какую ответственность несет творец за свое произведение
Несёт ли писатель ответственность за своё творение
НЕСЁТ ЛИ «ТВОРЕЦ» ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЁ ТВОРЕНИЕ?
На этот вопрос, увы, у читателей не нашлось ответов. Кто-то из них говорит что-то о рынке, кто-то о моральной ответственности. Но, чаще всего, люди просто стараются уйти от прямого ответа, отвлекаясь на какие-то незначительные детали.
Мой ответ таков: ТВОРЕЦ НЕСЁТ ПРЯМУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТО, ЧТО ПРОИЗВОДИТ. Вплоть до уголовной, если его «продукт» способствует развалу общества и гибели его среды обитания.
________________________
Если у человека есть свой моральный кодекс, то, конечно, это очень хорошо. Тогда совесть может стать мерилом ответственности автора перед своей аудиторией. Если же совести нет, то его творчество должен ограничивать закон.
Государственный закон выполняет
(по крайней мере, должен выполнять, а, если не выполняет, то это означает, что государство умирает)
функцию сохранения государства и нации и поэтому творец обязан следовать закону, в котором должна присутствовать статья о цензуре.
Цензура, конечно же, должна быть, хотя бы потому, что среди «творцов» нередко попадаются психически неуравновешенные, бездарные или просто больные люди, которым всё безразлично, кроме их «творчества». Кроме того, творчеством могут заниматься прямые враги и растлители, желающие развала общества.
Следует исходить из того, что потребление «тухлого» продукта представляет опасность для жизни вида. Но, поскольку многие люди не всегда понимают, ЧТО является для них полезным, а что вредным, постольку должен присутствовать «санитарный» закон в виде цензуры, ограничивающей потребление некачественного продукта.
Автору, производящему «тухлый продукт», нравится его «запах». Для того, чтобы «продвинуть» его в массы, он начинает говорит о «личной свободе» и «правах человека». Но, в таком случае, следует подумать и о правах убийцы, дав и ему права на его «творчество». Да, он любит разрисовывать страницы своей жизни кровью. Так и что? О вкусах не спорят… Но тогда получается страшная вещь, когда безответственные творцы, ставящие свои личные амбиции выше безопасности общества, становятся для него опасны. В этом случае они должны быть предупреждены о «санитарном контроле».
Следует подумать о том, что, если теперешние «творцы», ставящие болезненные личные фантазии выше здоровья общества, испоганят среду обитания и разрушат нравственный закон, апеллируя исключительно к ЛИЧНОЙ «СВОБОДЕ», то будущим гражданам (сегодняшним детям) придётся либо жить в дерьме, либо стать изгоями и нахлебниками в чужих государствах.
В конечном итоге ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТВОРЦА ЗА СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ не перед партнёрами, не перед рынком, а ПЕРЕД БУДУЩИМ СТРАНЫ, В КОТОРОЙ ЗАВТРА БУДУТ ЖИТЬ ДЕТИ.
Так что получается, что ГЛАВНЫМ КРИТЕРИЕМ ОЦЕНКИ ТВОРЦОМ СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ СВОЕЙ СТРАНЫ. Это и есть, собственно говоря, проверка на вшивость.
В Евангелии написано:
«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».
(Евангелие от Матфея 18:6)
Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита сочинение 11 класс
Это настолько интересный роман, что в нём, кажется, можно найти просто любую тему. Обычно говорят о любви и творчестве, а тут вдруг ответственность. В общем, эта тема не бросается в глаза.
Ответственность чаще всего бывает за свои поступки. Вот, например, Пилат сделал свой выбор – отправил на казнь невиновного, а отпустил виновного. И это всё политика, страхи за своё место… Вот он и понес наказание – бесконечное ожидание, когда его простят. А собака его, получается, тоже взяла на себя ответственность быть с ним, только без лишних размышлений, конечно.
