какую планету в арабском языке именуют зухрой
Ислам и астрология
Ислам, возникший в Аравии в 1-й пол. VII в., практически никогда не выступал против астрологии, т.к. исламская догма о предназначении имела много общего с детерминистически понимаемой астрологией. Более того, существовало предание о том, что первым астрологом был мусульманский пророк Идрис.
Появились даже астрологические толкования некоторых стихов Корана (подобно тому, как в христианстве появились астрологические толкования Библии), а пророки ислама сопоставлялись с планетами.
Соответствие планет пророкам в исламе:
Сатурн | Ибрахим (Авраам) |
Юпитер | Муса (Моисей) |
Марс | Харун (Аарон) |
Венера | Юсуф (Иосиф) |
Меркурий | Иса (Иисус) |
Солнце | Енох |
Луна | Адам |
Астрология проникла в исламские культурные круги уже с VIII в. Научные (в т.ч. астрологические) знания арабов были эклектичны, поскольку они приходили из различных источников, принадлежащих к разным культурам. Считается, что в исламской астрологии смешались три основных астрологических течения: эллинистическая, индийская и сасанидская астрологии. Большой вклад в науку был сделан группой еврейских учёных, которые процветали при изначально толерантных арабских халифах. Наивысшие достижения в науках последовали за установлением династии Аббасидов в 750 г. Аббасидский халиф ал-Мансур перенёс столицу из Дамаска в новый город Багдад. Он был основан на западном берегу Тигра в 762 г. в наиболее благоприятный момент, определённый придворными астрологами Наубахтом и Машаллахом, а затем построен по геомантическим принципам. В начале IX в. Багдад, видимо, стал крупнейшим городом мира: в нём жило около миллиона человек.
Значение, которое оказала астрология на образ мышления, политическую и культурную жизнь мусульман, трудно переоценить. Свидетельством этого является большое количество значительных исламских астрологов. Наука о звёздах (`илм ан-нуджум, танджим; эти два термина обозначали и астрономию и астрологию) была наиболее популярной естественной наукой в средние века. На астрономических наблюдениях были основаны календарь, определяющий религиозные праздники и посты, и измерение времени суток, и, в частности, определение времени молитв. Направление кыблы (на Мекку) также определялось с помощью астрономии.
Популярнейшими жанрами астрологической литературы в исламских странах стали «Введения. » и зиджи.
В исламском мире, где господствовала идея высшего предопределения, особенно почитались элективная астрология и хорарная астрология, развивались учения об аспектах, жребиях, неподвижных звездах ициклах планет, особенное значение придавалось политической астрологии. С этой активностью была связана необходимость дальнейшего развития математических и астрономических основ астрологии. После IX в. исламская астрология всё больше склоняется к составлению компиляций, кратких руководств и карманных справочников. С течением времени в исламской астрологии появились тенденции к объединению гороскопии с магией.
По мнению ал-Фараби, астрология содержит 8 разделов:
Этот список хорошо иллюстрирует области, которые разрабатывались арабскими астрологами. Стоит отметить, что виднейшие суфийские мыслители (в частности, ибн Араби и ал-Газзали) включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия. Оригинальное астрологическое учение было разработано шиитской сектой батинитов.
Основные термины арабской астрологии:
Зухра – арабское и мусульманское женское имя с ударением на первый слог. Зухра или Зухара в средневековой арабской исламской литературе называли планету Венеру. С арабского языка это имя переводится как «блеск, красота, лучезарность» а также «цвет, цветок». Согласно древним преданиям, Зухра была смертной девушкой неземной красоты, перед которой не смогли устоять ангелы Марут и Харут и полюбили ее. Ангелы преследовали ее, но благочестивая Зухра обманула их, выведав у влюбленных тайное имя Аллаха и возвысившись на небо. Бог же сделал ее планетой, ярче всех отражающей солнце и поручил управлять хором планет игрой на арфе. Зухру также именуют Белой звездой. Вариантом имени Захра в значении «белая, сияющая» называли самую известную дочь пророка Мухаммеда – Фатиму.
У народов Кавказа в настоящее время это имя употребляется с ударением на последний слог. На узбекском языке имя звучит как Захро и переводится как «утренняя заря». Есть версия, что Зухра – имя татарского происхождения и имеет близкое к арабскому значение «светлая, блестящая».
Анализ буквенного состава имени Зухра характеризует носительницу как женщину с развитой интуицией, самоуверенную, властную, сильную, но мнительную и пугливую. Она непостоянна в своих чувствах, находится в нервном напряжении. Чтит закон и мораль.
