какую основную цель преследует педагог в работе по развитию речи дошкольников
О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников
Елена Ивановна Асеева
О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.Собственный опыт работы свидетельствует: очень многие дети нуждаются в помощи логопеда, и большинство старших дошкольников не владеют звуковой культурой (плохая дикция, неправильное звукопроизношение, не умеют, что называется, двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.
А ведь правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Конечно, основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна.
Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать «в унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на логопедических занятиях.
Воспитателю следует помнить о том. что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель, вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребенка с ослабленной нервной системой могут развиться тахилалия (ускорение речи, логоневроз и даже заикание.
Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать подобную работу лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи — и уже усвоенные детьми, и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Что еще может и должен делать воспитатель, работающий в полном контакте с логопедом? На занятиях и вне их (на прогулке, в свободном общении и т. д.) следить за речью своих воспитанников, исправлять допускаемые ими ошибки (в произношении звуков, в расстановке ударений, «слышать» их успехи, тактично отмечать их (особенно это важно на этапе автоматизации уже поставленных звуков).
Желательно, чтобы воспитатель регулярно (один—два раза в неделю) выполнял с детьми старшей группы «упражнения на слова» (ребенок внимательно слушает слова, называет звуки, из которых оно состоит; учится произносить слова, в разных формах которого ударение падает на разные слоги, и определять место ударения в словах, произнесенных воспитателем и т. д.). Времени эти упражнения займут немного (всего 5—7 минут, а польза от них весьма существенная.
При подготовке утренников особое внимание надо уделять детям с различными речевыми нарушениями. Обычно им стараются не давать индивидуальных «номеров». Каждому хочется, чтобы его группа была лучшей.
Но именно таких детей следует любыми способами вовлекать в подготовку утренников и в участие в них (читать хором, дать задание выучить стихотворение дома для сольного номера и несколько раз прослушать его чтение, в группе или один на один, потому что такие дети, начиная осознавать свои недостатки, могут комплексовать, часто становятся застенчивыми, нерешительными, предпочитают и на занятиях, и в свободное от них время отмалчиваться.
Естественно, что все необходимые рекомендации дает воспитатель родителям. Он выявляет детей,нуждающихся в помощи логопеда: подсказывает, что могут сделать воспитатель и родители до зачисления ребенка в логопедическую группу; советует, как организовать режимные моменты, чтобы помочь логопеду устранить дефекты речи; знакомит воспитателя с игровыми приемами, направленными на обогащение словаря, закрепление речевых навыков, в том числе грамматических, и т. д.
Чем раньше воспитатель и логопед начнут работать вместе, тем больше надежды, что они добьются положительных результатов.
Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.
Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ
Ирина Ивановна Литвинова
Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ
Выступление на методическом объединении
Старший воспитатель Литвинова Ирина Ивановна
«Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями Ф ГОС в ДОУ«
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
В соответствии с новыми требованиями возникла актуальность перестроить образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, максимально приблизив его к способам открытия окружающего мира, характерным для человека в этот период жизни (инициативному, личностно значимому, а значит и эмоционально насыщенному экспериментированию, игра и т. п.) Особая роль в реализации этого требования принадлежит воспитателю, который становится соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитети статусное положение в детском сообществе.
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в Федеральных государственных стандартах ДОУ.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольногообразования включает : владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».(ФГОС, с. 5)
Основные направления работы по развитию речи в ДОУ:
1. Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи, развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя речи, морфология (изменение слов по родам, числами, падежам). Синтаксис.
Принципы развития речи:
1. Принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого развития
2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода развитию речи.
3. Принцип развития языкового чутья.
4. Принцип формирования явлений языка.
5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7. Принцип обеспечения активной языковой практики
Средства развития речи:
1. Общение взрослых
2. Культурная языковая среда
3. Обучение родной речи в ходе совместной образовательной деятельности.
4. Художественная литература.
5. Изобразительное искусство, музыка, театр.
6. Занятия по другим разделам программы.
Методы развития речи:
1.Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.)
2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
3.Практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Формирование личности человека в большей степени зависит от педагогического воздействия от того, насколько рано его начинают оказывать. Детский сад имеет целью всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание, которое осуществляется в процессе обучения речи.
Содержание речи, усваиваемой ребенком дошкольного возраста, как известно, является отраженная в его сознании, воспринимаемая его органамичувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайщие улицы, город; процессы труда людей, природа – неживая и живая.
В содержание речи старших дошкольников включаются уже этические понятия, связанные с понятием долга человека в отношении окружающих людей, природы; явления общественной жизни, праздники. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» объединяет работу по развитию речи с работой по ознакомлению детей с окружающим, а также с художественной литературой и определяет формы этой работы.Мы видим две основные формы обучения речи : первая – работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом; вторая – специальные занятия по развитию речи.
Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. Произношение слов при правильном воспитании совершенствуется, и «детский жаргон» (употребление ребенком слов, отличающихся от общепринятых) исчезает по мере улучшения фонематического слуха. Усваивается грамматический строй родного языка. Очень рано звуковая сторона языка, материальная оболочка становится предметом деятельности и практического познания ребенком. Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир. Соответственно и приемы оказания помощи разнообразны.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении осуществляется, начиная с младшего возраста,через коррекционно-ориентированные формы взаимодействия воспитателя с детьми: специальные дидактические и развивающие игры, упражнения, наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. В каждой группе создан уголок, оснащенный наборами игрушек, картотекой для проведения артикуляционной гимнастики, скороговорок, чистоговорок, подборками картинок, по изучаемым лексическим темам, позволяющий проводить коррекционно-развивающую работу в системе. В ходе режимных моментов, во время самостоятельной деятельности, воспитатель так же осуществляет коррекцию речи, что позволяет существенно повысить уровень коррекционной работы с детьми. Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию детей строится в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Основными направлениями речевого развития в дошкольном возрасте являются:
— расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
— убывание эгоцентризма детской речи;
— развитие функций речи;
— речь как орудие общения;
— речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;
— развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.
На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей. В. В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности.
В четыре года в развитии ребенка происходит большие изменения,которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Ребенок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Появляющийся у детей 4-лет новый способ познания – восприятие сведений на уровне слов – позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому необходимо отдать должное коллекционированию.
Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «время».
Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в манекене) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе.
В шесть лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей. Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе четырехлетнего ребенка уже около 1200 слов, а шестилетнего ребенка – 4000 слов.
Образовательная ситуации в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Данная форма работы характеризуется следующими особенностями.
Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе. Она длится 3-5 минут в зависимости от возраста детей Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. К игровым – ситуации с дидактической куклой. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа.
В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, и воспитатель выступает в роли помощника. В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включаю более сложные игровые задачи. В этом возрасте идет организация многих образовательных ситуаций,направленных на решение постепенно усложняющихся задач: дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.
В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организуетрассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.
В среднем возрасте воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют, организует экспериментирование для выявления их особенностей.
В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т. д.
В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.
В среднем возрасте появляется инициатива в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Самостоятельно решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками.
В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни. В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся обговаривать тему, проговаривать последовательность работы, обсуждать результат своей деятельности – является необходимым условием для коллективного общения.
При условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно-развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.
Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых – применение интерактивного оборудование и интерактивных игр. Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое означает «взаимодействие» т. е. взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это – одна из характеристик диалоговых форм познания.
Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Но наши детские сады еще в недостаточной степени оснащены интерактивными оборудованием. Поэтому все интерактивное оборудование, связанное с информационно-коммуникативными технологиями сводиться к использованию компьютера в качестве обучающего средства. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всей группой детей, подгруппой и индивидуально.
Большую помощь педагогам в развитии речи детей оказывают интерактивные игры.
Интерактивные игры вызывают у детей: познавательный интерес; способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления; могут служить средствами развития речи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию; развивают двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; готовят руку к письму.
В целях повышения интереса детей к речевой активности хорошо использовать многофункциональные пособия для работы с подгруппой детей, индивидуально, совместно и затем в самостоятельной деятельности с детьми.
Для плодотворной работы воспитателю необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно-пространственную среду. В связи с этим необходимо обратить внимание на главу 3, параграф 3.3. ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.
В соответствии с ФГОС родители являются первыми учителями ребенка, поэтому они так же обеспечивают реализацию речевого развития детей. Воспитатель призван создать такие условия в ДОУ, чтобы обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе. С этой целью используются активные формы взаимодействия с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс через подготовку к праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок стимулируют речевую активность детей. Познакомить родителей с основными положениями программы, создать библиотеку специально рекомендованной программой литературой, организовать «Круглый стол» на которых родители делились бы своими наблюдениями, согласовывали работу с работой педагогов. Проведение собраний, индивидуальных бесед, консультаций, тренингов помогают сформировать у родителей знание о необходимости развития и формирования правильной речи детей.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, опыта и творческого подхода педагога.
Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольноговозраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи,умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно-развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.
Познавательный потенциал экологического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Актуальность В условиях экологического кризиса экологическое образование приобретает приоритетное значение. Сегодня оно направлено на то,.
Аналитическая справка «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников» Сроки проведения: 16.10.17 г. по 27.10.17 г. Цель тематической проверки: определение уровня качества организации воспитательно-образовательной.
Современные технологии организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС Доклад на тему: «Современные технологии организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДОУ» Наш педагогический коллектив детского.
Консультация для педагогов ДОУ «Документация педагога ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» В настоящее время главные стратегические установки в системе образования, это – обеспечение его качества и непрерывности, преемственности.
Математическое образование в современном ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО Одной из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться своим опытом в организации предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ. Какие требования.
Семинар для педагогов ДОУ «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Семинар «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС На этапе модернизации развития дошкольное образование активно реализует современные подходы к организации и формированию предметно- пространственной.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС» (из опыта.
Создание условий в ДОУ для всестороннего развития детей в соответствии с требованиями ФГОС до Создание условий в ДОУ для всестороннего развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО Педагоги, психологи утверждают, что на развитие.