какую основную задачу ставит фгос в обучении
Что такое ФГОС и почему на них все равняются
Все слышали эту аббревиатуру, но мало кто понимает, что она означает. В этой статье мы постараемся объяснить вам, что такое ФГОС, зачем они нужны, а также разберём основные требования стандартов в образовании.
Что такое ФГОС
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.
ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.
ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования. На организации с лицензией на дополнительное образование ФГОС не распространяются.
В том числе частными. Ведь они тоже руководствуются законом «Об образовании», а там зафиксировано право на получение образования в соответствии с ФГОС. В частных школах должны учить тому же, чему и в государственных, разница лишь в методиках и объёме дополнительных услуг.
Основы и принципы образовательных стандартов
Что определяют ФГОС? Качество всей образовательной системы. Они направлены на объединение разрозненных программ, упорядочивание существующих элементов и внесение новшеств.
Во ФГОСах затрагиваются и общекультурные ценности — например, приобщение обучающихся к нормам и традициям общества, патриотизм и толерантность.
Основы ФГОС варьируются от поколения к поколению — стандарты образования вводятся поэтапно и постоянно совершенствуются.
Виды ФГОС
Для каждого уровня образования разработан свой государственный стандарт:
Есть ещё федеральные государственные образовательные стандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры, а также ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всего 12 видов. Познакомиться с каждым из них можно на сайте fgos.ru.
Зачем нужны стандарты образования
Федеральные стандарты образования в России применяются с 2004 года. Они призваны упорядочить и улучшить нынешнюю систему, помочь ученикам эффективнее осваивать программы различных уровней и переходить со ступени на ступень.
ФГОС является основой всех основных образовательных программ.
По федеральным образовательным стандартам пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Федеральные стандарты школьного образования
ФГОС для школы принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первые были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения.
Второе поколение государственных стандартов обучения в школе действует до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений и личность ребёнка.
А стандарты третьего поколения вступят в силу в сентябре 2021 года.
Структура ФГОС
Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя три вида требований. Эти нормы определяют общую структуру ФГОС и относятся ко всем видам стандартов образования.
Кто придумывает ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Их разработкой занимается Министерство образования и науки Российской Федерации при участии учебно-методических объединений, образовательных и научных организаций.
Сначала проект ФГОС обсуждается на сайте Минобрнауки, потом проводится независимая экспертиза, и после доработок стандарты утверждаются специальным советом министерства образования. К обсуждению проекта на сайте могут присоединяться и родители, высказывая своё мнение по поводу грядущих изменений. Поэтому ответ на вопрос, кто разрабатывает ФГОС, — все вместе. Но финальное слово, конечно, за министерством образования.
Обновление ФГОС
Сейчас в России для школьников действуют ФГОС второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.
Шквал критики обрушился и на новые государственные образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье».
Резюме
Школьный стандарт образования — основа всей образовательной системы с 1 по 11 класс. Обучение по ФГОС проходит на всех уровнях — в детском саду, началке, средней и старшей школе. Основными задачами стандартов является унификация системы. Благодаря ФГОС при переезде в другой город школьник будет получать примерно те же знания, что и в столице. А ещё можно перейти на семейное обучение и узнать из них, что потребуется освоить для успешной аттестации.
Цели и задачи ФГОС
На протяжении многих столетий цель обучения видоизменялся. Еще недавно, целью воспитания и обучения являлось формирование гармонически всесторонне развитой личностью. В связи с внедрением ФГОС – цель и задачи образования изменились.
Новая цель образования : Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Для начала дадим определение понятию образование и целью обучения.
Цель обучения – это то, к чему оно стремится, на что направлены главные усилия. Независимо от того, осознается ли человеком цель, близкая она или отдаленная, значимая или не очень, она всегда есть или подразумевается. Цели подчиняется все – содержание, методы, организационные формы, технологии.
Цели образования определяются личностью, семьей, социальным строем общества и государством.
Н. К. Крупская считала целью образования воспитание людей, имеющих продуманное мировоззрение, умеющих строить разумную жизнь, понимающих и воспринимающих все происходящее вокруг, подготовленных в теории и на практике к физическому и умственному труду. А. С. Макаренко утверждал, что цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук.
В.С. Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности. Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности.
В настоящий момент, цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования. В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована как высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны , укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Зададимся вопросом: Чем стандарты нового поколения будут отличаться от предыдущих?
• 1. Изменение понимания
… это фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечивает достижение планируемых результатов…
… это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
2. Изменение компонентов стандарта
Обязательный минимум содержания; Требования к уровню подготовки выпускников; требования:
• к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
• к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
• к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
3. Деятельность образовательного учреждения выполняют: семья в первую очередь, ОУ (учителя, администрация школы) и муниципалитет.
4. Менталитет учителя: учитель должен находиться на заднем плане, лишь помогать, направлять детей. Школьник должен научиться самостоятельно, заниматься, добиваться успеха, овладеть универсальными учебными действиями.
5. Новыми целями, которые я уже упоминала в своем выступлении: формирование универсальных, учебных действий, самоорганизация и саморазвитие в детях
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
• 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
• 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
• 3) результатам освоения основных образовательных программ.
Также в настоящий момент разработаны примерные программы начального общего образования; среднего общего образования; в процессе разработки – программа полного общего образования. Помимо этого, существуют проекты программ среднего профессионального и высшего профессионального обучения. Данные программы раскрывают содержание образования на разных этапах обучения.
Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов
Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство. В грядущем году нас ждёт обновление этого важного документа. Рассмотрим ожидаемые изменения во ФГОС и что они будут значить для школьников и их родителей.
Что такое ФГОС
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru.
Какие бывают ФГОС
На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:
Три поколения стандартов
ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
Второе поколение образовательных стандартов
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Третье поколение ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения.
Новый ФГОС 2020
Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих?
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны».
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Другие грядущие изменения
Шахматы в начальной школе
Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.
Второй иностранный язык
Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится.
ЕГЭ по иностранному языку
В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.
ЕГЭ по истории
Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.
Модернизация
В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.
Резюме
ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
В 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения. Сейчас продолжается их разработка и совершенствование, а главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость.
Помимо реализации новых ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления. Так, в некоторых школах введут урок шахмат. Классы будут оборудованы новейшей техникой. Постепенно вводится второй иностранный язык.
Что такое ФГОС? Суть Федеральных государственных образовательных стандартов
Цели стандартов образования
Что означает ФГОС в системе российского образования? Свод требований разработан, чтобы обеспечить достаточный уровень знаний школьнику, независимо от того, в каком субъекте РФ он учится. Это предоставляет равные возможности всем учащимся для дальнейшего развития: поступления в вузы, обретения профессии, определения себя в российском социуме..
ФГОС определяют обязательный минимум информативности учебных программ, максимальный объем нагрузки, а также устанавливают требования к процессу образования. На основании этих стандартов формируются учебные пособия и методички, задания по аттестации школьников и программ подготовки педагогов.
Новые ФГОС за 2020 год не ограничиваются рамками уровня знаний по школьным предметам, но учитывают и личностные результаты. Эти стандарты приняты для достижения основных целей образовательного процесса:
В новых регламентах предусмотрена роль школы как места, где учащиеся не только получают навыки и знания, необходимые для будущей профессии, но и обретают базу для решения жизненных задач.
Федеральные государственные образовательные стандарты разъясняют, чего должен достичь ученик, преодолев очередную ступень образования:
ФГОС также задают нормы материально-технической базы, особенности организации занятий, требования к педагогам. Это ориентир, обязательный для каждой школы.
Общие цели и структура ФГОС закреплены в Федеральном законе «Об образовании», который был принят в 2012 году.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Структура ФГОС
Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает требования к:
Подробная структура ФГОС приведена на официальном сайте. Портал предоставляет информацию по всем существующим образовательным стандартам: от дошкольных до университетских. Представлены также отдельные ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы формирования ФГОС предусматривают плавный переход между образовательными ступенями. Важно последовательное соблюдение предписаний регламента. Сформированные стандарты конкретизируются и дополняются:
Свод этих документов отвечает на вопрос о том, что было до ФГОС и легло в основу формирования стандартов. ФГОС динамичны и обновляются с учетом текущих требований общества и социальной стратегией развития государства. Это необходимо для отражения актуальных изменений в социуме и структуре знаний. Для этого Минобрнауки РФ ведет постоянный образовательный мониторинг и своевременно вносит изменения в действующие регламенты.
Федеральные стандарты школьного образования нового поколения
ФГОС нового поколения уделяют значительное внимание не только физическому или умственному развитию детей, но и их морально-нравственному воспитанию. Если раньше многие личностные ориентиры закладывались лишь поверхностно, то теперь на это принято делать специальный акцент. В частности, это касается представлений о здоровом образе жизни и питании, которые теперь стараются разъяснять детям уже с 1 класса.
Государственные стандарты образования нового поколения предполагают развитие определенных качеств учащихся, в соответствии с требованиями современного информационного общества. При этом регламенты созданы на основе стратегий социального проектирования, определяющих способы достижения необходимого социального результата, касательно нравственного и познавательного становления школьников.
Новые ФГОС соответствуют требованиям времени, так как прежние системы образования устарели. Изменились жизненные приоритеты, появились новые стрессообразующие факторы, возникли новые социальные и технические условия. В связи с этим стали актуальны современные технологии обучения, которые призваны помогать педагогу, активно вовлекая детей в учебный процесс. Необходимо, чтобы учащиеся могли самостоятельно:
Другими словами, современные ФГОС направлены на развитие школьников через обучение определенным видам деятельности. Что подразумевается в данном случае под развитием? Самоопределение, самореализация, формирование адекватной картины мира и т. п. Для этого от преподавателей требуется освоить современные технологии образования и активно применять в своей работе:
Современные стандарты образования направлены на то, чтобы дети смогли успешно реализовываться развиваться в существующих реалиях, обладая для этого нужными качествами, способностями и знаниями. Изменения ФГОС также обусловлены тем, что изменился подход к образованию. Если раньше программы были преимущественно усредненными, но теперь приоритет отдается развитию способностей учащихся, с учетом их личных стремлений, желаний и особенностей.
Требования ФГОС к результатам образования
Еще недавно ученик, по окончании определенной образовательной ступени, для аттестации должен был показать достойные результаты только по части знаний и навыков, например, знать таблицу умножения или уметь решать тригонометрические уравнения. Согласно новым ФГОС, теперь внимание уделяется трем основным показателям:
В соответствии с новыми требованиями изменилась и позиция учителя. Теперь педагог не только дает новые знания и контролирует их усвоение, но на своем примере показывает и разъясняет ученикам, как уметь самостоятельно находить правильный ответ в сложной ситуации, почему важен здоровый образ жизни и пр. Задача педагога – создавать для ребенка все условия для личностного роста, активизировать в нем тягу к познанию. В прошлых стандартах образования, к сожалению, эти качества не стимулировались.
Современному обществу необходимы образованные, предприимчивые и высоконравственные люди, которые:
Другими словами, появилась ориентация на воспитание личности, которая самостоятельно выбирает цели, достигает их оптимальным способом, отвечает за результаты и при этом способна к коллективной работе.
Все эти нормы закреплены в ФГОС нового поколения. Но соблюдаются ли они в школах? К сожалению, далеко не всегда. Некоторые преподаватели относятся к ним как к рекомендациям, а не обязательным требованиям. Поэтому качество школьного образования продолжает расстраивать многие семьи. При этом, проект ФГОС содержит четкие критерии, по которым можно проверить уровень образования в школе. Родители могут оценивать компетентность педагогов и качество технического оснащения классов.
И если эти показатели разочаровывают, всегда можно перевести ребенка на семейное образование. Сейчас это не экзотика, а вполне обычная практика для многих семей в России.
Можно ли выстроить занятия в соответствии с системой обучения ФГОС при семейном образовании? Если вы внимательно относитесь к этим стандартам, то это вполне возможно. Ведь преимущества семейного образования (СО) в том, что родители могут полностью контролировать процесс и результаты обучения.
Приведем и другие достоинства СО:
Все эти преимущества уже получают семьи, выбравшие Домашнюю школу «ИнтернетУрок». Учебная программа школы соответствует ФГОС, и при этом ребенок может заниматься в удобном ему темпе в комфортной обстановке и получать подробную обратную связь о своих успехах от педагогов школы.