какую ответственность несет логист
Что нужно знать начинающему логисту. Введение в профессию 16:48, 27 января 2021 Версия для печати
Рассказываем, какие знания пригодятся логисту в работе и как за пять минут оценить уровень подготовки специалиста, не устраивая «допрос с пристрастием».
Логист – одна из самых популярных и востребованных на сегодняшний день профессий. На рекрутинговых порталах опубликованы тысячи объявлений о найме на работу логистов, причём называться должности могут по-разному (логист, менеджер по логистике, менеджер по грузоперевозкам и так далее), а уровень зарплат варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.
Чем занимаются логисты и что нужно знать, чтобы начать работу и сделать карьеру в этой отрасли? Ответить на эти вопросы будет непросто, потому что у логистов существует огромное количество специализаций. Работа диспетчера, распределяющего грузовые ГАЗели по заказам в городе-миллионнике не имеет ничего общего с работой специалиста ВЭД, занимающегося морскими перевозками и таможенным оформлением. А ведь оба этих специалиста имеют полное право называть себя логистами.
Чем занимаются логисты?
Согласно Википедии, логистика – это система по организации доставки каких-либо материальных предметов из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Именно этим логисты и занимаются. На их плечи ложится ответственность за организацию перевозки грузов из пункта А в пункт Б и за все связанные с этим действия: поиск необходимого транспорта, правильное бухгалтерское и таможенное оформление перевозки, принятие мер по обеспечению её безопасности.
Кроме того, логисты зачастую выполняют роль менеджеров по продажам логистических услуг. Им приходится искать не только перевозчиков, но и грузоотправителей – обеспечивать себя работой.
Поэтому зарплаты у логистов обычно сдельные: их размеры напрямую зависят от объёмов продаж.
Какие специализации бывают у логистов?
— Профессия логиста делится на множество специализаций в зависимости от вида транспорта, который перевозит вверенные специалисту грузы, – рассказывает Евгения, логист с 20-летним опытом работы в сфере автомобильных грузоперевозок. – Перевозки также распределены по видам грузов: пищевая продукция, сырье, промтовары, инертные и танконаливные грузы – всё это разные области, в каждой из которых есть своя специфика.
Своя специфика есть и у различных видов транспорта – железнодорожного, морского, воздушного. Особняком стоят логисты, занимающиеся международными перевозками: им приходится иметь дело с иностранными партнёрами и таможней, что требует дополнительной квалификации.
Существуют и другие специализации, которые не предполагают организацию перевозки «под ключ» в интересах заказчика. В службах экспресс-доставки логистами зачастую называют диспетчеров, контролирующих работу курьеров. Сотрудника склада, который контролирует отгрузку и погрузку товара, также нередко называют логистом. И даже на предприятии, которое ничего никуда не отправляет (например, в бизнес-центре или на спортивном объекте) может работать логист по снабжению, который будет обеспечивать свою компанию необходимыми товарами.
Что нужно знать логисту?
Абсолютно всем логистам необходимо:
Для логистов, занимающихся международными перевозками и ВЭД, необходимо знание иностранных языков, как минимум английского на уровне Intermediate и выше. Кроме того, необходимо знание международного законодательства в сфере грузоперевозок.
Как мы уже говорили, большинство логистов занимается не только организацией перевозок, но и продажей собственных услуг. Найти хорошую работу опытному логисту поможет собственная база заказчиков и перевозчиков, а новичку её придётся нарабатывать с нуля. Для этого нужна коммуникабельность: умение вести деловые переговоры и находить общий язык с потенциальными клиентами.
Летом прошлого года бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов рассказал нам о личных качествах, которые нужны каждому логисту. Это:
Высшее образование в подавляющем большинстве случаев логистам не требуется, однако и лишним оно не будет. Логистика очень быстро меняется, и знания, которым обучают студентов на логистических факультетах, зачастую оказываются бесполезными, когда выпускники устраиваются на первую работу.
Логисты, с которыми нам довелось пообщаться, уверены: специфика профессии такова, что высшее образование нельзя рассматривать как серьёзное преимущество при трудоустройстве.
Исключением могут стать вакансии, связанные с таможенным оформлением грузов. Таможенное законодательство также меняется, но его изменения не так стремительны. Поэтому дипломированные специалисты таможенного дела в поиске работы, связанной с международной логистикой, могут иметь приоритет перед другими соискателями – и освоить профессию им будет несколько проще.
А еще логисты должны быть готовы к тому, что понятие «рабочий день» в их работе практически отсутствует. Конечно, большинство логистов уходят из офиса вечером – но это не значит, что среди ночи им не позвонит водитель или менеджер иностранной компании, рабочий день у которого в самом разгаре.