Зухра – классический экстраверт. Она легко возбудима и непредсказуема в своих поступках. Бывает навязчивой и даже назойливой. С детства Зухру отличает капризность и импульсивность, она умеет манипулировать людьми и добиваться желаемого, активная и общительная. Старательная ученица, в учебе добивается успехов благодаря своей настойчивости и трудолюбию. С детства привязана к отцу.
Зухра легко прощает обиды, доверчива. В тоже время, эта женщина часто дружит с нужными и полезными для нее людьми. Зухра ценит комфорт, как физический, так и душевный. Носительница имени верная и заботливая жена, бывает слишком ревнива и подозрительна. Ей важно чувствовать, что ее ценят, она зависима от похвалы. Зухре сложно дается взаимопонимание: она всегда уверена, что лучше знает, что именно нужно ее близким, хотя это не всегда является правдой. Обладает чувством юмора, но может быть и саркастичной.
Зухра – целеустремленный человек. Поскольку стремление к чему-то является смыслом ее жизни, она спешит ставить перед собой все новые и новые цели. Женщина настойчива, старательна и трудолюбива, является надежным партнером в бизнесе и преданным другом в жизни. Зухра – человек слова. Самореализация, успешность, достаток и материальная независимость очень важна для носительницы имени. Она амбициозна, обладает талантом лидера, предприимчива. Не боится начинать новое дело и успешно развивает его. Смелая и деятельная Зухра часто готова неоправданно рисковать ради своей цели. Обладательница имени может заниматься наукой, журналистикой, юриспруденцией, политикой.
Зухра отличается проницательностью, трезвым взглядом на жизнь, у нее развитая интуиция. Она справедлива и принципиальна, с трудом прощает недостатки другим людям. Сама же бывает излишне горда эгоистична.
Описание Вселенной в Коране
«Он – Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам»
«Ваш Господь – Аллах, посланники которого призывают вас к истине, вере в Судный день и воздаяние. Аллах – Творец и Создатель Вселенной. Он сотворил небеса и землю за шесть дней, согласно Своему отсчёту времени, и установил на них Свою совершенную власть. Он закрывает ночью день, которые непрестанно сменяют друг друга согласно заведённому Им порядку. Аллах сотворил солнце, луну и звёзды, подчинённые Его власти и движущиеся по Его воле. Аллаху Единому принадлежит творение всего и власть над всем. Благословен Аллах, Господь миров, всех обитателей и всего, что в них!» (сура «Преграды», аят 54).
Космос… пространство с неограниченным пределом, необъятная пустота, видимая глазу. Высшая точка великолепия и красоты. Чем дальше, тем больше! Словно световое шоу с миллиардами звёзд, похожих на бриллианты. Источник вдохновения для поэтов, любопытства – для учёных.
На самом деле эта непостижимая красота всегда была привлекательной, настолько привлекательной, что овладевает человеком, иногда будучи видимой, иногда скрытой со своими тайнами. Это словно смешанная нить: чем больше человек продолжает познавать, тем больше это запутывает его. Но человек не сдаётся. Он работает дни и ночи, чтобы раскрыть тайны. Однако каждый раз, когда он говорит: «Достаточно», –понимает, что чего-то не хватает.
Даже по сегодняшний день знания, полученные людьми о космосе, являются весьма незначительными. Человек прошёл долгий путь во имя астрономии. Особенно большие шаги в освоении этой науки были осуществлены на протяжении первой и второй половины ХХ столетия!
Интерес человечества относительно астрономии – эта длинная история. Астрономия уходит своими корнями до времён начала записанной истории человечества. Известно, что ещё вавилоняне в 3000-м году до нашей эры дали названия множеству звёзд, которые известны нам сегодня. Позже, в 600-м году до нашей эры, Пифагор сделал геоцентрическую модель мира. Это теория, утверждавшая, что Земля является центром, вокруг которой вертятся солнце и звёзды. Далее последовали Аристотель, а позже и Птолемей.
Модель Птолемея была поддержана церковью и оставалась популярной в Европе 14 столетий, пока не завершилась эпоха Средневековья. Церковь поддержала эту теорию столь фанатично, что противники были жестоко наказаны!
После нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) учёные исламского мира провели исследования и обнаружили много нового, что, в свою очередь, изменило будущее астрономии. Исламские учёные привнесли множество важных обновлений в астрономическую науку со своими теориями, наблюдениями, системой мер и астрономическими инструментами. Мусульманский учёный Аль-Бируни попытался доказать теорию вращения Земли вокруг собственной оси и построил основные положения для системы Коперника.