Отвечают за свои поступки и гости на балу. Но тут же мы вспоминаем Фриду – она молила о пощаде. Осознала она, что поступила неправильно, раскаялась, вот её и простили, хотя Маргарите пришлось отказаться от своего желания. А она заслужила его исполнение трудом! А сколько Воланд со своей свитой наказывает москвичей за их жадность, вредность – тоже приходится им нести ответ. Критик получил от Маргариты наказание за то, что травил Мастера своими статьями. Мы не знаем, если б тот критик попросил прощения, то простила ли его ведьма. Наверное, да. Судя по её характеру… Но тут получилось, что его не было дома. А может, и повезло ему, наоборот. Или Бездомный – поэт просто сочинял стихи бодрые, политические, но тут ведь ответственность и перед своим талантом, который мог бы направить на пользу всем. А главное – себе! То есть ответственность обязательно наступает, но всё-таки можно заслужить прощение!
Еще есть ответственность за своё, за своих близких. Например, Маргарита могла бы забыть этого странного Мастера, раз он пропал. Мало ли! Бросил её? Но она хотела его найти, хранила страницу из его романа… Активности ей не хватало, но ей помогли. Зато она ничего не испугалась! Также вспоминается этот хозяин сгоревшего ресторана, который последним, как капитан, покидал его. И Мастер не отказался от своего правдивого романа! Но тут речь о настоящих чувствах, а не о формальном. Например, никакой ответственности перед мужем Маргариты, первой женой Мастера, о которой он почти ничего и не помнит. А Бездомному советуют забыть его стихи!
Безответственное отношение к жизни иногда у работников Варьете, но за это они платятся. Когда они пьют и гуляют, то вполне судьба в виде свиты Воланда может их забросить куда-нибудь в другой город.
И эта тема есть в прекрасном романе! Думаю, что раскрыта она полно, поучительно.
2 вариант
Произведение «Мастер и Маргарита» М. Булгакова поражает своей изысканностью, ведь затрагивает каждую жизненную тему любого возраста: любовь, преданность, отчаянье, бедность и другое. В нем раскрываются пороки человека и святые побуждения. В итоговом романе автор вложил всю свою мудрость и талант, поэтому в этом произведении мы можем найти любой ответ на вопрос, который волнует каждого. «Мастер и Маргарита» будет актуален всегда, вне зависимости от возраста или времени.
Тема ответственности переплетается с темой прощения и милосердия, что просматривается на примере поведения многих героев произведения. М. Булгаков показывает, что за пагубные поступки обязательно придётся заплатить, поэтому первоначально их стоит обдумать.
Наглядным примером наказания за свой страх показаться мягким, является судьба Понтия Пилата, который отказался от своих побуждений спасти человека. Ему приятно было вести беседу с образованным и философски подкованным Иешуа, но поставить себя как могущественного правителя, который может лишить жизни человека, быть суровым и твердым в своих поступках и словах победила его сущность милосердия. О данном решении Понтий Пилат будет сожалеть до последней минуты жизни.
Ответственность за недостойное поведение понесут и сотрудники варьете. Воланд применит к ним меры наказания за низкие поступки, а также критики Латунский, Лаврович, которые высмеивали бедного мастера в своих статьях.
Мастер легкомысленно относиться к своему труду. И в отчаянье сжигает свои рукописи, что скажется на его желании жить и повлечет необратимы процесс. Наказание же ему будет не отказ от своего таланта, а то, что решил следовать шаблону.
Самым наглядным сюжетом в романе на тему ответственности является непосредственно сцена приема гостей на балл у Воланда, который повествует нам о мрачных проступках людей. Совершая предательство, убийство ради получения наследства или применение насильственной смерти к недокучливому соседу, герои не смогут обрести покой даже после смерти. Данная картина еще раз доказывает, что каждый негативный поступок влечет наказание и обойти его не удастся.
В повседневной жизни люди забывают об ответственности за свои мысли, поступки, решения, что трагически отражается на последствиях реальной жизни. «Мастер и Маргарита» позволяет задуматься о необходимости действий и принять правильное решение.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
Алексей Иванович Швабрин представляется нам одним из неблагоприятных героев этого сочинения. Он молодой человек из состоятельной семьи благородного рода. Когда он был офицером
Один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский. Потомственный военный, красавец с гордым профилем. Я бы сказала – идеалист, в тайне мечтающий быть похожим на Наполеона
В повести Виктора Астафьева идет отображение жизни рыбаков, которых объединяет много общего. Герои живут в ладу с природой и активно пользуются ее дарами. Освещается угроза жизни главного персонажа
Война – это всегда страшное и безумное явление. Сколько страха и ужаса скрывается лишь за одним словом. И сколько разрушений, какой хаос способна принести война. Умирают тысячи невинных людей
Иван Грозный IV до сих пор является самой интересной и противоречивой фигурой в истории России. Он стал первым русским царем, в то время как его предшественники носили титул – великий князь. Иван Грозный был потомком Рюриковичей
Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита»
Ведение
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова не зря называют закатным произведением. Этот роман является итоговым не только потому, что он – последнее, написанное автором, но и потому, что писатель вложил в него весь свой накопленный опыт и знания. Множество проблемных вопросов поднимаются в произведении нестандартно, часто – парами, как архаическая тема добра и зла.
