какую ответственность несут физические лица за совершение коррупционных правонарушений
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ О противодействии коррупции. Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции». Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствующие выдержки из нормативных правовых актов приведены в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Какую ответственность несут физические лица за совершение коррупционных правонарушений
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)
Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности
К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:
За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:
Административная ответственность за коррупционные правонарушения
К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:
За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:
Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
Статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, предусмотрены следующие виды взысканий:
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия за совершение правонарушений, установленных:
Гражданско-правовая ответственность
Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами:
К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации:
Какую ответственность несут физические лица за совершение коррупционных правонарушений
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству для гражданских служащих, являющихся должностными лицами (как правило, это гражданские служащие, замещающие должности категории «руководители», в должностные обязанности которых входит исполнение властно-распорядительных функций и полномочий), действующим законодательством установлена повышенная уголовная ответственность за допущенные при исполнении должностных обязанностей нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.
Так, должностные лица гражданской службы несут ответственность за существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в случаях злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), их превышения (ст. 286 УК РФ), халатности (ст. 293 УК РФ).
Уголовное законодательство в рамках ст.ст. 44 и 47 УК РФ предусматривает и возможность отстранения от должности, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в виде меры уголовного наказания с указанием порядка и основания применения данной санкции (на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.
Административные правонарушения в отличие от преступлений коррупционной направленности обладают меньшей степенью общественной опасности. К примеру, незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).
Однако это нисколько не снижает значимость деятельности по их предупреждению, выявлению, привлечению виновных лиц к ответственности, так как именно такие административные правонарушения являются предпосылкой возникновения уголовно-наказуемых коррупционных деяний.
В числе прочего административные правонарушения могут совершаться путем использования служебного положения должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, служащим коммерческой организации вопреки установленному порядку управления (регулирования).
При наличии корыстной заинтересованности и умысла на получение выгоды материального характера такие правонарушения могут уже квалифицироваться как преступления.
Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Преступление коррупционной направленности – общественно опасное, виновное, запрещенное УК РФ под угрозой наказания деяние, состоящее в использовании должностным лицом своего особого правового статуса вопреки интересам службы для получения прямо или косвенно для себя лично или для других лиц материальной выгоды.
Ответственность за коррупционные правонарушения
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы (статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Уголовная ответственность за преступления
коррупционной направленности
К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:
показаний либо к неправильному переводу (статья 309)
За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:
Административная ответственность за коррупционные правонарушения
К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:
период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16)
и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17)
референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20)
период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45)
местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47)
фонд, фонд референдума (статья 5.50)
присвоения или растраты) (статья 7.27)
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29)
государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1)
подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2)
обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30)
самоуправления (статья 14.9)
служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29)
За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:
Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
Статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, предусмотрены следующие виды взысканий:
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия за совершение правонарушений, установленных:
муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов
муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений
Гражданско-правовая ответственность
Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами:
причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием
причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации:
дарение подарков, за исключением обычных, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Ответственность за совершение коррупционных правонарушений
Ответственность за совершение коррупционных правонарушений
Правовой отдел ГУ МВД России по Саратовской области
Настоящая памятка разработана в соответствии с законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в органах внутренних дел, федеральной государственной гражданской службы, законодательством, регулирующим основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также другими действующими нормативными актами Российской Федерации и направлена на выработку навыков антикоррупционной культуры поведения сотрудников и госслужащих, исключения поведения, которое может восприниматься окружающими как неприемлемое для государственных служащих, поскольку заставляет усомниться в их объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.
Статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения.
В соответствии с данной статьей граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды преступлений, коррупционной направленности:
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы, а также лишено специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст.44 УК РФ)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
относит к административным коррупционным правонарушениям к которым можно отнести ряд статей КоАП РФ:
Таким образом, под административным правонарушением коррупционной направленности понимается виновное и противоправное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленно или по неосторожности как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих служебных обязанностей, за которое предусмотрены меры административной ответственности.
Как показывает практика, среди выявленных коррупционных правонарушений преобладают правонарушения по ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».
Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
В отношении служащих, проходящих государственную службу иных видов, в том числе сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на соответствующую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) указанных служащих, установлены основания и порядок применения дисциплинарных взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Конфликт интересов в ОВД — ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника ОВД влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Частью 1 статьи 59.2 федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.
В соответствии с частью 3.1 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Дисциплинарная ответственность сотрудника органов внутренних дел является одним из видов юридической ответственности за неправомерное поведение и представляет собой обязанность сотрудника за нарушение служебной дисциплины понести наказание, предусмотренное Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377.
Дисциплинарным проступком (нарушением служебной дисциплины) является виновное действие (бездействие) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав, выразившееся в нарушении сотрудником: законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава ОВД, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, несоблюдение запретов и ограничений, связанных со службой в ОВД, а также требований к служебному поведению, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных контрактом, неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей, а также приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника).
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», который внес изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены дополнительные меры противодействия коррупции, устанавливается особый порядок наложения на сотрудников ОВД дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения.
Статьей 51.1 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, определяющей порядок наложения на сотрудников ОВД взысканий за коррупционные правонарушения, предусмотрено, что взыскания, предусмотренные ст. 50.1 и ст. 82.1, налагаются в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в ОВД, с учетом особенностей, установленных данной статьей. Соответственно, можно сделать вывод, что к коррупционным правонарушениям относятся деяния, закрепленные в ст. 50.1 и ст. 82.1.
Статьей 50.1 предусмотрены основания наложения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Ограничения и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, являющиеся коррупционными правонарушениями, определены в ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 4 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Процедура привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения выглядит следующим образом:
Дисциплинарные взыскания на сотрудника ОВД налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при соблюдении определенной процедуры.
При поступлении информации о совершении сотрудником коррупционного правонарушения (рапорт, заявление, информация в средствах массовой информации и т.д.) уполномоченным руководителем может быть назначена проверка по данным обстоятельствам. При очевидности нарушения или признании своей вины сотрудником, отсутствии необходимости устанавливать последствия нарушений следует ограничиться проведением проверки, т.е. сбором информации для принятия решения.
Служебная проверка назначается только при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником ОВД дисциплинарного проступка, вины сотрудника, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в ОВД.
На период проведения служебной проверки по факту совершения грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей, или возникновения конфликта интересов сотрудник может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей в порядке ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.
По итогам проверки на основании доклада о результатах проверки или на основании заключения служебной проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения, принимается решение:
При наличии или установлении в ходе проверки фактов о реализации сотрудником личной заинтересованности, т.е. получении доходов для себя или третьих лиц, или признаков состава преступления, или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации в соответствии с требованиями приказа МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» и проверке в установленном порядке уполномоченным органом.
После проведения проверки (служебной проверки) при наличии оснований привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности на него налагается дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.
Предусмотрено безусловное увольнение сотрудников ОВД в случае утраты доверия к ним в случае:
В отличии от приказа о наложении дисциплинарного взыскания за нарушение служебной дисциплины копия акта о наложении на сотрудника органов внутренних дел взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в наложении на сотрудника органов внутренних дел такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Гражданско-правовые коррупционные отношения предусматривают причинение материального и (или) морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в связи с совершением незаконного действия, правонарушения, вызвавшего нанесение ущерба и влекущего за собой обязанность его возмещения.
Гражданская (гражданско-правовая) ответственность является одним из видов юридической ответственности. Она предусматривает установленные нормами гражданского права юридические последствия за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и договоров, а также других гражданских нарушений, что в большинстве случаев связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.
Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера, например, возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.