В той же эпохе мусульманский учёный Аль-Баттани со своей работой о сферической тригонометрии открыл дорогу к современной астрономии. В 11-м веке Ибн Аль-Хайтам из Багдада сказал о том, что планеты крутятся по строго заданным орбитам. Аль-Бетруги из Андалусии развил новую модель, заложившую основу для системы Коперника. Астроном 12-го столетия Бади-ул Устуллади из Багдада с помощью наблюдения за планетами и звёздами сумел измерить их высоту от горизонтальной линии и тем самым вычислить местное время.
Несомненно, главной причиной прогресса исламских учёных были коранические аяты, которые пролили свет на астрономию. С этой точки зрения мусульманские учёные опровергли множество старых теорий и начали новую эпоху в астрономии. В начале 1500 годов у Коперника была идея, столь известная в ту пору, что Земля шарообразная и является одной из шести планет. Более того, планеты вращались вокруг Солнца по строго заданным орбитам. В начале 1600 годов… через изобретение Галилея – телескоп – Коперник получил помощь для наблюдений. Но угроза инквизиции явилась причиной того, что пришлось отказаться от его теории.
Другая поддержка пришла к Копернику от немецкого астронома Кеплера. Кеплер доказал, что Солнце является центром для планет и планеты вращаются по овальным орбитам. Говоря кратко, идея вращения Земли была однозначно и достоверно доказана около 150 лет назад французским астрономом. Да, около 150 лет назад! Так или иначе, Священный Коран уже давно представил свидетельство человечеству – и гораздо ранее, чем это было доказано французским астрономом, – около 1200 лет до открытия Кеплера!
Сура «Ан-Намль», аят 88; сура «Аль-Анбия», аят 33; «Ясин», аяты 38–39; сура «Аз-Зуммар», аят 5.
«И ты увидишь, что горы, которые ты считал неподвижными, придут в движение, словно облака. Таково творение Аллаха, Который выполнил все в совершенстве. Воистину, Он ведает о том, что вы делаете» (сура «Ан-Намль» № 88).
وَتَرَى الْجِبَالَ تَحْسَبُهَا جَامِدَةً وَهِيَ تَمُرُّ مَرَّ السَّحَابِ صُنْعَ اللَّهِ الَّذِي أَتْقَنَ كُلَّ شَيْءٍ إِنَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَفْعَلُونَ
«Он – Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам» (сур «Аль-Анбия» аят 33).
وَهُوَ الَّذِي خَلَقَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ كُلٌّ فِي فَلَكٍ يَسْبَحُونَ
«Солнце плывет к своему местопребыванию. Таково предустановленное Могущественного, Знающего. Для луны Мы предопределили [разные] состояния, пока она не становится изогнутой, подобно высохшей пальмовой ветви» (сура «Ясин» аяты 38-39).
وَالشَّمْسُ تَجْرِي لِمُسْتَقَرٍّ لَهَا ذَلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ. وَالْقَمَرَ قَدَّرْنَاهُ مَنَازِلَ حَتَّى عَادَ كَالْعُرْجُونِ الْقَدِيمِ
«Он сотворил небеса и землю во истине. Он покрывает ночью день и покрывает днем ночь. Он подчинил солнце и луну. Все они движутся к назначенному сроку. Воистину, Он – Могущественный, Прощающий» (сура «Аз-Зуммар» аят 5).
خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بِالْحَقِّ يُكَوِّرُ اللَّيْلَ عَلَى النَّهَارِ وَيُكَوِّرُ النَّهَارَ عَلَى اللَّيْلِ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُسَمًّى أَلَا هُوَ الْعَزِيزُ الْغَفَّارُ
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Сказано ли в Коране о существовании внеземных миров?
«…Благословен Аллах, Господь миров!» (Коран; 7:54)
В первой суре Корана «аль-Фатиха» есть аят: « Хвала Аллаху, господу миров ». (Коран; 1:2)
Упоминание о мирах во множественном числе встречается и в других аятах:
« …Благословен Аллах, Господь миров! » (Коран; 7:54).
Согласно высказыванию сподвижника пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Саида аль-Кудри, Аллах создал сорок тысяч миров, и этот мир со всеми его творениями – лишь один из них.
Один из величайших комментаторов Корана имам Рази писал, что существование неведомых нам пространств вне нашего мира может быть доказано рационально, так как очевидно, что Аллах Всемогущ и для него не трудно создать миллионы других миров в бесконечном космосе.
Он также указал, что обитатели иных миров не обязательно должны быть похожи на обитателей нашего земного мира и их условия существования могут радикально отличаться от земных.
Физические условия жизни в этих мирах также могут отличаться от тех, что имеют место на Земле.
«Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь». (Коран; 65: 12)
Стоить отметить, что если слово «небеса» эквивалентно Вселенной, то тогда существует как минимум 7 Вселенных, в каждой из которых действуют свои физические законы.
Из этого аята также становится ясно, что Аллах сотворил другие миры и его повеления нисходят и на них, так как миры упоминаются в настоящем времени, то есть существуют.
Это также указывает на возможность существования нескольких миров.
Ученые говорят о существовании миллиардов галактик, в которых существуют миллиарды звезд и планет.
В одном из аятов суры «аш-Шура» говорится: «Среди Его знамений – создание небес иземли, а также тех живых существ, которых Он расселил на них. Он способен собрать их, когда пожелает». (Коран;42:29)
В связи с этим автор известного перевода Корана на английский язык Абдуллах Юсуф Али пишет в своих комментариях: «Можно предположить, что жизнь в той или иной форме рассеяна по некоторым из миллионов небесных тел, рассыпанных по всему космосу». (Ali, Abdullah Yusuf, The Quran: Text, Transaltion and Commentary, Ad-Dar Al-`Arabiah, Beirut, 1938, 1314).
С другой стороны нужно отметить, что до сих пор миру не представлено никаких четких доказательств, что на других планетах существует жизнь в какой-либо форме.
И хотя в мире существует множество сторонников гипотез об инопланетянах, тайно посещавших Землю, и есть даже те, кто утверждает, что вступал с ними в контакт, а неопознанные летающие объекты (НЛО) стали уже частью массовой культуры, и им посвящено множество книг и кинофильмов, никаких серьезных доказательств их существования до сих пор не предъявлено.
В любом случае, наличие или отсутствие жизни на других планетах не должно отражаться на крепости веры мусульманина. Мы не знаем всех секретов мироздания и не сможем узнать их все, но главное, что мы знаем – Аллах Всемогущ и может сотворить все, что пожелает.
«Скажи: «Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который создает творение, а затем воссоздает его?» Скажи: «Аллах создает творение, а затем воссоздает его. До чего же вы отвращены от истины!» (Коран; 10:34)
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Арабские звезды. в небе
Арабские звезды. (Источник фото: kvant.space)
Благодаря активному участию мусульманских ученых в развитии науки в течение Исламского ренессанса (с середины 8 по середину 13 веков) многие звезды носят арабские имена. Они в основном латинизированы, но все равно за этой ширмой можно просмотреть арабские корни их названий.
Занятие переводом требовали глубоких познаний в теме и понимания изучаемого предмета. Но на этом работа мусульманских астрономов не заканчивалась. Вместе с переводом они добавляли ценную информацию в виде комментариев.
Поэтому не случайно названия многих звезд имеют арабское происхождение. Как, к примеру:
4. Денеб – это сокращенная версия «данаб уд-даджаджа», переводящее как «хвост курицы».
На самом деле арабских названий насчитывается около 200. Одним из ярких мусульманских астрономов, внесшим весомый вклад в систематизацию звезд, как мы сказали раньше, был Абу аль Хусейн абд аль-Рахман аль Суфи (903-986), известный по его латинизированному имени Азофи. Его книга «Книга неподвижных звезд» была закончена им в 964 году, она содержала целый список звезд с арабскими именами.
По словам Пола Куницша, немецкого эксперта по арабским именам звезд, местным племена на Аравийском полуострове и на Ближнем Востоке использовали свои собственные названия для различных ярких звезд, таких как Альдебаран, и они обычно считали, что отдельные звезды представляют животные или люди. Например, звезды, которые мы знаем как Альфа и Бета Офиучи, рассматривались ими как пастух и его собака, а соседние звезды составляли контуры поля с овцами.
Некоторые арабские имена были так стары, что их значения были потеряны даже для ас-Суфи и его современников. Другие звёздные имена, используемые ас-Суфием и его соотечественниками, были прямым переводом описаний Птолемея. Например, звездное имя Фомальгаут, как мы указали раньше, происходит от арабского языка, означающего «пасть южной рыбы», и именно так Птолемей описал его в Альмагесте.
Аль-Суфи сделал свои собственные расчеты яркости и величины, которые часто отличались от тех, что были в работе Птолемея. Он идентифицировал Большое Магелланово Облако, которое видно из Йемена, но не из Исфахана в центре Ирана, где он работал; европейцы не видели его до рейса Магеллана в 16 веке. Он также сделал самое раннее зарегистрированное наблюдение Галактики Андромеды, которую он описал как «маленькое облако».
Он заметил, что плоскость эклиптики наклонена относительно небесного экватора и более точно рассчитал продолжительность тропического года. Он наблюдал и описывал звезды, их положение, их величины и их цвет, излагая свои результаты по созвездиям. Его знаменитая «Книга Неподвижных Звезд» была переведена на латынь и имела значительное влияние в Европе с 13-го века благодаря как текстовым описаниям, так и изображениям, содержащимся в книге.