— В два часа ночи мне позвонил водитель, который плохо говорил по-английски и сказал, что его не пускают на паром. Пришлось созваниваться с сотрудником переправы и выяснять, в чем проблема. Если бы мне не удалось её разрешить, машина осталась бы в Швеции на сутки, срок доставки был бы сорван и нам пришлось бы платить крупный штраф, – рассказывает Евгения, поясняя, что такие ситуации происходят хоть и не ежедневно, но довольно часто.
Специфика логистики в автомобильных грузоперевозках
Логистам, которые работают в автомобильных перевозках, в первую очередь необходимо понимать специфику этой отрасли. Какие бывают типы полуприцепов? Сколько европаллет может увезти одна сцепка? Какова максимальная грузоподъемность автопоезда с седельным тягачом? Логисту нужно знать ответы на эти вопросы, чтобы понимать, какая машина нужна для перевозки каждой конкретной партии груза.
Логистам также нужно знать:
Лайфхак от бизнес-тренера: определяем уровень подготовки логиста
Камиль Баймухаметов утверждает: самый простой способ определить уровень подготовки логиста – сыграть с ним в города. Опытные специалисты могут играть 10-15 минут, а новички обычно сдуваются за первую пятиминутку.
Мнение логиста
Помимо этого, нужно обладать достаточно серьезными знаниями – например, по оформлению документации. Если это касается международной перевозки, то на иностранном языке. Все логисты должны владеть как минимум базовым английским языком, а лучше не базовым – в современных реалиях это обязательные знания. Таможенные правила, если это международная логистика – а эти правила постоянно изменяются, постоянно добавляются новые правила оформления документации вплоть до каких-то слов, которые должны быть вписаны в документы, а если их нет, возникнут большие проблемы на границе, на таможне.
Человек должен владеть пониманием финансовых операций. Есть определенный документ – Incoterms, свод правил, по которым происходит отгрузка товара. Он завязан в том числе и на финансовых вопросах. Когда наступает переход ответственности от поставщика к перевозчику? А от перевозчика к покупателю? Профессиональный логист знает ответы на эти и на многие другие вопросы.
Должностная инструкция логиста
Должностная инструкция логиста применяется для определения основных параметров его работы. В документе детально прописывают его функции, должностные права и возможную ответственность за нарушения. Фактически инструкция выполняет роль приложения к трудовому договору, где более подробно раскрывается его содержание.
Образец должностной инструкции логиста
1. Общие положения
2. Функции
Ниже представлен перечень должностных обязанностей логиста:
3. Ответственность
В ходе выполнения своей работы логист может быть привлечён к ответственности за:
4. Права
Логист наделяется следующими правами:
Актуальность должностной инструкции
Менеджмент предприятия, руководствуясь положениями документа, может спокойно планировать рабочие процессы, ожидая от сотрудника выполнения возложенных на него обязанностей. Сам сотрудник, опираясь на инструкцию, может продуктивно выполнять свою работу, пользуясь предоставленными правами и не отвлекаясь на споры с руководителями и коллегами. Таким образом, обе стороны, используя должностную инструкцию, могут выстраивать деловые отношения, уменьшая вероятность трудовых конфликтов.
По этим причинам инструкция, хотя и не является обязательной, широко используется на практике, а также рекомендуется к использованию письмами Роструда.
Основы составления документа
Действующее трудовое законодательство не оговаривает стандарты должностной инструкции. Поэтому компании могут приспосабливать документ для своих нужд при условии, что его содержимое не будет противоречить положениям трудового договора. Но имеются и определенные стандарты, применяемые при написании инструкции. Так, обычно в неё входят 4 базовых раздела, описывающих основные стороны деятельности работника:
Некоторые работодатели, особенно крупные, добавляют к ним ещё несколько частей, в которых прописывают условия работы, должностные взаимосвязи или критерии оценки деятельности сотрудника.
Внимание! Инструкция может быть составлена или как приложение к трудовому договору, или как локальный правовой акт.
Общий раздел
Вводный раздел, в котором прописывают основные параметры работы для конкретной должности. Порядок подчинения, временной замены и другие моменты — все это дается в этой части. Ключевую роль тут играет список навыков, требуемых от кандидата на должность, а также требования к нему в части образования и трудового опыта.
Внимание! Перечень навыков, данных в этом разделе, должен быть достаточным для выполнения обязанностей, которые возлагаются на сотрудника.
Функции
В этой части исчерпывающе прописаны обязанности, возложенные на сотрудника. В разделе необходимо отобразить все особенности профессии логиста, которые могут разниться в компаниях разной отраслевой направленности. Так, в торговых компаниях на логиста возлагают доставку готовых товаров в магазины и на склады. В промышленных компаниях они ответственны и за организацию поставок сырья и полуфабрикатов на предприятие. В организациях, которые связаны с внешнеторговыми операциями, в их функции входит общение с таможней и зарубежными партнерами.
Внимание! Если логистов несколько, то работодателю важно понять, дублируются ли их функции или имеют свои особенности. Если логисты взаимозаменяемы, то для них имеет смысл составить типовую инструкцию. В противном случае, если логист отвечает за какой-то свой специализированный участок, зарубежные партнеры, какие-то отдельные товары, лучше составить индивидуальную инструкцию для каждого специалиста, отобразив в ней все значимые особенности.
Ответственность
Эта часть отводится под описание мер ответственности за совершенные сотрудником нарушения. Рекомендуется давать меры наказания в общей форме, не затрагивая конкретику, которая определяется в ходе судебных и административных разбирательств, с возможным привлечением свидетелей, адвокатов и доказательств.
Права
Заключительный типовой раздел, в котором дается перечисление прав специалиста. Обычно права логистов стандартны и слабо отличаются от тех, которые даются сотрудникам близкого профиля, работающим по закупкам, снабжению и продажам.
Должностная инструкция, как юридически значимый документ, должна быть согласована со специалистами. Обычно её показывают юрисконсульту, работнику кадрового отдела и непосредственному начальнику нанимаемого специалиста. Только после окончания процедур согласования инструкция утверждается руководителем предприятия. Далее документ распечатывается, с соблюдением всех признаков официального документа. Сам сотрудник знакомится с инструкцией, вместе с другой трудовой документацией, при приеме на работу. Окончательным этапом ввода в действие инструкции является проставление подписей руководителем компании, самим работником и теми сотрудниками, которые согласовывали её содержание.
Должностная инструкция менеджера по логистике
Каждый работник, принимаемый в компанию на определенную должность, предварительно знакомится с неким регламентом исполнения рабочих обязанностей. Должностная инструкция менеджера по логистике – это документ, содержащий подробную информацию о том, какими функциями наделяется сотрудник и какие права он будет иметь после поступления на работу.
Отдельно прописана и ответственность, к которой в случае нарушения будет привлекаться менеджер по логистике. Рассмотрим порядок составления документа подробнее. Приведем пример должностной инструкции в данной статье.
Образец должностной инструкции менеджера по логистике
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[название должности]
_______________________________
_______________________________
[название компании]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
менеджера по логистике
1. Общие положения
1.1. Настоящий документ определяет права и полномочия сотрудника, регламентирует его деятельность и содержит информацию об ответственности работника.
1.2. Сотрудник принимается или освобождается от исполнения рабочих обязанностей согласно положениям ТК РФ и содержанию отдельных законодательных актов. Основанием становится официальный приказ руководства.
1.3. Должность относится к категории рабочих мест для руководящего состава. Сотрудник подчиняется только руководителю компании или начальнику отдела логистики.
1.4. На место назначается работник с образованием высшего и среднего уровня. Может быть принято лицо с доп.подготовкой в области логистики. Период занятости в данной области должен составлять не меньше 2 лет.
1.5. Сотрудник обязан:
1.6. На время отсутствия сотрудника его обязанности могут возлагаться на сотрудника, официально назначенного приказом руководителя.
2. Должностные обязанности
В обязанности менеджера по логистике входят такие функции:
2.1. Планирование и прогнозирование по исполнению обязанностей.
2.2. Координация работ по проектированию и внедрению логистических систем на предприятии.
2.3. Планирование бюджета и его строгое соблюдение.
2.4. Руководство материально-техническими закупками, согласно составленному бюджету.
2.5. Анализировать заключенные договоры поставок и обеспечивать всестороннее сотрудничество. Координировать работу с договорами.
2.6. Участвовать в управлении и планировании процессов производства.
2.7. Планировать требуемый объем запасов, чтобы предприятие работало без сбоев.
2.8. Рассчитывать затраты на формирование запасов и расходов на эксплуатацию складских помещений, для оформления страхования.
2.9. Проводить инвентаризацию запасов и проверять их состояние.
2.10. Организовывать и контролировать работу склада, включая использование разного рода оборудования. Учитывать потребность в оборудовании и закупать необходимое количество.
2.11. Работать над оптимизацией процессов, касающихся закупа ресурсов и продукции.
2.12. Определять оптимальные условия отгрузки и контролировать работы по приемке, размещению и последующей отправки продукции.
2.13. Координировать транспортировку товаров. Работать с перевозчиками, экспедиторами, грузчиками.
2.14. Организовывать оформление и растаможивание товаров.
2.15. Управлять рисками на предприятии. Обеспечивать страхование оборудования и сохранностью грузов.
2.16. Управлять обслуживающим персоналом в отделе логистики.
2.17. При необходимости, менеджер может привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверхурочно, но с учетом норм трудового законодательства.
3. Права
Права менеджера по логистике заключаются в следующем:
3.1. Давать поручения подчиненным работникам. Определять задания с учетом функциональных обязанностей.
3.2. Контролировать исполнение порученных работ и поставленных задач.
3.3. Запрашивать и получить требуемые материалы, документы, необходимые для работы в других отделах и у руководителя.
3.4. Взаимодействовать с сотрудниками аналогичных подразделений других организаций для решения важных производственных вопросов.
3.5. Представлять интересы компании в других организациях в области своей компетенции.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Логист является материально ответственным лицом. Сотрудник несет административную ответственность, а также дисциплинарную и уголовную за:
4.2. Оценивание трудовой деятельности логиста производится руководителем, аттестационной комиссией (раз в два года).
5. Условия работы
5.1. Рабочий режим сотрудника определяется на основании действующих правил трудового распорядка, утвержденных на предприятии.
5.2. Если это требуется производственной необходимостью, то сотрудник должен отправляться в командировки по служебным нуждам. Место и дата, срок поездки определяется официальным приказом.
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/
«____» _______ 20__ г.
Зачем нужна должностная инструкция?
В Трудовом кодексе РФ отсутствует требования по обязательному составлению должностной инструкции (ДИ). Это связано с тем, что в договоре о сотрудничестве должны быть прописаны все трудовые обязанности и права нового сотрудника. Составление такого документа – это личная инициатива каждого работодателя.
ДИ — это документ, который относится к группе организационно-нормативных актов, касающихся регулирования деятельности организации. Сюда же входят правила внутреннего трудового распорядка или штатное расписание.
Кстати говоря! Привлечь работодателя к ответственности за отсутствие должностных инструкций нельзя.
Необходимость в документе обусловлена тем, что трудовая функция работника описывается более конкретно. Кроме того, в ДИ есть список обязанностей и условия занятости человека. Обязательно присутствует информация о квалификационных требованиях к подготовке сотрудника.
Наличие такого документа значительно упрощает процесс взаимодействия между работодателем и сотрудником. Наличие документа позволит:
Именно для решения всех перечисленных вопросов и разрабатывается документ. В качестве образца читатели могут воспользоваться представленным выше примером документа.
Кстати говоря! ДИ может быть составлена и утверждена как индивидуальный документ либо как приложение к трудовому соглашению.
Рекомендации по составлению должностной инструкции менеджера по логистике
Основой для составления документа являются специальные справочники. В них можно найти критерии, по которым человек может быть оценен при приеме на работу.
Важно! Перед основной частью документа обязательно должна присутствовать шапка, где указано, кем, когда и для кого утверждается должностная инструкция.
Какие разделы должны быть в ДИ менеджера по логистике?
Для составления собственной инструкции стоит воспользоваться стандартным образцом, которые в большом количестве предлагаются в интернете. Ранее была представлена подобная ДИ. Документ не имеет стандартного бланка, номер и серия которого зафиксирована в действующем законодательстве, но важно, чтобы в должностной инструкции присутствовали все обязательные разделы и пункты, иллюстрирующие в полной мере работу сотрудника по логистике. Стандартная инструкция состоит из нескольких частей, порядок оформления которых более подробно описан ниже.
Раздел первый – «Общие положения»
Здесь содержится информация о категории должности, а также о квалификации, которой должен обладать новый сотрудник. В этом разделе обязательно прописываются требования к трудовому стажу потенциального сотрудника и знания, умения, навыки, которыми он обязан обладать.
Раздел второй – «Должностные обязанности»
Данный раздел самый большой и включает сведения о том, что обязан знать и выполнять сотрудник. Здесь подробно описаны все функции, которые находятся на исполнении у логиста. Также описывается, какие действия обязан координировать сотрудник.
Непременно уделяется внимание описанию отдельных мероприятий и производственных задач, исполнение которых обязан обеспечивать именно логист.
Раздел третий – «Права»
Описаны возможности гражданина, которыми он располагает для организации полноценного исполнения трудовой деятельности.
Указываются действия, которые может осуществлять сотрудник, если это необходимо для обеспечения полноценной работы компании. Обязательно описывается, где и на каких основаниях сотрудник может представлять свою фирму в других предприятиях.
Раздел четвертый – «Ответственность и оценка деятельности»
Данный раздел требуется, чтобы определить степень ответственности сотрудника, если он допустил нарушение трудового распорядка, внутреннего режима работы или прочих требований. Можно описать меры наказания и условия обращения руководства в полицию и в судебный орган, если это будет необходимо.
Раздел пятый – «Условия работы»
Описываются все условия, включая режим, обеспечения механизмами, материалами, необходимыми ресурсами для исполнения рабочих обязанностей. Поскольку у логиста могут иметься подчиненные, то в этом разделе описывается порядок управления сотрудниками, организация их труда.
Документ готовится заранее, чтобы новый сотрудник имел возможность ознакомиться с ДИ еще до приема на работу. Ознакомление выполняется строго под роспись, а сама инструкция должна содержать подпись руководителя предприятия и печать.
Инструкция, как организовать логистику начинающему предпринимателю
Содержание статьи
Логистикой называют весь процесс передачи товаров и услуг конечному потребителю: от закупки сырья у поставщиков до доставки заказа. То есть это все, что связано с поставками, доставками, перемещением продукции между филиалами и цехами, хранением, отгрузкой.
Разбираемся, как правильно организовать логистику начинающему предпринимателю. Спойлер: придется хорошо потрудиться, но это более чем окупится в дальнейшем.
Что такое логистика
Часто думают, что логистика — это просто организация доставок: заказали ГАЗель, выдали товар, проконтролировали, чтобы груз вовремя доехал к получателю. На самом деле нет.
Логистика — это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю на всех этапах производства. Главная цель логистики — минимизировать затраты на производственные процессы, а значит, снизить расходы и повысить прибыль. Доставка заказов, выбор маршрута, контроль груза — тоже логистика, но лишь небольшая ее часть.
Работа над логистикой предполагает контроль поставок сырья, обеспечение предприятия запасами, обработку продукции на складе, организацию быстрого обмена информацией внутри компании. Специалисты оптимизируют бизнес-процессы, алгоритмизируют и автоматизируют все, что можно. Обычно всем этим занимается целый отдел, но если предприятие небольшое, это может взять на себя руководитель или поручить одному специалисту.
Логистика включает в себя:
Без грамотной организации логистики начнется бардак: простои производства, потерянные заказы, долгая доставка продукции и, вследствие этого, — недовольство клиентов. В результате расходы на производство будут расти, а чистая прибыль — снижаться.
Логистика нужна всем компаниям, которые так или иначе доставляют товары покупателям или заказывают что-то у поставщиков.
Приведем пример: в небольшом городе работает магазин стройматериалов. Владелец купил ГАЗель, чтобы закупать товары в ближайшем крупном городе с оптовыми складами и привозить доски, металлопрофиль и металлопрокат клиентам. Даже при небольшом обороте он уже работает с логистикой:
То же самое можно сказать о ресторанах, суши-барах, маркетплейсах, зоомагазинах: все они получают поставки, а некоторые — доставляют заказы клиентам.
О том, в каких случаях еще компаниям нужна логистика, нам рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
«На самостоятельную организацию внутренней логистики компании переходят по нескольким причинам:
— Организация новая, начинающая. На этапе становления самостоятельно выбирает оптимальные варианты доставки заказа от поставщика и/или конечному покупателю.
— Компания давно на рынке, но развивает новые услуги, связанные с необходимостью доставки партий грузов.
— Компания давно существует, но раньше закупала товар с доставкой силами своего поставщика, а теперь, в целях оптимизации, сама вывозит его со склада своего отправителя. А значит, перевозка грузов ложится на плечи ее сотрудников.
— Компания расширяет географию присутствия. Для новых регионов ей требуется организация новых логистических процессов.
— Компания расширяет варианты сбыта продукции, увеличивает объемы закупок. Ей требуются новые мощности и более выгодные варианты транспортировки»
Какие виды логистики бывают и какие нужны вашей компании
Бизнес-процессы и типы используемой логистики на предприятии будут зависеть от его сферы деятельности. Есть разные виды логистики:
1. Транспортная
Это обеспечение транспортной инфраструктуры и доставка заказов или получение сырья точно в срок, без задержек и материального ущерба. Конкретные работы зависят от того, есть ли у компании свой транспорт.
Если есть, логисты могут:
Если собственного транспорта нет, логисты могут заказывать доставку у подрядчиков — транспортных компаний. В этом случае они просто будут получать информацию от других отделов, совершать заказы и контролировать ход их выполнения.
Единственные, кому не нужна транспортная логистика в широком понимании — это те, кто продает товары со склада самовывозом и получает сырье от поставщиков их транспортом. Тогда будут использоваться другие виды логистики.
2. Закупочная
Ее еще называют логистикой снабжения. Это обеспечение работы производства или продаж, если компания занимается перепродажей. К ней относится все, что связано с закупками расходных материалов, сырья, товаров.
В логистику снабжения входят:
Основная цель такой логистики — обеспечить бесперебойную работу компании и по возможности оптимизировать затраты без потери качества.
3. Логистика запасов
Это создание запасов для определенной точки инфраструктуры, чтобы она работала бесперебойно. То есть компания должна постоянно иметь минимальное количество ресурсов, которое позволит не останавливать производство даже в случае каких-либо неблагоприятных внешних факторов.
Для логистики запасов характерно постоянное отслеживание наличия запасов, их обработка при необходимости: утилизация продуктов с истекшим сроком годности. Также специалисты будут заниматься заключением длительных контрактов на поставки и контролем над их исполнением.
Такое обычно не нужно начинающим предпринимателям, потому что они закупают сырье или товары по мере необходимости. Когда бизнес только начал развиваться, велик шанс сделать что-то не так, из-за чего производство остановится, а запасы станут не нужны.
Логистика запасов входит в закупочную логистику, но используют ее не всегда.
4. Таможенная
Это все то, что связано с импортом и экспортом. Цели таможенной логистики — минимизировать издержки, доставлять и получать товары в срок и без проблем. Кстати, сократить издержки можно не только за счет логистики — в блоге «ПланФакта» уже рассказывалось о 13 способах снизить расходы компании.
В этом случае логисты могут заниматься:
Если возникают какие-то проблемы — например, таможенные органы требуют дополнительные документы — специалисты решают их.
Таможенная логистика нужна только тем, кто работает с импортом и экспортом. Если покупаете сырье в России и продаете готовую продукцию местным компаниям, она не нужна.
5. Информационная
Так называют внутренний и внешний обмен информацией. Внутренний — между разными отделами компании. Внешний — взаимодействие с покупателями, поставщиками и подрядчиками.
Цель информационной логистики — сделать так, чтобы все отделы вовремя получали информацию, необходимую для работы. Например, чтобы снабженец узнавал о том, что на производстве кончается краска, в этот же день, или чтобы заказ от клиента моментально поступал в обработку на склад и к курьеру.
Чаще всего проблемы информационной логистики решают с помощью CRM-систем. В них сотрудники видят информацию о закупках и сделках с покупателями и могут оперативно реагировать на все изменения. В блоге «ПланФакта» уже сравнивали 6 CRM-систем для бизнеса: посмотрите, какая подойдет вам.
Информационная логистика нужна всем без исключения. Просто если в условной компании работает пара менеджеров по продажам и один водитель-доставщик, для коммуникации необязательно использовать сложные решения: достаточно чата в Telegram или личного общения между сотрудниками.
6. Складская
Это все, что связано со складским хранением запасов, сырья, готовой продукции. Цели складской логистики — оптимизировать затраты на обработку материальных ценностей, соблюсти правила хранения продукции, не перегружать склад и вовремя отгружать с него товары.
В складскую логистику входят:
У компании может даже не быть выделенного склада, но складская логистика будет ей нужна. Ее используют для управления сырьем, которое может находиться в производственном цеху, и готовой продукцией, которую отвозят на склад подрядчика.
Складская логистика нужна почти всем, потому что в подавляющем большинстве случаев компании что-то хранят: запасы продуктов в подсобных помещениях в магазине, игрушки на складе, песок для производства бетона.
Выделяют и другие виды логистики — производственную, сервисную и финансовую. Производственная по сути включает в себя логистику закупок: ее цель в том, чтобы все отделы вовремя обеспечивались предметами и средствами труда. Сервисная больше относится к маркетингу, так как ее задача — добавить нематериальные блага продукции за счет оптимального ассортимента, соблюдений условий хранения, своевременной отгрузки. Финансовая логистика больше относится к обязанностям финансового директора, а в небольших компаниях за все денежные потоки отвечает собственник или руководитель. Эти три вида логистики — не то, с чем нужно работать с первых дней: начинающему предпринимателю стоит сначала организовать основные бизнес-процессы.
Чтобы сделать это, важно понять, какие виды логистики понадобятся вашему предприятию. Отталкивайтесь от ниши и бизнес-процессов внутри компании. Например, занимаетесь производством тротуарной плитки: у вас есть цех с оборудованием, склад для хранения готовой продукции и отдельные помещения на территории для хранения сырья. Его привозят поставщики, а продаете плитку оптовым покупателям, которые приезжают сами. Значит, вам нужны:
Также в работе будете использовать производственную логистику: со временем начнете оптимизировать затраты и перенесете бункер для песка ближе к цеху, чтобы тратить меньше времени и средств на его транспортировку по территории.
Как грамотно организовать логистику на предприятии
Начинающему бизнесу не обязательно создавать целый отдел логистики. Главное — выстроить бизнес-процессы так, чтобы в конечном итоге не терять деньги. Например, можно частично разделить функции отдела логистики между сотрудниками: пускай менеджеры по продажам передают информацию о заказах на склад грузчикам и водителю, а мастера на производстве сами информируют руководителя о том, что скоро нужно будет докупать сырье.
В целом организацию логистики можно разделить на четыре этапа.
1. Алгоритмизация бизнес-процессов
Чтобы сотрудники не запутались, кому сообщать данные и куда бежать, если клиент недоволен опозданием курьера, нужно разработать алгоритмы действий на каждый бизнес-процесс. Для этого распишите для каждого вида логистики, как сотрудники должны действовать. Например, для закупочной логистики:
В результате ответов на вопросы должен получится четкий алгоритм действий: бизнес-процесс, позволяющий обеспечить сырье необходимыми для производства материалами.
Расписать бизнес-процессы можно на бумаге или в Word: главное, чтобы была точно понятна последовательность действий
2. Формирование списка обязанностей
Исходя из того, какие виды логистики вам нужны, сформируйте список обязанностей, позволяющий обеспечить грамотную логистику каждого вида. В нашем примере обязанности будут выглядеть так:
В список обязанностей должно входить все, что нужно для обеспечения закупочной логистики. Так же следует проработать логистику других типов, необходимую предприятию.
3. Поиск инструментов для оптимизации бизнес-процессов
Это важно, если у вас работают 10-15 сотрудников. Если вся компания состоит из 2-3 человек, можно заранее продумать пути оптимизации при росте, но пока ничего не внедрять.
Оптимизация — значит упрощение и ускорение работы сотрудников. Подумайте, как можно автоматизировать бизнес-процессы и какие инструменты использовать, чтобы все делалось вовремя. В нашем примере это могут быть:
Также оптимизировать бизнес-процессы поможет CRM-система и другие инструменты: шаблонная подготовка документов, автоматически обновляемая база поставщиков, в которой можно сравнить условия поставок. Их внедрение всегда связано с доработками — об этом и о конкретных инструментах рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:
«В нашей компании все отделы стремятся улучшать все процессы, внедряя все новые и новые методики, алгоритмы работы, Департамент логистики — не исключение. Значительное количество доработок возникает при внедрении любой программы, будь то программы учета товаров или программы маршрутизации транспортных средств. Одна и та же программа в разных компаниях внедряется по-разному, исходя из специфики товара и самой организации. В нашей компании работает целый проектный отдел, отдел SAP, которые обрабатывают входящие ТЗ (технические задания) и воплощают их в «жизнь». В нашей компании используется программа SAP с модулями EWM, ERP, WMS и программа для отслеживания транспортных средств «Телематика»
4. Распределение обязанностей между сотрудниками
Когда продумали бизнес-процессы и возможности их оптимизации, а также сформировали списки обязанностей, необходимых для обеспечения логистики, можете распределить их между сотрудниками. В примере от «ПланФакта» это выглядит так:
Если видите, что обязанностей слишком много, возможно, придется нанимать на работу одного-двух сотрудников и передавать логистику или хотя бы часть бизнес-процессов им. О возможном распределении обязанностей «ПланФакту» рассказал Михаил Решетков, директор логистической компании «РТЛ»:
«Мы работаем с негабаритным оборудованием, и проекты занимают много времени. От подписания договора до исполнения может пройти 6-12 месяцев. Для реализации проекта формируется проектная команда, в которую входят специалисты оперативного отдела, таможенного и инженерно-строительного департамента. Работу специалистов координирует проектный менеджер, который ставит задачи по проекту, согласовывает с клиентом возникающие вопросы, контролирует общий ход выполнения проекта. В зависимости от масштаба и длительности проекта в проектной команде бывают задействованы от 5 до 15 специалистов.
Специалисты оперативного отдела занимаются оформлением необходимой документации, контролируют погрузку оборудования в соответствии с упаковочными листами/карго планом, контролируют подачу транспорта под погрузку или выгрузку.
Специалисты таможенного департамента берут на себя вопросы, связанные с таможенными процедурами. Еще до активной фазы реализации проекта мы знаем, какая задача стоит перед таможенным департаментом, т.к. эти вопросы прорабатываются на этапе подписания контракта.
Инженерно-строительный департамент берет на себя очень ответственный этап, связанный с обследованием и подготовкой маршрута перевозки. Негабаритная перевозка требует тщательной проверки качества дорожного полотна, мостовых сооружений, препятствий в виде ЛЭП, железнодорожных переездов, подъездных путей к площадке получателя. Достаточно часто приходится укреплять мостовые сооружения или строить объездной участок на маршруте из-за наличия препятствий. Получение разрешительной документации на перевозку негабаритного оборудования, согласование «окон» для прохождения ж/д переезда автоколонной или разрешение на демонтаж ЛЭП также является ответственностью инженерно-строительного департамента»
В идеале по мере развития бизнеса желательно сформировать отдел, который обеспечивал бы реализацию логистики на предприятии. Обычно отдел логистики включает в себя три уровня:
Есть компании, в которых создан целый департамент логистики. Внутри него работа распределена по отделам. Об этом блогу «ПланФакта» рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN :
«Департамент внутренней логистики и производства состоит из нескольких отделов:
отдел доставки товаров по Москве и московской области;
— отдел региональной доставки товаров;
— транспортный отдел;
— склады с готовой продукцией;
— производственный отдел;
— отдел рекламаций.
В каждом отделе сотрудники распределены по функционалам, у каждого отдела есть свой руководитель»
На первых этапах развития предприятия за планирование, общее и программное управление отвечает собственник. Именно он формирует отчеты на основании данных, полученных от сотрудников, и принимает решение, что делать дальше. Например, если склад загружен на 90% — арендовать еще один или устроить распродажу.
Частые ошибки в логистике, которые могут привести к лишним расходам
Отсутствие автоматизации. Если все делается вручную, а данные о поставщиках или клиентах лежат в разных файлах и пересылаются друг другу по 10-20 раз в день, это значительно повышает риск ошибок из-за человеческого фактора. Не учли дозаказ при формировании партии товара — получили негативный отзыв от клиента и неустойку за опоздание с последующей доставкой.
Отсутствие связи между отделами. На складе получают информацию о заказе не сразу, а за 2-3 часа до отгрузки товара. Рабочие вынуждены торопиться, поэтому не могут качественно упаковать продукцию или вообще не успевают в срок. Возникает кавардак, который тоже способен принести убытки из-за простоев, неустоек, потерь клиентов.
Непродуманные бизнес-процессы. Сотрудники не знают, какие у них обязанности, куда сообщать о том, что скоро кончится кофе, а менеджеры по продажам не понимают, кому именно говорить о грядущей отгрузке по новой сделке. Заявки от покупателей обрабатываются дольше или производство вынуждено простаивать, потому что сырья нет.
Недостаточный контроль подрядчиков. И поставщиков, которые привозят расходные материалы. Это может привести к порче товара, срыву сроков доставки, несоблюдению надлежащих сроков хранения. Или просто к тому, что поставщик привезет брак, и вы потеряете время и деньги.
О других возможных ошибках, приводящих к потерям, блогу «ПланФакта» рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
«Неспособность учесть все нюансы. Неопытные компании часто согласовывают контракты с подрядчиками, не учитывая деталей. Например, отправляют товар в контейнере железной дорогой, а на месте, когда контейнер доставляют конечному получателю на склад, оказывается, что у получателя есть возможность выгрузить его только верхом (краном). А конструкция контейнера не позволяет сделать такую выгрузку.
Заказчику не пришло в голову уточнить этот момент, а экспедитор не подумал за клиента и сделал так, как тот просил. В таких случаях экспедитор не виноват: он выполнил все условия по договору и заявке. Поэтому дополнительные расходы ложатся на плечи заказчика: возврат контейнера на станцию назначения, перегруз товара в более подходящий вид транспорта (чаще всего автомобильный), повторная доставка груза конечному получателю.
Страх пробовать новые варианты. Мы часто сталкиваемся с тем, что неопытные в грузоперевозках компании боятся менять привычный вид транспорта. Например, один из наших клиентов до сотрудничества с нами отправлял свою продукцию по всей России и в страны СНГ исключительно автомобильным транспортом. Если конечный покупатель находится на Дальнем Востоке, стоимость доставки могла достигать полумиллиона рублей и выше. Мы предложили им контейнерную перевозку по железной дороге. Затраты снизились втрое! Хотя ранее компания даже не рассматривала этот вариант.
Выход — анализируйте предлагаемые вам логистические решения, даже если есть неудачный опыт с этим транспортом или опыта вовсе нет. Правильный экспедитор поможет снизить затраты на логистику.
Работа с одной транспортной компанией. У нас есть пример: клиент возит медицинскую технику из Китая. После того как мы отправили ему наше коммерческое предложение, выяснилось, что экспедитор зарабатывает на нем сверхприбыль. В этом случае совет: обязательно сравнивайте коммерческие предложения от разных транспортных компаний. Вы удивитесь, насколько могут отличаться цены. Появляется насмотренность, понимание, как складывается стоимость, и общее представление о рынке. Не бойтесь задавать вопрос: почему у вас настолько дороже/дешевле. И обязательно надо соотносить стоимость перевозки и транзитное время. Часто очень дешевые предложения означают очень долгую доставку. Предприниматель должен понимать, что для него приоритетнее: стоимость или сроки.
Работа с гигантами рынка. Часто начинающие предприниматели обращаются за логистическими услугами к крупным транспортным компаниям. Но для таких компаний мелкий бизнес не приоритетен. Они работают с ним, но на своих условиях. И не всегда эти условия выгодные для заказчика: например, гиганты могут просить предоплату. У тех, кто только начинает перевозить грузы, обычно немного свободных денег. С мелкими или средними транспортными компаниями вероятнее договориться о партнерских условиях, в том числе по оплате. Сравнивайте предложения: отправляйте заявки как гигантам рынка, так и мелким ТК.
Распределение обязанностей между сотрудниками. У маленьких компаний нет отдела логистики. Вопросами транспортировки там занимается сотрудник, который, как правило, имеет еще и много разных других обязанностей. Это нормально на старте. Но по мере развития компании выделяйте штатную единицу, а впоследствии — и отдел для решения логистических задач. Даже самый хороший экспедитор не сможет полностью взять на себя решение всех ваших задач. Грамотный логист окупится.
Отсутствие планирования. Одна из ошибок неопытных предпринимателей — обращаться к транспортной компании с задачей доставить груз как можно скорее. А это означает, что цена на срочную транспортировку будет высокой. Сократить расходы на логистику можно с помощью правильного планирования с учетом времени на производство продукции, на предварительную организацию, транзит»
Организация грамотной логистики — сложный процесс для начинающего предпринимателя. Но важно сделать это как можно раньше, потому что логистика нужна всем. Грамотно выстроенные бизнес-процессы позволят работать без простоев, доставлять заказы клиентам точно в срок и производить качественный товар. Все это снизит затраты и повысит чистую прибыль.