал одной из главных целей внешней политики болгарского, венгерского и особенно германского правительств. Италия была недовольна тем, что не получила от союзников обещанных ей ранее колоний и новых земель.

Создание универсальной международной организации, способной беспристрастно рассматривать возникающие спорные вопросы, принимать меры к пресечению агрессии, было необходимо. Однако Лига Наций, образованная в 1919 г., не стала таковой. В её состав не вошла охваченная Гражданской войной Россия. Конгресс США, несмотря на то что Устав Лиги Наций разрабатывался с участием президента этой страны В. Вильсона, не одобрил этот документ. Верх взяли сторонники изоляционизма — невмешательства в конфликты за пределами Американского континента. В итоге США отказались от членства в Лиге Наций. Преобладающее влияние в ней приобрели Англия и Франция.

какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам. картинка какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам фото. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам видео. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам.

Рис. Дворец Лиги Наций в Женеве

Не была удовлетворена своим положением на международной арене и Япония. Воспользовавшись мировой войной и ослаблением России, она навязала Китаю договор, известный как «21 условие». Китай фактически превращался в протекторат. На Вашингтонской конференции (1921-1922) по требованию ведущих держав Япония была вынуждена отказаться от «21 условия» и вернуть Китаю захваченный ею порт Циндао (раньше находился под властью Германии). В рамках заключённого соглашения по ограничению морских вооружений Японии не удалось добиться признания равенства с США и Великобританией. Единственная уступка, которая ей была сделана, состояла в обязательстве США воздерживаться от размещения военных баз на принадлежащих им островах в западной части Тихого океана и на Филиппинах.

Таким образом, итогом Первой мировой войны стало формирование Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Она закрепила господство на международной арене стран-победительниц — Англии и Франции. Недовольство сложившимся положением многих государств, прежде всего Германии, Японии, России, предопределило её слабость и скорый упадок.

4. Пацифизм

1920-е гг. вошли в историю как «десятилетие пацифизма». Народы Европы устали от войны, что содействовало росту антивоенных настроений, учитывавшихся политическими лидерами. Державы-победительницы — Англия и Франция — больше интересовались укреплением завоёванных позиций, чем новыми захватами. Страны, недовольные условиями мира, были слишком ослаблены и разобщены, чтобы предпринять попытки реванша. Поэтому они были готовы к компромиссам в отношениях с побеждёнными странами, в том числе и с Германией. Ей были увеличены сроки выплаты репараций, а в 1931 г. в условиях мирового экономического кризиса платежи вообще прекратились. США содействовали восстановлению германской экономики в рамках плана Дауэса 1924 г. (назван по имени одного из авторов, банкира Чарлза Дауэса). В 1925 г. в городе Локарно между Германией и её западными соседями был подписан Рейнский гарантийный пакт, предусматривавший нерушимость западных границ Германии, которая стала членом Лиги Наций.

В 1928 г. по инициативе министра иностранных дел Франции А. Бриана и государственного секретаря США Ф. Келлога большинство государств мира подписали пакт об отказе от войны как средства политики. В 1930-1931 гг. державы, обладавшие крупнейшими военно-морскими силами (США, Великобритания, Япония, Франция, Италия), договорились об ограничении предельного тоннажа водоизмещения крейсеров, эсминцев и подводных лодок.

5. На пути ко Второй мировой войне

Международные отношения 1930-х гг. развивались крайне сложно. Державы, получившие наибольшие выгоды от победы в Первой мировой войне — Англия и Франция, сохраняли союзнические отношения. Тесные связи оставались у них (особенно у Англии) с США. Тем не менее эти страны не оказали должного противодействия разрушению Версальско-Вашингтонской системы. Более того, они даже содействовали укреплению позиций своих конкурентов в Европе и Азии.

Первым нарушителем мира выступила Япония. После оккупации Маньчжурии (1931-1933) её войска оказались у границ СССР и одновременно выдвинулись к провинциям Китая, которые контролировались китайскими коммунистами. Возникла опасность расширения японской агрессии на север — против СССР и на юг — против Китая.

Следующий очаг войны возник в Европе после прихода к власти в Германии национал-социалистической партии А. Гитлера (1933). Лидеры Англии, Франции, США недооценили опасность установления в Германии тоталитарного режима с его расистской идеологией. Многие политические деятели Запада не скрывали, что считают фашизм меньшим злом, чем коммунизм.

Уже в 1933 г. гитлеровский режим потребовал отмены статей Версальского договора, касавшихся ограничений германских вооружённых сил. Не получив согласия, Германия вышла из Лиги Наций. В 1935 г. правительство А. Гитлера заявило о введении в стране всеобщей воинской повинности, начало создавать военную авиацию и мощный военно-морской флот. Это означало односторонний отказ Германии от Версальского договора.

Действия нацистов вызвали тревогу в странах Запада, особенно во Франции. Начали приниматься меры по созданию коалиции, способной противостоять фашистской агрессии. В качестве возможного союзника рассматривался СССР. В 1934 г. он был принят в Лигу Наций. В 1935 г. состоялось подписание договоров о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией. При активном участии Советского Союза обсуждалась идея создания системы коллективной безопасности в Европе. Её участники должны были оказывать помощь друг другу в борьбе с агрессией любого европейского государства. Однако главные сторонники коллективной безопасности в странах Запада — министр иностранных дел Франции Луи Барту и король Югославии Александр I Карагеоргиевич — были убиты германскими агентами. Это привело к срыву переговоров о создании системы коллективной безопасности.

Попытки дипломатии Франции вовлечь в складывающийся антигерманский союз фашистскую Италию завершились провалом. В ходе переговоров с Б. Муссолини Франция выразила готовность признать сферой интересов Италии Эфиопию — единственное крупное государство в Африке, сохранявшее независимость. Воспользовавшись этим, Италия развязала в 1935 г. войну против Эфиопии. Лига Наций ввела экономические санкции против агрессора. Однако на помощь Б. Муссолини пришла Германия. Это позволило итальянскому диктатору, разорвавшему отношения с Лигой Наций, в 1936 г. победоносно завершить начатую военную кампанию.

6. Политика умиротворения агрессоров

Невилл Чемберлен — лидер консервативной партии Великобритании — полагал, что фашистскую Германию можно «умиротворить» ограниченными уступками. Поэтому английское правительство не возражало против нарушения нацистами условий Версальского мира. В 1935 г. было заключено англо-германское морское соглашение, которое санкционировало создание в Германии военно-морского флота на уровне 35% английского. Ввод германских войск в демилитаризованную Рейнскую зону в 1936 г. также не вызвал никакого противодействия в странах Запада.

Большое влияние на положение в мире оказали события 1936-1939 гг. в Испании. Там, после победы на выборах Народного фронта с участием левых сил (коммунистов, социалистов и др.), военные подняли антиправительственный мятеж. Он был возглавлен генералом Франсиско Франко — лидером фашистской партии Испанская фаланга. В стране началась гражданская война, которая привела к серьёзным международным последствиям. Страны — члены Лиги Наций договорились не вмешиваться во внутренний испанский конфликт. Но Германия и Италия стали оказывать поддержку франкистам. В Испанию был переброшен легион «Кондор» — ударные силы германской авиации. 26 апреля 1937 г. немецкие самолёты подвергли разрушительной бомбардировке Гернику — один из старинных городов Испании. В результате он был буквально стёрт с лица земли.

В 1936 г. Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», к которому в 1937 г. присоединилась Италия. Пакт обязывал его участников бороться с Коминтерном и был направлен против СССР. Одновременно он свидетельствовал о создании союза стран, стремившихся к переделу мира.

В 1937 г. Япония вторглась в Центральный Китай. Отсутствие по этому поводу протестов США и Англии подтолкнуло Германию к активным действиям в Европе. В феврале 1938 г. Гитлер заявил, что все немцы должны жить «под одной крышей», а в марте 1938 г. последовало присоединение Австрии. Германские войска, не встречая сопротивления, заняли её территорию. В условиях оккупации был организован референдум, в ходе которого большинство австрийцев проголосовали за присоединение Австрии к империи Гитлера. Затем наступила очередь Чехословакии: Германия добивалась от неё отказа от приграничной Судетской области, значительную долю населения которой составляли немцы.

Начались маневры германской армии у границ Чехословакии, шёл обмен угрозами, сопровождавшийся закулисными дипломатическими контактами. Немецкие политики убеждали английских и французских лидеров, что речь идёт о последнем требовании Германии, обещали дать гарантии безопасности странам Запада и их союзникам. В 1938 г. Европа, казалось, балансировала на грани войны.

Франция оказалась перед выбором: оказать совместно с СССР помощь Чехословакии и пойти на конфликт с Германией или уступить, поверив мирным заявлениям фашистской дипломатии. СССР заявил о готовности полностью выполнить свои обязательства по договору.

30 сентября 1938 г. в Мюнхене между Германией, Англией, Францией и Италией было подписано соглашение, по которому спорная Судетская область (около 1/5 площади Чехословакии, где проживала почти четверть её населения) подлежала передаче Германии. Чехословакия, подчинившись диктату ведущих держав Европы, лишилась приграничных укреплений с Германией и значительной части экономического потенциала. Со своей стороны Германия подписала с Англией и Францией декларации о ненападении и мирном решении спорных вопросов.

какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам. картинка какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам фото. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам видео. какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую политику проводили страны запада по отношению к странам агрессорам.

Рис. Подписание Мюнхенского соглашения

В марте 1939 г. Германия без объявления войны оккупировала всю Чехословакию. Следующей жертвой фашистской агрессии должна была стать Польша, которой также предъявили территориальные претензии. В то же время Италия оккупировала Албанию. Эти действия наглядно показали, что страны фашистского блока не уважают соглашения, а понимают лишь «язык силы».

7. Советско-германский договор о ненападении

Весной 1939 г. правящие круги Англии и Франции попытались вернуться к созданию системы коллективной безопасности, но время оказалось упущено. Их заверения о гарантиях защиты странам Восточной Европы от германо-итальянской агрессии опоздали. Венгрия, Румыния и Болгария, устрашённые судьбой Чехословакии, уже связали себя договорами с Берлином и Римом.

Начались переговоры между Англией, Францией и СССР о заключении договора взаимопомощи. Но они тянулись медленно, стороны теряли время в бесплодных дискуссиях по второстепенным вопросам. В случае нападения Германии на Францию СССР не мог прийти ей на помощь, не имея общих границ с Германией. Однако Польша и страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), которым также угрожала германская агрессия, категорически не желали допускать на свою территорию Красную армию. Англия и Франция не проявили твёрдости в решении этой проблемы. Переговоры были прекращены лишь с заключением советско-германского Пакта о ненападении 23 августа 1939 г.

Этот шаг СССР и Германии был полной неожиданностью для всего мира. Мотивы Германии были достаточно очевидны. Взяв курс на завоевание Европы, гитлеровский режим стремился обезопасить себя от войны на два фронта. Ради этого он и пошёл на заключение Пакта о ненападении.

СССР руководствовался своими соображениями. У Советского Союза были напряжённые отношения со странами Антикоминтер-новского пакта, особенно с Японией. С 1937 г. СССР оказывал помощь Китаю в его борьбе против японской агрессии, что привело к резкому ухудшению советско-японских отношений. В 1938 г. в районе озера Хасан на маньчжурско-советской границе японские войска вторглись на территорию СССР, но были разбиты. Ещё более крупный конфликт произошёл на реке Халхин-Гол в 1939 г. В мае японская группировка численностью в 75 тыс. человек вторглась в Монголию. СССР, связанный с ней договором о взаимопомощи, пришёл на помощь союзнику. В упорных боях с применением обеими сторонами танков и авиации японские захватчики были разгромлены. Конфликт угрожал перерасти в полномасштабную войну СССР с Японией, а затем и с её союзниками по Антикоминтерновскому пакту.

В подобной ситуации сомнения советского руководства касательно договора о взаимопомощи с Англией и Францией определялись вполне рациональными соображениями. Такой договор заведомо не распространялся бы на конфликт СССР с Японией, но создавал риск войны на два фронта — с Германией на западе и с Японией на востоке. После «Мюнхенского предательства» у руководства СССР не было уверенности, что страны Запада будут честно выполнять свои обязательства. Договор о взаимопомощи с Советским Союзом укрепил бы международное положение Англии и Франции, обеспечив им возможность продолжения «торга» с Германией. Очевидно, что помогать новому «сговору» о перераспределении сфер влияния лидеры СССР ни в коей мере не хотели.

В июле — августе 1939 г. в Лондоне велись секретные англо-германские переговоры о разделе мира на сферы влияния. Восточная и Юго-Восточная Европа признавалась сферой интересов Германии, Англия обещала открыть ей доступ на рынки своих колоний и доминионов в обмен на свободу действий в Китае. Обсуждался вопрос о возможном разделе территории СССР. Одновременно Англия заключила соглашение с Японией, по которому обязалась не препятствовать её действиям в Китае.

Отказ СССР от борьбы с агрессивными устремлениями Германии летом 1939 г. резко менял соотношение сил в Европе. При этом и в Москве, и в Берлине прекрасно понимали, что советско-гер-манский пакт обеспечивает Германии «свободу рук» для дальнейшей агрессии. Пакт дополнялся секретным протоколом, согласно которому Западная Украина и Западная Белоруссия (захваченные Польшей в 1920 г.), страны Прибалтики, Финляндия, Бессарабия (молдавские земли, входившие в состав Румынии), то есть территории, прежде принадлежавшие Российской империи, признавались сферами интересов СССР. Вопрос о целесообразности сохранения Польского государства должен был быть решён позднее, в ходе консультаций СССР с Германией. Этот протокол вплоть до последних лет существования Советского государства держался в строжайшей тайне. В 1939 г. СССР начал поставлять в Германию стратегическое сырьё и энергоносители, которых ей хронически не хватало.

Советско-германский пакт избавлял СССР от угрозы войны на два фронта, обеспечивал мир на Дальнем Востоке. Япония, понёсшая большие потери у Халхин-Гола, лишалась надежды на поддержку Германии. Она вынуждена была урегулировать отношения с СССР, что и произошло в сентябре 1939 г.

Советское правительство считало, что при любом развитии событий в Европе СССР останется в выигрыше. В случае начала общеевропейской войны Советский Союз избегал участия в ней, а его мощь стала бы решающим фактором победы одной из противоборствующих сторон. Это позволило бы советскому правительству значительно усилить свои позиции на международной арене.

В то же время, подписав пакт, СССР фактически превращался в невоюющего союзника Германии. В глазах мировой общественности разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики. Оказалось, что Советский Союз ничем не лучше западных держав, чью внешнюю политику советская дипломатия характеризовала не иначе как захватническую и империалистическую. В исторической перспективе это намного перевешивало те временные преимущества, которые обеспечивались советско-германским договором о ненападении.

Из Договора о ненападении между Германией
и Советским Союзом (23 августа 1939 г.)

Статья 1. Обе Договаривающиеся стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся сторон не будет участвовать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.

Проанализируйте документ. Найдите на карте предполагаемые границы сфер влияния Германии и СССР.

Вопросы для самопроверки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *