какую ответственность несет психолог
Что нужно знать об обращении к психологу (для взрослых)
В условиях распространения коронавирусной инфекции, необходимости соблюдения мер безопасности, режима самоизоляции или карантина – ежедневный уклад жизни множества людей изменился: распорядок дня, питание, сон, покупки, режим работы и общения с близкими, темп перемещений, привычные атрибуты уровня комфорта и безопасности.
Все это может сказываться на нашем психологическом благополучии, возникающие эмоциональные реакции и переживания являются нормальными реакциями на события, выходящие за рамки обыденных.
В ситуации продолжающейся самоизоляции, удаленной работы, нового режима дня и отсутствия привычных способов времяпрепровождения, может быть трудно поддерживать измененный образ жизни, сохранять с членами семьи гармоничные отношения, могут дать о себе знать психологические трудности различного характера. Кому-то приспособиться к таким условиям легче, а кому-то сложнее, но, несмотря на складывающиеся обстоятельства, существует возможность обратиться за помощью к специалистам психологам.
Как понять, что Вам или Вашим близким нужна помощь психолога? Кто такой психолог, чем он занимается, чем отличается от психиатра? На что обращать внимание при выборе специалиста и что ожидать от взаимодействия с ним. Именно для того, чтобы помочь найти ответы на эти вопросы, специалистами психологической службы МЧС России разработано данное пособие.
Кто такой психолог?
Психолог – это специалист, работающий в сфере психологического благополучия человека, помогающий преодолеть как внутренние психологические сложности и проблемы, так и помочь выстроить отношения с окружающими.
Чем же отличается психолог от психиатра?
Специалист, имеющий психологическое образование
Специалист, имеющий медицинское образование
Специалист, не ставящий диагноз
Врач, который имеет право ставить диагноз
Использует психотерапевтические методы и приемы, не выписывает лекарственные препараты
В качестве лечения и при необходимости медикаментозной поддержки, может назначить лекарственные препараты
При необходимости уточнения состояния и потребности медикаментозной поддержки, может рекомендовать обратиться к психиатру
При необходимости и после оценки состояния, может установить диспансерное наблюдение
Важно! Работа с психологом – это совместный труд, собственная внутренняя работа над собой с помощью специалиста. Психолог не дает советов и рецептов о том, как надо жить или как решить проблему, а, помогает человеку, совместно с ним ищет пути и способы того, как можно справиться с возникшими сложностями.
Как понять, что нужен психолог?
Поводом для обращения к специалисту может быть нарастающий внутренний дискомфорт, ощущение неблагополучия, сложности в отношениях с людьми, межличностные конфликты. Причем важно обращать внимание и на то, что плохо Вам, и, если плохо стало окружающим с Вами.
Конечно, наш организм целостен, поэтому бывает сложно разграничить ощущения полностью, но примерами такого «плохо» могут быть изменения в привычном эмоциональном состоянии, самочувствии, поведении, во взаимодействии с членами семьи. Новые, причиняющие дискомфорт мысли, чувства, телесные ощущения, длящиеся и не проходящие на протяжении некоторого времени (5-7 дней и более), с которыми не получается справиться самостоятельно – могут быть сигналом для обращения за помощью к специалисту психологу.
В эмоциональной сфере:
— повышенное чувство тревоги;
— переживание беспричинной печали; подавленность;
— неконтролируемое возбуждение, раздражение;
— гнев, ярость, агрессивность;
— утрата значимости до этого важных сфер жизни;
— отсутствие положительных эмоций, невозможность смеяться, радоваться, переключиться на добрые, светлые мысли;
— не проходящие грустные мысли;
— отсутствие любых эмоций, невозможность идентифицировать те эмоции, которые переживаются;
— ощущение пустоты, потери смысла жизни;
— обострившиеся, эмоционально захватывающие переживания страха смерти, страха заболеть, страха за своих близких;
— острые переживания потери чувства безопасности и стабильности;
— беспричинно возникшее чувство вины перед детьми или пожилыми родителями, партнерами или коллегами;
— чувство беспомощности, растерянности;
— желание уйти от реальности;
— внезапно появившиеся или возобновившиеся панические атаки.
В когнитивной сфере:
— повышенная утомляемость, быстрое наступление усталости;
— снижение внимания, невозможность сосредоточиться;
— снижение способности к планированию деятельности;
— уменьшение производительности труда, сокращение временных интервалов работоспособности;
— снижение способности к критической оценке происходящего;
— обеднение речи, появление косноязычности;
— замедление привычного темпа мышления, речи, движений.
В сфере поведения и социальных контактов:
— резкое изменение привычек и влечений (например, иначе одеваться, хранить вещи, начать накапливать вещи или, наоборот, избавляться от вещей, ломать\иначе повреждать предметы быта);
— изменение поведения внутри семьи (агрессия на родных, конфликты, жалобы, требования);
— нежелание вставать с кровати, переодеваться из ночной одежды, умываться, ухаживать за собой, за детьми, за пожилыми родственниками;
— избегание необходимых ежедневных дел (например, дела по дому, приготовление еды);
— участившиеся конфликты, ругань, крик, желание разрушить что-либо, постоянные замечания, критика к окружающим;
— возникновение сложностей в отношениях с окружающими, связанных с повышением уровня агрессии, невозможностью справляться самостоятельно с гневом;
— дискомфортное переживание чувства отстраненности от близких и родных, нежелание поддерживать контакт, разговаривать;
— невозможность установить контакт, вести беседу без конфликтов.
Телесные проявления в том случае, если у Вас нет оснований полагать, что это признаки заболеваний:
— напряжение, скованность, мышечные зажимы;
— нарушения сна (бессонница, сонливость в течение дня, трудности с засыпанием, кошмарные сновидения);
— физическая слабость, головокружения;
— обострение (без видимой причины) или появление аллергии;
— дискомфорт в желудке, нарушение пищеварения, диареи\запоры, тошнота;
Что ожидать от специалиста? Что такое психологическая консультация?
Психологическая консультация – психологическая помощь в виде беседы специалиста-психолога с человеком, попавшим в сложную жизненную ситуацию, желающим найти способы и решения справиться с возникшими трудностями, нормализовать свое эмоциональное состояние и улучшить качество жизни.
Любая консультация начинается с обращения человека за помощью. Так начинается диалог, и от того, каким образом будут выстроены отношения, зависит результат этой взаимной работы. Пользуясь специальными профессиональными знаниями, психолог создает условия для другого человека, в которых он переосмысливает восприятие своей ситуации, видит новые пути решения, опираясь на свои сильные стороны и качества личности.
Психологическая консультация имеет некую последовательность и состоит из этапов:
1. Знакомство с психологом и рассказ о волнующей Вас ситуации, которая привела к специалисту, своих чувствах, желаемых изменениях.
2. Совместное обсуждение с психологом и анализ ситуации, выявление причины её возникновения. На этом же этапе Вы сможете получить эмоциональную поддержку от специалиста, который действительно будет готов выслушать и помочь.
3. Затем психолог поможет сформулировать план действий, каким образом можно решить сложившуюся ситуацию, выйти из того или иного эмоционального состояния. Можно сказать, что на данном этапе вместе с психологом вырабатываются практические рекомендации по решению проблемы.
4. В завершении беседы, как правило, еще раз проговаривается последовательность действий, которая поможет справиться с ситуацией. Важно отметить, что психолог, как проводник содействует безопасному продвижению человека на пути изменений, но сам человек вносит большой вклад в достижение успеха.
В настоящее время существуют различные виды дистанционной психологической помощи (консультации):
— по переписке (через интернет сайты психологической помощи);
— онлайн с использованием видео связи (Skype, WhatsApp, Viber и др.)
Каждый из этих видов получения психологической помощи имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Но есть и то, что их все объединяет – это безопасность, доступность, возможность в любой момент завершить взаимодействие. Общение с психологом дистанционно дает возможность снизить эмоциональное напряжение, волнение, нежели при личном взаимодействии в живом общении.
Психологическая помощь по телефону
Если в данный момент вы находитесь в ситуации выбора, неопределенности, если случился конфликт и вы тяжело переживаете это, если столкнулись с трудной жизненной ситуацией, когда есть ощущение тупика и безвыходности, если трудно управлять своим эмоциональным состоянием, опускаются руки, то вы можете позвонить на телефон психологической помощи, чтобы получить помощь «здесь и сейчас». В среднем, для получения грамотной консультации достаточно 40-60 минут. Единичный разговор со специалистом по телефону психологической помощи не решит все ваши трудности, но поможет в актуальной сложной жизненной ситуации.
Психологическая помощь в форме переписки
В настоящее время этот вид помощи становится все более популярным. Чем он привлекателен? Во время изложения своей жизненной трудности в формате переписки человек чувствует себя в большей безопасности, ему нет необходимости что-то кому-то говорить, слышать что-то в ответ и пр. Есть достаточное количество времени для изложения своих мыслей, не торопясь, продумав и сформулировав. При таком формате работы большую роль играет личная ответственность обратившегося человека за психологической помощью и его мотивация к изменениям. Психолог в длительной переписке может предлагать различные домашние задания, давать рекомендации, которые стоит выполнять. И от того, насколько готов человек выполнять эти задания, зависит результат.
Психологическая консультация онлайн с использованием видео связи
Можно сказать, что такой вид психологической помощи очень похож на то, что происходит в кабинете психолога при личной встрече. Во время видео консультации есть контакт глаз, живой диалог, непосредственное общение «здесь и сейчас». Только это живое общение происходит в комфортной для каждого участника диалога обстановке. Такой вид помощи привлекателен тем, что он сродни очному приему, но в отличие от него, вы можете находиться в комфортном для себя пространстве (например, дома), специалист, который с вами ведет работу, может территориально проживать в другом городе, регионе, стране. Сейчас существует большое количество приложений, позволяющих осуществлять видео консультации в дистанционном формате.
Как найти и выбрать хорошего специалиста? На что важно обращать внимание при поиске психолога?
• Высшее психологическое образование. Наличие диплома о высшем образовании государственного образца. Плюсом будут свидетельства о дополнительном профессиональном образовании. Важно помнить, сертификата о прохождении тренинга, онлайн курса по психологии недостаточно для оказания квалифицированной помощи.
• Специализация. Как и в любой профессии, у психологов есть специализация. Кто-то работает с детьми, кто-то с подростками, кто-то со взрослыми. По темам: кризисные ситуации, зависимости, семейные отношения, страхи и фобии, детское развитие, психосоматика… и т.д. Если кто-то заявляет себя экспертом во всем, каков уровень компетенции конкретно в том, что нужно вам? Поверхностные знания и умения не достаточны для решения сложных задач, работы с трудными жизненными ситуациями.
• Опыт работы. Важно понимать, какой профессиональный путь у специалиста. Работал ли он по специальности? Чем непосредственно занимался? Какие задачи решал? Что делает на данный момент? Консультировал ли ранее людей с подобными темами? Не нужно стесняться задавать эти вопросы самому специалисту. Целесообразно искать специалиста, имеющего опыт работы в области, соответствующей вашему запросу. Например, если вы обращаетесь к специалисту за помощью в связи с участившимися конфликтами внутри семьи, расспросите специалиста, имеет ли он опыт помощи в подобных ситуациях.
Выпускники ВУЗов, начинающие специалисты могут не иметь длинного послужного списка, но, к примеру, могли проходить специализированную практику, получить опыт в процессе написания диплома.
• Достижения. Можно также обратить внимание, есть ли у специалиста какие-либо награды, является ли он автором научных публикаций; имеет ли дипломы об участии в профессиональных событиях, членство в отечественных или зарубежных ассоциациях психологов. Все это может говорить об опыте специалиста, уровне его профессиональной активности, принадлежности к профессиональному сообществу.
В поиске и выборе психолога на помощь могут прийти социальные сети, многие специалисты ведут профессиональные аккаунты. Это возможность посмотреть на специалиста, ознакомиться с информацией о его образовании, увидеть, как специалист выглядит, узнать его профессиональную точку зрения на разные вопросы.
К чему следует отнестись с осторожностью?
• Эзотерика. Специалисты могут использовать в работе духовные практики, упражнения, техники саморегуляции и дыхания, например, из йоги. Данные методы в дополнение к психотерапевтическому процессу могут использоваться для решения некоторых задач (освоение навыков расслабления, сосредоточения на внутренних переживаниях и пр.). Но! Психологи никогда не используют в работе магические методы, гадания, обряды, астрологию, работу с энергетическими каналами. Это совершенно другие области, не имеющие отношения к психологической науке и оказанию квалифицированной психологической помощи.
Можно ли получить бесплатно психологическую помощь.
На данный момент существует множество способов получить бесплатную психологическую помощь от квалификационных специалистов. Если необходима помощь и нет денег на обращение к психологу в частном порядке, это не значит, что вы вынуждены оставаться наедине со своими переживаниями. Существует большое количество телефонов доверия по самым разным тематикам (для детей и родителей, для жертв домашнего насилия, для получения экстренной психологической помощи, для онкобольных и их родственников и т.д.). А также многие государственные учреждения, занимающиеся оказанием психологической помощи населению, сейчас оказывают помощь дистанционно. Проведите поиск: какие организации есть в вашем регионе, городе, куда можно позвонить, написать. Специалисты в государственных организациях в обязательном порядке имеют высшее психологическое образование, опыт работы в своей сфере и проходят, как правило, достаточно строгий профессиональный отбор.
Московская служба психологической помощи населению 499 173-09-09 можно записаться на бесплатную скайп консультацию к специалистам
Общая ситуация и информация, которой мы окружены, может влиять на собственный уровень тревожности, задавать определенно заряженный эмоциональный тонус, в какие-то моменты может даже казаться, что все настолько сложно, что ничего нельзя изменить. Но это не так. И от того на сколько Вы будете внимательны к себе и окружающим, как будете организовывать себя в новых условиях, зависит какой будет Ваша жизнь.
Если вы чувствуете, что не можете справиться с ситуацией – не запускайте проблему, обратитесь за помощью к специалисту.
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
Сам род занятий психологов требует, чтобы они всегда помнили об этических вопросах и в своей работе руководствовались определенными этическими принципами. Психолог, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом.
Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психолога. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требований, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.
Для современных психологов, реализующих знания в различных областях психологической науки, этические принципы аналогичны клятве Гиппократа. Это относится и к психологам-практикам, и к психологам-теоретикам, разрабатывающим методологию науки, и, к организующим исследования, экспериментаторам.
Термином «профессионально-этические принципы» определяется необходимость связи между высоким профессионализмом и этическим уровнем работы психолога.
Принципы сформулированы так, чтобы помочь психологу определить свою позицию в вопросах этики, защитить клиентов и испытуемых, отдельных лиц или групп от неправильного или вредного воздействия, а так же помочь служить основой для сохранения доверия в психологической практике и теории.
При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему законодательству, психологи должны руководствоваться Этическим Кодексом, который непосредственно касается его основного вида деятельности. Если отдельные нормы поведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодательства, психологи в профессиональной деятельности должны выбирать соответствие более высоким стандартам. За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание. В случае серьезных нарушений Этического Кодекса речь может идти о привлечении психолога-консультанта к суду.
Этический кодекс психолога-консультанта РФ
Этический Кодекс психологов призван:
— оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний;
— защищать психологов-консультантов и психологию от дискредитации и манипуляций;
Психологи должны заниматься профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
Психологи должны осуществлять профессиональную деятельность в новых областях или использовать новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и/или консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов. В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты должны делать все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.
Психолог, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).
Психологи должны наделять своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.
В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:
1. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
3. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
4. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.
5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
Так же в Кодексе оговорены правила касающиеся таких тем, как посягательства на честь и достоинство клиентов, отношение к личным проблемам; ненанесения вреда; неправильное использование психологических знаний; неправильное использование психологами-консультантами результатов их работы; вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты труда психологов-консультантов; вопросы публичного выступления и публикаций и другие.
Заключение
Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981). Для тех, кто непосредственно работает с людьми в сфере психологического воздействия, эти нормы еще жестче и строже, еще больше требований и ограничений накладывают они на психолога-практика, (Speciality Guidelines for the Delivery of Services by Counseling Psychologists, 1981). Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.
В нашей стране этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.
Этические стандарты педагогов-психологов
1. Психологи вносят свой вклад в улучшение условий жизни людей и качества жизни путем исследований и распространения психологических знаний, а также практического применения этих знаний.
2. Обладая этими знаниями, психологи в силу своей профессии могут способствовать благоприятным переменам у отдельных лиц, групп и организаций. Лица и группы, с которыми психологи вступают в профессиональный контакт, часто оказываются в жизненной ситуации, которая может ограничить возможность их оптимального существования и которая делает их уязвимыми и зависимыми.
3. Этические стандарты сформулированы так, чтобы:
— помочь психологам определить свою позицию в профессиональных вопросах;
— защитить клиентов и испытуемых (отдельных лиц или группу) от неправильного и/или вредного воздействия;
— служить основой для сохранения доверия в психологической практике и исследованиях.
4. Этические стандарты представляют собой систему формальных ситуаций, регулирующих профессиональную деятельность психологов во всем многообразии возникающих в ней отношений: с детьми, их родителями, взрослым клиентом, педагогами, коллегами, студентами и т.д.
5. Этические стандарты обязательны для всех психологов Республики Беларусь, практикующих в какой-либо из видов психологической профессиональной деятельности: психологическая практика, научные исследования, преподавание психологии.
6. Этическими стандартами следует также руководствоваться в ситуациях, которые нельзя охарактеризовать непосредственно как психологическую профессиональную деятельность, но в которых участвуют психологи и которые основываются на использовании профессионального психологического образования.
7. Этические стандарты охватывают важные аспекты рабочей ситуации и профессиональной деятельности психолога. Они объединены в девять разделов, которые освещают основные принципы поведения. Данные разделы не следует рассматривать как охватывающие все ситуации, которые могут возникнуть в процессе профессиональной психологической деятельности.
8. Профессия психолога постоянно развивается; в нее непрерывно привносятся новые знания и методы. Однако разделы кодекса должны отражать основные личные и общественные вопросы и, следовательно, обладать определенной стабильностью.
9. Работа психолога зачастую подразумевает оказание глубокого влияния на других людей. Поэтому специальные требования к этическим стандартам являются существенными. Однако многие профессиональные задачи психологов невозможно регулировать формальными правилами. Следовательно, жизненно важное значение имеют индивидуальная сознательность психолога, его чувство ответственности и профессиональная компетентность.
10. Психологи всегда придерживаются требований этических стандартов и не позволяют оказывать на себя давление, ведущее к его нарушению.
11. Один, из основных принципов Профессионального кодекса психологов заключается в том, что все люди имеют право на личную неприкосновенность и на то, что она не будет нарушаться. Профессиональная деятельность психологов осуществляется в соответствии с этим принципом. Поэтому психологи соблюдают особую осторожность в отношении тех аспектов своей работы или своей личности, которые могут представлять собой угрозу принципам уважения личной неприкосновенности.
12. Психологи работают на основе научных знаний и подтвержденного опыта с целью углубить представления людей о самих себе и способствовать самоопределению личности. Они работают для того, чтобы улучшить условия жизни людей и устранить или уменьшить человеческие страдания. Психологи несут особую ответственность за тех, кто не в состоянии добиться для себя подобающей жизни.
13. Психологи должны быть в курсе научных и профессиональных исследований в своей области и постоянно повышать свою компетентность. Психологи стремятся осознавать свои собственно профессиональные и личные сильные и слабые стороны, чтобы реально оценить, какие задачи они смогут взять на себя, а какие не смогут.
14. Психологи информируют пользующихся их услугами, когда это необходимо, о требованиях, предъявляемых этическими стандартами. Психологи должны удостовериться, что в условиях их работы нет ничего, что помешало бы им выполнять требования, предъявляемые этическими стандартами психологов.
1. Психологи несут личную ответственность за последствия своей работы и должны удостовериться, насколько возможно, что их услуги не будут использованы неподобающим образом.
2. Психологи заботятся об интересах лиц-участников исследований и лиц-заказчиков, пользующихся услугами. Соображения в пользу клиентов и участников исследований имеют преимущество перед соображениями в пользу личных и коллегиальных интересов психологов.
3. Психологи воздерживаются от каких-либо действий или заявлений, угрожающих неприкосновенности любого лица. Психологи несут ответственность за то, чтобы их знания не использовались в целях оскорбления, угнетения или подавления личности.
4. Психологи, обучающие других методам психологической работы, несут ответственность за разъяснение сильных и слабых сторон этих методов, а также их возможного этического значения.
1. Психологи работают в соответствии с научными принципами и обоснованным опытом, чтобы постоянно поддерживать уровень своей профессиональной компетентности.
2. Психологи рассматривают тип и уровень стоящей перед ними задачи в свете своей компетентности. Если психологи считают свою компетентность недостаточной, они передают задачу другим или стараются получить указания. Если психологи отказываются от задачи из соображений компетентности, они отвечают, насколько это возможно, за то, чтобы задача была выполнена каким-либо иным способом.
3. Психологи специально предупреждают, если они применяют методы, устройства и технику, находящиеся еще в стадии испытания и не отвечающие нормальным методологическим стандартам или которыми они еще не до конца овладели.
4. Психологи должны быть в курсе научных и профессиональных исследований в сфере их деятельности.
5. Психологи не публикуют в целях личной или материальной выгоды работы, которые они не считают обладающими достаточно высокими качествами.
6. Психологи рассматривают сильные стороны своей личности и пределы своих возможностей в соответствии с характером стоящей перед ними задачи.
7. Если психологи имеют личные проблемы, оказывающие влияние или прямо препятствующие выполнению их профессиональных обязанностей, они обращаются за профессиональной помощью, чтобы принять правильное решение.
4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К КЛИЕНТАМ
1. Психологи уважают личную неприкосновенность человека и заботятся о том, чтобы защитить право клиента на самоопределение.
2. Психологи информируют клиента о планируемых мероприятиях наиболее понятными способами, чтобы клиент мог решить, желает ли он принять в них участие или нет (информация о согласии).
3. Участие клиента в отношениях с психологом является добровольным. При работе с детьми, пациентами с серьезными расстройствами и душевнобольными людьми (т.е. в крайних случаях) допускаются отклонения от принципа добровольности участия с учетом соответствующих законодательных норм, но при этом в любом случае следует стремится к установлению с клиентом отношений взаимного сотрудничества.
4. Работая с клиентами, подозреваемыми в правонарушениях или совершившими их, психологи четко осознают свою роль и в психологических заключениях делают вывод о том, каким образом повлияет на клиента возникшая ситуация и принесут ли предлагаемые меры наказания ожидаемый эффект. Следует избегать ситуаций, в которых клиента принуждают сообщать что-либо против его воли или пытаются получить материал, в котором нет срочной необходимости применительно к данной ситуации.
5. Психологи не принимают участия в действиях, целью которых является:
— путем физического или психологического принуждения (идеологической обработки, «промывания мозгов», пыток) либо путем угрозы их применения заставить кого-либо сообщить информацию или сделать признание;
— оказать на кого-либо давление, чтобы заставить рассказать о своей или чьей-либо жизненной философии, политических, религиозных или этических убеждениях, заставить отвергнуть или изменить их.
6. Психологи активно пытаются предотвратить использование психологических знаний в действиях, упомянутых в пункте 5, независимо от того, какова их декларируемая цель.
7. Если психологи берут на себя профессиональную ответственность за работу с клиентом или уже начали ее, они тем самым обязуются перед ним довести свою работу, насколько это возможно, до конца. В противном случае они передают клиента другому компетентному лицу и только после этого снимают с себя ответственность. Психологи ответственны за клиента до тех пор, пока тот(те), к кому отсылают клиента, не возьмет на себя ответственность за дальнейшую работу с ним.
8. Психологи стараются осознавать свои собственные потребности, отношения, мнения и свою роль во взаимоотношениях с клиентом. Они не используют свою силу и положение для получения недозволенной или необоснованной выгоды от того, что клиент зависит от них и доверяет им.
9. Психологи избегают установления с клиентом любых отношений, выходящих за рамки его профессиональной деятельности, если есть вероятность, что эти контакты могут стать помехой в его профессиональных отношениях с ним.
10. Психологи не взимают платы за консультации и не устанавливают клиентурных отношений со студентами, которых они обучают или собираются экзаменовать.
11. Между психологами и клиентами не должно быть сексуальных отношений.
12. Во всех случаях психологической деятельности финансовые условия оговариваются заранее.
13. Если есть возможность получить необходимую психологическую помощь из общественных источников, за которую клиент не должен платить или которую может получить дешевле, психологи информируют об этом своего клиента.
14. Психологи не извлекают преимуществ из своего положения или из доверия к их профессии для получения консультационной работы или привлечения клиентов.
15. Психологи воздерживаются от ненужных обследований.
1. От психологов требуется уважение конфиденциальности в отношении того, что им сообщается в процессе их работы или что они узнали при этом о частной жизни или жизненных обстоятельствах людей. Это относится также к самому факту отношений с клиентом.
2. Психологи не сохраняют конфиденциальность в трех случаях:
— если они тем самым наносят вред клиенту;
— чтобы предотвратить явную опасность для клиента или других людей;
— если сами клиенты просят, чтобы информация была передана конкретным людям или учреждениям.
В первом и втором случаях предполагается, что информация будет передана только тем лицам, которые могут предпринять в данной ситуации адекватные меры.
3. Психологи, работающие в одной группе, могут с согласия клиента передавать информацию о клиенте другим членам этой группы, если это делается в интересах клиента.
4. Психологи не наводят справки о клиенте без его согласия. Они довольствуются лишь той информацией, которая необходима для выполнения данной задачи.
5. Когда психологи получают указания относительно клиента, им следует соблюдать конфиденциальность, т.е. избегать упоминания имен или идентифицирующей информации до тех пор, пока это не будет абсолютно необходимо.
6. Психологи, использующие информацию о клиентах при обучении, в публикациях и пр., должны удостовериться заранее, что на это имеется согласие того(тех), о ком эта информация, и что материал представлен достаточно анонимно.
7. При документальном оформлении своей работы психологи включают в состав подготавливаемых документов только необходимую информацию.
8. Письменные документы, результаты обследований, магнитофонные записи и другие материалы, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить к ним доступ в настоящем или в будущем лиц, не имеющим на то полномочий.
9. Для обеспечения конфиденциальности в связи с психологическим обследованием психологи должны позаботиться о специальной договоренности с лицами, пользующимися их услугами, или о том, чтобы в указании для психолога, отвечающего за этот материал в учреждении, было оговорено:
— каким образом следует осуществлять эту ответственность;
— кто будет иметь доступ к этому материалу;
— как долго этот материал будет храниться;
— как передать эту ответственность другим в случае смены персонала (это относится также к материалу, заносимому в компьютер).
10. В случае записи на магнитную или видеопленку, фотографирования или съемок фильма согласие клиента (участника исследований) является обязательным. Для демонстрации, прослушивания или другого использования материалов требуется дополнительное письменное разрешение, из которого было бы ясно, где, когда, для кого и в какой форме может быть использован соответствующий материал. Требуется включить сюда также информацию о том, сколько времени может храниться этот материал.
Ответственный за записанный материал должен проследить за соблюдением этих правил. Если ответственное лицо больше не в состоянии выполнять эти функции, оно должно определить, следует ли уничтожить материал, или передать ответственность кому-либо другому.
Если клиенты или участники исследований не достигли совершеннолетия либо считаются неспособными позаботиться о себе, психологи получают вышеуказанное разрешение от родителей или опекунов.
11. В случае необходимости психологи информируют заказчиков и клиентов о правилах соблюдения требований конфиденциальности для психологов.
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
1. Психологическое обследование планируется на основе хорошо сформулированной проблемы и после рассмотрения подходящих методов и альтернативных процедур.
2. Психологи заботятся о том, чтобы психологические приемы и методы не описывались в открытой печати, в результате чего может снизиться их полезность.
3. Психологи самостоятельно выбирают методы работы.
4. Если психологи применяют компьютеризованную методологию оценки и интерпретируют тесты, они должны убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки.
5. Психологи стремятся формулировать свои заключения таким образом, чтобы их нельзя было превратно понять или использовать. Заключения следует формулировать так, чтобы они были понятны заказчику.
6. В заключении должна содержаться лишь та информация, которая относится непосредственно к данному вопросу и которая необходима для его практического решения, так как заключение или другой письменный документ являются основой практического решения вопроса.
7. В заключениях психологи высказывают свои собственные суждения и сами делают выводы, не оставляя это другим. Тексты заключений должны содержать оценки уверенности в суждениях, на основе которых составляются эти заключения. В заключениях должно быть также ясно сказано, возможны ли другие интерпретации и оценки. Психологи должны с большой осторожностью использовать высказывания, относящиеся к норме и патологии.
8. После окончания исследования психологи в понятной форме информируют клиента о своих мнениях и о содержании соответствующих заключений. Исключение составляют два случая:
— когда возраст клиента, его состояние и т.д. делают невозможным сообщение этой информации;
— когда клиент доверил получение этой информации другому лицу.
9. Психологи не дают индивидуальных советов и/или не высказывают суждения, если не обладают полученными из первых рук сведениями о клиенте или незнакомы с ситуацией, в которой он находится. Это ограничение не относится к ситуациям формального или общеконсультативного характера.
7. ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ
1. Когда психологи делают заявления как специалисты, они стремятся к объективности и точности.
2. Психологи информируют о психологической профессиональной деятельности таким образом, чтобы избежать неправильного понимания или ущерба для данной сферы деятельности.
3. Психологи не комментируют публично критику, высказанную клиентом при помощи средств массовой информации, если это противоречит правилам конфиденциальности, высказанным в разделе 5.
4. Психологи избегают делать публичные заявления, выглядящие как самореклама.
5. Предлагая свои услуги, психологи дают лишь следующую информацию:
— имя;
— адрес;
— номер телефона;
— образование;
— звание;
— часы работы.
В объявлении о проводимых учебных курсах может содержаться информация, разъясняющая содержание и цели курса.
6. Психологи, публикующие советы в печати в специальных колонках или где-либо еще, дают эти советы только в общей форме, 7. Психологи публикуют под своим именем только ту работу, которая полностью проделана ими или в которую они внесли существенный вклад.
8. Психологи не запрещают и не препятствуют публикациям с критикой их работы.
8. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Психологи присваивают только такие звания, на которые они имеют право в соответствии со своим образованием, полномочиями и положением.
2. Психологи уважают профессиональную компетентность, обязанности и ответственность коллег и представителей других профессий.
3. Психологи делают доступными для коллег обоснованные психологические методы, технику и открытия в области психологии. Единственным исключением являются вопросы, регулируемые законом об авторских правах.
4. Психологи воздерживаются от необъективных суждений о коллегах и их работе, но они могут выступать с обоснованной критикой.
5. Психологи, узнавшие о том, что их коллега нарушил этические принципы психологов, пытаются в первую очередь исправить ситуацию вместе с данным коллегой. Если это не удается, они ставят его в известность, что намерены выступить с критикой в его адрес. Если это предупреждение не приносит приемлемых изменений, они выступают с критикой.
6. Если психологи внутри одной организации критически относятся к методам работы данной организации, они пытаются оказать влияние на организацию и добиться изменений.
7. Если условия найма психологов приводят к невозможности соблюдения интересов клиента, это разъясняется всем заинтересованным сторонам.
8. При работе с клиентами психологи пытаются осознать, могут ли они использовать знания, технические и административные возможности других профессиональных групп на благо клиента.
9. Психологи всегда дают адекватную информацию лицам, пользующимся их услугами, и/или персоналу, которого касаются этические нормы и правила, регулирующие работу психологов.
10. Если психологи консультируются с клиентами или лицами, оплачивающими услуги, которые уже имеют профессиональные отношения с другим психологом или коллегой — представителем другой профессии, они договариваются с клиентом о том, что вовлеченное лицо должно быть поставлено в известность, что клиентурные отношения могут быть установлены только после того, как предыдущие консультации будут закончены и дано профессиональное заключение.
11. Прежде чем вступить в контакт с теми лицами, кто консультировал или будет консультировать клиента, психологам следует позаботиться о согласии на это клиента.
1. Психологи пытаются так осветить круг вопросов и проблем, являющихся предметом их исследования, чтобы сделать доступными знания, которые могут способствовать дальнейшему улучшению условий и качества жизни.
2. Планируя исследования, психологи оценивают, отвечают ли последние требованиям профессиональной этики.
3. Психологи имеют обязательства по отношению к тем, кто является предметом/ участником в их исследованиях.
4. Психологи отвечают за то, чтобы их исследования проводились в соответствии с научной практикой.
5. До начала исследований следует принять во внимание возможный риск того, что либо факт сбора информации, либо сами результаты могут оказать непреднамеренное влияние на лица или группы, образующие базу данных для программы. Эти аспекты необходимо рассматривать в связи со способностью программы исследований дать знания, способствующие усовершенствованию условий жизни людей и качества жизни. Риск непреднамеренного отрицательного воздействия на принимающих участие в программе исследований следует свести к абсолютному минимуму.
6. Вся информация об испытуемых регистрируется и хранится с контролем за строгой конфиденциальностью. Отчеты об исследованиях должны быть записаны таким образом, чтобы было невозможно идентифицировать участников исследований.
7. Участники исследования должны быть, по возможности, информированы о цели, методе, ожидаемых эффектах и любых других аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание участвовать в нем.
8. Если клиенты принимают участие в какой-либо программе исследования и в ходе его подвергаются воздействию, которое не является необходимой частью профессиональных услуг, оказываемых клиенту, следует особо подчеркнуть, что они могут свободно отказаться от участия в исследовании. Клиенты информируются, что их участие является добровольным.
9. Получая информацию о согласии клиента участвовать в программах исследований, психологи должны обратить особое внимание на то, не находятся ли участники исследований в состоянии зависимости от них.
10. Если участник исследований является несовершеннолетним или имеет опекунов, согласие получают от них, учитывая надлежащим образом степень независимости указанного лица.
11. Испытуемых заранее информируют о том, что они имеют право прервать свое участие в исследовании. По возможности, достигается договоренность о том, на каких условиях прекращается такое участие.
12. Психологи разъясняют значение своих результатов участникам исследований и другим лицам (или учреждениям), которых непосредственно затрагивают результаты исследования.