какую политику проводила россия на балканах

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С БАЛКАНСКИМИ СТРАНАМИ

В Сербию, по просьбе митрополита М.Петровича, по указу Петра 1 в 1724 году был отправлен «синодальный переводчик» Максим Суворов с семьей для «обучения тамошних жителей славянскому и латинскому языкам». С другой стороны, российские эмиссары, и, прежде всего, послы в Константинополе поддерживали постоянные контакты с сербским и черногорским народами, оказывая всяческую помощь «единоверным братьям славянам».

Русско-турецкие войны XVIII века служили катализатором антитурецких выступлений не только славянских народов. Россия превратившаяся к тому времени в наиболее серьезного противника

Вскоре, во время русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг., жителям прибрежных районов Адриатического и Ионического морей предоставилась возможность помочь русскому флоту. Командующий русской флотилией в Средиземноморье докладывал канцлеру графу Безбородко, что «все христианские народы в Албании, в Далмации и в самой Морее с крайней нетерпеливостью ожидают прибытие флота, чтобы вступить в службу нашу и напасть на турков, беспрестанно их терзающих. Всякий почти день приходящие толпы людей, с изъяснением такового их расположения не допускают ни мало сомневаться в готовности их к тому».

В 1820 году правитель южной Албании Али-Паша Янинский, сражавшийся на стороне России в период второй русско-турецкой войны конца XVIII в., обратился к Александру I с просьбой стать на любых условиях его верноподданным. Однако это предложение принято не было, поскольку оно не соответствовало в тот момент официальной политике царского правительства, стремившегося не осложнять свои отношения с Портой.

Эта война завершилась в 1829 г. подписанием Адрианопольского мирного договора. В результате упорной борьбы России с Турцией Сербия получила статус вассальского княжества с внутренней автономией. В феврале 1835 г. в Сербии была принята Конституция («Устав»), которая, однако, не была признана Турцией, Австрией и Россией в силу своей «революционности» и потому была отменена. Вместо нее, по согласованию с Россией, Турция в декабре 1838 г. «даровала Сербии» новую конституцию. Таким образом, Сербское княжество обрело государственность.

70-е гг. XIX в. ознаменовались новым обострением Восточного вопроса, и главной его особенностью была масштабность и глубина национально-освободительной борьбы. В городах Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины возникали революционные комитеты, осуществлявшие руководство национальным движением, предпринимались усилия по объединению славянских народов для борьбы с османским игом. Антитурецкий Союз во главе с Сербией создавался при поддержке царской России, стремившейся восстановить свое влияние на Балканах, утерянное после Крымской войны 1853-1856 гг. (Россия потеряла право покровительства христианам Османской империи, полученное по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией 1774 г.). Русские дипломаты вели активную работу по вовлечению албанцев в этот Союз. В своих инструкциях российским консулам, находившимся в Европейской Турции, посол России в Стамбуле граф Н.П.Игнатьев неоднократно подчеркивал мысль о «значении албанского племени в будущих событиях Балканского полуострова».

В мае 1876 г. в Болгарии вспыхнуло восстание во главе с лидером «Тайного центрального комитета» Ботевым. В июне 1878 г. Сербия и Черногория объявили войну Турции, открыв новый этап освободительной борьбы балканских народов.

ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ
ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ

Источник

Александр III и Балканы

Балканский вектор в течение XVII – XIX вв. был одним из самых главных во внешней политике Российской империи. Особенно балканская политика активизировалась в конце XVIII – начале XIX вв. Традиционными сферами влияния России были Сербия, Черногория и Болгария. Отношения с этими странами позволяли российским императорам контролировать притязания Австро-Венгрии и Турции на Балканах и в Европе. Конец балканскому вектору во внешней российской политике наступил в годы правления Александра Третьего.

Балканский камень преткновения

В 1878 г. закончилась очередная русско-турецкая война, в результате которой Сербия и Черногория окончательно вышли из-под власти Османской империи. Независимость государств поддержала Россия, которой в то время управлял Александр Второй. Окончательно вопрос о южнославянских народах был решен на Берлинском конгрессе, который вскрыл противоречия между Россией, Германией и Австро-Венгрией.

В сферу влияния российских императоров попала Болгария, Сербия, Румыния, Черногория. На эти же государства претендовали Габсбурги, которым удалось по решению конгресса получить Боснию.

Александр Второй поддержал независимость Болгарии, предложил свой вариант конституции для нее. Все достижения были отброшены после убийства императора и прихода к власти Александра Третьего.

Потеря Болгарии

Новый правитель стремился продолжать балканскую политику отца, поставив за цель вернуть утраченные территории на полуострове. Реализации заданий мешала Австро-Венгрия, нейтрализовать которую Александр Третий попробовал с помощью союза с Германией. В 1881 г. три европейских монарха подписали договор о нейтралитете. Среди основных договоренностей стоит отметить:

Казалось, что на бумаге решены все противоречия, которые угрожали стабильности на Балканском полуострове. Александр Третий установил тесные дипломатические связи с новым правителем Болгарии Александром Баттенбергом.

Князю мешала довольно навязчивая русская опека, от которой он мечтал избавиться. В 1883 г. из состава болгарского правительства вышли все русские министры, что не понравилось России. Тем не менее, двухсторонние связи еще не были разорваны окончательно. Александр Третий надеялся на решение болгарского вопроса с помощью союзников на Балканах, но расчет оказался не верным.

Габсбурги и Отто фон Бисмарк поддержали Болгарию в стремлении ликвидировать российский внешнеполитический «зонтик». Против выступила Турция, которая защищала свое население в Болгарском княжестве.

В 1885 г. князь Баттенберг провозгласил без ведома России объединение Северной и Южной Болгарии. Возник новый балканский кризис, участие в котором приняли следующие страны:

Турция – хотела вернуть Восточную Румелию, т.е. Южную Болгарию. Этот регион князь забрал без предварительных договоренностей с Портой.

Австро-Венгрия и Германия, которые хотели контролировать Балканы, сдерживать аппетиты Турции и России.

Россия, стремившаяся не потерять окончательно Болгарию.

Из Южной Болгарии были изгнаны турецкие подданные и чиновники, что только обострило кризис.

Объединенной Болгарии стала угрожать Турция, поэтому князь Баттенберг обратился за помощью к российскому императору. Но тот не хотел ввязываться в новый конфликт с Турцией, поэтому предложил Болгарии самостоятельно решать проблемы во внешней политике. Все же предупреждение Александр Третий Оттоманской Порте сделал. Он пригрозил, что введет войска в Восточную Румелию, если турки сделают попытки вернуть регион обратно.

Последствия балканского кризиса

Итоги

Итак, нежелание Александра III проводить войны и втягивать страну в новые конфликты, привело к довольно неприятным последствиям в балканской политике. Во-первых, снизилось влияние государства на полуострове. Во-вторых, Болгария не считалась с интересами своего «патрона», при помощи которого получила фактическую независимость от Турции. В-третьих, были разорваны двухсторонние отношения между странами. В-четвертых, складывались предпосылки для изгнания России из Сербии и Черногории.

В подобных условиях российский император стал искать новых союзников, чтобы сохранить стабильность в Европе и на Балканах. Историки считают, что Александр III прекрасно понимал, что глобальный конфликт способен начаться именно в Балканском регионе, поэтому и не отдал в 1880-х гг. приказ ввести армию в Болгарию. Как показали дальнейшие события – Первый и Второй балканские кризисы, Первая мировая война – расчет императора России оказался неверным.

Принцип «разделяй и властвуй» всегда срабатывал. Россия подарила государству самостоятельность, но Болгария не знала что с этим делать. В итоге продалась сначала Австрии, потом Германии. Сорок лет донором Болгарии был СССР. В общем, без опеки извне никак.

Источник

Внешняя политика Александра 3

У России есть только один союзник из всех возможных. Это ее армия и флот.

Благодаря своей внешней политике Александр 3 получил прозвище «царь-миротворец». Он стремился сохранить мир со всеми соседями. Однако это не значит, что у самого императора не было более далеких и конкретных целей. Главными «союзниками» своей империи он считал армию и флот, которым уделял много внимания. Кроме того, тот факт, что за внешней политикой император следил лично, говорит о приоритетности этого направления для Александра 3. В статье рассмотрены основные направления внешней политики Александра 3, а также анализируется, где он продолжал линию предыдущих императоров, а где ввел нововведения.

Основные задачи внешней политики

Внешняя политика Александра 3 имела следующие основные задачи:

Основные направления Внешней политики

какую политику проводила россия на балканах. картинка какую политику проводила россия на балканах. какую политику проводила россия на балканах фото. какую политику проводила россия на балканах видео. какую политику проводила россия на балканах смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую политику проводила россия на балканах.

Александр 3 и Балканы

После русско-турецкой войны 1877-1878 годов Российская империя окончательно утвердилась в роли защитника южнославянских народов. Главный итог войны – образование независимого государства Болгария. Ключевым фактором в этом событии выступила российская армия, которая не только инструктировала болгарскую, но и сама воевала за независимость Болгарии. В результате Россия надеялась получить в лице тогдашнего правителя Александра Баттенберга надежного союзника, имеющего выход к морю. Тем более, на Балканах все больше усиливается роль Австро-Венгрии и Германии. Империя Габсбургов присоединила Боснию, а также усиливала свое влияние на Сербию и Румынию. После того, как Россия помогла болгарам создать свое государства, специально для них была разработана конституция. Однако в 1881 году Александр Баттенберг провел государственный переворот и отменил недавно принятую конституцию, установив фактически единоличное правление.

Эта ситуация могла угрожать сближению Болгарии с Австро-Венгрией, или же началом нового конфликта с Османской империей. В 1885 году Болгария и вовсе напала на Сербию, чем еще больше дестабилизировала ситуацию в регионе. В результате Болгария присоединила Восточную Румелию, чем нарушила условия Берлинского конгресса. Это грозило началом войны с Османской империей. И вот тут проявились особенности внешней политики Александра 3. Понимаю бессмысленность войны за интересы неблагодарной Болгарии, император отозвал из страны всех российских офицеров. Это было сделано для того, чтобы не втягивать Россию в новый конфликт, тем более вспыхнувший по вине Болгарии. В 1886 году Болгария разорвала дипломатические отношения с Россией. Созданная фактически усилиями российской армии и дипломатии независимая Болгария, начав проявлять чрезмерные тенденции к объединению части Балкан, нарушив международные договора (в том числе с Россией), вызвала серьезную дестабилизацию в регионе.

Поиск новых союзников в Европе

какую политику проводила россия на балканах. картинка какую политику проводила россия на балканах. какую политику проводила россия на балканах фото. какую политику проводила россия на балканах видео. какую политику проводила россия на балканах смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую политику проводила россия на балканах.

До 1881 года фактически действовал «Союз трех императоров», подписанный между Россией, Германией и Австоро-Венгрией. Он не предусматривал совместных военных действий, фактически был договором о ненападении. Однако в случае европейского конфликта он мог стать основой для образования военного союза. Именно в этот момент Германия заключила еще один тайный союз с Австро-Венгрией против России. Кроме того, в союз была втянута Италия, на окончательное решение которой повлияли противоречия с Францией. Это было фактическое закрепление нового европейского военного блока – Тройственного союза.

В этой ситуации Александр 3 вынужден был начать поиски новых союзников. Окончательной точкой в разрыве отношений с Германией (несмотря на родственные связи императоров двух стран) послужил «таможенный» конфликт 1877 года, когда Германия значительно повысила пошлину на российские товары. В этот момент произошло сближение с Францией. Договор между странами был подписан в 1891 и стал основой формирования блока «Антанта». Сближение с Францией на данном этапе смогло предотвратить франко-германскую войну, а также назревающий конфликт России с Австро-Венгрией.

Азиатская политика

В период правления Александра 3 в Азии для России было две сферы интересов: Афганистан и Дальний Восток. В 1881 году российская армия присоединила Ашхабад, была образована Закаспийская область. Это вызвало конфликт с Англией, так как ее не устраивало приближение российской армии к ее территориям. Ситуация грозила войной, даже ходили разговоры о попытках создания в Европе антироссийской коалиции. Однако в 1885 году Александр 3 пошел на сближение с Англией и стороны подписали договор о создании комиссии, которая должна была установить границу. В 1895 году граница была окончательно проведена, тем самым уменьшилось напряжение в отношениях с Англией.

какую политику проводила россия на балканах. картинка какую политику проводила россия на балканах. какую политику проводила россия на балканах фото. какую политику проводила россия на балканах видео. какую политику проводила россия на балканах смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую политику проводила россия на балканах.

В 1890-х годах началось стремительное усиление Японии, что могло нарушить интересы России на Дальнем Востоке. Именно поэтому в 1891 году Александр 3 подписал указ о сооружении Транссибирской железной дороги.

На каких направления внешней политики Александр 3 придерживался традиционных подходов

Что касается традиционных подходов во внешней политике Александра 3, то они заключались в стремлении сохранить роль России на Дальнем Востоке и Европе. Для этого император был готов заключать союзы с европейскими странами. Кроме того, как и множество российских императоров, Александр 3 большое влияние уделял усилению армии и флота, которых он считал «главными союзниками России».

В чем проявились новые черты внешней политики Александра 3

Анализируя внешнюю политику Александра 3, можно найти ряд черт, которые не были присущи правлению предыдущих императоров:

И еще одним небольшим нововведением, по сравнению с Александром 2, был личный контроль за внешней политикой. Александр 3 отстранил предыдущего министра иностранных дел А.Горчакова, который фактически определял внешнюю политику при Александре 2, и назначил послушного исполнителя Н.Гирса.
Если подводить итог 13-летнему правлению Александра 3, то можно сказать, что во внешней политике он занимал выжидательную позицию. Для него не было «друзей» в международных отношениях, а были, в первую очередь, интересы России. Однако достигать их император стремился через мирные договоренности.

Источник

Какую политику проводила россия на балканах

какую политику проводила россия на балканах. картинка какую политику проводила россия на балканах. какую политику проводила россия на балканах фото. какую политику проводила россия на балканах видео. какую политику проводила россия на балканах смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую политику проводила россия на балканах.

Так 150 лет назад ставил проблему изучения стран и народов Балканского полуострова российский историк и дипломат Александр Федрович Гильфердинг, служивший консулом в Боснии и Македонии. Являясь представителем славянофильской ветви русской общественной мысли, он, тем не менее, был далек от идеалистических и метафизических построений, предпочитая оценивать ситуацию в регионе прагматично и конкретно. Сегодня рассуждения и оценки А.Ф. Гильфердинга были бы весьма полезны новому поколению дипломатов и экспертов, интересующихся ситуацией в Юго-Восточной Европе.

В 2016 г. вышла новая Концепция внешней политики России. Отсутствие понятия «Балканы», «Сербия», «Юго-Восточная Европа» в ее тексте наглядно отражает степень влияния России и имеющихся на этот счет соображений. Говорится лишь о «Европе», «Евро-Атлантическом регионе». Впрочем, называть Балканы частью евроатлантики тоже было бы не совсем верно, поскольку за последние годы в регионе значительно выросло экономическое, политическое и идеологическое влияние других важных игроков, в том числе новых игроков. Это, прежде всего, Китай, а также Турция и ряд ближневосточных государств.

Эти обстоятельства вынуждают произвести детальное рассмотрение присутствующих в этом сложном регионе игроков и их интересов. Данный анализ необходим как в теоретическом, так и практическом отношении. Он позволит обозначить весь комплекс существующих в регионе противоречий, определить точки совпадения и расхождения интересов для экспертного диалога, снизить вероятность повторения конфликтов в регионе. С точки зрения интересов России данный анализ поможет более точно оценить позиции России в Юго-Восточной Европе и выработать стратегию взаимоотношений со странами региона.

Балканы важны и в контексте отношений Россия — Европа, Россия — ЕС и Россия — НАТО. В перспективе регион может занять далеко не последнее место в формирующейся архитектуре отношений с двумя соседями России — Китаем и Турцией. Это регион, где проживает культурно близкое и политически лояльное России население, которое можно найти не только в Сербии [2], но и других странах. Следовательно, именно здесь позиция России может найти наибольшее понимание и поддержку.

Однако влияние России на Балканах меньше, чем принято считать в западном информационном пространстве, спекулирующем на «российской угрозе». Вступление в НАТО в 2017 г. Черногории и расширение военной инфраструктуры и логистической системы Альянса на территорию Македонии, Боснии и Герцеговины отражает проблемы и недостатки внешней политики России. Если задачей России в 2000-е гг. была «остановка расширения НАТО», то она рискует быть невыполненной. Подключение к этим процессам Сербии, с которой у России существует формат стратегического партнерства, усложняет картину и делает Россию «помехой» с точки зрения евроатлантической интеграции. Равным образом увеличение присутствия Турции, арабских стран, Китая, размывает «историческое» присутствие в регионе, делая его менее значительным и сводя его в категорию «культурно-фольклорного», при том что и здесь влияние Москвы далеко не бесспорно [3].

Сегодня российская стратегия, основанная на реактивном подходе и выделении эксклюзивных партнеров, лишь ограниченно способна дать ответы на обозначенные вызовы. Необходим инклюзивный подход, основанный на широком видении региональных процессов, динамики происходящих изменений. Выработке этого подхода и посвящен данный доклад.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Jutarnji list (Хорватия): история российской политики на Балканах, и почему московские СМИ все чаще вспоминают маленький городок на Адриатике

На протяжении десятилетий отношения между Загребом и Москвой остаются сложными. Сможет ли что-то изменить новый посол?

После неповторимого Анвара Азимова, который прославился словами о том, что больше «отстаивает хорватские интересы, чем русские», в Хорватию на место нового посла Российской Федерации приехал работать дипломатический тяжеловес — 65-летний Андрей Нестеренко, которого называют «путинским бульдозером», хотя российские аналитики утверждают, что это преувеличение.

Нестеренко, чей отец Алексей служил советским дипломатом в ООН, обладает одним преимуществом, которое будоражит воображение, если говорить о причинах его назначения. Дело в том, что он близкий друг Сергея Лаврова, который уже многие годы является министром иностранных дел РФ. Говорят, это единственное его «достоинство».

Поскольку Россия присутствует и проявляет активность на Балканах, которые хочет сохранить в качестве своего последнего надежного европейского оплота, где она пользуется или хочет пользоваться определенным влиянием, любая дипломатическая инициатива вызывает интерес.

В Сербии, самом важном российском «филиале», работает послом опытный и хитрый Александр Боцан-Харченко, исключительный знаток региона, которого ласково прозвали «путинским губернатором Балкан». На этом фоне приезд Нестеренко в Загреб можно истолковать как своего рода послание доброй воли, поскольку он хоть и не является опытным дипломатом, но располагает хорошими связями и тылом.

Правда, с 2011 по 2015 годы он служил послом в Черногории. В то время он пытался уговорить черногорцев уступить России порт Бар и Котор, чтобы она устроила там свои военно-морские базы на Средиземном море, но Подгорица отказалась. Когда все это стало достоянием общественности, Нестеренко заявил, что никакого отношения к военным базам его предложение не имело. Мол, речь шла исключительно о «гуманитарных целях», то есть снабжении российских военных кораблей материалами и горючим, а также замене экипажей. Однако мало кто тогда поверил этому объяснению.

Контекст

какую политику проводила россия на балканах. картинка какую политику проводила россия на балканах. какую политику проводила россия на балканах фото. какую политику проводила россия на балканах видео. какую политику проводила россия на балканах смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую политику проводила россия на балканах.

DenníkN: Черногория находится под пристальным вниманием России

Le Point: Россия умело разыгрывает карты на Балканах

Западные Балканы без ЕС: что это означает для России (CMC)

Политика: сербы всегда представляли проблему для США

«Провал в Черногории»

Эта история только приблизила вступление Черногории в НАТО, которое осуществилось в 2017 году. Москва по сей день негодует по этому поводу и после победы на выборах пророссийских и просербских партий буквально сразу выразила надежду на то, что Черногория отвернется от НАТО и снова, как блудный сын, вернется в объятия матушки Руси.

Стоит напомнить, что отъезд Нестеренко из Подгорицы сопровождался билбордами с надписью «Уважаемый господин Нестеренко, спасибо Вам за совет вступить в НАТО. Наш совет Вам: держитесь от нас подальше. Мы предлагаем Вам отдохнуть на нашем побережье и счастливого пути».

Встречи Стипе Месича, Ядранки Косор и Колинды Грабар-Китарович с Путиным были попыткой наладить отношения между Хорватией и Россией, но эффект оказался мгновенным и непродолжительным. Особых перемен эти встречи не принесли и скорее соответствовали формуле «много шума из ничего». Быстрый взлет, и такой же быстрый спад.

По словам российского балканолога Геннадия Сысоева, Россия на Балканах проводит политику «опоры на две ноги». Одна — это Белград, а вторая — Загреб. Однако эта концепция нарушена, поскольку сейчас отношения с Хорватией пребывают в «полузамороженном состоянии», и особых улучшений не предвидится, особенно если учесть, что нынешнее политическое руководство во главе с Андреем Пленковичем не относит сближение с Россией к своим приоритетам.

Загреб не приоритет

Поэтому сейчас поддерживаются приличные отношения, в которых, однако, ощутима дистанция, в ожидании лучших времен. На данный момент Загреб не является приоритетом Москвы, в отличие от Сербии и Боснии и Герцеговины, а точнее Республики Сербской. Кроме того, после смены власти перед Москвой опять открывается возможность распространить свое влияние в Черногории. Поэтому именно эти две нестабильные страны, которые можно назвать балканскими «больными», в текущий период неукротимой пандемии коронавируса стали главными целями российского влияния на Балканах. Все, что Россия может сейчас, это только ухудшить ситуацию там и на какое-то время создать там хаос, чтобы в нужной мере разобщить эти страны с Европой и усилить евроскептические настроения. То есть Россия может поступить по принципу «Не доставайся же ты никому». Очень, кстати, похоже на украинский сценарий.

Нестеренко также запомнился неприличным для дипломата лексиконом, но, похоже, у российской дипломатии уже вошло в привычку отправлять в балканские страны, с тех пор как они отбились от рук, странных, «агрессивных» и патерналистски настроенных послов.

Вспомним, как многие из них читали нотации местным правительствам (Азимов этим тоже не гнушался), а, например, российский посол в Македонии Олег Щербак после того, как страна попросилась в НАТО, откровенно заявил, что после этого решения Македония превращается в «законную цель».

Бывший посол в Сербии Александр Чепурин кричал, что «Россия защищает сербское Косово больше сербов», а Нестеренко как-то обвинил Мило Джукановича в том, что он способен предать народ в любой момент. Нестеренко сказал тогда: «Создается впечатление, что черногорцы живут в одной стране, а их премьер (тогда Джуканович занимал еще этот пост) управляет какой-то другой».

Сараево часто выражает недовольство поведением посла РФ Александра Иванцова. Недавно член Президиума Боснии и Герцеговины Желько Комшич сказал, что посол РФ «не уважает государственные институты Боснии и Герцеговины» и что своим поведением доказывает, что Россия «угрожает суверенитету Боснии и Герцеговины».

Балканы — геостратегический приоритет России, которая пользуется нынешним вакуумом, то есть ситуацией, когда страны Западных Балкан еще не приблизились к вступлению в Европейский Союз (некоторые, правда, все же отбились от рук Москвы и вступили в НАТО). Русские надеются, что смогут воспользоваться сомнениями и медлительностью Брюсселя в этом вопросе. Явно, что ЕС не жаждет видеть в своих рядах неразвитые, политически незрелые государства, где процветает коррупция и правонарушения (Брюсселю достаточно Хорватии, Румынии, Болгарии, а также препирательств с Польшей и Венгрией). Также ясно, что ЕС рационально и «по расчету» держит эти страны на поводке, надеясь, что на это европейское «пастбище» (пусть и отдаленное) не проникнет Россия и не помешает стратегическому объединению Европы под крылом Брюсселя. Но пройдет время, и Россия поднажмет.

Русские на Балканах

У России есть несколько стратегических подходов к Балканам, которые играют для нее большую роль. С одной стороны, это политика постоянной дестабилизации и перманентного кризиса. Понятно, что в этом регионе Россия не хочет играть конструктивную роль, поскольку знает, что в условиях стабильности у всех этих стран только одно желание — войти в Евросоюз и НАТО, и тогда ей на Балканах делать будет уже нечего.

Эту горькую пилюлю уже испробовали некоторые постсоветские государства, которые, по мнению русских, должны были сохранять им верность всегда. В Кремле продолжают использовать и навязывать представления о том, что Балканы на самом деле — нежеланное дитя для Европейского Союза. Тем не менее русских разочаровывает, что страны, которые Европа считает мусором, все равно жадно ловят западные предложения и совсем не хотят становиться частью российских планов.

Так, Россия пыталась помешать переговорам между Грецией и Македонией об изменении имени, благодаря которым перед этой бывшей югославской республикой открылся путь к прежде недоступной евроатлантической перспективе. Греция, хоть и считается «российским игроком внутри Европейского Союза», из-за такого вмешательства даже выслала четырех российских дипломатов, а нескольким высокопоставленным иерархам РПЦ отказала во въезде в страну. Кстати, с помощью нескольких российских богатеев из Греции России финансировала протесты в Македонии против договора о переименовании ее в Северную Македонию.

Точно так же Россия откровенно противится сближению Боснии и Герцеговины с НАТО, в чем ее поддерживает, как его называют российские СМИ, «главная российская опора на Балканах» — Милорад Додик.

какую политику проводила россия на балканах. картинка какую политику проводила россия на балканах. какую политику проводила россия на балканах фото. какую политику проводила россия на балканах видео. какую политику проводила россия на балканах смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую политику проводила россия на балканах.

Вторая линия российской стратегии на Балканах, как нам рассказал Сысоев, сводится к желанию «быть привлеченной к решению балканских проблем», то есть Россия хочет, чтобы ее не игнорировали и не задвигали на задний план. Напротив, она стремиться стать активным участником событий на Балканах как сильный международный игрок, а также альтернатива Западу.

Россия хочет быть частью балканских процессов. Она уже давно делает ставку на Косово, но сербский президент Александр Вучич (пусть и не откровенно) занял весьма сдержанную позицию, оставив «русскую карту» своим последним козырем перед неизбежным признанием Косово. Итак, Россия хочет быть частью этих процессов, но, как говорит российский балканист Максим Саморуков, не потому, что хочет найти выход или внести свой конструктивный вклад. Напротив, Россия заинтересована в том, чтобы оттянуть решение острых вопросов на как можно больший срок и применить свою любимую тактику «замороженного конфликта». Россия уже воспользовалась ею в случае некоторых полугосударственных образований на территории бывшего Советского Союза. Речь идет, в частности, о Приднестровье в Молдавии (проблема этого региона не решена с 1990 года), Абхазии и Южной Осетии в Грузии (с середины 90-х), а кроме того, это касается недавно появившихся фантомных образованиях на Украине. Что до последних, то вряд ли мы доживем до решения этой проблемы. Ведь только если все это растянется до бесконечности, Россия может быть частью балканского (или любого другого) «узла». В противном случае ее присутствие окажется излишним.

Страх, что Сербия сбежит

Как нам сказал один российский политолог, если после решения проблем подключатся деньги и инвестиции, Россия окажется на вторых ролях по отношению к США и Европейскому Союзу, поскольку с трудом может конкурировать с ними в этом сегменте. Именно поэтому Кремль в какой-то мере боится, что Сербия и Александр Вучич могут сами справиться с решением косовского вопроса. Тогда потребность в российском участии отпадет, в том числе в роли «красной тряпки», которой сейчас Белград пугает ЕС.

Додик, вносящий смуту

То же касается стабилизации Боснии и Герцеговины, которая хотела бы стать членом НАТО и Европейского Союза, но Кремль располагает в этой стране мощной дестабилизирующей силой. Речь идет о Милораде Додике. Правда, на тот случай, если и он развернется в сторону НАТО, тем самым захлопнув российскую «дверь», Москва заручилась поддержкой еще и Драгана Човича (член Президиума Боснии и Герцеговины от хорватов — прим. перев.).

Интересно, что российские СМИ напоминают: порт Неум — единственный выход в Адриатическое море, который не контролируется НАТО. Конечно, дальше этой констатации они не идут, но ясно, что русские положили глаз на этот плохо доступный и далекий от евроатлантической интеграции кусок адриатического побережья, который при определенном раскладе (а Драгана Човича, как я уже писал, все чаще встречают в Москве как дорогого гостя) может превратиться в полезный дестабилизирующий козырь (пусть само побережье и мелкое, каменистое и нефункциональное).

Республика Сербская — важный инструмент российских интересов на Балканах, к которым Москве удалось приобщить и Човича, (не)формального хорватского лидера в Боснии и Герцеговине. Таким образом, с помощью Республики Сербской Россия всегда может дестабилизировать Боснию и Герцеговину ввиду ее геостратегического положения (в подбрюшье Хорватии, члена НАТО и Европейского Союза) и благодаря «чистокровному» сербскому населению (все это вписывается в новую сербскую национальную программу, которая черпает «вдохновение» из русского национализма).

Но проблема, как отмечает сербский историк Миливой Бешлин, в том, что сербский национализм превратился в составную часть русского национализма в регионе и инструмент достижения российских политических и национальных интересов. Сербы пошли на это, надеясь, что на очередном витке постюгославских изменений им удастся реализовать их планы, которые остались не завершенными после войн 90-х.

Поэтому ясно, что политико-идеологический российский продукт под названием «русский мир» воспринимается как матрица для новой сербской национальной программы «сербский мир», ставшей вариацией непопулярной политики «великосербства». Кроме того, как говорят, Россия контролирует и финансирует в Сербии и Республике Сербской неправительственные объединения, прежде всего патриотические и религиозные. При этом, оставаясь более или менее в тени, Россия выдвигает фигуры сербского национализма и стимулирует сербско-русский националистический и религиозный интегрализм, прежде всего в Боснии и Герцеговине и Черногории.

Возвращение Черногории

Одна из первоочередных задач — «возвращение» Черногории под «юбку» России. Тогда и Россия смогла бы вернуться в Черногорию, где ее протеже добились победы на выборах. В связи с этим перед Сербией поставлена задача — провести важнейшую работу по переписи населения в 2021 году в Черногории, и после того как будет заявлено, что сербы образуют национальное большинство в Черногории, начнется операция по выходу из НАТО. Правда, пока замысел выглядит безумством, так как осуществить его непросто еще и потому, что всем ясно (в отличие от непродолжительного французского выхода): в таком случае Россия совершит прорыв в регион, который контролировался НАТО. Тут я напомню, что Россия замешана в попытке государственного переворота в Черногории в 2016 году, устроенный с целью предотвратить ее вступление в НАТО.

Будучи мощной и значительной силой в международных отношениях, Россия точно не оставит Балканы в покое и не преподнесет регион Европейскому Союзу и НАТО, а будет пытаться сохранить свое влияние и присутствие. Если другие варианты провалятся, Россия будет подпитывать амбиции Вучича как «лидера всех сербов» в регионе или найдет источник постоянной дестабилизации (как говорилось выше, у русских большой выбор, и создать проблемы им не составит труда). Тем самым Москва внесет еще большую смуту в и без того неспокойную обстановку на Балканах, где остается масса серьезных нерешенных проблем.

Конечно, на всякий случай Россия дополнительно контролирует праворадикальную оппозицию в самой Сербии. Кстати, «русский след» обнаружен в протестах против Вучича, которые прокатились по Сербии весной этого года. Так Россия ясно дала понять режиму Вучича, что, если он не будет послушным, претендентов на подданнический трон найдется предостаточно.

Кроме того, Россия контролирует значительную часть сербских СМИ, которые пропагандируют «путинскую силу и мудрость», а также нагнетают нужную антизападную и антиевропейскую атмосферу. В Сербии работает так называемый «гуманитарный центр» в Нише, который на самом деле, как утверждают США, является разведывательной штаб-квартирой для прослушивания и наблюдения за НАТО в соседних странах, а также российской военной базой. Россия уже давно требует для сотрудников этого центра дипломатического статуса и в Сербии — такого же, как представителей НАТО. До сих пор Вучичу удавалось не поддаваться на постоянное российское давление.

Итак, Россия, конечно, не уберется из региона, где у нее есть сторонники, правда, пространства для нее там становится все меньше.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *