какую оперу написал бетховен
10 вещей, которые вы обязаны знать о Бетховене
В Германии отмечают 250-летие Людвига ван Бетховена. Он тщательно скрывал обстоятельства своей личной жизни. Но все же, что о нем известно? Ликбез по Бетховену.
© picture-alliance/akg Бетховен в возрасте 34 лет на портрете Йозефа Мелера
1. Биография гения в режиме быстрой перемотки
2. «К Элизе»: Бетховен и прекрасный пол
© Provided by Deutsche Welle Ужель та самая Элиза? Элизабет Рёккель
Правды мы не узнаем никогда: Бетховен тщательно скрывал обстоятельства своей личной жизни. Но близкий друг композитора Франц Вегелер (Franz Gerhard Wegeler) свидетельствовал: «В годы жизни в Вене Бетховен постоянно находился в любовных отношениях».
3. Непростой в быту человек
4. Бетховен и классика
5. Единственная опера
6. «Та-та-та-таааа!»
Если верить первому биографу Бетховена Антону Шиндлеру (Anton Schindler), сам композитор говорил о начальных тактах своей Пятой симфонии: «Так сама судьба стучится в дверь!» Более близкий Бетховену человек, его ученик и друг, композитор Карл Черни (Carl Czerny) вспоминал, что «тему симфонии C-Moll Бетховену навеял крик лесной птицы»… Так или иначе: образ «поединка с судьбой» стал частью бетховенского мифа.
7. Девятая: симфония симфоний
Девятая симфония Бетховена, премьера которой состоялась 7 мая 1824 года в Вене и сопровождалась шквалом оваций, которые полностью потерявший слух композитор не мог услышать, до сих пор является непревзойденным сочинением в истории музыки. «Ода к радости» на стихи Шиллера (Friedrich Schiller) стала гимном единой Европы.
Интересный факт: при изобретении технологии записи музыки на компакт-диски именно длительность Девятой симфонии (более 70 минут) определила параметры нового формата.
8. Бетховен и революция
Радикальность представлений Бетховена о роли и значении искусства вообще и музыки в частности сделали его кумиром различных революций, в том числе и социальных. Сам композитор вел при этом вполне буржуазный образ жизни.
9. Прижимистая звезда: Бетховен и деньги
Бетховен уже при жизни был признанным гением и никогда не страдал от недостатка самомнения. Это отражалось, в частности, на его представлениях о размере гонораров. Бетховен охотно принимал заказы от щедрых и влиятельных меценатов, а с издателями порою вел переговоры в очень жестком тоне. Композитор был не миллионером, но весьма состоятельным человеком по меркам своей эпохи.
10. Глухой композитор
Биография Людвига ван Бетховена
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) родился в Бонне 16 декабря 1770 года в семье, имевшей фламандские корни. Дед композитора по отцу родился во Фландрии, служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 году перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кельнского. Его единственный сын Иоганн, как и его отец, служил в капелле в качестве вокалиста (тенора) и подрабатывал, давая уроки игры на скрипке и клавире.
В 1767 году он женился на Марии-Магдалине Кеверих, дочери придворного шеф-повара в Кобленце (резиденция Трирского архиепископа). Людвиг, будущий композитор, был старшим из трех их сыновей.
Его музыкальный талант проявился рано. Первым учителем музыки Бетховена был его отец, также с ним занимались музыканты капеллы.
26 марта 1778 года отец организовал первое публичное выступление сына.
С 1781 года занятиями юного таланта руководил композитор и органист Кристиан Готлоб Нефе. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы.
В 1782 году Бетховен написал свое первое произведение — Вариации для клавира на тему марша композитора Эрнста Дреслера.
В 1787 году Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у композитора Вольфганга Моцарта. Но вскоре он узнал, что его мать тяжело больна, и вернулся в Бонн. После смерти матери, Людвиг остался единственным кормильцем семьи.
Одаренность юноши привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство фон Брейнинг, которое взяло опеку над музыкантом.
В 1789 году Бетховен был вольнослушателем философского факультета Боннского университета.
В 1792 году композитор переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной его целью при переезде было совершенствование в композиции под руководством композитора Йозефа Гайдна, но эти занятия продлились недолго. Бетховен быстро завоевал известность и признание ‒ сначала как лучший в Вене пианист и импровизатор, а позже как композитор.
В расцвете творческих сил Бетховен проявлял колоссальную работоспособность. В 1801-1812 годах он написал такие выдающиеся произведения, как Соната до диез минор («Лунная», 1801), Вторая симфония (1802), «Крейцерова соната» (1803), «Героическая» (Третья) симфония, сонаты «Аврора» и «Аппассионата» (1804), опера «Фиделио» (1805), Четвертая симфония (1806).
В 1808 году Бетховен закончил одно из наиболее популярных симфонических произведений ‒ Пятую симфонию и одновременно «Пасторальную» (Шестую) симфонию, в 1810 году ‒ музыку к трагедии Иоганна Гете «Эгмонт», в 1812 году ‒ Седьмую и Восьмую симфонии.
С 27-летнего возраста Бетховен страдал прогрессировавшей глухотой. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления, которые со временем Бетховену пришлось прекратить. С 1819 года ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша.
В поздних сочинениях Бетховен нередко обращался к форме фуги. Пять последних фортепианных сонат (№ 28-32) и пять последних квартетов (№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности.
Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал его русский почитатель князь Hиколай Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра «Освящение дома» (1822).
В 1823 году Бетховен закончил «Торжественную мессу», которую считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции.
При содействии Голицына «Торжественная месса» впервые была исполнена 7 апреля 1824 году в Петербурге.
В мае 1824 году в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» поэта Фридриха Шиллера. Через все произведение последовательно проведена идея преодоления страдания и торжества света.
Композитор создал девять симфоний, 11 увертюр, пять концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, две мессы, одну оперу. Камерная музыка Бетховена включает 32 фортепианные сонаты (не считая шести юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, семь фортепианных трио, а также много других ансамблей — струнные трио, септет для смешанного состава. Его вокальное наследие состоит из песен, свыше 70 хоров, канонов.
26 марта 1827 года Людвиг ван Бетховен скончался в Вене от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой.
Композитор похоронен на Центральном кладбище Вены.
Традиции Бетховена восприняли и продолжили композиторы Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Антон Брукнер, Густав Малер, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы — Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон Веберн.
С 1889 года в Бонне в доме, в котором родился композитор, открыт музей.
В Вене Людвигу ван Бетховену посвящены три дома-музея, установлены два памятника.
Музей Бетховена также открыт в замке Брунсвик в Венгрии. В свое время композитор был дружен с семьей Брунсвик, часто приезжал в Венгрию и останавливался в их доме. Он был поочередно влюблен в двух своих учениц из рода Брунсвиков — Джульетту и Терезу, но ни одно из увлечений не окончилось браком.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Бетховен Людвиг Ван
Людвиг Ван Бетховен родился предположительно 16 декабря 1770 года в городе Бонне в Кельнском электорате, княжестве Священной Римской империи. Хотя точная дата его рождения неизвестна, Бетховен был крещен 17 декабря 1770 года.
Согласно закону и обычаям, дети в то время крестились в течение 24 часов после рождения, поэтому 16 декабря является его наиболее вероятной датой рождения. Однако сам Бетховен ошибочно полагал, что он родился спустя два года, в 1772 году, и упорно настаивал на неправильной дате, даже если ему предоставлялись официальные документы, которые были вне всяких сомнений подлинными и подтверждали, что 1770 год был его истинным годом рождения.
Семья
У Бетховена было два младших брата: Каспар, родившийся в 1774 году, и Иоганн, родившийся в 1776 году. Мать Бетховена, Мария Магдалина ван Бетховен, была стройной, благородной и глубоко интеллигентной женщиной. Его отец, Иоганн ван Бетховен, был посредственным придворным певцом, более известным своим алкоголизмом, чем какими-либо музыкальными способностями. Однако дед Бетховена, крестный отец и тезка, капельмейстер Людвиг ван Бетховен, был самым преуспевающим и выдающимся музыкантом Бонна, источником бесконечной гордости для молодого Людвига.
Где-то между рождением его двух младших братьев отец Бетховена начал преподавать ему музыку, с необычайной строгостью и жестокостью. Это отложилось у него в памяти на всю жизнь.
Соседи рассказывали о маленьком мальчике, который плакал, когда он играл на клавир, стоял на цыпочках, чтобы достать ключи, а отец избивал его за каждое колебание или ошибку.
Почти каждый день Бетховена пороли, закрывали в подвале и лишали сна, чтобы дополнительно попрактиковаться в музыке. Он изучал скрипку и клавир со своим отцом, а также брал дополнительные уроки у органистов по всему городу. Вне зависимости от драконовских методов своего отца, Бетховен был поразительно талантливым музыкантом с самых ранних дней.
Образование
Надеясь, что его маленький сын будет признан музыкальным вундеркиндом в духе Вольфганга Моцарта, отец Бетховена организовал его первый публичный концерт 26 марта 1778 года. Он объявил его как «маленький сын 6 лет» (возраст Моцарта, когда он дебютировал для императрицы Марии) хотя ему было фактически 7 лет, Бетховен играл впечатляюще, но его сольный концерт не получил того признания, которого ожидал отец.
Тем временем музыкальный вундеркинд посещал латинскую начальную школу под названием Tirocinium, где его одноклассник сказал спустя годы: «Не было обнаружено никаких признаков той гениальной искры, которая впоследствии так ярко светилась в нем».
В 1781 году, в возрасте 10 лет, Бетховен покинул школу, чтобы полностью посвятить себя музыке и учиться у Кристиана Готтлоба Неефе, недавно назначенного придворного органиста. Нееф представил Бетховена Иоганну Себастьяну Баху, и в возрасте 12 лет Бетховен опубликовал свою первую композицию, набор фортепианных вариаций в честь неизвестного классического композитора по имени Дресслер.
В 1784 году, когда его отец стал еще больше пить, а голос стал ухудшаться, отец Бетховена уже не мог содержать семью, и Людвиг ван Бетховен попросил официального назначения на должность помощника судебного исполнителя. Несмотря на молодость, его просьба была принята, и Бетховен был зачислен в штат со скромной годовой заработной платой в 150 флоринов.
Бетховен и Моцарт
Есть только предположения и неубедительные доказательства того, что Бетховен когда-либо встречался с Моцартом, не говоря уже о том, чтобы учиться у него. Чтобы облегчить его музыкальное развитие, в 1787 году Бетховен отправился в Вену, европейскую столицу культуры и музыки, где он надеялся все-таки учиться у Моцарта.
Говорят, что, услышав о Бетховене, Моцарт сказал:
«Следите за ним; когда-нибудь он даст миру то, о чем потом будут долго говорить».
Всего через несколько недель после приезда в Вену, Людвиг узнал, что его мать заболела, и он вернулся домой в Бонн. Оставшись там, Бетховен продолжал завоевывать репутацию самого многообещающего молодого придворного музыканта города.
Ранняя карьера
Когда император Священной Римской империи Иосиф II умер в 1790 году, 19-летний Бетховен получил огромную честь составить музыкальный мемориал в его честь. По причинам, которые остаются неясными, композиция Бетховена никогда не исполнялась, и большинство полагало, что молодой музыкант оказался не в состоянии справиться с этой задачей.
Однако более века спустя Иоганнес Брамс обнаружил, что Бетховен на самом деле написал «красивую и благородную» музыкальную пьесу под названием «Кантата о смерти императора Иосифа II». В настоящее время это считается его самым ранним шедевром.
Бетховен и Гайдн
В 1792 году, когда французские революционные силы переправились через Рейнскую область в Кельнский электорат, Бетховен решил снова покинуть свой родной город и направиться в Вену. Моцарт скончался годом ранее, оставив теперь Джозефа Гайдна первым величайшим композитором.
В то время Гайдн жил в Вене, и именно у Гайдна молодой Бетховен теперь собирался учиться. В Вене Бетховен от всего сердца посвятил себя изучению музыки у самых выдающихся музыкантов того времени. Он изучал фортепиано с Гайдном, вокальную композицию с Антонио Сальери и контрапункт с Иоганном Альбрехтсбергером. Еще не известный как композитор, Бетховен быстро зарекомендовал себя как виртуозный пианист, который был особенно искусен в импровизации.
Дебютное выступление
Бетховен завоевал много покровителей среди богатых и именитых граждан венской аристократии, которые предоставили ему жилье и средства, позволив Бетховену в 1794 году разорвать все связи с электоратом Кельна. У Бетховена наконец состоялся долгожданный публичный дебют в Вене 29 марта 1795 года.
Первой весной нового века, 2 апреля 1800 года, Бетховен дебютировал со своей симфонией № 1 до мажор в Королевском императорском театре в Вене. Хотя Бетховен будет ненавидеть эту пьесу:
Изящная и мелодичная симфония, тем не менее, сделала его одним из самых знаменитых композиторов Европы.
По мере развития нового века Бетховен сочинял произведения за произведением, которые отмечали его как искусного композитора, достигшего своей музыкальной зрелости. Его «Шесть струнных квартетов», опубликованные в 1801 году, демонстрируют полное владение этой самой сложной и заветной из венских форм, разработанных Моцартом и Гайдном.
Бетховен также написал «Существа Прометея» в 1801 году, дико популярный балет, который ставился в 27 спектаклях в Императорском придворном театре. Примерно в то же время Бетховен обнаружил, что он теряет слух.
Личная жизнь
В течение многих лет ходили слухи о том, что Бетховен имел африканское происхождение. Эти необоснованные предположения могут основываться на темном цвете лица Бетховена или на том факте, что его предки происходили из региона Европы, в который когда-то вторглись испанцы, а мавры из северной Африки были частью испанской культуры. Однако никто при жизни Бетховена не называл композитора мавританцем или африканцем, и слухи о том, что он был чернокожим, в значительной степени опровергаются историками.
Был ли Бетховен глухим?
В то же время, когда Бетховен сочинял некоторые из своих самых бессмертных произведений, он изо всех сил пытался смириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох.
На рубеже 19-го века Бетховен изо всех сил пытался разобрать слова, которые ему были сказаны в разговоре.
Бетховен раскрылся в душераздирающем письме 1801 года своему другу Францу Вегелеру:
«Я должен признаться, что я веду жалкую жизнь. В течение почти двух лет я перестал посещать какие-либо социальные общества, просто потому, что считаю невозможным сказать людям: Я глухой. Если бы у меня была другая профессия, я мог бы справиться со своей немощью, но в моей профессии это ужасный недостаток».
Завет Хайлигенштадта
Временами, доведенные до крайности меланхолией своим недугом, Бетховен описал свое отчаяние в длинной и пронзительной записке. Она датирована 6 октября 1802 года и упоминается как «Завет Хейлигенштадта». В ней говорится:
Почти чудесным образом, несмотря на свою быстро прогрессирующую глухоту, Бетховен продолжал сочинять в бешеном темпе.
С 1803 по 1812 год, который известен как «средний» или «героический» период, он сочинил оперу, шесть симфоний, четыре сольных концерта, пять струнных квартетов, шесть струнных сонат, семь фортепианных сонат, пять комплектов фортепианных вариаций, четыре увертюры, четыре трио, два секстета и 72 песни.
Лунная соната
Самыми известными среди них были незабвенная Лунная соната, симфонии № 3-8, скрипичная соната Кройцера и Фиделио, его единственная опера.
Превосходно сложная, оригинальная и красивая музыка, созданная в этот период жизни Бетховена не имеет аналогов ни у одного другого композитора в истории.
Уход из жизни
Бетховен скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет от постгепатитического цирроза печени.
Вскрытие также дало подсказки о причинах его глухоты: артериальная болезнь, вместе с тифом, которым он переболел летом 1796 года, но вылечился, дали осложнения на слуховой аппарат.
Ученые, анализирующие оставшийся фрагмент черепа Бетховена, отметили высокий уровень содержания свинца и предположили, что причина смерти была от отравления им, но эта теория была в значительной степени дискредитирована.
Какую оперу написал бетховен
Л. Бетховен опера «Фиделио»
4 увертюры и 18 вариантов арии главной героини, 11 лет работы над оперой и 3 ее редакции… За этими цифрами стоит гений одного из лучших композиторов в истории человечества, Людвига ван Бетховена , которому высокой ценой достался успех его единственной оперы. Но именно поэтому «Фиделио» стал самым любимым его сочинением.
Краткое содержание оперы Бетховен «Фиделио» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
Голос
Описание
Краткое содержание «Фиделио»
Жакино уже принят в доме своей возлюбленной, Марселины, как зять. Однако девушка в последнее время заметно к нему охладела. Это связано с появлением у Рокко нового помощника, Фиделио, в которого Марселина влюбилась без памяти. Она даже не представляет себе, что Фиделио – это переодетая мужчиной Леонора, пришедшая в тюрьму для того, чтобы найти и освободить своего мужа, Флорестана, который оказался в заключении из-за политических разногласий с Пизарро.
Дон Фернандо зачитывает указ о помиловании политических заключенных, а Пизарро, напротив, уводят в камеру. Все восхищены поступком Леоноры и прославляют любовь.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
80 мин. | 60 мин. |
Интересные факты
Популярные арии номера из оперы «Фиделио»
История создания и постановок «Фиделио»
Работал Бетховен весьма интенсивно и до предела самокритично. Он писал и множество раз переписывал арии, дуэты и сцены, доводя их до совершенства. Через два года, 20 ноября 1805, состоялась премьера – но это был далеко не конец истории создания «Фиделио», а едва ли не ее начало…
В 1805 году Бетховен был уже известным композитором. Как же могло произойти, что премьера первой оперы (о том, что она будет единственной, тогда, разумеется, еще никто не знал) под его самоличным управлением обернулась полным провалом, а через три представления «Фиделио» был и вовсе снят с репертуара? Дело в том, что Европа тех лет переживала реальные события, несравнимые ни с одной театральной постановкой. Буквально за несколько дней до премьеры в Вене обосновались наполеоновские войска, многие горожане покинули свои дома, а остальным было совсем не до оперы. В итоге в зале сидели французские офицеры, некоторые критики, но пустые кресла все равно преобладали. На самом деле премьера должна была состояться двумя месяцами ранее, но ее запретила цензура. Театру и композитору удалось отстоять свое детище – но благоприятное время оказалось упущено.
Несмотря на всеобщее неодобрение новой работы Бетховена, его друзья все же уговорили вспыльчивого маэстро ее доработать. Начали с либретто, С. Брейнинг его значительно сократил, из трех актов оставив два. Бетховен написал новую увертюру, переделки коснулись почти всех сцен. 29 марта 1806 года эта редакция увидела подмостки «Ан дер Вин», но на сей раз было дано всего лишь два спектакля. «Фиделио» вновь не задержался в репертуаре, но уже не по причине того, что никому не понравился, напротив, публика его приняла с интересом, а по причине низких сборов. Владелец театра заявил, что музыка Бетховена сложна для восприятия, поэтому продажа билетов на «Фиделио» уступает любой опере Моцарта . Темпераментному маэстро это заявление не пришлось по душе, и он отозвал свою партитуру из театра.
Несколько лет о творении Бетховена никто не вспоминал, пока в 1814 году басы Венской оперы не решили устроить свой бенефис, под который идеально подходил «Фиделио» с его тремя центральными басовыми партиями. Режиссер театра Георг Фридрих Трейчке еще раз переделывает либретто, а композитор вновь глобально и детально переписывает номера оперы – некоторые просто дорабатывая, а некоторые, увертюру, например, создавая заново. 20 мая 1814 года «Фиделио» обрел заслуженный успех, который был превзойден постановкой 1822 года, последней при жизни Бетховена.
Российская публика познакомилась с оперой в 1819 году в Петербурге, где ее исполнили немецкие солисты. 5 апреля 1879 года опера прозвучала в Москве на русском языке, а императорские театры взяли ее в репертуар только в 1905 – премьера в Мариинском театре прошла 29 сентября.
Настоящий бум постановок «Фиделио» пережил после Второй мировой войны, когда большинство европейских оперных театров открыли этим музыкальным символом борьбы с тиранией свой первый сезон в мирное время.
Экранизации и музыка «Фиделио» в кинофильмах
Среди невероятного количества фильмов, где использована музыка Бетховена (их больше 1000) есть и те, в которых звучат мелодии «Фиделио»:
Известные экранизации оперы:
Несомненно, главной любовью в жизни Бетховена была инструментальная музыка. Именно страстное желание сочинять симфонии, сонаты и концерты, а вовсе не отсутствие достойного либретто, явилось истинной причиной того, почему опера «Фиделио» так и осталась единственной в творческой биографии немецкого гения.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Л. Бетховен «Фиделио»