Такова и тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова. Она идет рука об руку с темой прощения, милосердия и раскрывается на примере многих персонажей.
Ответственность на примере московских героев
Вместе с ответственностью идут темы наказания и помилования. Первым под меч судьбы и Воланда попадает Берлиоз. Этот человек совершенно безответственен, у него нет ни сочувствия, ни такта по отношению к низшим рангом. К тому же, так смело рассуждая об отсутствии Христа, редактор открывает и свою невежественность. В желании показаться умнее и важнее, чем есть на самом деле, Берлиоз в буквальном смысле теряет голову. Позже, на великом балу Сатаны Воланд будет пить из нее кровь предателя барона Мейгеля. Этим эпизодом Булгаков одновременно осудит и былое высокомерие Берлиоза, и предательство барона. Это, то, что не прощается, будто говорит автор.
Ответственность за свои низкие поступки и недостойно поведение понесут представители варьете. Их накажет Воланд, удивленный низменными инстинктами этих людей.
Ответит за свои поступки и великий взяточник домком Никанор Босой. «Червонцы», которые он получит от представителей Воланда, превратятся в доллары и приведут господина босого в тюремную камеру.
Ответственность в романе «Мастер и Маргарита» ложится и на Ивана Бездомного. Это наказание за его слишком вольное обращение с искусством и слабохарактерность, что позволяла идти на поводу фальши. Он расплатиться за свои ошибки сначала пребыванием в сумасшедшем доме и развенчиванием собственных надежд и заблуждений, а потом ежегодным «непонятным томлением» и жуткими снами в майскую ночь.
Ответственность и мастер
С ответственностью в «Мастере и Маргарите» сталкивается и сам мастер. Когда задумка гениального романа овладевает им, он садится писать. Его совесть и помысли перед своим произведением чисты до того момента, пока он не подвергается травле критиков за произведение, которое целиком они даже не читали. Раненый в самое сердце подлыми насмешками в газетах, мастер отрекается от своего творения, чем, по сути предает его. Трудно казать, как бы долго пришлось ему расплачиваться за свою слабость, если бы Маргарита не спасла его. Подобное случалось и с самим Булгаковым, он так же малодушно сжигал и восстанавливал свой роман. К счастью «рукописи не горят» и мы можем держать в руках эту замечательную книгу.
Тема наказания и помилования
Тема ответственности за свои поступки проходит красной нитью сквозь роман о Понтие Пилате. Здесь она двойственна. Пилат приказывает казнить Иешуа, выбрав ответственность перед законом и властью. Но быть в ответе за свои поступки перед своей совестью и сердцем оказалось куда тяжелее. Прокуратор понимает, что поступил не по зову сердца, и терзается муками совести. Он знает, что в ответе за казнь невинного человека. Пожалуй, этого наказания ему достаточно, оно сильнее всех мук ада. Невыносимая головная боль прокуратора перекликается с болью душевной. И только Маргарита с Мастером в последней главе дают ему свободу, завершая этим самым и свой роман.
В заключение
Ответственность – это волевое качество человека, способность им осознавать последствия своих поступков. В романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков показывает тему ответственности с нескольких ракурсов. С точки зрения Воланда наказывать нужно тех, кто не способен сам осознать свою вину, кто думает, что ответственность за его проступки минует его. Поэтому справедливое наказание получают Лиходеев, Римский и Варенуха. По той же причине гибнет и самоуверенный Берлиоз, душа которого настолько погрязла в самолюбовании и псевдо знаниях, что он никогда бы не осознал свою вину перед самим собой, что позволил променять искру таланта на билет Массолита; перед десятками одаренных писателей, чьи произведения постигала участь романа мастера. Поэтому, появление Воланда Москве не случайно. Он вершит суд над теми, кто сам не способен покаяться. Те же, кто сильны духом и чисты сердцем, оступившись, и сами поймут и признают свою вину.
Новое в блогах
Несёт ли творец ответственность за своё творение?
НЕСЁТ ЛИ «ТВОРЕЦ» ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЁ ТВОРЕНИЕ?
На этот вопрос, увы, у читателей не нашлось ответов. Кто-то из них говорит что-то о рынке, кто-то о моральной ответственности. Но, чаще всего, люди просто стараются уйти от прямого ответа, отвлекаясь на какие-то незначительные детали.
Мой ответ таков: ТВОРЕЦ НЕСЁТ ПРЯМУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТО, ЧТО ПРОИЗВОДИТ. Вплоть до уголовной, если его «продукт» способствует развалу общества и гибели его среды обитания.
________________________
Если у человека есть свой моральный кодекс, то, конечно, это очень хорошо. Тогда совесть может стать мерилом ответственности автора перед своей аудиторией. Если же совести нет, то его творчество должен ограничивать закон.
Государственный закон выполняет
(по крайней мере, должен выполнять, а, если не выполняет, то это означает, что государство умирает)
функцию сохранения государства и нации и поэтому творец обязан следовать закону, в котором должна присутствовать статья о цензуре.
Цензура, конечно же, должна быть, хотя бы потому, что среди «творцов» нередко попадаются психически неуравновешенные, бездарные или просто больные люди, которым всё безразлично, кроме их «творчества». Кроме того, творчеством могут заниматься прямые враги и растлители, желающие развала общества.
Следует исходить из того, что потребление «тухлого» продукта представляет опасность для жизни вида. Но, поскольку многие люди не всегда понимают, ЧТО является для них полезным, а что вредным, постольку должен присутствовать «санитарный» закон в виде цензуры, ограничивающей потребление некачественного продукта.
Автору, производящему «тухлый продукт», нравится его «запах». Для того, чтобы «продвинуть» его в массы, он начинает говорит о «личной свободе» и «правах человека». Но, в таком случае, следует подумать и о правах убийцы, дав и ему права на его «творчество». Да, он любит разрисовывать страницы своей жизни кровью. Так и что? О вкусах не спорят… Но тогда получается страшная вещь, когда безответственные творцы, ставящие свои личные амбиции выше безопасности общества, становятся для него опасны. В этом случае они должны быть предупреждены о «санитарном контроле».
Следует подумать о том, что, если теперешние «творцы», ставящие болезненные личные фантазии выше здоровья общества, испоганят среду обитания и разрушат нравственный закон, апеллируя исключительно к ЛИЧНОЙ «СВОБОДЕ», то будущим гражданам (сегодняшним детям) придётся либо жить в дерьме, либо стать изгоями и нахлебниками в чужих государствах.
В конечном итоге ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТВОРЦА ЗА СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ не перед партнёрами, не перед рынком, а ПЕРЕД БУДУЩИМ СТРАНЫ, В КОТОРОЙ ЗАВТРА БУДУТ ЖИТЬ ДЕТИ.
Так что получается, что ГЛАВНЫМ КРИТЕРИЕМ ОЦЕНКИ ТВОРЦОМ СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ СВОЕЙ СТРАНЫ. Это и есть, собственно говоря, проверка на вшивость.
В Евангелии написано:
«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».
(Евангелие от Матфея 18:6)
ЛОМЕХУЗА ИЛИ. КАК УМИРАЕТ СОЦИУМ
Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита»
Ведение
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова не зря называют закатным произведением. Этот роман является итоговым не только потому, что он – последнее, написанное автором, но и потому, что писатель вложил в него весь свой накопленный опыт и знания. Множество проблемных вопросов поднимаются в произведении нестандартно, часто – парами, как архаическая тема добра и зла.
Такова и тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова. Она идет рука об руку с темой прощения, милосердия и раскрывается на примере многих персонажей.
Ответственность на примере московских героев
Вместе с ответственностью идут темы наказания и помилования. Первым под меч судьбы и Воланда попадает Берлиоз. Этот человек совершенно безответственен, у него нет ни сочувствия, ни такта по отношению к низшим рангом. К тому же, так смело рассуждая об отсутствии Христа, редактор открывает и свою невежественность. В желании показаться умнее и важнее, чем есть на самом деле, Берлиоз в буквальном смысле теряет голову. Позже, на великом балу Сатаны Воланд будет пить из нее кровь предателя барона Мейгеля. Этим эпизодом Булгаков одновременно осудит и былое высокомерие Берлиоза, и предательство барона. Это, то, что не прощается, будто говорит автор.
Ответственность за свои низкие поступки и недостойно поведение понесут представители варьете. Их накажет Воланд, удивленный низменными инстинктами этих людей.
Ответит за свои поступки и великий взяточник домком Никанор Босой. «Червонцы», которые он получит от представителей Воланда, превратятся в доллары и приведут господина босого в тюремную камеру.
Ответственность в романе «Мастер и Маргарита» ложится и на Ивана Бездомного. Это наказание за его слишком вольное обращение с искусством и слабохарактерность, что позволяла идти на поводу фальши. Он расплатиться за свои ошибки сначала пребыванием в сумасшедшем доме и развенчиванием собственных надежд и заблуждений, а потом ежегодным «непонятным томлением» и жуткими снами в майскую ночь.
Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита»
М.А. Булгаков – один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Его роман «Мастер и Маргарита» — самое необыкновенное произведение т.к. в нем соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления, а также проблемы, вечно волнующие человека.
Главная проблема – ответственность за свои поступки, которые человек совершает на протяжении всей жизни и за свой выбор жизненного пути. Вообще, каждый шаг человека – это выбор; за каждый свой шаг человек несет ответственность; несет ответственность не только перед каждым человеком, но и, самое главное, перед самим собой.
В романе «Мастер и Маргарита» как и каждый человек, герои делают свой выбор, за который несут ответственность. Так было всегда: и в древнем городе Ершалаиме и в современной Москве.
Булгаков в «Московском» мире разделил героев на два типа: герои, лишённые чувства ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны и герои, способные принять на себя ответственность.
Также в этом романе присутствуют герои, сделавшие так называемое «мелкое зло» людям, но, несмотря на это они тоже понесли наказание за содеянное. Вот, например, Варенуха попал в лапы шайки Воланда не просто так. У него была при себе распечатка переписки попавшим в Ялту Лиходеевом. В наказание за «ложь и хамство по телефону», был превращён в вампира. После бала был превращён обратно в человека и отпущен. Это наказание повлияло на Варёнуху, он стал более добродушным, вежливым и честным человеком.
Похожая участь постигла Степана Лиходеева. Он был директором театра Варьете и проживал «в нехорошей квартире». Бездельник, бабник и пьяница. И за так называемое «служебное несоответствие» был телепортирован в Ялту.
В романе «Мастер и Маргарита» есть персонаж, который является «карающим мечом в руках правосудия»-Воланд. Он явился в Москву с целью – узнать, изменилась ли Москва с того дня, когда он был в ней последний раз. (После проведения «сеанса черной магии») Воланд делает вывод, что люди — алчные, завистные и у них только одно на уме как нажить «легкие» деньги. Он говорит: «Ну что же…Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны…ну что ж….и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних….квартирный вопрос только испортил их…»
Автор показывает нам, что у каждого человека есть судья – совесть. Люди, у кого советь нечиста, кто виноват и не хочет признавать это, карает Воланд с его свитой. Но наказывает он не всех, а лишь тех, кто это заслужил. Мне кажется, что по замыслу Булгакова, Воланд злом наказывает зло, и тем самым восстанавливает справедливость.
Все вышеперечисленных героев автор показал не только равнодушными и не готовыми принять на себя ответственность, но и что герои держаться за свое место, и не готовы рискнуть ради другого человека. Но Булгаков на этом не остановился и решил показать в противовес им, героев, способные принять на себя любую кару.
Например, Иванушка Бездомный, который понес ответственность за свои дела, попавший в клинику Стравинского. Но именно там он переосмыслил свое творчество и жизнь. Он возвращает свою настоящую фамилию и Мастер делает его своим учеником.
Но в тоже время тема ответственности неразрывна, связана с темой творчества.
Мастер — герой, достигший наивысших успехов в какой-либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности. Несмотря на то, что Мастер изгнан из МАССОЛИТа и лишён поддержки, он остаётся верен себе. В своём романе он несёт людям правду, свет. Именно поэтому произведение Мастера заслужило бессмертие: «Рукописи не горят».
Здесь мы делаем вывод, что Мастер несет ответственность за свое творчество.
Говоря о проблеме ответственности, нельзя забыть и еще про одну героиню –Маргариту. Маргарита – это романтическая героиня, которая, во имя спасения Мастера, заключает договор с Дьяволом и этим губит свою душу. Она совершает этот подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита делает это во имя любви. Именно с образом Маргариты связаны истинные ценности: свобода личности, милосердие, честности, правда, вера, любовь. Только любовь Маргарита может победить зло.
Одним из главных героев «Ерашалаимского» мира – Понтий Пилат. Он предстаёт перед нами грозным, жестоким прокуратором в Ершалаиме. Он распоряжался судьбами многих людей. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор был тронут искренностью и добротой этого молодого человека. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Однако Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса
совести, а пошёл на поводу у толпы и казнил Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат струсил и за это был наказан бессмертием. Ему не стало покоя ни днем, ни ночью. Он мучался «двенадцать тысяч лун за одну луну», за тот миг, когда он струсил. И только после долгих мучений и страданий Пилат, наконец был прощен.
Полная противоположность Понтию Пилату – Иешуа, который по-детски наивен, мягок, но у которого есть твёрдая вера в людей. Он всегда говорит правду, даже тогда, когда его «жизнь весит на волоске». Он приносит себя в жертву ради мира, в котором будит царить добро. Он взял на себя ответственность за грехи всего человечества- это его личный выбор.
В Ершалаиме был еще один человек, понесший ответственность за свои поступки –Иуда. Он понес наказание за жадность к деньгам и за предательство. Прообраз Иуды в «московском» мире – Алоизий Могарыч – тоже был наказан за свои корыстные стремления. Впоследствии справедливость была восстановлена.
Произведение «Мастер и Маргарита» принесло автору мировую известность. И неслучайно, т. к. проблема ответственности была не только в романе, но и в жизни самого Булгакова. Он терпеливо и самозабвенно писал всю жизнь, но произведения на протяжении долгого времени не печатались. Он был вынужден сжигать свои рукописи, но «рукописи не горят», и поэтому творчество Булгакова воскресло после его смерти.
Я считаю, что роман «Мастер и Маргарита» — художественная литература, о котором можно и нужно говорить всегда и везде, и каждый раз можно увидеть что—то новое. И сейчас его произведения заставляют современного читателя задуматься над вечными ценностями жизни.
Ответственность и мастер
С ответственностью в «Мастере и Маргарите» сталкивается и сам мастер. Когда задумка гениального романа овладевает им, он садится писать. Его совесть и помысли перед своим произведением чисты до того момента, пока он не подвергается травле критиков за произведение, которое целиком они даже не читали. Раненый в самое сердце подлыми насмешками в газетах, мастер отрекается от своего творения, чем, по сути предает его. Трудно казать, как бы долго пришлось ему расплачиваться за свою слабость, если бы Маргарита не спасла его. Подобное случалось и с самим Булгаковым, он так же малодушно сжигал и восстанавливал свой роман. К счастью «рукописи не горят» и мы можем держать в руках эту замечательную книгу.
«Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть, содержит огромное количество глубоко философских мыслей. В этом произведении затрагивается огромное количество тем: тема истинного и ложного творчества, бескорыстной любви, преступлений и неизбежно следующих за ними наказаний… Они переплетаются, вытекают одна из другой. И, конечно же, можно выделить проблему, общую для всего романа. Это проблема ответственности.
Каждый из нас должен нести ответственность за свои слова и поступки. Я считаю, что именно к этой мысли хотел подвести нас Булгаков. Эта тема прослеживается везде: и в романе о Москве двадцатых годов, и в романе о древнем городе Ершалаиме… Отвечать за свои поступки должны в равной степени и прокуратор Иудеи, и председатель МАССОЛИТа: каждый человек на земле наделен грузом ответственности.
Воланд появляется в Москве для того, чтобы судить… Лгуны, обманщики, мошенники, клеветники — все будут наказаны. Никакой, даже самый затаенный, грешок не скроется от зоркого глаза Сатаны. Вы обманули или обворовали кого-то? Потрудитесь понести за свой поступок ответственность. С приходом дьявола в Москве начинается целая серия расплат за большие или малые прегрешения. Наказания по силе своей равносильны греху. Воланд дает еще один шанс заблудшему Ивану Бездомному, отправляя того в клинику для душевнобольных, но убивает бессовестного Берлиоза. Ибо для председателя МАССОЛИТа атеизм является не воззрением на жизнь, а разрешением всего, утверждение о том, что Бога нет, достаточно для того, чтобы все было дозволено. Разнообразными по мере и степени наказаниями «одарены» Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Никанор Иванович Босой и многие другие. Каждый должен нести ответственность за свои поступки.
Особенно в плане ответственности символична тема писателя и истинного творчества. Она очень ярко раскрывается в образе Мастера и членов МАССОЛИТа. Есть пословица: «Что написано пером — не вырубишь топором». Булгаков перефразировал ее, сказав о том, что рукописи не горят. Тогда какую же ответственность должен держать писатель, мастер слова перед своими читателями?! Своим произведением он так или иначе затрагивает умы современников. Так к чему он их подвигнет? К истине, свету, или каждое сказанное им слово будет лживо? Мастер, герой романа, олицетворяет собой истинного творца, своеобразного пророка. Он относится к своему роману о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате как к своему любимому детищу, он пишет его с любовью, желая сотворить истинный шедевр. Мастер олицетворяет собой подлинное творчество, его участь — это участь многих творцов, не желающих подчиняться влиянию безумного времени. И тут же, как яркий антипод истинного творчества, мы видим представителей МАССОЛИТа, гонителей Мастера. Это мирок чванливых, бездарных, склочных, обласканных властью халтурщиков, мирок, враждебный истине и таланту, как тому, что может помешать их сытому паразитическому существованию. Таких бездарностей, бегущих лишь за собственной выгодой, представляют в произведении Берлиоз, критики Латунский, Лаврович, Ариман и другие. Живым олицетворением литературного мира, вконец погрязшего во лжи, является секретарь редакции Лапшенникова. Вот какой увидел ее Мастер: «Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Недаром под конец произведения здание МАССОЛИТа охватывает «очистительный огонь». Ибо люди, мнящие себя виртуозами слова, должны нести особую ответственность за ту псевдоистину, что они несут народу. Как может человек создать что-то гениальное, несущее миру свет, если он сам не верит ни одному своему слову.
Как Мастер, несмотря ни на что, был верен своему роману, так Маргарита была безмерно верна Мастеру. Как говорил в свое время Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили». Мы помним ее реакцию на гонение Мастера, помним ту ярость, охватившую ее при виде лжи, написанной бездарностями, называющими себя критиками. Маргарита не представляет себе своей жизни без возлюбленного и, что бы ни случилось, желает быть с ним до самого конца: «Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя». Для того, чтобы спасти любимого, она не жалеет своей души и продает ее дьяволу в обмен на Мастера. Героиня чувствует, что ответственна за этого человека, ибо связала с ним свою жизнь.
Таким образом, мы можем увидеть, что тема ответственности — одна из основных в романе Михаила Афанасьевича Булгакова. Он говорит о том, что это закон высшей справедливости, закон мироздания. Тем самым Булгаков вселяет в нас надежду, что откровенное зло и обман будут рано или поздно наказаны, а стремление к правде будет по достоинству вознаграждено. Ведь мы всегда должны отвечать за свои мысли и поступки…
Тема наказания и помилования
Тема ответственности за свои поступки проходит красной нитью сквозь роман о Понтие Пилате. Здесь она двойственна. Пилат приказывает казнить Иешуа, выбрав ответственность перед законом и властью. Но быть в ответе за свои поступки перед своей совестью и сердцем оказалось куда тяжелее. Прокуратор понимает, что поступил не по зову сердца, и терзается муками совести. Он знает, что в ответе за казнь невинного человека. Пожалуй, этого наказания ему достаточно, оно сильнее всех мук ада. Невыносимая головная боль прокуратора перекликается с болью душевной. И только Маргарита с Мастером в последней главе дают ему свободу, завершая этим самым и свой роман.